ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 4. С. 277-281. УДК 372.851
В.Г. Турманидзе, Т.В. Синельникова, А.В. Турманидзе
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ БАДМИНТОНОМ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Представлены данные исследований по применению средств бадминтона в качестве повышения функционального состояния человека, его работоспособности и главным образом в плане профилактики и коррекции близорукости у лиц, обучающихся в образовательных учреждениях. Установлено, что разработанная методика построения и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий по бадминтону на занятиях по физической культуре для лиц с нарушением зрения позволила значительно повысить все изучаемые показатели.
Ключевые слова: бадминтон, лица с нарушением зрения, физкультурно-оздоровительные мероприятия, игра, зрение, близорукость, волан, врожденная миопия, приобретенная миопия, наследственная миопия.
Исследования многих авторов доказывают, что бадминтон является эффективным средством для поддержания здорового образа жизни, повышения функционального состояния человека и его работоспособности.
Занятия бадминтоном позволяют разносторонне воздействовать на организм человека, развивают силу, выносливость, координацию и быстроту движений, улучшают подвижность в суставах, способствуют приобретению широкого круга двигательных навыков, воспитывают волевые качества [1; 2].
Бадминтон не только по самой высокой мерке удовлетворяет потребность организма в нагрузке через движение, но и позволяет, в силу игрового характера, достигать совершенства движений меньшими усилиями над собой.
Игра является своего рода компенсатором неблагоприятного воздействия труда на человека, особенно для обучающихся с довольно узким характером движений, неподвижной позой в течение учебного дня. Бадминтон, давая основательную нагрузку всем группам мышц, всем системам организма, создает значительный биологический резерв высокой работоспособности. Организм человека, занимающегося бадминтоном, более быстро включается в оптимальный режим работы, а следовательно, у такого человека и более высокая работоспособность. Таким образом, бадминтон в плане двигательных навыков учит «умению уметь», даёт своеобразную общую «технологию» осуществления трудовых движений, создаёт запас двигательных навыков, необходимую физическую и психологическую готовность к более быстрому и успешному овладению новыми знаниями, основанными на точных двигательных навыках [3].
Игра прельщает тем, что предоставляет богатые возможности переключиться с одной умственной деятельности на другую - спортивную. Бадминтон является своеобразным средством перемены рода деятельности по закону перемены труда, плодотворного для жизнедеятельности человека.
Бадминтон - это не просто интересная и увлекательная игра, это еще и средство восстановления сенсорной системы человека, в частности органа зрения. Исследования ФГУ «Московский НИИ глазных болезней им. Гельмгольца» подтверждают благотворное воздействие бадминтона для профилактики возникновения и прогрессирования миопии [5].
© В.Г. Турманидзе, Т.В. Синельникова, А.В. Турманидзе, 2013
Зрение - самый мощный источник информации о внешнем мире. 85-90 % информации поступает в мозг через зрительный анализатор (глаз), и частичное или глубокое нарушение его функции вызывает ряд осложнений в физическом и даже психологическом состоянии обучающихся.
За последние десятилетия число лиц, страдающих близорукостью, значительно возросло. Люди в очках стали неотъемлемой приметой современной жизни: всего в мире очки носят около 1 миллиарда человек. Близорукость присуща в основном молодым. Так, по данным разных авторов, близорукость у школьников колеблется от 2,3 до 16,2 % и более. У студентов вузов этот процент ещё выше. И хотя довольно большое значение в развитии миопии имеет наследственный фактор, он далеко не всегда является определяющим.
Наследственность играет ключевую роль в развитии близорукости, но наследуется не само заболевание, а предрасположенность к его появлению.
В литературе [1; 6; 8] отмечается, что близорукость в 4 раза чаще встречается в тех семьях, где она прослеживалась в ряде поколений, т. е. на возникновение близорукости могут влиять наследственность, перенесенные заболевания, неблагоприятные условия зрительной работы на близком расстоянии. Близорукость имеет достаточно широкое распространение и обусловлена повышенными зрительными нагрузками, социальными и географическими аспектами [8]. При этом отмечается, что у обучающихся, слабо развитых физически, близорукость развивается чаще и быстрее прогрессирует, чем у лиц, занимающихся физической культурой.
При ограничении физической активности у близоруких людей наблюдается ухудшение кровоснабжения различных органов, в том числе глаз, и ухудшение способности к аккомодации. Уменьшение общей физической активности и гиподинамия в сочетании со значительными зрительными нагрузками, часто встречающаяся у школьников и студентов, способствует развитию и про-грессированию близорукости. Для профилактики возникновения и лечения миопии у детей и молодежи показано сочетание физических упражнений, направленных на общее развитие, со специальными упражнениями, улучшающими кровоснабжение глаз и вызывающими укрепление цилиарной мышцы.
Для профилактики близорукости и приостановления ее прогрессирования многие авторы [6; 7] рекомендуют следующий комплекс мероприятий:
• общее укрепление организма;
• активизацию функции дыхательной и сердечнососудистой системы;
• укрепление мышечно-связочного аппарата глаза;
• улучшения деятельности мышц глаза и
др.
В специальных исследованиях [6; 7] отмечается, что в условиях специального обучения, под воздействием подвижных и спортивных игр у занимающихся улучшается зрительный и осязательный контроль за выполнением движений.
На базе ОмГУ им. Ф.М. Достоевского с сентября 2011 г. по апрель 2013 г. было проведено исследование на занятиях по дисциплине «Физическая культура» для обучающихся в специальной медицинской группе (СМГ) с нарушением зрения, в частности с близорукостью слабой, средней и высокой степеней.
Построение учебного процесса было ориентировано на общепринятые рекомендации проведение занятий в СМГ для лиц с нарушением зрения. На основе предварительных исследований нами была уточнена методика построения занятий по физической культуре средствами бадминтона, которая показывает, что простота, доступность дают возможность заниматься бадминтоном лицам любого пола и возраста, используя для этого площадки или местность. Широкая возможность вариативности нагрузки позволяет использовать бадминтон как реабилитационное средство, в том числе и для лиц с нарушением зрения.
Для проведения педагогического эксперимента обучающиеся были скомплектованы в две контрольные группы и в две экспериментальные, по 8 человек в каждой, примерно одинаковых по антропометрическим данным и по равному количеству девушек и юношей в каждой группе в возрасте 17-20 лет. Одну из контрольных групп составляли обучающиеся с нарушением зрения, имеющие наследственную и врожденную близорукость, другую - лица с приобретенной миопией. Аналогичное деление было и в экспериментальных группах. Обучающиеся контрольной и экспериментальной групп занимались по единому учебному плану по дисциплине «Физическая культура» посредством бадминтона, которые, в свою очередь, использовали средства бадминтона на занятиях по физической культуре в контрольных группах по общепринятой методике [1-4], а в экспериментальных группах -по предложенной нами методике. Занятия по физической культуре с применением средств бадминтона проводились 1 раз в неделю во всех изучаемых нами группах.
Методика проведения занятий по физической культуре средствами бадминтона для контрольных групп ориентировалась на общепринятую методику обучения бадминтону на начальном этапе, которая включала в себя подготовительную, основную и заключительные части занятий.
В подготовительной части занятий большое внимание уделяли общеразвиваю-щим упражнениям на месте, включая все группы мышц, акцент на шейный и позвоночный отдел, запястье и кисть. Далее -ходьба на носках, на пятках, внутренней и внешней части стопы, подъемы с пятки на носок, вытягивая руки и голову вверх, дыхательные упражнения и упражнения на гибкость, пресс и силу.
Основная часть занятий включала в себя специальные упражнения средствами бадминтона: изучение хвата ракетки, набивание волана открытой и закрытой стороной ракетки, изучение подач и разнообразных ударов ракеткой по волану, перемещение по площадке приставным, крестным и простым шагом. Изучались и отрабатывались разнообразные комбинации - как короткие, так и длинные - в парах и в тройках. В тренировочном процессе большое внимание уделялось игровым действиям обучающихся (одиночных и в парных категориях).
Заключительная часть занятий включала в себя упражнение на гибкость и восстановление частоты сердечных сокращений.
В экспериментальных группах проведение занятий по физической культуре средствами бадминтона отличалось только в основной части. Были подобраны специальные упражнения предварительно разработанной методики обучения игре в бадминтон на начальном этапе для лиц с нарушением зрения. Особое внимание уделялось приобретению навыков по использованию упражнений для развития чувства волана, которые заключались в подборе индивидуальных и групповых упражнений с одним или двумя воланами. Исходное положение в большинстве упражнений - стойка с двумя воланами (в каждой руке по волану), удерживание их перед собой за головку. Упражнения подбирались в следующей последовательности:
а) индивидуальные упражнения с воланом;
б) индивидуальные упражнения с двумя воланами;
в) парные упражнения с воланом;
г) парные упражнения с двумя воланами.
Подбор таких упражнений не только повышает плотность занятий, но и увеличивает количество движений, выполняемых каждой рукой, которая, в свою очередь, развивает гармонично правую и левую части тела, учит быстро переключать внимание (взгляд) с одного объекта на другой, развивает быстроту и ловкость. Перед каждым обучающимся ставилась задача во всех упражнениях максимально быстро переводить взгляд с одного волана на другой. Необходимо отметить, что все упражнения выполнялись в соревновательном режиме, кото-
рые, в свою очередь, повышали интерес к выполняемым упражнениям и к физической культуре в целом. После изучения хвата ракетки переходили к набиванию воздушных шаров диаметром не более 20 см, а только затем - к многочисленным упражнениям по набиванию и ловле волана открытой и закрытой сторонами ракетки. При выполнении этих упражнений особое внимание уделялось работе в парах по набиванию и передаче воланов в полете друг другу во время выполнения задания. Изучались подачи и разнообразные удары ракеткой по волану в тройках, когда один набрасывает волан, другой выполняет удар, третий ловит волан и бросает его в условную мишень, затем происходила смена по круговой системе. Упражнения в перемещении по площадке выполнялась в парах: приставным, крестным и простым шагом. Перед учениками стояла задача внимательно следить друг за другом, чтобы не задеть и не столкнуться между собой. После изучения основных ударов по волану сверху и снизу экспериментальные группы делились поровну. Одна группа - на правой стороне площадки, другая - на противоположной. Студенты строились друг за другом на задней линии для выполнения игровых действий, поочередно выполняли разнообразные удары по волану в соревновательном режиме, после совершенствования игры упражнение усложнялось (с потерей ракетки при ошибке команды, по очередной смене сторон после нанесения удара и т. д.).
Для оценки эффективности разработанной нами методики мы определили 3 блока показателей, оценивающих состояние различных систем организма студентов. В 1-й блок вошли показатели оценки функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Во 2-й блок мы включили показатели физической подготовленности занимающихся, и наконец, 3-й блок состоял из технических приемов бадминтона.
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют, что перед началом занятий по бадминтону обучающиеся 4-х групп по изучаемым нами показателям всех 3-х блоков не различались, что указывало на однородность сравниваемых групп и на возможности их последующего анализа. Анализируя данные функционального состояния дыхательной системы на примере теста «Проба Штанге» до и после проведения педагогического эксперимента, мы выявили, что как в контрольных, так и в экспериментальных группах произошли положительные изменения изучаемых показателей. В то же время, как видно на рис. 1 и 2, у лиц, имеющих наследственную и врожденную близорукость, и лиц с приобретенной миопией, занимающихся по разработанной нами методике, прирост показателей выше, что говорит о применении более эффективных
средств и методов, влияющих на состояние дыхательной системы испытуемых.
После анализа данных оценки адаптации сердечно-сосудистой системы было выявлено, что до проведения педагогического эксперимента процент неудовлетворительной и удовлетворительной оценки колебался во всех изучаемых нами группах от 67 % до 85 %. После проведения педагогического эксперимента повысился процент отличной и хорошей оценки как в контрольных (К1 -20 %, К2 - 18 %), так и в экспериментальных (Э1 - 28 %, Э2 - 33 %) группах. Оценивая функциональное состояние сердечнососудистой системы, мы увидели, что в экспериментальных группах улучшение показателей достоверно выше, чем в контрольных. Поэтому можно сделать заключение, что разработанная нами методика более эффективна, чем традиционная методика, и в плане положительного влияния на адаптацию сердечно-сосудистой системы лиц с нарушением зрения.
После проведения педагогического эксперимента во всех изучаемых нами группах
произошли статистически достоверные изменения по уровню физической подготовленности и выполнению технических приемов бадминтона. Но в то же время в экспериментальных группах прирост показателей очевидно выше, чем в контрольных. После сравнения данные лиц с врожденной и наследственной миопией и обучающихся с приобретенной близорукостью было выявлено, что до проведения эксперимента у последних результаты как в контрольных, так и в экспериментальных группах во всех изучаемых нами показателях выше. Это, на наш взгляд, связано с тем, что лица с врожденной и наследственной близорукостью изначально отстают по уровню физической подготовленности от сверстников с приобретенной близорукостью, что подтверждают и многочисленные исследования.
Результаты обследования у врачей показали улучшение не только деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы студентов, но и зрения. Особенно хорошо видны сдвиги у 2-й экспериментальной группы.
60
50
40 30 20 10
До эксперимента
После 1-го семестра
После 2-го семестра
После 3-го семестра
Рис. 1. Динамика показателей функционального состояния дыхательной системы (тест «Проба Штанге») у лиц, имеющих наследственную и врожденную близорукость, и лиц с приобретенной миопией контрольных групп
0
60
50 40 30 20 10
До эксперимента
0Э1 ЕЗЭ2
После 1-го семестра После 2-го семестра После 3-го семестра
Рис. 2. Динамика показателей функционального состояния дыхательной системы (тест «Проба Штанге») у лиц, имеющих наследственную и врожденную близорукость, и лиц с приобретенной миопией экспериментальных групп
0
Таким образом, проведенные нами исследования позволили уточнить и дополнить содержание программы по физической культуре для лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, которое может быть определено как совокупность специально подобранных упражнений средствами бадминтона, направленных на повышение физической подготовленности, коррекцию и профилактику нарушений зрения, расширение адаптационных возможностей организма и в целом на улучшение здоровья. Уникальность разработанной нами методики заключалась в применении принципа постепенности, в частности, на начальном этапе обучения исключались такие упражнения, как удары по волану в прыжке, быстрые перемещения по площадке и непосредственно игры в бадминтон, что особенно актуально для лиц с нарушением зрения. Особое внимание на занятиях при выполнении упражнений лицами с нарушением зрения уделялось слежению за перемещением воланов, что положительно сказалась на результатах нашего исследования. Применение разработанной нами методики способствовало, с одной стороны, улучшению здоровья студентов за счёт повышения функциональных резервов, а с другой стороны -
сохранению и улучшению зрения, а также
предупреждению развития близорукости.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Щербаков А.В., Щербакова Н.И. Игра в бадминтон : учеб.-метод. издание. М. : Гражданский альянс, 2009. 121 с.
[2] Мачнев В. М. Бадминтон в системе физического воспитания студенческой молодежи: метод. указ. Оренбург : ОГУ, 2003. 27 с.
[3] Турманидзе В. Г. Бадминтон на этапе начальной подготовки в вузах : учеб. пособие. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2008. 72 с.
[4] Смирнов Ю.Н. Бадминтон : учебник для вузов. 2-е изд., с измен. и доп. М. : Советский спорт, 2011. 248 с.
[5] Нероев В. В., Тарутта Е. П., Киселева Т. Н., Тарасова Н. А. Влияние занятий бадминтоном на рефракцию, аккомодацию и гемодинамику глаз с миопией // Медицина для спорта - 2012 : матер. II Всерос. конгресса с Междунар. участием / Московский НИИ глазных болезней им. Гельмгольца» ; Минздравсоцразвития России. М., 2012.
[6] Демирчоглан Г. Т. Как сохранить и улучшить зрение. Донецк, 1997. 185 с.
[7] Частные методики адаптивной физической культуры : учеб. пособие / под ред. Л. В. Шап-ковой. М. : Советский спорт, 2004. 464 с.
[8] Турманидзе В.Г.., Турманидзе А.В. Учимся играть в бадминтон. М. : Чистые пруды, 2009. 32 с.