Научная статья на тему 'Влияние занятий бадминтоном на уровень физической подготовленности, функциональных возможностей и физического здоровья лиц с нарушением зрения, обучающихся в образовательных учреждениях'

Влияние занятий бадминтоном на уровень физической подготовленности, функциональных возможностей и физического здоровья лиц с нарушением зрения, обучающихся в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1859
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАДМИНТОН / ЛИЦА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ИГРА / ЗРЕНИЕ / БЛИЗОРУКОСТЬ / ВОЛАН / ВРОЖДЕННАЯ МИОПИЯ / ПРИОБРЕТЕННАЯ МИОПИЯ / НАСЛЕДСТВЕННАЯ МИОПИЯ / BADMINTON / PEOPLE WITH VISUAL IMPAIRMENTS / PHYSICAL AND RECREATIONAL ACTIVITIES / PLAY / VISION / MYOPIA / SHUTTLECOCK / CONGENITAL / ACQUIRED / HEREDITARY MYOPIA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Турманидзе В. Г., Синельникова Т. В., Турманидзе А. В.

Представлены данные исследований по применению средств бадминтона в качестве повышения функционального состояния человека, его работоспособности и главным образом в плане профилактики и коррекции близорукости у лиц, обучающихся в образовательных учреждениях. Установлено, что разработанная методика построения и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий по бадминтону на занятиях по физической культуре для лиц с нарушением зрения позволила значительно повысить все изучаемые показатели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of badminton at the level of physical training, functional capacity and physical health of people with visual impairment in educational institutions

The article presents research results on the use of badminton games to improve functions of the human condition, and its work capacity mainly in terms of prevention and correction of myopia among students of educational institutions. It is established that we have developed a technique to organize badminton games in the physical education classes for the visually impaired persons

Текст научной работы на тему «Влияние занятий бадминтоном на уровень физической подготовленности, функциональных возможностей и физического здоровья лиц с нарушением зрения, обучающихся в образовательных учреждениях»

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 4. С. 277-281. УДК 372.851

В.Г. Турманидзе, Т.В. Синельникова, А.В. Турманидзе

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ БАДМИНТОНОМ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Представлены данные исследований по применению средств бадминтона в качестве повышения функционального состояния человека, его работоспособности и главным образом в плане профилактики и коррекции близорукости у лиц, обучающихся в образовательных учреждениях. Установлено, что разработанная методика построения и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий по бадминтону на занятиях по физической культуре для лиц с нарушением зрения позволила значительно повысить все изучаемые показатели.

Ключевые слова: бадминтон, лица с нарушением зрения, физкультурно-оздоровительные мероприятия, игра, зрение, близорукость, волан, врожденная миопия, приобретенная миопия, наследственная миопия.

Исследования многих авторов доказывают, что бадминтон является эффективным средством для поддержания здорового образа жизни, повышения функционального состояния человека и его работоспособности.

Занятия бадминтоном позволяют разносторонне воздействовать на организм человека, развивают силу, выносливость, координацию и быстроту движений, улучшают подвижность в суставах, способствуют приобретению широкого круга двигательных навыков, воспитывают волевые качества [1; 2].

Бадминтон не только по самой высокой мерке удовлетворяет потребность организма в нагрузке через движение, но и позволяет, в силу игрового характера, достигать совершенства движений меньшими усилиями над собой.

Игра является своего рода компенсатором неблагоприятного воздействия труда на человека, особенно для обучающихся с довольно узким характером движений, неподвижной позой в течение учебного дня. Бадминтон, давая основательную нагрузку всем группам мышц, всем системам организма, создает значительный биологический резерв высокой работоспособности. Организм человека, занимающегося бадминтоном, более быстро включается в оптимальный режим работы, а следовательно, у такого человека и более высокая работоспособность. Таким образом, бадминтон в плане двигательных навыков учит «умению уметь», даёт своеобразную общую «технологию» осуществления трудовых движений, создаёт запас двигательных навыков, необходимую физическую и психологическую готовность к более быстрому и успешному овладению новыми знаниями, основанными на точных двигательных навыках [3].

Игра прельщает тем, что предоставляет богатые возможности переключиться с одной умственной деятельности на другую - спортивную. Бадминтон является своеобразным средством перемены рода деятельности по закону перемены труда, плодотворного для жизнедеятельности человека.

Бадминтон - это не просто интересная и увлекательная игра, это еще и средство восстановления сенсорной системы человека, в частности органа зрения. Исследования ФГУ «Московский НИИ глазных болезней им. Гельмгольца» подтверждают благотворное воздействие бадминтона для профилактики возникновения и прогрессирования миопии [5].

© В.Г. Турманидзе, Т.В. Синельникова, А.В. Турманидзе, 2013

Зрение - самый мощный источник информации о внешнем мире. 85-90 % информации поступает в мозг через зрительный анализатор (глаз), и частичное или глубокое нарушение его функции вызывает ряд осложнений в физическом и даже психологическом состоянии обучающихся.

За последние десятилетия число лиц, страдающих близорукостью, значительно возросло. Люди в очках стали неотъемлемой приметой современной жизни: всего в мире очки носят около 1 миллиарда человек. Близорукость присуща в основном молодым. Так, по данным разных авторов, близорукость у школьников колеблется от 2,3 до 16,2 % и более. У студентов вузов этот процент ещё выше. И хотя довольно большое значение в развитии миопии имеет наследственный фактор, он далеко не всегда является определяющим.

Наследственность играет ключевую роль в развитии близорукости, но наследуется не само заболевание, а предрасположенность к его появлению.

В литературе [1; 6; 8] отмечается, что близорукость в 4 раза чаще встречается в тех семьях, где она прослеживалась в ряде поколений, т. е. на возникновение близорукости могут влиять наследственность, перенесенные заболевания, неблагоприятные условия зрительной работы на близком расстоянии. Близорукость имеет достаточно широкое распространение и обусловлена повышенными зрительными нагрузками, социальными и географическими аспектами [8]. При этом отмечается, что у обучающихся, слабо развитых физически, близорукость развивается чаще и быстрее прогрессирует, чем у лиц, занимающихся физической культурой.

При ограничении физической активности у близоруких людей наблюдается ухудшение кровоснабжения различных органов, в том числе глаз, и ухудшение способности к аккомодации. Уменьшение общей физической активности и гиподинамия в сочетании со значительными зрительными нагрузками, часто встречающаяся у школьников и студентов, способствует развитию и про-грессированию близорукости. Для профилактики возникновения и лечения миопии у детей и молодежи показано сочетание физических упражнений, направленных на общее развитие, со специальными упражнениями, улучшающими кровоснабжение глаз и вызывающими укрепление цилиарной мышцы.

Для профилактики близорукости и приостановления ее прогрессирования многие авторы [6; 7] рекомендуют следующий комплекс мероприятий:

• общее укрепление организма;

• активизацию функции дыхательной и сердечнососудистой системы;

• укрепление мышечно-связочного аппарата глаза;

• улучшения деятельности мышц глаза и

др.

В специальных исследованиях [6; 7] отмечается, что в условиях специального обучения, под воздействием подвижных и спортивных игр у занимающихся улучшается зрительный и осязательный контроль за выполнением движений.

На базе ОмГУ им. Ф.М. Достоевского с сентября 2011 г. по апрель 2013 г. было проведено исследование на занятиях по дисциплине «Физическая культура» для обучающихся в специальной медицинской группе (СМГ) с нарушением зрения, в частности с близорукостью слабой, средней и высокой степеней.

Построение учебного процесса было ориентировано на общепринятые рекомендации проведение занятий в СМГ для лиц с нарушением зрения. На основе предварительных исследований нами была уточнена методика построения занятий по физической культуре средствами бадминтона, которая показывает, что простота, доступность дают возможность заниматься бадминтоном лицам любого пола и возраста, используя для этого площадки или местность. Широкая возможность вариативности нагрузки позволяет использовать бадминтон как реабилитационное средство, в том числе и для лиц с нарушением зрения.

Для проведения педагогического эксперимента обучающиеся были скомплектованы в две контрольные группы и в две экспериментальные, по 8 человек в каждой, примерно одинаковых по антропометрическим данным и по равному количеству девушек и юношей в каждой группе в возрасте 17-20 лет. Одну из контрольных групп составляли обучающиеся с нарушением зрения, имеющие наследственную и врожденную близорукость, другую - лица с приобретенной миопией. Аналогичное деление было и в экспериментальных группах. Обучающиеся контрольной и экспериментальной групп занимались по единому учебному плану по дисциплине «Физическая культура» посредством бадминтона, которые, в свою очередь, использовали средства бадминтона на занятиях по физической культуре в контрольных группах по общепринятой методике [1-4], а в экспериментальных группах -по предложенной нами методике. Занятия по физической культуре с применением средств бадминтона проводились 1 раз в неделю во всех изучаемых нами группах.

Методика проведения занятий по физической культуре средствами бадминтона для контрольных групп ориентировалась на общепринятую методику обучения бадминтону на начальном этапе, которая включала в себя подготовительную, основную и заключительные части занятий.

В подготовительной части занятий большое внимание уделяли общеразвиваю-щим упражнениям на месте, включая все группы мышц, акцент на шейный и позвоночный отдел, запястье и кисть. Далее -ходьба на носках, на пятках, внутренней и внешней части стопы, подъемы с пятки на носок, вытягивая руки и голову вверх, дыхательные упражнения и упражнения на гибкость, пресс и силу.

Основная часть занятий включала в себя специальные упражнения средствами бадминтона: изучение хвата ракетки, набивание волана открытой и закрытой стороной ракетки, изучение подач и разнообразных ударов ракеткой по волану, перемещение по площадке приставным, крестным и простым шагом. Изучались и отрабатывались разнообразные комбинации - как короткие, так и длинные - в парах и в тройках. В тренировочном процессе большое внимание уделялось игровым действиям обучающихся (одиночных и в парных категориях).

Заключительная часть занятий включала в себя упражнение на гибкость и восстановление частоты сердечных сокращений.

В экспериментальных группах проведение занятий по физической культуре средствами бадминтона отличалось только в основной части. Были подобраны специальные упражнения предварительно разработанной методики обучения игре в бадминтон на начальном этапе для лиц с нарушением зрения. Особое внимание уделялось приобретению навыков по использованию упражнений для развития чувства волана, которые заключались в подборе индивидуальных и групповых упражнений с одним или двумя воланами. Исходное положение в большинстве упражнений - стойка с двумя воланами (в каждой руке по волану), удерживание их перед собой за головку. Упражнения подбирались в следующей последовательности:

а) индивидуальные упражнения с воланом;

б) индивидуальные упражнения с двумя воланами;

в) парные упражнения с воланом;

г) парные упражнения с двумя воланами.

Подбор таких упражнений не только повышает плотность занятий, но и увеличивает количество движений, выполняемых каждой рукой, которая, в свою очередь, развивает гармонично правую и левую части тела, учит быстро переключать внимание (взгляд) с одного объекта на другой, развивает быстроту и ловкость. Перед каждым обучающимся ставилась задача во всех упражнениях максимально быстро переводить взгляд с одного волана на другой. Необходимо отметить, что все упражнения выполнялись в соревновательном режиме, кото-

рые, в свою очередь, повышали интерес к выполняемым упражнениям и к физической культуре в целом. После изучения хвата ракетки переходили к набиванию воздушных шаров диаметром не более 20 см, а только затем - к многочисленным упражнениям по набиванию и ловле волана открытой и закрытой сторонами ракетки. При выполнении этих упражнений особое внимание уделялось работе в парах по набиванию и передаче воланов в полете друг другу во время выполнения задания. Изучались подачи и разнообразные удары ракеткой по волану в тройках, когда один набрасывает волан, другой выполняет удар, третий ловит волан и бросает его в условную мишень, затем происходила смена по круговой системе. Упражнения в перемещении по площадке выполнялась в парах: приставным, крестным и простым шагом. Перед учениками стояла задача внимательно следить друг за другом, чтобы не задеть и не столкнуться между собой. После изучения основных ударов по волану сверху и снизу экспериментальные группы делились поровну. Одна группа - на правой стороне площадки, другая - на противоположной. Студенты строились друг за другом на задней линии для выполнения игровых действий, поочередно выполняли разнообразные удары по волану в соревновательном режиме, после совершенствования игры упражнение усложнялось (с потерей ракетки при ошибке команды, по очередной смене сторон после нанесения удара и т. д.).

Для оценки эффективности разработанной нами методики мы определили 3 блока показателей, оценивающих состояние различных систем организма студентов. В 1-й блок вошли показатели оценки функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Во 2-й блок мы включили показатели физической подготовленности занимающихся, и наконец, 3-й блок состоял из технических приемов бадминтона.

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют, что перед началом занятий по бадминтону обучающиеся 4-х групп по изучаемым нами показателям всех 3-х блоков не различались, что указывало на однородность сравниваемых групп и на возможности их последующего анализа. Анализируя данные функционального состояния дыхательной системы на примере теста «Проба Штанге» до и после проведения педагогического эксперимента, мы выявили, что как в контрольных, так и в экспериментальных группах произошли положительные изменения изучаемых показателей. В то же время, как видно на рис. 1 и 2, у лиц, имеющих наследственную и врожденную близорукость, и лиц с приобретенной миопией, занимающихся по разработанной нами методике, прирост показателей выше, что говорит о применении более эффективных

средств и методов, влияющих на состояние дыхательной системы испытуемых.

После анализа данных оценки адаптации сердечно-сосудистой системы было выявлено, что до проведения педагогического эксперимента процент неудовлетворительной и удовлетворительной оценки колебался во всех изучаемых нами группах от 67 % до 85 %. После проведения педагогического эксперимента повысился процент отличной и хорошей оценки как в контрольных (К1 -20 %, К2 - 18 %), так и в экспериментальных (Э1 - 28 %, Э2 - 33 %) группах. Оценивая функциональное состояние сердечнососудистой системы, мы увидели, что в экспериментальных группах улучшение показателей достоверно выше, чем в контрольных. Поэтому можно сделать заключение, что разработанная нами методика более эффективна, чем традиционная методика, и в плане положительного влияния на адаптацию сердечно-сосудистой системы лиц с нарушением зрения.

После проведения педагогического эксперимента во всех изучаемых нами группах

произошли статистически достоверные изменения по уровню физической подготовленности и выполнению технических приемов бадминтона. Но в то же время в экспериментальных группах прирост показателей очевидно выше, чем в контрольных. После сравнения данные лиц с врожденной и наследственной миопией и обучающихся с приобретенной близорукостью было выявлено, что до проведения эксперимента у последних результаты как в контрольных, так и в экспериментальных группах во всех изучаемых нами показателях выше. Это, на наш взгляд, связано с тем, что лица с врожденной и наследственной близорукостью изначально отстают по уровню физической подготовленности от сверстников с приобретенной близорукостью, что подтверждают и многочисленные исследования.

Результаты обследования у врачей показали улучшение не только деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы студентов, но и зрения. Особенно хорошо видны сдвиги у 2-й экспериментальной группы.

60

50

40 30 20 10

До эксперимента

После 1-го семестра

После 2-го семестра

После 3-го семестра

Рис. 1. Динамика показателей функционального состояния дыхательной системы (тест «Проба Штанге») у лиц, имеющих наследственную и врожденную близорукость, и лиц с приобретенной миопией контрольных групп

0

60

50 40 30 20 10

До эксперимента

0Э1 ЕЗЭ2

После 1-го семестра После 2-го семестра После 3-го семестра

Рис. 2. Динамика показателей функционального состояния дыхательной системы (тест «Проба Штанге») у лиц, имеющих наследственную и врожденную близорукость, и лиц с приобретенной миопией экспериментальных групп

0

Таким образом, проведенные нами исследования позволили уточнить и дополнить содержание программы по физической культуре для лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, которое может быть определено как совокупность специально подобранных упражнений средствами бадминтона, направленных на повышение физической подготовленности, коррекцию и профилактику нарушений зрения, расширение адаптационных возможностей организма и в целом на улучшение здоровья. Уникальность разработанной нами методики заключалась в применении принципа постепенности, в частности, на начальном этапе обучения исключались такие упражнения, как удары по волану в прыжке, быстрые перемещения по площадке и непосредственно игры в бадминтон, что особенно актуально для лиц с нарушением зрения. Особое внимание на занятиях при выполнении упражнений лицами с нарушением зрения уделялось слежению за перемещением воланов, что положительно сказалась на результатах нашего исследования. Применение разработанной нами методики способствовало, с одной стороны, улучшению здоровья студентов за счёт повышения функциональных резервов, а с другой стороны -

сохранению и улучшению зрения, а также

предупреждению развития близорукости.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Щербаков А.В., Щербакова Н.И. Игра в бадминтон : учеб.-метод. издание. М. : Гражданский альянс, 2009. 121 с.

[2] Мачнев В. М. Бадминтон в системе физического воспитания студенческой молодежи: метод. указ. Оренбург : ОГУ, 2003. 27 с.

[3] Турманидзе В. Г. Бадминтон на этапе начальной подготовки в вузах : учеб. пособие. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2008. 72 с.

[4] Смирнов Ю.Н. Бадминтон : учебник для вузов. 2-е изд., с измен. и доп. М. : Советский спорт, 2011. 248 с.

[5] Нероев В. В., Тарутта Е. П., Киселева Т. Н., Тарасова Н. А. Влияние занятий бадминтоном на рефракцию, аккомодацию и гемодинамику глаз с миопией // Медицина для спорта - 2012 : матер. II Всерос. конгресса с Междунар. участием / Московский НИИ глазных болезней им. Гельмгольца» ; Минздравсоцразвития России. М., 2012.

[6] Демирчоглан Г. Т. Как сохранить и улучшить зрение. Донецк, 1997. 185 с.

[7] Частные методики адаптивной физической культуры : учеб. пособие / под ред. Л. В. Шап-ковой. М. : Советский спорт, 2004. 464 с.

[8] Турманидзе В.Г.., Турманидзе А.В. Учимся играть в бадминтон. М. : Чистые пруды, 2009. 32 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.