Научная статья на тему 'Обновление содержания урока физической культуры на примере опыта работы МБОУ «Сахзаводская СОШ»'

Обновление содержания урока физической культуры на примере опыта работы МБОУ «Сахзаводская СОШ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
УРОК / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОПЫТ / НЕТРАДИЦИОННЫХ ВИДЫ / LESSON OF PHYSICAL CULTURE / EXPERIENCE / NON-TRADITIONAL TYPES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселева Екатерина Вячеславовна

В статье рассказывается о введении в школьные занятия по физической культуре бадминтона и катания на коньках в качестве нетрадиционных видов двигательной активности. Также предложен опыт внедрения в уроки работы со спасательным снаряжением. Проводились соревнования по данному виду среди обучающихся среднего и старшего звена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселева Екатерина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPDATING THE CONTENT OF THE LESSON OF PHYSICAL CULTURE ON THE EXAMPLE OF EXPERIENCE MBOU "SCHOOL SAKHZAVODSKAYA"

The article describes the introduction of school classes in physical education, badminton and ice-skating as a non-traditional sports. Also suggested that the experience of implementing the lessons learned from the work with rescue equipment. The competitions under this program is among students of middle and senior level.

Текст научной работы на тему «Обновление содержания урока физической культуры на примере опыта работы МБОУ «Сахзаводская СОШ»»

ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА РАБОТЫ МБОУ «САХЗАВОДСКАЯ СОШ»

UPDATING THE CONTENT OF THE LESSON OF PHYSICAL CULTURE ON THE EXAMPLE OF EXPERIENCE MBOU "SCHOOL SAKHZAVODSKAYA"

Киселева Екатерина Вячеславовна учитель физической культуры МБОУ «Сахзаводская СОШ» Орловская область, Россия

Kiseleva Ekaterina Vyacheslavovna the teacher of physical culture MBOU "School Sakhzavodskaya" Orel region, Russia

Аннотация. В статье рассказывается о введении в школьные занятия по физической культуре бадминтона и катания на коньках в качестве нетрадиционных видов двигательной активности. Также предложен опыт внедрения в уроки работы со спасательным снаряжением. Проводились соревнования по данному виду среди обучающихся среднего и старшего звена.

Abstract. The article describes the introduction of school classes in physical education, badminton and ice-skating as a non-traditional sports. Also suggested that the experience of implementing the lessons learned from the work with rescue equipment. The competitions under this program is among students of middle and senior level.

Ключевые слова: урок, физическая культура, опыт, нетрадиционных виды.

Keywords: lesson of physical culture, experience, non-traditional types.

Современный урок физкультуры - это спортивно-оздоровительное занятие, включающее в себя самые разнообразные формы работы и средства для достижения цели в освоении планируемых результатов по предмету. Программа по физкультуре предполагает приобретение УУД в области легкой атлетики, гимнастики, лыжной подготовки и традиционных спортивных игр: футбола, волейбола и баскетбола. Однако образовательные стандарты позволяют учителю изменять содержание школьной программы по физической культуре до 20%. Делается это в силу различных обстоятельств: недостаточного материально-технического обеспечения, особенностей региона, традиций, сложившихся в районе, предпочтений учителя и обучающихся, желание разнообразить программу, а в последнее время не последнюю роль играют пожелания родителей.

Проработав в школе 15 лет, получив опыт в самых разных направлениях в области физической культуры, учитывая интересы детей, материальные возможности школы и необходимости приобретения двигательных навыков

для участия в различных соревнованиях, мы внедрили в программу по физической культуре такие виды, как катание на коньках, бадминтон, настольный теннис и спортивный туризм в рамках региональной региональной инновационной площадки «Повышение качества физкультурного образования посредством нетрадиционных видов двигательной активности» [1]. Последние два вида стали особенно актуальны в последние несколько лет, в связи с малой наполняемостью детей в старших классах.

С 2006 года в связи с отсутствием лыжной базы в рабочие программы и тематические планирования во 2-11 классах внесены изменения с заменой лыжной подготовки на катание на коньках. Расположение корта с раздевалками вблизи школы, позволяет проводить на нем не только уроки, но и соревнования по хоккею среди школьников, дни здоровья, выступать с показательными номерами. Родители охотно приобретают детям коньки, поскольку это относительно недорого и позволяет ребенку упражняться в катании после уроков и в вечернее время (каток освещается), обеспечивая тем самым и досуг школьников, кроме того такой инвентарь удобен в плане переноски от дома до школы, хранения в кабинете при необходимости, в отличии от лыжного инвентаря. Раздвижная форма некоторых коньков, позволяет приобретать их на длительный период. За время работы в этом направлении в школе сформировалась небольшая база, которая позволяет поставить на коньки тех, у кого родители не имеют возможности их приобрести.

Включение раздела «Катание на коньках» в учебную программу позволило сохранить уроки на свежем воздухе в зимний период, разнообразить их, и даже продлить количество занятий, поскольку кататься можно при отсутствии снега и при температуре ниже, предусмотренной для катания на лыжах, благодаря теплым раздевалкам, и самой коробке корта, защищающей от ветра. Количество часов "катания на коньках" в классах варьирует - это определено в рабочей программе и составляет от 8 до 17 часов. Однако мы не отказались и от "Лыжной подготовки" и классы с малой наполняемостью или подгрупппы (в случае деления класса по гендерному признаку) имеем возможность поставить

на лыжи, что прописано в рабочей программе.

Идея внедрить бадминтон появилась после участия в финальном этапе "Всероссийских спортивных состязаний" в 2012 году, посетив несколько уроков и мастер-классов от ИРО по данному виду, найдя массу программ, разработок и обучающих видео, имея хороший запас инвентаря (бадминтонные ракетки дарили за участие и победу в районных соревнованиях) мы попробовали включить уроки бадминтона в планирование 5-8 классов. Игра настолько понравилась детям, что было решено ввести бадминтон в планирование 4, 9, 10 и 11 классов. А с появление нового зала, и уменьшением количества старшеклассников трудности в организации занятий в связи с перегруженностью зала исчезли. К 9 классу дети хорошо овладевали навыками этой игры, техникой ударов, правилами, как одиночной так и парной игры. На сегодняшний день в программе каждого класса по 9 часов бадминтона: в конце второй четверти после гимнастики -3 часа, и в третьей четверти после катания на коньках -6 часов.

Примерно в то же время, наша школа впервые приняла участие в региональных соревнованиях "Школа безопасности", где необходимы навыки работы со спасательным снаряжением. На тот момент такого снаряжения у нас не было, но поскольку наша школа - единственная в районе выступающая на этих соревнованиях - минимальное снаряжение было приобретено. Возникла идея в 10-11 классах добавить еще и часы спортивного туризма и ориентирования. В 2015-2016 году были первые попытки внедрения в уроки работы со снаряжением, и даже организация соревнований по данному виду среди обучающихся среднего и старшего звена. На 2016-2017 год в рабочую программу 10 класса включено 6 часов по спортивному туризму и ориентированию на местности: 3ч.-во второй четверти (спортивный туризм, работа в снаряжении), за счет сокращения количества уроков по гимнастике и 3 ч. - в конце четвертой четверти (спортивный туризм, работа в снаряжении и ориентирование на местности).

2016-2017 год стал экспериментальным для 10 класса, были включены 6 уроков настольного тенниса: 3ч. в конце 1 четверти, и 3 часа в третьей. Одна из причин - очень малая наполняемость класса, вторая - наличие столов и ракеток, третья - высокая заинтересованность школьников в данном виде спорта.

Включив в свою работу такое количество не традиционных для школьной программы видов, мы решили ряд задач: сняли проблему нехватки лыж, задействовали тот инвентарь, который имеется в наличии, обновили содержание уроков, тем самым увеличили интерес к занятиям физической культурой, создали условия для подготовки школьников к различным видам школьных соревнований, в том числе к президентским играм.

Охватить все невозможно, но урок физкультуры и не призван научить в совершенстве владеть всеми видами, он должен помочь ребенку сделать выбор наиболее подходящего и интересного для него спортивного направления, чтобы развивать себя в нем, сохраняя свое здоровье, совершенствуя физическую форму и продляя жизнь на долгие годы.

Литература

1. Соломченко М. А. Организация инновационной физкультурно-оздоровительной деятельности в Орловской области (на примере региональной инновационной площадки) // Наука-2020: Физическая культура, спорт и туризм в XXI веке: материалы Международной научно- практической конференции / НИЦ МАБИВ ; ФГБОУ ВО «ОГУ имени И. С. Тургенева» - Орел, 2016. - 5 (11). -С. 279-283. - Режим доступа: http://akadem-

mabiv.ru/Nauka2020_5(11)_2016_MK_N_5(11) 16.html. - ISSN 2413-6379.

References

1. Solomchenko M. A. [The Organization of innovative sports and recreational activities in the Orel region (regional innovation platform)]. Nauka-2020: Fizicheskaya kul'tura, sport i turizm v XXI veke: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. NITs MABIV ; FGBOU VO «OGU imeni I. S. Turgeneva» [Science-2020: Physical culture, sport and tourism in the XXI century: materials of International scientific - practical conference.SIC MABIV ; of the "OSU named after I. S. Turgenev"]. Orel, 2016, no. 5 (11), pp. 279-283. Avialable at: http://akadem-mabiv.ru/Nauka2020_5(11)_2016_МK_N_5(11)_16.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.