Научная статья на тему 'Применение нестандартных средств на занятиях в МБУ до ДЮСШ № 7 города Орла'

Применение нестандартных средств на занятиях в МБУ до ДЮСШ № 7 города Орла Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
326
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
НЕСТАНДАРТНЫЕ СРЕДСТВА / ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ТРЕНЕРЫ / CUSTOM TOOLS / TRAINING CLASSES / COACHES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Курилова Татьяна Борисовна, Ставцева Оксана Юрьевна

В статье рассказывается о применении тренерами-преподавателями ДЮСШ №7 города Орла активно нестандартных средств на учебно-тренировочных занятиях с детьми. Эти средства помогают разнообразить занятие, развивать физические качества учащихся и повышать интерес к избранному виду спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Курилова Татьяна Борисовна, Ставцева Оксана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF NON-STANDARD TOOLS IN THE CLASSROOM IN DYUSSH № 7 OF THE CITY OF OREL

The article focuses on the use of trainers-teachers of DYUSSH No. 7 of the city of eagle is actively non-standard tools for training sessions with children. These funds help to diversify activity, to develop physical qualities of students and increase interest in their chosen sport.

Текст научной работы на тему «Применение нестандартных средств на занятиях в МБУ до ДЮСШ № 7 города Орла»

ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ СРЕДСТВ НА ЗАНЯТИЯХ В МБУ ДО ДЮСШ № 7 ГОРОДА ОРЛА

THE USE OF NON-STANDARD TOOLS IN THE CLASSROOM IN DYUSSH № 7 OF THE CITY OF OREL

Курилова Татьяна Борисовна

методист МБУ ДО ДЮСШ № 7 г. Орёл, Россия Kurilova Tatyana Borisovna Methodist Children's sports school № 7 Orel, Russia

Ставцева Оксана Юрьевна старший тренер МБУ ДО ДЮСШ № 7 г. Орёл, Россия Stavtseva Oksana Yurevna Senior coach Children's sports school № 7 Orel, Russia

Аннотация. В статье рассказывается о применении тренерами-преподавателями ДЮСШ №7 города Орла активно нестандартных средств на учебно-тренировочных занятиях с детьми. Эти средства помогают разнообразить занятие, развивать физические качества учащихся и повышать интерес к избранному виду спорта.

Abstract. The article focuses on the use of trainers-teachers of DYUSSH No. 7 of the city of eagle is actively non-standard tools for training sessions with children. These funds help to diversify activity, to develop physical qualities of students and increase interest in their chosen sport.

Ключевые слова: нестандартные средства, тренировочные занятия, тренеры.

Keywords: custom tools, training classes, coaches.

Для решения задач подготовки юных спортсменов необходимы средства (упражнения), реализующие на практике различные методы в определенных условиях. Средства спортивной тренировки отвечают на вопрос: с помощью чего можно повысить уровень физической, технической, тактической, психологической подготовленности юного спортсмена и обеспечить готовность к достижению спортивного результата.

Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим все проявления жизни организма человека, являются сознательные занятия разнообразными физическими упражнениями.

Физические упражнения - двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста физических возможностей. Физические упражнения, прямо или опосредованно влияют на совершенствование мастерства юных спортсменов и требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятия физическими упражнениями, юные спортсмены вырабатывают в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, трудолюбие, решительность и др.) [1].

Набор средств спортивной тренировки формируется с учетом особенностей конкретного вида спорта, являющегося предметом спортивной специализации.

Использование только традиционных средств обучения зачастую ведет к снижению интереса детей к занятиям, и как следствие - к снижению их результативности. Поэтому тренеры-преподаватели ДЮСШ №7 города Орла активно привлекают нестандартные средства на учебно-тренировочных занятиях. Именно они помогают разнообразить занятие, развивать физические качества учащихся и повышать интерес к избранному виду спорта.

Многолетний практический опыт, отраженный в специальных исследованиях, доказывает, что способность управлять своими движениями, двигательная сноровка, ловкость, сила, быстрота во всех ее проявлениях, выносливость и другие качества, так необходимые человеку в повседневной жизни, развиваются в процессе занятий физической культурой и спортом [1].

Среди многих средств физического воспитания особое значение занимают упражнения с мячом. Сотни лет этот шарообразный упругий снаряд является предметом увлечения буквально всего человечества. Вряд ли найдется ребенок, который не упражнялся бы в бросках и в ловле мяча. В ходе занятий с мячом воспитываются разнообразные качества и способности, имеющие прикладную направленность. Игра с мячом - отличное средство активного отдыха после напряженных часов работы или учебы [3].

Приобщение к спорту с раннего детства даёт человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают, элементы спортивных командных игр (волейбол, корфбол, баскетбол и т.д.). Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений, пространственную ориентировку [4].

Упражнения с мячами различного веса и объёма развивают не только крупные, и мелкие мышцы обеих рук. Такие упражнения увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для ребёнка, на этапе подготовки к школьному обучению. Являясь незаменимым средством всестороннего физического совершенствования ребенка, упражнения с мячом

одновременно выступают и в роли контрольных нормативов, характеризующих степень его двигательной сноровки, уровень физической подготовленности.

В детско-юношеской спортивной школе №7 функционируют пять отделений по видам спорта: волейбол, корфбол, футбол, гиревой спорт и настольный теннис. Из них первые три - это игровые командные виды спорта (с мячом). Надо отметить, что стандартные дополнительные предпрофессиональные программы по этим видам спорта предусматривают набор детей в группы начальной подготовки с 8-9 лет. В ДЮСШ № 7 в рамках региональной инновационной площадки «Повышение качества физкультурного образования посредством нетрадиционных видов двигательной активности» на уроках физической культуры продолжается работа по совершенствованию учебно-тренировочного процесса [2].

Однако, опираясь на опыт работы детско-юношеских спортивных школ, собственный многолетний педагогический опыт, и положительные результаты работы по дополнительным предпрофессиональным программам «Волейбол», «Корфбол» и «Футбол», а также опираясь на нормативные документы в части санитарно-эпидемиологических требований к организации двигательной активности дошкольников и младших школьников, творческим коллективом педагогов спортивной школы была создана и в настоящее время активно используется в работе программа «Азбука мяча».

Цель данной программы состоит в совершенствовании двигательной деятельности детей 6-7 лет средствами спортивных командных игр.

Новизна, актуальность и современность настоящей программы обусловлена ее социальной востребованностью. В программе поэтапно представлены подводящие, подготовительные и специальные упражнения, позволяющие освоить азбуку мяча в раннем возрасте, чтобы затем, на более высоком уровне спортивной подготовки, показать настоящее искусством владения мячом.

Важнейшим аспектом программы является ранняя диагностика способностей, определяющих успехи в избранном виде спорта.

В 2012 году «Азбука мяча» заняла 3 место на региональном конкурсе авторских программ. А в апреле 2014 года в рамках II Международного научного симпозиума «Физкультура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики»», все авторы программы были награждены дипломами в номинации «За высокую степень освещения научно-теоретических основ физической культуры и спорта».

Систематические занятия физическими упражнениями в условиях напряженной учебной деятельности снимают нервно-психическое напряжение, а систематическая мышечная работа повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма при интенсивной учебной деятельности [1]. Использование тренерами-преподавателями ДЮСШ №7 такого средства как сверхсоревновательные упражнения вносит значительный вклад в спортивную подготовку учащихся тренировочных групп 4-5 годов обучения. При выполнении таких упражнения юные спортсмены предъявляют более высокие требования к функционированию различных систем своего организма, в том числе к психике. При этом создаются значительные нагрузки на ведущие компоненты подготовленности и происходит соответствующая адаптация, воспитывается способность к действиям, превышающим ранее

достигнутый уровень.

В таких, выполняемых многократно упражнениях, юным спортсменом приобретается не только умение владеть своими функциональными возможностями на более высоком уровне, но и воспитывается способность проявлять потенциальные силы. Один из примеров сверхоревновательного упражнения, активно использующегося тренерами ДЮСШ №7, является передвижение по дистанции с более высокой скоростью, чем это будет на состязаниях. Такого принципа тренеры-преподаватели придерживаются во всех упражнениях, в которых возможно превышение спортивной интенсивности. Обычно такое выполнение укорочено по продолжительности, и потому оно повторяется многократно в одном занятии и на протяжении нескольких недель. Только в этом случае у воспитанников возникает адаптация к работе на новом уровне.

К средствам физической культуры, активно работающим на результат, относятся не только физические упражнения, но и оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода) и гигиенические факторы. Использование оздоровительных сил природы способствует укреплению и активизации защитных сил организма, стимулирует обмен веществ и деятельность физиологических систем и отдельных органов. К гигиеническим факторам относятся мероприятия по личной и общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды и т.д. В процессе выполнения физических упражнений, оказывающих разностороннее влияние на организм и личность учащегося, соблюдение гигиенических норм и правил является обязательным, так как это повышает эффект воздействия упражнений [3].

Большое значение в создании необходимых гигиенических условий имеет состояние материально-технической базы, спортивного оборудования, инвентаря и одежды. Существенную роль в процессе систематических занятий физическими упражнениями играет также научно-обоснованный рациональный суточный режим и личная гигиена спортмена, а также рациональное питание.

С помощью физических упражнений и естественных сил природы можно развивать имеющую большее значение сопротивляемость организма к неспецифическим воздействиям (укачиванию, вибрации, перегрузкам, состоянию невесомости и др.). Занятия на природе в ДЮСШ № 7 используются как летом, так и зимой. Здесь в полной мере используются многообразные особенности природных условий, такие как песчаные берега рек и морей, разнообразные холмы, различные грунты. Особенно полезны как для физического состояния спортсмена, так и для его здоровья в целом разнообразные пробежки и кроссы по пересеченной местности.

Учащиеся всех отделения ДЮСШ №7 получают очень много для воспитания общих и специальных физических и психологических качеств, тренируясь на дорожках с разным покрытием (песчаные, опилочные, синтетические), преодолевая водные преграды, бегом по мелкому броду и вплавь против течения, передвигаясь по бревну, перепрыгивая и перелезая через естественные препятствия, двигаясь по глубокому снегу, метая снежки на дальность и в цели неподвижные и движущиеся. Эти и многие другие спортивные упражнения на местности обладают очень большой эмоциональностью, что позволяет создавать значительные нагрузки, сохраняя

в то же время психические силы. А простейшие сооружения на местности позволяют более полно использовать природные условия. Это различные площадки со снарядами для ОФП и СФП, тренажеры под навесами, ровные травяные или с утоптанным снегом участки для прыжковых упражнений, простейшие площадки в лесу и на песчаном берегу рек для волейбола, корфбола, футбола, размеры которых могут быть как стандартными, так и варьироваться в зависимости от условий.

Использование разнообразных мест занятий повышает не только эмоциональный фон, но и формирует более совершенную технику движений, основанную не на жестком стереотипе двигательного навыка, а на его подвижности, вариативности. Учащийся приобретает умение более тонко и гибко координировать движения, выражать с их помощью не заученную структуру, а управление высшего класса с соразмерным проявлением имеющегося уровня разных компонентов подготовленности. На этой основе юный спортсмен также повышает свою психическую устойчивость и способность более эффективно проявлять волевые качества.

Благодаря тому, что в штате ДЮСШ № 7 есть педагог-психолог, наши тренеры-преподаватели имеют возможность привлекать его как к консультациям и подготовке к соревнованиям, так и к проведению психорегулирующих тренировок. Их совместная деятельность на учебно-тренировочных занятиях способствует формированию детского коллектива, снятию тревожности, развитию важных психических процессов и функций, что особенно важно на этапе начальной подготовки. К важнейшим из средств психологического воздействия на юных спортсменов также относятся: идеомоторные упражнения (мысленное воспроизведение двигательного действия с концентрацией внимания на решающих фазах перед его фактическим выполнением); мышечная релаксация; аутогенная психомышечная тренировка; музыка (обычная, цветомузыка); организация и проведение игр, игр-дискуссий, круглых столов профилактической и психорегулирующей направленности; соблюдение правил психогигиены.

Взаимодействие тренера-преподавателя и педагога-психолога в процессе учебно-тренировочного занятия также дает возможность, интегрируя средства тренировки и психологические средства работать в направлении сплочения детского спортивного коллектива для достижения наивысшего результата.

Педагогически правильное применение физических упражнений, естественных сил природы и гигиенических факторов позволяет успешно развивать физические и духовные способности учащихся, подготавливая их к спортивной и общественно полезной деятельности. Для решения задач физического воспитания, учащихся в ДЮСШ № 7 города Орла используются все данные средства в совокупности. Особую роль в обучении и воспитанию юных спортсменов, а также повышению их интереса к избранному виду спорта, играют нестандартные средства.

Таким образом, полноценное физическое воспитание достигается путем комплексного применения всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Все это позволяет гармонично развивать, оздоравливать организм учащихся и поддерживать его в отличном физическом состоянии длительные годы.

Литература

1. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера. Науки побеждать / Н. Г. Озолин. - М.: Астрель, АСТ, 2006. - 863 с.

2. Соломченко М. А. Организация инновационной физкультурно-оздоровительной деятельности в Орловской области (на примере региональной инновационной площадки) // Наука-2020: Физическая культура, спорт и туризм в XXI веке: материалы Международной научно- практической конференции / НИЦ МАБИВ ; ФГБОУ ВО «ОГУ имени И. С. Тургенева» - Орел, 2016. - 5 (11). -С. 279-283. - Режим доступа: http://akadem-таЬ^.ги/№ика2020_5(11)_2016_МК_^5(11)_16.^т1. - ISSN 2413-6379.

3. Теория и методика физической культуры : учебник / Под ред.проф. Ю. Ф. Курамшина. - 2-е., испр. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.

4. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.

References

1. Ozolin N. G. Nastol'naya kniga trenera. Nauki pobezhdat' [Handbook of the coach. Science defeating]. Moscow, Astrel Publ., AST Publ., 2006, 863 p.

2. Solomchenko M. A. [The Organization of innovative sports and recreational activities in the Orel region (regional innovation platform)]. Nauka-2020: Fizicheskaya kul'tura, sport i turizm v XXI veke: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / NITs MABIV ; FGBOU VO «OGU imeni I. S. Turgeneva» [Science-2020: Physical culture, sport and tourism in the XXI century: materials of International scientific - practical conference. SIC MABEL ; of the "OSU named after I. S. Turgenev"]. Orel, 2016, no. 5 (11), pp. 279-283. Avialable at: http://akadem-mabiv.ru/Nauka2020_5(11)_2016_MK_N_5(11)_16.html. ISSN 2413-6379.

3. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury [Theory and methodology of physical culture]. Ed. by J. F. Kuramshin. Moscow, Soviet sport Publ., 2004. 464 p.

4. Kholodov Zh. K., Kuznetsov V. S. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury [Theory and methods of physical education and sport]. Moscow, Academy Publ., 2000, 480 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.