ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ СРЕДСТВ НА ЗАНЯТИЯХ В МБУ ДО ДЮСШ № 7 ГОРОДА ОРЛА
THE USE OF NON-STANDARD TOOLS IN THE CLASSROOM IN DYUSSH № 7 OF THE CITY OF OREL
Курилова Татьяна Борисовна
методист МБУ ДО ДЮСШ № 7 г. Орёл, Россия Kurilova Tatyana Borisovna Methodist Children's sports school № 7 Orel, Russia
Ставцева Оксана Юрьевна старший тренер МБУ ДО ДЮСШ № 7 г. Орёл, Россия Stavtseva Oksana Yurevna Senior coach Children's sports school № 7 Orel, Russia
Аннотация. В статье рассказывается о применении тренерами-преподавателями ДЮСШ №7 города Орла активно нестандартных средств на учебно-тренировочных занятиях с детьми. Эти средства помогают разнообразить занятие, развивать физические качества учащихся и повышать интерес к избранному виду спорта.
Abstract. The article focuses on the use of trainers-teachers of DYUSSH No. 7 of the city of eagle is actively non-standard tools for training sessions with children. These funds help to diversify activity, to develop physical qualities of students and increase interest in their chosen sport.
Ключевые слова: нестандартные средства, тренировочные занятия, тренеры.
Keywords: custom tools, training classes, coaches.
Для решения задач подготовки юных спортсменов необходимы средства (упражнения), реализующие на практике различные методы в определенных условиях. Средства спортивной тренировки отвечают на вопрос: с помощью чего можно повысить уровень физической, технической, тактической, психологической подготовленности юного спортсмена и обеспечить готовность к достижению спортивного результата.
Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим все проявления жизни организма человека, являются сознательные занятия разнообразными физическими упражнениями.
Физические упражнения - двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста физических возможностей. Физические упражнения, прямо или опосредованно влияют на совершенствование мастерства юных спортсменов и требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятия физическими упражнениями, юные спортсмены вырабатывают в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, трудолюбие, решительность и др.) [1].
Набор средств спортивной тренировки формируется с учетом особенностей конкретного вида спорта, являющегося предметом спортивной специализации.
Использование только традиционных средств обучения зачастую ведет к снижению интереса детей к занятиям, и как следствие - к снижению их результативности. Поэтому тренеры-преподаватели ДЮСШ №7 города Орла активно привлекают нестандартные средства на учебно-тренировочных занятиях. Именно они помогают разнообразить занятие, развивать физические качества учащихся и повышать интерес к избранному виду спорта.
Многолетний практический опыт, отраженный в специальных исследованиях, доказывает, что способность управлять своими движениями, двигательная сноровка, ловкость, сила, быстрота во всех ее проявлениях, выносливость и другие качества, так необходимые человеку в повседневной жизни, развиваются в процессе занятий физической культурой и спортом [1].
Среди многих средств физического воспитания особое значение занимают упражнения с мячом. Сотни лет этот шарообразный упругий снаряд является предметом увлечения буквально всего человечества. Вряд ли найдется ребенок, который не упражнялся бы в бросках и в ловле мяча. В ходе занятий с мячом воспитываются разнообразные качества и способности, имеющие прикладную направленность. Игра с мячом - отличное средство активного отдыха после напряженных часов работы или учебы [3].
Приобщение к спорту с раннего детства даёт человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают, элементы спортивных командных игр (волейбол, корфбол, баскетбол и т.д.). Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений, пространственную ориентировку [4].
Упражнения с мячами различного веса и объёма развивают не только крупные, и мелкие мышцы обеих рук. Такие упражнения увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для ребёнка, на этапе подготовки к школьному обучению. Являясь незаменимым средством всестороннего физического совершенствования ребенка, упражнения с мячом
одновременно выступают и в роли контрольных нормативов, характеризующих степень его двигательной сноровки, уровень физической подготовленности.
В детско-юношеской спортивной школе №7 функционируют пять отделений по видам спорта: волейбол, корфбол, футбол, гиревой спорт и настольный теннис. Из них первые три - это игровые командные виды спорта (с мячом). Надо отметить, что стандартные дополнительные предпрофессиональные программы по этим видам спорта предусматривают набор детей в группы начальной подготовки с 8-9 лет. В ДЮСШ № 7 в рамках региональной инновационной площадки «Повышение качества физкультурного образования посредством нетрадиционных видов двигательной активности» на уроках физической культуры продолжается работа по совершенствованию учебно-тренировочного процесса [2].
Однако, опираясь на опыт работы детско-юношеских спортивных школ, собственный многолетний педагогический опыт, и положительные результаты работы по дополнительным предпрофессиональным программам «Волейбол», «Корфбол» и «Футбол», а также опираясь на нормативные документы в части санитарно-эпидемиологических требований к организации двигательной активности дошкольников и младших школьников, творческим коллективом педагогов спортивной школы была создана и в настоящее время активно используется в работе программа «Азбука мяча».
Цель данной программы состоит в совершенствовании двигательной деятельности детей 6-7 лет средствами спортивных командных игр.
Новизна, актуальность и современность настоящей программы обусловлена ее социальной востребованностью. В программе поэтапно представлены подводящие, подготовительные и специальные упражнения, позволяющие освоить азбуку мяча в раннем возрасте, чтобы затем, на более высоком уровне спортивной подготовки, показать настоящее искусством владения мячом.
Важнейшим аспектом программы является ранняя диагностика способностей, определяющих успехи в избранном виде спорта.
В 2012 году «Азбука мяча» заняла 3 место на региональном конкурсе авторских программ. А в апреле 2014 года в рамках II Международного научного симпозиума «Физкультура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики»», все авторы программы были награждены дипломами в номинации «За высокую степень освещения научно-теоретических основ физической культуры и спорта».
Систематические занятия физическими упражнениями в условиях напряженной учебной деятельности снимают нервно-психическое напряжение, а систематическая мышечная работа повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма при интенсивной учебной деятельности [1]. Использование тренерами-преподавателями ДЮСШ №7 такого средства как сверхсоревновательные упражнения вносит значительный вклад в спортивную подготовку учащихся тренировочных групп 4-5 годов обучения. При выполнении таких упражнения юные спортсмены предъявляют более высокие требования к функционированию различных систем своего организма, в том числе к психике. При этом создаются значительные нагрузки на ведущие компоненты подготовленности и происходит соответствующая адаптация, воспитывается способность к действиям, превышающим ранее
достигнутый уровень.
В таких, выполняемых многократно упражнениях, юным спортсменом приобретается не только умение владеть своими функциональными возможностями на более высоком уровне, но и воспитывается способность проявлять потенциальные силы. Один из примеров сверхоревновательного упражнения, активно использующегося тренерами ДЮСШ №7, является передвижение по дистанции с более высокой скоростью, чем это будет на состязаниях. Такого принципа тренеры-преподаватели придерживаются во всех упражнениях, в которых возможно превышение спортивной интенсивности. Обычно такое выполнение укорочено по продолжительности, и потому оно повторяется многократно в одном занятии и на протяжении нескольких недель. Только в этом случае у воспитанников возникает адаптация к работе на новом уровне.
К средствам физической культуры, активно работающим на результат, относятся не только физические упражнения, но и оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода) и гигиенические факторы. Использование оздоровительных сил природы способствует укреплению и активизации защитных сил организма, стимулирует обмен веществ и деятельность физиологических систем и отдельных органов. К гигиеническим факторам относятся мероприятия по личной и общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды и т.д. В процессе выполнения физических упражнений, оказывающих разностороннее влияние на организм и личность учащегося, соблюдение гигиенических норм и правил является обязательным, так как это повышает эффект воздействия упражнений [3].
Большое значение в создании необходимых гигиенических условий имеет состояние материально-технической базы, спортивного оборудования, инвентаря и одежды. Существенную роль в процессе систематических занятий физическими упражнениями играет также научно-обоснованный рациональный суточный режим и личная гигиена спортмена, а также рациональное питание.
С помощью физических упражнений и естественных сил природы можно развивать имеющую большее значение сопротивляемость организма к неспецифическим воздействиям (укачиванию, вибрации, перегрузкам, состоянию невесомости и др.). Занятия на природе в ДЮСШ № 7 используются как летом, так и зимой. Здесь в полной мере используются многообразные особенности природных условий, такие как песчаные берега рек и морей, разнообразные холмы, различные грунты. Особенно полезны как для физического состояния спортсмена, так и для его здоровья в целом разнообразные пробежки и кроссы по пересеченной местности.
Учащиеся всех отделения ДЮСШ №7 получают очень много для воспитания общих и специальных физических и психологических качеств, тренируясь на дорожках с разным покрытием (песчаные, опилочные, синтетические), преодолевая водные преграды, бегом по мелкому броду и вплавь против течения, передвигаясь по бревну, перепрыгивая и перелезая через естественные препятствия, двигаясь по глубокому снегу, метая снежки на дальность и в цели неподвижные и движущиеся. Эти и многие другие спортивные упражнения на местности обладают очень большой эмоциональностью, что позволяет создавать значительные нагрузки, сохраняя
в то же время психические силы. А простейшие сооружения на местности позволяют более полно использовать природные условия. Это различные площадки со снарядами для ОФП и СФП, тренажеры под навесами, ровные травяные или с утоптанным снегом участки для прыжковых упражнений, простейшие площадки в лесу и на песчаном берегу рек для волейбола, корфбола, футбола, размеры которых могут быть как стандартными, так и варьироваться в зависимости от условий.
Использование разнообразных мест занятий повышает не только эмоциональный фон, но и формирует более совершенную технику движений, основанную не на жестком стереотипе двигательного навыка, а на его подвижности, вариативности. Учащийся приобретает умение более тонко и гибко координировать движения, выражать с их помощью не заученную структуру, а управление высшего класса с соразмерным проявлением имеющегося уровня разных компонентов подготовленности. На этой основе юный спортсмен также повышает свою психическую устойчивость и способность более эффективно проявлять волевые качества.
Благодаря тому, что в штате ДЮСШ № 7 есть педагог-психолог, наши тренеры-преподаватели имеют возможность привлекать его как к консультациям и подготовке к соревнованиям, так и к проведению психорегулирующих тренировок. Их совместная деятельность на учебно-тренировочных занятиях способствует формированию детского коллектива, снятию тревожности, развитию важных психических процессов и функций, что особенно важно на этапе начальной подготовки. К важнейшим из средств психологического воздействия на юных спортсменов также относятся: идеомоторные упражнения (мысленное воспроизведение двигательного действия с концентрацией внимания на решающих фазах перед его фактическим выполнением); мышечная релаксация; аутогенная психомышечная тренировка; музыка (обычная, цветомузыка); организация и проведение игр, игр-дискуссий, круглых столов профилактической и психорегулирующей направленности; соблюдение правил психогигиены.
Взаимодействие тренера-преподавателя и педагога-психолога в процессе учебно-тренировочного занятия также дает возможность, интегрируя средства тренировки и психологические средства работать в направлении сплочения детского спортивного коллектива для достижения наивысшего результата.
Педагогически правильное применение физических упражнений, естественных сил природы и гигиенических факторов позволяет успешно развивать физические и духовные способности учащихся, подготавливая их к спортивной и общественно полезной деятельности. Для решения задач физического воспитания, учащихся в ДЮСШ № 7 города Орла используются все данные средства в совокупности. Особую роль в обучении и воспитанию юных спортсменов, а также повышению их интереса к избранному виду спорта, играют нестандартные средства.
Таким образом, полноценное физическое воспитание достигается путем комплексного применения всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Все это позволяет гармонично развивать, оздоравливать организм учащихся и поддерживать его в отличном физическом состоянии длительные годы.
Литература
1. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера. Науки побеждать / Н. Г. Озолин. - М.: Астрель, АСТ, 2006. - 863 с.
2. Соломченко М. А. Организация инновационной физкультурно-оздоровительной деятельности в Орловской области (на примере региональной инновационной площадки) // Наука-2020: Физическая культура, спорт и туризм в XXI веке: материалы Международной научно- практической конференции / НИЦ МАБИВ ; ФГБОУ ВО «ОГУ имени И. С. Тургенева» - Орел, 2016. - 5 (11). -С. 279-283. - Режим доступа: http://akadem-таЬ^.ги/№ика2020_5(11)_2016_МК_^5(11)_16.^т1. - ISSN 2413-6379.
3. Теория и методика физической культуры : учебник / Под ред.проф. Ю. Ф. Курамшина. - 2-е., испр. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
4. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.
References
1. Ozolin N. G. Nastol'naya kniga trenera. Nauki pobezhdat' [Handbook of the coach. Science defeating]. Moscow, Astrel Publ., AST Publ., 2006, 863 p.
2. Solomchenko M. A. [The Organization of innovative sports and recreational activities in the Orel region (regional innovation platform)]. Nauka-2020: Fizicheskaya kul'tura, sport i turizm v XXI veke: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / NITs MABIV ; FGBOU VO «OGU imeni I. S. Turgeneva» [Science-2020: Physical culture, sport and tourism in the XXI century: materials of International scientific - practical conference. SIC MABEL ; of the "OSU named after I. S. Turgenev"]. Orel, 2016, no. 5 (11), pp. 279-283. Avialable at: http://akadem-mabiv.ru/Nauka2020_5(11)_2016_MK_N_5(11)_16.html. ISSN 2413-6379.
3. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury [Theory and methodology of physical culture]. Ed. by J. F. Kuramshin. Moscow, Soviet sport Publ., 2004. 464 p.
4. Kholodov Zh. K., Kuznetsov V. S. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury [Theory and methods of physical education and sport]. Moscow, Academy Publ., 2000, 480 p.