Научная статья на тему 'Система организации учебного процесса по модулю элективных дисциплин Физическая культура и спорт в вузe со студентами, имeющими ограниченные возможности здоровья'

Система организации учебного процесса по модулю элективных дисциплин Физическая культура и спорт в вузe со студентами, имeющими ограниченные возможности здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / СТУДЕНТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НАГРУЗКА / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / PLANNING / STUDENT / PHYSICAL CULTURE / LOAD / LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щекотихин Михаил Петрович

В настоящее время развитию физической культуры и спорта в ВУЗе уделяется огромное внимание, которое обосновано состоянием здоровья современного студента. По нашим данным за 2016-2019 годы, только 65% студентов относятся к основной и подготовительной группам здоровья, 25% занимаются в специальных медицинских группах, 10% имеют временное или полное медицинское освобождение от практических занятий физической культурой. Дефицит двигательной активности студентов имеющих ограниченные возможности здоровья в суточном режиме дня неминуемо влечет дополнительные нарушения в работе функциональных систем организма человека, что вызывает негативные отклонения в состоянии здоровья. Задача кафедры прикладной физической культуры решить эту проблему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щекотихин Михаил Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS ON THE MODULE OF ELECTIVE SUBJECTS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT THE UNIVERSITY WITH STUDENTS HAVING DISABILITIES

Lack of motor activity of students with limited health opportunities in the daily routine inevitably entails additional violations in the functional systems of the human body, which causes negative deviations in health. The task of the Department of applied physical culture to solve this problem.

Текст научной работы на тему «Система организации учебного процесса по модулю элективных дисциплин Физическая культура и спорт в вузe со студентами, имeющими ограниченные возможности здоровья»

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО МОДУЛЮ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

В ВУЗЕ СО СТУДЕНТАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

SYSTEM OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS ON THE MODULE OF ELECTIVE SUBJECTS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT THE UNIVERSITY WITH STUDENTS HAVING DISABILITIES

Щекотихин Михаил Петрович

к.п.н, доцент

заведующий кафедрой прикладной физической культуры Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

г. Орел, Россия Shchekotikhin Michail Petrovich candidate of pedagogic Sciences, associate Professor head of the Department of applied physical culture Orel state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. В настоящее время развитию физической культуры/ и спорта в ВУЗе уделяется огромное внимание, которое обосновано состоянием здоровья современного студента. По нашим данны^ш за 2016-2019 годыы, только 65% студентов относятся к основной и подготовительной группам здоровья, 25%о -занимаются в специалыны^/х медицинских группах, 10% имеют временное или полное медицинское освобождение от практических занятий физической культурой. Дефицит двигательной активности студентов имеющих ограниченны1е возможности здоровья в суточном режиме дня неминуемо влечет дополнительные нарушения в работе функционалыны^/х систем организма человека, что вы^зызшает негативные отклонения в состоянии здоровья. Задача кафедры>/ прикладной физической культурыы решить эту проблему.

Abstract. Lack of motor activity of students with limited health opportunities in the daily routine inevitably entails additional violations in the functional systems of the human body, which causes negative deviations in health. The task of the Department of applied physical culture to solve this problem.

Ключевые слова: Планирование, студент, физическая культура, нагрузка, ограниченны1е возможности здоровья.

Keywords: Planning, student, physical culture, load, Limited health opportunities.

Работа кафедр физического воспитания направлена на достижение цели и решение задач стоящих перед учебной дисциплиной «Физическая культура и спорт»:

• формирование физической культуры личности обучающегося, способности целенаправленно использовать средства и методы физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки к будущей профессиональной деятельности, формирования активной социальной позиции, полноценной семейной жизни.

• формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре и спорту, установка на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

• овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психологического благополучия, самоопределение в физической культуре.

Задачи учебной дисциплины «Физическая культура и спорт»:

• овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих развитие и совершенствование психомоторных способностей, качеств и свойств личности;

• совершенствование индивидуального фонда двигательных умений, навыков и физкультурно-образовательных знаний, способствующих освоению избранной профессиональной деятельности;

• обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность обучающихся к будущей профессиональной деятельности;

• приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

В совокупности с другими дисциплинами базовой части ФГОС 3+ дисциплины «Физическая культура и спорт» и модуль элективных дисциплин «Физическая культура и спорт» направлены на формирование общекультурных компетенций (ОК) профиля академического (прикладного) бакалавра:

• способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

• способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8).

Чтобы реализовать поставленные цели и задачи, необходима система организации регулярных занятий по строгому расписанию для каждой

и /" и и V/ ■

конкретной учебной студенческой группы, спортивной секции и формы контроля в каждом семестре.

Каждый ВУЗ имеет сложившуюся систему физического воспитания, основанную на квалификации и опыте профессорско-преподавательского состава кафедры физического воспитания, имеющейся в ВУЗе спортивной материально-технической базы и климатических условий. Исходя из этого, формируются спортивные секции и расписание их работы, разрабатываются рабочие программы по избранному виду спорта модуля дисциплин «Физическая культура и спорт».

Многолетний опыт работы в ВУЗе показывает, что большинство студентов посещают занятия по физической культуре только ради зачета.

Небольшой процент студентов (3-5 %), с детства увлеченных спортом, продолжают во время учебы регулярно посещать спортивные секции и участвовать в соревнованиях за команды факультета, университета. Главным для них стимулом является спортивный результат, социальная значимость деятельности.

Существует категория студентов, которые ищут всевозможные способы, чтобы не ходить на занятия по физической культуре - приобретают всевозможные справки, которые мы в принципе не имеем права проверить.

В настоящее время развитию физической культуры и спорта в вузе уделяется огромное внимание, которое обосновано состоянием здоровья современного студента.

По данным студенческой поликлиники Университета за 2016-2019 годы, только 65% студентов относятся к основной и подготовительной группам здоровья, 25% - занимаются в специальных медицинских группах, 10% имеют временное или полное медицинское освобождение от практических занятий физической культурой.

Дефицит двигательной активности студентов имеющих ограниченные возможности здоровья в суточном режиме дня неминуемо влечет дополнительные нарушения в работе функциональных систем организма человека, что вызывает негативные отклонения в состоянии здоровья. Задача кафедры прикладной физической культуры решить эту проблему.

10-15% студентов имеют различные системные заболевания и в связи с этим получают освобождение от практических занятий по физической культуре. Работа с этой категорией студентов с нашей точки зрения имеет некоторые пробелы.

В настоящее время на кафедре прикладной физической культуры со студентами, временно, освобожденными от практических занятий по физической культуре и спорту проводится индивидуальная работа с ведущим преподавателем, которая заключается в следующем:

• Беседа со студентом по проблеме имеющегося у него заболевания и о его текущем физическом и функциональном состоянии. В процессе беседы определяются основные проблемные точки состояния студента и осуществляется поиск наиболее подходящих средств и методов двигательной активности, с целью обеспечения нагрузки поддерживающего и восстанавливающего характера воздействий на организм.

• Разрабатывается программа индивидуальных занятий. Прежде чем начать самостоятельно заниматься, нужно получить рекомендации по режиму физической активности у своего участкового врача, или во врачебно-физкультурном диспансере, или в студенческой поликлинике.

• Студент приступает к выполнению программы самостоятельно. После каждого занятия он обязан заполнить дневник самоконтроля, в котором указывается комплекс используемых упражнений, объем и интенсивность нагрузки. Студент обязан измерить и записать свои данные физиологических показателей до и после выполненной работы: ЧСС, АД, частота дыхания, общее состояние.

Очень важно убедить студента в важности выполняемой работы, добиться сознательного и добросовестного выполнения комплекса заданий и ведения дневника самоконтроля.

Последующие встречи преподавателя и студента проводятся с интервалами от 1 до 3 недель с целью оценки текущего состояния здоровья, коррекции программы дальнейших занятий в зависимости от результатов контроля реакции функционального и общего состояния на выполненную работу. Как правило,

большинство студентов, активно включается в самостоятельную работу, в силу того, что им может просто стыдно заниматься в группе из-за своего, низкого уровня физического развития. В совокупности с регулярным контролем и консуль-тациями с преподавателем, правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Совместно с преподавателем разработанные комплексы физических упражнений направлены на укрепление здоровья, повышение работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.

Кроме самостоятельных занятий мы предлагаем студентам, имеющим ограниченные возможности здоровья выбрать одну из секций, занятия в которой не противопоказаны по состоянию здоровья и позволят им укрепить собственное здоровье.

В настоящее время основными проблемами здоровья студентов являются заболевания дыхательной системы, сердечно-сосудистой системы, позвоночника, зрения. В связи с этим в программе элективного курса по физической культуре и спорту для данной категории студентов предусмотрены секции, занятия в которых имеют не только воспитательную, образовательную, но и оздоровительную направленность: плавание, бадминтон, настольный теннис, «Изотон».

Регулярные занятия в спортивной секции позволяют решить задачи стоящие перед дисциплиной «Физическая культура и спорт».

Оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение плавания в жизни человека трудно переоценить. По данным специалистов, дозированные занятия плаванием способствуют лечению заболеваний сердечно-сосудистой системы: ишемии, стенокардии, миокардита, неврозов и др. Активные движения укрепляют мышечную систему. Во время плавания человек преодолевает значительное сопротивление воды, постоянно тренирует все мышечные группы (в том числе и очень мелкие), радикально способствуя устранению различных дефектов осанки и ликвидации плоскостопия. Постоянное купание и плавание закаляют организм, формируют стойкий иммунитет не только к простудным, но и к некоторым инфекционным заболеваниям.

Занятия бадминтоном позволяют разносторонне воздействовать на организм человека, развивают силу, быстроту, выносливость, улучшают подвижность в суставах, способствуют приобретению широкого круга двигательных навыков, воспитывают волевые качества. Деятельность бадминтониста благоприятно влияет на анатомо-физиологическую структуру. Простота, доступность дают возможность заниматься бадминтоном людям любого возраста и пола, уровня подготовленности. Зрелищность, эффективное воздействие на организм предопределили включение этого вида спорта в систему физического воспитания в школах, в средних и высших учебных заведениях. Широкие возможности вариативности нагрузки позволяют использовать бадминтон как реабилитационное средство.

■ Он способствует улучшению зрения. Ведь вовремя игры происходит постоянная тренировка глаз: необходимо непрерывно следить за воланом, который перемещается с разной скоростью. Благодаря этому улучшается кровообращение органов зрения.

■ Благоприятно воздействует на психоэмоциональное состояние и нервную систему. Замечено, что вовремя игры в бадминтон в работу вовлекается нервная система, даже больше чем при занятиях силовыми видами спорта. В результате получается хорошая профилактика заболеваний связанных с расстройством личности.

■ Бадминтон благоприятно воздействует на сердце, сосуды и органы дыхания. В результате тренировок увеличивается объем легких. Известны случаи, когда астматики выходили в стадию долгой ремиссии, занимаясь бадминтоном.

■ Подтянутое тело. Вовремя игры в бадминтон больше всего работают мышцы ног, пресса и рук. Регулярные тренировки делают их сильнее и рельефнее.

■ Тренировка ловкости и выносливости. Для того, чтобы точно отражать волан в течении игры, который летит с большой скоростью, необходимо проявление ловкости и выносливости.

Настольный теннис (пинг-понг)- не только увлекательная, но и полезная для здоровья игра. Она оказывает положительное воздействие на многие системы организма и дает мощный психотерапевтический эффект.

Четко двигаться и постоянно следить за мячом, который меняет направление и движется с невероятной скоростью,— лучшее упражнение для развития вестибулярного аппарата. Пинг-понг рекомендуется всем, кто страдает от укачивания в транспорте.

Одно из самых полезных упражнений для глаз - это поочередно смотреть на предмет рядом с собой, а затем - в удалении. Играя в пинг-понг, человек постоянно следит взглядом за мячиком, который находится то близко, то далеко. При этом шарик еще и движется в разных направлениях. Такая тренировка для глаз помогает поддерживать отличное зрение, снимает усталость после длительной работы с компьютером. Офтальмологи рекомендуют занятия настольным теннисом и близоруким, и дальнозорким, а также, после операций на глазах.

Быстрый темп игры и интенсивная равномерная нагрузка помогают укрепить сердечно-сосудистую систему, привести давление в норму. Кровообращение усиливается уже на второй минуте тренировки, поэтому увеличивается и потребление кислорода. Такой эффект дают разные виды аэробных нагрузок, но только в настольном теннисе объем потребления кислорода достигает настолько высоких показателей (выше - только вводном поло).

Игра в пинг-понг оттачивает движения кистей до ювелирного совершенства. Вовремя одного сета игрок меняет положение руки, держащей ракетку, несколько сотен и даже тысяч раз. Пинг-понг способствует формированию аккуратного каллиграфического почерка, помогает в развитии художественных способностей. Занятия пинг-понгом особенно рекомендуются для детей, которым тяжело дается письмо и чтение.

По энергетическим затратам пинг-понг занимает 5 место (находится между большим теннисом и плаванием «брассом»). Аэробная нагрузка, стремительный темп и отсутствие длительных пауз помогает быстро сбрасывать лишние килограммы.

"Изотон" - оздоровительная система Разработана эта методика была в 1992 году в ГЦОЛИФКе, в научной лаборатории. Автором системы стал Селуянов Виктор Николаевич. На протяжении нескольких лет со своими коллегами проводил исследования. Им удалось создать методику, которая охватывает сразу несколько целей: Улучшение работоспособности и самочувствия, физического здоровья и внешнего вида. Повышение активности у женщин и мужчин любого возраста. Психоэмоциональный подъем. Система базируется на научной концепции, в основе которой лежит биологическое благополучие человека. Прежде всего это здоровье иммунной и эндокринной систем, а также сердечно-сосудистой и мышечной, последние играют подчиненную роль. Множество программ включает в себя система «Изотон». Селуянов разработал несколько методик, каждая из которых имеет свои цели: Isoton Intro. Данная программа считается вводной в систему «Изотон». Создана для начинающих. Здесь представляется базовая техника и особенности методики. Главная цель - оздоровительное воздействие. Выполняются изотонические стато-динамические упражнения.

Программа Isoton Base Level. Классика изотонической программы. В комплекс входит силовая тренировка, стретчинг, используются дыхательные упражнения, рекомендации по питанию. Программа эта - экскурсия по группам мышц, применяется принцип предельного стресса. Программа не повышает систолическое АД, восстанавливает мышечно-нервные связи, управляет процентным соотношением жира и мышц в организме, ликвидирует сенсорно-моторную амнезию.

Isoton Power Stretch. Это антогонистический стретчинг, силовая тренировка. Результат - уменьшение количества жира, улучшение защитных функций организма, систем адаптации. В программу включены упражнения на те группы мышц, которые укрепляют гипоталамус и развивают миорелаксацию.

Isoton Minus FAT. Силовые тренировки на локальные зоны снижения жира. Задействованы ягодицы, бедра, талия, живот, подмышечные впадины. Специально разработанные упражнения улучшают выносливость мышц и сжигают жир. Сочетание аэробной и силовой работы. Рекомендации по питанию.

ISO Health. Программа направлена на совершенствование тела: физическое, психоэмоциональное, на обретение гармонии с собой. Сочетается силовая работа и стретчинг. Упражнения имеют рефлекторное влияние на внутренние органы, одновременно производится их массаж. Выстраивается оздоровительное занятие, комплексные упражнения имеют различные направленности.

Stretch Relax. Работают глубокие мышцы таза и спины. Методика специально составлена таким образом, чтобы улучшалась подвижность суставов, ускорялись в них обменные процессы, восстанавливалась чувствительность мышц, усиливалось их питание. Состояние сосудов при этом намного улучшается, обеспечивается профилактика их травматизма, расширения вен. Происходит снятие болевых синдромов за счет расслабления и растяжения мышц.

Таким образом, можно предположить, что разработанная в Орловском Государственном Университете имени И.С. Тургенева система организации

занятий по модулю элективных дисциплин «Физическая культура и спорт» обеспечит решение главной задачи: укрепление здоровья молодежи.

Литература

1. Оздоровительная система тренировок "Изотон" Селуянова [Электронный ресурс]. URL: http://fb.ru/article/313053/ozdoroviteln aya-sistem a-trenirovok-izoton -seluyanova

2. Смирнов Ю. Н. Бадминтон : учебник для институтов физической культуры/. — М. : Физкультура и спорт, 1989. - 149 с.

3. Барчукова Г. В. Настольный теннис в вузе : учебное пособие для студентов нефизкультурны/х вузов /Г. В. Барчукова, А. Н. Мизин. — М. : СпортАкадемПресс, 2002. -115 с.

References

1. Ozdorovitel'naya sistema trenirovok "Izoton" Seluyanova [Improving training system "Isotone" Seluyanova]. Available at: http://fb.ru/article/313053/ozdorovitelnaya-sistem a-trenirovok-izoton-seluyan ova

2. Smirnov Yu. N. Badminton [Badminton]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 1989, 149 p.

3. Barchukova G. V., Mizin A. N. Nastol'nyj tennis v vuze [Table tennis in the university]. Moscow, SportAkademPress Publ., 2002, 115p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.