Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взаимодействие педагогов и родителей / дети с ограниченными возможностями здоровья / ОВЗ / ограниченные возможности здоровья / педагоги / родители / работа с родителями / сопровождение семьи / педагогическое взаимодействие. / interaction between teachers and parents / children with disabilities / SEND / disabilities / teachers / parents / work with parents / family support / pedagogical interaction.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елена Викторовна Каракулова, Сергей Николаевич Бездетко, Нина Алексеевна Конева, Нина Владимировна Обухова, Елена Александровна Мурашева

В статье рассматривается проблема организации эффективного взаимодействия педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), актуальность которой обусловлена тем, что большинство педагогов работают в рамках традиционных методов и форм взаимодействия с ближайшим окружением обучающихся указанной категории, без учета типологических особенностей и возможностей семьи, в то время как именно родители должны стать активными участниками коррекционно-развивающего процесса. Акцентируется внимание на ресурсах семьи, связанных с цифровизацией образования и необходимостью повышения психолого-педагогических компетенций родителей, в том числе в области информационно-коммуникативных технологий. Целью настоящего исследования стало определение трудностей родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, их психолого-педагогических компетенций, описание типологических особенностей групп родителей и в соответствии с ними представление наиболее эффективных форм взаимодействия «родительпедагог». Приводятся результаты анкетирования 112 родителей детей с ОВЗ, анализ которых позволил выделить 4 группы родителей: родители с низким уровнем мотивационной готовности к занятиям с ребенком в домашних условиях; с недостаточным уровнем сформированности психолого-педагогических компетенций; родители, готовые к эффективному сотрудничеству с педагогами; родители, испытывающие трудности использования информационно-коммуникативных технологий. Для каждой из указанных групп родителей определены приоритетные формы взаимодействия: индивидуальное консультирование и сопровождение; сочетание традиционных форм работы в виде тетрадей для домашних заданий с визуализацией конкретных упражнений с помощью информационно-коммуникативных технологий; дистанционные формы взаимодействия и личные, индивидуальные консультации специалистов; групповые консультации, открытые занятия, мастер-классы и т. д. Статья предназначена для педагогов системы специального и инклюзивного образования и обучающихся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елена Викторовна Каракулова, Сергей Николаевич Бездетко, Нина Алексеевна Конева, Нина Владимировна Обухова, Елена Александровна Мурашева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EFFECTIVE INTERACTION BETWEEN TEACHERS AND THE FAMILY OF A CHILD WITH DISABILITIES

The article looks at the issue of organizing effective interaction between teachers and parents of children with disabilities, the urgency of which is attributed to the fact that most teachers work within the framework of traditional methods and forms of interaction with the immediate environment of the students of this category, without taking into account the typological features and family potential, while it is the parents who should become active participants of the rehabilitation-educational process. Attention is focused on the family resources related to the digitalization of education and the need to improve the psycho-pedagogical competences of the parents, and specifically those in the field of information and communication technologies. The aim of this study is to reveal the difficulties of the parents raising chil-dren with disabilities and their psycho-pedagogical competences and to describe the typological features of groups of parents and, in accordance with them, to present the most effective forms of parent-teacher interaction. The results of a survey of 112 parents of children with disabilities presented in the paper allow the authors to identify 4 groups of parents: parents with a low level of motivational readiness to educate a child at home; with an insufficient level of psycho-pedagogical competenc-es; parents ready for effective cooperation with the teachers; parents who have difficulties using information and communication technologies. Priority forms of interaction have been worked out for each of these groups of parents: individual consulting and support; combination of traditional forms of work in the form of homework notebooks with visualization of specific exercises using information and communication technolo-gies; remote forms of interaction and personal individual consultations of specialists; group consultations, demo classes, master classes, etc. The article is addressed to the teachers of the system of special and inclusive education and to the students in the field of training “Special (Defectological) Education”.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ РАЗВИТИЯ

Специальное образование. 2023. № 3 (71). Special Education. 2023. No 3 (71).

УДК 37.018.26:376.1

ББК Ч450 ГРНТИ14.29.01

Код ВАК 5.8.3

Елена Викторовна Каракулова Сергей Николаевич Бездетко2н Нина Алексеевна Коневаш Нина Владимировна Обухова4н Елена Александровна Мурашева5н

Elena V. Karakulova Sergey N. Bezdetko21

Nina A. Koneva'

31

41

Nina V. Obukhova Elena A. Murasheva51

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СЕМЬИ

РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

1.2.3.4.5 уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия 1,2,3,4 logo@uspu.ru 5 myrz78@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема организации эффективного взаимодействия педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), актуальность которой обусловлена тем, что большинство педагогов работают в рамках традиционных методов и форм взаимодействия с ближайшим окружением обучающихся указанной категории, без учета типологических особенностей и возможностей семьи, в то время как именно родители должны стать активными участниками коррекционно-развивающего процесса. Акцентируется внимание на ресурсах семьи, связанных с цифровизацией образования и необ-

ORGANIZATION OF EFFECTIVE INTERACTION BETWEEN TEACHERS AND THE FAMILY OF A CHILD WITH DISABILITIES

1.2.3.4.5 uraj state pedagogical University, Ekaterinburg, Russia 1,2,3,4 logo@uspu.ru 5 myrz78@mail.ru

Abstract. The article looks at the issue of organizing effective interaction between teachers and parents of children with disabilities, the urgency of which is attributed to the fact that most teachers work within the framework of traditional methods and forms of interaction with the immediate environment of the students of this category, without taking into account the typological features and family potential, while it is the parents who should become active participants of the rehabilitation-educational process. Attention is focused on the family resources related to the digitalization of education and the need to improve the psycho-pedagogical competences of the

© Каракулова Е. В., Бездетко С. Н., Конева Н. А., Обухова Н. В., Мурашева Е. А., 2023

ходимостью повышения психолого-педагогических компетенций родителей, в том числе в области информационно-коммуникативных технологий.

Целью настоящего исследования стало определение трудностей родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, их психолого-педагогических компетенций, описание типологических особенностей групп родителей и в соответствии с ними представление наиболее эффективных форм взаимодействия «родитель— педагог».

Приводятся результаты анкетирования 112 родителей детей с ОВЗ, анализ которых позволил выделить 4 группы родителей: родители с низким уровнем мотивационной готовности к занятиям с ребенком в домашних условиях; с недостаточным уровнем сформированности психолого-педагогических компетенций; родители, готовые к эффективному сотрудничеству с педагогами; родители, испытывающие трудности использования информационно-коммуникативных технологий. Для каждой из указанных групп родителей определены приоритетные формы взаимодействия: индивидуальное консультирование и сопровождение; сочетание традиционных форм работы в виде тетрадей для домашних заданий с визуализацией конкретных упражнений с помощью информационно-коммуникативных технологий; дистанционные формы взаимодействия и личные, индивидуальные консультации специалистов; групповые консультации, открытые занятия, мастер-классы и т. д.

Статья предназначена для педагогов системы специального и инклюзивного образования и обучающихся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».

parents, and specifically those in the field of information and communication technologies.

The aim of this study is to reveal the difficulties of the parents raising children with disabilities and their psycho-pedagogical competences and to describe the typological features of groups of parents and, in accordance with them, to present the most effective forms of parent-teacher interaction.

The results of a survey of 112 parents of children with disabilities presented in the paper allow the authors to identify 4 groups of parents: parents with a low level of motivational readiness to educate a child at home; with an insufficient level of psycho-pedagogical competences; parents ready for effective cooperation with the teachers; parents who have difficulties using information and communication technologies. Priority forms of interaction have been worked out for each of these groups of parents: individual consulting and support; combination of traditional forms of work in the form of homework notebooks with visualization of specific exercises using information and communication technologies; remote forms of interaction and personal individual consultations of specialists; group consultations, demo classes, master classes, etc.

The article is addressed to the teachers of the system of special and inclusive education and to the students in the field of training "Special (Defectological) Education".

Ключевые слова: взаимодействие педагогов и родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, педагоги, родители, работа с родителями, сопровождение семьи, педагогическое взаимодействие.

Благодарности: исследование выполнено при поддержке Научно-методического центра сопровождения педагогических работников ФГБОУ ВО «УрГПУ» в рамках реализации университетского гранта «Технологии эффективного взаимодействия педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья».

Информация об авторах: Караку-лова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет, SPIN-код: 48995256; адрес: 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, email: logo@uspu.ru.

Бездетко Сергей Николаевич, старший преподаватель, кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет, SPIN-код: 74368102, адрес: 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, email: logo@uspu.ru.

Конева Нина Алексеевна, ассистент, кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет, SPIN-код 7280-8042, адрес: 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, email: logo@uspu.ru.

Обухова Нина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент,

Keywords: interaction between teachers and parents, children with disabilities, SEND, disabilities, teachers, parents, work with parents, family support, pedagogical interaction.

Acknowledgments: the research has been carried out with support of the Scientific-Methodological Center for USPU scholar assistance programs within the framework of realization of the University Grant "Methods of effective interaction between teachers and parents of children with disabilities".

Author's information: Karakulova Elena Viktorovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Logopedics and Clinics of Dysontogenesis, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Bezdetko Sergey Nikolaevich, Senior Lecturer of Department of Logopedics and Clinics of Dysontogenesis, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Koneva Nina Alekseevna, Assistant Lecturer of Department of Logopedics and Clinics of Dysontogenesis, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Obukhova Nina Vladimirovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor

кафедра логопедии и клиники дизон-тогенеза, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет; SPIN-код: 2441-1826; адрес: 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, email: logo@uspu.ru.

Мурашева Елена Александровна, магистрант, кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет; SPIN-код: 3438-2481; адрес: 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, email: myrz78@mail.ru. Для цитирования: Каракулова, Е. В. Организация эффективного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Каракулова, С. Н. Бездетко, Н. А. Конева, Н. В. Обухова, Е. А. Мурашев. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2023. — № 3 (71). — С. 94-107.

Введение

Активное включение родителей и всех членов семьи в кор-рекционно-развивающий процесс является одним из важнейших условий эмоционального, двигательного, психоречевого развития ребенка как дошкольного, так и школьного возраста (А. Г. Москов-кина, Е. А. Стребелева, В. В. Ткачева, Е. В. Ушакова, М. Н. Фейзо-пуло и др.). Взаимодействие педагогов образовательной организации с семьей ребенка с ОВЗ актуально по ряду причин:

1) наблюдается высокий процент детей с ОВЗ среди обучающихся; так, в Свердловской области в образовательный процесс

of Department of Logopedics and Clinics of Dysontogenesis, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Murasheva Elena Aleksandrovna, Master's Degree Student of Department of Logopedics and Clinics of Dysontogenesis, Institute of Special Education, Ural State pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

For citation: Karakulova, E. V., Bezdeiko, S. N., Koneva, N. A., Obukhova, N. V., Murasheva, E. A. (2023). Organization of Effective Interaction between Teachers and the Family of a Child with Disabilities. Special Education, 3(71), pp. 94-107. (In Russ.)

включены 33 332 ребенка с ОВЗ, что составляет 6 % от общего количества обучающихся1;

2) общее образование дети с ОВЗ получают как в отдельных образовательных организациях, осуществляющих педагогическую деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, так и в классах в общеобразовательных организациях в условиях инклюзивного обучения,

1 См. данные Всероссийского центра изучения общественного мнения: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiti cheskii-obzor/cifrovoi-detoks-2023-o-polz ovanii-internetom-i-otdykhe-ot-nego (дата обращения: 13.07.2023). — Текст : электронный.

что вносит специфику в работу с семьей в каждом виде образовательных организаций;

3) государственная политика РФ нацелена на максимальную социализацию детей с ОВЗ, и перед каждой образовательной организацией в соответствии с ФГОС ОВЗ ставится задача «своевременного выявления особых образовательных потребностей каждого ребенка, создания комплексных условий для полноценного формирования его личности и последующей максимально возможной интеграции в обществе»;

4) с одной стороны, у родительского сообщества имеется потребность в эффективном обучении и воспитании детей с ОВЗ, с другой — консультативная, сопроводительная помощь, личность педагога, который занимается кор-рекционно-развивающей работой, его уровень образования, общекультурные и психолого-педагогические компетенции мотивируют родителей на творческий подход и активное участие в развитии своего ребенка [16].

Внедрение и повсеместное использование цифровых технологий меняет образ жизни человека и семьи в целом. По данным ВЦИОМ, 74 % процента россиян ежедневно пользуются интернетом, из них 35 % проводят более 4 часов в Сети. В настоящее время мобильный телефон является самым популярным устройством

для доступа в интернет, причем не только средством общения, но и источником получения информации через различные социальные сети и мессенджеры1. Замена личного общения (офлайн) на виртуальное (онлайн) неизбежно ведет к перестройке системы взаимодействия участников образовательных отношений, а именно системы «родитель — педагог» [2].

Цифровизация образования (общего, специального и инклюзивного) — неизбежный и совершенно закономерный процесс. Российские образовательные организации все больше интегрируют цифровые технологии в процесс обучения. Однако это сложный процесс, связанный с многочисленными трудностями и противоречиями, в то время как для ребенка с ОВЗ цифровая среда может стать социально-культурным пространством.

Современная семья имеет достаточный уровень цифровой грамотности и значительный потенциал для создания благоприятных условий для успешного развития ребенка. В семьях с детьми, имеющими нарушение развития, грамотно выстроенная педагогическая поддержка родите-

1 Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). — URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analitich eskii-obzor/cifrovoi-detoks-2023-o-polzovan ii-internetom-i-otdykhe-ot-nego (дата обращения: 13.07.2023). — Текст : электронный.

лей позволяет создавать коррекци-онно-развивающую среду, обеспечивающую компенсацию нарушений, полноценное жизнеобеспечение и гармоничное развитие1.

Особое значение в современной системе образования детей с ОВЗ имеют информационно-коммуникативные технологии работы (ИКТ). Применение в практической деятельности педагога информационно-коммуникативных технологий позволяет обеспечить индивидуальный подход к детям с ОВЗ, организовать непрерывность коррекционно-развивающего процесса в условиях вынужденного отсутствия обучающихся на занятии в традиционной офлайн-форме [5]2. К сожалению, боль-

1 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области. Доклад «Основные итоги деятельности Министерства образования и молодежной политики Свердловской области в 2021 году и задачи на 2022 год». — URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindm kaj/https://minobraz.egov66.ru/upload/mino br/files/84/77/847785a79b85de970e06de46d c4ec260.pdf (дата обращения: 25.07. 2023). — Текст : электронный.

2 См. также: Министерство образования и молодежной политики Свердловской области. Доклад «Основные итоги деятельности Министерства образования и молодежной политики Свердловской области в 2021 году и задачи на 2022 год» — URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpca jpcglclefindmkaj/https://minobraz.egov66.ru/ upload/minobr/files/84/77/847785a79b85de9 70e06de46dc4ec260.pdf (дата обращения: 25.07.2023). — Текст : электронный.

шинство современных педагогов работают в рамках традиционных методов и форм взаимодействия с семьей обучающихся с ОВЗ, без учета типологических особенностей и возможностей семьи [4]. Многие родители не владеют необходимыми психолого-педагогическими компетенциями в области специального и инклюзивного образования, а педагоги не ориентируются на то, какие формы работы наиболее эффективны в условиях конкретной семьи [1]. Такой подход снижает качество образования обучающихся с ОВЗ. Следовательно, возникает потребность повышения компетенций родителей в области специального и инклюзивного образования и представления участникам образовательного процесса успешных практик работы с ближайшим окружением детей с ОВЗ и эффективных форм взаимодействия педагогов и ближайшего окружения ребенка указанной категории.

Цель,организация и методы исследования

В 2023 г. было проведено исследование, направленное на определение трудностей, с которыми сталкиваются родители, воспитывающие детей с ОВЗ, выявление психолого-педагогических компетенций родителей, описание типологических особенностей групп родителей и, в соответствии с ними, определение

наиболее эффективных форм взаимодействия «родитель — педагог». В эксперименте приняли участие 112 родителей в возрасте от 20 до 50 лет, воспитывающих детей с ОВЗ дошкольного (90 %) или младшего школьного возраста (10 %), проживающих в Екатеринбурге (63,4 %) и Свердловской области (36,6 %).

Исследование проводилось с помощью анкетирования, включающего 20 вопросов, которые были разделены на 4 блока:

• общие данные о родителях (законных представителях): возраст, образование;

• организация коррекционного сопровождения ребенка: образовательная организация, которую посещает ребенок; как часто выполняют родители задания педагогов и кто выполняет с ребенком эти задания; какие методы применяют родители для поощрения успехов ребенка; какие формы взаимодействия педагога и родителей наиболее удобны для получения заданий и консультаций;

• родительские компетенции по вопросам психолого-педагогического развития детей, в частности познавательного и речевого;

• мотивационный аспект: отношение родителя к общегрупповым консультациям; семейная позиция и заинтересованность в эффективности коррекционной работы с ребенком, рекомендации и пожелания по организации

взаимодействия «родитель — педагог».

Результаты исследования

Анализ полученных анкет позволил сделать следующие выводы:

• основной контингент родителей, принявших участие в опросе, был в возрасте от 30 до 40 лет (69,6 %); другие возрастные группы: от 40 до 50 лет — 17 %, от 20 до 30 лет — 13,4%;

• имеют высшее образование 53 % от общего числа родителей, принявших участие в анкетировании, незаконченное высшее — 29,5 %, среднее профессиональное — 10,6 %, среднее — 6,3 %;

• 77 % родителей отметили, что их дети посещают образовательные организации, реализующие АООП, 33 % детей обучаются в условиях инклюзивного образования;

• на вопрос: «Кто из членов семьи принимает участие в развитии ребенка?» — подавляющее большинство ответили, что «все члены семьи» (62,5 %), «только мама» — 35,7 % респондентов, 1 % опрошенных отметил бабушку как главного члена семьи, на которого ложится ответственность за развитие ребенка в домашней среде;

• каждый день выполняют домашнее задание с ребенком 70,5 % опрошенных, один раз в неделю — 22,3 %, и 3,6 % — ко-

гда «вспомнят» или «напомнит ребенок»; 3,6 % родителей отметили, что не имеют времени делать домашние задания с ребенком;

• при выборе способов получения домашних заданий большая часть респондентов (79,5 %) выбрали стандартную, бумажную тетрадь, 15 % родителей предпочли получать домашнее задание через мессенджер и 5,4 % хотели бы общаться лично и получать комментарии к заданию в устной форме. Следует отметить, что более 50 % родителей считают возможным и необходимым применение ИКТ в качестве консультативной и сопроводительной поддержки при выполнении домашних заданий с ребенком, они отмечают, что было бы удобно иметь задание в тетради и видеопримеры выполнения упражнений;

• 57,1 % опрошенных отметили, что предпочитают получать индивидуальные консультации педагогов при личной встрече, 25 % — через тетрадь домашних заданий, 14,3 % — через мессенджер и 3,6 % — при разговоре по телефону;

• 55 % родителей имеют достаточный уровень знаний в области психолого-педагогических особенностей детей с ОВЗ, 45 % имеют низкий уровень сформи-рованности данных компетенций, не знают возрастных норм развития и специфику развития своего ребенка.

Рассмотрим результаты анкетирования в соответствии с выделенными возрастными группами родителей (законных представителей).

Более 50 % родителей возрастной категории 20-30 лет предпочитают получать консультации специалистов психолого-педагогического профиля только лично, 80 % опрошенных этой группы считают более удобным выполнять задания с детьми в домашних условиях через тетрадь для домашней работы, остальные готовы использовать с этой целью мессенд-жер. В данной группе родители с высшим образованием показали более высокий уровень сформиро-ванности компетенций в области психолого-педагогических особенностей детей с ОВЗ — 83 %.

Родители возрастной категории 30-40 лет составили самый большой процент из числа принявших участие в анкетировании (69,6 %). Большинство респондентов данной группы имеют высшее или среднее профессиональное образование (54 %) и готовы получать консультации специалистов на личных и групповых встречах, 29 % — через тетрадь для домашних заданий, 13 % — через мессенджер и 4 % — по телефону. Задания для работы с детьми дома предпочитают получать через тетрадь для домашней работы 75 % родителей, остальные готовы с этой целью ис-

пользовать мессенджер. Более высокие результаты в области знаний особенностей детей с ОВЗ показали родители со среднеспе-циальным образованием (64 %). что связано с имеющимся у них педагогическим или медицинским образованием. Среди родителей с высшим образованием верно ответили на вопросы данного блока 37 % опрошенных.

Родители возрастной категории 40-50 лет в большинстве (74 %) предпочитают получать консультации специалистов только в форме личных встреч, 95 % опрошенных родителей данной группы отмечают необходимость получения задания для домашней работы с детьми через тетрадь, не исключая возможности использования мессенджеров. В данной возрастной группе родителей достаточный уровень психолого-педагогических компетенций. 74 % респондентов показали хорошие знания особенностей развития своих детей, в большинстве это родители с высшим образованием.

Анализ ответов на вопросы мотивационного блока позволил сделать выводы о том, что родители всех возрастных групп проявили единодушие, подчеркнув важность объединения усилий педагогов и семьи, в которой воспитывается ребенок с ОВЗ, в процессе устранения психоречевых и других расстройств.

Большинство родителей (законных представителей) принимают участие в родительских собраниях, семинарах-практикумах, консультациях, 57 % респондентов отметили, что личные встречи с педагогами позволяют правильно оценить достижения ребенка и «собственные родительские успехи и просчеты в его развитии и воспитании»; 23 % опрошенных написали о том, что на таких встречах часто озвучивается уже известная информация; 20 % респондентов обратили внимание на то, что советы и рекомендации педагогов были полезными, но следовать им довольно сложно.

Были получены следующие предложения и пожелания родителей (законных представителей).

1. Более 45 % родителей подчеркивают необходимость проведения индивидуальных консультаций специалистами психолого-педагогического профиля и ежедневных индивидуальных коррекционных занятий с их ребенком.

2. Для ближайшего окружения ребенка с ОВЗ является очень важным подробное освещение вопросов специфики коррекцион-ной работы, наглядная демонстрация упражнений и приемов работы, возможно, через видеозаписи, ZOOM, мессенджеры — такие пожелания высказали 25 % респондентов.

3. Большинство родителей отмечают более высокую эффективность коррекционной работы в образовательных организациях, реализующих АООП и АОП, 20 % опрошенных подчеркнули, что в специализированные классы и группы очень сложно записать ребенка с ОВЗ.

4. Более 5 % респондентов рекомендуют педагогам начального образования продумать и более тщательно организовать взаимосвязь с родителями обучающихся с ОВЗ. Именно в условиях инклюзивного образования в школе взаимодействие «педагог — родитель» оказывается недостаточным.

5. При длительном отсутствии ребенка с ОВЗ в образовательной организации просят обязательно давать домашнее задание через мессенджеры только 10 % родителей, что говорит о трудностях организации взаимодействия «родитель — ребенок» в условиях семьи.

Заключение

Таким образом, нами выделены следующие группы родителей, воспитывающих детей с ОВЗ в соответствии с их индивидуально-типологическими особенностями и определены приоритетные формы работы с семьей.

Первая группа — родители с низким уровнем мотивационной готовности к коррекционно-

развивающей работе с ребенком в домашних условиях. Это родители преимущественно с основным и средним общим образованием в возрасте до 30 лет. Как правило, они отрицают наличие проблем развития своего ребенка, не замечают отставания от сверстников. Для них является важным формирование эмоционального принятия своего ребенка и его особенностей, помощь специалистов в организации коррекционно-развивающей среды для своего ребенка дома, составление расписания и режима дня. Родители первой группы нуждаются в индивидуальных консультациях специалистов, посещении открытых индивидуальных и фронтальных коррекционно-развивающих занятий, мастер-классов.

Вторая группа — родители в возрасте до 40 лет, преимущественно не имеющие высшего образования. Это родители с недостаточным уровнем сформиро-ванности психолого-педагогических компетенций, они нуждаются в проведении групповых и индивидуальных консультаций по вопросам психоречевого и моторного развития детей с ОВЗ, ознакомлении со специальной литературой, информационными буклетами. Для данной группы родителей характерны запросы на практико-ориентированные формы работы с детьми с ОВЗ, показ конкретных приемов, методов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

коррекционного взаимодействия и предпочтение печатных средств взаимодействия. Именно сочетание традиционных форм работы педагогов и семьи в виде тетрадей для домашних заданий и обратной связи с визуализацией конкретных упражнений с помощью ИКТ является приоритетным для родителей данной группы.

Третья группа — родители в возрасте до 40 лет, преимущественно имеющие высшее образование. В подавляющем большинстве готовы к эффективному сотрудничеству с педагогами, предпочитают дистанционные формы взаимодействия и личные индивидуальные консультации по вопросам развития своего ребенка и организационно-содержательным аспектам работы с ним в домашних условиях.

Четвертая группа — родители в возрасте старше 40 лет. Как правило, это родители с высшим или средним профессиональным образованием, воспитывающие в семье двух и более детей. Они хорошо ориентируются в вопросах онтогенетического развития детей, но недостаточно знают специфические особенности развития своего ребенка, часто предъявляя к нему повышенные требования. Родители данной группы предпочитают традиционные формы взаимодействия с педагогами, такие как групповые и индивидуальные консультации, открытые

занятия, мастер-классы и т. д. Для применения ИКТ в домашних условиях они нуждаются в направляющей помощи в виде ссылок на образовательные электронные ресурсы, видеозадания.

Таким образом, перспективой дальнейшего изучения проблемы эффективного взаимодействия педагогов образовательных организаций и семей, воспитывающих детей с ОВЗ, является разработка методических рекомендаций для участников образовательного процесса, в которых систематизированы успешные практики взаимодействия с ближайшим окружением детей с ОВЗ и эффективные технологии работы «родители — ребенок» в условиях семьи, в том числе информационно-коммуникативные .

Литература

1. Бездетко, С. Н. Актуальные проблемы сформированности компетенций у педагогов в области инклюзивного образования / С. Н. Бездетко, Г. Г. Зак, Е. В. Кара-кулова, Г. К. Труфанова. — Текст : непосредственный // Современный учитель — взгляд в будущее : сборник научных статей Междунар. науч.-образоват. форума : в 3 ч. — Екатеринбург : [б. и.], 2022. — Ч. 3. — С. 76-79.

2. Захаркина, Т. Н. Гаджетизация: эффекты влияния на общественные процессы / Т. Н. Захаркина, И. А. Исакова. — Текст : непосредственный // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2019. — № 3 (55). — С. 115-121.

3. Каракулова, Е. В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с тяжелым нарушением речи в процессе консультативной работы / Е. В. Каракулова. —

Текст : непосредственный // Междисциплинарный подход в изучении и образовании лиц с особыми потребностями : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 55-летию института специального образования, Екатеринбург, 28-29 нояб. 2019 года. — Екатеринбург : [б.и.], 2019. — С.318-323.

4. Каракулова, Е. В. Дистанционные формы взаимодействия учителя-логопеда с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи и их семьями / Е. В. Каракулова, Е. А. Конева. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья : материалы Все-рос. заоч. конф. — Екатеринбург : [б. и.], 2021. — С. 275-280.

5. Конева, Н. А. Модель комплексного психолого-педагогического взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с тяжелым нарушением речи, в условиях детского сада компенсирующей направленности / Н. А. Конева. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право : сборник статей и тезисов Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 200-летию со дня рождения А. Куссмауля. — Москва : [б. и.], 2022. — С. 79-83.

6. Косарева, А. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве / А. А. Косарева, Е. С. Фоминых. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы теории и практики инклюзивного образования : материалы Междунар. науч.-практ. конф. — 2016. — С. 217-220.

7. Костина, Л. М. Дистанционное сопровождение родителей обучающихся / Л. М. Костина, И. А. Писаренко. — Текст : непосредственный // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2020. — Т. 9. — № 4 (33). — С. 163-167.

8. Любимов, М. Л. Использование информационно-коммуникативных технологий в консультативной работе с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ / М. Л. Любимов, О. Г. Приходько, И. А. Фи-

латова, О. В. Югова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2021. — № 3 (63). — С. 140-153. — Э01 10.26170/1999-6993_2021_03_10. — БЭК ЫКНУХ.

9. Московкина, А. Г. Ребенок с ограниченными возможностями в семье / А. Г. Мос-ковкина. — Москва : Прометей, 2015. — 252 с. — Текст : непосредственный.

10. Обухова, Н. В. Роль родителей в реализации логопедического сопровождения детей раннего и младшего дошкольного возраста с нарушением речи / Н. В. Обухова, А. В. Стянина. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2023. — № 2 . — С. 106-116.

11. Обухова, Н. В. Семейное воспитание детей с нарушениями речи / Н. В. Обухова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2019. — 128 с. — Текст : непосредственный.

12. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья : учебник / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 184 с. — Текст : непосредственный.

13. Ткачева, В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья : учебник / В. В. Ткачёва. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2017. — 281 с. — Текст : непосредственный

14. Ушакова, Е. В. Семья ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды / Е. В. Ушакова. — Текст : непосредственный // Мир специальной педагогики и психологии : научно-практический альманах. Вып. 3. — Москва : Логомаг, 2015. — С. 156-163. — Текст : непосредственный.

15. Фейзопуло, М. Н. Педагогические основы реабилитации семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья : 13.00.01 : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Фейзопуло Марина Николаевна. — Ульяновск, 2004. — 24 с. — Текст : непосредственный.

16. Югова, О. В. Вариативные стратегии раннего психолого-педагогического сопро-

вождения семьи ребенка с отклонениями в развитии : моногр. / О. В. Югова. — Москва : Парадигма, 2021. — 152 с. — Текст : непосредственный.

References

1. Bezdetko S.N., Zak G.G., Karakulova E.V., & Trufanova G.K. (2022). Aktual'nye problemy sformirovannosti kompetencij u pedagogov v oblasti inklyuzivnogo obrazo-vaniya [Actual problems of the formation of competencies among teachers in the field of inclusive education]. Modern teacher — a look into the future, 3, 76-79. (In Russ.)

2. Zaharkina T.N., & Isakova I.A. (2019). Gadzhetizaciya : effekty vliyaniya na ob-shchestvennye processy [Gadgetization: effects of influence on social processes]. Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lo-bachevsky. Series: Social Sciences, 3(55), 115-121. (In Russ.)

3. Karakulova, E.V. (2019). Vzaimodej-stvie logopeda i sem'i rebenka s tyazhelym narusheniem rechi v processe konsul'tativnoj raboty [Interaction between a speech therapist and the family of a child with severe speech impairment in the process of counseling]. In Interdisciplinary approach in the study and education of persons with special needs (pp. 318-323). (In Russ.)

4. Karakulova E.V., Koneva E.A. (2021). Distancionnye formy vzaimodejstviya uchi-telya-logopeda s doshkol'nikami s tyazhe-lymi narusheniyami rechi i ih sem'yami [Remote forms of interaction between a speech therapist teacher and preschoolers with severe speech disorders and their families]. Actual problems of training and education of people with disabilities, 275-280. (In Russ.)

5. Koneva, N.A (2022). Model' kompleks-nogo psihologo-pedagogicheskogo vzaimo-dejstviya s sem'ej, vospityvayushchej re-benka s tyazhelym narusheniem rechi, v us-loviyah detskogo sada kompensiruyushchej napravlennosti [A model of complex psychological and pedagogical interaction with a family raising a child with severe speech impairment in a compensatory kindergarten]. In Actual problems of modern Russia: psychology, pedagogy, economics, management and law (pp. 79-83). Moscow. (In Russ.)

6. Kosareva, A.A., & Fominykh, E.S. (2016). Psikhologo-pedagogicheskoe sopro-vozhdenie detey s OVZ v inklyuzivnom obrazovatel'nom prostranstve [Psychological and pedagogical support for children with disabilities in an inclusive educational space]. In Current problems of the theory and practice of inclusive education (Materials of the International scientific-practical conf., pp. 217-220). (In Russ.)

7. Kostina, L.M., & Pisarenko, I.A. (2020). Distantsionnoe sopro-vozhdenie roditeley obuchayushchikhsya [Remote support for parents of students]. Azimut nauchnykh issle-dovaniy: pedagogika i psikhologiya, 9(4(33)), 163-167. (In Russ.)

8. Lyubimov, M.L., Prihod'ko, O.G., Fila-tova, I.A., & Yugova, O.V. (2021). Ispol'zo-vanie informacionno-kommunikativnyh te-khnologij v konsul'tativnoj rabote s rodite-lyami, vospityvayushchimi detej s OVZ [The use of information and communication technologies in consultative work with parents raising children with disabilities]. Special education, 3, 140-153. (In Russ.)

9. Moskovkina, A.G. (2015). Rebenok s ogranichennymi vozmozhnostyami v sem'e [Child with disabilities in the family]. Moscow: Prometej, 252 p. (In Russ.)

10. Obuhova, N.V., & Styanina, A.V. (2023). Rol' roditelej v realizacii logopedi-cheskogo soprovozhdeniya detej rannego i mladshego doshkol'nogo vozrasta s naru-sheniem rechi [The role of parents in the implementation of speech therapy support for children of early and younger preschool age with speech impairment]. Special education, 2, 106-116. (In Russ.)

11. Obuhova, N.V. (2019). Semejnoe vospi-tanie detej s narusheniyami rechi [Family education of children with speech disorders]. Ekaterinburg: UrGPU, 128 p. (In Russ.)

12. Strebeleva, E.A., & Mishina, G.A. (2020). Psihologo-pedagogicheskaya podderzhka sem'i rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Psychological and pedagogical support for the family of a child with disabilities]. Moscow: INFRA-M, 184 p. (In Russ.)

13. Tkacheva, V.V. (2017). Tekhnologii psi-hologicheskoj pomoshchi sem'yam detej

s ogranichennymi vozmozhnostyami zdoro-v'ya [Psychological assistance technologies for families of children with disabilities]. Moscow: INFRA-M, 281 p. (In Russ.)

14. Ushakova, E.V. (2015). Sem'ya rebenka s OVZ v usloviyah inklyuzivnoj obrazova-tel'noj sredy [Family of a child with disabilities in an inclusive educational environment]. The world of special pedagogy and psychology, 3, 156-163. (In Russ.)

15. Fejzopulo, M.N. (2004). Pedagogiche-skie osnovy reabilitacii sem'i, vospityvayu-shchej rebenka s ogranichennymi vozmozh-

nostyami zdorov'ya [Pedagogical foundations for the rehabilitation of a family raising a child with disabilities]. Ul'yanovsk, 24 p. (In Russ.)

16. Yugova, O.V. (2021). Variativnye stra-tegii rannego psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya sem'i rebyonka s otklo-neniyami v razvitii [Variable strategies for early psychological and pedagogical support of the family of a child with developmental disabilities]. Moscow: Paradigma, 152 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.