Научная статья на тему 'Организация единого информационного пространства системы ОМС как основа реализации национального проекта «Здоровье» в Московской области'

Организация единого информационного пространства системы ОМС как основа реализации национального проекта «Здоровье» в Московской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
449
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — В.В.Максаков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация единого информационного пространства системы ОМС как основа реализации национального проекта «Здоровье» в Московской области»

Информационное пространство системы управления здравоохранением

www.idmz.ru 2006, №6

ГЧЯЯ

I Ы.МЯЯ

В.В.МАКСАКОВ,

к.т.н., заместитель исполнительного директора, начальник информационно-аналитического центра МОФОМС, Московский областной фонд ОМС

ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА СИСТЕМЫ ОМС КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ» В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Организация единого информационного пространства системы обязательного медицинского страхования Московской области как единой инфокоммуникационной системы осуществляется на базе АСУ ОМС Московской области (далее - АСУ ОМС МО), функционирующей в глобальной вычислительной сети субъектов и участников системы ОМС Московской области. Национальный проект «Здоровье» хорошо «вписывается» в общую структуру АСУ ОМС МО, адекватно отражаясь в соответствующих подсистемах. Информационные потоки национального проекта «Здоровье» обеспечиваются единым информационным пространством.

РОЛЬ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Московская областная система обязательного медицинского страхования как объект управления представляет собой многоплановую территориально распределенную систему, включающую Московский областной фонд обязательного медицинского страхования (МОФОМС) с 56 филиалами в 70 муниципальных образованиях Московской области, 10 страховых медицинских организаций, имеющих свои филиалы во всех территориальных образованиях области, и более 500 медицинских учреждений.

С точки зрения информатизации, система обязательного медицинского страхования Московской области представляет собой территориально распределенную многоуровневую систему, образованную ее субъектами - объектами информатизации, к которым относятся: МОФОМС (с филиалами), страховщики - страховые медицинские организации, медицинские учреждения, а также органы управления здравоохранением и аптеки в части работы по программам обязательного медицинского страхования и дополнительного лекарственного обеспечения. Кроме того, субъектами обязательного медицинского страхования являются страхователи - плательщики страховых взносов (работодатели), администрации Московской области и муниципальных образований.

Система управления ОМС Московской области включает в себя:

♦ Правление МОФОМС;

♦ МОФОМС;

♦ население Московской области;

♦ страхователей;

© В.В.Максаков, 2006 г.

Информационное пространство системы управления здравоохранением

Др

W-ЩШШ

kJH

I и информационные

технологии

♦ страховщиков;

♦ учреждения здравоохранения.

Система обязательного медицинского страхования в Московской области доказала свою жизнеспособность в обеспечении населения бесплатной медицинской помощью гарантированного объема и качества, что позволило в непростых социально-экономических условиях сохранить работоспособную сеть лечебно-профилактических учреждений и обеспечить управляемость отрасли в переходный период.

На технологической схеме ОМС (рис.1) видно, что между субъектами и участниками системы навстречу друг другу движутся два потока: информация об оказанных медицинских услугах в ЛПУ (счета и реестры за оказанную медицинскую помощь) и финансирование за оказанные медицинские услуги.

Необходимо отметить, что финансирование - это тоже информационный поток. Информационные потоки между субъектами обязательного медицинского страхования Московской области образуют так называемую «информационную пирамиду», в основании которой находятся лечебные учреждения и страховые медицинские организации, а также страхователи. Информатизация должна охватывать практически основные аспекты деятельности всех участников (субъектов) системы обязательного медицинского страхования Московской области, а также горизонтальные и вертикальные связи как внутри сис-

Рис. 1. Технологическая система ОМС

темы обязательного медицинского страхования Московской области, так и с другими ведомствами (системами).

Дальнейшее развитие и совершенствование системы обязательного медицинского страхования Московской области во многом связано с внедрением современных методов управления во всех звеньях системы. Основу этих методов составляет управление, основанное на фактах. Поэтому вопросы своевременного и полного обеспечения органов управления всей потребной информацией становятся первоочередными и требуют необходимого обеспечения средствами автоматизации. Дальнейшее развитие информатизации системы обязательного медицинского страхования Московской области как части единого комплекса здравоохранения области должно быть связано не столько с изменениями в отдельных элементах, сколько с изменением подходов в создании всех средств автоматизации.

Общее направление этих изменений определено Концепцией информатизации системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации на 2000-2005 гг., утвержденной Правлением Федерального фонда обязательного медицинского страхования 26 апреля 2000 года (протокол № 11). В ней отмечается, что достижение главной цели системы обязательного медицинского страхования на современном этапе - реализации государственной политики по безусловному обеспечению гарантий населению на бесплатную медицинскую помощь за счет эффективного использования имеющихся ресурсов при одновременном расширении доступности и повышении качества медицинского обслуживания возмож-

Информационное пространство системы управления здравоохранением

но только при условии широкого внедрения новых ресурсосберегающих медицинских технологий и механизмов финансирования, сложность внедрения которых заключается в необходимости сбора и обработки огромных массивов медико-экономической информации, используемой при анализе, прогнозировании и оптимизации расходов на медицинскую помощь населению. Очевидно, что без организации единого информационного пространства и создания автоматизированной информационной системы отрасли решить эти задачи невозможно.

Информатизация системы обязательного медицинского страхования Московской области - многоаспектный системообразующий процесс, который включает:

1. Организацию и рационализацию рабочих процессов, через которые реализуется функционирование системы обязательного медицинского страхования на территории области, с использованием современных информационных технологий.

2. Сбор, накопление, интеграцию и эффективное использование информационных ресурсов - баз и банков данных и знаний, организацию единого информационного пространства отрасли.

3. Создание и развитие информационной инфраструктуры отрасли: системы связи и телекоммуникаций; информационно-вычислительных систем субъектов обязательного медицинского страхования; организационных структур, обеспечивающих функционирование единой информационной системы (единого информационного пространства).

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПРАКТИКЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

В развитии современной практики информатизации системы обязательного медицинского страхования Московской области можно выделить несколько взаимосвязанных тенденций:

♦ расширение диапазона автоматизируемых функций и рабочих процессов, через которые реализуется профессиональная деятельность конечных пользователей;

♦ усложнение состава и структуры обрабатываемой информации, в том числе необходимость использования разнородной слабоструктурированной информации;

♦ переход от автоматизации учетно-регистрационных процедур к информатизации управления, в том числе процессов принятия решений;

♦ переход от автоматизации отдельных задач к созданию интегрированных информационно-расчетных комплексов (переход к «сквозным» технологиям);

www.idmz.ru 2006, №6

ГЧЯЯ

I Ы.МЯЯ

♦ переход от автоматизации фиксированного набора функций к формированию гибких, развиваемых автоматизированных технологий;

♦ переход от закрытых и жестких информационных систем к открытым, расширяемым, масштабируемым и адаптируемым системам;

♦ переход от локальных к распределенным информационным системам, построенным на сочетании централизованных и децентрализованных режимов хранения и обработки данных.

Содержательно процесс создания и внедрения информационных решений в системе обязательного медицинского страхования Московской области должен заключаться в рационализации и эффективной организации рабочих процессов обязательного медицинского страхования с использованием различных информационных технологий и телекоммуникаций.

Сегодня и в ближайшей перспективе основные направления и тенденции развития информатизации в системе обязательного медицинского страхования Московской области в наибольшей степени определяются возрастанием роли телекоммуникаций; развитием Web-технологий и Интернета; созданием корпоративных порталов; интеграцией технологий Web и баз данных; возможностями использования Web-браузеров для доступа и поиска информации и решения функциональных задач обязательного медицинского страхования; использованием технологий анали-

19

Информационное пространство системы управления здравоохранением

Др

W-ЩШШ

kJH

I и информационные

технологии

тической обработки данных и управления знаниями. Следует особо подчеркнуть значение технологических возможностей и информационных ресурсов глобальной сети Интернет и Интранет - технологий для системы обязательного медицинского страхования Московской области.

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Анализ состояния информатизации на уровнях субъектов: Московского областного фонда обязательного медицинского страхования, лечебно-профилактических учреждений и страховых медицинских организаций, а также анализ состояния автоматизации технологических процессов и функций управления, применяемых в системе обязательного медицинского страхования Московской области, позволяет сформировать стратегические направления развития информатизации на 2004-2008 годы, которые в полной мере раскрывают потенциальные возможности развития имеющихся информационных систем и обеспечивают качественно новый уровень деятельности субъектов по реализации социальной миссии.

1. Повышение производительности труда собственно управленческого аппарата участников обязательного медицинского страхования на новом этапе должно обеспечиваться автоматизацией управления и контроллинга рабочих процессов подразделений Фонда и субъектов системы обязательного медицинского страхования Московской области, которые должны осуществляться на базе современных информационных технологий, формирующих и управляющих ведомственным стандартом организационно-экономической деятельности на всех уровнях управления системой обязательного медицинского страхования.

Реализация этого направления позволит сделать прозрачной всю организацию деятельности в Фонде и в системе обязательного медицинского страхования области в целом. Естественно, что это требует проведения работ по анализу рабочих процессов и тщательной оценке результативности, объективизации и формализации процессов.

2. Большие перспективы в повышении качества работы имеют автоматизация делопроизводства, внедрение безбумажной технологии, электронной почты, построение автоматизированной системы электронной библиотеки нормативно-методических материалов рабочих процессов МОФОМС и системы ОМС Московской области.

3. Следующим важнейшим направлением является углубление интеграции информационного пространства системы обязательного ме-

дицинского страхования Московской области, которое надо осуществить на новом этапе развития. Необходимыми становятся формирование и ведение единой базы данных для автоматизированной обработки показателей, последующей аналитической, прогнозной работы. Эта база должна позволять проводить автоматизированную обработку персонифицированных данных (регистра застрахованных), статистических данных системы обязательного медицинского страхования, данных по финансированию обязательного медицинского страхования Московской области, по экспертизе (счетов-фактур СМО, счетов-фактур по межтерриториальной помощи, качества медицинской помощи), по дефектам оказания медицинской помощи для оперативного реагирования, по экономическому эффекту от изменений финансовых характеристик системы обязательного медицинского страхования Московской области (величина балла, величина подушевого норматива), по экономическому эффекту от работы федеральных медицинских учреждений и медицинских учреждений областного уровня в системе обязательного медицинского страхования Московской области.

Однако полноценный эффект от внедрения этих решений может быть получен только при наличии общесистемного единого хранилища данных, отражающего требования ведомственного стандарта и нацеленного на поддержку управления на всех уровнях системы обя-

Информационное пространство системы управления здравоохранением

зательного медицинского страхования Московской области.

Создание единого хранилища данных в сочетании с развитыми средствами доступа и обработки данных и при наличии подготовленных к такой работе кадров дает выход на качественно новый уровень управления территориальной системы обязательного медицинского страхования, делая ее состояние абсолютно прозрачным для управленцев в любой момент времени. Этим обеспечивается не только возможность оперативного и эффективного выполнения аналитической работы, но и поддерживается формирование обоснованных прогнозов развития системы обязательного медицинского страхования Московской области по различным направлениям с учетом объективных связей с другими составляющими складывающейся системы медикосоциального страхования. Тем самым на практике реализуется переход «от управления по ощущениям к управлению по измерениям».

4. Создание единого информационного пространства системы обязательного медицинского страхования Московской области, задача развития которого является одной из главных целей реализации настоящей концепции. В рамках этого пространства должно быть полностью обеспечено движение информационных потоков от места их возникновения в лечебно-профилактических учреждениях, СМО, до органов управления Фонда и управлений здравоохранением районного, городского и областного уровней,

www.idmz.ru 2006, №6

ГЧЯЯ

I Ы.МЯЯ

сформирована система поддержки принятия решений на разных уровнях управления и контроля их выполнения, повышены качество и эффективность лечебно-диагностической и профилактической помощи населению.

5. Обеспечение прямого взаимодействия со страховыми медицинскими организациями, медицинскими учреждениями, застрахованными. Эта задача может быть решена путем развития единого информационного пространства системы обязательного медициского страхования как составляющей отрасли здравоохранения Московской области.

ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Информатизация всегда была и остается важнейшей составной частью процесса становления и развития системы обязательного медицинского страхования Московской области. Если на начальном этапе информатизации системы основные акценты делались только на организацию оперативного сбора данных и автоматизации рутинных учетных и статистических задач, учрежденческой деятельности и бухгалтерии, обеспечения взаиморасчетов между субъектами обязательного медицинского страхования, то в настоящее время должна ставиться и задача радикального повышения качества управления отраслью за счет применения современных экономико-математических методов анализа, оптимизации расходов на медицинскую помощь и формирования экономически сбалансированных программ обязательного медицинского страхования.

Стратегическим направлением информатизации системы обязательного медицинского страхования Московской области становится создание единого информационного пространства систем здравоохранения и обязательного медицинского страхования на территории области путем интеграции информационных систем и ресурсов лечебных учреждений, органов управления здравоохранением, МОФОМС и филиалов, страховых медицинских организаций и других организаций и граждан (прежде всего застрахованных) непосредственно участвующих или заинтересованных в развитии отрасли здравоохранения.

Единое информационное пространство системы обязательного медицинского страхования Московской области представляет собой совокупность информационных ресурсов (баз и банков данных), технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых

21

Информационное пространство системы управления здравоохранением

Др

W-ЩШШ

kJH

I и информационные

технологии

принципов и по общим правилам, обеспечивающих информационное взаимодействие заинтересованных субъектов и удовлетворение их информационных потребностей.

Оформление и развитие единого информационного пространства и соответствующей технологической среды - проблема межотраслевая. Она требует решения сложных организационно-технических задач, значительных затрат и не может быть решена одномоментно.

Реализация концепции единого информационного пространства системы обязательного медицинского страхования Московской области должна способствовать решению на современном уровне следующих задач:

♦ удовлетворение информационных потребностей развития единого технологического цикла здравоохранения области;

♦ переход от решения частных задач системы обязательного медицинского страхования и органов здравоохранения к эффективному применению общего информационного ресурса всех участников;

♦ повышение эффективности и качества управления единым комплексом здравоохранения за счет внедрения современных информационных технологий и создания равных условий информационного обеспечения субъектов;

♦ обеспечение прозрачности для руководства деятельности всех звеньев системы ОМС;

♦ получение необходимых и достаточных объемов информа-

ции для обеспечения деятельности всех заинтересованных участников;

♦ развитие прямого взаимодействия субъектов системы ОМС и прежде всего активизации работы с застрахованным населением.

Процесс формирования единого информационного пространства системы обязательного медицинского страхования и здравоохранения Московской области реализуется через интегрированную глобальную вычислительную сеть, обеспечивающую функционирование единого информационного пространства, и должен базироваться на следующих положениях:

1. Система здравоохранения Московской области представляет собой единый технологический цикл, ранжированный по уровням медицинской помощи, обеспечивающий необходимый объем и преемственность медицинской помощи и, следовательно, требующий формирования единых информационных ресурсов с возможностью оперативного доступа с использованием современных Интернет-технологий.

2. Единство технологического цикла требует дальнейшей разработки сквозных ведомственных стандартов выполнения рабочих процессов. Эти стандарты, доведенные до каждого рабочего места, позволяют с наибольшей эффективностью гарантировать управление основными рабочими процессами обязательного медицинского страхования Московской области (управление финансовыми потоками, материальными и людскими ресурсами здравоохранения).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Эффективная модель планирования и финансирования здравоохранения, адекватная возможностям бюджетного и внебюджетного источников формирования средств, предполагает проведение комплекса работ по внедрению систем автоматизированного сбора и анализа всей значимой финансовой, социально-экономической, медико-социальной информации.

4. Укрепление отраслевого управления по вертикали в Московской области и ее органическое сочетание с самоуправлением в муниципальных образованиях в целях охраны здоровья населения области требуют формирования единого информационного пространства всех организаций, заинтересованных в эффективных результатах деятельности обязательного медицинского страхования.

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОМС МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Обеспечение функций управления в системе обязательного медицинского страхования Московской области является одним из основных направлений развития информационных ресурсов системы обязательного медицинского страхования Московской области.

Информационное пространство системы управления здравоохранением

Базовый принцип развития этого направления заключается в обеспечении замкнутого цикла (прогнозирование потребности, планирование распределения, учет, контроль и регулирование), который охватывает все основные виды деятельности субъектов и участников обязательного медицинского страхования Московской области и предполагает их тесную кооперацию. Такой принцип управления полностью соответствует требованиям ИСО 9000.

Основные задачи, решаемые на уровне субъектов системы ОМС Московской области в ходе цикла управления, которые должны быть поддержаны средствами информатизации, следующие:

Московский областной фонд обязательного медицинского страхования

Планирование и прогнозирование - прогнозирование объемов финансирования, планирование деятельности. Прогноз объемов услуг в рамках обязательного медицинского страхования, планирование взаимодействия.

Учет и контроль - учет и контроль финансовых потоков в рамках обязательного медицинского страхования. Учет и контроль услуг и процедур в рамках обязательного медицинского страхования.

Анализ и отчетность - статистическая отчетность и анализ финансовой деятельности. Статистическая отчетность и анализ деятельности ОМС.

Регулирование - ценообразование медицинских услуг на территории, расчет нормативов. Расчет территориальных нормативов, программ и балансов между участниками обязательного медицинского страхования.

Страховые медицинские организации

Планирование и прогнозирование - прогнозирование количества застрахованных, планирование взаимодействия с участниками обязательного медицинского страхования.

Учет и контроль - учет и контроль страховых выплат, адекватности медицинских услуг.

Анализ и отчетность - статистическая отчетность и анализ страховой деятельности.

Регулирование - ценообразование медицинских услуг застрахованных контингентов, согласование нормативов.

Медицинские учреждения здравоохранения

Планирование и прогнозирование - прогнозирование потребности и планирование деятельности.

Учет и контроль - учет и контроль медицинских услуг.

www.idmz.ru 2006, №6

ГЧЯЯ

I Ы.МЯЯ

Анализ и отчетность - статистическая отчетность и анализ деятельности медицинских учреждений.

Регулирование - ценообразование в стационаре, поликлинике, распределение доходов.

Кроме того, средствами информатизации должна поддерживаться следующая вспомогательная деятельность по управлению системой ОМС Московской области.

Материально-техническое снабжение: прогнозирование, планирование, формирование заявок, договоров; учет и контроль материальных ресурсов; статистическая отчетность и анализ; нормирование расходов, запасов, взаимозаменяемость ресурсов.

Кадровая политика: прогнозирование, планирование, формирование заявок и договоров на обучение; кадровый учет и контроль; формирование статистической отчетности и анализ кадрового обеспечения; аттестация кадров и повышение их квалификации.

Бухгалтерский учет: прогнозирование потребности и планирование финансов; учет денежных средств и расчетов труда и заработной платы; сводный бухгалтерский баланс и анализ финансовой деятельности; регулирование финансовых потоков.

Одной из важнейших задач обеспечения функций управления системой ОМС Московской области является автоматизация работы подразделений и филиалов МОФОМС и деятельности субъектов обязательного медицинского страхования в ходе их общих ра-

Информационное пространство системы управления здравоохранением

Др

W-ЩШШ

kJH

I и информационные

технологии

бочих процессов. Решение этой задачи может быть достигнуто через разработку Автоматизированной системы управления рабочими процессами МОФОМС. В ходе создания этой системы должны быть обеспечены:

♦ разработка ведомственного стандарта рабочих процессов системы обязательного медицинского страхования Московской области, отражающего порядок и необходимые ресурсы для выполнения работ всеми ответственными исполнителями и дающего руководству системы обязательного медицинского страхования Московской области четкое представление о том, как организовано выполнение работ для достижения их целей;

♦ создание Автоматизированной подсистемы разработки и сопровождения ведомственного стандарта рабочих процессов МОФОМС как следствие размерности, сложности и необходимости поддержания ведомственного стандарта системы обязательного медицинского страхования Московской области в актуальном состоянии;

♦ разработка Автоматизированной подсистемы электронной библиотеки нормативнометодических материалов рабочих процессов МОФОМС, обеспечивающей удаленный доступ к федеральным областным и региональным документам, касающимся области деятельности системы обязательного медицинского страхования Московской области. Применение современных инфор-

мационных технологий должно обеспечить распространение необходимых материалов и доведение их до заинтересованных пользователей с представлением последним всего набора сервисов (прежде всего эффективного поиска) независимо от места их физического расположения;

♦ разработка Автоматизированной подсистемы контроллинга рабочих процессов подразделений Фонда и субъектов системы обязательного медицинского страхования Московской области, обеспечивающей руководство системы ОМС оперативными данными о состоянии субъектов системы, ходе выполняемых рабочих процессов и достигнутых показателях. Автоматизация сбора, накопления, обработки и публикации данных из различных источников по гибко меняющейся системе показателей создает основу управления, базирующегося на фактах;

♦ разработка Автоматизированной подсистемы управления выделенными рабочими процессами системы ОМС Московской области, обеспечивающей сквозное управление всеми видами работ по процессу.

Таким образом, реализация Автоматизированной системы управления рабочими процессами МОФОМС означает начало реализации принципов процессного управления, соответствует положениям международных стандартов ИСО 9000 и согласована с общей стратегией развития системы обязательного медицинского страхования Московской области.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ПОДДЕРЖКА КЛЮЧЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для системной реализации, кроме функциональных подсистем общего назначения, необходимо создать ряд обеспечивающих подсистем, решающих отдельные ключевые задачи, которые должны автоматизироваться в первую очередь (рис. 2):

♦ создание и ведение базы данных «Население» («Регистр застрахованных»);

♦ создание и ведение базы данных «Страхователи»;

♦ создание и ведение базы данных «Структура здравоохранения»;

♦ создание и ведение базы данных «Страховщики»;

♦ создание и ведение базы данных «Структура и состав обязательной программы медицинских услуг» обязательного медицинского страхования.

Для повышения производительности труда собственно управленческого аппарата участников обязательного медицинского страхо-

Информационное пространство системы управления здравоохранением

Рис. 2. Автоматизация обеспечивающих подсистем

вания необходимо создать специализированную офисную подсистему, которая позволит автоматизировать все делопроизводство, внедрить безбумажную технологию, электронную почту, целый ряд информационно-справочных систем для руководителей и специалистов, обеспечить непосредственный выход на международные банки коммерческой и некоммерческой информации и т.п.

Особое место в этом ряду задач занимает совершенствование системы учета застрахованных как основы рационализации расходования средств обязательного медицинского страхования. Новый уровень решения этой задачи может быть достигнут за счет повышение полноты, достоверности и оперативности актуализации регистра застрахованных - регулярная выверка регистра с другими органами, ведущими учет населения:

♦ регистрами прикрепленного населения медицинских учреждений (поликлиник, амбулаторий, диспансеров и др.), в том числе по категориям населения, имеющим право на льготное лекарственное обеспечение;

♦ исключение умерших по данным органов ЗАГС;

♦ сверка данных по родившимся, изменившим фамилию, имя, отчество с органами ЗАГС;

♦ уточнение данных о месте жительства, исключение выбывших на другие территории (учет миграции) по данным из органов первичного регистрационного учета населения (органов внутренних дел, жилищных органов);

♦ учет изменений социального статуса застрахованных («рабо-

www.idmz.ru 2006, №6

W-ЩШШ I Ы.МЯЯ

тающий/неработающий») по данным от страхователей (работодателей), Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, налоговых органов, органов социальной защиты, занятости и др.

Решение перечисленных задач должно осуществляться на уровне МОФОМС и филиалов с доведением необходимой информации (изменений в регистре застрахованных) до страховщиков. Основная функция страховщика в части ведения регистра застрахованных - его актуализация по факту выдачи и замены полиса.

Наиболее актуальным является взаимодействие с органами ЗАГС (данные по умершим), работодателями, Пенсионным фондом и органами занятости (данные о социальном статусе - «работающий/ неработающий»).

В качестве другого принципиального направления информатизации можно выделить создание Автоматизированной системы мониторинга лекарственного обеспечения Территориальной программы обязательного медицинского страхования Московской области, имеющей целью рационализацию расходов на лекарственные препараты, а именно:

♦ организацию автоматизированного персонифицированного предметно-количественного учета и контроля за назначением и использованием лекарственных средств в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках;

♦ организацию автоматизированной совместной лекарственной

Информационное пространство системы управления здравоохранением

Др

W-ЩШШ

kJH

I и информационные

технологии

и медицинской экспертизы и разработку единых критериев качества лекарственной помощи;

♦ организацию автоматизированного сбора, обобщения и анализа медико-статистической информации и контроля за рациональным назначением и использованием лекарственных средств;

♦ организацию доступа к информации о зарегистрированных ценах на лекарства и изделия медицинского назначения с помощью Отраслевой информационно-справочной системы ФОМС через сеть Интернет.

Наиболее рациональным представляется создание единой многоуровневой системы (МОФОМС, филиал МОФОМС - страховая медицинская организация - медицинское учреждение, аптека) учета, медико-экономического контроля и экспертизы объемов и качества медицинской помощи и использования лекарственных средств.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ И СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Важнейшим условием реализации эффективного управления ресурсами здравоохранения на территории Московской области является организация информационного взаимодействия и совместного использования информационных и вычислительных ресурсов между органами управления здравоохранением, Госсанэпиднадзора и МОФОМС. В этом направлении необходимо обеспечить информационную совместимость и взаимодействие автоматизированных систем учреждений и органов здравоохранения и системы ОМС Московской области на всех уровнях «информационной пирамиды» по основным «совместным» задачам:

♦ учет населения - застрахованных по обязательному медицинскому страхованию;

♦ учет, контроль и экспертиза объемов и качества медицинской помощи, включая назначение и отпуск лекарственных средств;

♦ расчет тарифов на медицинскую помощь и дифференцированных подушевых нормативов в условиях бюджетно-страхового финансирования лечебных учреждений;

♦ учет и контроль финансовых потоков на оплату медицинской помощи;

♦ решение статистических и аналитических задач, в том числе решение оптимизационных балансовых задач при формировании базовой и территориальных программ обязательного медицинского

страхования на единой информационной базе и др.

Кооперация и интеграция информационных и вычислительных ресурсов позволят сократить совокупные затраты на создание необходимой инфраструктуры, снизить эксплуатационные расходы на информационно-техническое обслуживание органов управления здравоохранением и системы обязательного медицинского страхования Московской области, исключить дублирование процессов подготовки, обработки, накопления, хранения и передачи информации. В условиях устойчивого финансового дефицита совместное использование информационных, вычислительных и телекоммуникационных ресурсов, в том числе путем организации объединенных информационно-вычислительных центров на основе их долевого финансирования органами управления здравоохранением, Госсанэпиднадзора и системы обязательного медицинского страхования Московской области, представляется наиболее реальной практической возможностью в обозримой перспективе решить задачи радикального повышения эффективности управления и рационализации использования ресурсов здравоохранения.

В качестве одного из перспективных решений по данному направлению следует выделить разработку и внедрение Типовой автоматизированной системы управления лечебно-профилактическим учреждением. Эта разработка полностью соответствует как интересам

Информационное пространство системы управления здравоохранением

управления системой обязательного медицинского страхования Московской области, так и интересам органов управления здравоохранением при выполнении следующих требований:

Система должна автоматизировать все основные функции медицинского учреждения с ориентацией на работу в условиях обязательного медицинского страхования, легко настраиваться на различные по масштабу и составу выполняемые функции медицинского учреждения (областные, районные больницы, поликлиники, диспансеры и т.п.). Система должна быть ориентирована на применение недорогого массового оборудования, в основном бесплатного системного программного обеспечения. Должна быть предусмотрена возможность осуществлять эксплуатацию как децентрализованно для крупных учреждений (собственная служба сопровождения и эксплуатации), так и централизованно для небольших медицинских учреждений в специальных центрах. Коммуникации должны базироваться на Интернет/Интранет-технологиях.

Внедрение такой системы в ключевом звене системы обязательного медицинского страхования - лечебно-профилактическом учреждении решит целый комплекс задач: от формирования основанного на единых методах и форматах единого пространства данных об оказанной медицинской помощи до автоматизации управления лечебно-профилактическим учреждением на основе управления лечебнодиагностическими и административно-хозяйственными процессами с учетом сбалансированных цен на медицинские услуги и оперативного анализа ситуации.

Реализация этих положений должна обеспечить необходимые условия перехода всей отрасли здравоохранения на новый уровень в стремительно складывающемся новом информационном обществе.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

Применение Web-технологий и Интернета является одним из наиболее перспективных направлений развития и организации информационных ресурсов системы обязательного медицинского страхования Московской области в интересах повышения ее эффективности и социальной значимости.

Практическим шагом в реализации этого направления является разработка Ведомственного портала рабочих процессов Московского областного фонда обязательного медицинского страхования.

www.idmz.ru 2006, №6

ГЧЯЯ

I Ы.МЯЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ведомственный портал рабочих процессов Московского областного фонда обязательного медицинского страхования должен играть центральную роль в организации единого информационного пространства автоматизированного управления рабочими процессами и их обеспечения необходимыми информационными ресурсами. Ведомственный портал выступает как средство публикации ведомственного стандарта и применения программных модулей (подсистем) разработки, сопровождения и развития стандарта в интересах заинтересованных работников МОФОМС. В рамках портала обеспечивается доступ к электронной библиотеке нормативно-методических документов, используемых в МОФОМС по управлению системой обязательного медицинского страхования Московской области. Важнейшим качеством Интернет-портала МОФОМС должна быть полнота и равные условия обеспечения любыми материалами, нормативными, распорядительными, методическими и другими документами всех работников Фонда, в том числе в самых отдаленных филиалах. Кроме того, портал должен представлять в оформленном виде интересы МОФОМС в Интернет-пространстве, организовывать взаимодействие с субъектами системы обязательного медицинского страхования Московской области, включая застрахованных. Немаловажным является и то, что Интернет не требует создания собственной ком-

Информационное пространство системы управления здравоохранением

Др

W-ЩШШ

kJH

I и информационные

технологии

муникационной среды, а заставляет с полной загрузкой работать в интересах системы ОМС имеющиеся средства общего назначения.

Ведомственный портал должен обеспечивать общий взгляд пользователей - работников Фонда на все информационные ресурсы, доступные через Интернет и необходимые для проведения работ в рамках основной и обеспечивающей деятельности Фонда по управлению системой обязательного медицинского страхования Московской области. Это могут быть различные справочники, публикации в периодике, Интернет-ресурсы по вопросам законодательства, Интернет-представительства других ТФОМС или органов власти.

Помимо обеспечения работников Фонда необходимыми информационными ресурсами, портал организует взаимодействие с субъектами обязательного медицинского страхования по широкому спектру вопросов. Прежде всего это относится к мало формализуемому обмену с застрахованными. Сюда можно отнести получение запросов и жалоб застрахованных (в виде, удобном для дальнейшей обработки), ответов на часто задаваемые вопросы, упрощенного доступа к нормативным актам по системе обязательного медицинского страхования Московской области, к имеющимся ресурсам и т.п. Со стороны «внешнего мира» Ведомственный портал Московского областного фонда ОМС должен работать на создание образа Фонда.

АСУ ОМС МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

При разработке АСУ ОМС МО используются следующие подходы:

1. Системный подход при его создании. При данном подходе система управления рассматривается в комплексе, производится максимальная унификация и только тогда реализуется автоматизированная система как набор унифицированных проектных решений. Этот подход требует существенно большей культуры разработки, методически более сложен и относительно дороже на начальном этапе, хотя в результате проект обходится существенно дешевле.

2. Глобальная цель системы ОМС - «Улучшение здоровья населения за счет обеспечения эффективных и качественных медицинских услуг». Проведя декомпозицию глобальной цели, получаем набор подцелей, которые должны обеспечиваться АСУ ОМС МО. Формулируем их как совершенствование и развитие:

♦ координации участников ОМС;

♦ деятельности территориального фонда ОМС в части эффективного управления финансами ОМС;

♦ определения потребности населения в медицинских услугах в рамках ОМС;

♦ функционирования страховых медицинских компаний по организации взаимодействия застрахованных контингентов с учреждениями здравоохранения;

♦ деятельности учреждений здравоохранения в плане оказания медицинской помощи и организации взаиморасчетов в рамках ОМС МО.

3. Достижение подцелей, полученных в результате декомпозиции глобальной цели, обеспечивается подсистемами АСУ ОМС МО, реализующими полный цикл управления (планирование и прогнозирование, учет и контроль, анализ и отчетность, регулирование, информирование):

♦ подсистема координации;

♦ подсистема управления МОФОМС;

♦ подсистема управления страховой медицинской организацией (далее - СМО);

♦ подсистема управления лечебно-профилактическим учреждением (далее - ЛПУ).

Для системной реализации, кроме функциональных подсистем, необходимо создать ряд обеспечивающих подсистем, которые создаются и внедряются в первоочередном порядке:

♦ создание и ведение БД «Население» («Регистр застрахованных»);

♦ создание и ведение БД «Страхователи»;

♦ создание и ведение БД «Структура здравоохранения»;

♦ создание и ведение БД «Страховщики»;

Информационное пространство системы управления здравоохранением

♦ создание и ведение БД структуры и состава обязательной программы медицинских услуг ОМС;

♦ создание и ведение нормативно-справочной базы;

♦ создание и ведение базы знаний.

АСУ ОМС МО работает на глобальной вычислительной сети, обеспечивающей непосредственный доступ к ресурсам всем субъектам и участникам системы ОМС Московской области.

Для реализации подсистемы координации нами была разработана АСУ рабочими процессами (АСУ РП), реализующая следующие функции:

♦ создание ведомственного стандарта МОФОМС;

♦ формирование единого информационного пространства субъектов системы ОМС;

♦ автоматизированная поддержка деятельности МОФОМС;

♦ обеспечение активного взаимодействия с застрахованными;

♦ социальный и финансовый мониторинг системы ОМС;

♦ информационно-справочное обеспечение субъектов систем ОМС.

Реализованный корпоративный портал МОФОМС (www.mofoms.ru) доступен всем субъектам и участникам системы ОМС в режиме Интернет- или Интранет-доступа.

На базе финансового мониторинга системы ОМС разработана подсистема контроллинга финансовых потоков в системе ОМС Московской области и мониторинга системы ОМС.

www.idmz.ru 2006, №6

ГЧЯЯ

I Ы.МЯЯ

Для автоматизации управления деятельностью ЛПУ, МОФОМС и Минздравом Московской области разрабатывается и внедряется Типовая АСУ ОМС в ЛПУ Московской области (далее - ТАСУ ОМС ЛПУ МО). Лечебно-профилактическое учреждение (далее - ЛПУ), как субъект ОМС, является ведущим звеном системы. Именно в ЛПУ застрахованному в системе ОМС гражданину оказывается регламентированный перечень медицинских услуг заданного объема и качества. В ЛПУ формируются все информационные потоки национального проекта «Здоровье».

Таким образом, АСУ ОМС МО является комплексной АСУ, включающей в свой состав самостоятельные АСУ участников ОМС и состоящей из комплексов задач АСУ и обеспечивающих комплексов.

По своим характеристикам АСУ ОМСМО является многопользовательской системой распределенной обработки информации. Для успешной реализации системы важную роль играет выбор системотехнического обеспечения системы.

Создается «прозрачная» система обмена информацией как в on-line-режиме, так и в режиме отсроченной обработки, которая позволяет использовать низкоскоростные каналы. Основной упор делается на использование тонких клиентов, технологии удаленного доступа к приложениям и централизованного дистанционного администрирования.

Большинство положений данной концепции уже реализованы и успешно эксплуатируются:

♦ создан и эксплуатируется Электронный портал управления, интегрирующий всю совокупность баз данных МОФОМС (рабочих процессов, НСИ, статистических данных, персонифицированных регистров и т.п.);

♦ эксплуатируется «Регистр застрахованных», включающий в свой состав примерно 10 миллионов записей, из них около 6,5 миллионов - актуальных. Как расширение регистра ведется база данных оказанных услуг в системе ОМС Московской области (около 50 миллионов записей в год);

♦ разработана и внедрена в 15 ЛПУ Типовая АСУ ОМС ЛПУ МО;

♦ в МОФОМС создана вычислительная сеть, объединяющая всех сотрудников, в том числе работающих в филиалах (порядка 60 точек подключения на территории Московской области).

Развитие изложенных положений будет реализовано в рамках областной целевой программы «Электронное Подмосковье на период 2006-2009 годов», в которой представлена подпрограмма, включающая в свой состав развитие электронного портала управления системой ОМС, разработку и сопровождение Типовой АСУ ОМС ЛПУ, создание мультисервисной вычислительной сети системы ОМС Московской области и создание on-line-регистра застрахованных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.