Научная статья на тему 'Организация использования информации, накапливаемой в информационных базах данных системы обязательного медицинского страхования Московской области'

Организация использования информации, накапливаемой в информационных базах данных системы обязательного медицинского страхования Московской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
126
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация использования информации, накапливаемой в информационных базах данных системы обязательного медицинского страхования Московской области»

Информационное пространство системы управления здравоохранением

Др

W-ЩШШ

kJH

I и информационные

технологии

B. В.МАКСАКОВ,

заместитель исполнительного директора МОФОМС, начальник Информационно-аналитического центра

C. П.ЕРМАКОВ,

начальник отдела социально-экономического анализа системы ОМС

В.Н.ЛОБАНОВА,

главный специалист отдела социально-экономического анализа системы ОМС

М.В.ЧЕРКОВЕЦ,

главный специалист отдела социально-экономического анализа системы ОМС, Московский областной Фонд обязательного медицинского страхования

ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ, НАКАПЛИВАЕМОЙ В ИНФОРМАЦИОННЫХ БАЗАХ ДАННЫХ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Характерной чертой ХХ века явилось увеличение темпов развития и сфер применения информационных технологий во всех областях жизни и деятельности человека. Информационные технологии сделались неотъемлемой частью здравоохранения, так как одной из основных предпосылок формирования нормально действующей системы жизнеобеспечения населения является достоверное знание о реальном состоянии здоровья человека. Они применяются на всех уровнях управления и оказания медицинской помощи.

Введение обязательного медицинского страхования (ОМС) в деятельность системы охраны здоровья создало новый источник информации о деятельности учреждений здравоохранения и состоянии здоровья человека.

Система ОМС, работая на общую глобальную цель «Улучшение здоровья населения за счет обеспечения эффективных и качественных медицинских услуг», призвана обеспечивать сбалансированность между имеющимися в системе финансовыми ресурсами и расходами на оказание медицинской помощи. Очевидно, что для оценки эффективности, качества и адекватности, оказываемой в рамках ОМС медицинской помощи, необходимо осуществить переход от автоматизации отдельных процессов учета медицинских услуг, различных разрозненных регистров к созданию единой интегрированной системы, обеспечивающей непрерывную автоматизированную обработку информации и поддержку принятия управленческих решений.

© В.В.Максаков, С.П.Ермаков, 2006 г.

© В.Н.Лобанова, М.В.Черковец,2006 г.

Информационное пространство системы управления здравоохранением

В Московской области консолидация разрозненных регистров и баз данных, содержащих информацию обо всех аспектах деятельности ЛПУ, из которых складываются любая конкретная медицинская услуга (затраты людских ресурсов, медикаментов, койко-дней, посещений и т.п.) и сведения о лицах, получающих медицинскую помощь, привела к созданию единого информационного пространства системы ОМС. Концептуально функционирование единого информационного пространства обеспечивает выполнение следующих задач:

♦ поддержку единого технологического цикла управления;

♦ использование общих информационных ресурсов;

♦ равные условия обеспечения информацией всех участников, имеющих право на доступ к данным, согласно законодательству РФ;

♦ предоставление необходимой информации лицам, принимающим решения по управлению системой обязательного медицинского страхования;

♦ прямое взаимодействие с застрахованными в системе ОМС Московской области.

Наличие функционирующего единого информационного пространства системы ОМС, постоянное обновление и рост номенклатуры учетных показателей регистров позволили МОФОМС перейти от анализа данных к анализу ситуации: от оценки уровня состояния здоровья населения к оценке качества оказываемой медицинской помощи в рамках ОМС.

Поскольку в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) состояние здоровья определяется как «полное физическое, психическое и социальное благополучие человека...», то при оценке состояния здоровья населения Московской области использовался многофакторный анализ, основанный на данных динамических наблюдений за уровнем и составом заболеваемости, смертности, по-

www.idmz.ru 2006, №5

ГЧЯЯ

I Ы.МЯЯ

требления медицинских услуг и лекарственных средств в системе ОМС.

С целью международной сопоставимости результатов в проекте ВОЗ 2000 года для интегральной оценки уровня здоровья населения была предложена методология проведения региональных исследований, направленных на оценку «глобального бремени болезней» (ГББ), использующая древовидную структуру причин потерь здоровья от смерти, заболеваний и травм. Список болезней имеет 4 уровня и включает 151 причину болезней и травм, соотнесенных с кодами МКБ-Х:

♦ инфекционные и паразитарные болезни, респираторные инфекции, причины материнской смертности, болезни перинатального периода и нарушения питания;

♦ неинфекционные болезни;

♦ намеренные и ненамеренные травмы и отравления;

♦ прочие причины и обращения в учреждения здравоохранения.

Причины смертности, заболеваний и травм отобраны с учетом значимости причины для Московской области, уровня оказания медицинской помощи при борьбе с данной причиной и степени обсуждаемости данной проблемы в регионе.

Для количественного измерения состояния здоровья населения использовался индекс DALY (Disability Adjusted Life Year), рекомендуемый ВОЗ для оценки ГББ. Показатель DALY объединяет в единое число годы жизни, потерянные вследствие преждевременной смертности, и годы жизни, потерянные в результате нездоровья, не приводящего к смерти.

Наряду с уникальной возможностью оценки состояния здоровья населения Московской области, МОФОМС обладает средствами для статистического анализа и оценки деятельности системы ОМС. Периодически проводятся срезы анализа по различным параметрам, среди которых укрупненные группы

Информационное пространство системы управления здравоохранением

Др

W-ЩШШ

kJH

I и информационные

технологии

заболеваний, сведения отчитывающихся страховых медицинских компаний, место жительства пациента, данные филиалов МОФОМС, виды заболеваний, половозрастные группы, виды и типы ЛПУ, профили медицинской помощи и т.д. Кроме того, проводится оценка общей заболеваемости населения в конкретной возрастно-половой группе. Подобные динамические срезы ложатся в основу оценки результативности функционирования системы ОМС.

Помимо вышеизложенного, решается ряд задач текущего анализа, среди которых можно выделить некоторые блоки:

1. Поиск конкретных лиц по запросам различных организаций.

Например, правоохранительные органы обращаются в филиалы МОФОМС за официальной справкой о суммах, затраченных на лечение лиц, пострадавших от преступных действий, для предъявления исков о взыскании средств с преступников.

2. Поиск отдельных категорий лиц по заданным параметрам.

Довольно часто возникает необходимость в информации по параметрам оказания медицинской помощи или характеристикам отдельных категорий граждан (например, льготников). Можно использовать одновременно несколько параметров поиска, например, все лица, пролеченные в стационаре данного района, в отношении которых были применены финансовые санкции за дефекты оказания медицинской помощи.

3. Выявление и удаление дублирующих записей.

Исходные файлы реестров медицинской помощи в системе ОМС, представляемые филиалами ФОМС, часто содержат так называемые дублирующие записи, в которых значения ос-

новных идентификационных полей полностью совпадают (Ф.И.О. пациента, адрес, диагноз, сроки лечения и т.д.). В целях обеспечения достоверности исходной информации о деятельности ЛПУ и состоянии здоровья населения и обеспечения качественных результатов исследований массив данных очищается от таких записей.

4. Анализ затрат на оплату медицинских услуг.

Проводятся исследования финансовой составляющей медицинской помощи с целью перераспределения денежных потоков для сокращения затрат на оказание медицинской услуги без ухудшения ее качества для населения Московской области. Анализу подлежат такие финансовые показатели, как сумма оплат по счету, финансовые санкции за дефекты медицинской помощи, исключения из счета и т.д. В зависимости от поставленных задач срезы анализа проводятся по страховым медицинским организациям, филиалам МОФОМС, возрастно-половым группам населения, месту проживания человека и т.п. Подобный анализ позволяет лицам, принимающим решения отслеживать последствия тех или иных управленческих инициатив, вносить коррективы, опираясь на достоверную и легко доступную информацию.

В МОФОМС при расчетах, используемых для оценки уровня состояния здоровья и решения текущих задач статистического анализа, требующих обработки файлов данных большого размера (~20 Гб), используется специализированное программное обеспечение - Statistical Package for Social Sciences - статистический пакет для социально-экономической информации (SPSS). Преимущества SPSS заключаются в возможности обработки файлов данных произвольного размера и наличии внутреннего языка программирования, позволяющего разрабатывать алгоритмы обра-

Информационное пространство системы управления здравоохранением

www.idmz.ru 2006, №5

W-ЩШШ I Ы.МЯЯ

3. Контроль финансовых и статистических показателей.

С целью повышения оперативного контроля за поступлением и расходованием финансовых средств ОМС на уровне Фонда и субъектов системы обеспечен доступ всем пользователям, обладающим соответствующими правами, к результатам автоматизированной обработки финансовых показателей и данных социально-экономической статистики субъектов системы ОМС Московской области.

Дружественный пользователю интерфейс позволяет осуществлять межформенный контроль данных, а также проводить интеграцию с другими автоматизированными системами (система бухучета «1С»).

ботки данных и исполнять их в пакетном режиме.

Для получения сведений о деятельности системы ОМС в Московской области используется информационный портал МОФОМС (www.mofoms.ru), доступный всем субъектам и участникам ОМС в on line-режиме.

На постоянной основе на портале поддерживаются более 50 разделов, среди которых можно выделить несколько крупных блоков:

1. Электронная библиотека и регламенты МОФОМС.

Создаются условия для связанных и согласованных действий лиц, принимающих решения посредством обеспечения прозрачности рабочих процессов. Электронные регламенты включают сведения о содержании и выполнении работ в организации, регламенты управления МОФОМС, описание деятельности филиалов. Существует возможность формирования порядка 100 отчетов по совокупности описаний работ. Предоставляется возможность оперативного получения любым сотрудником, имеющим соответствующие права доступа, всей необходимой информации о текущем состоянии дел по различным направлениям работы системы ОМС в Московской области. Все пользователи портала обеспечиваются средствами оперативного доступа к централизованной базе нормативно-методической и законодательной документации о деятельности системы здравоохранения.

2. Мониторинг субъектов системы ОМС.

Осуществляется мониторинг всех медицинских учреждений (работающих в системе ОМС) и 11 страховых медицинских организаций. Подобный мониторинг способствует повышению обоснованности управленческих решений за счет обеспечения пользователей актуальной и полной информацией о состоянии субъектов ОМС.

4. Служба социального мониторинга.

В целях активизации социальной роли системы ОМС большое внимание отводится обратной связи с застрахованными. Подобная связь способствует определению потребностей населения в различных видах медицинской помощи, помогает оценить качество оказываемых медицинских услуг и отследить возникновение проблемных ситуаций в различных территориальных и временных срезах.

В условиях современного развития общества информационное пространство становится основой социально-экономического, политического и культурного развития государства. А информационные ресурсы приобретают характер стратегических для любого государства, наравне с состоянием здоровья его граждан. Опыт работы системы ОМС убедительно показал, что применение всеобъемлющей информационной среды является действенным ресурсосберегающим фактором (через обоснованные управленческие решения, удешевление стоимости медицинской услуги и т.п.), который в конечном счете становится заметным каждому гражданину.

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.