Информатизация здравоохранения
Др
W-ЩШШ
kJH
I и информационные
технологии
В.М.СИНЯВСКИЙ,
заведующий отделом статистики и информатики Торжокской ЦРБ, врач высшей квалификационной категории,
заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации
В.А.ЖУРАВЛЕВ,
ведущий программист Торжокской ЦРБ, г.Торжок
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМНОГО УПРАВЛЕНИЯ, УЧЕТА И КОНТРОЛЯ В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ
В переходный период в условиях рыночной экономики в здравоохранении произошли процессы, реально сократившие управленческие функции государства, что привело к децентрализации и коммерциализации отрасли. Как следствие этого процесса, ухудшились показатели здоровья населения, снизился уровень доступности и качества медицинского обслуживания. Усугубила состояние дел в здравоохранении и финансовая политика системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Территориальными фондами ОМС в качестве критериев оплаты за медицинскую помощь были избраны объемные показатели: число посещений врачей поликлиники и число койко-дней, проведенных пациентом в стационаре. При этом качественные показатели, оценивающие здоровье населения, профилактическую и диспансерную работу участкового врача, были проигнорированы. Создалась ситуация, при которой медицинскому учреждению стало экономически выгодно, чтобы пациенты как можно больше болели. И если продолжать такую финансовую политику, то никаких средств на здравоохранение не хватит.
Принятый Правительством РФ курс по реформированию здравоохранения направлен на обеспечение своевременной, доступной, качественной помощи и улучшение показателей здоровья населения. Цель реформы - создание условий, при которых станет экономически выгодным: пациенту - вести здоровый образ жизни, работодателю - вкладывать деньги на мероприятия по укреплению здоровья сотрудников, медицинскому учреждению - заниматься профилактической и диспансерной работой, а страховщику - осуществить переход от страхования случая заболевания к страхованию здоровья пациента. Уже сейчас Правительством предусмотрено выделение значительных сумм на укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинической службы. С января 2006 г. запланировано существенное повышение оплаты труда медработников первичного звена здравоохранения за системные показатели, оценивающие не только объемы оказанных услуг, но и конечный результат их деятельности - снижение заболеваемости, улучшение здоровья и демографических показателей населения. Системные показатели такого уровня по учету, анализу и экспертизе деятельности амбулаторно-поликлинической службы были разработаны в Торжокской центральной районной больнице (ЦРБ). Эти системные показатели (индикаторы) мы условно разделили на три группы.
© В.М.Синявский, В.А.Журавлев, 2006 г.
Информатизация здравоохранения
www.idmz.ru 2006, №2
ГЧЯЯ
I Ы.МЯЯ
Первая группа - нормативно-финансовые индикаторы. Они ежегодно утверждаются Программой государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи из расчета на одного человека в год:
♦ норматив числа посещений - 9,198; норматив затрат - 100,50 руб.;
♦ норматив пациенто-дней в дневных стационарах - 0,577; норматив затрат - 207,70 руб.;
♦ норматив стационарной помощи - 2,812 кой-ко-дня; норматив затрат - 588,40 руб.;
♦ норматив вызовов скорой медицинской помощи (СМП) - 0,318 вызова; норматив затрат на 1 вызов - 913,30 руб.
Эти индикаторы учитывают финансовые затраты по каждому врачебному участку и обеспечивают контроль над рациональным использованием средств.
Вторая группа индикаторов -плановые показатели (процент охвата или процент исполнения плана). К ним относятся: прививки (по их видам); флюороосмотры; онкоосмотры; профосмотры декретированных групп населения; диспансерное наблюдение. Первая и вторая группы показателей регламентированы и имеют однозначные, не зависящие от других причин, нормативные значения и присущи для врачей всех регионов.
Третья группа индикаторов - показатели качества диагностической и профилактической работы. Они учитывают конечный результат работы врача - уровень показателей здоровья населения.
К ним относятся:
♦ своевременное взятие пациентов на диспансерный учет;
♦ своевременный (периодичный) осмотр диспансерных больных, в том числе с привлечением узких специалистов;
♦ эффективность диспансеризации (учет числа обострений, экстренных госпитализаций, случаев и дней с временной утратой трудоспособности);
♦ удельный вес посещений (обращений) пациентов с диспансерной целью к общему числу посещений;
♦ удельный вес посещений пациентов с терапевтического участка к узким специалистам;
♦ уровень госпитализации пациентов в круглосуточные стационары;
♦ число вызовов СМП к пациентам, состоящим на диспансерном учете, в том числе в часы работы поликлиники;
♦ удельный вес посещений пациентов, принятых врачом общей практики по узким специальностям (хирургия, ЛОР, офтальмология и др.);
♦ удельный вес посещений с профилактической целью к общему числу посещений;
♦ удельный вес выявленной патологии при проведении профосмотров;
♦ число случаев раннего выявления онкопатологии, туберкулеза;
♦ число запущенных случаев онкологии, туберкулеза;
♦ уровень заболеваемости населения туберкулезом, онкологией;
♦ уровень смертности от туберкулеза, онкологии;
♦ показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности;
♦ уровень первичного выхода на инвалидность;
♦ показатели реабилитации инвалидов;
♦ уровень заболеваемости (болезненности) населения по классам и отдельным нозологиям с учетом возрастных групп;
♦ ранняя постановка беременных на учет;
♦ своевременный патронаж и осмотр беременных терапевтом;
♦ доля случаев анемии, гипертензивного синдрома у беременных;
♦ удельный вес абортов и т.д.
Это динамические показатели, стартовые значения которых различны (индивидуальны) для каждого врачебного участка. Размер оплаты труда находится в прямой зависимости от полноты выполнения показателей. Значимость каждого показателя оценивается в процентах (баллах), общая сумма которых должна составлять 100%. Это позволяет определить сумму доплаты по показателям в четком соответствии с их ранговой значимостью (табл. 1).
19
Информатизация здравоохранения
Др
W-ЩШШ
kJH
I и информационные
технологии
Таблица 1
Пример расчета суммы доплаты в зависимости от уровня выполнения и ранговой значимости показателей
№ Наименование показателя Единица измерения Норматив Факт исполнения Уровень выполнения показателя (Кп) Ранговая значимость показателя (Зп), (%) Фактическое значение показателя (Фп) для расчета суммы доплаты (%)
1 Флюороосмотры % охвата 100,0 81,0 0,81 2,0 1,62
2 Вакцинопрофилактика % охвата 100,0 92,0 0,92 2,0 1,84
3 Число койко-дней в круглосуточном стационаре на 1000 жителей Койко-дни 2812,5 2013,0 1,39 3,0 4,17
4 Доля посещений больных диспансерной группы в общем числе посещений и т.д. % 30,0 35,0 1,16 9,0 10,40
итого 100,0
При таком методе расчета уровень выполнения некоторых показателей может превышать их ранговую значимость (в примере это показатели №3 и №4) и может сложиться ситуация, при которой расчетный размер суммы доплаты будет
превышать регламентированную сумму (то есть более 10 000 руб.).
Если это недопустимо, то применяется метод фиксированных значений «уровня выполнения показателя» (табл. 2а, 2б).
Таблица 2а
Фиксированные значения уровня выполнения показателей (Кп)
№ Наименование показателя Единица измерения Уровень выполнения показателя в зависимости от факта
Кп=1,0 (норматив) Кп=0,75 Кп =0,5 Кп =0,25 О II
1 Флюороосмотры % охвата 95,0 - 100 80,0 - 94,9 70,0 - 79,9 60,0 - 69,9 59,9 и менее
2 Вакцинопрофилактика % охвата 95,0 - 100 80,0 - 94,9 70,0 - 79,9 60,0 - 69,9 59,9 и менее
3 Число койко-дней в круглосуточном стационаре на 1000 жителей Койко-дни 2812,5 и менее 2812,6 - 2900,0 2900,1 - 3000,0 3000,1 - 3100,0 3100,1 и более
4 Удельный вес посещений больных диспансерной группы к общему числу посещений и т.д. % 30,0 и более 26,0 - 29,9 22,0 - 25,9 19,0 - 21,9 18,9 и менее
Расчет суммы доплаты
Таблица 2б
№ Наименование показателя Единица измерения Факт исполнения Уровень выполнения показателя (Кп) Ранговая значимость показателя (Зп), (%) Фактическое значение показателя (Фп) для расчета суммы доплаты (%) Сумма доплаты по показателю (Сп), (руб.)
1 Флюороосмотры % охвата 81,0 0,75 2,0 1,5 150,00
2 Вакцинопрофилактика % охвата 92,0 0,75 2,0 1,5 150,00
3 Число койко-дней в круглосуточном стационаре на 1000 жителей Койко-дни 2013,0 1,00 3,0 3,0 300,00
4 Доля посещений больных диспансерной группы в общем числе посещений и т.д. % 35,0 1,00 9,0 9,00 900,00
итого 100,0
Информатизация здравоохранения
Рис. 1. Схема взаимодействия автоматизированных рабочих мест (АРМ) программного комплекса «Поликлиника»
Фактическое значение показателя (Фп ) рассчитывается по формуле:
Фп = Кп х Зп ,
где Кп - уровень выполнения показателя;
Зп - ранговая значимость показателя (%).
Сумма доплаты (Сп ) по каждому из показателей рассчитывается по формуле:
Сп = ФМП х Фп / 100% ,
где ФМП - Фонд материального поощрения (10 000,00 руб.); Фп - фактическое значение показателя (%).
Общая сумма доплаты (С0 ) по всем показателям рассчитывается по формулам:
Со = Cni + Сп2 + ... + Спп
или
Со = ФМП х (Фо = Фп1 + Фп2 + ••• + Фпп) / 100%
Удельный вес и значимость каждого показателя рассчитываются индивидуально для каждого врачебного участка с учетом предыдущих статистических данных и целей, поставленных на текущий год. Для обеспечения статистической достоверности расчет качественных показателей осуществляется по итогам работы за год. Поэтому
www.idmz.ru 2006, №2
ГЧЯЯ
I Ы.МЯЯ
из 10 000 руб. ежемесячной доплаты целесообразно выплачивать не всю сумму, а ее часть (3050%) в виде аванса. А значительную (оставшуюся) часть доплаты осуществить по итогам работы за год, используя вышеуказанную методику.
Для достоверного и оперативного получения этих системных показателей лечебно-профилактическому учреждению (ЛПУ) необходимы информационные технологии. В Торжокской ЦРБ разработана и внедрена медицинская информационная система (МИС), обеспечивающая учет, контроль, экспертизу качества медицинской помощи всех подразделений муниципального здравоохранения. Мониторинг амбулаторно-поликлинического звена ЦРБ осуществляет программный комплекс «Поликлиника» (рис. 1).
АРМ «Регистратура» предназначено для:
♦ ведения регистра лиц, обратившихся за помощью;
♦ учета населения, прикрепленного к поликлинике (по полу, возрасту, месту работы, учебы; профессии; адресу; страховой компании; виду страхования и т.д.);
♦ формирования паспорта врачебного участка;
♦ распечатки в Талоне амбулаторного пациента (ТАП) паспортных сведений пациента (рис. 2).
АРМ «Статистика поликлиники» предназначено для автоматизированного учета ТАП на законченный случай обслуживания (рис. 3).
21
Информатизация здравоохранения
Др
W-ЩШШ
I и информационные
технологии
ФИО пацпептз: Давыдова Ольга Пвпнота Медшшнскин код: 12251
Пол: женский Дата рояадеипя: 25 05 1954 СНПЛС: 123-456- 7S9 01
Страховая компания: Фшшгп Мохс-ЬЛ, г.Тверь Полис: 00066 013320 Вид страхования: обявтнелъное Регистрация по постоянном!’ месту проаатванпя: г.Торжок.ул. Луначарского, д 106, кв 74 Занятость: работает Место танятостн: МУ «Торжокская ЦРБ» Профессия лифтер Социальный статус: член семьи се,/енн<л"1 \ жыо - 3 Категория льгот: инвс.сиО И степени — 082
Рис. 2. Пример распечатки «паспортных» сведений пациента в ТАП
Период лечения:
ТАП открыт
ТАП закрыт
Цель обращения: лечебао-днагноспкосюя-1; консуттяпавая- 2;диспансерам-3. профоснотр -4;
недико-соивяльняя - 3; прочая - 4; патровок - 7; реабнлвтядновяая- 8: обследование - 9
Слузгай обслуживания: первичный - L сов юр ный - 2
Диагноз основной_____
Вид опл аты: ОМС -1: ТФОМС - 2: бюджет - 3: агатные - 4: ДМС-5: хо? договор-б: гтевспочкый фонд - 7
_код МКБ
степень тяжести
Характер: заболевания: острое-1 .впервые в жшннвыявленное хронячесвэе-Й.нзвестиое ранее хроввческое-З.
обострение хронического—!; характер отсутствует (статистически не учитывается) - 5? впервые в жнзнл выявлении состояние- 6S известное ранее состояяае - 7
□
□
СопутствуняцпП
код МКБ
Характер
Слу'ШЙ: таконтеа- 1, не ■< окончен - 2
Больничный лист (справка): открыт i----------------------- закрыт
Диспансерный учет: состоят - 1.юяг - 2, снят - 3 О Труп п а « Д » -у чета 1
Причина снятия: выздоровление -1, переезд - 2, прочая - 3 j | Следующий осмотр
Результат СПО: гагдиталтввувян и гтад1шяяры;в круглосуточный - 1, в дневиой при стационаре - 2, в дневной лрн АПУ - 3. аа дому - 4; з*+мстяввастъ; выздоровление - б. улучшение - б, без изменений - 7„ ухудшение - $
Вид Травмы: Rfrf ИТфвДПЕ? И1 иромъвплевяая - 1; с/хоз - 2; трявслортвяя: ве ДТП - 3. ДТП - 4; прочая -5;
не лронзвод ствеинад: бытовая - б; уличная -7; травеноргиая: ве ДТП - #„ ДШ —школьная - 10: спортивная - 11; прочая - 12: в результате террористаческгсе действий -13
□
Внешняя причина травмы _
код МКБ
номер
дата
Операции (уедупг):
код
кол-во
Число посещений:
в пол-ке на дому на выезде
Врач
_*0Д
Рис. 3. Пример автоматизированного учета ТАП на законченный случай обслуживания
Учет работы врачей по ТАП на законченный случай позволяет переориентировать их деятельность с количественных показателей на качественные, с промежуточных показателей на конечные. По результатам лечения, информационная система осуществляет экспертизу отклонения от стандартов длительности лечения и числа посещений. Это приводит к сокращению числа лечебно-диагностических посещений и росту посещений с диспансерной и профилактической целью.
Выходные таблицы:
♦ показатели заболеваемости и болезненности (по полу, возрасту, терапевтическим участкам, месту работы, профессии, социальному статусу, месту жительства);
♦ учет обслуженных пациентов (по целям их обращения, диагнозам, по числу выданных при этом ТАП, персонифицировано по врачам поликлиники);
♦ учет числа посещений (по цели обращения пациентов, по диагнозам, полу и возрасту, персонифицировано по врачам поликлиники);
♦ анализ законченности случаев поликлинического обслуживания (по врачам и диагнозам обращения);
♦ статистика обращаемости пациентов (число физических лиц, обратившихся в поликлинику за период, число посещений на дому, в поликлинике; по диагнозам - персонифицировано по врачам поликлиники);
Информатизация здравоохранения
www.idmz.ru 2006, №2
ГЧЯЯ
I Ы.МЯЯ
♦ Государственный статистический отчет и работа врачей поликлиники (ф.30, код 2100);
♦ Государственный статистический отчет «Хирургическая работа амбулаторно-поликлинического учреждения» (ф.30, код 2800);
♦ Государственный статистический отчет «Сведения о числе заболеваний зарегистрированных больных» (ф.12);
♦ Государственный статистический отчет «Сведения о заболеваниях, связанных с микронутриент-ной недостаточностью» (ф.63);
♦ экспертиза длительности лечения (осуществляется анализ отклонений от стандарта числа посещений и периода длительности лечения - персонифицировано по пациенту, лечащему врачу, по диагнозам обращения);
♦ экспертиза повторных обращений пациента (персонифицировано по пациентам, у которых за период число обращений более n раз, в том числе по одной и той же нозологии);
♦ Государственный статистический отчет «Сведения о травмах, отравлениях» (ф.57);
♦ Государственный статистический отчет «Сведения о причинах временной нетрудоспособности» (ф.16-вн) (по отрасли, месту работы, профессии);
♦ экспертиза временной нетрудоспособности по длительности лечения (осуществляется анализ отклонений от стандарта - персонифицировано по пациентам и врачам, по месту работы, профессии, отрасли);
♦ экспертиза временной нетрудоспособности по числу случаев (персонифицировано по пациентам, у которых за период число выданных листков нетрудоспособности более n раз, в том числе по одной и той же нозологии);
♦ список лиц, состоящих на диспансерном учете (по врачам, врачебным специальностям, заболеваниям, участкам, с учетом даты осмотра и взятия на учет);
♦ список лиц, снятых с диспансерного учета (дата снятия, по какой нозологии и врачебной специальности, причина);
♦ анализ охвата пациентов диспансерным наблюдением в разрезе терапевтических участков
и врачебных специальностей (состояло, вновь взято, снято, состоит, осмотрено);
♦ экспертиза кратности диспансерного наблюдения (персонифицированный анализ числа осмотров пациента специалистами);
♦ экспертиза качества диспансерного наблюдения (автоматизированная выборка пациентов, имеющих в периоде обострение, экстренную госпитализацию, больничный лист);
♦ персонифицированный расчет нагрузки врачей поликлиники (анализ исполнения функции врачебной должности за период).
Примечание: открытая система формирования выходных таблиц позволяет по надтабличным реквизитам (пол, возраст, место работы, профессия, диагноз, врачебная специальность, вид оплаты, страховая компания и т.д.) создавать отчетность по указанным параметрам.
Программный комплекс «Льготный рецепт» предназначен для персонифицированного учета, контроля и экспертизы дополнительного лекарственного обеспечения (рис. 4).
Единое программное обеспечение (для ЛПУ и аптечной организации) реализует требования Приказа Федерального фонда ОМС от 24.05.2005 №51 «Об организации информационного взаимодействия по обеспечению необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан» и позволяет аптечному пункту и поликлинике получить всю необходимую учетно-отчетную и финансовую информацию и провести экспертизу.
При этом осуществляется контроль перечисленных ниже позиций:
♦ Во-первых, осуществляется контроль за обоснованностью выписки лекарств и их соответствием: диагнозу обращения; курсовой дозе; стоимости; лекарственному формуляру на нозологию; утвержденному перечню лекарственных средств; дополнительному перечню (индивидуальным назначениям лекарственных средств пациенту по решению врачебной комиссии).
♦ Во-вторых, ведется учет выписки льготных рецептов. ЭВМ предупреждает, если рецепты выписаны
Информатизация здравоохранения
Др
W-ЩШШ
kJH
I и информационные
технологии
Рис. 4. Схема информационного взаимодействия программного комплекса ««Льготный рецепт»
на умерших и выбывших пациентов; на лиц, не состоящих в регистре; по дублю амбулаторной карты; по ксерокопированным рецептам; на лиц, срок действия льгот которых истек (дети до 3-х лет, инфаркт миокарда до 6 месяцев и т.д.).
♦ В-третьих, ЭВМ отслеживает и контролирует, на какие суммы пациент получил лекарственные препараты; число выписанных пациентам рецептов в разрезе каждой льготной категории; проводит сравнительный анализ цен по аптечным учреждениям, отпускающим медикаменты по льгот-
ному рецепту; осуществляет выборку тех рецептов, в которых наименование выписанного лекарственного средства в поликлинике не соответствовало препарату, отпущенному в аптеке.
♦ В-четвертых, программа позволяет отследить дублированный ввод льготных рецептов с одним и тем же номером при предъявлении рецепта в различные аптечные учреждения города; по диапазону номеров рецептурных бланков установить попытку учета «виртуальных» рецептов (то есть ввод в базу данных несуществующих рецептов); осуществить выборку тех пациентов, лечение которых при оказании амбулаторной помощи крайне дорого (врач-эксперт предложит лечение таким пациентам в условиях стационара как менее затратное).
АРМ «Санаторно-курортное лечение»
осуществляет реализацию Приказов Мин-здравсоцразвития РФ (от 22.11.04.№256 «О порядке методов отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение» и от 02.12.04 №297 «О мониторинге мероприятий по предоставлению мер государственной социальной поддержки отдельным категориям граждан»). Выходная информация:
♦ журнал учета санаторно-курортного лечения (персонифицированный учет выданных справок и заполненных карт на санаторно-курортное лечение; обратных талонов из санатория с регистрацией результатов лечения);
♦ экспертиза санаторно-курортного лечения (осуществляется анализ соответствия санаторно-курортного лечения рекомендованному, причин отклонений санаторно-курортного лечения от стандарта, конечных результатов лечения).
АРМ «Флюорография» предназначено для учета лиц, прошедших флюорообследование, выявленной патологии и заболеваний, числа проведенных исследований и снимков; автоматизированного планирования флюороосмотра (по участкам, контингентам, группе риска, дис-
Информатизация здравоохранения
пансерным больным); формирования отчетов государственной и внутриучрежденческой статистики.
Выходные таблицы:
♦ учет объемов исследований (по врачебным участкам, группам риска, декретированным контингентам, диспансерным больным, выявленной патологии);
♦ выполнение плана флюоросмотров в разрезе врачебных участков (число лиц, подлежащих осмотру, осмотрено за период, процент исполнения плана, лица, не обследованные год-два и более);
♦ список лиц, не обследованных год-два и более (по врачебным участкам с указанием даты последнего флюороосмотра и принадлежности пациента к группе риска, декретированному контингенту, к диспансерной группе);
♦ анализ выявленной патологии и заболеваний при флюорообследовании (туберкулез, рак легкого, пневмония, профессиональное заболевание легких, заболевание сердца и т.д.);
♦ список лиц, срок планового обследования которых истекает в текущем периоде (список лиц формируется по участкам, распечатывается и передается участковому терапевту для приглашения пациентов на флюорографию);
♦ финансовый отчет флюорослужбы;
♦ персонифицированные счета за оказанные услуги.
АРМ «Лаборатория», «Физиотерапия», «Диагностические услуги» осуществляют:
♦ персонифицированный учет услуг, оказанных пациенту;
♦ формирование счетов за оказанные услуги;
♦ персонифицированный расчет нагрузки персонала (исполнение функции должности);
♦ расчет показателей финансовой деятельности параклинических служб;
♦ учет объемных и финансовых показателей потребителей услуг (структурные подразделения ЛПУ).
АРМ «Вакцинопрофилактика» осуществляет:
♦ ведение электронной картотеки «Карт профилактических прививок»;
♦ планирование прививок по врачебным участкам, школьным и дошкольным учреждениям;
www.idmz.ru 2006, №2
ГЧЯЯ
I Ы.МЯЯ
♦ формирование отчетов государственной статистической отчетности (ф.№5, №6);
♦ анализ и экспертизу привитости населения;
♦ формирование сертификата прививок.
Оценка деятельности поликлиники может быть
достоверной только с учетом взаимодействия ее с другими структурными подразделениями - службой СМП и стационаром. Мы проводим сравнительный анализ случаев госпитализации по следующим параметрам: уровень госпитализации прикрепленного к врачебному участку населения; удельный вес плановых и экстренных госпитализаций; число необоснованных госпитализаций; своевременность госпитализации; расхождение диагнозов; удельный вес дефектов при плановой госпитализации; число случаев экстренной госпитализации пациентов, состоящих на диспансерном учете. Для осуществления взаимодействия служб «СМП - поликлиника» ежедневно анализируется информация о вызовах СМП к пациентам с хроническими заболеваниями (состоящими на диспансерном учете) в часы работы поликлиники, а также о пациентах, лечение и дальнейшее наблюдение которых должна обеспечить участковая служба на дому.
Созданная нами медицинская информационная система обеспечивает такое взаимодействие (рис. 5). Автоматизированный учет, контроль и экспертиза позволяют принимать управленческие решения в реальном масштабе времени.
Система развернута к пациенту, начинается с учета сведений о пациенте (регистр обслуживаемого населения), пациент - главное действующее лицо в МИС. Актуализация и достоверность информации обеспечиваются идентификацией пациентов по их личному коду. На медицинский код пациента интегрируются все виды оказанной ему помощи, и это «медицинское досье» служит для создания регистра здоровья населения. Информация, полученная о пациенте в программах комплексной системы, доступна всем рабочим местам, находящимся в локальной сети или работающим автономно, но в разной степени. Для этого в программе предусмотрены определенные функции управления по ограничению доступа различных пользователей к информационным ресурсам.
Информатизация здравоохранения
Др
W-ЩШШ
kJH
I и информационные
технологии
Рис. 5. Схема взаимодействия медицинской информационной системы в МУ «Торжокская центральная районная больница»
Учитываемая системой информация позволяет получить показатели для комплексной экспертизы:
1. Показатели процесса.
Учитывают количественную характеристику действия медработников (число обращений пациентов и оказанных услуг, охват населения прививками, диспансерным наблюдением, онкологическими и флюорографическими осмотрами и т.д.).
2. Промежуточные показатели.
Характеризуют процессы оказания медицинской помощи: своевременное выявление патологии, обоснованность госпитализации, своевременное взятие пациентов на диспансерный учет, анализ расхождения диагнозов (поликлиника - стационар), соответствие оказанной помощи стандартам и протоколам лечения.
3. Показатели результата.
Снижение (или рост): заболеваемости населения, в том числе с временной нетрудоспособностью; травматизма; первичного выхода на инвалидность; уровня госпитализации; числа обращений в службу скорой медицинской помощи; показателей смертности в трудоспособном возрасте; числа запущенных случаев онкопатологии, туберкулеза и т.д.
4. Показатели эффективности лечения.
Отсутствие рецидивов, осложнений, случаев повторного обращения или госпитализации (по одной и той же нозологии); соответствие уровня затрат объему оказанной помощи; удовлетворенность застрахованных пациентов уровнем (качеством, доступностью) оказанной помощи; улучшение показателей здоровья населения и т.д.
Опыт разработки медицинской информационной системы был одобрен Минздравом РФ и ЦНИИОИЗ был выдан Сертификат на право использования пакета прикладных программ Торжокской ЦРБ в здравоохранении России, а в 2000 г. ЦРБ стала призером Всероссийского конкурса «Базовое программное обеспечение для ЛПУ и системы ОМС», проводимого Федеральным фондом ОМС.
МИС пригодна к работе на любом классе компьютерной техники, проста и надежна в эксплуатации, пользовательский интерфейс ее адаптирован к работе медицинского персонала (обучение которого требует 1-2 дня), модульная структура системы рассчитана на поэтапное ее внедрение.
Наши управленческие и организационные разработки предназначены для того, чтобы совпали интересы врача и пациента. Пациента - в том, чтобы получить достойную и квалифицированную медицинскую помощь, а врача - иметь моральное и материальное удовлетворение от своей работы. [у*