Научная статья на тему 'Проблемы внедрения единой информационной системы в системе здравоохранения и обязательного медицинского страхования Республики Хакасия и подходы к их решению'

Проблемы внедрения единой информационной системы в системе здравоохранения и обязательного медицинского страхования Республики Хакасия и подходы к их решению Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
252
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Л А. Бурнакова, Т П. Крамаровская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы внедрения единой информационной системы в системе здравоохранения и обязательного медицинского страхования Республики Хакасия и подходы к их решению»

Информатизация здравоохранения

Др

W-ЩШШ

kJH

I и информационные

технологии

Л.А.БУРНАКОВА,

Министр здравоохранения Республики Хакасия

Т.П.КРАМАРОВСКАЯ,

начальник Республиканского бюро медицинской статистики Республики Хакасия

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ И ПОДХОДЫ К ИХ РЕШЕНИЮ

Использование компьютерных технологий в целях информационного обеспечения задач и функций учреждений здравоохранения и обязательного медицинского страхования Республики Хакасия насчитывает уже более 10 лет. Подготовка к проведению эксперимента по оплате медицинской помощи из средств Пенсионного фонда, а также включению новых страховых медицинских организаций в территориальную систему ОМС выявили настоятельную необходимость создания единого информационного пространства, формирования аналитической информации в целях оперативного определения проблемных зон здравоохранения (структурная эффективность, рациональное использование ресурсов), анализа эффективности медицинской помощи и деятельности ЛПУ.

В целях реализации указанных направлений был проведен аудит имеющегося прикладного программного обеспечения. Он показал практическую и экономическую нецелесообразность формирования единого информационного пространства на их основе.

Данное решение определило необходимость рассмотрения двух возможных путей решения этой проблемы:

♦ целенаправленной разработки прикладного программного обеспечения для Республики Хакасия;

♦ закупки и внедрения уже разработанного и эксплуатируемого прикладного программного обеспечения.

Основным отрицательным моментом первого подхода являлись затраты времени на разработку ПО, которые значительно превышали период, в течение которого необходимо было внедрить систему персонифицированного учета медицинской помощи. Кроме того, было учтено, что в течение последних 10-15 лет в субъектах РФ разработан значительный спектр прикладного программного обеспечения в целях информационного обеспечения задач здравоохранения и обязательного медицинского страхования.

Расширенным заседанием Координационного совета по информатизации здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования при Министерстве здравоохранения Республики Хакасия совместно с главными врачами ЛПУ было выбрано при© Л.А.БурнаковаД.П.Крамаровская, 2006 г.

Информатизация здравоохранения

www.idmz.ru 2006, №2

ГЧЯЯ

I Ы.МЯЯ

кладное программное обеспечение (далее - ПО), эксплуатируемое в учреждениях здравоохранения и обязательного медицинского страхования Вологодской области, разработанное по заказу Департамента здравоохранения территориального фонда ОМС [1]. Основаниями для принятия данного решения были:

♦ сертифицированное ПО, предназначенное для формирования единого информационного пространства учреждений системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования [1];

♦ многофункциональность ПО, обеспечивающая информационную поддержку основных задач и функций здравоохранения и ОМС;

♦ готовность ПО (к моменту принятия решения ПО находилось в промышленной эксплуатации);

♦ накопление опыта предыдущего внедрения информационной системы;

♦ использование промышленного сервера баз данных доступного ценового диапазона.

Мы хорошо понимали, что внедрение единой информационной системы - достаточно болезненный процесс. В то же время нельзя не согласиться с авторами публикаций, высказывающими мнение, что это фундаментальный путь решения информационного обеспечения управления. Единая информационная система позволяет связать все данные, медико-экономические, финансовые, генерируемые в процессе деятельности различных организаций и различных специалистов, организовать их сбор, обработку по единым регламентам, обеспечить передачу по нужным маршрутам [2], в том числе на уровень Министерства здравоохранения и Территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Проблемы внедрения информационных систем анализируются в значительном числе публикаций. Не претендуя на их всеобъемлющее изложение, хотелось бы остановиться на анализе специфики их проявления при внедрении единой информационной системы здравоохранения и ОМС Республики Хакасия и соответствующих ей подходов к решению.

Проблемы внедрения и подходы к их решению были связаны со следующими основными моментами:

♦ характеристиками информационной системы: территориальная распределенность системы, связывающей различные учреждения, необходимость выполнения жестких регламентов информационного наполнения и синхронизации обмена данными , готовность программных комплексов к внедрению;

♦ уровнем готовности медицинского и технического персонала ЛПУ к внедрению системы.

Необходимость обязательной координации деятельности в информационной системе многих организаций одновременно, а также стоимостные параметры исключали возможность ее внедрения без законодательно-нормативного обеспечения. Координационным советом по информатизации здравоохранения была разработана и утверждена на уровне Правительства Республики Хакасия Республиканская целевая программа «Информатизация здравоохранения Республики Хакасия на 20012005 годы». В соответствии с указанной Программой создание единого информационного пространства территориальной системы здравоохранения и ОМС обеспечивалось формированием единой нормативно-справочной базы данных, внедрением единой системы ведения нормативных документов, внедрением телемедицинских технологий и обмена данными по каналам связи между субъектами единой информационной системы. Программой были определены цели и задачи формирования единого информационного пространства, состав прикладного и системного программного обеспечения, комплектация учреждений вычислительной техникой, объем затрат (с приложением расчетов), состав участников информационной системы, их задачи и функции по накоплению информационной системы, состав доступной информации, порядок и сроки внедрения программных комплексов, конечные и этапные результаты внедрения. На первом этапе внедрения информационной системы в нее были включены Министерство здравоохранения Республики Хакасия, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Хакасия, 35 лечебно-профилактических учреждений.

15

Информатизация здравоохранения

Др

W-ЩШШ

kJH

I и информационные

технологии

Во исполнение Программы был разработан и утвержден пакет нормативных документов, определивших организационные подходы к внедрению информационной системы, организацию контроля за ходом работ и ответственных исполнителей.* Контроль за ходом работ по внедрению системы был возложен на Координационный совет по информатизации во главе с Первым заместителем министра здравоохранения.

Наибольшую проблему представляли организация и синхронизация работы лечебно-профилактических учреждений в единой корпоративной системе. В этих целях был подготовлен и направлен в ЛПУ пакет распоряжений Министерства здравоохранения.

В данный пакет были включены распоряжения:

♦ о необходимости издания приказов на уровне ЛПУ о формировании рабочих групп и назначении ответственных лиц по внедрению системы;

♦ о подготовке информации для внесения данных по «Паспорту ЛПУ»;

♦ о предоставлении информации для наполнения единых редактируемых справочников;

♦ о формировании списков обучающихся лиц;

♦ о предоставлении данных готовности ЛПУ к внедрению информационной системы.

Непосредственно перед началом внедрения системы было проведено расширенное совещание с главными врачами ЛПУ и техническими специалистами.

Однако наибольшую организационную сложность по внедрению системы представляло взаимодействие со страховыми медицинскими организациями. Основной проблемой явилось нежелание

‘Постановление Правительства Республики Хакасия от 26.11.2003 № 326 и от 28.10.2004 № 320 «О Республиканской целевой программе «Информатизация здравоохранения и системы ОМС в Республике Хакасия на 2004-2005 годы», Приказ Министерства здравоохранения Республики Хакасия и Территориального фонда ОМС «О реализации Республиканской целевой программы «Информатизация здравоохранения и системы ОМС в Республике Хакасия на 2004 год».

страховых организаций выполнять жесткие регламенты представления информации о застрахованных лицах, вызываемое под разными предлогами. Данная проблема во многом предопределила затягивание сроков внедрения системы, в последующем эта проблема была решена страховыми медицинскими организациями.

Работу по внедрению программных комплексов и обучению пользователей на условиях аутсорсинга проводила ТПК «Союз», осуществляющая свою деятельность на территории Республики Хакасия. Связь с разработчиками ПО поддерживалась по электронной почте и телефону (учитывая разницу во времени, в основном в режиме off-line). Эффективность работы привлеченной организации мы связываем не только с высоким уровнем квалификации и ответственности сотрудников, но в определенной мере и с отсутствием «интересов» по разработке собственных программных продуктов для организаций здравоохранения и ОМС.

Изучение логики финансово-экономических и административных процессов, реализованных в ПК, показало, что они не полностью соответствуют требованиям нормативных актов, утвержденных Территориальным фондом Республики Хакасия. Во внедряемых программных комплексах информационной системы была формализована логика процессов:

♦ персонифицированного учета, контроля и анализа состава населения, включенного в единый регистр;

♦ персонифицированного учета, контроля и анализа объемов и источников финансирования медицинской помощи, оказанной населению;

♦ формирования стоимостных характеристик медицинской помощи.

По результатам проведенного изучения было принято управленческое решение об изменении требований к подсистеме в части формирования подходов к тарификации законченного случая лечения в стационаре при переводе пациента из одного отделения в другое. Некоторые подходы, реализованные в ПО, но отличные от таковых в Республике Хакасия, были признаны достаточно целесообразными. Прежде всего

Информатизация здравоохранения

www.idmz.ru 2006, №2

ГЧЯЯ

I Ы.МЯЯ

это касалось отчетных форм и форм представления счетов, перехода к единой форме Талона амбулаторного пациента и др.

Касаясь проблем внедрения, связанных с уровнем готовности медицинского и технического персонала ЛПУ к работе по внедрению информационной системы, можно сказать, что наибольшие проблемы отмечались в тех учреждениях, где ранее эксплуатировались локальные информационные системы. Необходимость перехода к единым для всех учреждений регламентам работы была воспринята достаточно тяжело. Также при внедрении системы, достаточно четко обозначились проблемы недоукомплектованности медицинским и техническим персоналом (особенно в районных ЛПУ). В ряде ЛПУ была выявлена неготовность бумажной документации, содержащей исходные данные для программных комплексов, поверхностное изучение пользователями документации по прикладному программному обеспечению.

В заключение хотелось бы отметить следующее. Опыт Республики Хакасия показал принципиальную возможность внедрения готовой единой информационной системы здравоохранения и ОМС. Основными преимуществами данного подхода к информации являются:

♦ экономия временных затрат на разработку прикладного ПО;

♦ возможность формирования точных представлений у заказчиков о функциональных возможностях ПО;

♦ использование ряда аспектов опыта предыдущего внедрения.

Предыдущий опыт внедрения системы в Вологодской области был учтен, использован и получил развитие в следующих аспектах:

♦ при подготовке целевой программы: значительное внимание при ее формировании было уделено взаимным обязанностям потенциальных участников по формированию информации и подробному представлению объемов и характера информации, доступной каждому участнику;

♦ при формировании пакета документов: состав пакета, типовые формы приказов и т.д.;

♦ при первичном заполнении редактируемых справочников, информация которых по мере представления запросов от ЛПУ была расширена.

Организационный аспект внедрения территориально распределенной информационной системы может быть решен на основе подготовки пакета законодательно-нормативных документов, четким, регламентированным управлением процессом внедрения, постоянным его мониторингом и контролем, привлечением организации - исполнителя работ по внедрению системы на условиях аутсорсинга. В процессе внедрения получило также развитие программное обеспечение в направлении повышения степени удобства пользователей при вводе информации, повышения уровня независимости работы организаций при информационном обмене. По отдельным вопросам была признана недостаточной и дополнена пользовательская документация, внесены дополнения в учебные курсы в части разъяснения логики построения программных комплексов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Савостина Е.А., Царьков А.О., Юдин Б.А. Создание единого информационного пространства систем здравоохранения и обязательного медицинского страхования в Вологодской об-ласти/Информационные системы и технологии в здравоохранении. - М.: ЦНИИОИЗ, 2003. - С.54-57.

2. Костяков С. Стратегия информационной поддержки систем качества//PCWeek, 1999. -

№22-23. - С.196-197. ■■■:

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.