Научная статья на тему 'Система МИАЦ как инструмент «Управляемой медицинской помощи»'

Система МИАЦ как инструмент «Управляемой медицинской помощи» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
126
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кузнецов П. П., Кузнецов П. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система МИАЦ как инструмент «Управляемой медицинской помощи»»

Профессиональное сообщество

Др

W-ЩШШ

kJH

I и информационные

технологии

Создана Рабочая группа по выработке единой системы информационного взаимодействия в здравоохранении

На Всероссийском совещании руководителей службы медицинской статистики органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, прошедшем в Москве 30 ноября 2006 года, была создана Рабочая группа по выработке единой системы информационного взаимодействия. Главной ее задачей является консолидация мнений руководителей региональных МИАЦ по стратегии решения организационно-методических вопросов и формирование предложений в МЗ и СР РФ.

На обсуждение вынесены следующие первоочередные вопросы:

♦ конкретизация структуры МИАЦ для субъектов РФ; ♦ уточнение требований МЗ и СР РФ к соблюдению структуры МИАЦ в субъектах РФ;

♦ решение вопросов оплаты труда работников медицинских информационно-аналитических центров;

♦ решение вопросов по предоставлению МИАЦ большей самостоятельности по внебюджетной деятельности, перевода части отношений с ЛПУ и системой ОМС на договорные условия.

Руководителем Рабочей группы избрана Дегтерева Мария Ивановна - директор Государственного учреждения здравоохранения особого типа Владимирской области «Медицинский информационно-аналитический центр». Предложения направлять по адресу:

600000, г.Владимир, ул.Никитская, д.3, ГУЗВО «МИАЦ»

E- mail: [email protected]

[email protected]

www.medctat.narod.ru

Журнал «Врач и ИТ» начинает публикацию мнений и предложений руководителей региональных МИАЦ по перечисленным вопросам.

П.П.КУЗНЕЦОВ,

директор Медицинского информационно-аналитического центра РАМН (Медицинский центр РАМН), г.Москва

СИСТЕМА МИАЦ КАК

Экономическая либерализация не изменила принципа администрирования органов управления здравоохранением, в основе которого по-прежнему лежит бюджетно-сметная модель финансирования существующих сетей медицинских учреждений.

Объем и структура информации, собранной и стандартизированной по прежним эталонам учета и отчетности, проходящей по иерархично предопределенным каналам, допускающим известные искажения, не может быть достаточной для определения «коэффициента полезного действия» региональных и ведомственных систем здравоохранения, объективной оценки состояния здоровья населения региона, эффективности медико-финансовой деятельности учреждений здравоохранения.

Не адекватный рыночным условиям управленческий учет расходов на здравоохранение не позволяет эффективно планировать структуру сетей учреждений здравоохранения, оптимальный состав вложенных в отрасль ресурсов.

Введение системы медицинского страхования (при всех положительных моментах) закономерно привело к созданию в системе здравоохранения параллельной

© П.П.Кузнецов, 2007 г.

Профессиональное сообщество

www.idmz.ru

2007,

ГЧЯЯ

I Ы.МЯЯ

ИНСТРУМЕНТ «УПРАВЛЯЕМОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»

системы взаимообмена медико-финансовой информацией субъектов системы ОМС - производителя медицинских услуг (медицинской организации) и покупателя (страховой медицинской организации) на основе единиц и инструментов учета, контроля и оплаты оказанной медицинской помощи. По сути, построена параллельная система финансирования и отчетности - медико-статистической и медикофинансовой - медицинских организаций за объем и качество медицинской помощи, то есть по конечному результату их деятельности.

Таким образом, в настоящее время органы управления здравоохранением владеют данными бухгалтерского учета средств и основных фондов, перечисляемых (передаваемых) медицинским организациям собственником (муниципалитетом, ведомством), и данными медицинской статистики, фактически не соотносимыми с использованными ресурсами. Также некорректно оценивать продуктивность финансовых вложений в отрасль, основываясь на проводимом ТФОМС медико-экономическом анализе деятельности лечебно-профилактических учреждений, вследствие неполного возмещения затрат ЛПУ на выполнение медицинских услуг по программе ОМС из средств ТФОМС.

Вместе с тем в современной России эффективное информационное взаимодействие с

заказчиками и исполнителями медицинских услуг осуществляют независимые от органов управления здравоохранения и страховой медицины организации особого типа - медицинские информационно-аналитические центры (МИАЦ), ресурсы которых позволяют в интегрированном виде собирать, объединять и аккумулировать медицинскую, статистическую, финансово-экономическую информацию о результатах деятельности медицинских организаций.

Медико-статистическая информация, преобразованная в репрезентативные показатели, в первую очередь направляется в органы управления здравоохранением, где она используется для проведения сравнительного анализа потребности жителей того или иного субъекта Федерации в медицинской помощи и ресурсов развернутых на его территории сетей учреждений здравоохранения, оценки состояния здоровья населения региона.

Параллельно возможно осуществление анализа финансово-хозяйственной деятельности ЛПУ, определения фактических затрат на лечение пациента по высокоспециализированным и прочим видам медицинской помощи.

Эффективность информационного пространства, организованного МИАЦ РАМН (без дополнительных бюджетных ассигнований) в среду согласования - между процессами про-

5

Профессиональное сообщество

Др

W-ЩШШ

kJH

I и информационные

технологии

изводства и потребления медицинских услуг, инфраструктурами управления и потоками ресурсов федеральных учреждений здравоохранения, позволяет научно обосновать необходимость формирования системы МИАЦ как инструмента стратегического менеджмента в здравоохранении Российской Федерации. Реализация новых организационных технологий на основе интеллектуальных информационных систем позволяет осуществить переход на новый уровень обеспечения эффективности управления ресурсами здравоохранения.

В процессе осуществления своей уставной деятельности МИАЦ анализирует эффективность использования медицинскими организациями имеющихся ресурсов и одновременно степень удовлетворенности населения объемом и качеством предоставляемой медицинской помощи, включая уровень платежеспособного спроса населения на медицинские услуги, предлагаемые медицинскими организациями вне рамок территориальной программы госгарантий; ответственность за выполнение последней в пределах выделяемых финансовых средств несут органы управления здравоохранением и ТФОМС.

Осуществление прямых договорных отношений между МИАЦ и исполнителем медицинских услуг, между МИАЦ и заказчиком позволяет преобразовать информационное пространство в среду согласования сторон и тем самым преодолеть прямое противостояние их экономических интересов путем оптимизации системы платных медицинских услуг, структуры платной помощи и стоимостных показателей в интересах пациента и медицинского работника.

Интеллектуальные информационные технологии МИАЦ:

♦ по организации персонифицированного учета услуг, пациентов, исполнителей, финансовых средств по объему и источнику;

♦ по медицинской статистике;

♦ по маркетингу и управлению позволят осуществлять в режиме реального времени контроль организации и качества медицинской помощи, предоставляемой на платной основе, а также за правильностью взимания платы за оказанные услуги.

В сложившихся условиях многоканального финансирования учреждений здравоохранения без создания интегрированной системы сбора, обработки, анализа и движения медико-статистической и финансово-экономической информации, характеризующих деятельность отдельных бюджетных учреждений здравоохранения (их объединений), перспектива развития отечественного здравоохранения будет оставаться исключительно затратной и малоэффективной.

Именно система МИАЦ может выступить в качестве основной системообразующей структуры единого организационного и информационного пространства здравоохранения, предоставляющей реальную возможность управления сложными процессами становления российского здравоохранения, диверсификации источников финансирования и восстановления властной вертикали органов управления здравоохранением.

Система МИАЦ может стать качественно новым инструментом планирования Программы государственных гарантий права граждан на бесплатную помощь, обеспечивая сбор, обработку и обмен потоками унифицированной информации при решении задач текущего, среднесрочного и перспективного планирования медицинской помощи на основе автоматизированного анализа основных параметров деятельности ЛПУ - на муниципальном, территориальном, федеральном уровне - в масштабе реального времени, формируя таким образом горизонтальные и вертикальные информационные связи внутри системы здравоохранения, а также с органами государственной статистики и финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.