Профессиональное сообщество
Др
W-ЩШШ
kJH
I и информационные
технологии
Создана Рабочая группа по выработке единой системы информационного взаимодействия в здравоохранении
На Всероссийском совещании руководителей службы медицинской статистики органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, прошедшем в Москве 30 ноября 2006 года, была создана Рабочая группа по выработке единой системы информационного взаимодействия. Главной ее задачей является консолидация мнений руководителей региональных МИАЦ по стратегии решения организационно-методических вопросов и формирование предложений в МЗ и СР РФ.
На обсуждение вынесены следующие первоочередные вопросы:
♦ конкретизация структуры МИАЦ для субъектов РФ; ♦ уточнение требований МЗ и СР РФ к соблюдению структуры МИАЦ в субъектах РФ;
♦ решение вопросов оплаты труда работников медицинских информационно-аналитических центров;
♦ решение вопросов по предоставлению МИАЦ большей самостоятельности по внебюджетной деятельности, перевода части отношений с ЛПУ и системой ОМС на договорные условия.
Руководителем Рабочей группы избрана Дегтерева Мария Ивановна - директор Государственного учреждения здравоохранения особого типа Владимирской области «Медицинский информационно-аналитический центр». Предложения направлять по адресу:
600000, г.Владимир, ул.Никитская, д.3, ГУЗВО «МИАЦ»
E- mail: Vlad@medstat.elcom.ru
Degtereva_MI@medstat.elcom.ru
www.medctat.narod.ru
Журнал «Врач и ИТ» начинает публикацию мнений и предложений руководителей региональных МИАЦ по перечисленным вопросам.
П.П.КУЗНЕЦОВ,
директор Медицинского информационно-аналитического центра РАМН (Медицинский центр РАМН), г.Москва
СИСТЕМА МИАЦ КАК
Экономическая либерализация не изменила принципа администрирования органов управления здравоохранением, в основе которого по-прежнему лежит бюджетно-сметная модель финансирования существующих сетей медицинских учреждений.
Объем и структура информации, собранной и стандартизированной по прежним эталонам учета и отчетности, проходящей по иерархично предопределенным каналам, допускающим известные искажения, не может быть достаточной для определения «коэффициента полезного действия» региональных и ведомственных систем здравоохранения, объективной оценки состояния здоровья населения региона, эффективности медико-финансовой деятельности учреждений здравоохранения.
Не адекватный рыночным условиям управленческий учет расходов на здравоохранение не позволяет эффективно планировать структуру сетей учреждений здравоохранения, оптимальный состав вложенных в отрасль ресурсов.
Введение системы медицинского страхования (при всех положительных моментах) закономерно привело к созданию в системе здравоохранения параллельной
© П.П.Кузнецов, 2007 г.
Профессиональное сообщество
www.idmz.ru
2007,
ГЧЯЯ
I Ы.МЯЯ
ИНСТРУМЕНТ «УПРАВЛЯЕМОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»
системы взаимообмена медико-финансовой информацией субъектов системы ОМС - производителя медицинских услуг (медицинской организации) и покупателя (страховой медицинской организации) на основе единиц и инструментов учета, контроля и оплаты оказанной медицинской помощи. По сути, построена параллельная система финансирования и отчетности - медико-статистической и медикофинансовой - медицинских организаций за объем и качество медицинской помощи, то есть по конечному результату их деятельности.
Таким образом, в настоящее время органы управления здравоохранением владеют данными бухгалтерского учета средств и основных фондов, перечисляемых (передаваемых) медицинским организациям собственником (муниципалитетом, ведомством), и данными медицинской статистики, фактически не соотносимыми с использованными ресурсами. Также некорректно оценивать продуктивность финансовых вложений в отрасль, основываясь на проводимом ТФОМС медико-экономическом анализе деятельности лечебно-профилактических учреждений, вследствие неполного возмещения затрат ЛПУ на выполнение медицинских услуг по программе ОМС из средств ТФОМС.
Вместе с тем в современной России эффективное информационное взаимодействие с
заказчиками и исполнителями медицинских услуг осуществляют независимые от органов управления здравоохранения и страховой медицины организации особого типа - медицинские информационно-аналитические центры (МИАЦ), ресурсы которых позволяют в интегрированном виде собирать, объединять и аккумулировать медицинскую, статистическую, финансово-экономическую информацию о результатах деятельности медицинских организаций.
Медико-статистическая информация, преобразованная в репрезентативные показатели, в первую очередь направляется в органы управления здравоохранением, где она используется для проведения сравнительного анализа потребности жителей того или иного субъекта Федерации в медицинской помощи и ресурсов развернутых на его территории сетей учреждений здравоохранения, оценки состояния здоровья населения региона.
Параллельно возможно осуществление анализа финансово-хозяйственной деятельности ЛПУ, определения фактических затрат на лечение пациента по высокоспециализированным и прочим видам медицинской помощи.
Эффективность информационного пространства, организованного МИАЦ РАМН (без дополнительных бюджетных ассигнований) в среду согласования - между процессами про-
5
Профессиональное сообщество
Др
W-ЩШШ
kJH
I и информационные
технологии
изводства и потребления медицинских услуг, инфраструктурами управления и потоками ресурсов федеральных учреждений здравоохранения, позволяет научно обосновать необходимость формирования системы МИАЦ как инструмента стратегического менеджмента в здравоохранении Российской Федерации. Реализация новых организационных технологий на основе интеллектуальных информационных систем позволяет осуществить переход на новый уровень обеспечения эффективности управления ресурсами здравоохранения.
В процессе осуществления своей уставной деятельности МИАЦ анализирует эффективность использования медицинскими организациями имеющихся ресурсов и одновременно степень удовлетворенности населения объемом и качеством предоставляемой медицинской помощи, включая уровень платежеспособного спроса населения на медицинские услуги, предлагаемые медицинскими организациями вне рамок территориальной программы госгарантий; ответственность за выполнение последней в пределах выделяемых финансовых средств несут органы управления здравоохранением и ТФОМС.
Осуществление прямых договорных отношений между МИАЦ и исполнителем медицинских услуг, между МИАЦ и заказчиком позволяет преобразовать информационное пространство в среду согласования сторон и тем самым преодолеть прямое противостояние их экономических интересов путем оптимизации системы платных медицинских услуг, структуры платной помощи и стоимостных показателей в интересах пациента и медицинского работника.
Интеллектуальные информационные технологии МИАЦ:
♦ по организации персонифицированного учета услуг, пациентов, исполнителей, финансовых средств по объему и источнику;
♦ по медицинской статистике;
♦ по маркетингу и управлению позволят осуществлять в режиме реального времени контроль организации и качества медицинской помощи, предоставляемой на платной основе, а также за правильностью взимания платы за оказанные услуги.
В сложившихся условиях многоканального финансирования учреждений здравоохранения без создания интегрированной системы сбора, обработки, анализа и движения медико-статистической и финансово-экономической информации, характеризующих деятельность отдельных бюджетных учреждений здравоохранения (их объединений), перспектива развития отечественного здравоохранения будет оставаться исключительно затратной и малоэффективной.
Именно система МИАЦ может выступить в качестве основной системообразующей структуры единого организационного и информационного пространства здравоохранения, предоставляющей реальную возможность управления сложными процессами становления российского здравоохранения, диверсификации источников финансирования и восстановления властной вертикали органов управления здравоохранением.
Система МИАЦ может стать качественно новым инструментом планирования Программы государственных гарантий права граждан на бесплатную помощь, обеспечивая сбор, обработку и обмен потоками унифицированной информации при решении задач текущего, среднесрочного и перспективного планирования медицинской помощи на основе автоматизированного анализа основных параметров деятельности ЛПУ - на муниципальном, территориальном, федеральном уровне - в масштабе реального времени, формируя таким образом горизонтальные и вертикальные информационные связи внутри системы здравоохранения, а также с органами государственной статистики и финансирования.