I и информационные
технологии
П.П.КУЗНЕЦОВ,
д.м.н., директор Медицинского информационно-аналитического центра РАМН
□ СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКИХ
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ
ЦЕНТРОВ
Проблема управления объемами и качеством медицинской помощи, расходами на ее оказание, содержание и обеспечение необходимой инфраструктуры национальной системы здравоохранения является объектом многочисленных отечественных и зарубежных исследований. В последние десятилетия в мире реализуются две диаметрально противоположные стратегии управления.
Первая стратегия направлена на ограничение ресурсов на медицинскую помощь (контроль расходов); вторая стратегия инициирована ВОЗ («Здоровье для всех в 2000 году») и направлена на улучшение качества жизни, основана на предположении, что состояние здоровья можно улучшить путем реализации государственных программ, содействующих сохранению здоровья (например, мероприятия первичной и вторичной профилактики), без увеличения расходов на здравоохранение.
Международный консультативный орган -Партнерство в национальных экономических исследованиях, проведя сравнительный анализ результатов реформирования национальных систем здравоохранения 12 промышленно развитых стран, в том числе Японии, Франции, Германии, Великобритании, США и др., установил следующее:
© П.П.Кузнецов, 2004 г.
1. Проблемы финансирования медицинской помощи в полном объеме не решены ни в одной стране.
2. Не удается в полной мере ввести в здравоохранение рыночные механизмы в связи с необходимостью сохранения принципов солидарности.
3. Нельзя свести проблему управления медицинской помощью лишь к отказу от государственного регулирования и поиску баланса между объемом медицинской помощи и фондом финансовых средств.
При этом оказалось, что не столь важны модели финансирования, сколько важно, насколько разработаны и действенны:
♦ механизм, позволяющий наращивать необходимый для развития системы здравоохранения объем средств и инструменты распределения финансового риска, включая определение категорий лиц и медицинских организаций, имеющих право на финансирование из общественных фондов;
♦ технологии структурирования медицинской помощи и методы оплаты труда ее производителей;
♦ технологии сдерживания расходов и инструменты измерения уровня удовлетворенности потребителей существующей системой.
Отсюда понятно, что проведение эффективной политики в здравоохранении, принятие адекватного управленческого решения невозможны в отсутствие достоверной, собранной по единым стандартам и анализируемой по единым показателям эпидемиологической, демографической, медико-статистической, финансово-экономической информации. Обеспечить эффективное информационное взаимодействие всех участников национальной системы здравоохранения: потребителей, производителей, организаторов и заказчиков (плательщиков) медицинской помощи, способны лишь развитые информационные системы.
Во многих странах для решения этой задачи спонтанно или целенаправленно создаются расчетные центры, информационные системы, организации управления медицинской помощью. Например, в США структура, функции, кадровые и информационные ресурсы такого рода организаций позволяют обеспечить связи, потоки и обмен информацией на уровне принятия решений по управлению процессами организации, финансирования, предоставления медицинской помощи на основе прогноза влияния того или иного события на основные функции здравоохранения. Роль страховых компаний в сдерживании расходов на здравоохранение в США в последние годы заметно снизилась.
В современных российских условиях, характеризующихся наличием серьезных внутренних диспропорций, недостаточностью ресурсов, подвижностью и неустойчивостью социально-экономических и медико-демографических индикаторов, важнейшей компонентой жизнеобеспечения отрасли становится постоянный мониторинг системы и среды функционирования, в первую очередь в целях корректного прогнозирования воздействия внешних или внутренних факторов на развитие здравоохранения.
Необходимость оперативного решения столь острой (и прежде не актуальной!) проблемы инициировала два однонаправленных процесса:
№6, 2004
проводившиеся «сверху» реформы российского здравоохранения сопровождались процессом формирования в отдельных регионах страны медицинских информационно-аналитических центров (МИАЦ).
«Инициатива снизу» нашла поддержку в Минздраве России: вышел в свет Приказ от 4 июня 2001 года за № 180 «О внесении изменений и дополнений в Приказ от 03.11.99 №395», на основании которого МИАЦ вошли в реестр медицинских учреждений.
В течение последнего десятилетия медицинскими информационно-аналитическими центрами накоплен успешный опыт методической, аналитической, практической работы, созданы уникальные базы данных и справочники. На базе МИАЦ формируются региональные телекоммуникационные системы, развивается телемедицина, закладываются основы единого информационного пространства.
В отдельных регионах (Самара, Санкт-Петербург, Краснодар, Ижевск, Москва) объединение интеллектуальных ресурсов организаторов здравоохранения и МИАЦ создало условия формирования системной модели управления расходами на медицинскую помощь.
Объективизация показателей, характеризующих динамику и структуру производства медицинских услуг, отраслевую и региональную структуру здравоохранения, динамику всех специализированных служб, позволяет с большей степенью точности определять объем и структуру капитальных вложений в отрасль.
Таким образом, информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей эффективности функционирования здравоохранения в этих и других регионах страны позволяет обеспечить комплексность, глубину охвата объектов медико-статистического наблюдения, качество, оперативность и непрерывность информационных потоков, своевременную их адаптацию к изменениям внешней среды, на деле обеспечивая поливариантность
л
>
гчшш
ЬЛ1
и информационные
технологии
структурных моделей достижения конечных результатов на основе достоверного прогноза мотивации населения к сохранению своего здоровья и, следовательно, динамики платежеспособного спроса, деятельности медицинских организаций и комплексов в условиях стремительно изменяющейся стоимости и номенклатуры трудовых, материальных, энергетических и других ресурсов.
Таким образом, сегодня технологии и ресурсы МИАЦ представляют собой эффективный инструмент программно-целевого метода стратегического планирования:
♦ целевого распределения бюджетных средств;
♦ привлечения дополнительных источников финансирования;
♦ конечных целей и их своевременную корректировку;
♦ эффективности государственного регулирования территориального развития здравоохранения.
Использование менеджерами здравоохранения данных медико-статистического и финансово-экономического анализа, проводимого в региональных информационно-аналитических центрах, позволяет:
♦ сократить расходы на управление здравоохранением;
♦ разработать объективные показатели соотношения данных по структуре заболеваемости и смертности с половозрастным составом населения регионов, с объемом, структурой медицинской помощи и расходами на содержание сетей медицинских учреждений, расположенных на территории субъекта Федерации;
♦ представить органам исполнительной власти субъекта объективные основания для формирования государственного задания;
♦ определять оптимальные пути использования «свободных» от выполнения Госзаказа ресурсов медицинских учреждений для обеспечения спроса на услуги, не вошедшие в Тер-
риториальную программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.
Опыт работы медицинских информационно-аналитических центров должен быть обобщен и использован для создания единой многоуровневой системы взаимодействия - по горизонтали и вертикали - медицинских организаций, органов управления здравоохранением, субъектов системы медицинского страхования, что, с нашей точки зрения, позволит оптимизировать решение современных задач реформирования здравоохранения, включая задачи по информатизации отрасли.
Формирование каналов связи между медицинскими информационно-аналитическими центрами, функциональное объединение МИАЦ по законам саморегулирующейся системы позволят в дальнейшем:
♦ создать единое информационное поле в масштабах Российской Федерации;
♦ стандартизировать методы сбора и анализа, основные критерии и показатели основной и хозяйственно-финансовой деятельности медицинских организаций, состояния и использования основных средств, кадрового потенциала (помимо установленных государственных требований статистического наблюдения);
♦ выработать единую отраслевую методику ценообразования, обучить на ее основе экономические службы медицинских организаций практическим навыкам проведения расчетов стоимости медицинских услуг;
♦ осуществлять в государственном масштабе обмен информацией о потребности населения в медицинской помощи, о возможностях выполнения в полном объеме программ государственных гарантий на бесплатную помощь, а также о спросе на медицинские услуги, предоставляемые сверх программ государственных гарантий, с учетом состояния основных фондов и соответствующих секторов рынка медицинских услуг;
♦ осуществлять сбор и обмен информацией о наличии на рынке специальных программных средств, в том числе разработанных МИАЦ, о ценах на программные средства и вычислительную технику, о квалифицированных кадрах программистов и стоимости их труда;
♦ проводить совместные работы по унификации реестров медицинских услуг, участвовать в создании единых протоколов ведения больных с различными нозологическими формами и разработке медико-экономических стандартов с учетом стоимости приобретаемых ЛПУ ресурсов в разрезе территорий Российской Федерации;
♦ проводить мероприятия по расширению международных связей, в первую очередь с национальными и международными организациями, специализирующимися в области медицинской информатики, с целью изучения и анализа мирового опыта, повышения квалификации кадров МИАЦ, аттестации специалистов с учетом современных международных требований.
На состоявшейся 17 марта 2004 года V научно-практической конференции «Информационные технологии в медицине-2004» Медицинским информационно-аналитическим центром Российской академии медицинских наук проведен круглый стол с участием наиболее опытных МИАЦ и ведущих специалистов в области медицинской информатики.
Представители медицинских информационно-аналитических центров из восемнадцати субъектов Российской Федерации обсудили состояние дел в информатизации здравоохранения и определили круг проблем, решение которых с помощью информационных технологий позволит повысить эффективность деятельности медицинских организаций.
Отмечено, что модели организации здравоохранения в регионах динамично изменяются. Однако вектор изменений всегда направлен на повышение информированности лиц, принимающих ответственные решения. Сегодня в услови-
№6, 2004
ях административной реформы, развития системы социальной защиты населения, формирования персонифицированного учета финансовых средств, социальных и медицинских услуг информация приобретает особенную ценность. Участники круглого стола согласились с тем, что эффективное информационное взаимодействие требует интеграции усилий МИАЦ и ИТ-фирм по созданию единой информационной среды здравоохранения, разработки и введения единых правил, стандартов и протоколов.
Ведущая круглый стол Е.П.Какорина отметила, что реализация административной реформы в России придает системе МИАЦ особую значимость: создаваемая на их базе комплексная информационная система становится эффективным инструментом новой идеологии управленческого учета и целевого планирования медицинских организаций.
Обсуждение актуальных вопросов и обмен опытом взаимодействия с медицинскими организациями и территориальными органами управления здравоохранением инициировали выступления директоров МИАЦ Самарской области (Тяпухина Т.В.), Краснодарского края (Ка-линиченко В.И.), Санкт-Петербурга (И.А. Кра-сильникова).
Ведущими специалистами МИАЦ в целом поддержана идея о необходимости формирования стандартных процессов разработки и внедрения информационных систем. В этой связи высказаны пожелания об участии МИАЦ в процессе подготовки на федеральном уровне общих рекомендаций по постановке целевых задач в области медицинской информатики.
МИАЦ примут участие в подготовке новой редакции Концепции информатизации здравоохранения, учитывающей потребности участников современной модели социального страхования в Российской Федерации.
В связи с чем, во-первых, необходимо предусмотреть участие в работе над проектом Концепции Пенсионного фонда Российской Феде-
л
>
W-ЩШШ kJH
и информационные
технологии
рации, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Во-вторых, программа реализации Концепции должна включать конкретные мероприятия, сроки их проведения, ответственных исполнителей (организации), объемы и источники финансирования.
Финансовые ресурсы для этих целей должны выделяться из федерального бюджета, региональных бюджетов и внебюджетных фондов. Необходимо изучить также возможности использования других источников финансовых средств, например, фондов развития и вкладов ведомств, включенных в программу «Электронная Россия» (для компонентов, связанных с развитием инфраструктуры). Несомненно, координация основных мероприятий по вертикали должна осуществляться в рамках федеральных программ (таких, как «Электронная Россия»).
Вместе с тем в соответствии с Концепцией информатизации здравоохранения России в субъектах Федерации также должны быть разработаны (или пересмотрены) соответствующие региональные концепции и программы, определены необходимые для их реализации сроки и ресурсы.
Из федерального бюджета финансируются главным образом мероприятия, осуществляемые организациями федерального уровня. Даже при условии выделения некоторого объема средств из федерального бюджета в распоряжение регионов администрации субъектов Российской Федерации должны будут мобилизовать на цели информатизации источники финансирования региональных программ в области здравоохранения, средства фондов развития и других внебюджетных фондов. Желательно, чтобы в координации ресурсов по осуществлению важнейших проектов, наряду с ведомствами, использующими данные о состоянии медицинского обеспечения и здоровья населения (Центр Госсанэпиднадзора, системы мониторинга здравоохранения и пр.), участвовали также территориальные МИАЦ.
Участниками круглого стола рекомендовано:
♦ создание Ассоциации организаций, занимающихся медицинской информатикой;
♦ организация координационной группы для участия в доработке Концепции информатизации здравоохранения Российской Федерации и программы ее реализации;
♦ создание Экспертного совета из числа представителей МИАЦ и организаций, занимающихся медицинской информатикой;
♦ создание рабочей группы из представителей региональных МИАЦ по совершенствованию единого классификатора медицинских услуг;
♦ подготовить предложения по развитию информационно-аналитических функций МИАЦ;
♦ просить профессора Е.П. Какорину (Москва, Национальный НИИ общественного здоровья РАМН, e-mail: [email protected]) осуществлять координацию действий МИАЦ, в том числе по совершенствованию единого классификатора медицинских услуг.
Единая инфокоммуникационная система медицинских информационно-аналитических центров позволит сформировать единую национальную систему:
♦ корректных индикаторов состояния здоровья и здравоохранения страны;
♦ критериев и параметров качества жизни, связанного со здоровьем;
♦ показателей эффективности применяемых новых медицинских, информационных, финансовых технологий;
♦ корректных критериев оценки труда медицинских работников;
♦ показателей эффективности затрат и т.д.
Для отечественного здравоохранения создание самовыстраивающейся и самофинансируемой системы медицинских информационно-аналитических центров - наименее затратный, быстрый и эффективный способ реформирования здравоохранения. Программно-информационные технологии, обеспечивая достоверность
оценки ресурсной базы и максимальную «прозрачность» денежных поступлений, модернизацию системы планирования, финансирования и учета медицинских услуг, позволят ускорить переход государственных медицинских учреждений на контрактное финансирование по принципу задания (Госзаказа).
Даже беглое знакомство с результатами работы МИАЦ и их роли в управлении медицинской помощью дает, как мы надеемся, представление о перспективе развития МИАЦ в качестве организаций, несущих системообразующую функцию в управлении здравоохранением отдельных регионов, территорий и ведомств, в том числе федерального значения. Приняв за аксиому, что эффективное планирование есть эффективное управление ресурсами, мы утверждаем, что имеющиеся в распоряжении МИАЦ ресурсы и технологии позволят оптимизировать процесс стратегического менеджмента, обеспечив оперативный мониторинг деятельности и ресурсов здравоохранения, эффективность принимаемых управленческих решений.
Цивилизованный путь законодательного закрепления провозглашенного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь должен быть обеспечен повседневной работой по проведению глубокого многофакторного анализа имеющихся возможностей, активному поиску оптимального решения планирования и финансирования организаций здравоохранения.
За последние годы произошли масштабные изменения в экономической жизни страны, которые потребовали в том числе выработки новых приемов решения проблемы эффективного функционирования существующей системы здравоохранения. Качественное повышение эффективности управления отраслью может быть достигнуто за счет широкого применения современных информационных систем, баз данных и других средств информатизации на всех уровнях сетевого планирования, а также использования информационно-моделирующих систем
№6, 2004
анализа и прогноза соответствия управленческих решений целям и задачам развития российского здравоохранения.
Именно система МИАЦ может выступить в качестве основной системообразующей структуры единого организационного и информационного пространства здравоохранения, предоставляющей реальную возможность управления сложными процессами становления российского здравоохранения, диверсификации источников финансирования и восстановления властной вертикали органов управления здравоохранением.
Система МИАЦ может стать качественно новым инструментом текущего, среднесрочного и перспективного планирования медицинской помощи, на основе автоматизированного анализа основных параметров деятельности ЛПУ -на муниципальном, территориальном, федеральном уровне - в режиме реального времени, формируя, таким образом, горизонтальные и вертикальные информационные связи внутри системы здравоохранения, а также - с органами государственной статистики и финансирования.
Успешность реформ будет зависеть:
♦ от степени точности оценки состояния здоровья и здравоохранения России, соответствующего прогноза и планирования на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу;
♦ скорости внедрения в региональных системах здравоохранения эффективных и экономичных инновационных процессов оказания медицинской помощи;
♦ эффективности управления медицинской помощью.
Миссия МИАЦ в программно-целевом обеспечении перехода на интенсивный (инновационный) путь развития системы здравоохранения, единственно возможный для реального обеспечения провозглашенного в Конституции РФ права россиян на охрану здоровья.
ц!