Научная статья на тему 'Организация духовно-нравственного воспитания в рамках детского оздоровительного лагеря (из опыта работы дол «Ромашка» при МБОУ «Слизневская ОШ» Арзамасского района)'

Организация духовно-нравственного воспитания в рамках детского оздоровительного лагеря (из опыта работы дол «Ромашка» при МБОУ «Слизневская ОШ» Арзамасского района) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
523
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛАГЕРЬ / ВОСПИТАТЕЛИ / ВОСПИТАННИКИ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маслова Екатерина Ивановна

Статья посвящена вопросу духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Изложен опыт работы в этом направлении в рамках детского оздоровительного лагеря. Рассмотрены аспекты организации данной деятельности, проанализированы результаты диагностик уровня духовно-нравственного воспитания детей, представлена практическая реализация работы посредством проведенных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маслова Екатерина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация духовно-нравственного воспитания в рамках детского оздоровительного лагеря (из опыта работы дол «Ромашка» при МБОУ «Слизневская ОШ» Арзамасского района)»

I

SCIENCE TIME

I

ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

ВОСПИТАНИЯ В РАМКАХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДОЛ «РОМАШКА» ПРИ МБОУ «СЛИЗНЕВСКАЯ ОШ» АРЗАМАССКОГО РАЙОНА)

Маслова Екатерина Ивановна, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Арзамасский филиал, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Слизневская основная школа», г. Арзамас

E-mail: [email protected]

Аннотация: Статья посвящена вопросу духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Изложен опыт работы в этом направлении в рамках детского оздоровительного лагеря. Рассмотрены аспекты организации данной деятельности, проанализированы результаты диагностик уровня духовно-нравственного воспитания детей, представлена практическая реализация работы посредством проведенных мероприятий.

Ключевые слова: Духовно-нравственное воспитание, лагерь, воспитатели, воспитанники, ценности, ценностное отношение.

Организация воспитательной работы в пришкольных оздоровительных лагерях, наряду с самостоятельными учреждениями такого типа, по праву является одним из актуальных вопросов на современном этапе совершенствования системы педагогической деятельности. Первостепенно летний лагерь призван обеспечить детский досуг, социальную адаптацию ребенка, а также способствовать формированию у него коммуникативных навыков.

Однако сегодня деятельность лагеря достаточно разнообразна и реализует множество направлений воспитательной работы, значимое место среди которых занимает духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения. Обусловлено это в первую очередь низким уровнем духовности и нравственности, а порой и отсутствием ценностных ориентиров в современном обществе, в связи с чем на учреждения в сфере образования и воспитания возложена главная задача по усвоению нравственных ценностей и обогащению духовного мира ребёнка.

Период пребывания в летнем пришкольном лагере весьма благоприятен для раскрытия внутреннего потенциала воспитанников, вхождения их в систему социальных взаимоотношений, формирования ценностных ориентаций и качеств, составляющих культуру поведения. [2,с.5]

Оздоровительный лагерь «Ромашка» с дневным пребыванием детей при муниципальном общеобразовательном учреждении «Слизневская основная школа» одним из направлений своей деятельности обозначил именно духовно-нравственное воспитание.

Работа была ограничена временным периодом с 1 по 20 июля 2015 года (2 смена), но несмотря на это воспитатели (Рябова А.А., Кладова С.Н., Ерина Ю.Н.) под руководством начальника лагеря (Масловой Е.И.) провели множество разнообразных мероприятий и постарались сделать отдых детей полноценным и незабываемым.

Количество воспитанников составило 30 школьников из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состо-яния здоровья. Уже в начале смены воспитатели провели первоначальную диагностику изучения уровня духовно-нравственного развития детей. Основными методами исследования были наблюдение, анкетирование, беседа, индивидуальный опрос. Выбранные методики позволили разделить детей на две группы: начальное звено (12 человек) и среднее звено (18 человек).

Для воспитанников начального звена была проведена анкета «Нравственные понятия», направленная на изучение уровня сформированности нравственных понятий у младших школьников. [3] Ребятам предлагалось пояснить, как они понимают предъявленные им слова. С каждым ребенком воспитатель проводил опрос индивидуально. Статистика ответов представлена в диаграмме 1.

12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

Дружба

Зло

Добро

Счастье

-Справедливое

Мужество

Вина

Долг

МИЛосердие

Рис. 1 Уровень сформированности нравственных понятий у воспитанников начального звена

ь

1 SCIENCE TIME 1

Результаты позволяют говорить о том, что детям проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «счастье». Ответы были четкими и раскрывали истинный смысл этих понятий. Сложнее было объяснить значение слов «милосердие», «мудрость», «умеренность». Понимание этих понятий оказалось далеко от действительного.

Следующая методика «Незаконченные предложения», направленная на диагностику этики поведения младших школьников, предоставила возможность проанализировать высказывания детей по поводу конкретной ситуации нравственного выбора. [3]

Результаты представлены в диаграмме 2.

□ Положительные ответы

н Отрицательные ответы

Рис. 2 Диагностика этики поведения воспитанников младшего звена

Так, из 12 воспитанников положительные ответы дали 8 человек (67%). Следовательно, можно говорить о том, что эти дети соблюдают этические нормы поведения в общении со сверстниками. У остальных 4 человек (33%) навыки общения и взаимопонимание развиты в меньшей степени.

Для воспитанников среднего звена были выбраны следующие методики: «Диагностика нравственной самооценки» и «Диагностика отношения к жизненным ценностям». [3]

Первая методика предлагала ребятам ряд утверждений, с которыми они были вправе согласиться или не согласиться в большей или меньшей степени. Каждый ответ предусматривал определенное количество баллов, при подсчете которых стало возможным определить уровень нравственной самооценки школьников. Результаты представлены в диаграмме 3.

*

1 SCIENCE TIME 1

□ высокий уровень ■ средний уровень

□ ниже среднего

□ низкий уровень

Рис. 3 Диагностика нравственной самооценки воспитанников среднего звена

Диагностика показала, что из 18 человек 2 (11%) имеют высокий уровень нравственной самооценки, 7 (39%) - средний уровень, 6 (33%) - уровень ниже среднего, а 3 (17%) - низкий уровень. Однако следует иметь в виду, что некоторые ребята своими ответами вполне могли завысить или занизить самооценку.

Вторая методика в среднем звене была направлена на изучение отношения детей к жизненным ценностям. На доске были записаны 10 желаний, из которых нужно выбрать 5 наиболее для себя значимых. Исходя из количества положительных и отрицательных ответов (желаний), были обозначены различные уровни отношения к жизненным ценностям. Результаты представлены в диаграмме 4.

Рис. 4 Диагностика отношения к жизненным ценностям воспитанников среднего звена

Ответы позволили сделать вывод, что из 18 человек 2 (11%) обладают

1 SCIENCE TIME 1

высоким уровнем отношения к жизненным ценностям, 8 (44%) - средним уровнем, 5 (28%) - уровнем ниже среднего, 3 (17%) - низким уровнем.

Проведённые методики показали, что необходимо содействовать полноценному развитию личности, при этом учить детей взаимопониманию, сопереживанию, доброму отношению друг с другом.

В связи с этим духовно-нравственное направление деятельности в лагере базировалось на основе традиционных нравственных установок и моральных норм и содержало такие аспекты, как:

- воспитание гражданственности и патриотизма;

- воспитание нравственных чувств и этического сознания;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

- воспитание ценностного отношения к природе;

- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Формы организации совместной деятельности были различными: беседы, экскурсии, конкурсы, праздники, игры. При этом опорными моментами в работе были принципы индивидуально-личностного развития ребенка, социально-педагогического партнерства, а также принцип следования нравственному примеру, в соответствии с которым воспитатели должны выступать образцом нравственного поведения и ценностного отношения к действительности. [1, с.23]

В рамках формирования ценностного отношения к Родине, воспитания патриотизма и гражданственности, была проведена презентация с элементами беседы «Россия - Родина моя!», в ходе которой ребята познакомились с историей своей страны, вспомнили государственные символы, а также получили возможность осознать себя частью государства и гражданином России. После этого воспитатели организовали конкурс рисунков на асфальте «Родные просторы», где с помощью цветных мелков дети изобразили, какой они видят свою родину.

Мероприятие «Правнуки Победы» было посвящено важнейшему событию в истории России и приурочено к 70-летию Великой Победы. Воспитанники лагеря подготовили выступления с презентацией о своих прадедах - участниках Великой Отечественной войны, посетили ветерана Нефедьева И.С. и тружеников тыла. Память героев почтили возложением цветов к памятнику погибшим воинам. После этого день был продолжен экскурсией в музей поискового отряда «Искатель» (р. п. Выездное), где ребята не только узнали, как работает поисковый отряд, но и увидели документы и находки военного времени.

Мероприятие «Правнуки Победы» Экскурсия в музей «Искатель»

В целях формирования уважительного отношения к религии и семейным ценностям был устроен праздник «День семьи, любви и верности» (8 июля). В качестве гостя приглашена Галанина Т.Г - руководитель школьного детского объединения «Зернышки». Она подготовила для детей увлекательный рассказ о жизни святых Петра и Февронии, а также показала видеофильм с музыкальным оформлением на эту тему. Воспитанники узнали об истории праздника и с интересом задавали свои вопросы.

В лагере ребята не только отдыхали, но и трудились, получая первоначальные навыки коллективной работы: убирали территорию возле школы, поливали клумбы и ухаживали за цветами, облагораживали под руководством наставника пришкольный участок. С творчеством они подошли к оформлению территории и игровой комнаты лагеря, изготавливая поделки и атрибуты для украшения. Для соблюдения чистоты и порядка ежедневно проводилась операция «Нас здесь не было».

Работа на пришкольном участке Оформление пеньков возле школы

Активным было участие в различных спортивных играх и соревнованиях («Весёлые космостарты», шашечный турнир, волейбол, командные состязания,

игры на свежем воздухе), а каждое утро начиналось с зарядки. Лагерная смена установила тесное сотрудничество с сельским медицинским пунктом. Его работники проводили лекции и игровые занятия, направленные на формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни («Овощи, ягоды, фрукты - полезные продукты», «Неболей-ка», «Здоровый отряд»). Весь отряд прошел необходимый медицинский осмотр.

«Веселые космостарты»

Мероприятие «Здоровый отряд»

Для развития интереса к природе и воспитания бережного к ней отношения совершались прогулки с элементами беседы на определенные темы. Проведены такие занятия, как «По страницам Красной книги» (презентация), «Наши друзья - животные» (беседа), «Как прекрасен этот мир» (экологическая игра), «На лесных тропинках» (турнир).

В лагере действовали кружки, позволяющие ребенку реализовываться в творчестве («Чудеса своими руками», «Волшебный квиллинг»). А мероприятие «По дорогам сказок» способствовало раскрытию потенциала в театральном искусстве, поскольку в рамках инсценировок дети перевоплотились в известных сказочных персонажей. Уделялось время и чтению книг, после которого шло активное обсуждение поступков героев. Все эти мероприятия были направлены на формирование эстетических идеалов и чувства прекрасного.

Кружок «Чудеса своими руками» Мероприятие «По дорогам сказок»

1 SCIENCE TIME 1

На протяжении всего периода работы воспитатели давали детям представления о правилах поведения дома, на улице, в общественных местах, на природе. С проведением каждого мероприятия накапливался нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формировалось уважительное и доброжелательное отношение друг к другу.

Процесс духовно-нравственного воспитания, усвоения личностью ценностей и формирования ценностных ориентаций достаточно сложный и длительный, а значит результаты будут видны не сразу и только с учетом непрерывной и разносторонней работы в этом направлении. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что в детском оздоровительном лагере «Ромашка» была создана благоприятная среда, способствующая полноценному развитию личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Литература:

1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. — М.: Просвещении, 2009.

2. Кругликова Г.Г., Линкер Г.Р. Теория и методика организации летнего отдыха детей и подростков: Учебное пособие. - Нижневартовск: Изд-во Ниж- неварт. гуманит. ун-та, 2011.

3. Интернет-ресурс: Школьный психолог. - Режим доступа: http://psycholog-school.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.