Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ КАДРОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ КАДРОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
119
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / ДИСТАНЦИОННАЯ РАБОТА / СИТУАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лозовицкая Галина Петровна, Седова Валерия Владимировна

В статье рассматриваются основные аспекты кадрового делопроизводства в ОВД в режиме удаленной работы и пути их решения, кадровая политика и связь с укреплением служебной дисциплины. Также, в статье рассматривается актуальность развития ситуационных центров с целью объединения кадрового делопроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF REMOTE WORK OF PERSONNEL UNITS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article discusses the main aspects of personnel records management in the Department of internal Affairs in the remote work mode and ways to solve them, personnel policy and the relationship with the strengthening of service discipline. Also, the article discusses the relevance of the development of situational centers in order to combine personnel records management.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ КАДРОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

DOI 10.47643/1815-1329_2020_12_138

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ КАДРОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ЛОЗОВИЦКАЯ Галина Петровна,

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами

Академии управления МВД России.

E-mail: lozlina@mail.ru;

СЕДОВА Валерия Владимировна,

Магистр Академии управления МВД России.

E-mail: lera_sed@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются основные аспекты кадрового делопроизводства в ОВД в режиме удаленной работы и пути их решения, кадровая политика и связь с укреплением служебной дисциплины. Также, в статье рассматривается актуальность развития ситуационных центров с целью объединения кадрового делопроизводства.

Abstract: the article discusses the main aspects of personnel records management in the Department of internal Affairs in the remote work mode and ways to solve them, personnel policy and the relationship with the strengthening of service discipline. Also, the article discusses the relevance of the development of situational centers in order to combine personnel records management.

Ключевые слова: кадровая политика, дистанционная работа, ситуационные центры, Органы Внутренних Дел.

Keywords: personnel policy, remote work, situation center, Internal Affairs Bodies

На первый взгляд работа кадровых служб органов внутренних дел не видна, но функций у этого подразделения множество: учет кадров, присвоение званий, награждений и поощрений, выдвижения сотрудников на вышестоящие должности, назначение пенсий, вопросы социальной защиты сотрудников и членов их семей, ветеранов органа внутренних дел, а также семей сотрудников, погибших при исполнении своих служебных обязанностей - это далеко не полный перечень, который выполняет кадровый аппарат в системе МВД России. Работа ответственная, поскольку отбор, подготовка сотрудников, проведение воспитательной работы, повышение их профессионального уровня также лежат на плечах кадровой службы [1].

Так, если подбор и расстановка кадров служат элементами системы работы с кадрами, то элементами кадровой системы являются порядок отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел, нормативные акты, регулирующие этот процесс (правовой институт), и субъекты, его исполняющие (руководители органов и подразделений всех уровней, сотрудники кадрового аппарата).

Понятие «кадры органов внутренних дел» неоднозначно, как и неоднозначно общее понятие кадров управления. Оно трактуется как в узком, так и широком смыслах.

Так, в узком смысле к кадрам некоторые авторы относили лиц, занятых выработкой и организацией исполнения управленческих решений. Другие авторы еще более сузили понятие кадров, сводя их только к должностным лицам.

Однако с позиции науки управления понятие «кадры органов внутренних дел» должно рассматриваться более широко, охватывая следующие основные признаки:

1. Это лица, постоянно или временно выполняющие определенные трудовые функции в ОВД (их подразде-

лениях, учреждениях, на предприятиях).

2. Эти функции выполняются в качестве основной профессии или специалистами.

3. Осуществление этих функции происходит возмездно.

Интеграция данных признаков позволяет дать определение: к кадрам органов внутренних дел относятся лица, которые постоянно или временно в качестве основной профессии или специальности и на возмездной основе выполняют определенные трудовые функции в органах, учреждениях, предприятиях системы МВД России [5].

Реализация кадровой функции представляет собой сложную специфическую деятельность, имеющую свои цели, задачи, субъекты и объекты управления. Такая сложная деятельность требует соответствующей организации. Рассмотрим организацию дистанционной работы кадровых подразделений органов внутренних дел [2].

Огромное количество организаций на текущий момент перешли на дистанционную работу. Оценки очень разные: от 45% до 75%. Кто-то перевел единичных сотрудников в режим «домашнего офиса», кто-то смог отправить на дистанционную работу максимальное число работников. Для кого-то этот шаг стал долгожданным толчком для перехода на удаленную работу. Работа органов внутренних дел является специфичной и перевести сотрудников в удаленный режим работы достаточно трудно, особенно - кадровые подразделения.

Чтобы отправить сотрудника кадровой службы на удаленную работу с соблюдением трудового законодательства, нужно оформить несколько документов. Но для начала нужно определиться, кого именно будет переводить на удаленную работу, составить поименный список таких сотрудников и начать готовить всю необходимую документацию [4].

Для организации кадрового делопроизводства органов внутренних дел прежде всего сотрудник кадров должен быть обеспечен техникой, необходимым программным обеспечением и устойчивым интернет-соединением.

При переводе сотрудника по кадрам органов внутренних дел на дистанционную работу необходимо, чтобы была обеспечена безопасность персональных данных работников. Для этого необходимо будет внести соответствующие правки в локальные нормативные акты.

Защищенность информации - зона риска работы на удаленной работы, в особенности органов внутренних дел, поэтому данной теме следует уделить особое внимание [2].

При переводе сотрудников кадровой службы органов внутренних дел на дистанционную работу необходимо обеспечить безопасность данных. Соответствующие правки вносятся в локальные нормативные акты. Также, для минимизации рисков необходимо заранее проводить инструктаж сотрудников, установить на их компьютеры антивирусные программы и т.п. При организации работы с использованием удаленного доступа через электронные ключи-идентификаторы, правила работы с ними фиксируются на бумаге, с ними необходимо ознакомить всех сотрудников кадровой службы под подпись.

Оформление приема сотрудников органов внутренних дел на работу, переводов, отпусков, больничных может вестись удаленно путем обмена электронными документами [3].

Важно понимать, что не все сотрудники органов внутренних дел работают по контракту, есть категории работников, которые работают по трудовому договору, сотрудник кадровый службы органов внутренних дел не имеет право забирать трудовые книжки, оригиналы контрактов, а также печати домой. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 (ред. от 25.03.2013) «О трудовых книжках» (вместе с «Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей», бланки трудовой книжки и вкладыша в нее хранятся в организации как документы строгой отчетности и выдаются лицу, ответственному за ведение трудовых книжек, по его заявке. Организация должна обеспечивать надлежащие условия хранения книжек, но, к сожалению, в небольших организациях возможны грубые нарушения. Книжки могут находиться в столе или открытом шкафу в кабинете руководителя, ответственное за работу с трудовыми книжками лицо не определено и т.д.

Пункт 45 Правил прямо устанавливает ответственность работодателя за организацию работы по хране-

нию документа. Нарушение правил хранения влечёт административную ответственность по ст. 13.25 КоАП РФ, а при определённых обстоятельствах и уголовную (при неправомерном отказе выдать книжку работнику, при необеспечении сохранности, повлекшим утрату книжек и существенное нарушение прав и интересов работников и пр.).

Исходя из того, что необходимо вносить запись в трудовую книжку, оформить увольнение сотрудника, оформлять прием сотрудников, переводы, переоформлять контракт и ряд других необходимых мероприятий, связанных с кадровой службой, полноценно на постоянной основе переходить на дистанционную работу у кадровой службы органов внутренних дел нет возможности.

Возможен ряд вариантов решения данной задачи. Например, один из них: обеспечить сменный режим работы, организовать определённые дни, когда сотрудник отдела кадров будет находиться в подразделении. Если количество сотрудников составляет несколько человек (или десятков), обеспечить безопасность сотрудников и график составить так, чтобы сотрудники не пересекались на службе.

Существует определённые позиции Федеральной службы по труду и занятости по данному вопросу.

Позиция первая: текущая ситуация не отменяет общих требований к порядку трудоустройства, установленного трудовым кодексом.

Позиция вторая: в условиях пандемии оформлять трудовые отношения возможно путем обмена электронными образцами документов с последующим их оформлением в установленном порядке.

Таким образом, организация перевода сотрудников кадровой службы органов внутренних дел на удаленную работу достаточно трудоемкая. Для решения и упрощения данного вопроса, предлагается ввести в структуру кадровой службы органов внутренних дел систему «СБИС Управление персоналом». «СБИС Управление персоналом» - это сеть деловых коммуникаций и обмена электронными документами между компаниями, госорганами и обыкновенными людьми. Вести кадровый учет на дистанционной работе станет намного проще. Подбирать персонал, рассчитывать зарплату, вести кадровый учет, мотивировать через ключевые показатели эффективности и многие другие задачи. С данным сервисом также можно оформить прием на работу: не нужно вводить вручную данные паспорта или СНИЛС, необходимо лишь отсканировать документы, и система автоматически заполнит сведения в карточке. Сервис поможет оформить личную карточку сотрудника по форме Т-2. Личные карточки работников используются учреждениями и организациями с целью полного учета персонала. Закон обязывает руководителей позаботиться о создании такой

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 12(192)

карты для каждого сотрудника. Бланком для этих документов как раз и служит форма Т-2. Она утверждена и унифицирована постановлением №1 Госкомстата РФ и сохраняет изначальную структуру с января 2004 года. Если условия труда или оплаты работника поменялись, легко создать документ с новыми вводными. Оформить больничные, отпуска, командировки. В сервисе «автоматом» заполняется штатное расписание и формируются отчеты в военкомат.

Альтернативным методом могут служить ситуационные центры. Что же понимают под ситуационными центрами. Ситуационный центр - это помещение (зал, комната, кабинет), оснащенное средствами коммуникаций (ви-деоконференцсвязь, конференцсвязь и другими средствами интерактивного представления информации), предназначенное для оперативного принятия управленческих решений, контроля и мониторинга объектов различной природы, ситуаций и других функций.

На сегодняшний день ситуационные центры используются:

- федеральными органами государственной власти (президент, правительство, федеральные министерства, агентства и др.);

- региональными органами субъектов РФ и местного самоуправления (краевые и областные администрации, мэрии и др.);

- крупными промышленными предприятиями в отраслях энергетики, нефтегазовой, транспортной и др;

- образовательными учебными учреждениями и

др.

Надо отметить, что нормативными актами (в частности, «Стратегией национальной безопасности РФ до 2020 года») регламентируется создание системы распределенных ситуационных центров. Поэтому для органов государственного управления приоритетной задачей является создание и совершенствование системы взаимосвязанных ситуационных центров на всех уровнях власти, включая ОВД, а также интеграция в единую систему ведомственных и корпоративных ситуационных центров.

Важно постоянно иметь в виду, что основу ситуационных центров составляют не только технологии, но и люди. Для поддержки качественной работы ситуационных центров органов внутренних дел России необходим специально подготовленный кадровый состав, систему обучения которого в органах внутренних дел России предстоит наладить.

Передовые позиции в вопросе обучения кадрового состава ситуационных центров занимает Министерство обороны Российской Федерации.

В основу сопряжения ситуационных центров орга-

нов внутренних дел России с системой распределенных ситуационных центров (СРСЦ) положены следующие принципы:

- соответствия целям, задачам и структуре СРСЦ при сохранении самостоятельности в осуществлении возложенных на ситуационные центры органов внутренних дел России задач и функций;

- стандартизации и согласованности проектных и технических решений;

- матричного взаимодействия - одновременное использование иерархического и сетевого взаимодействия ситуационных центров.

В вопросах реализации внутриведомственных задач ситуационных центров органов внутренних дел России можно отметить такое составляющее, как создание и укрепление кадрового потенциала ситуационных центров органов внутренних дел России и центров оперативного управления территориальных органов МВД России, что на текущий момент является одним из приоритетных направлений.

Предъявляя требования к разработке ситуационных центров МВД России, необходимо предусмотреть следующие вопросы:

- интеграция информационно-аналитической системы в СРСЦ и взаимодействие с иными ситуационными центрами федеральных органов исполнительной власти и организаций на основе единого информационного пространства СРСЦ, в виду чего можно работать с различными регионами РФ, также сотрудник может находиться территориально в одном регионе, а деятельность ввести совсем в другом;

- технологическое решение на базе специального программного обеспечения, используемое в целях анализа ситуации в сфере противодействия преступности и охраны общественного порядка, учитывающее требования СРСЦ к единой системе рубрикаторов, классификаторов, справочников, реестров и регистров форматов хранения и обмена данными;

- обеспечение информационной безопасности.

В программно-техническом комплексе информационно-аналитической системы ситуационных центров МВД России должны быть сформированы подсистемы ввода, обработки, вывода и обеспечения безопасности информации. Для того что бы верно ориентироваться в современных технологиях и процессах, необходимо постоянно повышать свой образовательный уровень, проводить научно-исследовательские исследования [6].

С 1 января 2020 года в России вводится электронная трудовая книжка - новый формат хорошо знакомого всем работающим россиянам документа. Не смотря на ряд сложностей, электронная книжка может обеспечить посто

янный и удобный доступ работников к информации о своей трудовой деятельности, а работодателям открыть новые возможности кадрового учета. Переход к новому формату трудовой книжки добровольный и позволяет сохранить бумажную книжку столько, сколько это необходимо.

Библиография:

В виду данных нововведений создание и развитие ситуационных центров для процедуры обьединения кадрового делопроизводства становиться намного перспективней и доступней, равно как и организация дистанционной работы кадровых подразделений органов внутренних дел.

2015.

1. Трудовой кодекс РФ (ТК РФ 2015).

2. Статья 21 и 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

3. Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом / Под общей ред. В.П. Иванова. - М.: Известия,

4. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. Гришковец А.А. - Москва: Норма, 2013.

5. Кадровое обеспечение в органах внутренних дел. Г.П. Лозовицкая, Е.А. Сумина, Д.М. Аказеев / Под общей ред. д.ю.н. Г.П. Лозовиц-кой. - Москва, Академия управления МВД России, 2020.

6. Лозовицкая Г.П. Генезис формирования кадровой политики МВД России: научно-исследовательский аспект В сборнике: Российская полиция: три века служения Отечеству. Сборник статей Юбилейной международной научной конференции. В 2-х частях. Под редакцией В.Л. Кубышко. 2019. С. 116-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.