Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СТУДЕНТА'

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СТУДЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональный имидж / студент / ценностно-ориентационная деятельность / вуз физической культуры / professional image / student / value-oriented activity / university of physical culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутепова Ольга Евгеньевна

В статье обоснована актуальность проблемы организации деятельности вуза физической культуры для формирования профессионального имиджа студента, представлены ее смысловые, информационные и преобразующие возможности для достижения эффективности исследуемого процесса. Смысловые возможности позволяют организовать деятельность вуза физической культуры для освоения студентом ценностного содержания физической культуры в соответствии с его перспективной профессиональной целью и задачами на основе эмоционально насыщенного полисубъектного взаимодействия, обогащающего осознанный выбор способов и средств проектирования и реализации положительного профессионального бренда смысловым основанием. Информационные возможности вуза физической культуры способствуют расширению, интеграции и систематизации знаний студента о образе профессионального имиджносителя в отрасли физической культуры и спорта в соотнесении с собственными усилиями в контексте повышения уровня физического развития и подготовленности с учетом целесообразного объединения в себе внешних и внутренних характеристик представителя профессионального сообщества. Преобразующие возможности вуза физической культуры позволяют студенту обрести и наращивать опыт позитивной самопрезентации в профессии на основе активного участия в имиджеформирующих физкультурно-профессиональных практиках. Сделан вывод о наличии в вузах физической культуры соответствующих ресурсов (образно-имиджевого, организационно-содержательного, интерактивно-деятельностного).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article justifies the relevance of the problem of organizing the activities of the university of physical culture for the formation of the student's professional image, presents its semantic, informational and transformative opportunities for achieving the effectiveness of the studied process. Semantic opportunities make it possible to organize the activities of the university of physical culture for the student to master the value content of physical culture in accordance with his promising professional goal and tasks on the basis of emotionally rich polysubject interaction, enriching the conscious choice of methods and means of designing and implementing a positive professional brand with a semantic basis, he information capabilities of the university of physical culture contribute to the expansion, integration and systematization of the student's knowledge of the image of a professional imager in the field of physical culture and sports in conjunction with their own efforts in the context of increasing the level of physical development and preparedness, taking into account the expedient combination of external and internal characteristics of the representative of the professional community. The transformative opportunities of the university of physical culture allow the student to gain and increase the experience of positive self-presentation in the profession on the basis of active participation in imageforming physical culture and professional practices.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СТУДЕНТА»

4. Мерзлякова, С.И. Волшебный мир театра [Текст] / С.И. Мерзлякова. - Москва: 2002. - 59 с.

5. Печеркина, A.A. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика [Текст]: монография / A.A. Печеркина, Э.Э. Сыманюк, Е.Л. Умникова: Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.], 2011. - 233 с.

6. Трусова, Е.Л. Взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста: Авторефер. дис....канд. пед. наук/Е.Л. Трусова. - Москва, 1986. -24 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования БАКАЛАВРИАТ. Направление подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 1 октября 2015 г. №1087)

8. Федосова, А.Н. Развитие творческих способностей студентов в ходе практики по организации театрализованной деятельности / А.Н. Федосова // Среднее профессиональное образование. - 2008. - № 6,- С. 47.

Педагогика

УДК 378.2

старший преподаватель Кутепова Ольга Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск)

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СТУДЕНТА

Аннотация. В статье обоснована актуальность проблемы организации деятельности вуза физической культуры для формирования профессионального имиджа студента, представлены ее смысловые, информационные и преобразующие возможности для достижения эффективности исследуемого процесса. Смысловые возможности позволяют организовать деятельность вуза физической культуры для освоения студентом ценностного содержания физической культуры в соответствии с его перспективной профессиональной целью и задачами на основе эмоционально насыщенного полисубъектного взаимодействия, обогащающего осознанный выбор способов и средств проектирования и реализации положительного профессионального бренда смысловым основанием. Информационные возможности вуза физической культуры способствуют расширению, интеграции и систематизации знаний студента о образе профессионального имиджносителя в отрасли физической культуры и спорта в соотнесении с собственными усилиями в контексте повышения уровня физического развития и подготовленности с учетом целесообразного объединения в себе внешних и внутренних характеристик представителя профессионального сообщества. Преобразующие возможности вуза физической культуры позволяют студенту обрести и наращивать опыт позитивной самопрезентации в профессии на основе активного участия в имиджеформирующих физкультурно-профессиональных практиках. Сделан вывод о наличии в вузах физической культуры соответствующих ресурсов (образно-имиджевого, организационно-содержательного, интерактивно-деятельностного).

Ключевые слова: профессиональный имидж, студент, ценностно-ориентационная деятельность, вуз физической культуры.

Annotation. The article justifies the relevance of the problem of organizing the activities of the university of physical culture for the formation of the student's professional image, presents its semantic, informational and transformative opportunities for achieving the effectiveness of the studied process. Semantic opportunities make it possible to organize the activities of the university of physical culture for the student to master the value content of physical culture in accordance with his promising professional goal and tasks on the basis of emotionally rich polysubject interaction, enriching the conscious choice of methods and means of designing and implementing a positive professional brand with a semantic basis, he information capabilities of the university of physical culture contribute to the expansion, integration and systematization of the student's knowledge of the image of a professional imager in the field of physical culture and sports in conjunction with their own efforts in the context of increasing the level of physical development and preparedness, taking into account the expedient combination of external and internal characteristics of the representative of the professional community. The transformative opportunities of the university of physical culture allow the student to gain and increase the experience of positive self-presentation in the profession on the basis of active participation in image-forming physical culture and professional practices.

Key words: professional image, student, value-oriented activity, university of physical culture.

Введение. Организация деятельности вуза физической культуры в формировании профессионального имиджа студента вуза выступает актуальной проблемой для теории и методики профессионального образования с точки зрения социальной, отраслевой, научно-педагогической значимости.

В социальном плане вузы физической культуры призваны выполнять важную миссию по воспроизводству высокопрофессиональных кадров, способных транслировать ценности физической культуры для различных групп населения в целях оздоровления нации, обеспечения непрерывности и регулярности занятий физической культурой и спортом (в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры), профилактики возникновения асоциальных поведенческих паттернов у детей и молодежи (курение, употребления алкогольных напитков, наркотических веществ, допинга для достижения высоких спортивных результатов), формирования положительного имиджа Отечества в международном спортивном сообществе и позитивных стратегий личностного саморазвития в контексте профессиональной успешности и национальной безопасности государства.

Рядом нормативных документов [8; 11] ставится задача сохранения и укрепления здоровья населения в перспективе продолжительности жизни до 78 лет и ее качества на основе доведения до 70% людей, занимающихся физической культурой на регулярной основе.

Вместе с тем в содержании федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), реализуемых вузами физической культуры образ профессионала отрасли физической культуры и спорта не формализован. Освоение ценностей физической культуры предполагается с учетом формирования компетенции УК-7, реализация которой ориентирована на развитие личностных качеств студента, без учета профиля подготовки и социального заказа на образовательные услуги отраслевого значения. Отмечаем недостаточность имиджеформирующей составляющей в содержания высшего образования.

В отраслевом плане исследуемая проблема связана с обеспечением качества профессиональной подготовки студента вуза физической культуры, ориентированного на конструирование профессионального имиджа в целях собственного профессионального развития и достижения профессиональной успешности по получаемой специальности и профилю подготовки. Между тем лонгитюдные исследования (В.Р. Кузекевич, A.A. Русаков) [7] показывают дискурсивность

профессиональной мотивации студентов вуза, обучающихся по профилю физической культуры. С одной стороны, довольно большой процент обучающихся, мотивированных на занятия физической культурой (65%). С другой стороны, в процессе обучения в вузе наблюдается устойчивая тенденция к снижению мотивов стремления работать по профилю подготовки на фоне «отсутствия желания к саморазвитию и самообразованию - 18%» (O.A. Клестова, Т.Ю. Тихонова) [6]. Снижается численность молодых специалистов, что требует «оптимизации системы профессионального образования» [11].

В контексте осмысления научно-педагогического аспекта исследуемой проблемы на основе анализа имеющейся источниковой базы и собственного опыта ее решения отметим недостаточную направленность студента вуза физической культуры на овладение профессией (вследствие коммерцианализации отрасли и перспективы самореализации в спорте высших достижений или бизнес-структур физкультурно-спортивного направления), неосознанность студентом взаимосвязи между созданием профессионального имиджа и достижением учебно-профессиональной успешности, что определяет необходимость полноты реализации возможностей ценностно-ориентационной деятельности.

Изложение основного материала статьи. В процессе изучения специальной литературы установлено, что организации деятельности вуза физической культуры принадлежит не только к практическому, но и к духовному самовыражению человека в процессе освоения, производства и трансляции физических ценностей. Она связана с работой сознания по эмпирической оценке явлений окружающего мира и взаимодействия с ним и преобразованию ее в оценочные суждения (М.С. Каган) [5]. Ее реализация сообразна положительным значениям для субъекта (Ю.К. Плетников) [10], духовной продуктивности освоения человеческого опыта (С.Ф. Анисимов, Г.П. Выжлецов) [1; 3], его потребностям и идеалам в «оценке и переоценке ценностей» (И.И. Докучаев), в нашем случае физических [4].

Организация деятельности вуза физической культуры в педагогическом осмыслении, рассматривается через призму ценностного отношения субъекта образования к миру, к окружающим людям и к самому себе. В ее основе лежит целенаправленная работа педагогического коллектива (В.П. Бездухов, Т.В. Жирнова) [2] по приобщению обучающихся к традиционным (базовым) ценностям российского общества и профессионального сообщества с целью осмысления и открытия собственных значений социально востребованных физкультурно-сообразных поведенческих и коммуникативных способов самоосуществления. Важно то, что включение обучающихся в эту деятельность развивает у них способность к ее самостоятельной организации как свойства имидженосиля посредством оценки, сопоставления, формирования оценочных суждений в нравственных основаниях физической культуры, в том числе - профессиональной (И.М. Шадрина) [12].

Определены смысловые, информационные и преобразующие возможности вуза физической культуры для достижения эффективности формирования профессионального имиджа студента вуза.

Смысловые возможности характеризуются нами в обеспечении направленности образовательного процесса вуза физической культуры на освоение студентом ценностного содержания физической культуры в соответствии с его перспективной профессиональной целью и задачами на основе эмоционально насыщенного полисубъектного взаимодействия, обогащающего осознанный выбор способов и средств проектирования и реализации положительного профессионального бренда смысловым основанием (Л.Г. Пак [9]).

В части информационных возможностей отметим расширение, интеграцию и систематизацию знаний студента об образе профессионального имиджносителя в отрасли физической культуры и спорта, соотнесенного с собственными усилиями в контексте повышения уровня физического развития и подготовленности. Необходимо понимание студента о целесообразном объединении в себе внешних и внутренних характеристик представителя профессионального сообщества для обеспечения ситуативной учебно-профессиональной и перспективой профессиональной успешности.

Преобразующие возможности вуза физической культуры в формировании данного вида имиджа выделены в контексте обретения и наращивания студентом опыта самопрезентации в имиджеформирующих физкультурно-профессиональных практиках для эффективного самоуправления профессиональным развитием в динамично меняющихся требованиях к личностным и профессиональным качествам представителя профессии.

Обобщение передового педагогического опыта позволило выделить имеющиеся ресурсы вузов физической культуры для формирования профессионального имиджа студента вуза.

Образно-имиджевый ресурс (культурообразующее ядро вуза, имиджевые характеристики кадрового состава факультетов и кафедр, направленность на аксиологическую наполненность дисциплин, практик, внеаудиторной работы и имиджирование физической культуры) обеспечивает реализацию разнообразия средств выражения преподавателями и студентами индивидуальности и самовыражения в реализации физкультурной деятельности.

Организационно-содержательный ресурс вузов физической культуры (дисциплины и практики имиджеориентирующей направленности; реализация интерактивных технологий, вариативных форм и средств коммуникаций, в том числе с социальными партнерами и представителями работодателя; интеграция научной, воспитательной, общественной деятельности; учет профиля будущей профессии студента) способствует развитию имиджевых качеств студента и повышению его субъектности в презентируемых формах пропаганды физической культуры и спорта.

Интерактивно-деятельностный ресурс вузов физической культуры (комплексирование ценностей физической культуры, субъект-субъектное имиджевое взаимодействие, технологии развития базовых компонентов личностной физической культуры) обеспечивает широкий спектр направлений самопрезентации студентом коммуникативных стратегий в разнообразии средств самовыражения и самоуправления в физической культуре, что обеспечивает вариативность формирования профессионального имиджа студента.

Выводы. Анализ организации деятельности вузов физической культуры в формировании профессионального имиджа студента как актуальной проблемы для теории и методики профессионального образования позволило определить, что она обладает значимыми возможностями (смысловыми, информационными, преобразующими) и соответствующими ресурсами (образно-имиджевым, организационно-содержательным, интерактивно-деятельностным), что может быть плодотворно реализовано при моделировании исследуемого процесса для развития у студента совокупности знаний, умений, навыков, имиджевых качеств в контексте подготовленности к будущей профессиональной деятельности, профессионально-личностной успешности и саморазвития.

Литература:

1. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С.Ф. Анисимов. -М.: Мысль. - 1988. -253 с.

2. Бездухов, В.П. Нравственно ценностная сфера сознания студента: диагностика и формирование: монография / В.П. Бездухов, Т.В. Жирнова.-М.: МПСИ-2008,-202 с.

3. Выжлецов, Г.П. Аксиология культуры / Г.П. Выжлецов. - СПб.: Издательство Санкт Петербургского университета. - 1996. - 152 с.

4. Докучаев, И.И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры / И.И. Докучаев. -СПб.: Наука. -2009. - 595 с.

5. Каган, М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) / М.С. Каган. - М.: Политиздат. - 1974. - 328 с.

6. Клестова, O.A. Анализ трудоустройства выпускников университета в отрасли физической культуры и спорта / O.A. Клестова, Т.Ю. Тихонова // Международный исследовательский журнал. - 2021. - №7-4 (109). - С. 49-57

7. Кузекевич, В.Р. Изучение профессиональной направленности студентов профиля «физическая культура» на основе мотивов / В.Р. Кузекевич, A.A. Русаков // Педагогический ИМИДЖ. -2021. - № 1 (50). - С. 78-87

8. Национальный проект «Образование». - URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 14.06.2023)

9. Пак, Л.Г. Психолого-педагогические аспекты формирования личностно-профессионального имиджа студента / Л.Г. Пак, О.Н. Валеева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - С. 475-481

10. Плетников, Ю.К. Место категории деятельности в теоретической системе исторического материализма / Ю.К. Плетников // Деятельность: теории, методология, проблемы. - М.: Политиздат. - 1990. - С. 83-97

11. Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74866492/ (дата обращения: 14.06.2023)

12. Шадрина, ИМ. Об опыте ценностно-ориентационной деятельности учителя / И.М. Шадрина // Вестник ОГУ. -2014. - №11 (172). - С. 212-216

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Коняева Елена Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск); старший преподаватель Петровский Александр Михайлович

Дзержинский политехнический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного высшего образования «Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева» (г. Дзержинск)

АКМЕОЛОГИЧЕСКПЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Аннотация. В статье рассматривается влияние акмеологического подхода на формирование профессионализма педагога. Выделены специфические особенности науки «акмеология», предусматривающая комплексное развитие взрослого человека. Обозначены стратегические элементы акмеологического подхода, составляющие основополагающие параметры становления личности педагога ка профессионала. Обосновывается понятие «педагогический профессионализм» как профессионально-педагогическая творческо-личностная самореализация педагога. Разработаны психолого-педагогические условия формирования педагогического профессионализма, способствующие качественному полноценному развитию личности педагога. Обозначены акмеологичсекие факторы, обеспечивающие оптимизацию процесса формирования профессионализма педагога. Выделена организационная структура моделирования педагогического профессионализма, включающая в себя свойства и личностные особенности педагога. Акмеологическая закономерность формирования профессионализма педагога заключается в функциональной готовности педагога к саморазвитию и самореализации себя в профессии. Педагогическая акмеология подразумевает формирование профессионального мастерства не только педагога, но и достижение учебно-практических умений обучающихся. Развитие и повышение уровня педагогического профессионализма способствует совершенствованию творческой самоактуализации личности педагога.

Ключевые слова: акмеология, акмеологический подход, профессионализм педагога, профессиональная деятельность, профессиональное мастерство, профессиональные компетенции, профессиональное становление.

Annotation. The article discusses the influence of the acmeological approach on the formation of a teacher's professionalism. The specific features of the science "acmeology", which provides for the integrated development of an adult, are highlighted. The strategic elements of the acmeological approach are outlined, which are the fundamental parameters for the formation of the personality of a teacher as a professional. The concept of "pedagogical professionalism" is substantiated as a professional and pedagogical creative and personal self-realization of a teacher. Psychological and pedagogical conditions for the formation of pedagogical professionalism are developed, which contribute to the high-quality full development of the teacher's personality. The acmeological factors that ensure the optimization of the process of formation of the teacher's professionalism are indicated. The organizational structure of the modeling of pedagogical professionalism, which includes the properties and personal characteristics of the teacher, is singled out. The acmeological regularity of the formation of the teacher's professionalism lies in the functional readiness of the teacher for self-development and self-realization in the profession. Pedagogical acmeology implies the formation of professional skills not only of a teacher, but also the achievement of educational and practical skills of students. The development and improvement of the level of pedagogical professionalism contributes to the improvement of the creative self-actualization of the personality of the teacher.

Key words: acmeology, acmeological approach, professionalism of a teacher, professional activity, professional skills, professional competencies, professional development.

Введение. Современная система высшего образования реализуется через ряд методологических принципов и основательных подходов. Акмеологический подход в системе профессионального образования один из многочисленных и важных подходов, определяющий профессиональную мотивацию, профессиональное стимулирование педагога для осуществления профессиональной деятельности нестандартно и творчески.

Акмеологичсекий подход характеризуется переосмыслением существующих понятий о развитии зрелого человека-педагога, его совершенствовании и достижении вершин профессионального успеха и мастерства [3, 6]. Педагогический профессионализм в этом аспекте представляется нам как профессионально-педагогическая творческо-личностная самореализация педагога. Важность использования акмеологичсекого подхода при формировании педагогического профессионализма заключается в отличительных индивидуально-личностных характеристиках педагога: стиль общения и деятельности, саморегуляция, прогнозирование и проектирование личностных идеалов и смыслов.

Акмеологический подход не предполагает осознанных жестких рамок и ограничений для совершенствования профессионально-педагогической деятельности педагога, но обеспечивает необходимые условия для сопровождения профессионально-личностного развития педагога-профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.