Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русаков А. А., Кузекевич В. Р.

Статья раскрывает содержание и особенности профессиональноприкладной подготовки студентов педагогических специальностей в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения + в педагогическом институте Иркутского государственного университета на практических учебных занятиях по физическому воспитанию с учётом направления и профиля обучения. Целевые задачи исследования были направлены на структурирование и содержательное наполнение учебных занятий по физической культуре для раздела «Профессиональноприкладная физическая подготовка» с учетом двух аспектов: повышение уровня функциональной и физической подготовленности студентов и формирование профессиональных умений будущих учителей. На основе анализ научно-методической литературы и собственных изысканий было установлено, что профессионально-прикладная физическая подготовка по содержанию должна быть, по возможности, противоположна профессиональной деятельности и при этом находиться в прямой зависимости от характера её содержания. Было разработано специально подобранное методическое сопровождение процесса профессионально-прикладной физической подготовки и определены её базовые основы (здоровьесохранная организация школьного урочного и внеурочного обучения, использование личностно-значимых средств физической культуры, формирование практических умений реализации содержания физкультурно-оздоровительной работы и др.). Для оценки уровня сформированности умений и навыков организации будущей профессиональной деятельности в аспекте ее реализации средствами физической культуры и с учетом педагогической направленности нами была проведена комплексная оценка уровня профессиональных компетенций у студентов первого курса педагогического института Иркутского государственного университета в количестве 108 человек. Результаты, полученные от внедрения в содержание физкультурно-образовательного процесса педагогического вуза раздела «Профессионально-прикладная физическая подготовка», показали достоверно значимое повышение эффективности уровня профессиональных компетенций будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Русаков А. А., Кузекевич В. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PROFESSIONAL AND PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS AT PEDAGOGICAL HIGER EDUCATION INSTITUTIONS

The article reveals the content and features of professional-applied physical training of students of pedagogical specialties in accordance with the requirements of the Federal state educational standard of the third generation + in the pedagogical institute of Irkutsk State University in practical physical education classes taking into account the direction and profile of training. Target objectives of the study were aimed at structuring and content of physical education classes for the section “Professional Applied Physical Training” taking into account the following two aspects: increasing the level of functional and physical preparedness of students and the formation of professional skills of future teachers. On the basis of the analysis of scientific and methodical literature and own research it was established that professional-applied physical training in the content should be, if possible, the opposite of professional activity and thus be in direct dependence on the nature of its content. A specially selected methodological support of the process of professional applied physical training was developed and its basic foundations (health-protective organization of school lesson and extracurricular training, use of personally meaningful means of physical culture, formation of practical skills of implementing the content of physical culture and health work, etc.) were defined. In order to assess the level of formation of abilities and skills of future professional activity organization in the aspect of its implementation by means of physical culture and taking into account pedagogical orientation, a complex assessment of the level of professional competences of first-year students of the Pedagogical Institute of Irkutsk State University in the number of 108 people was carried out. The results obtained from the introduction of the section “Professional Applied Physical Training” into the content of physical education and educational process of pedagogical university showed a significant increase in the effectiveness of the level of professional competences of future teachers.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

УДК 378.637:796 DOI: 10.31862/2073-9613-2023-2-210-219

ББК 74.58:75

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

210

А.А. Русаков, В.Р. Кузекевич

Аннотация. Статья раскрывает содержание и особенности профессионально-прикладной подготовки студентов педагогических специальностей в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения + в педагогическом институте Иркутского государственного университета на практических учебных занятиях по физическому воспитанию с учётом направления и профиля обучения. Целевые задачи исследования были направлены на структурирование и содержательное наполнение учебных занятий по физической культуре для раздела «Профессионально-прикладная физическая подготовка» с учетом двух аспектов: повышение уровня функциональной и физической подготовленности студентов и формирование профессиональных умений будущих учителей. На основе анализ научно-методической литературы и собственных изысканий было установлено, что профессионально-прикладная физическая подготовка по содержанию должна быть, по возможности, противоположна профессиональной деятельности и при этом находиться в прямой зависимости от характера её содержания. Было разработано специально подобранное методическое сопровождение процесса профессионально-прикладной физической подготовки и определены её базовые основы (здоровьесохранная организация школьного урочного и внеурочного обучения, использование личностно-значимых средств физической культуры, формирование практических умений реализации содержания физкультурно-оздоровительной работы и др.). Для оценки уровня сформированности умений и навыков организации будущей профессиональной деятельности в аспекте ее реализации средствами физической культуры и с учетом педагогической направленности нами была проведена комплексная оценка уровня профессиональных компетенций у студентов первого курса педагогического института Иркутского государственного университета в количестве 108 человек. Результаты, полученные от внедрения в содержание физкультурно-образовательного процесса педагогического вуза раздела «Профессионально-прикладная физическая подготовка», показали достоверно значимое повышение эффективности уровня профессиональных компетенций будущих учителей.

Ключевые слова: педагогическое образование, профессионально-прикладная физическая подготовка, физическое воспитание студентов.

Для цитирования: Русаков А.А., Кузекевич В.Р. Особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов в условиях педагогического вуза // Преподаватель XXI век. 2023. № 2. Часть 1. С. 210-219. DOI: 10.31862/2073-9613-2023-2-210-219

© Русаков А.А., Кузекевич В.Р., 2023

l/j^i 0 I Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

PECULIARITIES OF PROFESSIONAL AND PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS AT PEDAGOGICAL HIGER EDUCATION INSTITUTIONS

I A.A. Rusakov, V.R. Kuzekevich

Abstract. The article reveals the content and features of professional-applied physical training of students of pedagogical specialties in accordance with the requirements of the Federal state educational standard of the third generation + in the pedagogical institute of Irkutsk State University in practical physical education classes taking into account the direction and profile of training. Target objectives of the study were aimed at structuring and content of physical education classes for the section "Professional Applied Physical Training" taking into account the following two aspects: increasing the level of functional and physical preparedness of students and the formation of professional skills of future teachers. On the basis of the analysis of scientific and methodical literature and own research it was established that professional-applied physical training in the content should be, if possible, the opposite of professional activity and thus be in direct dependence on the nature of its content. A specially selected methodological support of the process of professional applied physical training was developed and its basic foundations (health-protective organization of school lesson and extracurricular training, use of personally meaningful means of physical culture, formation of practical skills of implementing the content of physical culture and health work, etc.) were defined. In order to assess the level of formation of abilities and skills of future professional activity organization in the aspect of its implementation by means of physical culture and taking into account pedagogical orientation, a complex assessment of the level of professional competences of first-year students of the Pedagogical Institute of Irkutsk State University in the number of 108 people was carried out. The results obtained from the introduction of the section "Professional Applied Physical Training" into the content of physical education and educational process of pedagogical university showed a significant increase in the effectiveness of the level of professional competences of future teachers.

Keywords: pedagogical education, professional and physical training, physical education of students.

Cite as: Rusakov A.A., Kuzekevich V.R. Peculiarities of Professional and Physical Training of Students at Pedagogical Higer Education Institutions. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2023, No. 2, part 1, pp. 210-219. DOI: 10.31862/2073-9613-2023-2-210-219

Введение. Современная система образования в высших образовательных учреждениях характеризуется непрерывными и постоянными изменениями, которые нашли своё отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения + [1-3]. Так, современный процесс физического воспитания направлен на реализацию компетенции УК-7: «Способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения

полноценной социальной и профессиональной деятельности». Физическая подготовленность в данном контексте выступает как важнейшее условие полноценной социальной адаптации, залог успешности профессиональной деятельности [4; 5].

Считаем, что в настоящее время содержание занятий во многих ВУЗах в недостаточной мере учитывает и, что более важно, практически не раскрывает и не реализует профессиональную направленность процесса физического воспитания,

которая, по нашему мнению, должна напрямую соотноситься с содержанием будущей профессии. Говоря иначе, физическое воспитание должно содействовать формированию такого уровня здоровья, который будет обеспечивать полноценное выполнение будущим педагогом всех жизненных функций и форм деятельности в тех или иных конкретных условиях [6-8].

Методика и организация исследования. Направление «Педагогическое образование», реализуемое в педагогическом институте Иркутского государственного университета, ориентировано на подготовку педагогов для системы образования всех уровней и, безусловно, имеет свои специфические особенности реализации процесса физического воспитания.

В результате проведённого анализа будущей профессиональной деятельности нами было установлено, что педагогу, прежде всего, необходимы хорошо развитая общая выносливость, значительный функциональный резерв сердечно-сосудистой и дыхательной систем, поэтому совершенно логично, что прикладными видами средств физкультурно-спортив-212 ной деятельности (далее ФСД) могут и должны быть циклические виды (бег, ходьба, плавание, лыжная подготовка, различные виды туризма и т. д.), которые мы и рекомендовали, в частности, для самостоятельных занятий [9; 10].

Целью нашего исследования было содержательное наполнение раздела «Профессионально-прикладная физическая подготовка» на основе анализа будущей профессиональной деятельности учителя для повышения её эффективности.

Решая задачи организации профессионально-прикладной физической подготовки в педагогическом ВУЗе, мы опирались, с одной стороны, на методологию аксиологического и здоровьесберегающе-го подхода (здоровье обучающихся как

ценность), отраженных в фундаментальных исследованиях М.М. Безруких, В.Р. Кучмы, Н.К. Смирнова, В.Д. Соньки-на и др., с другой — на необходимость формирования у будущих учителей профессиональных умений средствами физической культуры, взяв за основу компе-тентностный и системно-деятельностный подходы, которые рассматриваются в педагогических исследованиях в трудах Б.С. Гершунского, Т.А. Ильиной, Э.Ф. Зее-ра, Г.И. Ибрагимова и др.

В основе выбора средств физкультур-но-спортивной деятельности мы руководствовались положением о том, что профессионально-прикладная физическая подготовка педагога (далее ППФПП) по содержанию должна быть противоположна профессиональной деятельности и при этом находиться в прямой зависимости от характера её содержания, иметь «зеркальный» характер. Например, высокая эмоциональная и умственная напряженность педагогического труда компенсируется тем, что в процессе ФСД в основе должна быть эмоциональная и физическая релаксация. Чем больше физическая напряжённость в профессиональном процессе, тем меньше она должна быть в период активного отдыха, и, напротив, чем меньше в двигательную деятельность включались крупные мышечные группы, тем больше они должны быть задействованы в ППФПП [11; 12].

Раздел «Профессионально-прикладная физическая подготовка» в педагогическом институте Иркутского государственного университета содержал два основополагающих направления.

1. Развитие кондиционных качеств.

Молодому педагогу необходимо уметь сохранять свое репродуктивное здоровье (поскольку большинство молодых педагогов — это, как правило, девушки), формировать телесную и двигательную

привлекательность, корректировать недостатки телосложения, используя средства физической культуры, поддерживать высокую умственную и физическую работоспособность.

С этой целью на практических занятиях мы обучали девушек комплексам «женской» партерной гимнастики, учили самостоятельно отбирать содержание физкультурных занятий с учетом индивидуальных особенностей и предпочтений, знакомили с основами различных видов современных фитнес-технологий и т. д.

Чрезвычайно важно научить студента придавать ФСД личностную значимость, умело показывая те плюсы, которые могут при соответствующем отношении дать занятия физической культурой (позитивное отношение к самому педагогу со стороны обучающихся; формирование надприродной телесности; профилактика гинекологических заболеваний средствами физической культуры; самоподготовка женщины к родам и успешное восстановление после них; повышение адаптационного потенциала, формирование общей двигательной культуры и др.).

Наряду с повышением общего уровня физической подготовленности необходимо обеспечивать понимание того, что повышение работоспособности обучающихся, реализация двигательной потребности через участие в различных видах физкультурно-спортивной деятельности и регулярных занятиях физическими упражнениями позволит повысить продуктивность и качество учебной деятельности.

2. Повышение уровня профессиональных педагогических компетентно -стей.

Мы стремились к тому, чтобы студенты не только регулярно использовали средства физической культуры при самостоятельных занятиях, но и умели

активно применять их в организации своего педагогического труда, выступая при этом умелыми организаторами ФСД обучающихся. Необходимо вложить в мировоззрение студентов (будущих педагогов) мысль о том, что главной задачей системы образования является не столько формирование универсальных учебных действий, сколько сохранение и преумножение здоровья, которое зависит и от активного участия в решении этой проблемы всего педагогического коллектива [13; 14].

В течение всего периода обучения мы ориентировались не только на «сиюминутное» совершенствование отдельных функций и систем организма и развитие двигательных качеств студентов, но и осуществляли ППФПП с ориентацией на значительно более отдаленный эффект, обеспечивающий будущую качественную работу педагога.

Отбор отдельных физических прикладных упражнений или видов ФСД для решения задач ППФПП осуществлялся на основе соответствия их психофизиологических характеристик и особенностей с психофизическими и специальными качествами, предъявляемыми конкретной педагогической профессией.

Для формирования практического опыта педагогической деятельности в аспекте здоровьесохранной организации образовательного процесса мы в процессе занятий предлагали студентам самостоятельное проведение малых форм физической культуры (подвижные игры на переменах, до и после уроков, физкультпаузы, физкультминутки, походы выходного дня, пешие экскурсии и т. п.) и внеклассной физкультурно-оздоровительной работы, моделируя их деятельность в качестве учителя и классного руководителя с обучающимися различных возрастных групп.

Считаем, что это именно тот «инструмент», которым должен владеть любой

учитель образовательной школы. В качестве методического обеспечения ППФПП нами разработаны и опубликованы ряд учебно-методических пособий, включающих несколько сот подвижных игр и эстафет, предназначенных для различного возрастного контингента обучающихся [15].

Педагоги, помимо узкопредметной деятельности, в летнее время работают на пришкольных площадках или в оздоровительных лагерях. Специальная подготовка к данному виду профессиональной деятельности обязательно должна включать формирование умений и навыков организации массовой физкультурно-оздоровительной работы с обязательным учетом требований по обеспечению техники безопасности [там же].

Хотелось бы остановиться и ещё на одном очень важном аспекте реализации ППФПП с учетом не только направленности (педагогическое образование), но профиля подготовки, который во многом определяет содержание как профессиональной, так и прикладной физкультур-но-спортивной деятельности.

Так, обучающиеся профиля «Дошколь-214 ное образование» изучали основы методики по проведению подвижных игр именно для дошкольников; основную форму обучения составлял такой прием, как проведение подвижной игры самим студентом в группе обучающихся с ним.

Студентам профиля «Начальное обучение» предлагались подвижные игры, позволяющие решать определенные педагогические задачи:

• закрепление учебного материала по отдельным предметам, изучаемого на уроках в начальной школе: «Математика» — игры со счетом; «Окружающий мир» — игры, связанные с темами «Дикие и домашние животные», «Животные и человек», «Времена года», «Растения и их семена» и т. д., а также игры,

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

связанные правилами безопасного поведения на дороге, в быту, на воде и др.;

• комплексное развитие кондиционных и координационных физических способностей.

Студенты профиля «Психология личности» обучались отдельной группе игр, которые носили универсальный характер, при этом их содержание модифицировалось именно подвижными играми, направленными на развитие психической сферы личности: внимания, воображения, памяти, мышления и т. п.

Таким образом, в содержании подвижных игр для каждого профиля мы старались учитывать как характер будущей профессиональной деятельности, так и способы взаимодействия с обучающимися.

Независимо от профиля важным было и формирование практических умений проведения коротких физкультурных праздников с использованием самых простых и безопасных игр и эстафет.

Результаты исследования и их обсуждение. Для оценки уровня сформиро-ванности умений и навыков организации будущей профессиональной деятельности в аспекте ее реализации средствами физической культуры и с учетом педагогической направленности нами была проведена комплексная оценка уровня профессиональных компетенций студентов первого курса педагогического института Иркутского государственного университета в количестве 108 человек после внедрения и практической реализации содержания модуля ППФПП в программе дисциплины «Элективные дисциплины (модули) по физической культуре и спорту», куда вошли такие содержательные аспекты, как [12, с. 80-84]:

• знание основного содержания, форм, средств и методов ППФПП с учетом специфики выбранного направления и профиля;

2/2023

• знание содержания достаточного количества подвижных игр и эстафет и методики их проведения с учетом преподаваемого предмета и возрастных особенностей обучающихся;

• использование основ гимнастической терминологии, строевых команд, способов подбора комплексов физических упражнений и подвижных игр для детей разного дошкольного и школьного возраста (в зависимости от будущей педагогической деятельности);

• выявление причин и способов профилактики будущих профессиональных заболеваний средствами физической культуры;

• умение реализовывать (проводить) малые формы физкультурно-оздоровительных занятий в контексте преподаваемых предметов;

• системное использование оздоровительных сил природы и гигиенических факторов для осуществления самостоятельной двигательной рекреации;

• осуществление самоконтроля при занятиях ФСД;

• проведение самоанализа уровня физической подготовленности и развития физических качеств;

• оценивание уровня сформированно-сти жизненно важных двигательных умений и навыков.

Каждое из требований оценивалось по 4-бальной шкале.

Контрольную группу составили студенты второго курса в количестве 79 человек, не проходившие подготовку по разработанной программе ППФПП на первом курсе обучения.

Результаты сравнения деятельности студентов контрольной и экспериментальной групп показал, что значение критерия X2 комплексной оценки сформированности знаний и умений в аспекте профессионально-прикладной физической подготов-

ки педагога составило 3,497. Критическое значение х2 при уровне значимости р = 0,05 составляет 3,24. Связь между факторным и результативным признаками статистически значима при уровне значимости р < 0,05. Уровень значимости р = 0,034.

Заключение. Важно отметить, что профессиональную направленность физического воспитания будущих педагогов не следует понимать буквально или одно-планово. Это комплексный и имеющий несколько отдельных самостоятельных направлений раздел программы, требующий вдумчивого и творческого подхода к выбору форм, средств и методов её практической реализации. Мы рассматриваем профессионально-прикладную физическую подготовку педагога как специально организованный, целенаправленный процесс, который выстраивается в соответствии с содержанием предстоящей профессиональной деятельности, включающий в себя поиск, отбор и избирательное использование средств физической культуры и спорта для оптимизации и повышения продуктивности профессиональной деятельности. Сюда также входят и организация, и проведение физ- 215 культурно-оздоровительной работы, и совместная деятельность с коллегами по работе или родителями.

Было установлено, что повышение эффективности реализации раздела ППФПП, являющееся целью нашего исследования, использование специально подобранного методического сопровождения процесса профессионально-прикладной физической подготовки должно базироваться на следующих компонентах, выступающих основой нашей инновационной деятельности:

• использование личностно-значимых средств физической культуры, позволяющих повысить уровень физического и функционального развития;

• обучение базовым методикам реализации образовательного процесса в аспекте здоровьесохранной организации школьного урочного и внеурочного обучения (подвижные игры на переменах, до и после уроков, физкультпаузы, физкультминутки, походы выходного дня, пешие экскурсии и т. п.);

• формирование практических умений реализации содержания физкультурно-оздоровительной работы на пришкольных площадках и в оздоровительных лагерях в каникулярное время, что позволяет существенно повысить уровень профессиональной компетентности.

Важным фактором, определяющим успешность реализации содержания ППФПП, выступает формирование ценностного отношения к физической культуре путём использования разнообразных и разноплановых методических приёмов, таких как:

• придание физкультурно-спортивной деятельности личностной значимости;

• мотивационная поддержка (создание ситуации успеха, демонстрация индивидуальных достижений);

• развитие и поощрение инициативы и профессиональной самостоятельности, нестандартность, эмоциональность и разнообразие при проведении занятий;

• формирование достаточно высокого уровня творчества и профессионализма будущего учителя средствами физической культуры.

В зачетные требования дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» обязательно должны включаться и требования по разделу ППФПП, отражающие специфику будущей профессиональной деятельности.

216

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алферова, И.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка в системе физического воспитания в вузе // Физическая культура, спорт и здоровье. 2017. № 30. С. 8-10.

2. Викторов, Д.В., Никитина, Е.Ю., Богачев, А.Н. Актуализация профессионально-прикладной физической подготовки студентов // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 4 (157). С. 64-81.

3. Иванова, Л.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка в системе физического воспитания вузов // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2021. № 1-1. С. 123-127.

4. Ковшура, Е.О. Физкультурно-оздоровительные технологии и их место в профессионально-прикладной физической подготовке студентов вузов // Культура физическая и здоровье. 2021. № 4 (80). С. 61-63.

5. Логвинов, М.В. Особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов, обучающихся по педагогическим направлениям // Наукосфера. 2022. № 1-1. С. 79-82.

6. Величко, А.И., Татаринцева, О.А. Структура и методические основы профессионально-прикладной физической подготовки // Наука-2020. 2019. № 9 (34). С. 37-39.

7. Кузекевич, В.Р., Русаков, А.А. Изучение профессиональной направленности студентов профиля «Физическая культура» на основе мотивов // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 1 (50). С. 78-87.

8. Пономарев, В.В., Христолюбова, А.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов в вузе в фокусе публикаций журнала «Теория и практика физической культуры» // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2018. № 5. С. 9-11.

9. Коданева, Л.Н., Кетлерова, Е.С. Динамический контроль нагрузки в процессе занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы // Человек. Спорт. Медицина. 2020. Т. 20. № 2. С. 125-131.

10. Эпп, Т.И., Сафронова, Е.А. Развитие готовности будущих специалистов на современном рынке труда средствами профессионально-прикладной физической подготовки // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 12 (202). С. 436-438.

11. Дианов, А.Н., Аверина, Л.Ю., Банникова, Н.А. Оптимизация фонда оценочных средств по общей и профессионально-прикладной физической подготовке студентов вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2019. № 6. С. 74-76.

12. Жалбэ, М.Г., Пащенко, А.Ю., Волков, Л.А. Эффективность реализации модульной технологии профессионально-прикладной физической подготовки студентов экологов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 5 (183). С. 163-169.

13. Гладких, Д.Г., Архипова, О.А., Джавахов, А.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов высших учебных заведений // Теория и практика современной науки.

2021. № 4 (70). С. 77-80.

14. Кузнецова, Е.Д. Роль оздоровительного бега в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов / Е.Д. Кузнецова, М.Ю. Скворцова, С.В. Масляницин, Д.А. Соколов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт.

2022. № 6. С. 26-32.

15. Кузекевич, В.Р., Русаков, А.А. Практикум по дисциплине «Теория и методика преподавания командно-игровых видов спорта и подвижных игр» (игры для развития воображения, памяти, наблюдательности, находчивости): учебно-методическое пособие. Иркутск: Репроцентр А 1, 2017. 157 с.

REFERENCES

1. Alferova, I.A. Professionalno-prikladnaya fizicheskaya podgotovka v sisteme fizicheskogo vospitaniya v vuze [Professionally Applied Physical Training in the System of Physical Education ^yj at the University], Fizicheskaya kultura, sport i zdorove = Physical Culture, Sport and Health, 2017, No. 30, pp. 8-10. (in Russ.)

2. Viktorov, D.V., Nikitina, E.Yu., Bogachev, A.N. Aktualizaciya professionalno-prikladnoj fizicheskoj podgotovki studentov [Actualization of Professionally Applied Physical Training of Students], Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University, 2020, No. 4 (157), pp. 64-81. (in Russ.)

3. Ivanova, L.A. Professionalno-prikladnaya fizicheskaya podgotovka v sisteme fizicheskogo vospitaniya vuzov [Professionally Applied Physical Training in the System of Physical Education of Universities], Nauka XXI veka: aktualnye napravleniya razvitiya = Science of the XXI Century: Current Directions of Development, 2021, No. 1-1, pp. 123-127. (in Russ.)

4. Kovshura, E.O. Fizkulturno-ozdorovitelnye tekhnologii i ih mesto v professionalno-prikladnoj fizicheskoj podgotovke studentov vuzov [Physical Culture and Wellness Technologies and Their Place in Professionally Applied Physical Training of University Students], Kultura fizicheskaya i zdorove = Physical Culture and Health, 2021, No. 4 (80), pp. 61-63. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Logvinov, M.V. Osobennosti professionalno-prikladnoj fizicheskoj podgotovki studentov, obuchayushchihsya po pedagogicheskim napravleniyam [Features of Professionally Applied

218

Physical Training of Students Studying in Pedagogical Areas], Naukosfera = The Sciencosphere, 2022, No. 1-1, pp. 79-82. (in Russ.)

6. Velichko, A.I., Tatarinceva, O.A. Struktura i metodicheskie osnovy professionalno-prikladnoj fizicheskoj podgotovki [Structure and Methodological Foundations of Professionally Applied Physical Training], Nauka-2020 = Science-2020, 2019, No. 9 (34), pp. 37-39. (in Russ.)

7. Kuzekevich, V.R., Rusakov, A.A. Izuchenie professionalnoj napravlennosti studentov profilya "Fizicheskaya kultura" na osnove motivov [The Study of the Professional Orientation of Students of the Profile "Physical Culture" on the Basis of Motives], Pedagogicheskij IMIDZH = Pedagogical IMAGE, 2021, vol. 15, No. 1 (50), pp. 78-87. (in Russ.)

8. Ponomarev, V.V., Hristolyubova, A.A. Professionalno-prikladnaya fizicheskaya podgotovka studentov v vuze v fokuse publikacij zhurnala "Teoriya i praktika fizicheskoj kultury" [Professionally Applied Physical Training of Students at the University in the Focus of Publications of the Journal "Theory and Practice of Physical Culture"], Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka = Physical Culture: Upbringing, Education, Training, 2018, No. 5, pp. 9-11. (in Russ.)

9. Kodaneva, L.N., Ketlerova, E.S. Dinamicheskij kontrol nagruzki v processe zanyatij fizicheskoj kulturoj so studentami specialnoj medicinskoj gruppy [Dynamic Load Control in the Process of Physical Culture Classes with Students of a Special Medical Group], Chelovek. Sport. Medicina = Man. Sport. Medicine, 2020, vol. 20, No. 2, pp. 125-131. (in Russ.)

10. Epp, T.I., Safronova, E.A. Razvitie gotovnosti budushchih specialistov na sovremennom rynke truda sredstvami professionalno-prikladnoj fizicheskoj podgotovki [Development of Readiness of Future Specialists in the Modern Labor Market by Means of Professionally Applied Physical Training], Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta = Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University, 2021, No. 12 (202), pp. 436-438. (in Russ.)

11. Dianov, A.N., Averina, L.Yu., Bannikova, N.A. Optimizaciya fonda ocenochnyh sredstv po obshchej i professionalno-prikladnoj fizicheskoj podgotovke studentov vuza [Optimization of the Fund of Evaluation Funds for General and Professionally Applied Physical Training of University Students], Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka = Physical Culture: Upbringing, Education, Training, 2019, No. 6, pp. 74-76. (in Russ.)

12. Zhalbe, M.G., Pashchenko, A.Yu., Volkov, L.A. Effektivnost realizacii modulnoj tekhnologii professionalno-prikladnoj fizicheskoj podgotovki studentov ekologov [The Effectiveness of the Implementation of Modular Technology of Professionally Applied Physical Training of Ecologists Students], Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta = Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University, 2020, No. 5 (183), pp. 163-169. (in Russ.)

13. Gladkih, D.G., Arhipova, O.A., Dzhavahov, A.V. Professionalno-prikladnaya fizicheskaya podgotovka studentov vysshih uchebnyh zavedenij [Professionally Applied Physical Training of Students of Higher Educational Institutions], Teoriya i praktika sovremennoj nauki = Theory and Practice of Modern Science, 2021, No. 4 (70), pp. 77-80. (in Russ.)

14. Kuznecova, E.D., Skvorcova, M.Yu., Maslyanicin, S.V., Sokolov D.A. Rol ozdorovitelnogo bega v processe professionalno-prikladnoj fizicheskoj podgotovki studentov [The Role of Recreational Running in the Process of Professionally Applied Physical Training of Students], Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kultura. Sport = Izvestiya Tula State University. Physical Culture. Sport, 2022, No. 6, pp. 26-32. (in Russ.)

15. Kuzekevich, V.R., Rusakov, A.A. Praktikum po discipline "Teoriya i metodika prepodavaniya komandno-igrovyh vidov sporta i podvizhnyh igr" (igry dlya razvitiya voobrazheniya, pamyati,

nablyudatelnosti, nahodchivosti) [Workshop on the Discipline «Theory and Methodology of Teaching Team-Playing Sports and Outdoor Games» (Games for the Development of Imagination, Memory, Observation, Resourcefulness): Educational and Methodical Manual]. Irkutsk, Reprocentr A 1, 2017, 157 p. (in Russ.)

Русаков Александр Альбертович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физкультур-но-спортивных и медико-биологических дисциплин, Иркутский государственный университет, irkrusakov@yansex.ru

Alexander A. Rusakov, PhD in Education, Associate Professor, Physical Culture, Sports and Biomedical Disciplines Department, Irkutsk State University, irkrusakov@yansex.ru

Кузекевич Владимир Робертович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физкультур-но-спортивных и медико-биологических дисциплин, Иркутский государственный университет, vkuzekevich@mail.ru

Vladimir R. Kuzekevich, PhD in Education, Associate Professor, Physical Culture, Sports and Biomedical Disciplines Department, Irkutsk State University, vkuzekevich@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.02.2023. Принята к публикации 17.03.2023 The paper was submitted 17.02.2023. Accepted for publication 17.03.2023

219

2 / 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.