Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» НА ОСНОВЕ МОТИВОВ'

ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» НА ОСНОВЕ МОТИВОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОТИВЫ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузекевич Владимир Робертович, Русаков Александр Альбертович

Введение. Данная статья посвящена изучению вопроса профессиональной направленности студентов профиля «Физическаякультура» через анализ личностных мотивов, мотивов будущей профессиональной, учебной, физкультурно-спортивной деятельности. Материалы и методы. Нами было проведено лонгитюдное исследование, направленное на изучение профессиональной направленности студентов, которое проводилось в течение десяти лет в период с 2008 по 2019 гг. Анализ профессиональной мотивации включал в себя мотивы, разделённые нами на три группы: мотивы будущей профессиональной и учебной деятельности; мотивы физкультурно-спортивной деятельности; личностные мотивы. Обсуждение и результаты. На основе анализа мотивационного комплекса можно отметить следующее: часто студенты выбирают мотивы, содержание которых в некотором роде противоречит друг другу, что говорит о несформированности мотивационного комплекса и отсутствии у студентов чётких целей и ориентиров; профессиональная направленность процесса обучения зачастую не осознаётся студентами как процесс подготовки к профессиональной деятельности и, как следствие, появляются студенты, которые не планируют свою будущую работу по профилю; в то же время многие студенты осознают и понимают новые возможности для профессиональной самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузекевич Владимир Робертович, Русаков Александр Альбертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ORIENTATION OF PHYSICAL EDUCATION STUDENTS BASED ON MOTIVES

Introduction. This paper addresses a study into the professional orientation of physical education students through the analysis of their personal motives, and the motives of future professional, educational, recreational, and sports activities. Materials and methods: We conducted a longitudinal study aimed at studying the professional orientation of students from 2008 to 2019. The analysis of professional motivation included the motives divided into three groups: the motives of future professional and educational activities; the motives of recreational and sports activities; and the personal motives.Discussion and results. The analysis of the motivational complex indicates the following: students often choose motives, which in some way contradict one another. This suggests that the motivational complex of the students is unshaped and they do not have clear goals and guidelines; the professional focus of the learning process is often not realized by students as a process of preparing for professional activity, and as a result, some students do not plan their future work in the field they study. At the same time, many students are aware of and understand new opportunities for professional self-actualization.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» НА ОСНОВЕ МОТИВОВ»

УДК 378.14

Изучение профессиональной направленности студентов профиля «Физическая культура» на основе мотивов

В. Р. Кузекевич, А. А. Русаков

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация. Введение. Данная статья посвящена изучению вопроса профессиональной направленности студентов профиля «Физическая культура» через анализ личностных мотивов, мотивов будущей профессиональной, учебной, физкультурно-спортивной деятельности.

Материалы и методы. Нами было проведено лонгитюдное исследование, направленное на изучение профессиональной направленности студентов, которое проводилось в течение десяти лет в период с 2008 по 2019 гг. Анализ профессиональной мотивации включал в себя мотивы, разделённые нами на три группы: мотивы будущей профессиональной и учебной деятельности; мотивы физкультурно-спортивной деятельности; личностные мотивы.

Обсуждение и результаты. На основе анализа мотивационно-го комплекса можно отметить следующее: часто студенты выбирают мотивы, содержание которых в некотором роде противоречит друг другу, что говорит о несформированности мотивационного комплекса и отсутствии у студентов чётких целей и ориентиров; профессиональная направленность процесса обучения зачастую не осознаётся студентами как процесс подготовки к профессиональной деятельности и, как следствие, появляются студенты, которые не планируют свою будущую работу по профилю; в то же время многие студенты осознают и понимают новые возможности для профессиональной самореализации.

Ключевые

слова: мотивы, студенты, физическая культура, учебная деятель-

ность, профессиональная подготовка.

Для

ЦитирОвания: Кузекевич В. Р., Русаков А. А. Изучение профессиональной направленности студентов профиля «Физическая культура» на основе мотивов // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 15. № 1 (50). С. 78-87.

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-1-78-87

Дата поступления Введение

статьи в редакцию: Требования к современному педагогу и специалисту в

24 января 2020 г. области физической культуры включают в себя такие многоплановые характеристики, как высокий профессионализм, заинтересованность в результатах своего труда, творческое отношение к профессии, самостоятельность в работе, профессиональная компетентность, общий уровень культуры, владение современными физкультурно-оздоровительными методиками и технологиями, ведение здорового образа жизни, умение учитывать интересы занимающихся, ценности, свойственные молодёжной среде, способность приспособиться к новым условиям и многое другое [3; 5; 10; 11].

Цель исследования: изучение и анализ профессиональной направленности будущих специалистов, в основе которой лежит мотивация, направленная на педагогическую деятельность в области физической культуры и спорта [1; 2; 7].

В Педагогическом институте Иркутского государственного университета с 2001 г. и по настоящее время успешно решается задача подготовки профессиональных кадров и обеспечения образовательных учреждений г. Иркутска и Иркутской области учителями и инструкторами физической культуры, тренерами по отдельным видам спорта [6; 7].

Несмотря на то, что в течение последних десяти лет конкурс для поступления на данный профиль неуклонно растёт, спортивная и физическая подготовленность абитуриентов неуклонно снижается [4; 8]. Данная проблема обусловлена следующими факторами:

- отсутствие вступительного экзамена по физической подготовленности на профиль «Физическая культура», поступление в вуз только по результатам ЕГЭ;

- переход на подготовку академических бакалавров, не нацеленных на профессиональную деятельность в качестве учителя или инструктора физического воспитания, «уход» высшего образования от его профессиональной основы.

В основу нашего исследования было положено представление о том, что мотивационная сфера человека является пусковым механизмом его деятельности [4, 9].

Материалы и методы

Нами было проведено лонгитюдное исследование, нацеленное на изучение профессиональной направленности личности студентов, которое проводилось в течение десяти лет: в период с 2008 по 2019 гг.

Анализ профессиональной мотивации включал в себя мотивы, разделённые нами на три группы: мотивы будущей профессиональной и учебной деятельности (учебно-профессиональные мотивы); мотивы физкультурно-спортивной деятельности; личностные мотивы [7].

Мы исходили из положения, что мотивацию к профессиональной деятельности определяет не какой-то один конкретный мотив, а совокупность значительного количества представлен-

ных выше групп мотивов. В основе отбора мотивов мы использовали классификацию мотивов, предложенную в работах М. Я. Виленского и модифицированную нами.

Мы использовали методы анкетного опроса по выявлению мотивов, по которым студенты поступали в вуз и определяли результат методом ранжирования мотивов по степени значимости.

Результаты исследования

В 2008-2019 гг. нами были проведены анкетные опросы студентов первых курсов (опросы проводились в начале учебного года), содержащие различные мотивы поступления на профиль «Физическая культура», например, «Безопасность жизнедеятельности» и др.

Если рассматривать совокупную выборку за весь период наблюдения (11 лет), то можно отметить, что ведущим мотивом поступления на специальность (профиль) «Физическая культура» (первое ранговое место) является мотив «увлечённость физической культурой и спортом» (около 65 % опрошенных); при этом процент обучающихся, имеющих спортивные разряды (проводился отдельный опрос), колебался от 15 до 24 %, что говорит о том, что в понятие «спорт» студенты вкладывают несколько иной, искажённый смысл, что правильнее было бы обозначить как «физкультурно-спортивная» или даже как «рекреативно-досуговая» деятельность.

Следующий по значимости - такой мотив, как «совет родителей, близких, тренера» (49 % опрошенных, второе ранговое место), касается в основном абитуриентов из сельской местности, для многих из которых выбор профиля осуществлялся по принципу наибольшей простоты и доступности (на их взгляд), а также низкими баллами по результатам единого государственного экзамена. Такой выбор даёт возможность для получения профессии, востребованной на селе и стабильно оплачиваемой.

Мотив «осознанное намерение стать тренером» (41 % опрошенных, третье ранговое место) связан, на наш взгляд, с тем, что для многих именно тренер по виду спорта был примером для подражания, или что многие реально оценивали свои достаточно скромные возможности в спорте, или, что тоже не исключено, такой выбор обеспечивает повышение самооценки в газах окружающих и сверстников.

Мотив «намерение стать учителем» (31 % опрошенных, четвёртое ранговое место) имеет устойчивую тенденцию к снижению, которая проявляется более значительно в процессе обучения у студентов старших курсов, которые, пройдя педагогическую практику в школе, начинают понимать, что данная профессия требует не только знаний и умений, но и набора профессиональных компетенций, более того, педагогического призвания к данной деятельности, а также может не подходить в силу ряда индивидуальных особенностей (цифра сократилась с 42 % в 2008 году до 14 % в 2019 г.).

Мотив «желание получить ещё одну специальность, намерение работать по дополнительной специальности» (7 % опрошенных, пятое ранговое место) явился одним из наименее востребованных, так же, как и мотив «намерение работать и по основной и дополнительной специальности» (5 % опрошенных, шестое ранговое место), в основном выбирался теми, кто планировал вернуться после обучения и преподавать в небольших школах на селе, где возможность вести несколько учебных предметов является серьёзным конкурентным преимуществом.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- выбор профиля обучения для большинства абитуриентов ассоциируется с возможностью заниматься физической культурой и спортом, хотя общий уровень спортивного мастерства большинства из них невысок;

- для многих выбор профиля определялся не собственным осознанным решением, а советом близких;

- абитуриенты оценивают профессию «тренер» значительно выше, чем профессию

«учитель», что связано с более высоким социальным статусом тренера и, видимо, возможностью поездок на соревнования, более высокой зарплатой и наличием некоего социального лифта в профессии (возможность стать известным тренером, работать со спортсменами высокого класса и т. п.);

- наличие дополнительной специальности и возможности её получения не является значимым фактором при выборе профиля.

Изучение учебно-профессиональных мотивов, мотивов физкультурно-спортивной деятельности и личностных мотивов было организовано в форме анкетирования; мы также рассматривали результаты с учётом пола респондентов. Нами были получены следующие результаты (мотивы приводятся по результатам ранжирования в порядке значимости; в скобках указан процент респондентов, которые отмечают данный мотив как наиболее значимый):

1. Возможность получить хорошую и интересную работу (профессию), добиться успеха в жизни благодаря физической культуре (45 % респондентов).

2. Желание (стремление) стать высококлассным (хорошим) специалистом (учителем, тренером) (16 % респондентов).

3. Возможность заниматься бизнесом (оздоровительные центры, услуги в области физической культуры и здоровья) (13 %).

4. Возможность получения специальных профессиональных знаний в области физической культуры и спорта через изучение дисциплин предметной подготовки (12 %).

5. Желание получить высшее образование (любое) (5 %).

6. Увлечение конкретными учебными физкультурно-спортивными дисциплинами или отдельной дисциплиной (менее 4 %).

7. Стремление к активной и насыщенной студенческой жизни, включающей в себя не только занятия физической культурой и спортом (3 %).

8. Желание заниматься научной деятельностью в области физической культуры и спорта (поступить в магистратуру или аспирантуру) (2 %).

9. Стремление стать эрудированным, культурным, интеллигентным человеком «в широком смысле» (менее 1 %).

10. Возможность получить дополнительную специальность («Безопасность жизнедеятельности») (менее 1 %).

Анализ мотивов физкультурно-спортивной деятельности показал, что, по мнению респондентов, ранжирование выглядит следующим образом:

1. Любовь к конкретному виду спорта, желание и возможность заниматься определённым видом спорта (29 %).

2. Стремление стать лучшим в избранном виде спорта (21 %).

3. Любовь к физической культуре вообще (без выделения видов физкультур-но-спортивной деятельности, далее - ФСД), возможность заниматься различными видами ФСД (19 %).

4. Стремление обладать хорошим физическим развитием (17 %).

5. Стремление к здоровому образу (стилю) жизни (14 %).

6. Неприятие физической культуры и спорта, отсутствие любой мотивации в данной сфере (0 %).

По результатам данного исследования нами были сделаны следующие выводы:

1. Главным мотивом для подавляющего большинства студентов является возможность получения профессии, которая для многих (особенно для студентов из сельской местности) выступает как средство достижения успеха в жизни и не связано напрямую с занятиями спортом и высокими спортивными результатами, т. е. данное образование рассматривается как способ социализации. Поэтому дальнейшая профессиональная переподготовка, осуществляемая на базе вуза, должна учитывать эту особенность, реализуя профессиональные стандарты по направлению «Тренер по виду спорта» и вклю-

чая в содержание учебного плана бакалавриата дисциплины по спортивной подготовке и дисциплины специализации.

2. Поскольку мотив «возможность заниматься бизнесом» в оздоровительных центрах, оказывать услуги в области физической культуры и здоровья занял на достаточно высокое место, необходимо давать студентам знания в области менеджмента, знакомить их с содержанием управленческой работы в системе общего и дополнительного образования, физкультурно-оздоровительных центрах, организацией физкультурно-массовой работы в оздоровительных лагерях и по месту жительства.

3. Несмотря на «уход» высшего образования в системе академического бакалавриата от профессиональной направленности, потребность в получении профессиональных знаний и практических умений, составлявших основу педагогической деятельности в области физической культуры и спорта, остаётся высокой, что нашло своё подтверждение в системе мотивов студентов (4-е ранговое место у мотива «возможность получения специальных профессиональных знаний в области физической культуры и спорта).

К отдельной категории можно отнести студентов (в совокупности примерно 9 %), выбор профессии которых носил случайный характер и основывался на возможности ведения насыщенной студенческой жизни, получения возможности участия в каких-либо неспортивных видах деятельности. Можно рекомендовать им переход на другой профиль, отвечающий их интересам и наклонностям.

Реальное желание заниматься научной деятельностью в области физической культуры и спорта (поступить в магистратуру или аспирантуру) выражено слабо, что говорит о значительной «практико-ориентированности» студентов, их нежелании заниматься исследовательской деятельностью.

Анализ выделенных нами в отдельную группу мотивов физкультурно-спортивной деятельности показал, что у студентов имеется и выражена любовь к конкретному виду спорта, желание и возможность им заниматься, а также стремление стать лучшим в избранном виде спорта. Сюда же можно отнести и мотив подражания, связанный с желанием быть похожим на своего спортивного кумира.

Анализ личностных мотивов показал, что студенты прослеживают прямую связь между занятиями физической культурой и спортом и возможностью воспитать волю, характер и другие психические качества. В то же время многие рассматривают физ-культурно-спортивную деятельность как возможность общения с друзьями, стремление получить удовольствие, снять психоэмоциональное напряжение в процессе ФСД, т. е. не ставят каких-то спортивно-достиженческих целей.

Достаточно большая группа студентов ориентирована на мотив, связанный с необходимостью посещать занятия по физической культуре и дисциплинам предметной подготовки с целью получения зачёта или сдачи экзамена, что является косвенным признаком отсутствия настоящего интереса к процессу обучения, сюда же можно отнести студентов, для которых важен не результат, а сам процесс физкультурно-спор-тивных занятий.

Неожиданно высоким оказался процент студентов, которые стремятся показать пример, приобщить членов семьи или друзей к физкультурно-спортивной деятельности.

Стремление иметь красивую фигуру, совершенное телосложение в основном характерно для представительниц женского пола, хотя значимых гендерных мотивационных различий выявлено не было.

Можно отметить, что физическая культура и спорт не рассматриваются студентами как средство для того, чтобы самоутвердиться, выделиться и занять достойное положение в группе, что может свидетельствовать о том, что физическая культура и спорт не являются общезначимой и признанной ценностью.

Заключение

Анализ мотивационного комплекса (совокупности всех мотивов в целом) позволяет отметить следующее:

- часто студенты выбирают мотивы, содержание которых в некотором роде противоречит друг другу, что говорит о несформированности мотивационного комплекса, и студенты не имеют чётких целей и ориентиров, часто даже не задумываются над этим;

- профессиональная направленность процесса обучения зачастую не осознаётся студентами как процесс подготовки к профессиональной деятельности;

- в связи с отменой вступительного экзамена по физической подготовленности и двигательным умениям происходит значительное снижение уровня спортивной и физической подготовленности, и, как следствие, появляются студенты, которые не планируют свою будущую работу по профилю;

- в то же время многие студенты осознают и понимают, что новые возможности открывают путь для коммерческого развития физической культуры и спорта и позволяют реализовать себя в качестве управленца и бизнесмена.

Считаем, что полученные нами данные должны учитываться при составлении учебных планов и планировании перечня учебных дисциплин и их содержания с целью решения задач мотивационной поддержки студентов.

В то же время проблема формирования профессиональной направленности у студентов выходит за рамки, связанные с формированием мотивации.

Отдельного изучения требуют вопросы, связанные с формированием учебных и образовательных потребностей, профессиональной ориентацией, приданием профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности личностной значимости, созданием ситуации успеха в процессе обучения для каждого студента. Только комплексный подход позволит осуществлять подготовку профессионально компетентных кадров в системе физкультурного образования.

Заявленный вклад авторов

Кузекевич В. Р.: теоретическое обоснование проблемы исследования, практическая разработка методологии исследования, обработка результатов исследования.

Русаков А. А.: сбор информации по результатам практической части эксперимента, обработка результатов исследования.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Список литературы

1. Андриенко О. А. Особенности профессионально-педагогической направленности студентов-первокурсников // Перспективы науки и образования. 2018. № 1 (31). С. 39-43.

2. Бахольская Н. А., Бахольская А. А. К вопросу о формировании профессиональной направленности у студентов педагогических специальностей // Modern developmental psychology: main trends and prospects of research. Materials of the III international scientific conference. Prague, 20-21 октября 2017 года. 2017. С. 28-30.

3. Долгова В. И., Нуртдинова А. А. Исследование профессионально-педагогической направленности личности студентов // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. С. 142.

4. Краев Ю. В. Мотивация профессиональной деятельности как фактор ее эффективности у преподавателей физической культуры // Экономика и предпринимательство. 2018. № 9 (98). С. 1226-1229.

5. Перегудова Н. В., Монахова Е. Г., Яковлева В. Н. Проблемы определения гу-

манистической парадигмы обучения будущих преподавателей физической культуры // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 2. С. 70-74.

6. Попова Н. В. Организационные особенности формирования профессиональной направленности личности студентов // Экономика и социум. 2017. № 3 (34). С. 18601863.

7. Русаков А. А., Кулешова О. В. Организация физкультурно-оздоровительных занятий студентов с учетом их потребностей // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. № 3 (169). С. 274-278.

8. Сергеев А. Н. Реализация профессиональной направленности обучения студентов педагогического вуза в социальной образовательной сети // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 9 (132). С. 27-32.

9. Тиньков И. В., Макеева В. С. Проектная деятельность как часть профессионального развития бакалавров физической культуры и спорта // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4. № 2. С. 19-23.

10. Берекбуссунова Г. М., Альмухамбетов Б. А., Ала П. Программа формирования педагогической направленности будущих учителей физкультуры в ходе профессиональной подготовки // Теория и методика физической культуры. 2019. № 2 (56). С. 26-30.

11. Morgan D. Integrating Qualitative and Quantitative Methods: A Pragmatic Approach. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2013. 288 p. DOI: 10.4135/9781544304533

References

1. Andrienko O. A. Osobennosti professional'no-pedagogicheskoj napravlennosti stu-dentov-pervokursnikov [Features of professional and pedagogical orientation of first-year students]. Perspektivy nauki i obrazovaniya [Prospects of Science and Education], 2018. no. 1 (31). pp. 39-43. (In Russian).

2. Bakhol'skaya N. A. K, Bakhol'skaya A.A. K voprosu o formirovanii professional'noj napravlennosti u studentov pedagogicheskikh spetsial'nostej [On the issue of shaping the professional orientation in students of pedagogical specialties]. Sbornik: Modern developmental psychology: main trends and prospects of research Materials of the III international scientific conference /Proceedings of Ill International Scientific Conference "Modern developmental psychology: main trends and prospects of research". Prague, 2017. pp. 28-30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Dolgova V. I., Nurtdinova A.A. Issledovanie professional'no-pedagogicheskoj naprav-lennosti lichnosti studentov [Research of professional and pedagogical orientation of students' personality]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2017. no. 6. pp. 142-144. (In Russian).

4. Kraev Yu. V. Motivatsiya professional'noj deyatel'nosti kak faktor ee effektivnosti u prepodavatelej fizicheskoj kul'tury. [Motivation of professional activity as a factor of its effectiveness in physical education teachers] Ekonomika ipredprinimatel'stvo [Economics and Entrepreneurship], 2018. no. 9 (98). pp. 1226-1229. (In Russian).

5. Peregudova N. V., Monakhova E.G., Yakovleva VN. Problemy opredeleniya guman-isticheskoj paradigmy obucheniya budushchikh prepodavatelej fizicheskoj kul'tury [Problems of determining the humanistic paradigm of training future physical education teachers]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2018. no. 2. pp. 70-74. (In Russian).

6. Popova N. V. Organizatsionnye osobennosti formirovaniya professional'noj napravlennosti lichnosti studentov [Organizational features of shaping the professional orientation of the students' personality]. Ekonomikaisotsium [Economics and Society], 2017. no. 3 (34). pp. 1860-1863. (In Russian).

7. Rusakov A. A., Kuleshova O.V. Organizatsiya fizkul'turno-ozdorovitel'nykh zanyatij studentov s uchetom ikh potrebnostej [Organization of physical culture and health classes for students in terms of their needs]. Uchenye zapiski universiteta im P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P. F. Lesgaft University], 2019. no. 3 (169). pp. 274-278. (In Russian).

8. Sergeev A. N. Realizatsiya professional'noj napravlennosti obucheniya studentov ped-agogicheskogo vuza v sotsial'noj obrazovatel'noj seti [Implementation of the professional orientation of teaching students of a pedagogical university in a social educational network]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Proceedings of Volgograd State Pedagogical University], 2018. no 9 (132). pp. 27-32. (In Russian).

9. Tin'kov I. V., Makeeva V. S. Proektnaya deyatel'nost' kak chast' professional'nogo razvitiya bakalavrov fizicheskoj kul'tury i sporta [Project activities as part of the professional development of Bachelors of Physical Culture and Sports]. Fizicheskaya kultura. Sport. TurizmDvigatel'nayarekretsiya [Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation], 2019. vol. 4, no 2. pp. 19-23. (In Russian).

10. Berekbussunova G. M., Almukhambetov B. A., Ala P. Programma formirovaniya pedagogicheskoj napravlennosti budushchikh uchitelej fizkuFtury' v khode professional'noj podgotovki [A program for shaping pedagogical orientation of future physical education teachers in the course of vocational training]. Teoriya i metodikafizicheskoj kul'tury [Theory and Methodology of Physical Culture], 2019. no 2 (56). pp. 26-30. (In Russian).

11. Morgan D. Integrating Qualitative and Qualitative Method: A Pragmatic Approach. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2013. 288 p. DOI: 10.4135/9781544304533

Professional Orientation of Physical Education Students based on Motives

Vladimir R. Kuzekevich, Alexander A. Rusakov

Irkutsk State University, Irkutsk

Abstract. Introduction. This paper addresses a study into the professional orientation of physical education students through the analysis of their personal motives, and the motives of future professional, educational, recreational, and sports activities. Materials and methods: We conducted a longitudinal study aimed at studying the professional orientation of students from 2008 to 2019. The analysis ofprofessional motivation included the motives divided into three groups: the motives of future professional and educational activities; the motives of recreational and sports activities; and the personal motives. Discussion and results. The analysis of the motivational complex indicates the following: students often choose motives, which in some way contradict one another. This suggests that the motivational complex of the students is unshaped and they do not have clear goals and guidelines; the professional focus of the learning process is often not realized by students as a process of preparing for professional activity, and as a result, some students do not plan their future work in the field they study. At the same time, many students are aware of and understand new opportunities for professional self-actualization.

Keywords: motives, students, physical education, educational activity, professional training.

Владимир Робертович Кузекевич

кандидат педагогических наук, доцент

ORCID https:// orcid.org/ 00000003-2992-5413

Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1

тел.: +7 (3952) 410120 e-mail: kuzekevich@rambler.ru

Vladimir R. Kuzekevich

Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor

ORCID https:// orcid.org/ 00000003-2992-5413

Pedagogical Institute, Irkutsk State University

1 K. Marx St, Irkutsk, Russia, 664003

tel.: +7 (3952) 410120 e-mail: kuzekevich@rambler.ru

Александр Альбертович Русаков

кандидат педагогических наук, доцент

ORCID //orcid.org/ 0000-00026453-3928

Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1

тел.: +7 (3952) 410120 e-mail: irkrusarov@yadex.ru

Alexander A. Rusakov

Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor

ORCID //orcid.org/ 0000-00026453-3928

Pedagogical Institute, Irkutsk State University

1 K. Marx St, Irkutsk, Russia, 664003

tel.: +7 (3952) 410120 e-mail: irkrusarov@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.