Научная статья на тему 'Воспитание устойчивого потребностно-мотивационного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности'

Воспитание устойчивого потребностно-мотивационного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ / MOTIVATIONAL-VALUE ATTITUDE / MOTIVATION SPHERE / LEVEL OF CLAIMS / COGNITIVE ABILITIES / PHYSICAL ACTIVITY / PHYSICAL AND SPORT ACTIVITIES / TARGET SETTINGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лутченко Н.Г., Перевозникова Н.И., Григорьев Н.Н.

Цель исследования провести обоснование места и роли потребностно-мотивационного фактора в структуре профессиональной деятельности личности и его влияния на формирование ценностной ориентации в процессе физкультурно-спортивной деятельности (ФСД). Методы и организация исследования. В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ литературных источников и образовательных программ вузов, беседа, анкетирование, педагогические наблюдения. Исследование проводилось в течение учебного года на базе Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, в нем приняли участие студенты 2-го курса в количестве 100 человек. Результаты исследования. В результате исследования были выявлены потребности, основные мотивы и факторы, определяющие степень вовлечения студентов в ФСД. Показана роль коммуникации и общения в решении образовательных задач. Анализ литературных источников позволил выявить потребностно-мотивационное отношение студентов к ФСД. Было установлено, что одной из причин низкого уровня физической подготовленности и состояния здоровья является недостаточное формирование у обучаемых устойчивых мотивов, интересов и потребностей в систематических занятиях ФСД. При решении задачи совершенствования физической подготовленности студентов необходим обоснованный подход, ориентирующий образовательный процесс на всестороннее развитие личности на основе мотивационно-ценностного отношения к ФСД. Заключение. Потребность личности в реализации ФСД определяет ее направленность на достижение цели и приобретает фактор мотивации в том случае, когда осознается субъектом как возможность для удовлетворения желания. Формирование устойчивости мотивационно-ценностного отношения студентов к ФСД в значительной степени обеспечивается применением в образовательном процессе стимулирующих организационно-методических мероприятий. Использование наглядной информации и электронных ресурсов в сочетании с подведением итогов спортивно-массовых мероприятий и награждением лучших спортивных команд и спортсменов способствуют активизации воспитания мотивационно-ценностного отношения студентов к занятиям ФСД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лутченко Н.Г., Перевозникова Н.И., Григорьев Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE SUSTAINABLE NEED-MOTIVATION ATTITUDE OF STUDENTS TO PHYSICAL AND SPORT ACTIVITIES

The aim of the research is to substantiate the place and role of the need-motivation factor in the structure of personal professional activity and its influence on the development of value orientation in the process of physical culture and sport activities (PCSA). Methods and organization of the research. In our research we used the following methods: theoretical analysis of literary sources and educational programs of universities, conversation, questionnaires, and pedagogical observations. The study was conducted on the basis of the Saint Petersburg Humanitarian University of Trade Unions during the academic year. The survey involved 100 students of 2nd year of study. Research results. The research revealed needs, main motives and factors determining the degree of students' involvement in PCSA. The authors demonstrated the role of communication in solving educational problems. The analysis of literary sources revealed the need-motivation attitude of students to PCSA. We have found that one of the reasons for the low level of physical fitness and poor health is the lack of stable motives, interests and needs in systematic PCSA. The issue of improving physical fitness of students requires a well-grounded approach forwarding the educational process towards the comprehensive development of the personality on the basis of a motivational-value attitude to PCSA. Conclusion. Personal demand for the PCSA determines its focus on achieving a goal and acquires a motivation factor when it is recognized by the subject as an opportunity to satisfy a desire. Sustainability of the motivational-value attitude of students to PCSA is largely ensured by the use of stimulating organizational and methodological measures in the educational process. The use of visuals and electronic resources in combination with summing up the results of sport events and rewarding the best sport teams and athletes contribute to enhancing students' motivational-value attitude to PCSA.

Текст научной работы на тему «Воспитание устойчивого потребностно-мотивационного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности»

УДК: 37.013.2 DOI: 10.36028/2308-8826-2020-8-2-121-128

ВОСПИТАНИЕ УСТОЙЧИВОГО

ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.Г. Лутченко1, Н.И. Перевозникова1, Н.Н. Григорьев2

1 Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, Санкт-Петербург, Россия

2 Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского, Санкт-Петербург, Россия

Аннотация

Цель исследования - провести обоснование места и роли потребностно-мотивационного фактора в структуре профессиональной деятельности личности и его влияния на формирование ценностной ориентации в процессе физкультурно-спортивной деятельности (ФСД).

Методы и организация исследования. В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ литературных источников и образовательных программ вузов, беседа, анкетирование, педагогические наблюдения. Исследование проводилось в течение учебного года на базе Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, в нем приняли участие студенты 2-го курса в количестве 100 человек.

Результаты исследования. В результате исследования были выявлены потребности, основные мотивы и факторы, определяющие степень вовлечения студентов в ФСД. Показана роль коммуникации и общения в решении образовательных задач.

Анализ литературных источников позволил выявить потребностно-мотивационное отношение студентов к ФСД. Было установлено, что одной из причин низкого уровня физической подготовленности и состояния здоровья является недостаточное формирование у обучаемых устойчивых мотивов, интересов и потребностей в систематических занятиях ФСД. При решении задачи совершенствования физической подготовленности студентов необходим обоснованный подход, ориентирующий образовательный процесс на всестороннее развитие личности на основе мотивационно-ценностного отношения к ФСД. Заключение. Потребность личности в реализации ФСД определяет ее направленность на достижение цели и приобретает фактор мотивации в том случае, когда осознается субъектом как возможность для удовлетворения желания. Формирование устойчивости мотивационно-ценностного отношения студентов к ФСД в значительной степени обеспечивается применением в образовательном процессе стимулирующих организационно-методических мероприятий. Использование наглядной информации и электронных ресурсов в сочетании с подведением итогов спортивно-массовых мероприятий и награждением лучших спортивных команд и спортсменов способствуют активизации воспитания мотивационно-ценностного отношения студентов к занятиям ФСД.

Ключевые слова: мотивационно-ценностное отношение, мотивационная сфера, уровень притязаний, познавательные способности, двигательная активность, физкультурно-спортивная деятельность, целевые установки.

DEVELOPMENT OF THE SUSTAINABLE NEED-MOTIVATION ATTITUDE OF STUDENTS TO

PHYSICAL AND SPORT ACTIVITIES

N.G. Lutchenko1, nlutchienko@mail.ru

N.I. Perevoznikova1, natali-perevoza@mail.ru

N.N. Grigorev2, strongarmNik@yandex.ru

1 Saint Petersburg Humanitarian University of Trade Unions, Saint Petersburg, Russia

2 A. F. Mozhaiskii Military Space Academy, Saint Petersburg, Russia Abstract

The aim of the research is to substantiate the place and role of the need-motivation factor in the structure of personal professional activity and its influence on the development of value orientation in the process of physical culture and sport activities (PCSA).

Methods and organization of the research. In our research we used the following methods: theoretical analysis of literary sources and educational programs of universities, conversation, questionnaires, and pedagogical

observations. The study was conducted on the basis of the Saint Petersburg Humanitarian University of Trade Unions during the academic year. The survey involved 100 students of 2nd year of study. Research results. The research revealed needs, main motives and factors determining the degree of students' involvement in PCSA. The authors demonstrated the role of communication in solving educational problems. The analysis of literary sources revealed the need-motivation attitude of students to PCSA. We have found that one of the reasons for the low level of physical fitness and poor health is the lack of stable motives, interests and needs in systematic PCSA. The issue of improving physical fitness of students requires a well-grounded approach forwarding the educational process towards the comprehensive development of the personality on the basis of a motivational-value attitude to PCSA.

Conclusion. Personal demand for the PCSA determines its focus on achieving a goal and acquires a motivation factor when it is recognized by the subject as an opportunity to satisfy a desire. Sustainability of the motivational-value attitude of students to PCSA is largely ensured by the use of stimulating organizational and methodological measures in the educational process. The use of visuals and electronic resources in combination with summing up the results of sport events and rewarding the best sport teams and athletes contribute to enhancing students' motivational-value attitude to PCSA.

Keywords: motivational-value attitude, motivation sphere, level of claims, cognitive abilities, physical activity, physical and sport activities, target settings.

ВВЕДЕНИЕ

Педагогическая практика убеждает, что обучение малопродуктивно без сознательного отношения к какому-либо процессу или явлению. Мотиваци-онная сфера личности включает ряд факторов: потребности, интересы, мотивы занятий спортом, уровень притязаний, отношение к физкультурно-спортивной деятельности. Широкий спектр мотивообразования можно рассматривать как динамический процесс формирования мотивов спортивно-профессиональной деятельности, обеспечивающий достижение необходимого уровня мастерства и поддерживающий это состояние. Двигательная активность является жизненной необходимостью и естественной потребностью гармоничного развития человека, сохранения и укрепления его здоровья в течение всей жизни [5]. Современный этап жизни общества отличается снижением доли физического труда, возрастанием интеллектуального компонента и психоэмоциональной напряженности профессиональной деятельности на фоне значительного снижения двигательной активности. В этих условиях резко возрастает роль ФСД осознание необходимости реализации оптимального объема двигательной активности в соответствии с внутренней потребностью в личном физическом самосовершенствовании.

МЕТОДЫ

И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ

литературных источников и образовательных программ вузов, беседа, анкетирование, педагогические наблюдения. Полученные данные позволили обосновать проблему, определить задачи, содержание и объем экспериментальной работы при анализе образовательного процесса студентов. Исследование проводилось в течение учебного года на базе Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, в нем приняли участие студенты 2-го курса в количестве 100 человек.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ литературных источников позволил выявить потребностно-мотивационное отношение студентов к ФСД. Было установлено, что одной из причин низкого уровня физической подготовленности и состояния здоровья является недостаточное формирование у обучаемых устойчивых мотивов, интересов и потребностей в систематических занятиях ФСД. При решении задачи совершенствования физической подготовленности студентов необходим обоснованный подход, ориентирующий образовательный процесс на всестороннее развитие личности на основе мотивационно-ценностного отношения к ФСД.

Было выявлено, что потребность представляет собой многогранное психологическое образование, характеризуемое как ценность, как удовлетворение нужды, как необходимость.

Анализируя психологические взгляды авторов на проблему потребностей, Е.П. Ильин рассматривает возникающее между человеком и внешней средой рассогласование как потребностную ситуацию, являющуюся необходимым условием возникновения потребности личности и побуждения к действию по устранению причины [1].

Анкетирование позволило выявить значимые мотивы обучаемых: получение удовольствия от занятий ФСД, эмоциональная разрядка, укрепление здоровья. Результаты анкетирования позволили внести коррекцию в структуру и методику проведения занятий. Педагогические наблюдения проводились с целью сбора информации о самочувствии занимающихся и влиянии физической нагрузки на организм.

Недостаточный уровень мотивации и интереса обучаемых к ФСД потребовал разработки и внесения ряда педагогических мер в повышение эффективного формирования мотиваци-онного фактора.

Установлено, что качество формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к ФСД в значительной мере связано с использованием организационно-методических мероприятий избирательного характера.

Отношения целей и мотивов являются определяющим фактором в любой сфере деятельности, поскольку осознание и достижение субъектом конкретных целей есть способ удовлетворения его жизненных потребностей посредством мотивов деятельности. В этом процессе ФСД, являющаяся частью жизненной сферы общества, отличается особой

специфичностью в воспитании мотивации, интереса, убежденности и ценностного отношения к двигательной деятельности [11]. Потребности в физической культуре имеют широкий спектр реализации: потребность в движениях и физических нагрузках, в общении и контактах, развлечениях и отдыхе, в познании, в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий и др. Потребности тесно связаны с эмоциями: переживаниями, ощущениями приятного и неприятного, удовольствия и неудовольствия [3]. В процессе тренировочно-соревновательной деятельности важно учитывать как социально значимые мотивы, так и мотивы самоутверждения: достижение спортивного результата, развитие физических качеств, формирование красивой фигуры и пр. В результате анкетирования было выделено 8 мотивационных факторов, ранжирование которых в порядке предпочтения позволило расположить интересы участников опроса в широком диапазоне (таблица).

Подавляющее количество студентов на 1-е место поставили мотив «Получение удовольствия от занятий физической культурой и спортом», мотив «Эмоциональная разрядка» студенты определили на 2-е место, мотив «Укрепление здоровья» они отнесли на 3-ю позицию. Наименее значимыми мотивами, по мнению занимающихся, являются «Формирование волевых качеств» и «Спорт как фактор общения».

Эффективность физкультурной деятельности студентов связана прежде всего с потребностно-мотивационными факторами жизнедеятельности (формированием инте-

Таблица - Мотивационно-ценностное отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом Table - Motivational-value attitude of students to physical culture and sport activities

№ п/п Наименование мотива / Motives Среднее значение суммы мест / Averaqe point Ранг / Rankinq

1 Получение удовольствия от занятий ФКиС / Physical culture and sport as the pleasure 3,1 1

2 Эмоциональная разрядка / Emotional outlet 3,8 2

3 Укрепление здоровья / Health improvement 4,2 3

4 Совершенствование физических качеств / Perfection of physical qualities 5,6 4

5 Формирование фигуры, совершенствование осанки / Body and posture perfection 6,1 5

6 Участие в соревнованиях / Participation in competitions 7,6 6

7 Формирование волевых качеств / Acquisition of willpower 8,1 7

8 Спорт как фактор общения / Sport as a communication factor 8,9 8

ресов, потребностей, целей, обусловленных мотивами и ценностными ориентациями) и социализацией личности посредством овладения знаниями. Именно личностный уровень освоения ценностей физической культуры определяется знаниями человека в области физического совершенствования, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия ФСД. В практической деятельности можно выделить факторы объективного и субъективного характера, определяющие потребности и мотивы вовлечения занимающихся в ФСД (рисунок 1). Смысловое понимание потребности позволяет заключить, что данный процесс может быть связан не только с нехваткой чего-либо и его реализацией, но и положительными эмоциональными переживаниями. Возбуждающая психическая активность направлена главным образом на понимание сущности возникающей потребности и формирование целей, способствующих удовлетворению данной потребности.

Исходя из классификации, которая делит потребности на 3 группы: материальные, социальные и рациональные, смысл потребностей определяется как нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы или общества в целом.

Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности, что позволяет человеку соотнести свои субъективные представления о потребности с ее объективным содержанием, используя адекватные средства для достижения полезного результата. В спортивной деятельности, как и в производственной практике, основные потребности связаны с реализацией таких социально-психологических задач, как самоутверждение, самовыражение, исполнение общественного долга, которые свидетельствуют об ориентации студентов как на процесс спортивной деятельности, так и на результат этой деятельности [4].

Условия жизни приобретают фактор мотивации тогда, когда осознаются человеком как возможность удовлетворения потребности или желания [7]. Через потребностно-мотивационную сферу можно определять и контролировать направленность личности, систему ее индивидуальных целей и составлять прогноз поведения в различных жизненных ситуациях.

Разъяснение обучаемым значимости влияния физических упражнений и занятий спортом на повышение профессиональной эффективности обеспечивает понимание смысловой связи культивируемого вида спор-

Рисунок 1 - Факторы, определяющие потребности и мотивы занимающихся ФСД / Figure 1 - Factors determining demands and motives of people engaged in physical culture and sport activities

та с предстоящей профессиональной деятельностью и способствует формированию профессионально-ценностных ориентаций на процесс ФСД [2].

Обобщая теоретические подходы к смысловой оценке потребности, Е.П. Ильин характеризует потребность как отражение в сознании личности нужды в чем-либо, переживаемое как внутреннее напряжение и вызывающее психическую активность с последующим формированием цели, способствующей удовлетворению данной потребности [1]. Понимание природы ее возникновения и регуляции позволяет эффективно строить процесс управления потребностной сферой, опираясь на внутренние побуждения личности и внешние воздействия, осуществляемые в процессе ФСД. Активность личности в спорте в значительной степени определяется предпочтениями в выборе «своего» вида спорта, что способствует формированию устойчивой мотивации и придает источнику мотивации энергию и импульс развития. [10].

Все многообразие мотивов, как правило, формируется посредством взаимодействия

внутренних факторов, включающих интересы, желания, притязания, или стимулами внешнего характера — моральными, материальными, финансовыми и др. Желание человека заниматься спортом приобретает фактор мотивации тогда, когда осознается им как возможность для удовлетворения потребности или желания, позволяющая реализовать механизм формирования устойчивой мотивации на этапе трансформации внешних факторов во внутренние.

Решение образовательных задач в спортивно-массовой работе, как и в других видах педагогического процесса, строится на коммуникациях и общении. Способом превращения ценностей социального характера в ценности личности является воспитание, эффективность которого обеспечивают работники деканата и преподаватели кафедры физического воспитания [6].

В общении постоянно осуществляется обмен материальными и духовными ценностями. Занятия избранным видом спорта ориентированы на личность учащегося и связаны с мотивацией, личностной и групповой иден-

Рисунок 2 - Отношение студентов к ФСД с учетом мотивационного фактора / Figure 2 - Attitude of students to physical culture and sport activities based on a motivational factor

тичностью, отношением студентов к дисциплине «Физическая культура», спортивно-соревновательной деятельности. Профессиональная деятельность, как известно, реализуется через сознательные действия, в процессе которых осуществляется переход намеченных целей в объективные результаты, и подчиняется побуждающим ее мотивам. В понятие «мотивационная сфера личности» специалисты включают потребности, ценности, интересы, мотивы занятий спортом, уровень притязаний, выраженность мотива должествования и отношение к ФСД. Как показывает практика, оперативно сформированная установка ещё не является фактором, определяющим направленность личности, которая характеризуется как комбинация мотивационных образований, определяющая манеру поведения человека, его отношение к другим людям и к самому себе [9]. Результаты анкетирования значительной выборки студентов 2-го курса (100 чел.) свидетельствуют о широком диапазоне предпочтений в отношении к ФСД и выборе вида спорта на основе мотивационного фактора и целевых установок (рисунок 2). Студентам была предложена анкета с 5 вопросами, на которые они могли дать один ответ из трех предложенных вариантов: «Да», «Нет», «Затрудняюсь ответить».

1-й вопрос: «Считаете ли Вы необходимым отражать результаты спортивных соревнований и достижения лучших спортсменов наглядно на информационных плакатах или электронных ресурсах?»

2-й вопрос: «Считаете ли Вы необходимым подводить итоги спортивных мероприятий в конце учебного года?»

3-й вопрос: «Считаете ли Вы, что секционные занятия по спортивным играм должны проводить профессиональные тренеры?»

4-й вопрос: «Хотели бы Вы заниматься избранным видом спорта при совершенной инфраструктуре?»

5-й вопрос: «Считаете ли Вы, что администрация должна контролировать организацию спортивно-массовых мероприятий?»

Так, у более чем 70% опрошенных вызывает интерес и удовлетворение наглядная инфор-

мация о результатах студенческих спортивных соревнований, проведение регулярных спортивных праздников с награждением лучших спортсменов, учебных коллективов и тренеров. Около 55% отдают предпочтение занятиям различными видами спортивных игр с привлечением профессиональных тренеров.

Почти 100% активное участие в ФСД видят в предоставлении совершенной инфраструктуры и возможности заниматься избранным видом спорта.

41% опрощенных убеждены в необходимости контроля массовых спортивных мероприятий (День здоровья, День факультета и др.) со стороны администрации, побуждающих студентов к осознанию значения данного вида деятельности.

Данные анкетирования Н.Г. Лутченко с соавторами подтверждают эффективность мер в воспитании убежденности и веры, сформированных в процессе продуманных физкультурно-спортивных мероприятий и ставших в итоге потребностями, побуждающими и направляющими поведение студента

[3].

С целью формирования мотивации студентов к ФСД целесообразно использовать ряд факторов, составляющих определенную программу, которая включает:

- оценку уровня мотивации на основании показателей комплексного тестирования;

- информирование обучаемых о значимости воздействия физических упражнений и видов спорта на организм человека;

- обеспечение обучаемых современной спортивной инфраструктурой, позволяющей проводить физкультурно-спортивные мероприятия на высоком уровне;

- предоставление студентам инициативы и самостоятельности в организации спортивно-профессиональных мероприятий различной направленности;

- создание в учебных коллективах атмосферы положительной мотивации на занятиях ФСД;

- проведение систематического контроля администрацией вуза качества и эффективности плановых спортивных мероприятий;

- организацию спортивных праздников, под-

ведение итогов, награждение лучших спортсменов и команд-победителей. Эффективность формирования мотивацион-но-ценностного отношения студентов к ФСД в значительной степени связана с направленным использованием руководством вуза психолого-педагогических и организационно-методических средств избирательного характера [8].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, потребность личности в реализации ФСД определяет ее направленность на достижение цели и приобретает фактор мотивации в том случае, когда осознается

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин, Е. П. Психология спорта : [учебник] / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 351 с. : ил. - (Мастера психологии).- Библиогр.: с. 333-334.

2. Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Лубышева. - 3-е изд., перераб. и доп.

- М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 272 с.

3. Лутченко, Н. Г. Проблема потребностно-мотивацион-ного отношения человека к физкультурно-спортивной деятельности / Н. Г. Лутченко, Н. И. Перевозникова, Н. Н. Григорьев. - XLII «Неделя науки СПБГПУ» : Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Физическая культура, спорт и здоровье студентов». - Ч. XII. /Под общ. ред. проф. Л.М. Волковой. - СПб. : Изд-во СПбГПУ, 2014. - С. 202-209.

4. Манжелей, И. В. Метод проектов в формировании физкультурных компетенций у бакалавров / И. В. Манжелей // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 12. - С. 16-18.

5. Соколова, И. В. Анализ двигательной активности студентов СПБГУП в течение учебного года / И. В. Соколова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. Научно-методический журнал. - 2019.

- № 1 (27). - Волгоград. - С. 36.

6. Ярошевич, И. Н. Физкультурно-спортивные мероприятия как средство оптимизации двигательной активности в вузе / И. Н. Ярошевич // Вестник Ан-

REFERENCES

1. Ilin, E.P. Sports Psychology: [textbook] / E.P. Ilin. - St. Petersburg: Piter, 2009. - 351 p. : ill. - (Masters of Psychology [Mastera psikhologii]). - Bibliography: p. 333334.

2. Lubysheva, L.I. Sociology of Physical Culture and Sports: textbook for higher educat. institutions [Sotsi-ologiia fizicheskoi kultury i sporta: uchebnoe posobie dlia studentov vyssh. ucheb. zavedenii] / L.I. Lubysheva. - 3rd ed., rev. and add. - M. : "Academy" Publishing Center [Izdatelskii centr 'Akademiia'], 2010. - 272 p.

3. Lutchenko, N.G. The issue of the need-motivational

субъектом как возможность для удовлетворения желания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование устойчивости мотивационно-ценностного отношения студентов к ФСД в значительной степени обеспечивается применением в образовательном процессе стимулирующих организационно-методических мероприятий.

Использование наглядной информации и электронных ресурсов в сочетании с подведением итогов спортивно-массовых мероприятий и награждением лучших спортивных команд и спортсменов способствует активизации воспитания мотивационно-ценностного отношения студентов к занятиям ФСД.

гарского государственного технического университета. - 2016. - № 10. - С. 252-254.

7. Korolins'ka, S. V. The study of motivational valuable attitude to physical training of students / S. V. Korolins'ka, P. A. Sirenko // «Pedagogics, psychology, medical-bioloqical problems of physical training and sport». - 2008. - № 7. - Kharkov. - С. 77-79.

8. Korzh, N.L. Motivational-value attitude technical students to self-employment physical / N.L. Korzh // «Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports». 2012. № 6. С. 84-86.

9. Marcus Kilpatrick, PhD; Edward Hebert, PhD; John Bartholomew, PhD. College students' motivation for physical activity: differentiating men's and women's motives for sport participation and exercise. // Journal of American College Health, vol. 54, No2 2003. [Электронный ресурс] // URL:https:// www.researchgate.net/publication/296266370_ Motivation_for_physical_activity_Differentiating_ motives_for_sport_and_exercise_participation (Дата обращения 26.10.2019)

10. Mikhailova, O.V. Gender characteristics of innovation and leadership explicity in students / O.V. Mikhailova, E.A. Kaminskaya // Peoples' Friendship University of Russia. 2015. № 2. С. 24-30.

11. Siedentop, D. Introduction to physical education, fitness, and sport / Siedentop Dary, Hans Van der Mars. - 8th ed. - New York : McGraw-Hill, 2012. - 348 p. : ill. ; 24 cm.

attitude of a person to physical culture and sport activities / N.G. Lutchenko, N.I. Perevoznikova, N.N. Grig-orev. - XLII "Science Week SPBSPU": proceedings of the All-Russian Interuniversity Conference on Science and Practice "Physical Culture, Sports and Student Health" [XLII «Nedelia nauki SPBGPU» : Materialy Vserossiiskoi mezhvuzovskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Fizicheskaia kultura, sport i zdorove studentov"]. - Part XII. / Ed. by Prof. L.M. Volkova. - SPb. : Publishing house of SPbSPU [Izd-vo SPbGPU], 2014. - P. 202-209.

4. Manzhelei, I.V. Projects method for the development

of physical education competences of undergraduate students / I.V. Manzhelei // Theory and Practice of Physical Culture [Teoriia i praktika fizicheskoi kultury]. - 2015. № 12. P. 5.

5. Sokolova, I.V. Analysis of motor activity of students of SPbGUP during the school year / I.V. Sokolova // Physical education and sports training. Scientific and methodological journal [Fizicheskoe vospitanie i sportivnaia trenirovka. Nauchno-metodicheskii zhur-nal]. - 2019. (27). - Volgograd. - P. 36.

6. laroshevich, I. N. Physical Culture and sport events as a tool for optimizing motor activity in higher education / I. N. Iaroshevich // Bulletin of the Angarsk State Technical University [Vestnik Angarskogo gosudarst-vennogo tekhnicheskogo universiteta]. 2016. № 10. -P. 252-254.

7. Korolins'ka, S.V. The study of motivational valuable attitude to physical training of students / S.V. Korolins'ka, P.A. Sirenko // «Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sport». 2008. - № 7. - Kharkov. - C. 77-79.

8. Korzh, N.L. Motivational-value attitude technical students to self-employment physical / Korzh N.L. // «Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports" 2012. № 6. C. 84-86.

9. Marcus Kilpatrick, PhD; Edward Hebert, PhD; John Bartholomew, PhD. College students' motivation for physical activity: differentiating men's and women's motives for sport participation and exercise. // Journal of American College Health, vol. 54, No2 2003. [Electronic resource] // URL:https://www.researchgate.net/ publication/296266370_Motivation_for_physical_ac-tivity_Differentiating_motives_for_sport_and_exer-cise_participation (access mode: 26.10.2019)

10. Mikhailova, O.V. Gender characteristics of innovation and leadership explicity in students / O.V. Mikhailova, E.A. Kaminskaya // Peoples' Friendship University of Russia. 2015. - № 2. C. 24-30.

11. Siedentop, D. Introduction to physical education, fitness, and sport / Siedentop Dary, Hans Van der Mars. - 8th ed. - New York : McGraw-Hill, 2012. - 348 p. : ill. ; 24 cm.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Лутченко Николай Георгиевич - кандидат педагогических наук, профессор; Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, 192238, г. Санкт-Петербург, ул. Фучика, д.15; e-mail: nlutchienko@mail.ru Перевозникова Наталия Игоревна - кандидат педагогических наук, доцент; Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, 192238, г. Санкт-Петербург, ул. Фучика, д.15; e-mail: natali-perevoza@mail.ru Григорьев Николай Николаевич, старший преподаватель; Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского; 197198, г. Санкт-Петербург, ул. Ждановская, д.13; e-mail: strongarmNik@yandex.ru

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Лутченко, Н.П Воспитание устойчивого потребностно-мотивационного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности / Н.П. Лутченко, Н.И. Перевозникова, Н.Н. Григорьев // Наука и спорт: современные тенденции.- 2020.- Т. 8, № 2. - С. 121-128. Р01: 10.36028/2308-8826-2020-8-2-121-128

FOR CITATION

Lutchenko N.G., Perevoznikova N.I., Grigorev N.N. Development of the sustainable need-motivation attitude of students to physical and sport activities. Science and sport: current trends, 2020, vol. 8, no. 2, pp. 121-128 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2020-8-2-121-128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.