Научная статья на тему 'Процесс становления интереса у студентов к занятиям физической культурой'

Процесс становления интереса у студентов к занятиям физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
533
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / ИНТЕРЕС / ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ / MOTIVATION / PHYSICAL EDUCATION / STUDENTS / INTEREST / INDIVIDUAL AND DIFFERENTIATED APPROACH / PHYSICAL TRAINING LEVEL / EDUCATIONAL PROCESS / LESSONS' ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерохова Н.В.

В статье анализируются мотивы и процессы становления интереса к занятиям физической культурой и спортом у студентов; рассматриваются результаты многочисленных исследований, осуществленных в данном направлении. Выявлена основная проблема в формировании интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности у студентов; обозначены задачи преподавателя физической культуры по формированию у студентов мотивационно-ценностного отношения к физкультуре и спорту. Приведены результаты педагогических наблюдений за организацией учебно-воспитательного процесса, определены основные причины объективного характера реализации на практике индивидуальнодифференцированного подхода; анализируются показатели физической подготовленности студентов и данные, характеризующие отношение учащейся молодежи к физкультурнооздоровительной деятельности в образовательных учреждениях. Предложены пути повышения эффективности работы по формированию у студентов интереса к физкультурно-спортивной деятельности. Рассматриваются вопросы соответствия занятий физической культурой, которые организуются сегодня в высших учебных заведениях, запросам современного общества и традиционному содержанию общего образования физкультурной направленности. Представлены результаты проведенного констатирующего эксперимента, сформулированы выводы. Определены причины низкой активности и пропуска занятий по физической культуре без уважительной причины студентами. Представлены основные направления педагогической деятельности в области мотивации студентов к физической культуре и спорту, которая основывается на индивидуально-дифференцированном подходе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерохова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students’ interest’s formation to physical education

The article analyzes the motives and processes of interests’ formation to physical education and sport among students. The author has conducted a review analysis of multiple researches in this field. There is a basic problem in this interest’s formation to physical education among students. The paper defines the main objectives of a lecturer for formation of motivation and value attitude to physical education and sport. The work contains the results of pedagogical observations over organizations of educational process and separates out the basic reasons of objective character in realization of individual and differentiated approach. The article analyzes the indices of students’ physical training level. The author studies the data which characterize students’ attitude to physical education and healthy living in educational institutions. The problems are analyzed and some solution ways for increase of the work’s efficiency level. The paper analyzes the next aspects of physical education in universities: modern demands in the sphere of physical education; some development perspectives; the reasons of low activity of students at lessons of physical education; basic ways of pedagogical activity in the field of motivation.

Текст научной работы на тему «Процесс становления интереса у студентов к занятиям физической культурой»

Н.В. Ерохова, канд. пед. наук, доцент, кафедра физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности, Мурманский арктический государственный университет, г. Мурманск, Россия, erohova@list.ru

ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ИНТЕРЕСА У СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

В статье анализируются мотивы и процессы становления интереса к занятиям физической культурой и спортом у студентов; рассматриваются результаты многочисленных исследований, осуществленных в данном направлении. Выявлена основная проблема в формировании интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности у студентов; обозначены задачи преподавателя физической культуры по формированию у студентов мотивационно-ценностного отношения к физкультуре и спорту. Приведены результаты педагогических наблюдений за организацией учебно-воспитательного процесса, определены основные причины объективного характера реализации на практике индивидуально-дифференцированного подхода; анализируются показатели физической подготовленности студентов и данные, характеризующие отношение учащейся молодежи к физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях. Предложены пути повышения эффективности работы по формированию у студентов интереса к физкультур-но-спортивной деятельности. Рассматриваются вопросы соответствия занятий физической культурой, которые организуются сегодня в высших учебных заведениях, запросам современного общества и традиционному содержанию общего образования физкультурной направленности. Представлены результаты проведенного констатирующего эксперимента, сформулированы выводы. Определены причины низкой активности и пропуска занятий по физической культуре без уважительной причины студентами. Представлены основные направления педагогической деятельности в области мотивации студентов к физической культуре и спорту, которая основывается на индивидуально-дифференцированном подходе.

Ключевые слова: мотивация, физическая культура, студенты, интерес, индивидуально-дифференцированный подход, физическая подготовленность, учебный процесс, организация занятий.

Одно из наиболее важных слагаемых формирования здорового образа жизни -приобщение студенческой молодежи к физкультурно-оздоровительной деятельности1. Отношение обучающихся к физической культуре и спорту различно, что является одной из актуальных социально-педагогических проблем образования2. Проведя обзорный анализ многочисленных исследований, реализованных в данном направле-

нии, мы выявили, что физическая культура и спорт еще не стали для большого числа студентов насущной потребностью, не оформились как интересы личности.3 Исходя из этого, основной задачей преподавателя физической культуры мы полагаем формирование у студентов мотивационно-ценност-ного отношения к физкультуре и спорту.

По мнению П.К. Дуркина, М.П. Лебедевой, воспитание личности, заинтересо-

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

ванной физической культурой и спортом, цесса по дисциплине «Физическая культу-

возможно при условии систематизации про- ра»;

цесса становления интереса к физкультурно- — формирование базы данных об ос-

оздоровительной деятельности4. новных проблемах в организации и методи-Педагогическое на- - "

блюдение и анализ существующих форм организации процесса физического воспитания позволили обозначить некоторые объективные причины наличия определенных трудностей в реализации на практике индивидуально-дифференцированного подхода:

— на сегодняшний день отсутствуют научно обоснованные требования к организации и планированию учебного процесса, ко -торые базировались бы на интересах студентов и их индивидуальных типологических особенностях;

— студенты имеют различный уровень физической подготовленности и сформиро-ванности основных двигательных умений и навыков;

— нормативные возрастные шкалы для обучающихся не учитывают морфофизиоло-гические особенности студентов.

Анализ результатов физической подготовленности студентов показал, что в ряде случаев отмечается достаточная вариативность индивидуальных показателей по ряду тестов. Как правило, студенты первого курса имеют показатели физической подготовленности ниже среднего.

С целью получения данных, которые характеризуют отношение непосредственных участников учебного процесса к физкультурно-оздоровительной деятельности в высшем учебном заведении, её основным проблемам и какими видят возможные пути их решения, было проведено анкетирование студентов, основными задачами которого стали:

— выявление отношения студентов к традиционному содержанию учебного про-

На сегодняшний день отсутствуют научно обоснованные требования к организации и планированию

учебного процесса, которые базировались бы на интересах студентов и их индивидуальных типологических особенностях.

Корреляционный анализ результатов анкетирования позволил установить устойчивые взаимосвязи между уровнем физической подготовленности и отношением студентов к физической культуре. Также установлена тесная корреляционная связь между двигательной активностью и отношением студентов к физической культуре.

ке проведения занятий;

— определение интересов и потребностей студентов в сфере физ-культурно-оздоровительной деятельности.

Полученные данные позволили нам выявить соответствие занятий физкультурной направленности, которые организуются в высших учебных заведениях, запросам современного общества и традиционному содержанию общего образования.

Для понимания индивидуальности студентов необходимо было изучить направленность, основные жизненные позиции и установки личности, реализуемые в процессе физического воспитания5.

Результаты исследования показали, что мотивация студентов на занятия физической культурой не всегда согласуется с основными задачами, стоящими перед физическим воспитанием как целенаправленным учебным процессом. Основная причина этого -недостаточно эффективная организация учебного процесса, что находит подтверждение в динамике развития основных физических показателей.

Корреляционный анализ результатов анкетирования позволил установить устойчивые взаимосвязи между уровнем физической подготовленности и отношением студентов к физической культуре. Также установлена тесная корреляционная связь между двигательной активностью и отношением студентов к физической культуре. Анализ корреляционных связей позволяет сделать вывод о влиянии негативного отношения студентов к физическому воспитанию на проявление активности при освоении двигательного компо-

нента физической культуры и, как следствие, на уровень физической подготовленности. Таким образом, полученные данные демонстрируют, что показатель уровня физической подготовленности является не только количественной, но и качественной характеристикой состояния студента, его двигательной активности и отношения к физической культуре.

Наряду с изучением мотивов на занятие физической культурой была поставлена задача определения причин низкой активности на занятиях. Проанализировав анкеты, мы убедились, что причины низкой активности и пропуска занятий без уважительной причины можно объединить в три основные группы:

1) причины организационного характера (отсутствие занятий по интересам, плохое материальное обеспечение, неудачное расписание занятий и т.д.);

2) причины методического характера (несоответствие предъявляемых требований возможностям студентов, недостаточное методическое обеспечение занятий);

3) причины личностного характера (недостаточный уровень подготовленности,

личная недисциплинированность, плохие отношения с преподавателем).

По нашему мнению, это свидетельствует о том, что направленность и содержание внеучебной физкультурно-спортивной деятельности идут вразрез как с направленностью учебной работы, так и с интересами и потребностями самих студентов. Ни секционная работа, ни соревновательная деятельность не отражают истинных интересов студентов и не способствуют приобщению большинства из них к занятиям физической культурой и спортом.

Причина низкой эффективности физического воспитания кроется еще и в том, что во главу всей работы поставлено достижение определенных результатов. Это сдача различных нормативов, которые студенты в силу своей низкой физической подготовленности или типологических особенностей затрудняются выполнить6.

Таким образом, анализ данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволил зафиксировать:

— низкий уровень мотивационно-цен-ностного отношения студентов к физической культуре;

№ 2(76) ФЕВРАЛЬ 2017

— различный уровень физической подготовленности студентов первого курса;

— методические трудности реализации преподавателями индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях;

— нежелание многих студентов сдавать контрольные нормативы, так как они считают их слишком сложными.

Данное положение объясняется следующим:

— сложившееся еще в школьном возрасте негативное отношение к физической культуре;

— неразрешенность противоречий между учетом и реализацией индивидуальных особенностей, задатков и интересов студентов и традиционной формой организации учебного процесса в вузе;

— отсутствие дифференцированной шкалы оценки физической подготовленности студентов (с учетом не только различного уровня физического развития, но и типологических особенностей учащихся).

Результаты проведенного констатирующего эксперимента позволили нам сделать вывод о недостаточной сформированности мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре. Представляется перспективной разработка модели организации физического воспитания студентов на основе реализации индивидуально-дифференцированного подхода. В качестве основных направлений педагогической деятельности в данном случае нами определено следующее:

— качественное улучшение педагогического руководства на основе учета индивидуальных типологических особенностей, задатков и интересов студентов;

— целенаправленное формирование и развитие у студентов потребности и интереса к активным занятиям физической культурой.

Соединить воедино эти два направления нам представляется возможным через реализацию на практике индивидуально-дифференцированного подхода к студентам с учетом типологических особенностей каждой личности, 'jjjj

Литература

1. Демкина Е.П. Формирование здорового образа жизни студентов: как не упустить главного? // Высшее образование в России. 2016. № 5. С. 50-55.

2. Физическая культура студента: учеб. / под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2001. 448 с.

3. Акишин Б. А. Формирование у студентов мотивационно-ценностного отношения к физической культуре // Теория и практика физической культуры. 2008. № 12. С. 77-79.

4. Дуркин П.К., Лебедева М.П. Формирование у школьников интереса к физической культуре // Физическая культура в школе. 2016. № 4. С. 42-44.

5. Масленцева Н.Ю., Масленцева С.Б. Культура и здоровье. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. 96 с.

6. Соколова И.В., Чистякова Е.В. Анализ физической подготовленности студентов (к обоснованию VI ступени комплекса ГТО) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 4. С. 70-75.

STUDENTS' INTEREST'S FORMATION TO PHYSICAL EDUCATION

N.V. Erokhova, Candidate of Pedagogy, Docent, The department of physical education, sport and health and wellness, Murmansk Arctic State University, Murmansk, Russia, erohova@list.ru

The article analyzes the motives and processes of interests' formation to physical education and sport among students. The author has conducted a review analysis of multiple researches in this field. There is a basic problem in this interest's formation to physical education among students. The paper defines the main objectives of a lecturer for formation of motivation and value attitude to physical education and sport. The work contains the results of pedagogical observations over organizations of educational process and separates out the basic reasons of objective character in realization of individual and differentiated approach. The article analyzes the indices of students' physical training level. The author studies the data which characterize students' attitude to physical education and healthy living in educational institutions. The problems are analyzed and some solution ways for increase of the work's

efficiency level. The paper analyzes the next aspects of physical education in universities: modern demands in the sphere ofphysical education; some development perspectives; the reasons of low activity of students at lessons ofphysical education; basic ways ofpedagogical activity in the field of motivation. Key words: motivation, physical education, students, interest, individual and differentiated approach, physical training level, educational process, lessons' organization.

References

1. Demkina E.P. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni studentov: kak ne upustit' glavnogo? [Formation of healthy lifestyle of students: how not to miss the main thing?]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia. 2016, no. 5, pp. 50-55.

2. Il'inich V.I. Fizicheskaja kul'tura studenta: ucheb. [Physical education student: textbook]. Moscow, Gardariki Publ., 2001, 448 p.

3. Akishin B.A. Formirovanie u studentov moti-vacionno-cennostnogo otnoshenija k fizicheskoj kul'ture [Formation of students ' motivational and value attitude to physical culture]. Teorija i praktika fizicheskoj kul 'tury - Theory and practice of physical culture. 2008, no. 12, pp. 77-79.

4. Durkin P.K., Lebedeva M.P. Formirovanie u shkol'nikov interesa k fizicheskoj kul'ture [Formation of pupils interest to physical culture]. Fizicheskaja kul'tura v shkole - Physical culture at school. 2016, no. 4, pp. 42-44.

5. Maslenceva, N.Ju., Maslenceva S.B. Kul'tura i zdorov'e. [Culture and health]. Ekaterinburg, RGPPU Publ., 2013, 96 p.

6. Sokolova, I.V., Chistjakova E.V. Analiz fizicheskoj podgotovlennosti studentov (k obosnovaniju VI stupeni kompleksa GTO) [Analysis of physical preparedness of students (VI to the justification stage of the complex TRP)]. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly) - Alma mater (Vestnik high school). 2016, no. 4, pp. 70-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.