4. Ушенин, А.И. Формирования умений и навыков судейства рукопашного боя у курсантов учебных заведений МВД России : дис. ... канд. пед. наук / Ушенин А.И. - СПб., 2005. - 131 с.
5. Фарфель, B.C. Дискуссия о критериях тренированности // Теория и практика физической культуры. - 1972. - № 1. - С. 64-72.
6. Цыганок, А.О. Подготовка курсантов ввузов по рукопашному бою : дис. ... канд. пед. наук / Цыганок А.О. - СПб., 2003. - 223 с.
REFERENCES
1. Ashkinazi, S.M. (2001), Questions of the theory and practice of hand-to-hand combat in the Armed Forces of the Russian Federation, Military institute of physical culture, St. Petersburg.
2. Ashkinazi, S.M. and Kuzmin, V.V. (2008), "Innovations in the development of the theory and practice of hand-to-hand combat servicemen (research results of the last 20 years)", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, No 7 (41), pp. 6-11.
3. Volkov, N.I. (1974), "The problem of fatigue in the theory and practice of sports", Theory and practice of physical culture, No 2, pp. 60-63.
4. Ushenin, A.I. (2005), Formation of skills and skills of judging hand-to-hand combat at cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, dissertation, Saint-Petersburg.
5. Farfel, B.C. (1972), "Discussion about the criteria for training", Theory and practice of physical culture, No 1, pp. 64-72.
6. Tsyganok, A.O. (2003), Preparation of cadets of high schools for hand-to-hand combat: dissertation, Saint-Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.04.2019
УДК 796.011
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Юрий Анатольевич Филиппов, кандидат философских наук, доцент, Ольга Владимировна Резенькова, кандидат биологических наук, доцент, Ирина Евгеньевна Шаталова, кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь
Аннотация
В данной статье рассматриваются результаты опроса отношения студенческой молодежи к формированию у них мотивационно-ценностных потребностей к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни. Было установлено, что у студентов наблюдается низкий образовательный уровень в области физической культуры и спорта, слабая физическая и спортивно-техническая подготовленность и, как следствие всему, физкультурно-спортивная пассивность, на фоне неустойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
Ключевые слова: физическая культура, здоровье, здоровый образ жизни, мотивы, интересы, физическая активность.
COMPLEX ANALYSIS OF ATTITUDE OF STUDENTS OF NORTH CAUCASIAN FEDERAL UNIVERSITY TO OCCUPATIONS WITH PHYSICAL CULTURE AND TO
HEALTHY LIFESTYLE
Yury Anatolyevich Filippov, the candidate of philosophical sciences, senior lecturer, Olga Vladimirovna Rezenkova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Irina Evgenyevna Shatalova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, North Caucasian Federal University, Stavropol
Annotation
In this article the results of the poll of the attitude of the student's youth to formation among them the motivational and valuable needs in occupations with physical culture and in healthy lifestyle are
considered. It was established that at students there is observed the low educational level in the field of physical culture and sport, weak physical and sports and technical fitness and, as a result to everything, sports passivity, against the background of unstable interest in occupations with physical exercises.
Keywords: physical culture, health, healthy lifestyle, motives, interests, physical activity.
ВВЕДЕНИЕ
Современное высшее образование остается одним из приоритетных социальных институтов и его качеством и уровнем во многом определяется духовное, экономическое, культурное и социальное развитие общества. Формирование здорового образа жизни студентов является одним из актуальных направлений деятельности вуза в области физической культуры и спорта. Современное студенчество в процессе обучения сталкивается с рядом трудностей, связанных с интенсивностью учебной нагрузки, не сбалансированным режимом питания, плохой организацией труда и отдыха, низкой двигательной активностью, и как следствие низким уровнем мотивации к занятиям физической культурой. Следует отметить, что вследствие снижения уровня здоровья молодого поколения в большинстве вузов наполняемость групп специального медицинского назначения превысило отметку в 40%. Как известно, мотивационно-ценностный компонент отражает активно положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни и физическое совершенствование [1, 2]. Исходя из этого, проблема формирования мотивационно-ценностных потребностей студентов к занятиям физической культурой и спортом является актуальной и требует дальнейшего изучения.
Целью исследования является выявление отношения студентов Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни.
ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для реализации поставленной цели нами был проведен анкетный опрос 317 студентов очной формы обучения не физкультурных специальностей.
Как показали результаты опроса, у 9,3% студентов СКФУ выявляется высокая заинтересованность к познанию, отмечаются попытки самостоятельного решения проблемы. Абсолютно не интересующаяся физической культурой молодежь составляет 17%. Между ними находятся студенты с низкой мотивацией - 74,7%, к которым относится большинство осознающих значимость физической культуры, но не активных в ней. Основными причинами данного положения являются: отсутствие свободного времени (45%), загруженность другими дисциплинами (33%) и лень (22%). Исходя из этого необходимо учитывать, что познавательная деятельность, самообразование, а в итоге высокий уровень физической культуры выступают в трех формах: как результат стимулирования активности, как средство, и как условие эффективности учебно-воспитательного процесса. Таким образом, проблема состояния здоровья студентов в области физической культуры является многофакторной и в социальном, и в экономическом, и в профессиональном плане. Особенно это касается студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, количество которых, в среднем, в нашем вузе составляет 39,2% к общему контингенту обучающихся.
В результате анкетирования было выявлено, что 52% студентов не занимаются различными видами физических упражнений в свободное время, 37% - занимаются от случая к случаю и только 11% - регулярно. При этом ведущими мотивами для большинства явились коррекция фигуры (40%), укрепление здоровья (22%), получение зачета (38%).
Подавляющее большинство студентов (73%) положительно относятся к занятиям по физической культуре и посещают академические занятия, 4% - не посещают занятия и
считают, что физическая культура им не нужна.
При выборе видов занятий 32% студентов хотели бы заниматься общей физической подготовкой, 10% - легкой атлетикой, 53% - игровыми видами спорта и 5% -нетрадиционными. Большинство респондентов (60%) считает, что занятия по физической культуре в вузе должны организовываться на природе, что в свою очередь будет способствовать сохранению и укреплению здоровья, 8% студентов считают, что следует улучшить организацию занятий по физической культуре, 12% отмечают слабую материально-техническую базу, а 10% считают, что должно больше проводиться спортивно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий.
17% студентов считают, что у них достаточно высокий уровень физической активности, 47% - средний, 31% - низкий, 5% - затрудняются ответить. Поурочная форма занятий физической культурой по расписанию устраивает 40%, не нравится - 23%, относятся безразлично - 32% студентов.
Опрос показал, что 67% респондентов придерживаются здорового образа жизни (ЗОЖ), но не имеют достаточно научного представления о ней. Под ЗОЖ понимают: отсутствие вредных привычек - 30%, ежедневные занятия физической культурой и спортом -30%, правильное питание - 30% и все факторы вместе - 10%.
Результаты проведенных исследований позволяют сделать следующие выводы, что студенты СКФУ уделяют небольшое внимание физической активности и занятиям спортом. Очевидным становится и то, что современные системы, реализуемые в процессе профессиональной подготовки студентов, все еще остаются однонаправленными и односторонними. На занятиях по физической культуре, особенно на начальном этапе обучения, редко учитываются в полной мере разнообразные интересы, потребности, ценностные ориентации студентов. Занятия не всегда ориентированы на формирование интеллектуальных и творческих способностей, эстетических чувств и коммуникативной культуры молодежи. Практическое содержание дисциплины «Физическая культура и спорт» должно отвечать требованиям системы высшего образования к проявлению у студентов высокой степени работоспособности, активности, продуктивности в учебной деятельности, к уровню их физической культуры, здорового образа жизни и в итоге здоровья. Форма проведения занятий должна быть не только содержательной, но и интересной. Традиционные педагогические подходы формирования ЗОЖ среди студентов представляются малоэффективными, поэтому необходимо включать в программу по дисциплине «Физическая культура и спорт» современные физкультурно-оздоровительные технологии, которые позволят создать условия для творческого, физического развития студентов и сформировать у них стремление к здоровому образу жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васельцова, И.А. Изучение мотивации к занятиям физической культуры студенческой молодежи / И.А. Васельцова, А.Б. Бродецкий, С.А. Петров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). - С. 19-24.
2. Соловьев, Г.М. Становление деятельностного отношения студентов к физической культуре и здоровому образу жизни / Г.М. Соловьев, И.Е. Шаталова // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 6. - С. 44-49.
REFERENCES
1. Vaseltsova, I.A., Brodetsky, A.B. and Petrov, S.A. (2016), "The study of motivation for physical education of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 139, No. 6, pp. 19-24.
2. Solovyov, G.M. and Shatalova, I.E. (2009), "Formation of the activity relation of students to physical culture and healthy lifestyle", Pedagogical education and science, No. 6, pp. 44-49.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.04.2019