Научная статья на тему 'Влияние валеолого-ориентированного педагогического сопровождения физической культуры на посещаемость занятий и здоровье студентов'

Влияние валеолого-ориентированного педагогического сопровождения физической культуры на посещаемость занятий и здоровье студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
85
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА / ВАЛЕОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зиновьев Николай Алексеевич, Пелагеич Никита Владимирович, Купреев Марат Валерьевич

Экспериментальное исследование подтверждает, что применение валеолого-ориентированного педагогического сопровождения занятий физической культуры позволяет достичь ряда положительных эффектов, среди которых отмечается более позитивное отношение к занятиям физической культурой (по параметру их посещаемости) и улучшение здоровья студентов. Доказано, что модель организации физкультурного процесса, учитывающая потребности студентов и актуализирующая их стремление к саморазвитию, ориентированная на современные способы информирования и двигательной активности, является более эффективной по сравнению с традиционной моделью занятий физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зиновьев Николай Алексеевич, Пелагеич Никита Владимирович, Купреев Марат Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of valeologo-focused pedagogical support of physical culture on attendance of occupations and health of students

Pilot study confirms that application of the valeologo-focused pedagogical support of physical culture occupations allows reaching a number of positive effects among which there is more positive attitude to physical culture occupations (by the parameter of their attendance) and improvement of health of the students. It has been proved that the model of organization of the sports process considering needs of students and making actual their aspiration to self-development, focused on the modern ways of informing and physical activity is more effective in comparison with the traditional model of physical culture occupations.

Текст научной работы на тему «Влияние валеолого-ориентированного педагогического сопровождения физической культуры на посещаемость занятий и здоровье студентов»

на отметку «удовлетворительно»). Однако студенты, обучавшиеся по экспериментальной модели занятий физической культурой, продемонстрировали значительный рост данного показателя к концу учебного года, достигнув нормативного уровня, соответствующего отметке «хорошо». В то же время у студентов контрольной группы, изначально не отличавшихся от них, положительных изменений на достоверном уровне значимости не произошло. Следовательно, можно утверждать, что данная модель оказывает положительное влияние на уровень выносливости студентов-первокурсников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев, В.И. Кризис физической культуры студентов и пути его преодоления /

B.И. Григорьев // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 2. - С. 54-61.

2. Зайцев, Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Зайцев Г.К. - СПб., 1998. - 40 с.

3. Зиновьев, Н.А. Активность студентов в соблюдении принципов здорового образа жизни / Н.А. Зиновьев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). -

C. 73-77.

4. Информированность студентов технического вуза о параметрах здорового образа жизни / Н.А. Зиновьев, А.А. Зиновьев, М.В. Купреев, П.Б. Святченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 103-107.

5. Ориентация на здоровый образ жизни и его значение в социальной адаптации у студентов технического вуза / Н.А. Зиновьев, А.А. Зиновьев, М.В. Купреев, П.Б. Святченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 270-274.

REFERENCES

1. Grigoriev, V.I. (2004), "Crisis of physical culture of students and way of his overcoming", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 54-61.

2. Zaytsev, G.K. (1998), Valeologo-pedagogical bases of ensuring health of the person in an education system, dissertation, St. Petersburg.

3. Zinoviev, N.A. (2012), "Activity of students in respect for the principles of a healthy lifestyle", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 73-77.

4. Zinoviev, N.A., Zinoviev, A.A., Kupreev, M.V. and Svyatchenko, P.B. (2015), "Knowledge of students of technical college of parameters of a healthy lifestyle", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, (129), pp. 103-107.

5. Zinoviev, N.A., Zinoviev, A.A., Kupreev, M.V. and Svyatchenko, P.B. (2015), "Orientation to a healthy lifestyle and its value in social adaptation at students of technical college", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 270-274.

Контактная информация: nik.zinoviev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.03.2017

УДК 796.011.3

ВЛИЯНИЕ ВАЛЕОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПОСЕЩАЕМОСТЬ ЗАНЯТИЙ И ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ

Николай Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель, Никита Владимирович Пелагеич, старший преподаватель, Марат Валерьевич Купреев, старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова,

Санкт-Петербург

Аннотация

Экспериментальное исследование подтверждает, что применение валеолого-ориентированного педагогического сопровождения занятий физической культуры позволяет до-

стичь ряда положительных эффектов, среди которых отмечается более позитивное отношение к занятиям физической культурой (по параметру их посещаемости) и улучшение здоровья студентов. Доказано, что модель организации физкультурного процесса, учитывающая потребности студентов и актуализирующая их стремление к саморазвитию, ориентированная на современные способы информирования и двигательной активности, является более эффективной по сравнению с традиционной моделью занятий физической культурой.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, физическая культура, студенты технического вуза, валеолого-ориентированное сопровождение.

INFLUENCE OF VALEOLOGO-FOCUSED PEDAGOGICAL SUPPORT OF PHYSICAL CULTURE ON ATTENDANCE OF OCCUPATIONS AND HEALTH OF

STUDENTS Nikolay Alekseevich Zinoviev, the senior teacher, Nikita Vladimirovich Pelageich, the senior teacher, Marat Valerievich Kupreev, the senior teacher, The Ustinov Baltic State Technical University, St. Petersburg

Annotation

Pilot study confirms that application of the valeologo-focused pedagogical support of physical culture occupations allows reaching a number of positive effects among which there is more positive attitude to physical culture occupations (by the parameter of their attendance) and improvement of health of the students. It has been proved that the model of organization of the sports process considering needs of students and making actual their aspiration to self-development, focused on the modern ways of informing and physical activity is more effective in comparison with the traditional model of physical culture occupations.

Keywords: healthy lifestyle, physical culture, students of technical college, valeologo-focused

support.

ВВЕДЕНИЕ

В Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» (№ 464 от 25.05.2016г.) отмечается, что среди основных приоритетов социальной и экономической политики государства является распространение стандартов здорового образа жизни. Важный вклад в формирование здорового образа жизни должно внести создание условий для занятий физической культурой и спортом различных групп населения.

Проблема сохранения и укрепления здоровья студенчества, как важной составляющей человеческого потенциала страны, является приоритетной задачей в области образовательной политики. Однако, к сожалению, традиционно построенный процесс физического воспитания в вузе не справляется в должной степени с решением задачи приобщения студентов к оздоровительной деятельности [2]. В связи с этим, идея о необходимости преобразования системы физического воспитания на валеологической основе, выдвинутая Г.К. Зайцевым [3], является весьма целесообразной [4].

МЕТОДИКА

Нами была разработана технология валеолого-ориентированного сопровождения занятий физической культурой для студентов технического вуза, рассчитанная на один учебный год (для студентов первого курса). Основными ее педагогическими средствами являются:

- информирование студентов по различным вопросам здорового образа жизни -своего рода «информационно-валеологическая разминка» в начале каждого занятия (1520 минут);

- ориентирование студентов на информационные ресурсы валеологического профиля в Интернете (осуществлялось посредством подбора информации о ЗОЖ на лич-

ной страничке преподавателя в социальной сети «ВКонтакте»);

- валеологическое консультирование студентов - как очное (офлайн), так и заочное (онлайн - на страничке преподавателя в социальной сети) по вопросам здорового образа жизни;

- демонстрация эталонов здорового образа жизни в лице преподавателей физической культуры подразумевает сочетание хорошей физической формы преподавателей и подбор фотографий на личной страничке в социальной сети («ВКонтакте»), демонстрирующих различные моменты ЗОЖ преподавателя;

- разработка индивидуального образовательного маршрута студентов при прохождении дисциплины «физическая культура»;

- работа с индивидуальными программами самокоррекции образа жизни студентами - на основе результатов диагностики здорового образа жизни студентами разрабатываются индивидуальные программы совершенствования своего образа жизни (Схема индивидуальной программы самокоррекции образа жизни студента), которые просматриваются и, при необходимости, корректируются, преподавателем физической культуры;

- вариативность и ориентация на современные формы занятий физической культурой.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В педагогическом эксперименте приняли участие две группы испытуемых-первокурсников: экспериментальная (62 студента) и контрольная (67 студентов, посещавшие традиционные занятия физической культурой по базовой программе) разного пола. Между ними не было обнаружено достоверных различий по изучаемым параметрам в начале учебного года.

Первый «срез» проводился в конце первого месяца занятий, второй - в конце учебного года. Посещаемость занятий определялась по журналу посещений. Для оценки здоровья студентов применялась методика комплексной бальной оценки уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко [1], а также простудная заболеваемость студентов-первокурсников (по медицинским справкам).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате участия в эксперименте у студентов экспериментальной группы возросла посещаемость занятий физической культурой, тогда как у студентов контрольных групп она снизилась. Это означает, что участие студентов в педагогической модели стимулирует их посещаемость, интерес к занятиям физической культурой (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика посещаемости обязательных занятий физической культурой у студентов-первокурсников_

Посещаемость занятий 1 семестр 2 семестр

% %

Юноши Э. гр. (п = 34) 74,4% 89,2%

Юноши К. гр. (п = 35) 73,6% 65,1%

Девушки Э. гр. (п = 28) 70,2% 92,5%

Девушки К. гр. (п = 32) 72,4% 61,7%

Как показывает таблица 2, у студентов экспериментальных групп возросли значения посещаемости и дополнительных (вечерних) занятий физической культурой. Тогда как у студентов контрольных групп обоих полов посещаемость дополнительных занятий к концу учебного года существенно снизилась.

Таблица 3 свидетельствует, что в среде студентов-первокурсников технического вуза фиксируется довольно высокий уровень заболеваемости, что, видимо, связано со сложностями адаптации к новым условиям жизни и высоким требованиям к их физическим и психическим возможностям.

К концу учебного года у студентов экспериментальной группы обоего пола отмечается более низкая (в 2 раза) заболеваемость, чем у студентов контрольных групп, хотя изначальной разницы в уровне здоровья между ними не обнаруживается.

Таблица 2 - Посещаемость дополнительных (вечерних) занятий физической культурой у студентов-первокурсников_

Посещаемость занятий 1 семестр 2 семестр

% %

Юноши Э. гр. (п = 34) 33,2% 39,5%

Юноши К. гр. (п = 35) 34,0% 23,1%

Девушки Э. гр. (п = 28) 27,4% 35,8,5%

Девушки К. гр. (п = 32) 27,2% 21,7%

Таблица 3 - Простудная заболеваемость студентов-первокурсников

Число заболеваний Число заболеваний Количество дней заболеваний

Юноши Э. гр. (п = 34) 4 10

Юноши К. гр. (п = 35) 10 19

Девушки Э. гр. (п = 28) 7 12

Девушки К. гр. (п = 32) 14 26

Таблица 4 отражает данные уровня физического здоровья студентов-первокурсников на начало их обучения и к концу первого курса.

Таблица 4 - Динамика уровня физического здоровья студентов-первокурсников (баллы)

Оценка здоровья В начале уч. года В конце уч. года Различия

XX ±о XX ±о W р

Юноши Э. гр. (п = 34) 11,1±0,9 14,5±0,9 158 0,01

Юноши К. гр. (п = 35) 11,4±1,1 11,8±0,9 506 -

Девушки Э. гр. (п = 28) 10,9±0,8 14,1±0,8 154 0,01

Девушки К. гр. (п = 32) 11,0±0,9 11,7±1,1 545 -

Изначально уровень здоровья всех групп фактически не отличается и может быть оценен как средний. Однако авторы методики отмечают, что безопасный уровень соматического (физического) здоровья, гарантирующий отсутствие болезней, имеют лишь люди с высоким уровнем функционального состояния. Его понижение сопровождается прогрессирующим ростом числа заболеваний и снижением функциональных резервов организма до опасного уровня, граничащего с патологией. Отсутствие клинических проявлений болезни еще не свидетельствует о наличии стабильного здоровья. В связи с этим, средний уровень здоровья может расцениваться как критический. Дальнейшее его снижение уже ведет к клиническому проявлению заболеваний [1].

К концу учебного года студенты экспериментальных групп, участвовавшие в эксперименте, продемонстрировали статистически значимое повышение здоровья, уровень которого согласно методике можно интерпретировать как «выше среднего». Отмечается, что этот уровень здоровья имеют только лица, регулярно занимающиеся оздоровительными тренировками [1]. У студентов контрольных групп значимых сдвигов в оценке уровня их здоровья не произошло.

ВЫВОДЫ

Таким образом, результаты проведенного сравнительного исследования свидетельствуют, что для студентов, принявших участие в педагогическом эксперименте, направленном на оценку эффективности валеолого-ориентированного педагогического сопровождения занятий физической культуры, показало, что у студентов технического вуза произошли следующие позитивные изменения: у них повысилась посещаемость основных и дополнительных занятий физической культурой и повысился уровень их физического здоровья, что подтверждается данным о более низком уровне их заболеваемости в течение учебного года.

ЛИТЕРАТУРА

1. Апанасенко, Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л.А. Попова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. - 243 с.

2. Григорьев, В.И. Кризис физической культуры студентов и пути его преодоления / В.И. Григорьев // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 2. - С. 54-61.

3. Зайцев, Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Зайцев Г.К. - СПб., 1998. - 40 с.

4. Зиновьев, Н.А. Валеолого-педагогическое сопровождение занятий физической культурой как средство формирования здорового образа жизни у студентов технического вуза / Н.А. Зиновьев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 58-62.

REFERENCES

1. Apanasenko, G.L. and Popova, L.A. (2000), Medical valeology, Phoenix, Rostov-on-Don.

2. Grigoriev, V.I. (2004), "Crisis of physical culture of students and way of his overcoming", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 54-61.

3. Zaytsev, G.K. (1998), Valeologo-pedagogical bases of ensuring health of the person in an education system, dissertation, St. Petersburg.

4. Zinoviev, N. A. (2013), "Valeologo-pedagogical maintenance of occupations by physical culture as means of formation of a healthy lifestyle at students of technical college", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 58-62.

Контактная информация: nik.zinoviev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.03.2017

УДК 796.011.3

ЗАНЯТИЯ ПО САМООБОРОНЕ СТУДЕНТОК НА ОСНОВЕ ТАЙ-БО АЭРОБИКИ

Светлана Дмитриевна Зорина, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Викторовна Ишанова, кандидат педагогических наук, доцент, Волжский институт экономики, педагогики и права (ВИЭПП), г. Волжский, Волгоградская область

Аннотация

В работе приводятся данные о положительном влиянии разработанной методики применения средств тай-бо аэробики на занятиях по самообороне у девушек-студенток. Результаты проведенного эксперимента показывают, что улучшились показатели физической подготовленности, посещаемости учебных занятий по физической культуре и качество выполнения базовых приемов самообороны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: физическая культура, физическая подготовленность, тай-бо аэробика, самооборона, студентки.

CLASSES IN SELF-DEFENSE FOR FEMALE STUDENTS ON THE BASIS OF TAE-

BO AEROBICS

Svetlana Dmitrievna Zorina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Olga Victorovna Ishanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Volzhskiy Institute of Economics, Pedagogy and Law, Volzhskiy, Volgograd region

Annotation

The article presents the data on the positive impact of the developed technique of Tae-Bo aerobics application at the self-defense classes with female students. The results of this experiment show that physical fitness, attendance of the classes of Physical Education and quality of the basic self-defense techniques have improved.

Keywords: physical education, physical fitness, Tae-Bo aerobics, self-defense, female students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.