Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования здорового образа жизни студентов технического вуза'

Педагогические условия формирования здорового образа жизни студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
185
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТУДЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА / КОМПОНЕНТЫ / ЭЛЕМЕНТЫ / ВАЛЕОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зиновьев Николай Алексеевич, Святченко Петр Борисович

В результате проведенного педагогического эксперимента была выявлена совокупность педагогических условий, способствующих формированию параметров здорового образа жизни у студентов технического вуза. К их числу относятся: 1) формирование валеологически-ориентированной информационно-насыщенной образовательной среды; 2) применение инноваций в рамках учебного процесса; 3) поддержание вариативности учебного процесса; 3) стимулирование собственной активности и рефлексии студентов в процессе формирования здорового образа жизни; 4) соблюдение принципа диалогичности учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зиновьев Николай Алексеевич, Святченко Петр Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of formation of a healthy lifestyle among the students of the technical college

As a result of the pedagogical experiment, a set of pedagogical conditions conducive to a healthy lifestyle options at students of the technical college has been identified. These include: 1) the formation of valeology-oriented informationally-enriched learning environment; 2) the application of innovations in the framework of the educational process; 3) maintaining the variability of the educational process; 3) promotion of self-activity and reflection of students in the process of formation of a healthy lifestyle; 4) observation of the principle of dialogic teaching process.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования здорового образа жизни студентов технического вуза»

Prague, Faculty of Physical Education and Sport, pp. 99-105.

7. Schmolzer, B., Muller, W. (2005), "Individual flight styles in ski jumping: Results obtained during Olympic Games competitions", Journal of Biomechanics, Vol. 38, No. 5, pp. 1055-1065.

Контактная информация: zebzeev85@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.04.2016

УДК 796.011

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Николай Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель, Петр Борисович Святченко, старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова (БГТУ «Военмех»), г. Санкт-Петербург

Аннотация

В результате проведенного педагогического эксперимента была выявлена совокупность педагогических условий, способствующих формированию параметров здорового образа жизни у студентов технического вуза. К их числу относятся: 1) формирование валеологически-ориентированной информационно-насыщенной образовательной среды; 2) применение инноваций в рамках учебного процесса; 3) поддержание вариативности учебного процесса; 3) стимулирование собственной активности и рефлексии студентов в процессе формирования здорового образа жизни; 4) соблюдение принципа диалогичности учебного процесса.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, студенты технического вуза, компоненты, элементы, валеолого-педагогическое сопровождение.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p98-102

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE AMONG THE STUDENTS OF THE TECHNICAL COLLEGE

Nikolay Alekseevich Zinoviev, the senior teacher, Peter Borisovich Svyatchenko, the senior teacher, Baltic State Technical University "VOENMEKH" named after D.F .Ustinov, St. Petersburg

Annotation

As a result of the pedagogical experiment, a set of pedagogical conditions conducive to a healthy lifestyle options at students of the technical college has been identified. These include: 1) the formation of valeology-oriented informationally-enriched learning environment; 2) the application of innovations in the framework of the educational process; 3) maintaining the variability of the educational process; 3) promotion of self-activity and reflection of students in the process of formation of a healthy lifestyle; 4) observation of the principle of dialogic teaching process.

Keywords: healthy lifestyle, students of technical college, components, elements, valeologo-pedagogical maintenance.

ВВЕДЕНИЕ

На основе проведенных эмпирических исследований проблемы здорового образа жизни студентов, обучающихся в техническом вузе, было сделано заключение, что, в целом, его параметры характеризуются недостаточной степенью развития. Что, в свою очередь, способствует ухудшению качества социальной адаптации студентов [1, 2].

В результате анализа данных была разработана технология валеолого-педагогического сопровождения занятий физической культуры (для студентов технического вуза), которая в ходе педагогического эксперимента показала высокую степень эффективности [3].

МЕТОДИКА

В целях изучения разных компонентов здорового образа жизни у студентов, обучающихся в технических вузах, был разработан ряд анкет, в каждой из которых присутствовали следующие его элементы: 1) соблюдение режима; 2) полноценный отдых; 3) «правильное» питание; 4) физическая активность; 5) отказ от зависимостей; 6) соблюдение гигиены; 7) соблюдение правил обеспечения безопасности здоровья; 8) применение саморегуляции.

Всего применялось 5 анкет, в которых изучались следующие компоненты ориентации студентов на здоровый образ жизни: 1) когнитивный (информированность о здоровом образе жизни); 2) эмоциональный (отношение к здоровому образу жизни); 3) моти-вационный (потребность в здоровом образе жизни); 4) конативный (готовность к здоровому образу жизни); 5) праксический (активность в сфере здорового образа жизни).

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В качестве основных педагогических условий стимулирования развития параметров здорового образа жизни у студентов технического вуза следует рассматривать:

1. Формирование валеологически-ориентированной информационно-насыщенной образовательной среды, что предполагает информирование преподавателем физического воспитания студентов относительно различных аспектов здорового образа жизни в следующих формах:

- мини-лекции (15-20 минут) по здоровому образу жизни в начале каждого занятия по физическому воспитанию;

- ориентирование студентов на информационные ресурсы относительно здорового образа жизни в интернет-пространстве (подбор материалов на странице преподавателя в социальной сети);

- консультирование преподавателем студентов по вопросам здорового образа жизни, как в рамках учебного процесса, так и в процессе виртуального общения в рамках социальной сети.

2. Применение инноваций (модернизации) в рамках учебного процесса, что подразумевает:

- ориентацию студентов на современные знания и практики в сфере здорового образа жизни в целом и физической культуры, в частности;

- применение современных средств воздействия на студентов в виде информационного ресурса Интернета (личной странички преподавателя физического воспитания в одной из социальных сетей).

3. Поддержание вариативности учебного процесса в следующих формах:

- в отношении занятий физическим воспитанием - предоставление студентам возможности выбора вида занятий:

а) занятия общей физической подготовкой (в зале);

б) занятия на тренажерах (в тренажерном зале);

в) занятия в секции единоборств (секции бокса и дзюдо);

- в отношении формирования здорового образа жизни студентов - учет потребностей и интересов студентов в этой сфере (возможность изменения тематики занятия).

4. Стимулирование собственной активности и рефлексии студентов в процессе формирования здорового образа жизни, что находит отражение в следующих моментах:

- осуществление студентами самодиагностики параметров здорового образа жизни;

- написание студентами индивидуальной программы коррекции своего образа жизни;

5. Соблюдение принципа диалогичности учебного процесса, который включает в себя следующие аспекты:

- учет интересов и потребностей студентов в сферах здорового образа жизни в целом и физической культуры, в частности;

- доступность преподавателя физической культуры для студентов в информационном плане (консультирования по вопросам здорового образа жизни - как очного, так и заочного - в социальной сети);

- использование метода «обратной связи» (для оценки промежуточных и конечных результатов формирования здорового образа жизни студентов).

В качестве "вспомогательных" условий формирования здорового образа жизни у студентов технического вуза использовались:

- демонстрация эталонов здорового образа жизни в лице преподавателей физической культуры (для реализации данного аспекта необходима хорошая физическая форма в сочетании с высокой валеологической информированностью преподавательского состава);

- соблюдение принципа оптимальности учебной нагрузки студентов, который подразумевает, что формирование здорового образа жизни должно занимать лишь часть учебного времени студентов, не подменяя собой занятия физической культурой и не снижая, таким образом, объема их двигательной активности.

В технологическом отношении, "ключевыми" аспектами формирования у студентов технического вуза здорового образа жизни следует считать:

1) Информирование студентов по различным вопросам здорового образа жизни в формате мини-лекции в начале каждого занятия по физическому воспитанию;

2) Информирование студентов относительно здорового образа жизни посредством ресурса социальной сети - конкретно, на личной странице преподавателя:

- даются ссылки на информационные ресурсы валеологического профиля в Интернете (в связи со слабой доступностью литературы соответствующего профиля и низким уровнем интереса к ней со стороны студентов);

- осуществляется консультирование студентов (он-лайн) по вопросам здорового образа жизни.

3) Работу преподавателя физвоспитания со студенческими индивидуальными программами коррекции своего образа жизни.

В процедурном отношении реализация педагогического сопровождения студентов в процессе занятий физической культурой в целях совершенствования параметров здорового образа жизни предусматривает следующую последовательность действий, которые можно разделить на ряд этапов.

Первый этап - диагностический. В ходе данного этапа осуществляется тестирование различных компонентов здорового образа жизни студентов с целью определения наиболее «проблемных» его областей. Кроме того, производится анкетирование студентов с целью выявления их интересов и предпочтений в сфере физической культуры.

Второй этап - организационный. Сущность данного этапа заключается в том, что, с учетом полученных данных, происходит корректировка как базовой программы занятий физической культурой (с учетом интересов студентов в рамках существующих возможностей), так и тематического плана занятий (с учетом выявленных «проблемных» зон в образе жизни студентов).

Третий этап - основной (или «рабочий»). На протяжении данного этапа происходит информирование студентов относительно здорового образа жизни (в различных форматах) и формирование индивидуальных программ коррекции образа жизни студентов.

Четвертый этап - этап контроля достигнутых результатов. Контроль включает в себя повторную диагностику параметров здорового образа жизни студентов и получение

от них «обратной связи» (посредством анкетирования).

В педагогическом эксперименте, основной целью которого была проверка эффективности разработанной модели валеолого-педагогического сопровождения занятий физической культурой у студентов технических вузов, приняли участие две группы испытуемых-первокурсников:

1-я группа - экспериментальная (62 студента), принявшихся участие в большинстве занятий физической культурой (от 80% и выше) в рамках внедрения модели валео-лого-педагогического сопровождения;

2-я группа - контрольная (67 студентов), посещавшие традиционные занятия физической культурой по базовой программе.

Данные выборки были уравновешены по половому составу. Между ними не было обнаружено достоверных различий по результатам диагностики различных параметров здорового образа жизни, проведенной до внедрения технологии валеолого-педагогического сопровождения занятий физической культурой (в начале учебного года).

После завершения эксперимента было проведено повторное анкетирование параметров здорового образа жизни у испытуемых как экспериментальной, так и контрольной группы.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате проведенного исследования, установлено, что в экспериментальной группе большинство параметров здорового образа жизни изменилось в позитивную сторону. Вследствие проведенных мероприятий большинство показателей достигли высокого уровня значений. В контрольной группе никаких значимых изменений не произошло.

Наиболее существенные изменения произошли в когнитивной сфере, на 99% уровне достоверности студенты стали гораздо более информированными в отношении различных аспектов здорового образа жизни.

Также у студентов на 95% уровне достоверности улучшилось отношение к здоровому образу жизни, и повысилась степень готовности к здоровому образу жизни. И, самое главное, у студентов технического вуза повысилась степень реальной активности в отношении реализации принципов здорового образа жизни в повседневной жизни.

Значения мотивации в отношении здорового образа жизни значимо не изменились, так как студенты, обучающиеся в техническом вузе, отличались изначально высоким ее уровнем.

Со стороны элементного состава здорового образа жизни студентов экспериментальной группы также произошли значимые позитивные изменения. На 99% уровне достоверности повысились значения: физической активности, обеспечения безопасности здоровья и применения саморегуляции. На 95% уровне достоверности у студентов возросли значения показателей следования принципам "правильного питания" и отказа от пагубных для здоровья зависимостей.

ВЫВОДЫ

Таким образом, сформулированные условия активизации здорового образа жизни студентов технического вуза в процессе занятий физической культурой нашли технологическое воплощение в деятельности преподавателя физического воспитания.

В результате проведения педагогического эксперимента по внедрению модели ва-леолого-педагогического сопровождения занятий физической культурой у студентов произошли позитивные изменения, как со стороны компонентов, так и со стороны элементов здорового образа жизни.

В целом, предложенная технология педагогического сопровождения занятий студентов физической культурой соответствует требованию научной обоснованности (так как основывается на данных эмпирических исследований конкретного контингента -студентов технического вуза и может быть повторно воспроизведена в подобных услови-

ях, имеет системный и комплексный характер).

ЛИТЕРАТУРА

1. Зиновьев, Н.А. Активность студентов в соблюдении принципов здорового образа жизни / Н.А. Зиновьев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). -С. 73-77.

2. Зиновьев, Н.А. Физическая культура в социальной интеграции личности / Н.А. Зиновьев // Материалы международной научной конференции XVII Царскосельские чтения 22-24 апреля 2013 г. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова ; Ленингр. гос. ун-т им А.С. Пушкина. -СПб., 2013. - Т. II. - С. 379-383.

3. Зиновьев, Н.А. Валеолого-педагогическое сопровождение занятий физической культурой как средство формирования здорового образа жизни у студентов технического вуза / Н.А. Зиновьев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 58-62.

REFERENCES

1. Zinoviev, N.A. (2012), "The activity of students in the principles of a healthy lifestyle", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp 73-77.

2. Zinoviev, N. A. (2013), "Physical education in social integration of the person", Materials of international scientific conference XVII Tsarskoye Selo readings April 22-24, 2013, publishing house Pushkin Leningrad State University, St. Petersburg, pp 379-383.

3. Zinoviev, N.A. (2013), "Valeology-pedagogical support of physical culture as means of formation of healthy lifestyle among students of technical universities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No 5, pp 58-62.

Контактная информация: nik.zinoviev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.03.2016

УДК 796.342

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СИЛЬНЕЙШИХ ТЕННИСИСТОВ

МИРА НАЧАЛА 21 ВЕКА

Галина Павловна Иванова, доктор биологических наук, заслуженный работник физической культуры, профессор, Гуй Юйлун, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Чжан Сяоцюань, кандидат педагогических наук, преподаватель, Уханьский институт физической культуры, Ухань, КНР

Аннотация

В работе проанализированы антропометрические показатели 150 первых теннисистов мира по рейтингу 2015 года (мужчин и женщин), которые сравнивались с подобными данными за 2000 год и за некоторые годы 21 столетия. Определены средние статистические значения совокупностей по следующим показателям: возраст, вес, индекс массы тела (Кетле) и ростовой показатель (по Амосову).

Обнаружено, что современные теннисисты стали выше, тяжелее и мощнее, чем лучшие теннисисты на грани веков: рост и масса первых 50 теннисистов по мировому рейтингу достоверно выше, чем у следующих 50 спортсменов, они в среднем старше второй и третьей пятидесятки. Обнаружена достоверная корреляции между ростом теннисистов и их технической результативностью на примере количества эйсов, выполненных за годовой период. Антропометрические исследования лучших теннисистов мира способствуют созданию модели теннисиста будущего, что важно для успешности развития тенниса, долгосрочного прогноза развития игры, отбора и обучения теннису.

Ключевые слова: теннисисты, антропометрические показатели, рейтинг, подача, корреляция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.