Научная статья на тему 'Оценка рациональности питания студентов технического вуза как элемента здорового образа жизни'

Оценка рациональности питания студентов технического вуза как элемента здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / АДЕКВАТНОСТЬ ПИТАНИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Надежда Дмитриевна, Зиновьев Алексей Николаевич, Святченко Петр Борисович, Ивачев Александр Алексеевич

Питание студентов на сегодняшний день представляет собой актуальную проблему. Загруженность учебой и плохая осведомленность о принципах рационального питания провоцируют студентов на употребление в пищу фаст-фуда, как следствие, это ведет к заболеваниям ЖКТ. Методом анкетирования было выявлено отношение студентов технического вуза к соблюдению рационального режима питания и определена его адекватность. Исследование показало, что учащиеся 3-го и 5-го курсов относятся более серьезно к режиму питания, чем студенты 1-го.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Надежда Дмитриевна, Зиновьев Алексей Николаевич, Святченко Петр Борисович, Ивачев Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of nutrition rationality for technical university students as a healthy lifestyle element

Student’s nutrition is an urgent problem nowadays. The academic workload and poor knowledge of the principles of rational nutrition provoke students to eat fast food, as a consequence, this leads to gastrointestinal diseases. The method of questioning showed the attitude of students of a technical university to adherence to a rational diet and its adequacy has been determined. The study showed that students of the 3rd and 5th courses are more serious about the diet than the students of the 1st.

Текст научной работы на тему «Оценка рациональности питания студентов технического вуза как элемента здорового образа жизни»

УДК 796.011+613.2

ОЦЕНКА РАЦИОНАЛЬНОСТИ ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ЭЛЕМЕНТА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Надежда Дмитриевна Алексеева, преподаватель, Алексей Николаевич Зиновьев, доцент, Петр Борисович Святченко, старший преподаватель, Александр Алексеевич Ивачев, преподаватель, Балтийский государственный технический университет «Воен-мех» им. Д. Ф. Устинова, г. Санкт-Петербург

Аннотация

Питание студентов на сегодняшний день представляет собой актуальную проблему. Загруженность учебой и плохая осведомленность о принципах рационального питания провоцируют студентов на употребление в пищу фаст-фуда, как следствие, это ведет к заболеваниям ЖКТ. Методом анкетирования было выявлено отношение студентов технического вуза к соблюдению рационального режима питания и определена его адекватность. Исследование показало, что учащиеся 3-го и 5-го курсов относятся более серьезно к режиму питания, чем студенты 1-го.

Ключевые слова: рациональное питание, студенты, питание студентов, адекватность питания, здоровый образ жизни.

EVALUATION OF NUTRITION RATIONALITY FOR TECHNICAL UNIVERSITY

STUDENTS AS A HEALTHY LIFESTYLE ELEMENT Nadezhda Dmitrievna Alekseeva, the teacher, Alexey Nikolaevich Zinoviev, the senior lecturer, Petr Borisovich Svyatchenko, the senior teacher, Aleksander Alekseevich Ivachev, the

teacher, The Ustinov Baltic State Technical University, St. Petersburg

Annotation

Student's nutrition is an urgent problem nowadays. The academic workload and poor knowledge of the principles of rational nutrition provoke students to eat fast food, as a consequence, this leads to gastrointestinal diseases. The method of questioning showed the attitude of students of a technical university to adherence to a rational diet and its adequacy has been determined. The study showed that students of the 3rd and 5th courses are more serious about the diet than the students of the 1st.

Keywords: rational nutrition, students, student's nutrition, adequacy of nutrition, healthy lifestyle.

ВВЕДЕНИЕ

Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации к окружающей среде. Сохранение и укрепление здоровья молодёжи одна из главных задач государства и общества [2].

Студенты - это молодежь в возрасте 16-23 лет еще с незаконченными процессами роста и формирования организма. Важное место в сохранении их здоровья принадлежит организации рационального питания [1]. Студенты относятся к I группе по интенсивности труда (лица, занятые умственным трудом), который характеризуется: минимальной физической нагрузкой; ненормированным рабочим днем; высоким нервно-эмоциональным напряжением [3].

МЕТОД ОЦЕНКИ

В связи с актуальностью проблемы нами было проведено исследование, целью которого было выявление отношения студентов технического вуза к соблюдению рационального режима питания и оценки его адекватности. Основным методом исследования было анкетирование, состоящее из 10 вопросов. Достоверность различий определялась по w-критерию Вилкоксона (вопросы 1-4, 10) и t-критерию Стьюдента (вопросы 5-9) между ответами первокурсников и третьекурсников, первокурсников и пятикурсников по каждому

пункту анкеты.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Опрошено было 300 студентов: по 100 учащихся 1, 3 и 5 курсов. В таблице ниже представлены данные анкетирования (таблица 1).

Таблица 1. - Результаты анкетирования_

Вопрос 1 курс 3 курс 5 курс

1. Считаете ли Вы нужным соблюдать принципы рационального питания? 71% - да 29% - нет 87% - да 13% - нет 95% - да 5% - нет

2. Хотите ли Вы соблюдать правильный режим питания? 42% - да 58% - нет 87% - да 13% - да 91% -да 9% - нет

3. Соблюдаете ли Вы правильный режим питания? 33% - да 67% - нет 61% - да 39% - нет 68% - да 32% - нет

4. Страдаете ли Вы заболеваниями ЖКТ? 43% - да 57% - нет 21% - да 79% - нет 19% - да 81% - нет

5. Количество приемов пищи в день? (раз) 2,45 2,97 3,21

6. Сколько раз в неделю Вы употребляете свежие овощи и фрукты? (раз) 2,68 4,89 5,51

7. Сколько раз в неделю Вы употребляете в пищу фаст-фуд, чипсы, сухарики? (раз) 3,63 1,3 0,89

8. Сколько раз в неделю Вы употребляете кисломолочные продукты? (раз) 2,27 7,99 8,15

9. Сколько раз в неделю Вы самостоятельно готовите себе пищу? (раз) 1,02 4,42 5,47

10. Завтракаете ли Вы? (раз) 72% - да 28% - нет 91% - да 9% - нет 98% - да 2% - нет

Достоверность различий между данными, полученными из ответов первокурсников и студентов других курсов, является значимой (р <0,05). Из данных анкетирования видим, что учащиеся 3-го и 5-го курсов относятся более серьезно к режиму питания, чем студенты 1-го. Больше половины опрошенных первокурсников не только не соблюдают принципы рационального питания, но и не считают это необходимым. В то время как около 90% старшекурсников считают важным соблюдение режима питания, но в силу загруженности, финансовых возможностей и условий проживания не всегда его соблюдают.

Статистические данные говорят о том, что большинство опрошенных студентов-первокурсников питаются не более 2-х раз в день, самостоятельно не готовят, часто употребляют в пищу фаст-фуд и другую вредную еду, мало едят фруктов и кисломолочных продуктов, и, как следствие, почти половина из них имеет периодические недомогания или хронические заболевания ЖКТ. Как положительный показатель можно было бы отметить наличие завтрака у более, чем 70% первокурсников, но в уточняющем пункте «Чем?» большинство указало кофе или чай и сладкое. Такой завтрак нельзя назвать рациональным.

Но отметим, что к старшим курсам появляется положительная динамика: снижается процент заболеваний ЖКТ, уменьшается количество употребляемого в пищу фаст-фуда, увеличивается количество фруктов, овощей и кисломолочных продуктов. Количество приемов пищи приближается к оптимальному значению, студенты начинают готовить еду самостоятельно.

ВЫВОДЫ

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что в техническом вузе необходимо больше внимания уделять принципам рационального питания и основным аспектам диетологии. Для получения достаточного количества информации студентам не хватает нескольких часов лекций в рамках предмета «Физическая культура», необходимо искать альтернативные источники предоставления информации и пропаганды здорового образа жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зиновьев, Н.А. Формирование здорового образа жизни студентов технического вуза на занятиях физической культурой / Н.А. Зиновьев, М.В. Купреев // ХХ Юбилейные Царскосельские чтения : материалы международной научной конференции. - Санкт-Петербург, 2016. - С. 291-295.

2. Зиновьев, Н.А. Факторы, определяющие негативное влияние обучения в вузе на здоровье студентов / Н.А. Зиновьев, А.Н. Зиновьев, Н.В. Пелагеич // Информация как двигатель научного прогресса : сборник статей международной научно-практической конференции : в 3 частях. - Уфа : Аэтерна, 2017. - Ч. 2. - С. 116-119.

3. Зиновьев, Н.А. Влияние валеолого-ориентированного педагогического сопровождения физической культуры на посещаемость занятий и здоровье студентов / Н.А. Зиновьев, Н.В. Пелагеич, М.В. Купреев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145). - С. 74-78.

REFERENCES

1. Zinoviev, N.A. and Kupreev, M.V. (2016), "Formation of a healthy lifestyle of students of a technical university on physical education", XX Jubilee Tsarskoselskie reading materials of the international scientific conference, St. Petersburg, pp. 291-295.

2. Zinoviev, N.A., Zinoviev, A.N. and Pelageich, N.V. (2017), "Factors determining the negative impact of higher education on the health of students", Information as the engine ofscientific progress collection of articles of the international scientific and practical conference: in 3parts, Aeterna, Ufa, part 2, pp. 116-119.

3. Zinoviev, N.A., Pelageich, N.V. and Kupreev, M.V. (2017) "Influence of valeological-oriented pedagogical support of physical culture on attendance of occupations and health of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (145), pp. 74-78.

Контактная информация: nik.zinoviev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.04.2018

УДК 796.011.3

ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ СТУДЕНТОВ РУТ (МИИТ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРИТЕРИЕВ ТРУДНОСТИ

Рустам Рашитович Алиходжин, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), Москва

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема обучения двигательным действиям студентов технического вуза. Автором выделены типичные признаки действий различного характера, идентифицированы как критерии, определены типичные ошибки и разработана модель обучения.

Ключевые слова: ведущие признаки, модель обучения, координационная сложность, физическая трудность, психическая напряженность.

LEARNING MOTOR ACTIONS OF STUDENTS OF RUSSIAN UNIVERSITY OF TRANSPORT (MIIT) USING CRITERIA OF DIFFICULTIES

Rustam Rashitovich Alikhodzhin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian University of transport (MIIT), Moscow

Annotation

This article deals with the problem of teaching motor actions of students of technical higher educational institutions. The author highlights the typical signs of actions of different nature, identified as criteria, and it identified the typical errors and developed a model of training.

Keywords: leading features, learning model, coordination complexity, physical difficulty, mental

tension.

ВВЕДЕНИЕ

Последние десятилетия внимание специалистов направленно на совершенствование методических подходов к обучению, обеспечивающих высокую эффективность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.