Научная статья на тему 'Обучение двигательным действиям студентов Рут (МИИТ) с использованием критериев трудности'

Обучение двигательным действиям студентов Рут (МИИТ) с использованием критериев трудности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДУЩИЕ ПРИЗНАКИ / МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / КООРДИНАЦИОННАЯ СЛОЖНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ТРУДНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиходжин Рустам Рашитович

В данной статье рассматривается проблема обучения двигательным действиям студентов технического вуза. Автором выделены типичные признаки действий различного характера, идентифицированы как критерии, определены типичные ошибки и разработана модель обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиходжин Рустам Рашитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Learning motor actions of students of Russian University of transport (MIIT) using criteria of difficulties

This article deals with the problem of teaching motor actions of students of technical higher educational institutions. The author highlights the typical signs of actions of different nature, identified as criteria, and it identified the typical errors and developed a model of training.

Текст научной работы на тему «Обучение двигательным действиям студентов Рут (МИИТ) с использованием критериев трудности»

ЛИТЕРАТУРА

1. Зиновьев, Н.А. Формирование здорового образа жизни студентов технического вуза на занятиях физической культурой / Н.А. Зиновьев, М.В. Купреев // ХХ Юбилейные Царскосельские чтения : материалы международной научной конференции. - Санкт-Петербург, 2016. - С. 291-295.

2. Зиновьев, Н.А. Факторы, определяющие негативное влияние обучения в вузе на здоровье студентов / Н.А. Зиновьев, А.Н. Зиновьев, Н.В. Пелагеич // Информация как двигатель научного прогресса : сборник статей международной научно-практической конференции : в 3 частях. - Уфа : Аэтерна, 2017. - Ч. 2. - С. 116-119.

3. Зиновьев, Н.А. Влияние валеолого-ориентированного педагогического сопровождения физической культуры на посещаемость занятий и здоровье студентов / Н.А. Зиновьев, Н.В. Пелагеич, М.В. Купреев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145). - С. 74-78.

REFERENCES

1. Zinoviev, N.A. and Kupreev, M.V. (2016), "Formation of a healthy lifestyle of students of a technical university on physical education", XX Jubilee Tsarskoselskie reading materials of the international scientific conference, St. Petersburg, pp. 291-295.

2. Zinoviev, N.A., Zinoviev, A.N. and Pelageich, N.V. (2017), "Factors determining the negative impact of higher education on the health of students", Information as the engine ofscientific progress collection of articles of the international scientific and practical conference: in 3parts, Aeterna, Ufa, part 2, pp. 116-119.

3. Zinoviev, N.A., Pelageich, N.V. and Kupreev, M.V. (2017) "Influence of valeological-oriented pedagogical support of physical culture on attendance of occupations and health of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (145), pp. 74-78.

Контактная информация: nik.zinoviev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.04.2018

УДК 796.011.3

ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ СТУДЕНТОВ РУТ (МИИТ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРИТЕРИЕВ ТРУДНОСТИ

Рустам Рашитович Алиходжин, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), Москва

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема обучения двигательным действиям студентов технического вуза. Автором выделены типичные признаки действий различного характера, идентифицированы как критерии, определены типичные ошибки и разработана модель обучения.

Ключевые слова: ведущие признаки, модель обучения, координационная сложность, физическая трудность, психическая напряженность.

LEARNING MOTOR ACTIONS OF STUDENTS OF RUSSIAN UNIVERSITY OF TRANSPORT (MIIT) USING CRITERIA OF DIFFICULTIES

Rustam Rashitovich Alikhodzhin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian University of transport (MIIT), Moscow

Annotation

This article deals with the problem of teaching motor actions of students of technical higher educational institutions. The author highlights the typical signs of actions of different nature, identified as criteria, and it identified the typical errors and developed a model of training.

Keywords: leading features, learning model, coordination complexity, physical difficulty, mental

tension.

ВВЕДЕНИЕ

Последние десятилетия внимание специалистов направленно на совершенствование методических подходов к обучению, обеспечивающих высокую эффективность

работы при оптимальной ее продолжительности. В сложившихся условиях особенно остро встают вопросы повышения качества управления педагогическим процессом, в том числе и процессом физического воспитания студентов.

Изучение условий и разработка способов, повышающих эффективность обучения двигательным действиям студентов, создает благоприятные предпосылки для использования критериев трудности как адекватное управленческое воздействие на процесс обучения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Успешность обучения двигательным действиям зависит от физической, координационной и психической готовности обучаемых [2, 7, 9].

Для системного подхода к представлениям о технологии процесса обучения необходимо рассматривать любое двигательное действие как систему [4, 6], состоящую из взаимосвязанных и соподчиненных подсистем (кинематической, динамической и функциональной), существование которых опосредуются их технической сложностью, физической трудностью и психической напряженностью [8]. Эти характерные для каждого действия особенности, вероятно, могут служить основными модельными характеристиками, которые в целом определяют общую трудность изучаемого действия.

Ведущие системы двигательного действия, как объективные признаки его, могут реализоваться только при условии их обеспечения индивидуальной психофизической подготовленностью занимающегося, которая представляет собой двигательный потенциал и психический комплекс [1, 3, 5, 10].

Возникновение типовых ошибок, которые можно заранее предвидеть, необходимо предупреждать. Модель процесса обучения (рисунок) способствует определению важнейших мер упреждения ошибок и успешному формированию, как ориентировочной основы, так и целостной структуры двигательного действия.

При этом необходимо:

1. Соблюдение закономерностей формирования двигательных навыков и принципов обучения двигательным действиям;

2. Подбор средств, методов и приемов решения учебных задач в строгом соответствии с этапом процесса обучения;

3. Применение словесного отчета занимающихся о своих действиях;

4. Заблаговременное упреждение возможных ошибок выполнения движений за счет качественного выполнения всех применяемых упражнений: имитационных, подготовительных, подводящих, стимулирующих и др.;

5. Постоянная проверка, оценивание результатов занятий и коррекция процесса обучения (оперативная, этапная или по конечной модели).

Принципиальная схема обучения предполагает, что основной путь предупреждения и исправления ошибок в двигательных действиях лежит через обнаружение причины ошибки, которая связанна с недостаточностью физической, технической и психической подготовленности. Очевидно, что одна и та же ошибка при выполнении двигательного действия, может быть отнесена к каждой из этих трех видов подготовленностей и одновременно являться, причиной этой ошибки по одному из ведущих признаков действия: физической трудности, координационной сложности и психической напряженности.

В связи с этим нужно определять, в частности, связь психической подготовленности по отношению к состоянию психической напряженности обучаемого, технической подготовленности к координационной сложности и физической подготовленности к физической трудности соответственно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ литературных источников позволил нам констатировать, что любое двигательное действие представляет собой особую структуру, содержащую

объективные признаки физической нагрузки и сложности, субъективно отражающихся в сознании исполнителя как физическая трудность, координационная сложность и суммарно вызывающих напряженность его психического состояния.

В силу разных особенностей обучаемого и сложности изучаемого действия бывает невозможно сразу выполнить необходимое двигательное задание пусть даже и с «допустимыми» ошибками. Поэтому общие принципы обучения двигательным действиям различных типов не могут оказать посильную помощь в решении данного вопроса.

Исходя из этого, мы сочли необходимым для повышения эффективности обучения рассматривать характерные признаки двигательного действия в качестве основных критериев позволяющих оценить общую трудность двигательного задания и интегральную готовность к изучению данного действия.

Обозначения: 1) КС - координационная сложность; ФТ - физическая трудность; ПН - психическая напряженность; 2) ФП - физическая подготовленность; ТП - техническая подготовленность; ПП - психическая подготовленность; 3) ООДД - ориентировочная основа двигательного действия; ДД - двигательные действия.

Рисунок - Принципиальная схема модели обучения двигательным действиям с использованием

критериев трудности

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. - М. : Медицина, 1975. - 447 с.

2. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.

3. Гуревич, К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К.М. Гуревич. - М. : Наука, 1970. - 272 с.

4. Донской, Д. Д. Движения спортсмена / Д. Д. Донской. - М. : Физкультура и спорт, 1965.

- 199 с.

5. Дьячков, В.Н. Ведущие параметры, фазы и элементы координации, и их отражение в ритме двигательных актов / В.Н. Дьячков // Сборник научных трудов ВНИИФК. - М., 1972. - С. 77-131.

6. Коренберг, В.Б. Основы качественного биомеханического анализа / В.Б. Коренберг. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - 208 с.

7. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

8. Менхин, Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике : учебно-методическое пособие / Ю.В. Менхин. - М. : Физкультура и спорт, 1976. - 224 с.

9. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г. Озолин. - М. : Физкультура и спорт, 1970. - 479 с.

10. Ратов, И.Р. О двигательном мышлении // Теория и практика физической культуры. -1980. - № 3. - С. 22-24.

REFERENCES

1. Anokhin, P.K. (1975), Essays on the physiology of functional systems, Medicine, Moscow.

2. Bogen, M.M. (1985), Training in motor actions, Physical Culture and sport, Moscow.

3. Gurevich, K.M. (1970), Professional suitability and basic properties of the nervous system, Science, Moscow.

4. Donskoy, D.D. (1965), Movements of the athlete, Physical Culture and sport, Moscow.

5. Dyachkov, V.N. (1972), "Leading parameters, phases and elements of coordination and their reflection in the rhythm of motor acts", Collection of scientific works VNIIFK, Moscow, pp. 77-131.

6. Matveev, L.P. (1991), Theory and methods of physical culture, Physical Culture and sport, Moscow.

7. Korenberg, V.B. (1979), Fundamentals of qualitative biomechanical analysis, Physical Culture and sport, Moscow.

8. Menhin, Yu.V. (1976), Physical preparation in gymnastics, Physical Culture and sport, Moscow, pp. 58-60.

9. Ozolin, N.G. (1970), The modern system of sports training, Physical Culture and sport, Moscow.

10. Ratov, I.R. (1980), "On motor thinking", Theory and practice of physical culture, No. 3, pp.

22-24.

Контактная информация: rustam_alih@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.05.2018

УДК 796.011

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ВФСК ГТО

Сергей Павлович Аршинник, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Александровна Амбарцумян, старший преподаватель, Галина Николаевна Дудка,

старший преподаватель, Константин Васильевич Малашенко, кандидат педагогических наук, Михаил Юрьевич Пушкарный, кандидат педагогических наук, доцент, Василий Иванович Тхорев, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСиТ),

Краснодар

Аннотация

В рамках настоящего исследования моделировалась ситуация, при которой появляется возможность оперативного увеличения числа школьников, способных выполнить нормативы ГТО на знак отличия по отношению к исходному уровню. Полученные результаты свидетельствуют, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.