(р<0,05); был отмечен достоверный рост амплитуды мышечного тонуса (р<0,05);
- рациональная реакция на функциональную пробу Мартине-Кушелевского: ЧСС на третьей минуте восстановления в среднем сократилась с 77,4±0,52 ударов в минуту до 64,57±1,88 ударов в минуту (р<0,05). Время восстановления пульса и артериального давления до исходных значений после выполнения нагрузки находилось в пределах трех минут, общая физическая работоспособность обследуемых достоверно выросла (р<0,05).
ЛИТЕРАТУРА
1. Рёнстрем, П. А. Спортивные травмы. Клиническая практика предупреждения и лечения / П.А. Рёнстрем. - Киев : Олимпийская литература, 2003. - 356 с.
2. Анатомия плечевого сустава и биомеханика его травм [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://medicalplanet.su/perelomi_i_travmi/anatomia_plechevogo_sustava.html (03.04.2016).
REFERENCES
1. Ryestrem, P. A. (2003), Sports injuries. Clinical practice ofprevention and treatment, Olympic literature, Kiev.
2. Anatomy of the shoulder joint and the biomechanics of its injuries, available at: http://medi-calplanet.su/perelomi_i_travmi/anatomia_plechevogo_sustava.html.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.11.2018
УДК 796.011
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В РОССИЙСКОЙ
ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ
Елена Витальевна Ногина, кандидат педагогических наук, Российская таможенная академия, Люберцы; Татьяна Сергеевна Кудрявицкая, кандидат юридических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва; Сергей Николаевич Зуев, доктор педагогических наук, профессор, Российская таможенная академия, Люберцы
Аннотация
В работе рассмотрены состояние здоровья студентов, их отношение к занятиям физической культурой и спортом, организации своего питания, проведению свободного времени. Найдены среди обучающихся уровни популярности различных видов двигательной активности, оценены причины, мешающие активным занятиям физкультурно-спортивной деятельностью. Определено количество и ранжировано по уровню силы зависимости к курению и употреблению спиртных напитков юношей и девушек. Установлено, что в прошедшем году 61% респондентов ни разу не болел, а за время обучения в Российской таможенной академии почти у половины (45%) повысился интерес к занятиям физической культурой и спортом.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, физическая культура, спорт, здоровье, двигательная активность, питание.
ATTITUDE OF STUDENTS TO HEALTHY LIFE STYLE IN THE RUSSIAN
CUSTOMS ACADEMY Elena Vitalyevna Nogina, the candidate of pedagogical science, Russian Customs Academy, Lyubertsy; Tatyana Sergeyevna Kudryavitskaya, the candidate of legal sciences, senior lecturer, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow; Sergey Nikolayevich Zuev, the doctor of pedagogical science, professor, Russian
Customs Academy, Lyubertsy
Annotation
The article examines the state of health of the students, their attitude to physical culture and sports, the organization of their nutrition, leisure time. The levels of popularity among students of various types of
motor activity are found, the reasons that prevent the active physical activity and sports activities are evaluated. The quantity has been determined and ranked according to the level of dependence on smoking and drinking alcohol by the young men and women. It was established that in the past year 61% of respondents have never been ill, and during their studies at the Russian Customs Academy, almost half (45%) increased their interest in physical education and sports.
Keywords: healthy lifestyle, physical culture, sport, health, physical activity, nutrition.
ВВЕДЕНИЕ
Система высшего профессионального образования должна обеспечить подготовку высокого уровня знаний выпускаемых кадров и при этом ни только не нанести вред, но и укрепить состояние здоровья обучающихся [1, 2]. Эта возможно только при сформированной потребности студентов в здоровом образе жизни, когда учащиеся доложены быть в данном процессе активным действующими лицами [3].
Для эффективного управления данными процессами мы попытались изучить существующее состояние данной проблемы. Исследование проводилось с февраля по апрель включительно 2018 года со студентами 1-4 курсов Российской таможенной академии (РТА). Были опрошены 677 студентов, среди которых 248 юношей и 429 девушек. Основным методом изучения было выбрано анкетирование, которое дополнялось опросом. Разработанная анкета включала 16 вопросов и от двух до девяти кодированных ответов. Некоторые вопросы содержали количественную оценку. С целью повышения объективности ответов вопросы анкеты были сформулированы в результате анализа литературных данных и опроса профессорско-педагогического состава РТА, а также кандидатов и докторов наук по психологии, физиологии, педагогике. Все блоки вопросов были полузакрытыми: респондентам предоставлялась возможность выразить свое мнение, даже если оно не было отражено в прилагаемом списке вопросов.
Полученная информация обрабатывалась при помощи компьютерных статистических программ, установленных в Microsoft Office Exel 2010.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты опроса показали, что студенты в некоторой степени информированы о здоровом образе жизни (ЗОЖ) и определенных факторов, его составляющих. 83% считают, что, здоровый образ жизни способствует успеху в учебе, работе и т.д., 4% - не способствует и 13% - затрудняются ответить.
Они также считают, что для поднятия жизненной активности необходимо соблюдение режима дня (65%); занятие физкультурой и спортом (77%); постоянные прогулки на природе (54%); употребление алкоголя (3%); использование легких наркотиков (1%); одухотворенная литература (18%) (рисунок 1).
18 4
.65
□ соблюдение режима дня □занятие спортом
□ постоянноые прогулки на природе 54 ^ | ^употребление алкоголя
□ использование легкого наркотика
□ одухотворенная литература □затрудняюсь ответить
Рисунок 1 - Что необходимо для поднятия жизненной активности?
Однако на практике респонденты свое свободное время проводят следующим образом: 32% сидят дома, смотрят телевизор или играют в компьютерные игры; 27% - гуляют с друзьями; 22% - занимаются спортом; 11% не имеют свободного времени; 8% - затрудняются ответить на этот вопрос.
Практически каждый студент знает, что двигательная активность является частью здорового образа жизни. 97% студентов считает физическую культуру необходимым элементом общей культуры человека, однако утренней гигиенической гимнастикой (УГГ) регулярно занимается только 41% респондентов.
Несмотря на это, 99% опрошенных помимо УГГ занимаются различными формами физической культурой и спортом, а систематически 47%. (рисунок 2).
26
47
□ занимаюсь эпизодически
□ занимаюсь в свободное время
□ занимаюсь систематически
□ не занимаюсь
26
Рисунок 2 - Ваше отношение к физкультурно-спортивной деятельности
В результате проведения преподавателями бесед, лекций, интересных, эмоциональных, и квалифицированных занятий, организаций соревнований и праздников по различным видам спорта и т.п., почти у половины (45%) обучающихся за время обучения в Российской таможенной академии повысился интерес к физической культуре (рисунок 3).
„ 1
□ не изменился □да
45--' 52 Пзатрудняюсь ответить
□ снизился
Рисунок 3 - Повысился ли у Вас интерес к физической культуре в процессе учебы?
Вызывает особый интерес и то, что ни одного из опрошенных не было, кому не нравилось заниматься физической культурой. Несмотря на это, 5% студентов, посещают занятия физической культурой только с целью получения зачета (рисунок 4). 6^ 5 ___о
□ занятия доставляют удовольствие
□ коррекция фигуры
□ чтобы похудеть
□ чтобы накачать мышцы
□ затрудняюсь ответить
□ чтобы получить зачет
□ заниматься не нравится
17
55,9
Рисунок 4 - Ваше отношение к занятиям физической культурой
Выработка эндорфинов (гормонов удовольствия) во время систематических двигательных нагрузок, положительный эмоциональный фон вовремя групповых занятий, интересные контакты, социализация групп занимающихся определили 56% студентов кому нравиться заниматься физической культурой и спортом. 17%, в основном девушки,
основной целью занятий ставят похудение. 8%, в основном юноши, накачивание мышц, а 17% - коррекция фигуры. Здесь юноши и девушки разделились почти поровну. Среди студентов особой популярностью пользуются прогулки, игры, купание (34%), секционные занятия по видам спорта (30%), клубы по спортивным интересам (16%) и самостоятельные занятия (15%) (рисунок 5).
□ активный отдых: прогулки, игры, купание 34 □секционные занятия по видам спорта
□ клубы по спортивным интересам
□ самостоятельные занятия
□ массовые спортивные, оздоровительные мероприятия □затрудняюсь ответить ■ никакая
16
Рисунок 5 - Какая форма физической активности Вам наиболее привлекательна?
Большинство обучающихся не готово оплачивать физкультурно-оздоровительные услуги (56%). Среди остальной части опрошенных, платят за занятия на тренажерах 20%, в бассейне и теннисном корте по 10% (рисунок 6).
1 1 1 1 /
10
20
56
□ не использую □тренажеры
□ бассейн □теннисный корт
□ шейпинг
□ консультации специалиста
□ прокат инвентаря
□ сауна
□ массаж
Рисунок 6 - Используете ли Вы платные услуги для организации оздоровления и активного отдыха?
Основными причинами мешающими заниматься физкультурно-спортивной деятельностью являлись, недостаток времени 62% и дороговизна услуг, инвентаря и спортивной формы 9%. За остальными декларируемыми показателями как недостаток физкультурных знаний (1%), слабая организация массовой физкультурно-оздоровительной работы (4%), по нашему мнению, скрывается отсутствие достаточной силы воли для преодоления негативных ощущений во время специальных нагрузок (рисунок 7).
□ недостаток времени □затрудняюсь ответить
□дороговизна услуг, инвентаря и спортивной формы
14
62,2
□ не знаю, как выбрать вид спорта
□ слабая организация массовой физкультурно-оздоровительной работы
□ недостаток физкультурных знаний в организации самостоятельных знаний
Рисунок 7 - Что Вам мешает заниматься физкультурно-спортивной деятельностью?
Помимо оптимальной двигательной активности ЗОЖ включает рациональное питание. Опрос показал, что 75% опрошенных питаются три-четыре раза в день, 22%
0
принимает пищу 2 раза, 3% - один (рисунок 8). Горячую пищу три-четыре раза в день принимает 32%; два- 41%; один - 27% (рисунок 9).
3
16
37
22
□ 1 раз
□ 2 раза
□ 3 раза
□ 4 раза
Рисунок 8 - Сколько раз в день, как правило, Вы принимаете пищу?
16
27
□ 1 раз
□ 2 раза
□ 3 раза
□ 4 раза
Рисунок 9 - Сколько раз в день, как правило, Вы принимаете горячую пищу?
Другим важным фактором здорового образа жизни является - отказ от вредных привычек. 55% студентов считают, что не имеют вредных привычек, 45%, что имеют.
Одной и них и самой распространенной, является курение табака, действию которой подвержены 24% студентов. 9% студентов можно отнести к злостным курильщикам, которые выкуривают более одной пачки сигарет в сутки, 14% выкуривают меньше 20 сигарет за 24 часа и 76% считают себя не курящими (рисунок 10).
6 1
8.
□ не курю
□ выкуриваю более одной пачки
□ выкуриваю менее одной пачки
□ курю не более 6 сигарет в день
76
Ззатрудняюсь ответить
Рисунок10 - Как много Вы курите в день?
Курящих юношей (13%) и девушек (11%) примерно одинаковое количество. Однако злостных, выкуривающих более одной пачки в день, юношей (7%) больше, чем девушек (2%).
Следующая вредная привычка - употребление алкогольных напитков. Многие студенты считают, что спиртные напитки помогает расслабиться снять накопившееся напряжение. Практически все молодые люди убеждены, что застолье не может обойтись без алкоголя и, если его употреблять эпизодически, то он абсолютно безвреден. Как показали результаты исследований, 1% студентов употребляет алкоголь довольно часто, 35% эпизодически и 63% не привержены к этой привычке (рисунок 11).
1 1
□ не употребляю □употребляю эпизодически □затрудняюсь ответить
63
□употребляю давольно-таки часто
35
Рисунок 11 - Как Вы относитесь к употреблению алкогольных напитков?
Употребляют алкогольные напитки 36% респондентов, из них девушек в 1.7 раза меньше, чем юношей.
В последнее время компьютерная зависимость все больше проникает в студенческую среду. Такие люди, практически выпадают из социума. Они живут своей виртуальной жизнью, в которой нет места нормальным человеческим потребностям, за исключением физиологических, практически отсутствуют социальные контакты. Вызывает опасение, что 24% опрошенных часами сидят за электронными экранами.
Не секрет, что из года в год состояние здоровья студентов ухудшается. В связи с этим представляют интерес данные следующих диаграмм, из которых следует, что 76% студентов РТА относятся к основной медицинской группе, 16% к подготовительной и 9% к специальной (рисунок12); 61% за прошедший год ни разу не болели, пропустили одну неделю занятий 26%, две-три - 6%, четыре-пять - 6%. (рисунок 13).
16
Jосновная
□ подготовительная 26
□ специальная 76
61
□ ни одного дня ( не болел)
□ пропустил 1 неделю
□ пропустил 5 недель
□ пропустил 3 недели □затрудняюсь ответить
□ пропустил более 5 недель
Рисунок 12 - К какой медицинской группе Вы относитесь?
Рисунок 13
- Сколько учебных дней Вы пропустили по болезни?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенных обследований было установлено, что студенты проявляют серьезные различия к здоровому образу жизни. Большая часть респондентов проявляет безразличие к своему здоровью, другая - использует различные доступные для неё средства ЗОЖ на основе потребности в воспитании физических качеств, укрепления здоровья, закаливании, коррекции фигуры, социальной активно. Полученные данные помогают в совершенствовании процесса физического воспитания в РТА.
ЛИТЕРАТУРА
1. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста : учебник / под ред. В.И. Ильинича. - М. : Гардарики, 2008. - 358 с.
2. Зуев С.Н., Рахматов А.И., Галкин В.А. Уровни функционального состояния студентов / С.Н. Зуев, А.И. Рахматов, В.А. Галкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 7 (149). - С. 101-104.
3. Физическая культура : учебник / И.С. Сырвачева, С.Н. Зуев, О.Е. Цой, Н. Д. Сигов. - СПБ. : Российская таможенная академия. - СПб. : [б.и.], 2017. - 552 с.
REFERENCES
1. Ilyinich, V.I. (2008), Professional and applied physical training of students. Physical culture in the professional activities of bachelor and specialist, Publishing house "Gardariki", Moscow.
2. Zuev, S.N., Rakhmatov, A.I. and Galkin, V.A. (2017), "Levels of functional status of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 149, No. 7, pp. 101-104.
3. Syrvacheva, I.S., Zuev, S.N., Toy, O.T. and Sigov, N.D. (2017), Physical culture, Russian Customs Academy, RIO of St. Petersburg named after VB Bobkov Branch, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.10.2018