Интересным, на наш взгляд, есть рейтинг форм будущего обучения в системе непрерывного образования. Респонденты определили таким образом: 1) 30 % - визуальные средства обучения; 2) 26 % - самообразование; 3) 20 % - прослушивание лекций; 4) 15 % - изучение литературных источников; 5) 12 % - групповые формы; 6) 1,1 % - средства интерактивных методов.
Выбором собственной позиции для достижения цели студентов-выпускников становятся мотивы, которые побуждают избрать ту или иную жизненную ступень. На первом месте среди мотивов непрерывного образования является желание осуществить собственную карьеру, на втором - получение второй специальности, на третьем стоит улучшение материального благосостояния и углубление знаний по специальности, как не удивительно, на последнем месте - становления собственного имиджа и получение ученой степени.
По словам философа С.Й. Гессена: "Каждый человек должен найти прочное место в этом безграничном океане жизни, то есть найти свое призвание, свое индивидуальное место в мире, которое никто не может заменить, - это и означает признать самого себя, стать свободным". Отсюда вывод: непрерывное образование является целью всей жизнедеятельности человека.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Великий тлумачний словник сучасно! украшсько! мови / Уклад. i голов. ред. В.Т.Бусел. К.: 1ршнь: ВТФ "Перун", 2004. 140 с.
2. Годник С.Н. Категория инвариантности в исследовании проблем непрерывного образования. Перспективные проблемы развития системы непрерывного образования: Сб. науч. тр. / Под ред. Б.С. Гершунского и др. М.: Изд. АПН СССР, 1987. 182 с.
3. Закон Украши "Про вищу освггу" // Освгга Украши. 2002, 26 лютого. № 17. С. 2.
4. Онушкин Б.Г. Теоретические основы непрерывного образования. М.: Педагогика, 1987. 207 с.
5. Психологш i педагопка життетворчосп: Навч.-метод. поабник / Ред. рада: В.М. Донш (голова), Г.М. Несен (заст. голови), Л.В. Сохань, 1.Г. Ермаков (наук. ред.) та ш. К., 1996. 792 с.
А.А. Талалай
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА КАФЕДРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ТГПИ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Выбор - это и проявление свободы, и путь к ней.
С. Кьеркегор
Жить на пределе своих адаптационных резервов и психоэмоциональных возможностей, в стремительно меняющихся декорациях социокультурных стереотипов поведения, испытывая прессинг негативных информационных перегрузок и разрушительных антиобщественных, проти-вонравственных факторов техно- и патогенной цивилизации - значит, жить на планете Земля в XXI веке. Клиническая медицина бессильна в подобной ситуации, потому что первопричина сложившегося положения глубоко укоренена в самом человеке и реализована в его деструктивном отношении к здоровью. Памятуя сакральное «зри в корень», в борьбе с глобальной тенденцией физической деградации современного человека жизненно необходимо вернуться к мощному здо-ровьесберегающему потенциалу - двигательной физической активности. Именно ее средства и методы позволяют наиболее эффективно, с наименьшими финансовыми затратами устранять негативные последствия перегруженности биосоциального организма человека физической недог-руженностью.
По мнению аналитиков, состояние здоровья российских граждан уже представляет реальную угрозу национальной безопасности: 10,6 % населения Российской Федерации регулярно занимается физической культурой, хотя для обеспечения здоровья нации эта цифра должна равняться примерно 30 %.
В послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию 25 апреля 2005 г. есть такие слова: «Результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни - это успех, его личный успех» [3].
Проблема ценностного и мировоззренческого социального вакуума - отсутствие метаценно-стей, - дегуманизация общества, несформированность этнокультурного идеала здоровья и холистического (целостного) подхода к культуре здоровья - вот, что ведет к дестабилизации психики молодого человека, разрыву социальных связей и развитию девиантных (отклоняющихся от нормы) форм поведения - алкоголизм, наркомания, социальная агрессия, преступность.
Жизненный опыт наглядно свидетельствует о том, что физическая культура и спорт, являясь превентивными средствами поддержания и укрепления здоровья, в силах обеспечивать профилактику не только различных заболеваний и вредных привычек, но и аддитивного поведения молодежи [2]. За последнее десятилетие в студенческой среде констатировано возрастание на 30 % гипертонических реакций ВСД, патологии системы кровообращения - на 20 %, органов зрения - на 25 %, эндокринной системы - на 30 %, психических расстройств в 1,5 раза.
Как же преподаватель физической культуры в вузе может содействовать делу достижения личностно значимых результатов физического совершенства студента?
Концепция целенаправленной учебной деятельности сфокусирована на воплощении образовательных целей как личных целей обучающихся. Личностный рост (самоактуализация по А.Н. Маслоу), качественно затрагивающий «ядро» личности, обусловлен мотивационно-личнос-тными смыслами учебной деятельности. Составляющие целенаправленной учебной деятельности:
- учебно-познавательные мотивы;
- учебные задачи;
- учебные действия.
По мнению валеологов, стратегические усилия агентов социализации должны быть направлены на укрепление здоровья индивида, гармонизацию механизмов самоорганизации живой системы на основе гуманистического влияния на ценностно-ориентационную компоненту личности посредством диалога в субъект-субъектном пространстве педагогической деятельности. Действенный путь решения этой задачи - физические упражнения в комплексе с другими немедикаментозными методами. Говоря о возможности управления индивидуальным здоровьем, необходимо иметь в виду, что эффективность этого процесса во многом определяется полнотой анализа управляемого объекта - педагогического мониторинга. «Физкультурное воспитание» (термин Л.И. Лубышевой) - воспитание через культуру посредством освоения ее ценностного потенциала на основе собственной деятельности. Формирование когнитивно-деятельностного компонента здоровьетворческой деятельности студента на основе технологии субъект-субъектного взаимодействия зиждется на первоначальном измерении и дальнейшем мониторинге мотивационно-ценностных конструктов личности. Итак, к вопросу о мониторинге.
В ТГПИ на основе разработанной батареи тестов были проведены исследования уровня сформированности знаний о здоровом образе жизни (ЗОЖ) и факторах риска. Под ЗОЖ мы понимаем способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формулирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций [1]. 100 респондентов (студенты 1-11 курсов факультета иностранных языков) анонимно ответили на предложенные вопросы. Среди опрошенных 17 юношей, 10 студентов регулярно занимаются в спортивных секциях; по состоянию здоровья - 60 % относятся к основной, 23 % - к подготовительной и 17 % - к специальной медицинской группам. С учетом информативности и надежности изучаемых вопросов, погрешность основных показателей колеблется в пределах ±5%.
23%
Батарея тестов состояла из четырех тематических групп: I. Анализ структуры организации досуга студента (задача - определение социальных доминант позитивно-
го/негативного воздействия на личность):
Рис 1. Диаграмма распределения студентов по медицинским группам
1. Позитивно-деятельностная организация досуга:
- секции - 10 %;
- художественная самодеятельность - 4 %;
- туризм - 4 %;
- самостоятельные занятия физической культурой - 6 %. Итого - 24 %.
2. Пассивно-развлекательная организация досуга:
- телевидение, видео, кино - 16 %;
- компьютерные игры - 14 %;
- книги - 10 %. Итого - 40 %.
3. Потенциально социально опасное проведение досуга:
- друзья на улице - 29 %;
- бары, ночные дискотеки -7 %. Итого - 36 %.
4. Участие в физкультурно-массовых мероприятиях:
- 1 раз в год - 23 %;
- 1 раз в месяц - 10 %;
- 1 раз в неделю - 6 %;
- затрудняюсь ответить - 61 %.
Более половины студентов не охвачены спортивно-массовой работой вуза - широкий простор для деятельности кафедры физического воспитания.
II. Отношение к вредным привычкам (задача - определение силы негативного воздействия факторов риска на здоровье):
1. Как часто употребляешь спиртные напитки:
- на праздники - 32 %;
- 1-2 раза в месяц - 20 %;
- 1 раз в неделю - 11 %;
- несколько раз в неделю - 7 %;
- не употребляю или очень редко (до 3 х раз в год) - 30 %. Следовательно, 70 % студенческой молодежи употребляют спиртные напитки.
2. Количество сигарет в день:
- не курят - 64 %;
- 1-3 шт. - 18 %;
- 5-10 шт. - 10 %;
- 1 пачка - 8 %.
3. Отношение к психоактивным веществам (ПАВ):
- пробовали 1 раз - 9 %;
- пробовали несколько раз - 6 %;
- не пробовали - 85 %.
Как видим, приведенные цифры указывают на ряд негативных проблем: раннее приобщение к таким ПАВ, как табачные изделия и алкоголь, знакомство с наркотиками. Налицо победа широкой пропагандистской кампании - рекламы алкогольной и табачной продукции, раскрепощено-безответственного стиля жизни над отсутствующей на государственном уровне пропагандой ЗОЖ.
- основная
- подготовительная []] - специальная
III. Мотивационные доминанты по отношению к здоровью (задача - измерение индивидуального и общественного нормотворчества в сознании студентов в отношении здоровья):
1. Курю, потому что:
- это успокаивает - 17 %;
- за компанию - 12 %;
- это модно и красиво - 7 %.
2. На мое отношение к спорту, алкоголю, сигаретам влияют:
- сверстники или старшие товарищи - 20 %;
- друзья на улице - 12 %;
- СМИ - 17 %;
- семья - 51 %.
Внушает оптимизм тот факт, что «контрольным пакетом акций» влияния владеет семья.
3. Отношение к физкультурно-спортивной деятельности:
- активно занимаюсь - 38 %;
- активный болельщик - 29 %;
- пассивный наблюдатель - 33 %.
4. Оценка значимости мотивов занятий физической культурой (ФК) в вузе:
- для поддержания спортивной формы - 38 %;
- для зачета - 33 %;
- самосовершенствование - 21 %;
- потребность в достижении успеха - 4 %;
- положительно влияет на успеваемость - 4 %.
Согласно цифрам порядка трети студентов относится к занятиям ФК формально. Значит, необходимо в полной мере использовать мотивационно-ценностный конструкт личности для гармонизации ее телесно-духовного потенциала посредством актуализации физкультурно-спортив-ных потребностей и формирования физкультурно-спортивных компетенций. Для этого необходимо актуализировать когнитивный компонент физкультурно-спортивного образования студентов вуза, формируя валеоустановки на ЗОЖ и создавая базис, необходимое условие реализации самобытной индивидуальности, личностных смыслов и ценностей жизни.
IV. Самооценка знаний о ЗОЖ:
1. На чем основывается ваша самооценка здоровья:
- личное самочувствие - 80 %;
- выводы врачей - 11 %;
- тестирование физической подготовленности - 9 %.
2. Самооценка знаний о ЗОЖ:
- отлично - 28 %;
- хорошо - 61 %;
- удовлетворительно - 8 %;
- неудовлетворительно - 3 %.
Рефлексия способствует поддержанию целостности личности, помогая объективации внутренних переживаний. Самооценка здоровья и знаний о ЗОЖ носит ярко выраженный субъективный характер. Совместная рефлексия преподавателя и студента реальной сформированности представлений последнего о ЗОЖ - вот отправная точка диалога в средо ориентированном субъект-субъектном пространстве индивидуального смыслотворчества - моделирования здорового образа жизни.
Обобщенный анализ проведенных исследований подтверждает тот факт, что динамика ценностных ориентаций значительной части молодежи характеризуется сдвигом в сторону потребления материальных благ, ослаблением серьезных культурных запросов, растущим распространением пассивных форм деятельности, терпимостью к негативным социальным явлениям.
Таблица 1
Результаты анкетирования
1. Анализ Позитивно- Пассивно- Социально Из них
Структуры деятельностная развлекательная опасная участвуют в
организации организация организация организация физкультурно-
досуга массовой работе
24 % 40 % 36 % 39 %
2. Отношение Употребляют спиртные напитки Курят Пробовали
к вредным ПАВ
привычкам 70 % 36 % 15 %
3. Мотивационные Влияют на отношение к спорту, алкоголю, сигаретам
доминанты по отношению к здоровью
Сверстники Друзья на улице СМИ Семья
20 % 12 % 17 % 51 %
Отношение к физкультурно-спортивной деятельности
Активно занимаюсь Активный Пассивный
болельщик наблюдатель
38 % 29 % 33 %
Оценка значимости мотивов занятий ФК в вузе
Для поддержания Для зачета Самосовершенствование
спортивной
формы
38 % 33 % 29 %
4. Самооценка Отлично Хорошо Удовлетвори- Неудовлетвори-
знаний о ЗОЖ тельно тельно
28 % 61 % 8 % 3 %
Идея осознанной физкультурно-оздоровительной активности личности студента состоит в назревшей необходимости реализации оздоровительного императива, находящего свое воплощение не только непосредственно во время учебных занятий физическими упражнениями, но и в занятиях во внеурочное время (секции, сборные команды, самостоятельные занятия по индивидуальному плану).
Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения ценностей физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. В этом контексте задача педагога по физической культуре - содействовать выработке индивидуальной модели здоровья (или траектории движения к здоровья), соразмерной психофизиологическому энергопотенциалу конкретной личности. Моделирование желаемого результата в форме образно-смысловых картин ожидаемого результата (эффект самореализующихся пророчеств) вызывает подключение к этой работе ресурсных систем психики и организма.
Нам видится, что прогрессивная регламентирующая деятельность вуза как агента социализации состоит в предложении выбора достаточно широкого спектра полезных и ценных для развития и совершенствования человека и общества благ - спектра, позволяющего личности присваивать потенциальные ценности свободного времени. Этой деятельности будет способствовать создание среды, наполненной культурно-оздоровительными образами, ценностями и смыслами.
Резюмируя результаты исследования, следует отметить, что предоставление возможности
выбора средств и способов достижения гипотетической модели индивидуального здоровья из ряда альтернативных, - модели, адекватной внутренней сущности и ориентированной на самоактуализацию в дальнейшей профессиональной деятельности - вот первостепенная задача вузов нефизкультурного профиля.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 3-е изд. М.: Флинта, Наука, 2005. 416 с.
2. Баршай В.М. Мониторинг отношения молодежи к здоровью и наркотикам в Южном федеральном округе // Теория и практика физической культуры. 2004. № 10. С. 8-10.
3. Таймазов В.А. Спортивная наука и спортивная педагогика в XXI веке // Теория и практика физической культуры. 2006. № 10. С. 2-6.
4. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 240 с.
И.И. Топилина
ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ДИАЛОГЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ И ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУР
Проблема образовательной подготовки учителя связана с воспитанием социализированного и культурного человека. Это особенно актуально в современных условиях коренного изменения информационной среды, опасной по влиянию информационных потоков, а также отсутствию научно обоснованных концепций подготовки подрастающего поколения к взаимодействию с этой средой. Преодолеть этот разрыв и использовать воздействие внешней информационной среды в образовательных целях может только педагог, специально подготовленный к такой деятельности. В тоже время, необходимо признать, что профессиональная (по сути информационная) деятельность педагога, опирающаяся в большинстве случаев на вербальные средства обучения, не соответствует сложной информационной системе учащегося. «Возвращением» школьника в реальную, «человеко соразмерную» среду жизнедеятельности и обучением его безопасному взаимодействию с виртуальной реальностью может заниматься педагог, имеющий достаточный опыт работы в информационной среде. Во время обучения в вузе у будущих школьных учителей, необходимо сформировать стойкую готовность сообразовывать, а если возникнет необходимость, то и адаптировать или изменять свою деятельность в связи с развитием информационного общества, педагогической науки и ее передовыми достижениями.
В связи с этим проблема наращивания потенциала знаний под влиянием современного информационного общества, выработки качественно новых образовательных технологий приобретает значение важного педагогического принципа и требует своего всестороннего исследования, что определяется и такими факторами, как:
- широкое внедрение персональных компьютеров и развитие информационных технологий, оказывающих влияние на развитие человека, его мировоззрения, характер взаимоотношений с окружающим миром;
- развитие компьютерных коммуникаций и их влияние на взаимоотношения людей, изменение системы восприятия информации и создание условий, позволяющих манипулировать сознанием людей, изменяя его характеристики.
- стремительное развитие информатизации, которое требует не только компьютерной грамотности, но и определенного уровня информационной культуры, основанной на понимании закономерностей развития информационного общества.
В конце ХХ - начале XXI века социум энергично пошел по пути развития информационного общества, основой развития которого явилось усвоение и использование информации и знаний. Объем знаний за прошедшее столетие стремительно вырос и составил 1015 - 1016 степени. По рас-