Научная статья на тему 'Роль физической культуры и здорового образа жизни для студента'

Роль физической культуры и здорового образа жизни для студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9243
737
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТУДЕНТ / ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ЗДОРОВЬЕ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миногина Елена Викторовна, Кузина Валентина Юрьевна

В статье анализируется роль физической культуры, уровня ее развития в жизни студента. Выводится собирательный термин физической культуры, здорового образа жизни, физических способностей и спорта. Рассматриваются различные варианты актуализации выведенных понятий в жизни студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миногина Елена Викторовна, Кузина Валентина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль физической культуры и здорового образа жизни для студента»

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА

ЖИЗНИ ДЛЯ СТУДЕНТА 1 2 Миногина Е.В. , Кузина В.Ю.

Миногина Елена Викторовна - старший преподаватель, кафедра физической культуры;

2Кузина Валентина Юрьевна - студент, филологический факультет, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

Аннотация: в статье анализируется роль физической культуры, уровня ее развития в жизни студента. Выводится собирательный термин физической культуры, здорового образа жизни, физических способностей и спорта. Рассматриваются различные варианты актуализации выведенных понятий в жизни студента. Ключевые слова: физическая культура, здоровый образ жизни, студент, физические способности, здоровье, спортивная деятельность.

Степень определения развития, раскрытия и использования индивидуальных человеческих способностей - вот основополагающие факторы, определяющие уровень культуры общества в большей степени. В системе общечеловеческих культурных ценностей основную роль играет уровень здоровья и физической подготовленности всего населения, определяющий возможности освоения всех остальных ценностей.

В настоящее время возросло понимание физической культуры как общественной и индивидуальной ценности, что позволяет сформировать новые тенденции в развитии общественного мнения и личностных мотиваций к освоению ценностей физической культуры всеми и каждым.

Физическая культура - часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная жизнь. Физическая культура задействует в своем влиянии на человеческий организм жизненно важные стороны, полученные в виде задатков и способностей, которые развиваются под данным влиянием. Рассматривая понятие физической культуры уже, мы можем вывести ее определение как «целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые физические способности, оптимизировать состояние здоровья» [4].

В системе образования, воспитания и отдыха физическая культура проявляет себя в оздоровительном значении. «Здоровье - нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций» [8, с. 166]. Результатом оздоровительной спортивной деятельности является физическая подготовленность, с помощью которой достигается совершенство определенных навыков и задатков человека.

Физкультурно-спортивная деятельность с проводимым в ней комплексом упражнений, которые являются неотъемлемой частью занятия физической культурой у студентов,- один из самых эффективных механизмов повышения работоспособности и концентрации учащихся. Приобщение студентов к физкультуре и спорту, основанное на учете индивидуальных способностей каждого, - необходимая часть организованного учебного процесса.

Сегодня связь физического воспитания и учебы в вузе ощущается особо остро, так как они напрямую взаимодействуют друг с другом. В свою очередь, физическая культура является одним из основополагающих факторов достижения успехов в

учебной деятельности. Предмет «физическая культура» требует включения студентов всех вузов, начиная с первого курса по всем программам обучения.

Интерес к физической культуре основан на возникновении естественных потребностей в спортивной реализации. Так вырабатывается направляющая и регулирующая сила поведения личности. Потребности охватывают достаточно широкий спектр: для нормального развития тела возникает потребность в движениях и физических нагрузках. Так же физическая культура способствует общению, приобретению новых контактов, проведению свободного времени в кругу друзей, эмоциональной разрядке, в самоутверждении, укреплении позиций своего Я, что немаловажно для студента. Иначе, интерес к физкультуре и спортивному воспитанию побуждает возникновение положительных эмоций, эмоций удовлетворения, удовольствия. Чем выше становится уровень интереса, тем большую роль играет объективная значимость. Интерес побуждает учащихся знакомиться с предметом физической культуры больше; он направлен на удовлетворение потребностей обладать данным предметом [2].

На основе тех функций, которая выполняет физическая культура в вузе, можно сделать вывод о пользе физической культуры для студента. На занятиях физической культуры студенты достигают определенного уровня физического развития, а также укрепляют своё здоровье. Все это непосредственным образом влияет на общую подготовку студента.

Любое развитие, обучение направлено на изучение личностно-ценностной ориентации. Здесь не является исключением физическая культура. Определения для студента личностных идеалов помогает обеспечить профессиональное саморазвитие и индивидуальное совершенствование. Но ошибочным было бы считать, что физическая культура в частности помогает развиваться студенту в индивидуальном порядке, как бы, в отделении от общества.

В процессе объединения молодежи в коллективы, клубы, организации, союзы происходит формирование интегративно-организационной функции, которая позволяет познать и развить имеющиеся навыки работы в команде. Коллективная, командная работа позволяет так же выявить свой творческий потенциал, который является базисом всестороннего развития личности. Так же работа в команде способствует развитию коммуникативно -регулятивной функции, отражающей процесс поведения, общения, взаимодействия участников физкультурно -спортивной деятельности.

В конечном итоге физическая культура является одной из составляющих процесса организации студенческого досуга. Она не только удовлетворяет естественные потребности личности, но и помогает снять эмоциональное и психологическое напряжение.

Говоря о спортивно-физической жизни студента, мы активизируем внимание на таком понятии, как здоровый образ жизни. Это внимание к ЗОЖ вызвано достигнутым уровнем здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой.

«Здоровый образ жизни - это активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья, как условия и предпосылки осуществления и развития других сторон и аспектов образа жизни, на преодоление «факторов риска» возникновения и развития заболеваний, оптимального использования в интересах охраны и улучшения здоровья социальных и природных условий и факторов образа жизни» [3, с. 282].

ЗОЖ отражает структуру форм жизнедеятельности студентов, для которой характерны такие понятия, как самоорганизации и самодисциплина, саморегуляция, саморазвитие. Заданность этих понятий помогает студенту дойти до высшего уровня самореализации в профессиональной и повседневной деятельности. Здоровый образ жизни закладывает для студента такие качества, которые помогают достичь высшего уровня творческого и общественного развития, трудовой активности и

75

самосовершенствования. Строгое соблюдение принципов ЗОЖ закладывает в учащегося часть общекультурного развития, способность «выстроить» себя как личность в соответствии со своими морально - этическими представлениями. В целом, здоровый образ жизни помогает студенту стать духовной личностью, развитой как в нравственном, так и в физическом отношении [6, с. 177].

Основными составляющими элементами здорового образа жизни являются:

1. Соблюдение режима труда и отдыха, питания, сна.

2. Организация индивидуального режима физической активности.

3. Отказ от вредных привычек.

4. Коммуникативный аспект, позволяющий выстроить правильные отношения студента в коллективе.

5. Разработка досуга, оказывающего развивающего действия на личность [7, с. 167].

Эти характеристики образуют своего рода барьеры, ограждающие студента от

необходимости все время реагировать на многообразие существующих вокруг суждений, мнений, оценок, требований.

Внутри этих границ студент может регулировать свои действия и опробовать новые образцы поведения. Компоненты здорового образа жизни не новы, но для каждого студента они складываются индивидуально и приобретаются в процессе общения с людьми, в ходе повседневной практики.

Важнейшим фактором для развития мотивационно-ценностного компонента, который, в свою очередь, отражает положительное отношение к физической культуре, являются знания: теоритические, методические и практические. Знания, превращаясь в систему, помогают формировать волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на ЗОЖ, физическое совершенствование.

Формирование системы знаний необходимо для самопознания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Таким образом, происходит самосознание личности. Переживание различных эмоций, сопровождающих самопознание, формирует отношение к себе и образует самооценку личности. [8, с. 169].

Физическое воспитание - неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. При разработки норм для физической культуры в вузе, прежде всего, должна быть поставлена цель укрепления здоровья и физического самочувствия, а затем уже достижения спортивного результата [9, с. 578].

Одним из главных критериев оценки физического воспитания в вузе является динамика уровня физической подготовленности студентов, проследить за которой можно посредством приема одних и тех же контрольных нормативов [1, с. 92].

Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Это специфический процесс, за которым обязательно следует результат, средство и способ физического совершенствования личности.

Физическая культура оказывает свое действие на жизненно важные стороны жизни студента, которые проявляются в виду задатков и способностей. Физическая культура удовлетворяет как физические, так и социальные потребности личности.

Формирование осознанного отношения к собственному здоровью и обучение основам здорового образа жизни студентов - это цель, которая оправдывает все затраченные на ее осуществление средства. [1, с. 93].

Сегодня связь физической культуры и здоровья, работоспособности и производительности труда ощущается особенно ясно.

Современный процесс обучения студентов требует от них нового физического мира. Как учеба становится главным фактором жизни студента, так и физическая культура превращается в неотъемлемый атрибут студенческой жизни.

Таким образом, физическая культура для студента:

1) создает условия для комфортного занятия физической активностью;

2) объясняет студентам основные моменты ведения здорового образа жизни;

76

3) укрепляет здоровье и улучшает нормативные показатели у студентов;

4) формирует ответственное отношение к собственному здоровью;

5) популяризирует спорт, активный отдых, туризм.

Из этого следует, что студенты по мере развития личностной физической культурой воспринимают ее и как учебную дисциплину, и как важную ступень на пути к здоровому образу жизни [5].

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что физическая культура для студента -это один из важнейших компонентов его привычной жизни. Именно в таком контексте должно формироваться отношение студентов к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни. Физическая культура является не просто одним из основополагающих компонентов жизни студента, но и формирует его всестороннее развитие, совершенствование. Занятия физической культуры в вузе помогают студенту правильно оценить свои способности и развить их в нужном направление, тем самым укрепляя свое здоровье. Существует множество проблем, связанных с отношением студентов к физической культуре, например, таких, как переоценка собственных возможностей или отсутствие мотивировки к занятиям спортом. На решение этих и других проблем направлено преподавание физкультуры в вузе.

Список литературы

1. Лукьянов С.И. «Роль физической культуры в жизни студентов»// Фундаментальные исследования, 2006. № 11. С. 92-93.

2. Захаров В.А. Словарь терминов физической культуры и спорта. [Электронный ресурс]: Персональный сайт Захарова Владимира Александровича. Режим доступа: http://zaharov46.ru/index.php/kgu/12-glossarij-slovar-terminovfizicheskojkulturyisporta/ (дата обращения: 15.11.2017).

3. Физическая культура студента. Под ред. В.И. Ильинича. М., 2000.

4. Круглик И.И., Круглик И.П. Краткий словарь терминов по теории и методике физического воспитания и спорта для студентов физкультурных вузов. [Электронный ресурс]: Психология, социология и педагогика, 2012. № 6. Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2012/06/829/ (дата обращения: 26.12.2017).

5. Деменко А.В., Егорычева Е.В., Чернышёва И.В. Значение и роль физической культуры в жизни студента. Успехи современного естествознания, 2013. № 10. С. 205-205. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33087/ (дата обращения: 11.12.2017).

6. Хадиева Р.Т. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни у студентов [Текст] / Р.Т. Хадиева, Е.Д. Миронова // Образование и наука в современных условиях: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 26 июня 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 3 (8). С. 175-178.

7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. «Теория и методика физического воспитания и спорта». М., 2003.

8. Щелокова О.С. «Физическое воспитание как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса». М., 2003.

9. Дворкин Л.С., Чермит К.Д., Давыдов О.Ю. «Физическое воспитание студентов». Ростов н/Д: Феникс. 700 с., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.