Научная статья на тему 'Роль физического воспитания в обеспечении здоровья студенческой молодёжи'

Роль физического воспитания в обеспечении здоровья студенческой молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
906
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / PHYSICAL EDUCATION / HEALTH / STUDENTS / HEALTHY EATING / HEALTHY LIFESTILE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хадиева Разиля Тагировна, Кайдина Александра Александровна

Рассмотрена роль физического воспитании в формировании здорового образа жизни студентов. Показаны основные задачи дисциплины «физическая культура», перечислены особенности и специфика предмета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Physical Education in the Supporting the Healthy Lifestyle of Students

In the article the role of Physical Education for students’ healthy lifestyle is shown. The main aims of the subject of Physical Education, its peculiarities and specific features are mentioned.

Текст научной работы на тему «Роль физического воспитания в обеспечении здоровья студенческой молодёжи»

ПРОБА ПЕРА

РБЫ ТББТ

УДК 796:61 ББК 75.0

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Р. Т. Хадиева, А. А. Кайдина

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Рассмотрена роль физического воспитании в формировании здорового образа жизни студентов. Показаны основные задачи дисциплины «физическая культура», перечислены особенности и специфика предмета.

Ключевые слова: физическая культура, здоровье, студенческая молодёжь, физическая активность, здоровое питание, здоровый образ жизни.

Актуальность. Для любого государства молодёжь представляет особую группу населения, на обеспечение здоровья которой нацелены различные государственные и социальные программы.

Спорт как форма физической активности, необходимая для развития полноценной здоровой личности, в современном мире отходит на второй план, уступая место карьеризму и интеллектуальным видам деятельности.

Однако современный напряжённый ритм жизни, от которого в значительной степени страдают студенты, требует эмоциональных и физических разгрузок, роль которых в вузах и других учебных заведениях может выполнять физическое воспитание.

Таким образом, физическая культура как предмет нуждается в чётком определении своей роли в рамках учебного процесса.

Цель и задачи исследования. Соответственно, целью теоретического исследования является определение роли предмета физической культуры в системе высшего образования и его влияния на состояние здоровья и поведенческий стиль учащихся.

Задачами исследования являются:

1. Анализ теоретических источников и современных научно-практических работ для определения влияния предмета как на общее состояние студента, так и на его интеллектуальную деятельность.

2. Обобщение и структурирование полученного материала, подготовка выводов.

«Физическое воспитание в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитие личности» [9]. Соответственно, задача вуза на данном поприще состоит в том, чтобы привить студенту интерес к спорту и потребность в физическом развитии [2-4].

Ценность предмета физической культуры в вузах обусловлена ещё и тем, что он мотивирует студента заниматься спортом и физическим самообразованием и после окончания учебного заведения [10; 11]. «Система образования вуза направлена на то, чтобы в последующие годы выпускники вузов продолжали постоянно самосовершенствоваться, заниматься в том числе и самообразованием, самовоспитанием, самообучением. Это касается и аспектов физического воспитания, спортивного совершенствования. Важным средством на пути к самосовершенствованию является <.. .> устойчивая мотивация быть здоровым» [5. С. 84].

В данный момент широкое распространение получило исследование влияния физической активности на здоровье студентов и отказ ими от вредных привычек. Так, Т. А. Фёдорова и О. Л. Рыбникова описывают инновационную физкультурно-профилактическую программу, которая заключается в использовании аэробных нагрузок по выбору студента. В исследовании приняли участие студентки 1-3-х курсов. Было

выяснено, что «программа оказала влияние на физическую подготовленность учащихся, способствовала адаптации к реальной жизни, сформировала у них здоровый поведенческий стиль, повысила устойчивость к негативным социальным явлениям, увеличила число испытуемых с положительной динамикой в учебной деятельности [8].

Из этого следует, что при должном всестороннем подходе к проведению занятий по дисциплине «физическая культура», который учитывает как современные тенденции в сфере спорта в молодёжной среде, так и возрастные специфические характеристики студентов, предмет имеет большой образовательный потенциал. Так, очевидно влияние не только на общее самочувствие и социальную адаптацию учащихся, но и на их успехи в интеллектуальной деятельности.

Предмет физической культуры является довольно специфическим по сравнению с другими из-за особенностей его задач, формы преподнесения учебного материала, а также организации учебного процесса. Как и в любой дисциплине, очевидна направленность на достижение требуемого программой результата, однако базовым отличием является именно формирование мотивации студента, его интереса к собственному физическому воспитанию.

Заслуживает внимания и эмоциональная составляющая как занятий спортом вообще, так и физической культурой в частности. Так, «значимой для студента является эмоциональная сторона спортивной деятельности, проявляющаяся в переживании чувства удовлетворённости от осязаемого положительного эффекта от спортивной тренировки, будь то победа на соревновании или даже небольшая победа над собой» [1].

При условии наличия в учебном заведении спортивных секций, заменяющих или частично заменяющих часы дисциплины «физическая культура», возрастает положительный эмоциональный эффект. «Социологические исследования говорят о том, что подавляющее число студентов хотели бы заниматься избранным видом спорта, отвечающим их интересам и возможностям» [6. С. 157].

Многие исследователи заостряют внимание на необходимости наличия теоретического курса в дисциплине «физическая культура». Данный подход, на наш взгляд, имеет ряд преимуществ:

1. Возможность обмена мнениями между преподавателем и студентами в форме открытого диалога.

2. Адаптация студентов к социальной действительности (обсуждение новых спортивных явлений, алгоритмы поведения в непредвиденных сложных социальных ситуациях).

3. Теоретические основы построения правильного рациона, обеспечивающего наличие необходимых полезных веществ в организме.

Последнее является наиболее актуальным, так как в настоящее время происходит своеобразный расцвет различных диетологических школ и учений, которые не имеют научного обоснования и достаточной базы исследований, однако являются весьма популярными, особенно среди молодых девушек, которые преимущественно входят в социальную группу студенток.

С. Н. Талызов в своей работе затрагивает тему здорового образа жизни (ЗОЖ), ставшего «новой религией», и говорит о том, что группа молодёжи, «проповедующая» данный стиль жизни, не совсем способна адекватно оценить степень полезности некоторых аспектов питания. Например, он описывает популярность протеиновых коктейлей, которые затем заменяются биологически активными добавками к пище и, наконец, анаболическими средствами, забывая о том, что «потребление любого рода химических средств уже противоречит образу здорового человека» [7. С. 16].

Соответственно, студенты, находясь под мощным влиянием информационных потоков, обрушивающихся на них посредством СМИ, Интернета и псевдотренеров фитнес-клубов, нуждаются в квалифицированном и научно обоснованном взгляде на занятия спортом и питание, что вполне может обеспечить теоретический курс в рамках физической культуры в соответствующих учебных заведениях [8].

Результаты исследования. Вышеперечисленные аспекты как раз укладываются в составляющие здорового образа жизни, а именно:

1) успешная профессиональная деятельность, условием которой является способность отдыхать, в том числе посредством физической нагрузки;

2) здоровый режим дня, который должен быть осознаваем студентом и учитывать его личные особенности;

3) отсутствие вредных привычек, что присуще большинству спортсменов;

4) оптимальный двигательный режим, то есть обеспечение адекватной и достаточный физической нагрузки;

5) личная гигиена;

Physlcal Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. 2017. Vol. 2, no. 1

105

6) закаливание;

7) рациональное питание (теоретические основы);

8) психологическая саморегуляция, самостоятельное поддержание стабильного эмоционального фона.

Физическая культура нацелена на обеспечение всех вышеуказанных аспектов здоровой личности, а также на обучение им студента, который, в отличие от того же школьника, является в основном уже частично сформировавшейся личностью, которая нуждается в авторитетном и правдивом мнении.

Несмотря на все перечисленные составляющие предмета, необходимые любому учащемуся, физическая культура является наиболее часто игнорируемым предметом со стороны студентов. На наш взгляд, это происходит по ряду причин:

1) низкая популярность предмета;

2) неудобство расположения спортивных площадок и залов и пр.;

3) слабая техническая обеспеченность спортивных залов;

4) однотипность и монотонность занятий;

5) отсутствие вариативности физической активности в рамках предмета.

Итак, физическая культура является, несмотря на относительно низкую посещаемость в сравнении с другими предметами, уникальным и специфическим предметом в системе высшего образования. В сочетании с теоретическими моментами дисциплина может являться сильным формирующим фактором в развитии личности студента.

Социальная адаптация студентов и установление устойчивого эмоционального фона студента, несомненно, должны быть в числе первостепенных задач физической культуры.

Необходимо формировать положительный образ предмета для большей заинтересованности в нём студента, так как современный мир диктует всё более быстрый ритм жизни и не все студенты вузов осознают необходимость эмоциональной разгрузки и отдыха от напряжённой интеллектуальной деятельности, что может привести в отдельных случаях к сильному переутомлению и различным срывам.

На приведённых в работе примерах наглядно показано и влияние непосредственно на учебный процесс студентов. Положительная динамика в успеваемости зависит от общего состояния здоровья и относительной эмоциональной стабильно-

сти, что само по себе может являться проблемой для студенческой молодёжи. Физическая культура непосредственно влияет на оба вышеуказанных аспекта здоровья личности, что несомненно доказывает её значительную роль в системе высшего образования.

Однако, как любой аспект образования и мира вообще, физическая культура как предмет должна находиться в непрерывном процессе развития, совершенствования и обновления, чтобы поддерживать интерес и у преподавателей, и у студентов.

Список литературы

1. Загревская, А. И. Спорт и спортивная культура студентов в системе высшего образования / А. И. Загревская [Электронный ресурс] // Вестн. Томс. гос. ун-та. — 2012. — № 363. — URL: http://cyberleninka. ra/article/n/sport-i-sportivnaya-kultura-studentov-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya

2. Иванов, В. Д. Формирование здоровьесбере-гающей компетентности студентов высших учебных образовательных учреждений / В. Д. Иванов,

A. Е. Трапезникова // Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире : материалы Всерос. науч.-практ. конф. : в 2 ч. / под ред. С. А. Ярушина,

B. Д. Иванова. — Челябинск, 2015. — Ч. 2. —

C. 31-34.

3. Иванов, В. Д. Здоровьесберегающие технологии на занятиях по физическому воспитанию в вузе / В. Д. Иванов, Е. Г. Кокорева, З. И. Матина, Г. Г. Худяков // Paradigmata poznani. — 2014. — № 2. — С. 122-130.

4. Иванов, В. Д. Отношение студентов к занятиям по дисциплине «Физическая культура» в вузе / В. Д. Иванов, М. В. Козырин // Социосфера : сб. конф. НИЦ. — 2012. — № 41. — С. 161-163.

5. Кооль, М. В. Формирование ценностной ориентации студентов на здоровый образ жизни в процессе занятий по физической культуре / М. В. Кооль // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация. — 2016. — Т. 1, № 3. — С. 83-86.

6. Лубышева, Л. И. Спортивная культура в старших классах общеобразовательной школы / Л. И. Лубышева, В. А. Романович. — М., 2001. — 240 с.

7. Талызов, С. Н. Основы здорового образа жизни студента / С. Н. Талызов // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация. — 2016. — Т. 1, № 3. — С. 16-21.

8. Фёдорова, Т. А. Концепция профилактики вредных привычек студентов средствами оздоровительной физической культуры / Т. А. Фёдорова, О. Л. Рыбникова // Соврем. исслед. социал. проблем. — 2012. — № 10. — С. 41.

9. Яковлева, В. Н. Физическое воспитание и физическая подготовленность студенческой молодёжи / В. Н. Яковлева // Science Time. — 2014. — № 9 (9). — С. 254-261.

10. Ярушин, С. А. Здоровьеобеспечивающая компетенция в структуре профессиональной

Поступила в редакцию 5 декабря 2016 г.

компетентности студентов вузов / С. А. Ярушин // Безопасность и адаптация человека к экстремальным условиям среды и деятельности : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. Е. В. Елисеева, Е. Г. Кокоревой,

B. Д. Иванова. — Челябинск, 2014. — С. 260-266. 11. Ярушин, С. А. Детерминанты и направления

активизации и персонализации здоровьеформи-рования студенческой молодёжи / С. А. Ярушин // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. — 2010. — № 9. —

C. 122-136.

Для цитирования: Хадиева, Р. Т. Роль физического воспитания в обеспечении здоровья студенческой молодёжи / Р. Т. Хадиева, А. А. Кайдина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 1. — С. 104-108.

Сведения об авторах

Хадиева Разиля Тагировна — старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. [email protected]

Кайдина Александра Александровна — студентка факультета журналистики, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. [email protected]

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2017, vol. 2, no. 1, pp. 104-108.

The Role of Physical Education in the Supporting the Healthy Lifestyle of Students

R. T. Hadieva1, A. A. Kaydina2

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia [email protected], [email protected]

In the article the role of Physical Education for students' healthy lifestyle is shown. The main aims of the subject of Physical Education, its peculiarities and specific features are mentioned.

Keywords: Physical Education, health, students, healthy eating, healthy lifestile.

References

1. Zagrevskaya A.I. Sport i sportivnaya kul'tura stu-dentov v sisteme vysshego obrazovaniya [Sports and Sport Culture of Students in the System of Higher Education]. Vestnik Tomskogo universiteta [Bulletin of Tomsk University], 2012, no. 363. Available at: http://cyberlen-inka.ru/article/n/sport-i-sportivnaya-kultura-studentov-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya(In Russ.).

2. Ivanov V.D., Trapeznikova A.E. Formirovaniye zdorov'yesberegayushchey kompetentnosti studen-tov vysshih uchebnyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniy [The Formation of Health-competence of Students of Higher Educational Institutions]. Aktual'nyye problemy i perspektivy teorii i praktiki fizicheskoy kul'tury, sporta,

turizma i dvigatel'noy rekreatsii v sovremennom mire [Actual Problems and Prospects of Theory and Practice of Physical Culture, Sport, Tourism and Motor Recreation in the Modern World Materials of All-Russian Scientific-Practical Conference. In 2 parts]. Chelyabinsk, 2015. Part 2. Pp. 31-34. (In Russ.).

3. Ivanov V.D., KokorevaE.G., Matina Z.I., Hudya-kov G.G. Zdorov'yesberegayushchiye tehnologii na za-nyatiyah po fizicheskomu vospitaniyu v vuze [Health Saving Technologies in the Classroom for Physical Education in High School]. Paradigmata poznani, 2014, no. 2, pp. 122-130. (In Russ.).

4. Ivanov V.D., Kozyrin M.V. Otnosheniye studentov k zanyatiyam po distsipline «Fizicheskaya kul'tura» v vuze [The Attitude of Students to Training in the Dis-

Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. 2017. Vol. 2, no. 1

107

cipline "Physical Culture" in Higher Education]. Sbornik konferentsiy NITs Sotsiosfera [Conference Proceedings Research Center Sociosphere], 2012, no. 41, pp. 161-163. (In Russ.).

5. Kool M.V. Formirovaniye tsennostnoy orientatsii studentov na zdorovyy obraz zhizni v protsesse zanyatiy po fizicheskoy kul'ture [The Formation of Value Orientation of Students on Healthy Lifestyle in the Course of Employment by Phisical Education]. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya [Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation], 2016, no. 3, pp. 83-86. (In Russ.).

6. Lubysheva L.I., Romanovich V.A. Sportivnaya kul 'tura v starshih klassah obshcheobrazovatel 'noy shkoly [Sports Culture in High School]. Moscow, 2001. 240 p. (In Russ.)

7. Talyzov S.N. Osnovy zdorovogo obraza zhizni studenta [Basics of a Healthy Way of Life of a Student]. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya [Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation], 2016, no. 3, pp. 16-21. (In Russ.).

8. Fyodorova T.A., Rybnikova O.L. Kontseptsiya profilaktiki vrednyh privychek studentov sredstvami ozdorovitel'noy fizicheskoy kul'tury [The Concept of Prevention of Bad Habits of Students by Means of Physical Culture]. Sovremennyye issledovaniya sotsial'nyh

problem [Modern Research of Social Problems], 2012, no. 10, p. 41. (In Russ.).

9. Yakovleva V.N. Fizicheskoye vospitaniye i fizicheskaya podgotovlennost' studencheskoy molodyozhi [Physical Education and Physical Readiness of Student's Youth]. Science Time [Science Time], 2014, no. 9 (9), pp. 254-261. (In Russ.).

10. Yarushin S.A. Zdorov'yeobespechivayushchaya kompetentsiya v strukture professional'noy kompetent-nosti studentov vuzov [Competence of Health Provision in the Structure of Professional Competence of Students of Higher Educational Institutions]. Bezopasnost' i ad-aptatsiya cheloveka k ekstremal'nym usloviyam sredy i deyatel'nosti [Security and Human Adaptation to Extreme Environmental Conditions and Activities. The collection of materials of all-Russian scientific-practical conference with international participation]. Chelyabinsk, 2014. Pp. 260-266. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Yarushin S.A. Determinanty i napravleniya ak-tivizatsii i personalizatsii zdorov'yeformirovaniya stu-dencheskoy molodyozhi [The Determinants and Directions of Activation and Personalization of Healthpro-tection Student's Youth]. Vestnik Chelyabinskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University], 2010, no. 9, pp. 122-136. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.