ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ_
EXCHANGE OF TEACHING EXPERIENCE
УДК 796:61 ББК 75.0
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ АКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ
С. П. Райко
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Рассмотрена проблема необходимости теоретических знаний в области физической культуры для активного формирования здоровья студентов. Предлагается решение данной проблемы, основанное на прочной теоретической основе.
Ключевые слова: теоретические знания, сознательное участие студентов в процессе физического воспитания, физическое развитие и укрепление здоровья студентов.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время физическая культура чаще всего изучается с практической стороны. Теоретические же знания, так необходимые для осознанного укрепления здоровья с помощью физических упражнений, остаются вне учебных занятий, нет систематического знакомства с теорией физической культуры [1-3; 5; 12; 13; 15-18].
Цель и задачи: определить взаимосвязь между теоретическими знаниями и практическим опытом.
Методы и материалы исследования. С целью выяснения осведомлённости студентов в области физической культуры нами было проведено анкетирование [8; 10]. Было опрошено 102 студента, которые в процессе практических занятий по физической культуре получали теоретические знания.
Задавались следующие вопросы:
1. Знаете ли вы, что такое теоретические знания в области физической культуры?
2. Обладаете ли вы такими знаниями?
3. Перечислите, какие теоретические разделы в области физической культуры вы знаете.
4. Укажите, в каких разделах теории вы имеете знания.
5. Имеете ли вы практический опыт в физической культуре?
6. В каких разделах физической культуры вы имеете практический опыт?
7. Помогли ли вам теоретические знания в освоении практики?
8. Поддерживают ли знания интерес в освоении практических занятий?
9. Существует ли взаимосвязь теоретических знаний и практики?
Результаты исследования показали, что 100 % студентов знают, что такое теоретические знания в области физической культуры (таблица). 94 % студентов обладают теоретическими знаниями
Результаты опроса, %
Вопрос Ответ
Положительный Отрицательный
1 100 0
2 94 6
3 93 7
4 93 0
5 100 0
6 100 0
7 100 0
8 100 0
9 100 0
в области физической культуры. 93 % перечислили все изученные теоретические разделы и обладают знаниями в этих разделах. Практический опыт имеют 100 % студентов во всех разделах. 100 % студентов теоретические знания помогли в освоении практики и поддерживали интерес к практическим занятиям. 100 % отслеживают взаимосвязь теории и практики.
Забота о правильном физическом развитии и укреплении здоровья — одна из первостепенных задач студенческого физического воспитания [4-6; 9; 12; 14; 19]. Её успешное решение во многом зависит от сознательного участия в этом процессе самих студентов, а для этого им необходимы определённые теоретические знания и практические навыки по физической культуре.
Специальные занятия по основам знаний проводятся, начиная с первого курса [2; 3; 13-15; 18]. Согласно программе, первокурсники должны получать сведения о режиме дня и личной гигиене, значении физических упражнений для здоровья. В доступной и понятной форме им рассказывают, что такое режим дня и почему так важно его соблюдать, как влияют физические упражнения на растущий организм, знакомят с правилами личной гигиены. Затем в форме собеседования выясняют, насколько твёрдо студенты усвоили полученные сведения.
Знакомство с темой «Правила приёма водных процедур, воздушных и солнечных ванн. Гигиенические правила при выполнении физических упражнений» мы приурочили к началу лета. Здесь студенты получают и практические навыки проведения закаливающих водных процедур — обтирания, обливания, контрастного душа.
Одновременно формируется и сознательное отношение студентов к закаливанию как мощному средству укрепления здоровья [7; 11]. Мы, педагоги, постоянно подчёркиваем, что только настойчивая и ежедневная тренировка приспособительных механизмов поможет обеспечить невосприимчивость организма к неблагоприятным факторам: перегреванию, сильному охлаждению, резким изменениям метеорологических условий, что организм привыкнет к холоду быстрее, если подвергается охлаждению ежедневно, что длительные перерывы ведут к ослаблению и даже полной утрате приобретённых защитных реакций. Особо отмечаем, что обязательным условием закаливания является постепенность в дозировке процедур
по продолжительности и по степени снижения температуры воды.
Закаливание — прекрасное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья. В основе его лежит расширение приспособительных возможностей организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и в первую очередь действию холода. Самое доступное закаливающее средство — воздух, поэтому закаливание рекомендуем начинать с воздушных ванн. Их можно условно разделить на тёплые (30...20 °С), прохладные (20...14 °С) и холодные (14 °С и ниже). Лучшее время для приёма воздушных ванн — утренние часы, когда воздух насыщен ультрафиолетовыми лучами. Именно поэтому уроки физкультуры мы стараемся проводить на открытом воздухе, увеличивая продолжительность солнечных и воздушных ванн.
На каждом курсе мы повторяем тему и делаем акцент на том, что желаемый эффект закаливания даёт лишь систематическое и продолжительное применение всей системы закаливающих процедур.
Ничто живое не может существовать без солнца. Особенно важно действие солнечных лучей на организм в период его роста. Солнечное облучение улучшает обмен веществ, увеличивает количество красных кровяных телец, а следовательно, и содержание гемоглобина в крови, улучшает состав лимфы, повышает общий тонус организма, его устойчивость против инфекций. Но, используя целительные свойства солнечных лучей, необходимо соблюдать большую осторожность. Многие стараются поскорее загореть и получают ожоги.
Знакомя студентов с понятиями о двигательном режиме, рассказывая о влиянии физических упражнений на здоровье, осанку, умственную и физическую работоспособность, стараемся сделать акценты на том, что крепкое здоровье — залог высокой успеваемости, радостного быта, а в будущем и полноценной трудовой деятельности [13]. Подчёркиваем, что хорошее здоровье и высокая физическая подготовленность необходимы и для выполнения воинского долга.
Знакомство с темой «Значение физических упражнений для поддержания работоспособности» мы приурочили к прохождению темы «Работа мышц и причины утомления».
Знакомство с темой «Правила безопасности при выполнении физических упражнений» начинается с показа фильма по технике безопасности при выполнении физических упражнений на различных снарядах.
Также студенты знакомятся с основными приёмами самоконтроля и учатся измерять частоту сердечных сокращений, уровень развития мышечной силы и гибкости.
Так, например, после преодоления дистанции 1 500 м студент подсчитывают свой пульс. Затем преподаватель рассказывает, что такое выносливость, как её развить, на каком пульсовом режиме следует вести тренировки при развитии выносливости. Объясняет студентам, что такое объективные и субъективные показатели самоконтроля. Рассказывает, как вредят здоровью занимающихся курение и алкоголь.
Когда анатомические понятия освоены, разбираем такие темы, как «Влияние физических упражнений и питания на телосложение».
На занятиях физической культурой мы подчёркиваем роль врачебного контроля при занятиях физической культурой. Каждый студент проходит врачебный контроль.
По теме «Правила самостоятельного выполнения скоростно-силовых упражнений» мы даём студентам понятия о скоростно-силовых качествах. Подчёркиваем, что этим понимается способность человека к проявлению предельных и околопредельных усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений. Сообщаем, что рассматриваются ско-ростно-силовые качества как самостоятельное двигательное качество человека, требующее определённых средств и методов развития. Однако, несмотря на то что быстрота и сила являются самостоятельными качествами, они тесно связаны друг с другом. Недостаточное развитие силы и быстроты ограничивает наиболее полное проявление ско-ростно-силовых качеств. В этом легко убедиться, если ученику, с трудом разгибающему руки в упоре лёжа, предложить задание оттолкнуться от пола и хлопнуть в ладоши. Он его не выполнит. Поэтому если у студента наблюдается очень низкий уровень силы или быстроты, следует вести параллельную работу над развитием всех трёх качеств.
Для развития скоростно-силовых качеств мы используем упражнения с отягощениями (гантели, гири, различные тренажёры и нестандартное оборудование), а также с преодолением массы собственного тела. Скоростно-силовые упражнения мы рекомендуем выполнять в неравномерном ритме, когда подготовительное движение (до приложения основного усилия) производится несколько замедленно, а основное движение, связанное с при-
ложением максимального усилия, выполняется с предельной скоростью. Например, сгибание рук в упоре лёжа — медленно, а разгибание — быстро.
Тему «Значение физической культуры для всестороннего развития личности» рассматриваем в более развёрнутом виде «Физическая культура и спорт — одно из средств всестороннего развития личности, подготовки к трудовой и общественной деятельности, воинской службе». Стараемся привлекать к проведению занятий ребят, имеющих опыт службы в рядах Вооружённых сил России. Выступая перед студентами, молодые воины подчёркивают, что к трудной, но почётной службе в армии надо готовить себя морально и физически.
При прохождении темы «Утомление и переутомление, их признаки и меры предупреждения. Тренировочные нагрузки и контроль за ними по частоте пульса» рассказываем учащимся, что одним из ведущих дидактических принципов, на которых строятся занятия физической культурой и спортом (в том числе и самостоятельные), является постепенность в повышении нагрузок и регулярность их выполнения. Однако тренирующий и оздоровительный эффект занятий зависит и от того, насколько предлагаемая нагрузка соответствует индивидуальным особенностям занимающихся: функциональным нагрузкам, состоянию здоровья, уровню физической подготовленности. При чрезмерной нагрузке не произойдёт роста тренированности, а будет накапливаться утомление. Утомление — это защитная реакция организма, предупреждающая о нарушении деятельности. Это состояние можно определить по субъективным и объективным показателям. При утомлении отмечается чувство усталости, снижается работоспособность, ухудшается качество выполнения упражнений, повышается возбудимость или наступает апатия, нарушается сон, резко увеличивается частота сердечных сокращений после нагрузки.
Теоретические сведения дополняем практическими навыками: обучаем приёмам и методам самоконтроля, посвятив этому специальное занятие. Объясняем значение самоконтроля при самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Студенты ведут дневники самоконтроля, где записывают объективные и субъективные признаки утомления.
Студенты изготавливают альбомы, рефераты, подбирают комплексы общеразвивающих упражнений, а также упражнений для развития различных двигательных качеств.
Мы убеждены — глубоко заблуждается тот, кто считает, что, если человек решил укреплять своё здоровье, его достаточно вооружить комплексами упражнений, разработками диет и правил гигиены. Нет, этого мало! Физические упражнения, рациональное питание и гигиенические правила по-настоящему помогут лишь в том случае, если человек осознаёт смысл предпринятых им оздоровительных мер. Без глубоких теоретических знаний не может быть и серьёзного положительного воздействия физической культуры на организм. Поэтому мы, педагоги, считаем, что студентам надо давать прочные теоретические основы.
Список литературы
1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. — М. : ФиС, 1978.
2. Байчурина, А. Ш. Основы физкультурного образования студентов : учеб. пособие / А. Ш. Байчурина, С. А. Ярушин. — Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 2006.
3. Байчурина, А. Ш. Физкультурное образование студентов : тексты лекций / А. Ш. Байчурина, С. А. Ярушин. — Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 2007.
4. Волошина, Л. Н. Здоровьеориентированная образовательная система как феномен современной теории и практики социального воспитания / Л. Н. Волошина, О. В. Демидович // Вестн. Костром. гос. ун-та. Сер. : Педагогика. Психология. Социокинети-ка. — 2012. — Т. 18, № 1-1. — С. 126-129.
5. Волошина, Л. Н. Формирование здорового образа жизни студентов в процессе профессиональной подготовки / Л. Н. Волошина, Л. В. Серых, О. П. Нагель // Сред. проф. образование. — 2008. — № 11. — С. 39-41.
6. Волошина, Л. Н. О проблемах создания здо-ровьеориентированной системы профессиональной подготовки будущих педагогов / Л. Н. Волошина, О. В. Демидович // Психол.-пед. поиск. — 2011. — № 17. — С. 147-152.
7. Бардина, М. Ю. Организация рекреационных занятий физической культурой студентов высших учебных заведений / М. Ю. Бардина, В. Д. Иванов, Б. М. Петров // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2014. — № 4 (333). Образование и здравоохранение. Вып. 3. — С. 22-28.
8. Иванов, В. Д. Отношение студентов к занятиям по дисциплине «физическая культура» в вузе / В. Д. Иванов, М. В. Козырин // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2012. — № 41. — С. 161-163.
9. Иванов, В. Д. Здоровьесберегающие технологии на занятиях по физическому воспитанию в вузе / В. Д. Иванов, Е. Г. Кокорева, З. И. Матина, Г. Г. Худяков // Paradigmata poznani. — 2014. — № 2.
10. Иванов, В. Д. Удовлетворённость студентов учебным процессом в вузе / В. Д. Иванов, А. С. Стрельцова, Д. А. Алексеева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2012. — № 41. — С. 70-76.
11. Иванов, В. Д. Учебная активность и особенности её проявления в разные возрастные периоды жизни / В. Д. Иванов, А. С. Стрельцова, Д. А. Алексеева // Сборники конференций НИЦ Социосфе-ра. — 2013. — № 31. — С. 90-99.
12. Иванов, В. Д. Формирование здоровьесбере-гающей компетентности студентов высших учебных образовательных учреждений / В. Д. Иванов, А. Е. Трапезникова // Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире : материалы Всерос. науч.-практ. конф. : в 2 ч. — Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015. — Ч. 2. — С. 31-34.
13. Иванов, В. Д. Психофизиологические и психолого-педагогические основы организации учебной деятельности студента / В. Д. Иванов, З. И. Матина, Р. Т. Хадиева // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2014. — № 4 (333). Образование и здравоохранение. Вып. 3. — С. 131-137.
14. Ишменёва, Е. А. Значение физической культуры в профессиональной подготовке юристов / Е. А. Ишменёва, В. Д. Иванов // Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире : материалы Всерос. науч.-практ. конф. : в 2 ч. — Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015. — Ч. 1. — С. 51-55.
15. Матвеев, Л. П. Введение в теорию физического воспитания / Л. П. Матвеев. — М. : ФиС, 1978. — 45 с.
16. Харламов, И. Ф. Педагогика : учеб. пособие / И. Ф. Харламов. — М. : Высш. шк., 1990. — 576 с.
17. Олейник, В. А. Физическая и умственная активность как неделимое целое продуктивности и здо -ровья студентов / В. А. Олейник, С. А. Ярушин // Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире : материалы Всерос. науч.-практ. конф. : в 2 ч. — Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015. — Ч. 2. — С. 35-40.
18. Черкасов, И. Ф. Методологические аспекты физкультурного образования / И. Ф. Черкасов, Д. В. Викторов, С. А. Ярушин // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. — 2015. — № 10. — С. 87-91.
19. Ярушин, С. А. Здоровьеобеспечивающая компетенция в структуре профессиональной компетентности студентов вузов / С. А. Ярушин // Безопасность и адаптация человека к экстремальным условиям среды и деятельности : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. Е. В. Елисеева, Е. Г. Кокоревой, В. Д. Иванова. — Челябинск, 2014. — С. 260-266.
Поступила в редакцию 1 июня 2017 г.
Для цитирования: Райко, С. П. Физическая культура и здоровье: теоретические основы, необходимые для активного формирования здоровья студентов / С. П. Райко // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 3. — С. 105-110.
Сведения об авторе
Райко Сергей Петрович — преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2017, vol. 2, no. 3, pp. 105-110.
Physical Education and Health: Theoretical Foundations Necessary for the Active Formation of Health of Students
S. P. Raiko
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
The article considers the problem of the need of theoretical knowledge in the field of physical culture for active formation of health of students. The solution of that problem through strong theoretical basis.
Keywords: theoretical knowledge and conscious participation ofstudents in physical education, physical development and strengthening of health of students.
References
1. Ashmarin B.A. Teoriya i metodika pedagogi-cheskikh issledovaniy v fizicheskom vospitanii [Theory and Methods of Pedagogical Research in Physical Education]. Moscow, 1978. (In Russ.).
2. Baychurina A.Sh., Yarushin S.A. Osnovy fizkul'-turnogo obrazovaniya studentov [Foundations of Physical Education]. Chelyabinsk, 2006. (In Russ.).
3. Baychurina A.Sh., Yarushin S.A. Fizkul'turnoye obrazovaniye studentov [Physical Education Students]. Chelyabinsk, 2007. (In Russ.).
4. Voloshina L.N., Demidovich O.V. Zdorov'yeori-yentirovannaya obrazovatel'naya sistema kak fenomen sovremennoy teorii i praktiki sotsial'nogo vospitaniya [Health-oriented Educational System as a Phenomenon of Modern Theory and Practice of Social Education]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika [Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sotsiokinetika], 2012, vol. 18, no. 1-1, pp. 126-129.
5. Voloshina L.N., Serykh L.V., Nage'l O.P. Formiro-vaniye zdorovogo obraza zhizni studentov v protsesse professional'noy podgotovki [Formation of Healthy Lifestyle of Students in the Training Process]. Sredneye professional'noye obrazovaniye [Secondary Professional Education], 2008, no. 11, pp. 39-41.
6. Voloshina L.N., Demidovich O.V. O proble-makh sozdaniya zdorov'yeoriyentirovannoy sistemy
professional'noy podgotovki budushchikh pedagogov [About the Problems of Creating of Health-oriented Systems of Professional Training of Future Teachers]. Psi-khologo-pedagogicheskiy poisk [Psychological-pedagogical Search], 2011, no. 17, pp. 147-152.
7. Bardina M.Yu., Ivanov V.D., Petrov B.M. Organi-zatsiya rekreatsionnykh zanyatiy fizicheskoy kul'turoy studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Organization of Recreational Physical Culture of Students of Higher Educational Institutions]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University], 2014, no. 4 (333), pp. 22-28.
8. Ivanov V.D., Kozyrin M.V. Otnosheniye studentov k zanyatiyam po distsipline «fizicheskaya kul'tura» v vuze [The Attitude of Students to Training in the Discipline "Physical Culture" in Higher Education]. Sborniki konferentsiy nauchno-izdatel'skogo Tsentra «Sotsio-sfera» [Conference Proceedings of the Scientific Publishing Center of the Sociosphere], 2012, no. 41, pp. 161-163.
9. Ivanov V.D., Kokoreva E.G., Matina Z.I., Khudya-kov G.G. Zdorov'yesberegayushchiye tekhnologii na za-nyatiyakh po fizicheskomu vospitaniyu v vuze [Health Saving Technologies in the Classroom for Physical Education in Higher Education]. Paradigmatapoznani, 2014, no. 2, pp. 122-130.
10. Ivanov V.D., Strel'tsova A.S., Alekseyeva D.A. Udovletvoryonnost' studentov uchebnym protsessom v vuze [The Students' Satisfaction with Educational Process in Higher Educational Establishments]. Sborniki konferentsiy nauchno-izdatel'skogo tsentra «Sotsio-
sfera» [Conference Proceedings of the Scientific Publishing Center of the Sociosphere], 2012, no. 41, pp. 70-76.
11. Ivanov V.D., Strel'tsova A.S., Alekseyeva D.A. Uchebnaya aktivnost' i osobennosti eyeo proyavleniya v raznyye vozrastnyye periody zhizni [Educational Activity and Peculiarities of its Manifestation in Different Age Periods of Life]. Sborniki konferentsiy nauchno-izdatel'skogo tsentra «Sotsiosfera» [Conference Proceedings of the Scientific Publishing Center of the Sociosphere], 2013, no. 31, pp. 90-99.
12. Ivanov V.D., Trapeznikova A.E. Formirovaniye zdorov'yesberegayushchey kompetentnosti studentov vysshikh uchebnykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy [Formation of Health-competence of Students of Higher Educational Institutions]. Aktual'nyye problemy i perspektivy teorii i praktiki fizicheskoy kul'tury, sporta, turizma i dvigatel'noy rekreatsii v sovremennom mire: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konfer-entsii: v 2 chastyakh [Actual Problems and Prospects of Theory and Practice of Physical Culture, Sport, Tourism and Motor Recreation in the Modern World: materials of all-Russian scientific-practical conference: in 2 parts]. Chelyabinsk, 2015. Part 1. Pp. 31-34.
13. Ivanov V.D., Matina Z.I., Khadiyeva R.T. Psikho-fiziologicheskiye i psikhologo-pedagogicheskiye osnovy organizatsii uchebnoy deyatel'nosti studenta [Psychophysiological, Psychological and Pedagogical Bases of the Organization of the Training of Students]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University], 2014, no. 4 (333), pp. 131-137.
14. Ishmenyova Ye.A., Ivanov V.D. Znacheniye fizicheskoy kul'tury v professional'noy podgotovke yuristov [The Value of Physical Culture in Professional Training of Lawyers]. Aktual'nyye problemy i perspektivy teorii i praktiki fizicheskoy kul'tury, sporta, turizma i dvigatel'noy rekreatsii v sovremennom mire: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 2 chastyakh [Actual Problems and Prospects of Theory and Practice of Physical Culture, Sport, Tourism and
Motor Recreation in the Modern World: materials of All-Russian scientific-practical conference: in 2 parts]. Chelyabinsk, 2015. Part 2. Pp. 51-55.
15. Matveyev L.P. Vvedeniye v teoriyu fizicheskogo vospitaniya [Introduction in the Theory of Physical Education]. Moscow, 1978. 45 p.
16. Kharlamov I.F. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, 1990. 576 p.
17. Oleynik V.A., Yarushin S.A. Fizicheskaya i umst-vennaya aktivnost' kak nedelimoye tseloye produktivnos-ti i zdorov'ya studentov [Physical and Mental Activity as an Indivisible Whole the Productivity and Health of Students]. Aktual 'nyye problemy i perspektivy teorii i praktiki fizicheskoy kul'tury, sporta, turizma i dvigatel'noy rekreatsii v sovremennom mire: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 2 chasyakh [Actual Problems and Prospects of Theory and Practice of Physical Culture, Sport, Tourism and Motor Recreation in the Modern World: materials of All-Russian scientific-practical conference: in 2 parts]. Chelyabinsk, 2015. Part 2. Pp. 35-40.
18. Cherkasov I.F., Viktorov D.V., Yarushin S.A. Metodologicheskiye aspekty fizkul'turnogo obrazova-niya [Methodological Aspects of Physical Education]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University], 2015, no. 10, pp. 87-91.
19. Yarushin S.A. Zdorov'yeobespechivayushchaya kompetentsiya v strukture professional'noy kompetent-nosti studentov vuzov [Health-giving Competence in the Structure of Professional Competence of University Students]. Bezopasnost' i adaptatsiya cheloveka k ekstremal'nym usloviyam sredy i deyatel'nosti: sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy kon-ferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Security and Human Adaptation to Extreme Environmental Conditions and Activities: collection of materials of All-Russian scientific-practical conference with international participation]. Chelyabinsk, 2014. Pp. 260-266.