УДК 796:378.016 ББК Ч74
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ
Т. С. Шапкина, В. Д. Карпов, В. Н. Белянский
Волгодонский инженерно-технический институт—филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Волгодонск, Россия
Рассматривается организация и содержание занятий по физической культуре со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
Ключевые слова: студенты с отклонениями в состоянии здоровья, адаптация, образ жизни, профессиональные качества.
Стратегия развития физической культуры, в 2009 г. утверждённая Постановлением Правительства РФ на период до 2020 г., определяет роль физической культуры в развитии человеческого потенциала нашей страны, предусматривает приоритетное развитие физической культуры и спорта, в том числе и для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья [14].
В настоящее время наметилась чёткая тенденция роста числа студентов-первокурсников, относящихся по развитию физических качеств и по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам. Такие студенты обладают низкой устойчивостью к простудным заболеваниям, страдают гиподинамией [2-7].
Поэтому работа с такими обучающимися — один из главных вопросов для специалистов физической культуры: правильная организация занятий физической культурой является важным аспектом в укреплении и сохранении здоровья; регулярные занятия улучшают не только физическое состояние организма, но и повышают его функциональные возможности [10; 11].
Ежегодно среди поступивших в вузы отмечается значительная доля студентов, уже имеющих серьёзные заболевания. Кроме того, первокурсники наиболее уязвимы вследствие трудностей адаптивного характера, обусловленных существенным отличием учебного процесса в вузе от обучения в школе.
Так, из 187 студентов первого курса Волгодонского инженерно-технического института—филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» в 2016/17 учебном году у 75 (39,5 %) отмечены различные заболевания. В структуре заболеваемости 15 % составляют заболевания органов зрения, 4 % — заболевания опорно-двигательной системы, 2,6 % — заболева-
ния сердечно-сосудистой системы. Из 385 первокурсников техникума ВИТИ НИЯУ МИФИ заболевания выявлены у 188 человек (49 %). Самые распространённые заболевания: органов зрения — 15 %, сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем — соответственно 9 и 8,6 %.
Такой уровень состояния здоровья свидетельствует о том, что в школах на занятиях физической культурой у детей не в полной мере формируются знания о роли физической культуры и спорта в сохранении и укреплении здоровья. Бывшие школьники не обладают устойчивой мотивацией к применению физических упражнений в повседневной жизнедеятельности как способу повышения работоспособности и успешного решения социальных и экономических задач. У студентов-первокурсников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, слабо развита социально-психологическая и дидактическая адаптация. Для них не характерны упорство и целеустремлённость, умение собраться и преодолеть лень. Они обладают низкой устойчивостью к простудным заболеваниям, страдают гиподинамией, проявляют скептическое отношение к занятиям физической культурой. Студентам, перенёсшим какое-либо заболевание или часто и длительно болеющим, особенно необходима двигательная активность, а их, как правило, просто освобождают от занятий физической культурой. Такие студенты обладают низкой работоспособностью, что в будущем негативно скажется на производительности их труда.
Задача преподавателей физической культуры заключается в организации занятий таким образом, чтобы они оказывали видимый оздоровительный и тренировочный эффект, направленный на постепенное и последовательное улучшение физической подготовленности и повышение функциональных возможностей организма студентов [8; 9; 11; 15].
Это возможно лишь при соблюдении ряда дидактических принципов:
- принципа систематичности (непрерывное использование любых средств физической культуры);
- принципа от «простого к сложному» (постепенное повышение требований к организму занимающегося, в содержание занятий периодически включаются более сложные виды упражнений и увеличивается объём и интенсивность физической нагрузки);
- принципа доступности (все средства физической культуры должны быть доступны как по всей структуре, так и по уровню физической нагрузки);
- принципа чередования, или рассеянной мышечной нагрузки;
- принципа сознательной активности (активное участие обучающегося в занятиях, понимание им задач и возможностей физических упражнений) [4; 13].
Весь учебный процесс должен быть направлен на расширение и углубление образованности обучающихся по физической культуре, на формирование мотивации и повышение интереса к занятиям, укрепление здоровья, закаливание организма и расширение функциональных возможностей студентов, на ликвидацию остаточных явлений после заболеваний на протяжении всего периода обучения и осуществляться в следующих формах:
- учебные занятия (в виде практических и теоретических занятий, лекций, бесед);
- самостоятельные занятия студентов;
- физические упражнения в режиме дня: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутка, физкультпауза, производственная физическая культура;
- массовые оздоровительные, физкультурные, туристические мероприятия [14].
Учебные занятия для студентов с отклонениями в состоянии здоровья должны являться обязательными и проводиться в виде адаптивной физической культуры, лечебной физической культуры или оздоровительной физической культуры в зависимости от заключения врачебной комиссии.
В Волгодонском инженерно-техническом институте готовят специалистов для отраслей, входящих в госкорпорацию «Росатом», поэтому укрепление состояния здоровья студентов, приобщение их к ведению активного, здорового образа жизни является главной задачей преподавателей кафедры
физической культуры. Особое внимание уделяется студентам с отклонениями в состоянии здоровья.
Практические занятия для таких групп студентов проводятся в фитнес-зале, оборудованном тренажёрами. Студентам предлагаются кардиорес-пираторные упражнения с симметричными и асимметричными движениями, а также упражнения аэробной направленности, позволяющие улучшить показатели здоровья, повысить энергетический уровень организма [9; 13; 15].
Для студентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата дополнительно организуются занятия в плавательном бассейне. Студентам с урологической патологией даются консультации уролога с рекомендациями по питанию и лечению.
Обязательным является теоретический раздел, входящий в рабочую программу по дисциплине физическая культура, который рассматривает такие вопросы, как роль физической культуры и спорта в укреплении здоровья, основы здорового образа жизни, самоконтроль на занятиях и проведение самостоятельных тренировочных занятий.
По окончании теоретического раздела по дисциплине физическая культура проводится тестирование на знание роли физических упражнений в укреплении здоровья и повышения работоспособности человека.
Студенты Волгодонского инженерно-технического института, имеющие отклонения в состоянии здоровья, принимают участие в посильной физкультурно-оздоровительной деятельности в качестве судей и секретарей, что, несомненно, способствует повышению уровня их здоровья и овладению необходимыми профессионально-прикладными качествами в области приобретаемых в вузе специальностей.
Нужно отметить, что важно не только создать оптимальный двигательный режим за счёт использования разнообразных комплексов и оздоровительных методик, но и сформировать потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, а также доводить до студентов информацию о методах и средствах оздоровления, учить вычленять из многообразия информации то, что будет оптимально соответствовать уровню организма. Занимающиеся должны твёрдо усвоить, что нет универсальных систем и методик оздоровления — все они нуждаются в определённой корректировке и адаптации под каждого конкретного человека [5].
Поэтому перед преподавателями кафедры стоит задача обеспечить студентов соответствующей
Physlcal Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. 2017. Vol. 2, no. 4
57
методической литературой, адаптированной к специфике вуза, научить ориентироваться в информационном потоке, адекватно оценивать состояние своего здоровья, потребности и резервы организма, формировать убеждения в том, что сохранение здоровья —это нелёгкий труд, а в широком смысле — это каждодневная работа над самим собой.
Список литературы
1. Безбородов, А. А. Особенности занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья [Электронный ресурс] // 1пРэишк. — URL: https://infourok.ru/osobennosti-zanyatiy-so-studentami-imeyuschimi-otkloneшya-v-sostoyaшi-zdorovya-1300362.html
2. Вальчук, Н. К. Физическая культура личности студента как ресурс его жизнедеятельности / Н. К. Вальчук, А. В. Савенко, Д. А. Романов // Учёные зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. — 2013. — № 10 (104). — С. 32-35.
3. Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. — М., 2007. — 218 с.
4. Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента / М. Я. Виленский. — М., 2012. — 220 с.
5. Власова, Т. С. Особенности физического воспитания студентов, имеющих отклонения в здоровье. Проблемы мотивации физкультурной активности студентов в вузе / Т. С. Власова, Р. И. Сунгатуллин, Н. М. Закрова // Молодой учёный. — 2015. — №2 5. — С. 441-443.
6. Дубровский, В. И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия) : учеб. для студентов высш. учеб. заведений / В. И. Дубровский. — М. : Владос, 2001. — 608 с.
7. Евсеев, С. П. Адаптивная физическая культура, её философия, содержание и задачи : учеб. пособие / С. П. Евсеев. — СПб.,1996.
8. Иванова, В. А. Фитнес в системе занятий по физической культуре / В. А. Иванова, Т. И. Ягафарова,
Поступила в редакцию 4 сентября 2017 г.
B. Д. Иванов // Научное сообщество студентов : сб. материалов VI Междунар. студенч. науч.-практ. конф. — Чебоксары, 2015. — С. 141-146.
9. Иванов, В. Д. Формирование здоровьесбере-гающей компетентности студентов высших учебных образовательных учреждений / В. Д. Иванов, А. Е. Трапезникова // Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире : материалы Всерос. науч.-практ. конф. : в 2 ч. — Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015. — Ч. 2. — С. 31-34.
10. Куликов, Л. М. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения : монография / Л. М. Куликов, В. В. Рыбаков, С. А. Ярушин. — Челябинск, 2009.
11. Куликов, Л. М. Модернизация педагогической системы активного здоровьеформирования подрастающего поколения / Л. М. Куликов, В. В. Рыбаков,
C. А. Ярушин // Теория и практика физ. культуры. — 2010. — № 1. — С. 60-64.
12. Мищенко, В. А. Роль самостоятельных занятий физической культурой в формировании лично -сти студента / В. А. Мищенко, С. П. Довгаль // Вестн. Югор. гос. ун-та. — 2006. — № 4. — С. 98-101.
13. Насыбулина, И. Р. Физиологическая классификация физических упражнений / И. Р. Насыбули-на, В. Д. Иванов // Научное сообщество студентов : сб. материалов VI Междунар. студенч. науч.-практ. конф. — Чебоксары, 2015. — С. 13-16.
14. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта Российской Федерации на период до 2020 года : Постановление Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р.
15. Ярушин, С. А. Здоровьеобеспечивающая компетенция в структуре профессиональной компетентности студентов вузов / С. А. Ярушин // Безопасность и адаптация человека к экстремальным условиям среды и деятельности : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. Е. В. Елисеева, Е. Г. Кокоревой, В. Д. Иванова. — Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2014. — С. 260-266.
Для цитирования: Шапкина, Т. С. Особенности физического воспитания студентов с отклонениями в состоянии здоровья / Т. С. Шапкина, В. Д. Карпов, В. Н. Белянский // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 4. — С. 56-60.
Сведения об авторах
Шапкина Татьяна Сергеевна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры физической культуры, Волгодонский инженерно-технический институт — филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». Волгодонск, Россия. tan6635@yandex.ru
Карпов Виталий Дмитриевич — старший преподаватель кафедры физической культуры, Волгодонский инженерно-технический институт — филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». Волгодонск, Россия. tan6635@yandex.ru
Белянский Владимир Николаевич — старший преподаватель кафедры физической культуры, Волгодонский инженерно-технический институт — филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». Волгодонск, Россия. tan6635@yandex.ru
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2017, vol. 2, no. 4, pp. 56-60.
Features of Physical Training of Students with Deviations in the State of Health T. S. Shapkina, V. D. Karpov, V. N. Belianskiy
The Volgodonsk Engineering and Technical Institute-branch National Research Nuclear University, Volgodonsk, Russia. tan6635@yandex.ru
The organization and content of classes in discipline physical culture for students with deviations in the state of health is considered.
Keywords: students with deviations in the state of health, adaptation, a way of life, professional qualities.
References
1. Bezborodov A.A. Osobennosti zanyatiy so studentami, imeyushchimi otkloneniya v sostoyanii zdorov'ya [Peculiarities of Classes with Students Having Deviations in Health Status]. Infourok [Infourok]. Available at: https://infourok.ru/osobennosti-zanyatiy-so-studentami-imeyuschimi-otkloneniya-v-sostoyanii-zdorovya-1300362.html (In Russ.).
2. Val'chuk N.K., Savenko A.V., Romanov D.A. Fizi-cheskaya kul'tura lichnosti studenta kak resurs yego zhiznedeyatel'nosti [Physical Culture of the Individual Student as a Resource of his Life]. Uchenyye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta [Scientific Notes of Les-gaft University], 2013. no. 10 (104), pp. 32-35. (In Russ.).
3. Vilenskiy M.Ya., Gorshkov A.G. Fizicheskaya kul'tura i zdorovyy obraz zhizni studenta [Physical Culture and Healthy Lifestyles Student]. Moscow, 2007. 218 p. (In Russ.).
4. Vilenskiy M.Ya. Fizicheskaya kul 'tura i zdorovyy obraz zhizni studenta [Physical Culture and Healthy Lifestyles Student]. Moscow, 2012. 220 p. (In Russ.).
5. Vlasova T.S., Sungatullin R.I., Zakrova N.M. Osobennosti fizicheskogo vospitaniya studentov, imeyu-shchih otkloneniya v zdorov'ye. Problemy motivatsii fizkul'turnoy aktivnosti studentov v vuze [Features of Physical Training of Students with Deviations in Health. Problems of Motivation of Physical Activity of University Students]. Molodoy uchyonyy [Young Scientist], 2015, no. 5, pp. 441-443. (In Russ.).
6. Dubrovskiy V.I. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura (kinezoterapiya) [Therapeutic Physical Training (kinesitherapy)]. Moscow, 2001. 608 p. (In Russ.).
7. Yevseyev S.P. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura, yeyo filosofiya, soderzhaniye i zadachi [Adaptive Physical Culture, its Philosophy, Content and Objectives]. St. Petersburg, 1996. Pp. 4-25. (In Russ.).
8. Ivanova V.A., Yagafarova T.I., Ivanov V.D. Fitnes
v sisteme zanyatiy po fizicheskoy kul'ture [Fitness in System of Lessons of Physical Culture]. Nauchnoye soobshchestvo studentov: sbornik materialov VI Mezh-dunarodnoy studencheskoy nauchno-praktiches-koy konferentsii [Scientific Community of Students: a collection of materials of VI International student scientific-practical conference]. Cheboksary, 2015. Pp. 141-146. (In Russ.).
9. Ivanov V.D., Trapeznikova A.E. Formirovaniye zdorov'yesberegayushchey kompetentnosti studentov vysshikh uchebnykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy [Formation of Health-competence of Students of Higher Educational Institutions]. Aktual'nyie problemy i perspektivy teorii i praktiki fizicheskoy kul'turyi sporta, turizma i dvigatel 'noy rekreatsii v sovremennom mire: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii : v 2 chastyakh [Actual Problems and Prospects of Theory and Practice of Physical Culture, Sport, Tourism and Motor Recreation in the Modern World: materials of all-Russian scientific-practical conference. In 2 part. Part 2]. Chelyabinsk, 2015. Pp. 3134. (In Russ.).
10. Kulikov L.M., Rybakov V.V., Yarushin S.A. Dvigatel'naya aktivnost' i zdorov'ye podrastayushchego pokoleniya [Motor Activity and Health of the Younger Generation]. Chelyabinsk, 2009. (In Russ.).
11. Kulikov L.M., Rybakov V.V., Yarushin S.A. Mo-dernizatsiya pedagogicheskoy sistemy aktivnogo zdorov'yeformirovaniya podrastayushchego pokoleniya [Modernization of Pedagogical System of Active Health Preservation the Younger Generation]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul 'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2010, no. 1, pp. 60-64. (In Russ.).
12. Mishchenko V.A., Dovgal' S.P. Rol' samostoya-tel'nykh zanyatiy fizicheskoy kul'turoy v formirovanii lichnosti studenta [The Role of Independent Occupations by Physical Culture in the Formation of Student's Personality]. Vestnik Yugorskogo gosudarstvennogo
Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. 2017. Vol. 2, no. 4
59
universiteta [Herald Ugra State University]. 2006, no. 4, pp. 98-101. (In Russ.).
13. Nasybulina I.R., Ivanov V.D. Fiziologicheskaya klassifikatsiya fizicheskikh uprazhneniy [Physiological Classification of Physical Exercises]. Nauchnoye soob-shchestvo studentov: sbornik materialov VIMezhduna-rodnoy studencheskoy nauchno-prakticheskoy konfer-entsii [Scientific Community of Students: collection of materials of VI International student scientific-practical conference]. Cheboksary, 2015. Pp. 13-16. (In Russ.).
14. Ob utverzgdenii Strategii razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda: Postanovleniye Pravitel 'stva RF ot 7 avgus-ta 2009 g. no. 1101-r [Resolution of the Government of the Russian Federation from August 7, 2009 No. 1101-R "Strategy of Development of Physical Culture and Sports
of the Russian Federation for the period till 2020"]. (In Russ.).
15. Yarushin S.A. Zdorov'yeobespechivayuschaya kompetentsiya v strukture professional'noy kompetent-nosti studentov vuzov [Health-giving Competence in the Structure of Professional Competence of University Students]. Bezopasnost' i adaptatsiya cheloveka k ekstremal'nym usloviyam sredy i deyatel'nosti: sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy kon-ferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem [Health and safety and Human Adaptation to Extreme Environmental Conditions and Activities of the Collection of materials of all-Russian scientific-practical conference with international participation]. Chelyabinsk, 2014. Pp. 260-266. (In Russ.).