• очевидным становится тот факт, что ослабленный контроль научных руководителей за развитием методологической части диссертаций приводит к сохранению большинства этих недостатков на момент защиты от четверти до половины диссертантов;
• при этом наиболее слабой оказывается установочно-целевая часть методологии исследования, которую надо было дорабатывать еще на исходном и начальном этапах диссертационного исследования. В результате этого до половины аспирантов и соискателей набирают оказывающийся впоследствии малоценным для достижения цели и подтверждения гипотезы материал и не успевают собрать нужного;
очевидны недостатки в подготовке аспирантов, связанные с их большими затруднениями в формулировке выводов, рекомендаций и положений, выносимых на защиту. Явно недостаточна здесь оказывается и помощь научных руководителей, что показывает распределение мнений экспертов.
В заключении отметим, что полученные нами результаты исследования дают возможность продолжить и расширить изучение данной проблематики. Что и нашло отражение в серии публикаций за последнее время [5, 6, 7, 8, 9].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Солнышков М.Е. Наукометрические характеристики современных научно-педагогических исследований: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д.: Нюанс, 2006. 22 с.
2. Солнышков М.Е. Наукометрические характеристики современных научно-педагогических исследований: Дис. ... канд. пед. наук. Таганрог, 2006. 169 с.
3. Михайлычев Е.А., Солнышков М.Е. Краткий справочник по оформлению теоретической части научно-педагогического исследования: Метод. рекомендации аспирантам и соискателям. Ростов н/Д.: Нюанс, 2005. 80 с.
4. Михайлычев Е.А., Солнышков М.Е. Критерии оценки качества результатов научно-педагогических исследований: Метод. рекомендации. Ростов н/Д.: Нюанс, 2006. 180 с.
5. Солнышков М.Е. Концепция модификации системы критериев и показателей оценки качества научно-педагогических исследований: общее видение // Инструментарий педагогической диагностики и мониторинга образовательных процессов. Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2007. С. 7-10.
6. Солнышков М.Е. Наукометрические характеристики современных научно-педагогических исследований: анализ, проблемы, перспективы разработки // Научные исследования: информация, анализ, прогноз. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. пед. ун-та, 2007. Кн. 13. С. 169-178.
7. Солнышков М.Е. Перспективы разработки проблемы качества научно-педагогических исследований // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: Сб. ст. IX Междунар. научно-практической конференции. Пенза: Изд-во Приволжского дома знаний, 2007. С. 306-308.
8. Солнышков М.Е. Разработка концепции модификации системы критериев и показателей оценки качества научно-педагогических исследований // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: Сб. ст. X Междунар. научно-практической конференции. Пенза: Изд-во Приволжского дома знаний, 2007. С. 400-402.
9. Солнышков М.Е. Исследование проблемы оценки качества научно-педагогических исследований: новые данные // Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы: Сб.ст. III Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: Изд-во Приволжского дома знаний, 2007. С. 6-8.
А.А. Талалай
ЗАНЯТИЯ СТУДЕНТОВ В МАЛЫХ СПОРТИВНЫХ ГРУППАХ КАК ФАКТОР ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ
Адекватный современным реалиям специалист - это личность с высоким уровнем профессиональной компетентности. Новые социально-экономические условия предлагают решать профессиональные задачи в изменяющихся условиях, что с необходимостью требует быть личностью саморазвивающейся, умеющей добиваться успехов, творчески широко образованной, креативно мыслящей, а значит, конкурентноспособной в самом широком смысле этого слова. Подготовка такого специалиста - приоритет (ценность-цель) модернизации российского образования на бли-
жайшую и отдаленную перспективы. Таковы реалии социального заказа, предъявляемого сегодня к отечественному образованию, - формирование универсально оснащенной динамичной личности, способной к социальному взаимодействию в среде свободной конкуренции.
Переход от «социоцентрической» к «человекоцентрической» парадигме образования, где модусом трансформации становится гуманитаризация, способствует созданию условий взращивания подлинно гуманитарного, целостного человека (А.И. Адамский, О. Долженко, В.П. Зинченко и др.).
Природа гуманитарного образования доминантой развития полагает познающего (а не обучаемого) человека. Подлинно гуманитарное образование рассматривает человека в качестве субъекта объективной образовательной деятельности, что укореняет в его сознании мысль о собственном целеполагании и творчестве как основе жизни, мысль о собственной уникальности и неповторимости. Возникает такая обращенность к миру и через него к себе, которую весьма точно сформулировал Э. Ильенков как «самостроительство личности», потребность и способность осуществления собственного образовательного проекта. Следовательно, гуманитаризация выступает как процесс преодоления той степени отчуждения, которая характеризует сегодняшнее соотнесение содержания образования и сущности человека.
Образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации личности, играя при этом главную роль в формировании мотивации сохранения здоровья участников образовательного процесса. В этой связи особое значение приобретает формирование, сохранение и укрепление здоровья будущих педагогов. Физическое здоровье, подчеркивает Б.Г. Акчурин [1], является не просто желательным качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры, необходимым условием построения и развития общественных отношений.
Как избежать «регресса компетентности» (А.К. Маркова) как негативного результата педагогической деятельности?
Укрепление профессионального здоровья учителя - вот инструментальная ценность, позволяющая творчески реализоваться личности педагога в своей профессии. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что резкое ухудшение здоровья учащихся/студентов и сохраняющаяся отрицательная динамика во многом определяется невротизирующей средой обитания, создаваемой в том числе и учителями/преподавателями. Результаты исследования свидетельствуют, что только 11,1 % педагогов школ имеют удовлетворительный тип адаптации. Основная часть наставников (73,3 %) находятся в донозологической стадии пограничного состояния и требует серьезных усилий по снятию напряжения и другой коррекционной работы. Наконец, 15,6 % учителей имеют декомпен-сированный тип адаптации, критическое напряжение систем регуляции и нуждаются в немедленном восстановлении функциональных резервов [3]. Данные цифры заставляют задуматься о способности педагога, находящегося в донозологической стадии предсрыва, эффективно транслировать ценности культуры в пространстве субъект-субъектного диалога.
Как указывает американский психолог У. Маслоу, между психикой и здоровьем человека существует тесная синергетическая связь. Так, большинство психиатров, а также многие из психологов и биологов сейчас вынуждены признать, что практически все болезни, а может статься, все без исключения, можно отнести к разряду психосоматических или организмических. «Соматическое» заболевание, как оказывается, имеет интрапсихические, интраперсональные и социальные детерминанты [8].
Действенным средством стабилизации и дальнейшего возрастания психофизиологического статуса личности педагога является деятельностная интериоризация ценностей физической культуры и спорта (ФКиС). Интериоризация (от лат. - внутренний) - формирование умственных действий внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и в результате социальных форм общения. Активизация учебной деятельности студентов - краеугольный камень педагогических технологий, направленных на формирование организаторского, коммуникативного компонентов профессиограммы специалистов, их социальной активности, базовых профессиональных и личностно значимых качеств.
Установлено, что неспецифический эффект занятий физическими упражнениями выражается в повышении адаптивных возможностей организма к потенциальным риск-факторам. Залогом
повышения работоспособности, улучшения самочувствия, регуляции психоэмоционального состояния, уменьшения депрессии и уровня тревожности, повышения самооценки и переносимости стрессовых воздействий, общей физической активности является умеренная и регулярная двигательная активность.
Механизм реализации профессионально-ориентированного физического воспитания студента должен базироваться на соответствии содержания и методики обучения требованиям перспективной профессиональной деятельности. Растущие требования к уровню развития культуры личности будущего педагога с необходимостью предполагают потребность формирования и воспитания студента как субъекта собственной физической культуры (М.Я. Виленский), творца профессионально и личностно соразмерного идеала здоровья.
Здоровье - состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои видоспецифические социальные функции (Г.И. Царегородцев). Формирование у будущих специалистов, работающих в сфере педагогической деятельности, новой ментальности по отношению к собственному здоровью как к базовой ценности - это:
- формирование устойчивого интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, соблюдению основ здорового образа жизни;
- воспитание стойкой мотивации к собственному изменению (самоактуализации) с учетом долгосрочной профессиональной деятельности;
- реализация личностно ориентированного проекта культуры здоровья студента посредством создания широкого спектра ценностной образовательной среды вуза, включающей не только учебные занятия физическими упражнениями, но и занятия во внеурочное время (спортивно -массовые мероприятия, в том числе в студенческих оздоровительных лагерях, сборные команды, секции, занятия по индивидуальному плану под руководством тренера);
- усиление культурообразующего потенциала ценностей ФКиС и повышение уровня профессиональной подготовленности специалистов как интегративный результат деятельностного антропоцентрического подхода.
Рис. 1. Реализация проекта культуры здоровья студента
Физическая культура (ФК) студентов включает три относительно самостоятельных блока: физическое воспитание, студенческий спорт, активный досуг. В центре нашего внимания студенческий спорт, культивируемый в малых спортивных группах (секции). Учебно-тренировочные спортивные группы позволяют наилучшим образом реализовать в образовании принцип коллективности в сочетании с индивидуализацией. Три основных компонента структуры личности: функциональные механизмы психики, опыт личности и свойства личности - успешно развиваются в процессе освоения личностью в группе ценностей физкультурно-спортивной деятельности (ФСД). Здесь в процессе деятельности наблюдается союзное как физкультурно-спортивное, так и профессионально-педагогическое совершенствование личности будущего педагога. Практико-ориентированная задача занятий ФК в малых спортивных группах - поиск резервных возможностей индивидуальности с опорой на оптимизацию психологического и психофизиологического режима взаимодействия. Слагаемые прироста резервных возможностей (энергопотенциала) личности следующие:
> обучить прикладным знаниям о физических и психофизических качествах, необходимых для высокоэффективного труда педагога;
> сформировать необходимый будущим специалистам багаж двигательных умений и навыков;
> воспитать специальные физические и психические, личностные и профессиональные качества;
> развить основные физические качества и воспитать привычку использовать средства активного отдыха для борьбы с производственным утомлением, психоэмоциональным стрессом;
>укрепить здоровье и повысить устойчивость к профессионально-обусловленным риск-факторам;
> сформировать устойчивость к социально-стрессовым ситуациям на основе овладения различными комплексами профессионально-поведенческих функций и ролей;
> овладеть речедвигательной координацией, невербальным языком как средством сохранения психологического здоровья.
Гуманистическая педагогика постулирует отношение педагога к личности студента как к высшей социальной ценности. Это взаимообогащающий диалог сущностей в соответствии с принципом <^осеп^ Шзашиз» (лат. - обучая, мы сами учимся). М. Бубер утверждал, что сущностное отношение к единичному человеку может быть лишь непосредственным отношением сущности к сущности, в котором разрушается человеческая замкнутость и прорываются границы «Я - бытия».
Готовность педагога/тренера проявлять естественность и спонтанность в выражении чувств (конгруэнтное, или истинное, самопредъявление), безусловное положительное отношение к личности другого человека и к самому себе (уважение и самопринятие), эмпатическое понимание партнера по общению - вот основные условия диалогического общения. В этом контексте залогом успешности в деле передачи спортивно-гуманистических идеалов и ценностей на первый план справедливо выступает личность педагога. Такому педагогу под силу так организовать учебно -воспитательный процесс в малой спортивной группе, что он будет способствовать продуктивному решению воспитательно-образовательных задач, стимулировать развитие личности и группы.
Фасилитативный (стимулирующий) стиль взаимодействия педагога и студента проявляется в стремлении к совместному поиску и поддержке студентов в поиске индивидуального ценностно-смыслового значения ФСД с учетом перспективы дальнейшей профессиональной деятельности. Закономерным следствием такого педагогического подхода будет явленный синергетический эффект, когда совокупный результат, достигнутый совместными усилиями, превосходит сумму результатов, которых каждый из участников мог бы достичь, действуя в одиночку.
Развитие культуры здоровья студента в формате малой спортивной группы базируется на осознанной социальной потребности человека принадлежать к определенной социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться вниманием окружающих. Говоря о перспективе педагогической деятельности, необходимо подчеркнуть, что гуманность эффективно развивается в коллективе. Гуманность - система установок личности на социальные объекты (человека,
группу или любое живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования. Гуманность проявляется в общении и поведении: в содействии, соучастии, помощи. Понятие «гуманность» тесно связано со способностью личности к эмпатии (сопереживанию). Воплощением гуманизма является коллективистская идентификация - человек к другим людям относится так же, как и к самому себе. Огромное значение в становлении гуманности принадлежит совместной деятельности, реальному сотрудничеству со сверстниками, педагогами.
Первоначальный этап работы в малой спортивной группе предполагает необходимость стартового анализа модусов сформированных потребностей и способностей личности в области ФКиС. С опорой на них производится конструирование первоначальной концепции «Я-здоровье» в ближайшей перспективе (первичная прогностическая модель здоровья). Идеальное представление о желаемом здоровье индивида мы определим как концепцию «Я-здоровье», сформировать и сформулировать которую должен помочь педагог-фалиситатор. Концепция «Я-здоровье» в ближайшей, средней и долгосрочной перспективе неразрывно связана с концепцией «Я-профес-сионал». Они взаимопроникают, взаимодополняют, взаимодействуют.
Основанием концепции «Я-здоровье» непременно должна служить первичная диагностика уровня здоровья. Методы стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения функционального состояния организма, физической подготовленности. Физическая подготовленность оценивается по уровню развития комплекса физических качеств и двигательных способностей. В состав этого комплекса входят: сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость, а также их сочетания и производные [2].
Таким образом, студент делает свою личность объектом изучения, проявляет активность в определении цели самоизменения, приобретает ценный опыт духовного и физического саморазвития в области предметно-практической ФСД. Для молодого человека потребность в физических упражнениях будет в том случае значимой, если у него появится собственное понимание физической культуры как специфической формы культуры личности, как помощника в деле реализации перспективных жизненных планов.
Установлению реалистического баланса между «Я-реальным» и «Я-идеальным» содействует выигрыш в спорте, который переживается победителем как возрастание его статуса и положительно сказывается на росте самооценки личности. Успешность педагогического воздействия в значительной степени определяется тем, какую самооценку удается сформировать в процессе ФСД. Самооценка зависит от того, в какой мере человек чувствует себя принадлежащим к значимой для него (референтной) социальной группе. Сформированная, то есть адекватная, дифференцированная, осознанная самооценка в известной мере освобождается от оценок окружающих, становится самостоятельным результатом поведения личности. Если оценки окружающих выше самооценки, то расхождения между ними может стать фактором, стимулирующим развитие личности. Согласно К. Роджерсу, высокая, «забегающая вперед» самооценка реальных возможностей необходима для личностного роста.
Личность в психологии - «системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения» (А.В. Петровский). Люди, считал К. Роджерс, склонны в своем поведении искать и оценивать позитивные переживания - те, которые они воспринимают как развивающие их личность [5]. Необходимо наметить в первом приближении алгоритм работы тренера группы с целью сформировать предметное поле сотрудничества в области ФСД:
1. Анализ результатов первичного медицинского осмотра.
2. Тестирование уровня общей физической подготовленности, специальных физических способностей в выбранном виде спорта.
3. Мониторинг мотивационно-ценностного отношения к ФК и ЗОЖ (на основе батареи тестов).
4. Совместная выработка траектории движения к индивидуальной гипотетической модели здоровья.
5. Первичный анализ самооценки личности (методика самооценки личности по данным И. Я. Киселева) [4].
6. Тестирование и учет психофизиологических особенностей личности и «психодинамических свойств индивида» (М.И. Еникеев) при формировании коллектива, в том числе при распределении спортивных амплуа в составе команды.
7. Референтометрия и социометрия сплоченности спортивного коллектива (индекс групповой сплоченности) [8].
8. Мониторинг потребностно-мотивационной сферы и самооценки личности.
9. Анализ результатов мониторинга и выработка индивидуальных корригирующих программ маршрута движения реализации концепции «Я-здоровье».
Противостоять «регрессу компетентности» возможно посредством роста уровня социального здоровья личности, который определяется как количество и качество межличностных связей индивидуума и степень его участия в жизни общества. Среди факторов, оказывающих особое влияние на состояние социального здоровья, ведущая роль отводится профессиональной деятельности и семейным отношениям. Среди других факторов социального уровня следует отметить умение оберегать и поддерживать контакты с друзьями, не замыкаясь на себе; умение в целом налаживать социальные связи, хорошие взаимоотношения с другими людьми; вдумчиво организованный, разносторонний, познавательно и эмоционально насыщенный досуг с разумным включением в него оздоровительной практики. Наиболее важный инструментальный критерий психического здоровья - способность человека поддерживать психическое равновесие - это согласованность познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности. Среди критериев психического здоровья личности особое значение придается степени интегрированности, гармоничности, консо-лидированности, уравновешенности, а также таким составляющим ее направленности, как духовность (доброта, справедливость, ответственность, патриотизм, чувство долга и др.), ориентация на саморазвитие.
Таким образом, методологической основой подготовки будущего педагога в процессе физ-культурно-спортивной деятельности в вузе является гармонизация телесного и духовного при ведущей роли духовного (социокультурного) начала. Малые спортивные группы студентов, относительно однородные по мотивационно-ценностному отношению к ФК, уровню физической подготовленности, позволяют преподавателю-тренеру наилучшим образом сочетать групповые и индивидуальные формы учебного процесса и успешно содействовать выработке профессионально значимых личностных качеств.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Акчурин Б.Г. Проблемы организации деятельности высшей школы по формированию физического здоровья студентов. Уфа, 1996. 132 с.
2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. 275 с.
3. Вишневский В.А. Системный подход в организации оздоровительной работы в образовательном учреждении // Теория и практика физической культуры. 2003. № 4. С. 39-44.
4. Евсеев Ю.И. Физическая культура: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 384 с.
5. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник. М.: ФОРУМ: ИН-ФРА. М, 2003. 208 с.
6. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 320 с.
7. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: ТЦ Сфера, 2004. 512 с.
8. Радугин А.А. Психология: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М.: Центр, 2003. 400 с.
С.Г. Улюкаев
СОСТОЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ УКРАИНЫ
Экономическое развитие Украины, как и любого государства, в значительной мере зависит от качества рабочих кадров. Именно поэтому на современном этапе экономического развития страны большое внимание уделяется не только подготовке высококвалифицированных рабочих кадров в специальных отраслевых учебных заведениях, но и организации процесса непрерывного