ББК Ч 481.38
Т.А. Ульрих, Т.П. Царапина, А.Д. Платонов
Формирование здорового жизненного стиля студентов с использованием инновационных форм и многовариантного подхода
Сохранение и укрепление здоровья человека, предупреждение случаев преждевременной смерти, увеличение средней продолжительности жизни и повышение ее качества являются сегодня актуальнейшими проблемами не только сектора здравоохранения, но и общества в целом1. Нужно создавать такие условия, чтобы люди имели возможность и сами стремились поддерживать свое здоровье за счет профилактики заболеваний, занятий физической культурой и спортом. Вузы, располагая огромными информационными, управленческими, организационными ресурсами, способны внести большой вклад в работу по здоровьесбережению, пропаганде здорового образа жизни, профилактике наркомании, СПИДа, злоупотребления ПАВ среди студентов.
Работа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами (наркомании, табакокурения, алкоголизма) является важным направлением деятельности Министерства образования и науки РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, образовательных учреждений всех видов. Анализ состояния профилактической работы в образовательной среде свидетельствует о том, что эффективность ее недостаточно высока2. Сохраняется дефицит педагогических и управленческих кадров, обладающих необходимой квалификацией для организации полноценной профилактической работы. Актуальными остаются вопросы обеспечения доступности программ отдыха, оздоровления и занятости молодежи. По-прежнему недостаточно эффективно взаимодействие органов государственной власти со средствами массовой информации в организации анти-наркотической пропаганды, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта. Мало привлекаются к профилактической работе общественные объединения.
1 Путин В.В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года». Режим доступа: http://www.kremlin.ru.
2 Левитская А.А. Деятельность Минобрнауки России по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде // Профилактика зависимостей в образовательной среде: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Казань, 25-26 сентября 2008 г. Казань: Школа, 2008. С. 3-6.
В мировой практике существует ряд моделей профилактики наркомании и обучения ЗОЖ3 (таблица).
Известные модели профилактики
№ п/п Модель Суть
1 Медицинская Информация определяет отношение, а отношение определяет поведение
2 Образовательная Обучение необходимым навыкам
3 Психосоциальная Развитие уверенности, навыков противостояния групповому давлению
4 Моральных принципов Употребление ПАВ аморально
5 Улучшения здоровья Предупреждение сердечно-сосудистых и других заболеваний
6 Копинг-поведения (Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский) Развитие психологических факторов стрессо-устойчивости подростков с аддиктивными формами поведения
7 Позитивной профилактики Воспитание психически здорового и личностноразвитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ
Эффективная работа в области профилактической работы среди студентов невозможна в замкнутом пространстве - конкретном вузе. С целью анализа и обобщения опыта работы вузов России изучались сборники нормативных документов, тезисов выступлений на тематических конференциях, материалы конкурсов, программ по различным направлениям профилактической работы. Обобщая опыт работы различных вузов, можно отметить следующие основные формы профилактической работы и пропаганды ЗОЖ:
• Информационно-разъяснительная работа (беседы, встречи со специалистами, раздача информационных материалов и т.п.).
• Организация массовых внеучебных мероприятий различной направленности (спортивные, культурно-массовые и т. д.).
• Проведение конкурсов творческих работ (плакатов).
• Проведение конкурсов студенческих научно-исследовательских работ.
3 Пономарев А.В., Лопаева Н.С. Первичная профилактика наркомании в вузе: теория и практика. Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2008; Семикин Г.И. Организация антинаркотической профилактической работы со студенческой молодежью в вузах. М., 2003.
• Проведение тематических акций: «Студенчество за будущее без наркотиков», «Я не курю! А ты?», фотокроссы и т.п.
• Чтение специальных курсов и дисциплин: «Валеология», «Профилактика наркомании среди молодежи», «Психология девиантного поведения» и др.
• Реализация целевых программ (воспитательных, здоровьесберегающих технологий, профилактики различных видов зависимостей, «Здоровье» и др.).
• Выявление лиц, склонных к употреблению или употребляющих ПАВ, с помощью опросов, мониторинга, диагностики и индивидуальная работа с ними.
• Организация психологической поддержки.
• Волонтерское движение.
• Подготовка квалифицированных кадров.
Сегодня воспитательная работа со студентами должна проводиться в соответствии со «Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года». В документе отмечается, что сегодня криминальная активность малолетних правонарушителей сопоставима с преступностью взрослых. Доля правонарушителей в возрасте 1429 лет более чем в 2 раза превышает долю данной возрастной группы в численности всего населения. В общей группе ВИЧ-инфицированных граждан России молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет составляют 79 %, молодые женщины в аналогичном возрасте - 80 %. Самые высокие показатели заболеваемости по ИППП (инфекциям, передающимся половым путем) наблюдаются среди мужчин и женщин в возрасте от 15 до 30 лет, характер распространения ИППП характеризуется как эпидемия. Это прямые издержки и просчеты социальной политики, оплачиваемые всем российским обществом.
В Стратегии выделено три приоритета, которые должны быть реализованы в практической работе с молодежью:
I. Вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России.
II. Развитие созидательной активности молодежи.
III. Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
Сегодня в Пермском государственном техническом университете (111 ТУ) работа организована комплексно с использованием известных моделей профилактики, а также внедрением инновационных форм орга-
низации профилактической работы и активным включением студентов в этот вид деятельности. Авторами разработана и успешно реализуется «Комплексная программа профилактики девиантного поведения студентов ПГТУ на 2007-2009 годы». Данной программе в 2008 году Научнопрактическим центром развития воспитательной деятельности Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) был присвоен статус «Опорная инновационная площадка. Кандидат» в рамках проекта «Инновации в воспитании».
Данная программа призвана действовать в рамках вуза и направлена на обучение сознательному отказу от употребления психоактивных веществ, формирование ценностного отношения к себе и к собственному здоровью, умения выходить из проблемных ситуаций, формирование уверенности в себе.
Успешной реализации программы способствует развитая система организации внеучебной работы со студентами. В ПГТУ созданы благоприятные условия для занятий научно-техническим и художественным творчеством, спортом. В течение учебного года в университете проводится порядка 120 культурно-массовых, более 180 спортивно-массовых, 200 научных мероприятий, разработана система поощрения органи-
-4
заторов и участников студенческих мероприятий .
При реализации комплексной программы в 2007/08 году первоначально использовались традиционные формы работы. В ходе реализации программы в 2008/09 году были апробированы новые, инновационные формы организации исследуемой деятельности, рождению которых способствовало появление новых регламентирующих документов, переосмысление накопленного научно-педагогического опыта, расстановка новых акцентов в воспитательной деятельности, повышение активности органов студенческого самоуправления и студентов в целом.
Наиболее действенным в сфере профилактики девиантного поведения является создание условий для включения студентов в различные виды общественно значимой деятельности: клубно-кружковая, физкультурно-оздоровительная работа, волонтерство, студенческие строительные отряды, - т.е. обеспечение развития социально приемлемых возможностей самореализации, самоутверждения и социальной адаптации молодых людей. При соответствующем профессиональном и умелом педагогиче-
4 Ульрих Т.А. Организация внеучебной работы в вузе: моногр. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2008. 171 с.
ском сопровождении сами студенты могут стать активными пропагандистами здорового образа жизни в молодежной среде.
Сегодня внедрены следующие инновационные формы профилактической работы:
1. Вовлечение студентов в социальное проектирование, их обучение в рамках выездных семинаров.
2. Реализация студенческого проекта «111 ТУ - территория некурящих». В рамках реализации проекта изучались способы, методы профилактической работы, реализуемой в вузах России, разработан и реализован ряд мероприятий (акции, флеш-мобы), способствующих отвлечению молодежи от употребления ПАВ: акции «Меняю сигарету на свежее дыхание», «Взгляни на свои легкие изнутри», «Я не курю, а ты?!», «Ты прекрасна без сигареты», флеш-моб «Скажи курению нет!». В целом реализация проекта позволила обратить внимание администрации ПГТУ на сокращение мест курения в корпусах, привлечь внимание студентов к проблеме, сократить процент курящих студентов.
3. Организация и проведение конкурса социальной рекламы среди студентов ПГТУ. Студенты представили на конкурс порядка 20 работ социальной направленности. Форма рекламы была самая разнообразная от традиционного плаката до «часов жизни» и воздушного шара из сигарет «Путешествие в никуда».
4. Организация и проведение конкурса видеороликов на социально значимые темы (курение, алкоголь, наркомания, ВИЧ-инфекция, СПИД и др.). Студенты представили на конкурс порядка 16 работ. Практически все были высоко оценены жюри не только вузовского конкурса, но и краевого.
5. Организация и проведение акции «Мы - за жизнь без наркотиков», где ребятами-волонтерами были разработаны и раздавались ленточки с символикой ПГТУ и слоганом «Я - за жизнь без наркотиков». В результате каждый второй студент ПГТУ носил (носит) ленточку, своим примером показывая, что «Я - за здоровый образ жизни, где нет места наркотикам».
6. Активное развитие в ПГТУ трех приоритетных направлений студенческого самоуправления: волонтерского, проектного, педагогического (работа педагогического отряда «Лидер»). Педагогическим отрядом «Лидер» совместно с УВР организована стационарная «Школа лидера», куда может прийти любой студент ПГТУ. Ребятам предлагается выбрать одно из направлений, которое они хотели бы развивать. Все желающие проходят обучение, разрабатывают различные мероприятия, акции и др. Идея -
подготовка молодежных лидеров, которые своим примером показывают, что есть альтернатива употреблению ПАВ и т.п. Одна из задач «Школы лидера» - это создание условий для повышения уровня социальной активности студентов и включение их в деятельность по формированию здорового жизненного стиля. На занятия Школы приглашаются специалисты в соответствующей области.
7. Организация и проведение конкурса для студенческих советов ПГТУ «Студенческий актив, мы - вместе». В рамках данного конкурса студенческий совет каждого факультета должен организовать и провести не менее двух добровольческих акций с выходом за пределы вуза и разработать социальный проект. Для студенческих советов проходит планомерное обучение по различным направлениям.
8. Деятельность студенческих сообществ - физкультурно-спортивных клубов (ФСК) по наиболее интересным для студентов спортивным направлениям (большой теннис, спортивная аэробика, футбол, шахматы, баскетбол, атлетическая гимнастика, общей физической подготовки (в общежитиях), женский ФСК по игровым видам спорта, туризм, мотоциклетный клуб), объединяющие около 1600 студентов. Деятельность физкультурно-спортивных клубов курирует спортивный клуб, приобретается необходимое оборудование и инвентарь. Таким образом, в университете, общежитиях вуза созданы благоприятные условия для занятий физической культурой, и после учебы каждый желающий может уделить час-другой занятиям спортом, как самостоятельным, так и организованным. Наибольшей популярностью пользуется ФСК по футболу, в котором действует капитанский принцип. Капитан формирует команду из студентов I-V курсов, и игроки с желанием принимают участие в соревнованиях, проводимых ФСК. Студенты активно включаются в деятельность коллектива команды и, тем самым, быстрее адаптируются к студенческой жизни.
Таким образом, традиционные формы спортивно-массовой работы в ПГТУ дополняются инновационными, содействующими психическому и духовному совершенствованию студентов, раскрытию личных качеств и инициативы как непременного условия полноценного самораскрытия и реализации личности.
9. Проведение массовых физкультурно-оздоровительных акций в вузе, пропагандирующих ЗОЖ.
Инновационная программа включения студентов в физкультурную жизнь вуза «Ни дня без спорта!» разработана и реализуется в рамках акций «Удаль богатырская», «Учись и побеждай», а также в соревнованиях по программе «Президентского теста».
Таким образом, практическое использование новых форм и методов работе со студентами формирует мотивацию к систематическим занятиям физкультурой и спортом в спортивных секциях и физкультурно-спортивных клубах и создает предпосылки для формирования высоконравственной и коммуникативной культуры студентов.
По результатам ряда социологических исследований сегодня мы можем констатировать, что половина студентов университета в свободное время занимается спортом, третья часть принимает участие в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
Обобщая результаты социологических исследований, мы отмечаем сформированность у большинства студентов установки на ЗОЖ. Сравнивая ответы студентов о наличии профилактической работы в университете 2006 и 2007 годов, мы можем говорить не только об увеличении охвата студентов профилактическими мероприятиями, но и повышении информированности студенческой общественности о проводимой профилактической работе.
Анализ результативности реализации комплексной программы профилактики осуществлялся по следующим основным показателям, характеризующим формирование ЗОЖ средствами физической культуры и спорта, организованный досуг студентов, проведение специальных профилактических мероприятий и активность студентов в проведении профилактической работы. Анализируя данные, мы наблюдаем положительную динамику основных показателей, характеризующих процесс формирования здорового образа жизни студентов.
Уровень охвата молодежи профилактическими мероприятиями составляет 28 %, что незначительно превышает плановый показатель на уровне 25 % к 2010 году, заявленный в Федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы». Число студентов, занимающихся в ФСК и спортивных секциях на базе ПГТУ, на данный момент составляет 17 %. Росту этого показателя во многом способствовало строительство и пуск в эксплуатацию в 2007/08 году нового физкультурно-оздоровительного комплекса ПГТУ. Еще около 8 % студентов занимается в спортивных секциях вне вуза. Таким образом, суммарный охват спортивными формами организации досуга составляет 25 %. Мы считаем, что к 2015 году мы вполне приблизимся к показателю 30 %, заявленному в Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», чему будет спо-
собствовать изменение условий организации работы спортивных клубов в г. Перми.
Таким образом, сегодня можно отметить следующие основные достижения реализации комплексной программы профилактики девиантного поведения студентов:
1. Методические результаты:
• создание системы воспитания здорового образа жизни студентов в ПГТУ;
• разработка комплексной программы профилактической работы;
• накопление научного, методического материала для дальнейшего развития социально-общественной деятельности студентов и научноисследовательской деятельности организаторов воспитательной работы.
2. Педагогические результаты:
• развитие личности студентов: физическое, творческое, духовнонравственное;
• овладение студентами знаниями, умениями и навыками здорового образа жизни;
• овладение студентами организаторскими навыками;
• овладение студентами опытом проектировочной деятельности;
• выработка и усиление у студентов позитивных мотивов, препятствующих злоупотреблению ПАВ.
3. Организационные результаты:
• создание новых студенческих сообществ по различным направлениям деятельности;
• рост числа молодежи, охваченной спортивными мероприятиями и другими полезными формами досуга;
• увеличение числа студентов, вовлеченных в социально значимую деятельность;
• популяризация физической культуры и спорта в качестве здоровой альтернативы ПАВ;
• укрепление неформальных связей между студенческими объединениями, вовлеченными в совместную для проведения конкретного мероприятия или реализации проекта.
4. Научные результаты: изучение и внедрение эффективных форм и средств формирования здорового образа жизни студентов и профилактики наркомании.
Получено 15.05.2009