УДК 37.015.324
Каневская Татьяна Михайловна
Ассистент кафедры общей психологии Уральского государственного педагогического университета, аспирант, [email protected], Екатерибург
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА1
Аннотация. Статья посвящается рассмотрению проблемы профилактики аддиктивного поведения студентов в условиях обучения и воспитания в педагогическом вузе. Приоритетным направлением воспитательной работы была и остается первичная профилактика зависимостей в студенческой среде. Отвечая на меняющиеся запросы общества и государства система образования не просто подстраивается под внешние условия - она «сама является источником новых идей, инновационных решений, прорывных технологий».
Ключевые слова: студенческая среда, аддиктивное поведение, психолого-педагогические условия, профилактика.
Kanevsky Tatyana Mihajlovna
The assistant to chair of the general psychology of the Ural state pedagogical university, the postgraduate student, [email protected], Ekaterinburg
PSIHOLOGO-PEDAGOGICAL CONDITIONS PREVENTIVE MAINTENANCE OF DEPENDENT BEHAVIOUR IN THE STUDENT’S ENVIRONMENT OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL*
Abstract. Article is devoted to consideration of a problem of preventive maintenance of dependent behavior of students in the conditions of training and education in pedagogical high school. A priority direction of educational work was and there is a primary preventive maintenance of dependences in the student’s environment. Answering changing inquiries of a society and the state, the education system isn’t simply arranged under external conditions - it «itself is a source of new ideas, innovative decisions, perspective technologies».
Keywords: the student’s environment, dependent behavior, psihologo-pedagogical conditions, preventive maintenance.
Основной целью высшего образования в России является не только качественная подготовка людей к профессиональной деятельности, но и к жизни, а также создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей, способностей и потребностей каждого. Процесс подготовки студентов к активной профессиональной деятельности включает в себя не только приобретение определенной совокупности знаний, умений и навыков, но и усвоение системы ценностей и установок поведения, регламентирующих жизнь общества. При отсутствии условий для позитивной реали-
зации своих потенциалов процессы самоутверждения студента могут проявляться в искаженных формах, приводить к неблагоприятным реакциям и последствиям, к реализации аддиктивных форм поведения.
Аддиктивное поведение - это один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций
1 Статья выполнена при поддержке РГНФ - Урал № 12-16-66026 а/у
(Ц. П. Короленко, Т. А. Донских).
К основной причине, лежащей в основе формирования аддиктивного поведения относится потребность в изменении реальности, как желаниие выйти из сложной ситуации межличностного и внутриличностного характера. Сложные жизненные ситуации, состояния психологического дискомфорта провоцируют аддиктивную реакцию. Постепенно такое поведение становится привычным типом реагирования на требования реальной жизни. Суть аддиктивного поведения заключается в том, что стремясь уйти от реальности, человек пытаясь искусственным путем изменить свое психическое состояние, приобретает иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием, волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять зависимости.
Следует подчеркнуть, что аддиктивные формы отклоняющегося поведения подверглись резкому омоложению за последние десятилетия [3]. Сложилась стойкая тенденция интенсивного роста количества молодых людей с аддиктивным поведением, связанным со злоупотреблением различных психоактивных веществ. На сегодняшний день масштабы и темпы распространения этой формы дивиации так велики, что ставят под угрозу физическое, психическое и моральное здоровье подрастающей молодежи [4].
Анализ психолого-педагогической литературы показал, вопросы, связанные с условиями профилактики аддиктивного поведения недостаточно проработаны. В сложившейся ситуации прицельного внимания заслуживает проблема создания психологопедагогических условий в вузе для эффективной первичной профилактики аддик-тивного поведения среди молодых людей. Перспективным подходом к предупреждению аддиктивного поведения является формирование установки у студентов на здоровый образ жизни как эффективное средство профилактики.
Различные аспекты первичной профилактики наркотической зависимости рассмотрены учеными: П. Б. Ганнушкин,
С. П. Генайло, И. П. Пятницкая, А. Е. Лич-
ко, В. С. Битенский, Б. Г. Херсонский, Е. С. Меньшикова, Н. Ю. Максимова, В. В. Гульдан, М. Цукерман, В. Буджински, П. Дьюк, Д. В. Кандел и другие. Профилактика рецедивов, направленная на активацию личностных ресурсов, способствующих адаптации к условиям среды, формированию социально-эффективных стратегий поведения представленна в трудах: Н. А. Сироты, В. М. Ялтонского, И. И. Хажилиной,
Н. С. Видерман, М. Г. Цетлина, В. Е. Пели-пас, Т. Н. Дудко, Ю. В. Валентик.
Важнейшим условием профилактики аддиктивного поведения и, следовательно, эффективности психолого-педагогической работы, является специально организованная социальная среда педагогического вуза, создающая условия для сохранения здоровья студентов на этапе высшего профессионального образования. Профилактика аддиктивного поведения первокурсников в Уральском государственном педагогическом университете (УрГПУ) является одним из приоритетных направлений воспитательной работы и организуется в ходе учебной и вне-учебной деятельности вуза.
Учебная сфера включает проведение лекционных, семинарских и лабораторнопрактических занятий в рамках дисциплин медико-биологического и социального циклов по профилактике различных видов зависимостей и формированию ЗОЖ. В настоящее время в ряде учебных подразделений введены учебные дисциплины по проблемам формирования навыков здорового образа жизни в рамках вариативной части основной образовательной программы: «Основы здорового образа жизни», «Сохранение репродуктивного здоровья молодежи», «Основы профилактики наркомании» и др. . Разработаны и реализуются программы: «Программа комплексной профилактики зависимостей, социально-значимых заболеваний и формирования ценностного отношения к здоровью в образовательной среде Уральского государственного педагогического университета», «Профилактическая программа по ограничению табакокурения и формированию ценностного отношения к здоровью в образовательной среде УрГПУ», «Формирование ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического вуза при изучении дисциплины «Возрастная
анатомия и физиология», «Профилактика наркомании и других видов зависимостей в подростково-молодежной среде» и др.
По реализации программ здоровьесбе-режения студентов и пропаганды ЗОЖ под руководством проректора по социальной и воспитательной работе организовано эффективное сотрудничество управления воспитательной работы, кафедры анатомии, физиологии и валеологии, лаборатории ЗОЖ, отдела психолого-педагогического сопровождения студентов с внешними структурами и организациями: Управлением Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области, Министерством по физической культуре, спорту и молодежной политики Свердловской области; Свердловским областным центром планирования семьи и репродукции; Областным наркологическим диспансером; Городским центром медицинской профилактики; Отделом координации работы по профилактике и борьбе с наркоманией Администрации г. Екатеринбурга.
В университете в направлении профилактики зависимостей созданы и функционируют: Координационный Совет по профилактике наркомании и других видов зависимостей (который определяет основные направления реализации профилактической работы в студенческой среде); отдел психолого-педагогического сопровождения студентов; лаборатория ЗОЖ.
Отметим, что в целях оздоровления студентов университета «Оздоровительный центр» функционирует в течение 36 лет, в его состав входят санаторий-профилакторий и фельдшерский здравпункт. Санаторий-профилакторий обеспечивает оздоровление и лечение обучающихся без отрыва от учебы, а также в период их каникул и отпусков, предоставляет возможность рационального и необходимого диетического питания, полноту и непрерывность лечебно-профилактического процесса, преемственность в работе с учреждениями здравоохранения.
В 2011 году санаторий-профилакторий УрГПУ получил диплом лауреата национального конкурса «Лучшие санатории РФ-2011» и сертификат о включении в официальный реестр «Надежная репутация».
Систематически ведется работа по привитию обучающимся ценностей ЗОЖ в об-
щежитиях студенческого городка. Созданы условия для организованного досуга. На бесплатной основе функционируют тренажерные залы, где под руководством инструкторов студенты имеют возможность поддерживать физическую форму.
По итогам областного конкурса на лучшее студенческое общежитие в 2011 году Студенческий городок УрГПУ стал победителем в номинации «Лучшая организация культурно-массовой и воспитательной работы в студенческих общежитиях».
В УрГПУ ежемесячно, в соответствии с Программой спортивно-оздоровительной работы и Положением об Универсиаде УрГПУ, включающей в себя 9 направлений с участие около 1400 студентов, проводятся физкультурно-оздоровительные меропри-
ятия: легкоатлетический кросс, настольный теннис, стритбол, футбол, стрельба из пневматической винтовки, фитнес - аэробика, туристское многоборье, армрестлинг, легкоатлетическая эстафета на призы М. А. Махова. Созданы условия для занятий физической культурой и спортом, организованы секции по различным видам спорта: фитнес - аэробика, баскетбол (жен., муж.), волейбол (жен., муж.), футбол, мини - футбол, легкая атлетика, пауэрлифтинг, плавание.
Составная часть профилактики аддик-тивного поведения в университете - формирование установки у студентов на отказ от курения, поскольку табакокурение обычно предшествует наркотикам и представляет собой форму токсикомании, хотя и гораздо более легкую, ослабленную.
В соответствии с распоряжением Правительства Свердловской области от 05.10.2010 г. № 1384-РП УрГПУ принимал участие в областном конкурсе «Самый некурящий ВУЗ. Самый некурящий колледж». С целью выявления уровня распространенности табакокурения в студенческой среде УрГПУ в начале учебного 2010-2011 года во всех учебных подразделениях было проведено исследование.
В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся на очной форме с 1-го по 5-й курс. Всего студентов, обучающихся по дневной формы обучения (с 1-го по 5-й курс) - 5521 человек. Количество обучающихся, принявших участие в исследовании на 1-м этапе: 5410 человек, что составляет
97, 99 % от числа студентов, обучающихся по дневной формы обучения. Количество обучающихся, принявших участие во 2-м этапе: 5308 человек, что составляет 96, 14 % от числа студентов, обучающихся по дневной формы обучения.
По результатам 1-го этапа исследования было выявлено, что в УрГПУ: некурящих студентов - 4133 человека (76,4 %): из них никогда не курили - 57,6% (3121 чел.), «отказались от курения более 1 года назад» -10,8% студентов (585 чел.), «отказались от курения менее 1 года назад» - 7,9 % студентов (427 чел.); курящих студентов - 1277 человек (23,6%), из них 12,8% (512 чел.) курит каждый день.
В течение учебного года во всех учебных подразделениях реализовывалась программа по профилактике табакокурения. Формы реализации программы: беседа, семинары, круглые столы с приглашением специали-стов-медиков, психологов с показом тематических видеороликов, презентаций; часы куратора с дискуссией о вреде курения; наглядная агитация (плакаты, листовки, стенные газеты, публикация тематических статей в студенческих газетах); игры «С курением справимся вместе», «Я знаю все о здоровом образе жизни!»; конкурсы «Курение и здоровье»; акции-митинги «Нет табачному дыму», рейды против курильщиков в общежитии; индивидуальные консультации; тренинги для желающих бросить курить и др.
Рейтинговая система контроля позволила нам выделить учебные подразделения, где был выявлен высокий процент «курящих» студентов. В связи с этим для усиления профилактической работы в этих учебных подразделениях, были приглашены специалисты Городского центра медицинской профилактики. Специалисты проводили психологические тренинги со студентами из данных учебных подразделений по специально разработанной программе «Психология здоровья. Мотивация к изменению». Цель программы: оказание специальной помощи студентам желающим бросить курить.
Мы в своей работе концентрируем внимание студентов на стратегии внутреннего самоопределения, которая основана не только на информированности о последствиях и осознании неминуемых негативных последствий употребления табака, но и на существовании
у студентов иных жизненных установок. В их системе мотивацией служит наличие других приоритетов, которые могут базироваться, например, на определенном занятии, несовместимым с курением, или на Я-концепции, исключающей табакокурение и др.
В конце учебного года, после реализации программы, нами был проведен 2-й этап исследования. Результаты показали, что некурящих студентов в УрГПУ- 4329 человека (81,6 %): из них никогда не курили - 58,6 % (3110 чел.), «отказались от курения более 1 года назад» - 12,2% студентов (645 чел.), «отказались от курения менее 1 года назад» - 10,8% студентов (574 чел.); курящих студентов - 979 человек (18,4%), из них -9,6% (512 чел.) курит каждый день.
Анализ результатов исследования показывает, что количество «курящих» студентов уменьшилось (по сравнению с началом учебного года) на 5,2 %, а именно: количество студентов «курящих каждый день» снизилось на 3, 2%; количество студентов «курящих нерегулярно» - на 2%.
Таким образом, планируемый результат -«увеличение числа некурящих студентов» нами достигнут.
По итогам областного конкурса программ по профилактике табакокурения среди вузов и колледжей ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» в июне 2011 года награжден дипломом победителя.
Важное место отводится в университете психологической профилактике аддиктивно-го поведения первокурсников. Это направление курируется отделом психолого-педаго-гического сопровождения студентов УрГПУ (Управление воспитательной работы). По итогам областного конкурса программ по профилактике наркомании среди высших учебных заведений Свердловской области ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» награжден Министерством физкультуры и спорта и молодежной политики Свердловской области дипломом победителя (социальный проект «Психологическая профилактика зависимостей в студенческой среде»).
Под руководством Т. М. Каневской, проведено исследование, направленное на выявление склонности первокурсников к аддиктивному (зависимому) поведе-
нию. В исследовании приняло участие 174 студента 1-го курса из 19 учебных подразделений. На основе диагностики с учетом психологических особенностей студентов разрабатывается специальная психолого-пе-дагогическая программа тренинга, которая направлена на решение проблемы зависимого поведения как способа психологической адаптации первокурсников к образовательной и воспитательной среде вуза [2].
На базе отдела с целью развития доминанты здорового образа жизни у студентов, сформирована волонтерская группа, работающая в направлении профилактики зависимостей («Студенческое психолого-педа-гогическое общество «Независимые»). На X региональном добровольческом форуме в декабре 2010 года студенческому психо-лого-педагогическому обществу «Независимые» обществу вручена благодарность Министерства общего и профессионального образования Свердловской области за активное участие в добровольческом движении, действенную помощь в развитии гражданских инициатив, направленных на решение социальных проблем жителей Свердловской области [1].
Таким образом, в системе воспитательной работы УрГПУ одной из приоритетных задач является постоянное совершенствование действенной системы по созданию условий
позитивной профилактики различных видов зависимостей, развитию антинаркотическо-го добровольческого движения. В университете создаются новые инновационные программы и проекты, направленные на пропаганду ЗОЖ. Развитие системы воспитательной, социальной, оздоровительной работы обеспечивает в университете формирование здорового морально-психологического климата в студенческом коллективе, способствует реализации программ, направленных на сохранение здоровья обучающихся, профилактику аддиктивного поведения в студенческой среде.
Библиографический список
1. Каневская Т. М. Пропаганда ценностей здорового образа жизни как средство профилактики зависимостей в студенческой среде педагогического вуза: теория и практика // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 4. - С. 87-95.
2. Каневская Т. М. Склонность к аддиктивно-му поведению как особенность психологической адаптации первокурсников к образовательной среде // Образование и саморазвитие. - 2011. -№5(27). - С. 140-145.
3. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 2007. -176 с.
4. Шабалина В. В. Зависимое поведение школьников. - СПб., 2001. - 283 с.