Научная статья на тему 'Пропаганда ценностей здорового образа жизни как средство профилактики зависимостей в студенческой среде педагогического вуза: теория и практика'

Пропаганда ценностей здорового образа жизни как средство профилактики зависимостей в студенческой среде педагогического вуза: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1462
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТЕЙ / СТУДЕНЧЕСКАЯ СРЕДА / СТРАТЕГИЯ ВНУТРЕННЕГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / THE STUDENT'S ENVIRONMENT / HEALTHY LIFE STYLE / PREVENTIVE MEASURES OF DEPENDENCES / STRATEGY OF INTERNAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каневская Татьяна Михайловна, Середа Владислав Антонович

Рассматриваются насущные и острые для современного российского общества проблемы зависимостей во всех их многочисленных проявлениях. Перспективным подходом к предупреждению зависимостей является формирование установки на здоровый образ жизни. Приоритетным направлением профилактической работы была и остается первичная профилактика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPAGATION OF VALUES OF THE HEALTHY LIFE STYLE AS MEANS OF PREVENTIVE MEASURES OF DEPENDENCES IN THE STUDENT'S ENVIRONMENT OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL: THEORY AND PRACTICE

Sharp problems of dependences which modern Russian society faces are analyzed in all of the numerous displays. The perspective approach to the prevention of dependences is formation of a healthy life style habits. A priority direction of preventive work was and still remains primary prevention.

Текст научной работы на тему «Пропаганда ценностей здорового образа жизни как средство профилактики зависимостей в студенческой среде педагогического вуза: теория и практика»

УДК 378.17 ББК Ч481.354

Т. М. Каневская, В. А. Середа

Екатеринбург

ПРОПАГАНДА ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОСТЕЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ГСНТИ 14.35.05 Код ВАК 13.00.02 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: здоровый образ жизни; профилактика зависимостей; студенческая среда; стратегия внутреннего самоопределения.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются насущные и острые для современного российского общества проблемы зависимостей во всех их многочисленных проявлениях. Перспективным подходом к предупреждению зависимостей является формирование установки на здоровый образ жизни. Приоритетным направлением профилактической работы была и остается первичная профилактика.

T. M. Kanevskaya, V. A. Sereda

Ekaterinburg

PROPAGATION OF VALUES OF THE HEALTHY LIFE STYLE AS MEANS OF PREVENTIVE MEASURES OF DEPENDENCES IN THE STUDENT'S ENVIRONMENT OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL: THEORY AND PRACTICE

KEY WORDS: healthy life style; preventive measures of dependences; the student's environment; strategy of internal self-determination.

ABSTRACT. Sharp problems of dependences which modern Russian society faces are analyzed in all of the numerous displays. The perspective approach to the prevention of dependences is formation of a healthy life style habits. A priority direction of preventive work was and still remains primary prevention.

Проблема здоровья и здорового образа жизни человека является актуальной в современном обществе. Преступность и насилие, безнравственность и разрушение жизни — серьезные последствия распространения и употребления наркотиков. Увлечение наркотиками, особенно среди молодежи, достигло критического уровня. Растет среди подростков и молодежи употребление алкоголя и табакокурение. Как любое социальное явление, наркомания носит латентный, или скрытый, характер. В настоящее время состояние наркотизации общества представляет

прямую угрозу национальной безопасности Российской Федерации. В Россию поступает до половины всего объема производимых в Афганистане опиатов и героина, от которых в нашей стране ежегодно гибнут порядка 30 тыс. человек, прежде всего молодые люди [5. С. 8].

Существуют обстоятельства (факторы риска), которые достоверно увеличивают шансы молодого человека стать потребителем наркотиков. В современных исследованиях среди основных причин, вызывающих наркотизацию, выделяют социальные (в том числе

© Каневская Т. М., Середа В. А., 2011

E-mail: pedobraz@uspu.ru

микросоциальные), психологические и биологические. Факторы риска не возникают сами по себе, для их формирования необходима определенная почва. Чаще всего такой почвой является биологическая недостаточность или некомфортный социопсихологический климат.

К социальным факторам риска относят особенности современной социально-политической и экономической ситуации в стране, доступность нарковещества, «моду» на него, степень грозящей ответственности, влияние сверстников, потребляющих наркотики [2. С. 91].

Социальные причины в совокупности образуют своего рода «злокачественный дрожжевой раствор», в котором наркомания как общественное явление существует и множится [3. С. 43].

В связи с изменениями, происходящими в России и в мире, усилением терроризма, экстремизма, появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ Президент России Дмитрий Медведев на прошедшем

8 сентября 2009 г. заседании Совета Безопасности РФ заявил о том, что наркомания представляет угрозу для национальной безопасности и демографической ситуации в стране, а предпринимаемые меры неадекватны масштабам наркоэкспансии [5. С. 10].

Результатом реализации решений Совета Безопасности явилось утверждение Президентом России Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года (Указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»). Реализация мер, предусмотренных Стратегией, обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов всего общества, органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и граждан. Генеральная цель Стратегии — это кардинальное (существенное) снижение спроса на наркотики. Эта цель достигается решением двух основных задач: сокращением предложения и сокращением спроса на наркотики. Главным объектом госу-

дарственной антинаркотической политики признается молодежь как один из главных факторов обеспечения развития российского государства и общества [4. С. 12].

Уральский федеральный округ в силу своего географического положения находится на пути каналов поставки опиатов и героина из Средней Азии в Европейскую часть страны, Сибирь и на Дальний Восток, является транзитной территорией для поставки наркотических средств в другие регионы России, а также округ одновременно является крупным потребителем наркотиков. Только по официальным данным, в Уральском федеральном округе на 1 января 2011 г. насчитывалось около 38 тысяч наркозависимых лиц [5. С. 9].

По состоянию на 1 января 2011 г. в г. Екатеринбурге с диагнозом «наркомания» проживает 5 097 жителей, из них 61% — это молодые люди в возрасте от 20 до 29 лет. В условиях демографического кризиса дальнейший рост числа наркозависимых, большинство из которых являются молодыми людьми репродуктивного возраста, способен привести к деградации нации [4. С. 12].

В связи со сложившейся ситуацией решением заседания антинаркотиче-ской комиссии Свердловской области 22 сентября 2010 г. утверждена Концепция государственной политики в Свердловской области в сфере наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

В Стратегии государственной анти-наркотической политики РФ до 2020 г. и Концепции государственной политики в Свердловской области в сфере наркомании и правонарушений поставлена цель — утверждение в обществе здорового и безопасного образа жизни на основе формирования позитивных и жизнеутверждающих (альтернативных наркомании) ценностей и идеалов, духовности и нравственности, гражданственности и патриотизма, уважения к закону, пресечение незаконного оборота наркотиков, а важная роль в области борьбы с наркотиками и употреблением ПАВ отводится организации работы по

привитию ценностей здорового образа жизни, профилактике зависимостей, особенно среди молодежи [4. С. 12].

Таким образом, перспективным подходом к предупреждению зависимостей является формирование установки на здоровый образ жизни как эффективное средство профилактики.

В зависимости от уровня проблемы, по классификации ВОЗ, профилактику делят на следующие виды [6]:

- Первичная (предупредительная) профилактика имеет целью предупредить начало употребления ПАВ молодыми людьми, воздерживающимися от употребления, а также прекратить случайное и экспериментальное употребление. Она является преимущественно социальной, наиболее массовой и ориентирована на общую популяцию детей, подростков, молодежи. Усилия первичной профилактики направлены на сохранение либо укрепление здоровья.

- Вторичная (селективная) профилактика избирательна, ориентирована на лиц, имеющих регулярный опыт проблемного употребления ПАВ без зависимости, но при этом с высокой вероятностью возникновения заболевания.

- Третичная (модификационная) профилактика является преимущественно медицинской, индивидуальной и ориентирована на лиц со сформированной зависимостью от ПАВ. Такая профилактика направлена на предупреждение дальнейшего развития заболевания, уменьшение вредных последствий и на предупреждение рецидива.

К базовым теоретическим концепциям профилактики следует отнести комплекс теоретических разработок, в основе которых лежат: теория социального научения и самоэффективности, а также теория продвижения к здоровью (А. Bandura); теория проблемного поведения (R. Jessor); концепция здорового жизненного стиля (ВОЗ); теория жизненных навыков (J. Botvin); мотивационная теория постадийного изменения поведения; трансакциональная теория стресса «копинг» (R. Lazarus) и др.

Различные аспекты первичной профилактики наркотической зависимости рассматривают ученые: П. Б. Ганнушкин, С. П. Генайло, И. П. Пятницкая,

A. Е. Личко, В. С. Битенский, Б. Г. Херсонский, Е. С. Меньшикова, Н. Ю. Максимова, В. В. Гульдан, М. Цукерман,

B. Буджински, П. Дьюк, Д. В. Кандел и др. Проблема профилактики описана также в трудах В. М. Целуйко, Т. С. Зубковой, Л. С. Алексеевой, М. А. Галагузо-вой, Б. Н. Алмазова, Ю. В. Васильковой, Н. Ф. Дивицыной, З. В. Коробкиной,

В. И. Курбатова, П. Д. Павленка,

А. В. Мудрика.

Профилактика рецидивов, направленная на активацию личностных ресурсов, способствующих адаптации к условиям среды, формированию социально-эффективных стратегий поведения, рассмотрена в трудах таких исследователей, как Н. А. Сирота, В. М. Ял-тонский, И. И. Хажилина, Н. С. Видер-ман, М. Г. Цетлин, В. Е. Пелипас, Т. Н. Дудко, Ю. В. Валентик.

Таким образом со стороны государства, науки и здравоохранения уделяется большое внимание вопросам внедрения инновационных технологий по здоровьесбережению человека.

Пропаганда ценностей здорового образа жизни в Уральском государственном педагогическом университете (УрГПУ) как средство профилактики зависимостей является одним из приоритетных направлений воспитательной работы и организуется в ходе учебной и внеучебной деятельности вуза.

Учебная сфера включает проведение лекционных, семинарских и лабораторно-практических занятий в рамках дисциплин медико-биологического и социального циклов по профилактике различных видов зависимостей и формированию здорового образа жизни.

В настоящее время в ряде учебных подразделений введены учебные дисциплины по проблемам формирования навыков здорового образа жизни в рамках вариативной части основной образовательной программы: «Основы здорового образа жизни», «Сохранение репродуктивного здоровья молодежи», «Основы профилактики наркомании»

и др. По проблемам профилактики наркомании в УрГПУ выпущен ряд учебно-методических изданий («Профилактика зависимого поведения подростков на примере наркомании и алкоголизма», «Раннее выявление и профилактика наркомании и токсикомании среди детей и подростков учебных заведений», «Психологические проблемы наркомании: мнения, факты, комментарии» и др.).

Разработаны и реализуются программы: «Программа комплексной

профилактики зависимостей, социально значимых заболеваний и формирования ценностного отношения к здоровью в образовательной среде Уральского государственного педагогического университета», «Профилактическая программа по ограничению табакокурения и формированию ценностного отношения к здоровью в образовательной среде УрГПУ», «Формирование ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического вуза при изучении дисциплины “Возрастная анатомия и физиология”», «Профилактика наркомании и других видов зависимостей в подростково-молодежной среде» и др.

По реализации программ здоровь-есбережения студентов и пропаганды ЗОЖ под руководством проректора по социальной и воспитательной работе

B. А. Середы организовано эффективное сотрудничество управления воспитательной работы (начальник УВР

C. Ю. Боровиков), кафедры анатомии, физиологии и валеологии (завкафедрой канд. биол. наук, проф. С. Н. Малафеева), лаборатории ЗОЖ, отдела пси-холого-педагогического сопровождения студентов (начальник ОППСС Т. М. Каневская) с внешними структурами и организациями: Управлением Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области, Министерством по физической культуре, спорту и молодежной политики Свердловской области; Свердловским областным центром планирования семьи и репродукции; Областным наркологическим диспансером; Городским центром медицинской профилактики; Отделом координации работы по

профилактике и борьбе с наркоманией Администрации г. Екатеринбурга.

В университете в направлении профилактики зависимостей созданы и функционируют: Координационный совет по профилактике наркомании и других видов зависимостей (который определяет основные направления реализации профилактической работы в студенческой среде); отдел психологопедагогического сопровождения студентов; дирекция студенческого городка, лаборатория ЗОЖ, социологическая лаборатория, профсоюзные организации обучающихся и работников, студенческие отряды, студенческий совет университета, волонтерские группы, студенческий оперативный отряд охраны правопорядка «Барс», «Оздоровительный центр».

В целях укрепления здоровья студентов и работников в университете в течение 36 лет функционирует «Оздоровительный центр», в состав которого входят санаторий-профилакторий и фельдшерский здравпункт. «Оздоровительный центр» — лечебно-профилактическое учреждение санаторного типа.

В год проводится 14 заездов по 21 дню. Санаторий-профилакторий обеспечивает оздоровление и лечение обучающихся и работников, как правило, без отрыва от учебы и производственной деятельности, а также в период их каникул и отпусков, предоставляет возможность рационального и необходимого диетического питания, полноту и непрерывность лечебно-профилактического процесса, преемственность в работе с учреждениями здравоохранения.

При отсутствии бюджетного финансирования санаторий-профилакторий в течение многих лет успешно функционирует за счет внебюджетных средств УрГПУ.

В 2011 г. санаторий-профилакторий УрГПУ получил диплом лауреата национального конкурса «Лучшие санатории РФ-2011» и сертификат о включении в официальный реестр «Надежная репутация».

В УрГПУ систематически ведется работа по привитию обучающимся

ценностей ЗОЖ в общежитиях студенческого городка. Созданы условия для организованного досуга. На бесплатной основе функционируют тренажерные залы, где под руководством инструкторов студенты имеют возможность поддерживать физическую форму.

По итогам областного конкурса на лучшее студенческое общежитие в 2011 г. Студенческий городок УрГПУ стал победителем в номинации «Лучшая организация культурно-массовой и воспитательной работы в студенческих общежитиях».

В УрГПУ ежемесячно в соответствии с Программой спортивно-оздоровительной работы и Положением об Универсиаде УрГПУ, включающей в себя

9 направлений с участием около 1 400 студентов, проводятся физкультурнооздоровительные мероприятия: легкоатлетический кросс, настольный теннис, стритбол, футбол, стрельба из пневматической винтовки, фитнес-аэробика, туристское многоборье, армрестлинг, легкоатлетическая эстафета на призы М. А. Махова.

Созданы условия для занятий физической культурой и спортом, организованы секции по различным видам спорта: фитнес-аэробика, баскетбол

(жен., муж.), волейбол (жен., муж.), футбол, мини-футбол, легкая атлетика, пауэрлифтинг, плавание.

Университет проводит спортивные мероприятия совместно с районным отделением партии «Единая Россия» и с участием школьников, воспитанников детских домов и населения.

В течение последних трех лет УрГПУ занимает 1-е место в Орджони-кидзевском районе г. Екатеринбурга по организации спортивно-массовой и оздоровительной работе.

Наши студенты ежегодно принимают участие в соревнованиях различных уровней (международных, региональных, городских, межвузовских). В Ур-ГПУ учатся и работают чемпионы мира, Европы, России, победители Олимпийских и Паралимпийских игр.

Составная часть профилактики зависимостей в университете — формирование установки у студентов на отказ от курения, поскольку табакокурение обычно предшествует наркотикам и представляет собой форму токсикомании, хотя и гораздо более легкую, ослабленную.

В соответствии с распоряжением Правительства Свердловской области от 05.10.10 № 1384-РП УрГПУ принимал участие в областном конкурсе «Самый некурящий вуз. Самый некурящий колледж».

Цель конкурса — совершенствование системы работы в вузах по профилактике табакокурения и увеличению количества студентов, неприемлющих употребление табака.

С целью выявления уровня распространенности табакокурения в студенческой среде УрГПУ в начале 2010/11 уч. г. во всех учебных подразделениях было проведено исследование.

Выборка исследования. В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся на очной форме с 1-го по 5-й курс. Всего студентов, обучающихся на дневной форме обучения (с 1-го по 5-й курс), — 5 521 человек. Количество обучающихся, принявших участие в исследовании на 1-м этапе, — 5410 человек, что составляет 97,99% от числа студентов, обучающихся на дневной форме обучения. Количество обучающихся, принявших участие во 2-м этапе, — 5 308 человек, что составляет 96,14% от числа студентов, обучающихся на дневной форме обучения. Распространенность табакокурения в студенческой среде УрГПУ представлена в таблице 1.

По результатам 1-го этапа исследования было выявлено, что в УрГПУ не курят 4 133 студента (76,4%): из них никогда не курили 57,6% (3 121 чел.), отказались от курения более 1 года назад 10,8% студентов (585 чел.), отказались от курения менее 1 года назад 7,9% студентов (427 чел.); курящих студентов 1 277 человек (23,6%), из них 12,8% (512 чел.) курят каждый день.

Таблица 1

Распространенность табакокурения в студенческой среде УрГПУ, кол-во чел.____________

Этапы иссле- дования Кол-во студентов, принявших участие в исследовании Никогда не курили (чел.) Отказались от курения более 1 года назад Отказались от курения менее 1 года назад Курящие нерегулярно Курящие каждый день

1 5 410 3 121 585 427 585 692

2 5 308 3 110 645 574 467 512

В течение учебного года во всех учебных подразделениях реализовывалась программа по профилактике табакокурения.

Формы реализации программы: беседа, семинары, круглые столы с приглашением специалистов-медиков, психологов с показом тематических видеороликов, презентаций; часы куратора с дискуссией о вреде курения; наглядная агитация (плакаты, листовки, стенные газеты, публикация тематических статей в студенческих газетах); игры «С курением справимся вместе», «Я знаю все о здоровом образе жизни!»; конкурсы «Курение и здоровье»; акции-митинги «Нет табачному дыму», рейды против курильщиков в общежитии; индивидуальные консультации; тренинги для желающих бросить курить и др.

Программа по профилактике табакокурения предполагает дифференцированный подход к оценке ожидаемых результатов. Планируемый результат для студентов, участников программы — принятие сознательного и ответственного решения относительно своего поведения и здоровья; для УрГПУ — увеличение числа некурящих студентов.

Рейтинговая система контроля позволила нам выделить учебные подразделения, в которых был выявлен высокий процент курящих студентов.

Для усиления профилактической работы в этих учебных подразделениях были приглашены специалисты Городского центра медицинской профилактики. Они проводили психологические тренинги со студентами из данных учебных подразделений по специально разработанной программе «Психология здоровья. Мотивация к изменению». Цель программы — оказание специаль-

ной помощи студентам, желающим бросить курить.

Мы в своей работе концентрируем внимание студентов на стратегии внутреннего самоопределения, которая основана не только на информированности о последствиях и осознании неминуемых негативных последствий употребления табака, но и на существовании у студентов иных жизненных установок. В их системе мотивацией служит наличие других приоритетов, которые могут базироваться, например, на определенном занятии, несовместимом с курением, или на Я-концепции, исключающей табакокурение, и др.

В конце учебного года, после реализации программы, нами был проведен 2-й этап исследования. Результаты показали, что некурящих студентов в УрГПУ4 329 человека (81,6%): из них никогда не курили 58,6% (3 110 чел.), отказались от курения более 1 года назад 12,2% (645 чел.), отказались от курения менее 1 года назад 10,8% студентов (574 чел.); курящих студентов 979 человек (18,4%), из них 9,6% (512 чел.) курят каждый день.

Анализ результатов исследования показывает, что количество курящих студентов уменьшилось (по сравнению с началом учебного года) на 5,2%, а именно количество студентов, курящих каждый день, снизилось на 3,2%; количество студентов, курящих нерегулярно, на 2%.

Таким образом, планируемый результат — увеличение числа некурящих студентов — нами достигнут.

По итогам областного конкурса программ по профилактике табакокурения среди вузов и колледжей Уральский государственный педагогический университет в июне 2011 г. награжден ди-

пломом победителя (координатор программы по профилактике табакокурения Т. М. Каневская).

Важное место в пропаганде ценностей здорового образа жизни отводится психологической профилактике. Это направление курируется отделом пси-холого-педагогического сопровождения студентов УрГПУ (Управление воспитательной работы). Специалисты отдела, учитывая изменение ситуации в нашей стране, в Свердловской области, основной тенденцией которой является катастрофический рост людей, имеющих зависимость от психоактивных веществ, выделили работу по профилактике зависимостей на 2010/11 уч. г. как приоритетное направление деятельности. Под руководством Т. М. Каневской согласно плану работы УрГПУ, проведено исследование, направленное на выявление склонности первокурсников к аддиктивному (зависимому) поведению. В исследовании приняли участие 174 студента 1-го курса из 19 учебных подразделений. На основе диагностики с учетом психологических особенностей студентов для них разрабатывается специальная п сихол ого-педагогическая программа, которая направлена на решение проблемы зависимого поведения как способа психологической адаптации к образовательной и воспитательной среде вуза.

На базе отдела с целью развития доминанты здорового образа жизни у студентов сформирована волонтерская группа, работающая в направлении профилактики зависимостей (студенческое психолого-педагогическое общество «Независимые»). Волонтеры играют активную роль в решении проблемы профилактики зависимостей посредством реализации социально важных проектов. Волонтеры, студенты старших курсов Института психологии, по технологии «Равный обучает равного» при сопровождении специалистов отдела проводят для студентов младших курсов (по запросу зам. руководителей учебных подразделений УрГПУ) семинары и тренинги профилактической направленности.

Принцип «равный — равному» — это принцип взаимодействия людей, обладающих рядом одинаковых при-

знаков (например, возраст, социальное положение, опыт), которые способствуют установлению между ними взаимопонимания и доверия [6].

Для формирования общекультурных и профессиональных компетенций организаторов волонтерского антинар-котического движения в УрГПУ разработана учебная программа дополнительного профессионального образования «Становление профессиональной компетентности организаторов добровольческого движения». В марте 2011 г. по заказу Администрации г. Екатеринбурга по данной программе прошли обучение 25 человек (педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя, заведующие досуговыми учреждениями и др.). Составитель программы — Т. М. Каневская (протокол заседания кафедры общей психологии Института психологии УрГПУ № 8 от 10.03.11).

Отдел психолого-педагогического сопровождения студентов в 2010/11 уч. г. координировал участие УрГПУ во всероссийских, областных, городских конкурсах и олимпиадах:

• в ноябре 2010 г. на областном конкурсе программ по профилактике наркомании среди высших учебных заведений Свердловской области Уральский государственный педагогический университет награжден дипломом победителя (социальный проект «Профилактика зависимостей в студенческой среде»);

• на X региональном добровольческом форуме в декабре 2010 г. студенческому психолого-педагогическому обществу «Независимые» (руководитель Т. М. Каневская) вручена благодарность Министерства общего и профессионального образования Свердловской области за активное участие в добровольческом движении, действенную помощь в развитии гражданских инициатив, направленных на решение социальных проблем жителей Свердловской области;

• по итогам городского конкурса «Экспресс» в рамках акции «Студенчество — за будущее без наркотиков», организованного отделом координации работы по профилактике и борьбе с наркоманией

Администрации г. Екатеринбурга, команда волонтеров УрГПУ «Независимые» награждена дипломом победителя за 1-е место среди вузов-участников;

• по итогам областного этапа Всероссийской олимпиады научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности, проводимой УФСКН России, научная работа Т. М. Каневской на тему «Организация работы по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни в Уральском государственном педагогическом университете» заняла 1-е место в номинации «Пропаганда здорового образа жизни, формирование антинаркотического мировоззрения среди детей и молодежи»;

• в 2011 г. по итогам открытого публичного всероссийского конкурса образовательных учреждений высшего профессионального образования на звание «Вуз здорового образа жизни», организованного Министерством образования и науки РФ при поддержке всероссийской политической партии «Единая Россия», Уральский государственный педагогический университет награжден дипломом призера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в системе воспитательной работы УрГПУ одной из приоритетных задач является постоянное совершенствование действенной системы по формированию ценностей здорового образа жизни как средства позитивной профилактики различных видов зависимостей, развитию антинаркотического добровольческого движения. В университете создаются новые инновационные программы и проекты, направленные на пропаганду здорового образа жизни. Развитие системы воспитательной работы, социальной поддержки и оздоровления обеспечивает в университете формирование здорового морально-психологического климата в коллективе, способствует реализации программ, направленных на сохранение здоровья обучающихся, на популяризацию массовых видов спорта, создание «моды» на здоровый образ жизни.

Пропаганда ценностей здорового образа жизни у студентов — будущих педагогов — формирует концептуально новый образ мышления. Это образ успешного, ответственного, свободного от зависимостей, уверенного в себе человека, образ гражданина новой России.

ЛИТЕРАТУРА

1. ВОРОБЬЕВА Т. В., ЯЛТОНСКАЯ А. В. Профилактика зависимости от ПАВ : руководство по разработке и внедрению программ формирования жизненных навыков у подростков группы риска. М. : УНП ООН, 2008.

2. КОРОБКИНА З. В., ПОПОВ В. А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. М. : Академия, 2004.

3. ПЕРЕДЕЛОВ В. А. Опасные игры // Домашний очаг. 2008. № 9.

4. ПОДРАБИНОК Н. В. О реализации государственной антинаркотической политики в муниципальном образовании «город Екатеринбург» // Реализация государственной антинаркотической политики в Уральском регионе : опыт работы вузов / Урал. федер. ун-т. Екатеринбург, 2011.

5. СЕМОЧКИН И. А. Состояние и тенденции реализации государственной антинаркотиче-ской политики на территории Уральского федерального округа // Реализация государственной антинаркотической политики в Уральском регионе : опыт работы вузов / Урал. федер. ун-т. Екатеринбург, 2011.

6. СИРОТА Н. А., ЯЛТОНСКИЙ В. М. Профилактика наркомании у подростков. От теории к практике / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. М. : Генезис, 2001.

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. С. А. Минюрова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.