Научная статья на тему 'Социологическое измерение профилактики асоциального поведения студентов'

Социологическое измерение профилактики асоциального поведения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ВУЗЫ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ / FORMATION OF STUDENTS' MORAL AND COGNITIVE NECESSITY / ASOCIAL BEHAVIOR / DELINQUENCY PREVENTION / YAROSLAVL REGION UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таланов Сергей Львович

В статье рассматриваются проблемы, связанные с профилактикой асоциального поведения студентов ярославских вузов. Предлагаются основные направления по снижению правонарушений среди молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students' Asocial Behavior Prevention: Sociological Perspective

The specifical sociological research took place, the students from 3 Yaroslavl universities made reports, which were the object. The research took place in the end of 2009 the beginning of 2010, carried out in the frames of the quantitative strategy with the use of the formalized interrogation method.

Текст научной работы на тему «Социологическое измерение профилактики асоциального поведения студентов»

С. Л. Таланов

Социологическое измерение профилактики асоциального поведения студентов

В статье рассматриваются проблемы, связанные с профилактикой асоциального поведения студентов ярославских вузов. Предлагаются основные направления по снижению правонарушений среди молодежи.

Ключевые слова: асоциальное поведение, формирование ценностных ориентаций и познавательных потребностей студентов, профилактика правонарушений, вузы Ярославской области.

S. L. Talanov

Students' Asocial Behavior Prevention: Sociological Perspective

The specifical sociological research took place, the students from 3 Yaroslavl universities made reports, which were the object. The research took place in the end of 2009 - the beginning of 2010, carried out in the frames of the quantitative strategy with the use of the formalized interrogation method.

Key words: asocial behavior, formation of students' moral and cognitive necessity, delinquency prevention, Yaroslavl region universities.

Актуальность исследования. Статистические данные и результаты исследований показывают, что на формирование личности девианта оказывают и будут оказывать влияние различные факторы, а именно: заметное снижение жизненного уровня широких слоев населения и продолжающееся его имущественное расслоение, явная и латентная безработица, а также порожденный экономическими трудностями и нерешенными социальными проблемами неблагоприятный психологический фон и т. д.

Все вышеперечисленное раскрывает важность темы исследования, которая усиливается рядом более конкретных обстоятельств.

Во-первых, под влиянием происходящих процессов, в условиях практического отсутствия государственной идеологии меняются политические, идеологические, нравственные ориентиры, представления, ценности людей. Этот процесс идет неравномерно и противоречиво в различных социальных группах и регионах. Одни и те же каналы социализации по-разному воздействуют на формирование личности в силу территориальных, демографических, половых, национальных и других различий, что, несомненно, обуславливает необходимость и актуальность научного изучения их воздействия на формирование личности.

Во-вторых, кризисная ситуация в России особенно болезненно отражается на судьбах подрастающего поколения. Наиболее активный период социализации современного молодого поколения

происходит в сложных условиях экономической нестабильности. Рушатся казавшиеся незыблемыми традиции, меняются социальная структура, взгляды, представления о жизненных целях и способах их достижения и др. Тем самым обозначаются опасные деформации в развитии общества, усиливающие его дезинтеграцию [3].

В-третьих, в современных условиях существенно повышаются требования к воспитанию в семье, и потому становятся все более злободневными вопросы повышения результативности воспитательного процесса. Как показывают уже проведенные социологические исследования, этот процесс в высшей степени диалектичен, многогранен, противоречив. В нем взаимодействуют объективные и субъективные факторы, изучение которых необходимо продолжать.

В-четвертых, «многообразие современных социально-экономических детерминант так велико, что они обуславливают делинквентное поведение не только среди неимущих и медленно и(или) трудно приспосабливающихся к быстро меняющейся реальности субъектов, но и не удерживают от преступности состоятельных и высокообразованных лиц».

Эмпирическая база и гипотезы

Автором проведено конкретно-

социологическое исследование, объектом которого выступили студенты трех вузов Ярославской области. Исследование было выполнено в конце 2009 - начале 2010 г., осуществлялось в рамках количественной стратегии с использованием

© Таланов С. Л., 2010

формализованных методов опроса. Объектом исследования стали студенты очной и заочной форм обучения 2-4 курсов всех факультетов Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (ЯШУ), филиала Волго-Вятской академии государственной службы в г. Рыбинске (ВВАГС), Рыбинской государственной авиационной технологической академии имени П. А. Соловьева (РГАТА). Всего опрошено студентов (п=831).

Основными гипотезами исследования являлись следующие:

1. С каждым последующим курсом количество студентов, имеющих вредные привычки, уменьшается. Происходит увеличение количества студентов, преподавателей и сотрудников данных вузов, занимающихся физической культурой и спортом.

2. За время обучения в вузе ценностное отношение студенческой молодежи к наркотикам и другим психоактивным веществам (ПАВ) меняется. У студентов формируется личная ответственность за свое поведение, кроме того - антинаркотические установки и потребности в здоровом образе жизни.

3. В настоящее время физическое воспитание рассматривается студентами вузов как процесс, способствующий успешности их подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Результаты исследования

Реализация воспитательной функции образования в вузах области осуществляется в рамках областной целевой программы «Молодёжь» [1], целью которой является организация условий развития эффективной социализации, гражданского становления, социальной адаптации и интеграции молодежи Ярославской области в экономическую, культурную и политическую жизнь современной России.

Воспитательная деятельность в данных вузах осуществляется при взаимодействии с широким кругом социальных партнеров:

- профсоюзным комитетом вузов;

- Департаментом по делам молодежи Ярославской области (РГАТА, ВВАГС филиал в г. Рыбинске с Комитетом по делам молодежи городского округа г. Рыбинска);

- Департаментом образования Ярославской области;

- Ярославской областной молодежной общественной организацией (ЯОМОО) «Союз студентов»;

- Ярославской областной общественной организацией Российского союза молодежи;

- Управлением по молодежной политике мэрии г. Ярославля и др. (РГАТА, филиал ВВАГС в г. Рыбинске, Администрация городского округа г. Рыбинска);

Формирование здорового образа жизни в данных вузах ведется по двум основным направлениям:

- в рамках духовно-нравственного воспитания (ежегодные студенческие фестивали «Студенческая весна», «Анти-Спид», конкурс «Клуб путешественников», КВН и др.);

- спортивно-оздоровительной работы («День первокурсника», эстафета, посвященная 9 Мая, лыжные гонки, «Валенки-шоу» и т. д.).

В указанных направлениях работа ведется в рамках государственных образовательных стандартов по специальностям, а также через общественные организации и созданные в вузе структуры.

Среди второкурсников почти 42 % не курят, и к 4 курсу их количество возрастает почти на 1 %. 57 % второкурсников, начавших курить, объясняют свой выбор любопытством. Со стрессом связывают пристрастие к сигарете менее 2 %, а к четвертому курсу их количество увеличивается больше чем в два раза. Почти 9 % второкурсников и 40 % четверокурсников не могут сформулировать причину, объясняющую их пристрастие к сигарете.

Далее мы приводим ответы респондентов на вопрос: «Какой вред, по вашему мнению, наносит человеку курение?»:

- «постоянное употребление никотина постепенно разрушает нервную систему и ослабляет силу воли» (56 %);

- курение помогает мне расслабиться (21 %);

- никотин ослабляюще действует на память (13 %);

- вредит мозгу так же, как и алкоголь (7 %);

- может непоправимо отразиться на развитии ребенка задолго до рождения (3 %).

Настораживает, что определенная часть респондентов относит курение к безобидному занятию (21 %).

Значительная часть респондентов (83 %) уверены, что употреблять спиртное можно по праздникам. Около 7 % второкурсников и 14 % четверокурсников принимают алкоголь 1-2 раза в месяц. Такая частота употребления алкоголя не считается критической для формирования алкогольной зависимости.

Отрадное явление: значительная часть респондентов считает, что огромную роль в профилактике негативных явлений в вузе играют заместители деканов по воспитательной работе, союз студентов, совет старост СЭФ, студенческий клуб.

Примерно половина опрошенных студентов (РГАТА, ВВАГС филиал в г. Рыбинске) в 20062009 гг. были уверены в том, что употреблять спиртное можно по праздникам. Больше 13 % не смогли тогда сформулировать ответ. Почти 7 % опрошенных студентов считали, что допустимо принимать алкоголь несколько раз в месяц. Почти 17 % были уверены - ничего страшного не произойдет, если делать это несколько раз в неделю. 18,7 % считали, что алкоголь употреблять не следует [2].

Данные последнего исследования демонстрируют, что студенты к алкоголю относятся более негативно. Так, значительная часть студентов (47 %) (РГАТА, ВВАГС филиал в г. Рыбинске) в исследовании, проведенном в конце 2009 - начале 2010 г., отметили, что недопустимо употреблять алкоголь чаще, чем раз в месяц. Но настораживает тот факт, что к употреблению пива они относятся очень лояльно. Так, 67 % отметили, что пиво употребляют 1-2 раза в неделю.

Юноши более чем в 2 раза чаще употребляют спиртные напитки, чем девушки. Большинство молодых людей (53 %) считают, что алкоголь иногда способствует снятию душевного напряжения, помогает расслабиться. Почти все респонденты (94 %), независимо от гендерных различий и возраста, уверены, что современное застолье не может обойтись без алкогольных напитков.

Во время учебы лишь некоторые студенты работают, но тратят на развлечения больше средств, чем на хобби. Студенты (ЯГПУ) очень спортивны: к четвертому курсу число занимающихся спортом возрастает с 42 до 64 %. Больше половины студентов ЯГПУ (52 %) считают одной из наиболее эффективных мер борьбы с наркотиками возможность на практике реализовать постулаты здорового образа жизни.

Почти 70 % студентов считают, что в ЯГПУ созданы условия для занятия физической культурой.

Положительно на вопрос о проведении специальной работы на факультетах по профилактике асоциального поведения ответила значительная часть студентов ЯГПУ (табл. 1).

Таблица 1

Ответ респондентов на вопрос: «Проводят ли ваши кураторы или руководство факультетов работу

П рофилактика

Факультеты ЯГПУ Правонарушений ВИЧ Наркологической зависимости Алкогольной зависи- Табакокурения

мости

Исторический 67 62 57 66 96

Физико-математический 68 69 62 64 85

Естественно-географический 68 44 73 54 72

Иностранных языков 59 53 64 64 81

Физической культуры 96 91 88 86 94

Педагогический 73 66 49 57 79

Русской филологии и культуры 58 76 69 58 86

Дефектологический 49 75 56 64 75

Институт педагогики и психологии 79 76 66 76 97

В ходе социологического исследования нашли подтверждение все три основные гипотезы.

Рекомендации по повышению эффективности профилактической работы в вузах Для дальнейшего наращивания усилий по профилактике асоциального поведения среди студентов можно рекомендовать

1) заместителям деканов по воспитательной работе постоянно организовывать проведение мероприятий по профилактике наркомании. Подводить итог ежегодно 26 июня в Международный день борьбы с наркоманией;

2) специально подготовленным специалистам вести работу со студентами первых курсов, проживающими в общежитиях, по профилактике асоциальных явлений;

3) проводить месячник по профилактике распространения ВИЧ-инфекции, посвященный Международному дню борьбы со СПИДом:

- конкурс статей;

- конкурс социальных видеороликов;

- конкурс тематических полотен;

- конкурс социальной рекламы;

4) организовывать анкетирование студентов на тему: «Как я отношусь к наркотикам?»;

5) ежегодно проводить месячник по профилактике употребления наркотических веществ среди студентов:

- конкурс плакатов «Нарисуй правду»;

- работа волонтеров в академических группах, чтение лекций на тему: «Если хочешь быть свободным»; «В поисках себя»; «Как помочь наркоману»; «Как прекрасен этот мир, посмотри»;

- поэтический цикл: «правда о наркотиках»;

- кураторские часы на тему профилактики злоупотребления наркотическими веществами;

- акция «Я говорю наркотикам - НЕТ!»;

- акция «Обменяй сигарету на конфету!»;

- фотоконкурс «Моя семья - "здоровая" семья!»;

6) издавать альбомы по результатам проведенных профилактических месячников с описанием самых интересных мероприятий, методик и технологий, используемых в работе, фотоматериалов этапов проведения и победителей акции;

7) проводить работу по созданию специальных интернет-страниц, посвященных участковым уполномоченным милиции, закрепленным за вузами (по принципу «вопрос - ответ») на официальных сайтах вузов;

8) усилить контроль за санитарным состоянием учебных корпусов, общежитий, за соблюдением студентами правил личной гигиены;

9) внедрять в образовательную среду психологические технологии, обеспечивающие развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от курения и наркотиков;

10) оказывать методическую помощь преподавателям, кураторам вузов в организации и проведении работы со студентами по профилактике наркозависимости и формированию готовности к здоровому образу жизни;

11) журналу «За педагогические кадры» вести постоянную рубрику по проблемам ЗОЖ, асо-

циального поведения среди студенческой молодежи.

Наши данные позволяют говорить о компенсаторном характере асоциального поведения. В первую очередь это касается студентов первых курсов, которые восполняют недостаток общения, внимания со стороны близких, эмоционального тепла, разнообразных впечатлений, а также снимают стрессы, фобии различного вида. Острый дефицит ярких впечатлений, серость и обыденность бытия, отсутствие положительных эмоций и удовольствий подталкивает некоторых из них к совершению правонарушений.

Субъектам профилактики необходимо не только как можно раньше выявлять факты вхождения студентов в асоциальные неформальные группы и своевременно пресекать нежелательные коммуникации, но и предупреждать негативное отношение окружающих к молодежи, ограждать молодых людей от разрушающего влияния неконтролирующего общественного мнения, оказывать им социальную поддержку, психологическую помощь, возвращать чувство принадлежности к обществу.

Необходимо проводить каждые три-четыре года мониторинги изучения асоциального поведения в вузах Ярославской области. Система противодействия девиантному поведению требует концептуального подхода, основанного на научном изучении проблемы. Без научного обоснования концепции не могут быть четко сформулированы основные цели стратегии противостояния асоциальному поведению, правильно определены пути и средства их достижения, а без этого оказываются малоэффективными практические действия по уменьшению уровня правонарушений в вузах. Концепция должна включать, кроме нормативно-правовых, общесоциальные меры воздействия.

Библиографический список

1. Ведомственная целевая программа «Молодёжь» на 2009-2011 гг. от 26.12.2008 - № 180.

2. Самойлов М. Г. Система организации формирования здорового образа жизни в вузах [Текст] / М. Г. Самойлов, Д. А. Петров // Alma Mater. Вестник высшей школы. - 2009. - № 8. - С. 28-31.

3. Таланов, С. Л. Социализация молодежи и перспективы развития высшего образования [Текст] / С. Л. Таланов // Alma Mater. Вестник высшей школы. - 2010. - № 6. - С. 34-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.