неформалами продукция имеет примерно тот же (или несколько более низкий) уровень качества, что и продукция легальных предпринимателей, но производится с более низкими издержками (неформальные бизнесмены экономят на издержках подчинения закону - не платят налогов и социальных платежей, могут давать зарплату ниже законодательно установленного минимума и т.д.). Уровень доходов в неформальном секторе в целом несколько ниже, чем в формальном, или примерно равен ему, однако дифференциация доходов гораздо выше.
Литература
1. Барсукова С.Ю. Неформальная экономика. Экономико-социологический анализ. М., 2004.
2. Бредникова О., Паченков О. Этничность «этнической экономики» и социальные сети мигрантов // Этничность и
УДК 316
экономика. - СПб.: ЦНСИ, 2000.
3. Виноградский В. «Орудия слабых»: неформальная экономика крестьянских домохозяйств // Социологический журнал. - 1999. - №23-4.
4. Воронков В. Существует ли этническая экономика? // Этничность и экономика. СПб.: ЦНСИ, 2000.
5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. - М., 2000.
6. Радаев В.В. Экономическая социология. - М., 2009.
7. Рывкина Р. От теневой экономики к теневому обществу // Pro et Contra. - 1999. - Т.4. - №1.
8. Теннис Ф. Общность и общество // Социологический журнал. - 1998. - №23-4.
Бреславская Татьяна Сергеевна - канд. социол. наук, преподаватель торгово-экономического техникума, г . Улан-Удэ.
Breslavskaya Tatyana Sergeevna - candidate of soci-ologica1 science, teacher of Trade and Economy College, Ulan-Ude.
С.Л. Таланов
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ: ДЕТЕРМИНАНТЫ И УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ
В статье рассмотрены современные проблемы социализации подростков. Предложены направления продолжения научных исследований и реализации практических мер по профилактике делинквентного поведения среди несовершеннолетних. Ключевые слова: первичная социализация, характер, делинквент, преступник, профилактика преступлений.
S.L. Talanov
TEENAGERS SOCIALIZATION: DETERMINANTS AND CONDITIONS OF CORRECTION
The article deals with the problems of socialization of teenagers. The ways of continuing of scientific researches and of realization of practical measures to prevent teenagers delinquent behavior are suggested.
Key words: primary socialization, character, delinquent, criminal, crime prevention.
Переход России к демократическим моделям управления привел к смене существовавших до этого морально-нравственных категорий. Следствием разрушения старых норм и ценностей стало нарастающее взаимное отчуждение людей, граждан от государства, увеличение нетерпимости, страхов в социуме. Происходит прежде всего касающаяся российской молодежи реструктуризация общества, проявляющаяся на личностном уровне как кризис идентичности на фоне роста уровня притязаний. Это ведет к поискам новой нормативно-ценностной структуры, которая могла бы стать для индивида личностно значимой базой, но не всегда совпадающей с законодательной базой, закрепляющей моральнонравственный эталон [1].
Таким образом, основную проблему данного исследования составляет противоречие между декларируемыми и реально существующими ценностями в обществе. Главенство закона для молодежи не аксиома. На первый план выходит самоутверждение и актуализация собственных способностей любым путем, отсюда правонару-
шения, число которых чаще всего растет в социально-экономически развитых регионах.
В 2004-2009 гг. нами проводились социологические исследования на территории Ярославской области. Подлежали исследованию с разных сторон следующие объекты:
- несовершеннолетние, состоящие на учете в отделе по предупреждению преступлений среди несовершеннолетних (ОППН) за совершение краж, но не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста 14 лет;
- несовершеннолетние, осужденные условно или к исправительным работам за совершения краж в Ярославской области [2];
- совершеннолетние, совершившие преступление в несовершеннолетнем возрасте;
- незаконопослушные студенты первого курса Рыбинской государственной авиационной технологической академии имени П. А. Соловьева (РГАТА);
- студенты-юристы Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова (ЯрГУ), выступившие контрастной контрольной группой;
- позиционные эксперты, в качестве которых выступили сотрудники правоохранительных органов;
- родительские семьи несовершеннолетних, совершивших преступление в 2004-2009 гг. в Ярославской области;
В работе использованы количественные и качественные методы, с акцентом на качественные стратегии - методы интервью и включенного наблюдения, позволяющие получить наиболее глубокий исследовательский материал. Количественные методы (анализ документов, статистика) выступили в качестве вспомогательных.
В своем исследовании мы изучали характер несовершеннолетних делинквентов.
«Характер - совокупность относительно устойчивых психологических особенностей человека, определяющих типичный для данного субъекта способ поведения и деятельности, его отношение к миру и самому себе. Основу харак-
тера составляет темперамент, обусловливающий внешнюю форму проявления характера. Различают характер определенный, цельный, противоречивый» [3]. В контексте задачи данного исследования нас в большей мере интересует то, как, в какой форме проявляется характер детей в их повседневном общении с родителями и сверстниками.
Обратимся непосредственно к оценкам родителей характера своих детей. Вопрос в анкете задавался так: «Какой характер поведения у вашего ребенка?» Предлагались два списка качеств детей: а) положительные качества; б) отрицательные качества.
Сразу отметим, что из общего числа респондентов 11% - «не нашли» у своего ребенка ни положительных, ни отрицательных качеств. Ответы распределились следующим образом (табл. 1).
Таблица 1
Мнение родителей об положительных качествах своих детей (в % от числа опрошенных, п=1234)
№ п/п. Положительные качества В % от общего числа опрошенных
1. Добрый 41
2. Общительный 40
3. Самостоятельный 35
4. Спокойный 29
5. Отзывчивый 25
6. Энергичный 24
7. Аккуратный 22
8. Веселый 21
9. Работящий 20
Прежде чем кратко прокомментировать приведенные нами данные, считаем необходимым сделать одну важную оговорку. Отвечая на поставленный в анкете вопрос, респонденты были поставлены в ситуацию довольно «жесткого» альтернативного выбора: каждое качество характера ребенка предлагалось оценить полярными парными понятиями типа: «общительный -
замкнутый»; «энергичный - вялый» и т. Д. Другими словами, с большой долей вероятности можно предполагать, что родители, не находя средней оценки той или иной черты характера своего ребенка, оставляли соответствующий пункт без ответа. Следует учитывать и еще одно обстоятельство, что полученные выше оценки
основаны на субъективных впечатлениях, причем родительских, которые не всегда отражают реальные черты детского характера. О чем позволяют говорить полученные данные?
Мы видим, что наиболее массово представлены в этих ответах такие качества характера, как доброта (41%), общительность (40%), самостоятельность (35%), спокойный (29%), отзывчивость (25%). Каждый четвертый-пятый родитель считает своего ребенка энергичным (24%), аккуратным (22%), веселым (21%) и работящим (20%).
На вторую часть вопроса были получены следующие ответы (табл. 2).
Таблица 2
Мнение родителей об отрицательных качествах своих детей (в % от числа опрошенных, п=1234)
№ п/п Отрицательные качества в % от общего числа опрошенных
1. Несамостоятельный 33
2. Г рустный 14
3. Замкнутый 13
4. Неаккуратный 13
5. Вялый 12
6. Ленивый 8
7. Равнодушный 8
8. Агрессивный 5
9. Злой 5
Незначительная часть родителей считает своих детей (судимых) агрессивными (5%).
Такая черта характера, как грусть, относится скорее к эмоциональному состоянию ребенка-делинквента и также вполне объяснима факторами их судимости. Причем это эмоциональное состояние свойственно относительно небольшому числу детей (14%), все-таки возраст и детская непосредственность берут свое.
Практически одинаково представлены в ответах родителей характеристики своих детей как замкнутых, вялых (соответственно 13 и 12%). На формирование этих качеств несомненно влияет непосредственное окружение ребенка-делинквента, как семейное, так и школьное, дворовое. Если ребенок лишен понимания, поддержки, дружеских контактов, то он вынужден замыкаться в себе, в мире собственных переживаний. Кроме того, не является секретом, что детская среда достаточно жестока к слабым, «не таким, как все» сверстникам.
Собственно негативные черты характера, такие как леность, равнодушие, подозрительность, злость, являются скорее исключением, чем правилом, и свойственны небольшому числу детей-делинквентов.
Учитывая вышесказанное можно сделать вывод, что дети-делинквенты в своей общей массе по чертам характера и психологическому настрою незначительно отличаются от своих законопослушных сверстников. В то же время, безусловно, на характере детей-делинквентов сказывается тяжесть их судимости и как следствие -определенная замкнутость, ограниченность контактов с внешним миром.
Однако способность ребенка-делинквента сохранить в себе интерес к нормальной жизни, оптимистическое мироощущение, доброжелательное, открытое отношение к окружающим повышает его потенции в преодолении трудностей, накладываемых судимостью в сфере общения как со сверстниками, так и с миром взрослых -учителями, родителями, сотрудниками милиции.
Существенным фактором формирования характера детей-делинквентов является характер родителей, а также общая атмосфера в семье. Спокойная дружеская обстановка, взаимопонимание родителей и ребенка-делинквента способствуют культивированию положительных черт характера последнего и могут рассматриваться как способ компенсации его «неполноценности» (судимости) в процессе самореализации.
Интересно мнение студентов Ярославского государственного университета. Они приписывают данной категории лиц такие качества, как недоброжелательность, высокомерие, зависть, наглость, неестественность поведения, нежелание работать.
Кроме того, студенты дают оценки скорее на основании их групповой принадлежности, а не индивидуальных характеристик. По-видимому, здесь проявляется так называемый «эффект ореола», когда наличие судимости объясняет все черты и способности человека. Факт судимости может придавать деятельности и возможностям бывшего осужденного в глазах остальных граждан такую окраску, что его будут считать либо опасным и стремиться при любой возможности его изолировать, либо полагать, что он не обладает возможностями и необходимыми способностями для изменения своего качества жизни.
Очень редко его будут оценивать объективно на основании его способностей, умений, знаний. Законопослушные граждане их оценивают на основании вообще стереотипа «преступник есть преступник», а также на основании определенного стереотипа в зависимости от вида совершенного ими преступления.
В то же время бывшие осужденные стремятся к интеграции в общество, т.е. желают жить в обществе, хотят чувствовать, что их нормально принимают окружающие. Каждый десятый юноша (10,0%) и почти каждая пятая (19,0%) девушка отмечают в качестве фактора, тормозящего их адаптацию после освобождения, например, из спецшкол, мнение о его непригодности к нормальной трудовой деятельности и повседневной жизни. Учитывая негативное отношение к себе со стороны большинства людей, отсутствие необходимого минимального перечня условий для полноценной жизни (работы, жилья и т. д.), они чаще всего вновь совершают преступления, что снова их приводит в спецшколу или в места лишения свободы, где они уже успешно зачастую адаптировались.
Как известно, это возрастной период, когда завершается процесс становления личности, осуществляется вхождение в сферу социальных отношений, освоение социальных ролей, норм и ценностей. В этом возрасте идет процесс социализации личности, которая предусматривает расширение и умножение связей индивида с внешним миром, с социумом.
Негативное отношение окружающих к подро-
стку, особенно к девушкам, может стать сильнейшим фактором воздействия на всю систему ценностных ориентаций личности, серьезным фактором дальнейшей деформации личностного развития, так как социальное клеймение девушек обычно оказывается намного более стойким и губительным, чем для юношей. Таким девушкам очень трудно, а иногда и невозможно вернуться к обычной жизни, завоевать уважение окружающих.
На формирование характера большое влияние оказывает семья.
В последние годы многие исследователи, занимающиеся правонарушениями со стороны подростков, вынуждены констатировать все ослабляющуюся роль семьи в формировании убеждений и правил поведения подростков. Но дело здесь не только в нынешнем трансформационном периоде.
Рассмотрим взаимоотношения между родителями и несовершеннолетними делинквентами, полагая, что эти взаимоотношения могут и должны быть институтом неформального социального контроля.
Исследование (2008-2009 гг.) показало, что подростки - законопослушные обращаются за советом чаще к матери (69% опрошенных в Ярославле и 73% в Рыбинске), а не к отцу (19% и 13% соответственно). Несмотря на то, что авторитет матери заметно выше, лишь 14% юношей и 25% законопослушных девушек хотели бы быть на нее похожими. Еще ниже рейтинг отца в этой роли (11% и 7% - соответственно). В настоящее время родительский авторитет достаточно низок. Достаточно много (17%) среди судимых лиц, не желающих сопоставлять себя как личность ни с отцом, ни с матерью. В результате можно сделать вывод о том, что разрыв между поколениями достиг критического уровня.
Представляет интерес мнение экспертов. Причины рецидива, по мнению экспертов, у несовершеннолетних разные: мягкость уголовного законодательства; отсутствие государственных социальных программ; безучастие граждан в поиске подозреваемых путем предоставления информации; судимость родителей.
Можно отметить, что, отдавая приоритет помощи несовершеннолетним судимым, эксперты-практики недостаточно хорошо представляют круг проблем, с которыми сталкиваются лица, освобожденные из спецшкол.
Опрос судимых показал, что выбор определенной жизненной позиции, оптимального (для личности и окружающих) способа включения в социальную среду, поиски форм своего участия в практически значимой, полезной деятельности волнуют определенную часть лиц, освободившихся из спецшкол (осужденных условно или к
исправительным работам), затрагивают их коренные потребности и интересы.
Наши данные позволяют говорить о компенсаторном характере девиантного поведения. В первую очередь это касается несовершеннолетних, которые восполняют недостаток общения, внимания со стороны близких, эмоционального тепла, разнообразных впечатлений, а также снимают стрессы, фобии различного вида. Несовершеннолетним остро не хватает ярких впечатлений, серость и обыденность бытия, отсутствие положительных эмоций и удовольствий подталкивают некоторых из них к совершению преступлений.
Как изменить отношение к бывшим осужденным? Указанной проблеме периодически посвящается определенное число теоретических научных работ и исследований в России. Внимание сосредоточено на социальных аспектах, интеграции и одинаковом отношении как к судимым, так и к законопослушным гражданам.
Многие авторы придерживаются мнения, что важно решить в первую очередь вопросы трудоустройства, медицинской помощи и т. д. На наш взгляд, все проблемы, связанные с бывшими осужденными, необходимо решать в комплексе. Во-первых, потому, что в правовом государстве нельзя мириться с существованием равнодушного или неприязненного отношения к данной категории граждан. Во-вторых, необходимо учитывать, что трудности при обучении несовершеннолетних, имеющих судимость, обусловлены причинами субъективного порядка, в основе которых негативное отношение к ним и их возможностям. Администрация общеобразовательных школ стремится их «отчислить», перевести в вечернюю школу, так как, по ее мнению, судимые не желают учиться, стремятся что-либо украсть, постоянно злоупотребляют спиртными напитками, прогуливают и плохо влияют на окружающих. Исследование демонстрирует, что судимые действительно весьма пассивны, среди них мало тех, кто хотел бы учиться. А мнение об их неспособности к нормальной деятельности, к сожалению, результат деятельности СМИ, посредством чего это мнение глубоко укоренилось в массовом сознании.
Субъектам профилактики необходимо не только как можно раньше выявлять факты вхождения несовершеннолетних в асоциальные неформальные группы и своевременно пресекать нежелательные коммуникации, но и предупреждать негативное отношение окружающих к подросткам, ограждать их от разрушающего влияния неконтролирующего общественного мнения, оказывать им социальную поддержку, психологическую помощь, возвращать чувство принад-
лежности к обществу.
Планируя профилактические мероприятия по нормализации обстановки в неблагополучных семьях, необходимо анализировать факторы, лежащие в основе семейного неблагополучия.
Следует изменить государственную политику предупреждения преступности несовершеннолетних. Для этого необходимо в самое ближайшее время расширить номенклатуру учреждений для первичной и вторичной специальной профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Давно назрела необходимость появления коррекционно-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, злоупотребляющих алкоголем, несовершеннолетних потребителей наркотиков и других психотропных средств, несовершеннолетних правонарушителей, имеющих психические нарушения разной степени выраженности. К сожалению, об этом говорят на протяжении последних 10-15 лет, но мало что меняется. До сих пор не разработана
комплексная педагогическая модель и программа социальной помощи в Ярославской области.
Литература
1. Таланов С. Л. Региональные особенности проявления делинквентного поведения несовершеннолетних // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2008. - № 1. - С. 3-9.
2. Таланов С. Л. Региональные особенности формирования личности несовершеннолетнего делинквента в условиях трансформации российского общества (на примере Ярославской области) [Текст]: дис. ... канд. наук / Институт социологии РАН. - М., 2008. - 188 с.
3. Социологический энциклопедический словарь / под общ. ред. Г.В. Осипова. - М.: НОРМА, 2000. - С. 398.
Таланов Сергей Львович — канд. социол. наук, ст. преподаватель кафедры политологии и социологии Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского.
Talanov Sergey Lvovich - candidate of sociological sciences, senior teacher of department of political and social sciences of K.D. Ushinskiy Yaroslavl’ State Pedagogical University.
E-mail: talanov [email protected]
УДК 316.55:61 (571,54)
ЛИ Иванова, О.В. Любовникова
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Сельское население республики безответственно относится к вопросу сохранения здоровья, занимает пассивную позицию, перекладывая ответственность на общество, государство, здравоохранение, вместе с тем невысоко оценивая значение и качество медицинских услуг.
Ключевые слова: сельское население, здоровье, вредные привычки, социологический опрос, система здравоохранения, окружающая среда.
L.I. Ivanova, О. V. Lubovnikova
EVALUATION OF THE STATE OF HEALTH OF THE RURAL POPULATION IN THE REPUBLIC OF BURYATIA
Rural population of the republic is irresponsible towards the question of health keeping, shifting the responsibility on the society, government, public health and etc. Also the quality of medical service is low estimated.
Key words: rural population, health, bad habits, social interrogation, system of public health, environment.
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду, гармоничное развитие личности, оно является главной предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека, к дальнейшему развитию человеческого общества
Вопросы охраны здоровья сельского населения чрезвычайно важны для Республики Бурятия, так как более 40% населения республики проживает в сельской местности. Многообразие географических и экономических условий, в которых живут сельские жители, характер их расселения, труда и быта, состояние путей сообщения и транспорта обусловливают специфику ока-
зания медицинской помощи на селе.
Для оценки состояния здоровья в настоящее время выделяют следующие направления. Первое направление - это оценка состояния здоровья населения на основании демографических показателей рождаемости, заболеваемости, смертности, уровня физического развития и средней продолжительности жизни. Второе направление
- это самооценка населением своего самочувствия, желания трудиться и наряду с этим соблюдать правила здорового образа жизни.
Наряду с вышеперечисленными демографическими показателями самооценка респондентами своего самочувствия также представляет определенный интерес, так как выявляет отношение