Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ТВОРЧЕСКОМ ВУЗЕ С УЧЕТОМ ОЦЕНКИ ИХ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ТВОРЧЕСКОМ ВУЗЕ С УЧЕТОМ ОЦЕНКИ ИХ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ПЕРВОГО КУРСА / МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / ТЕСТОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахолкова Н. В., Сомкин А. А., Зиновьев Н. А., Смирнов А. С.

Цель исследования - определить содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов в творческом вузе с учетом оценки их состояния здоровья. Методика и организация исследования. Проведен анализ состояния здоровья студентов 1-го курса специальности «Режиссура кино и телевидения» Санкт-Петербургского института кино и телевидения (СПбГИКиТ) на основе результатов углубленного медицинского обследования (УМО). Уровень физической подготовленности определялся по результатам тестовых испытаний по семи контрольным нормативам. Также проведено анкетирование студентов для определения их отношения к занятиям физической культурой и, в частности, к профессионально-прикладной физической подготовке. С учетом результатов оценки состояния здоровья студентов и анкетирования были разработаны и внедрены в учебный процесс комплексы профессионально-прикладной физической подготовки. Результаты исследования и выводы. С учетом результатов анализа состояния здоровья студентов творческого вуза, а также их предпочтений в средствах физической активности определено содержание профессионально-прикладной физической подготовки, которое направлено на достижение необходимого уровня физической подготовленности с опорой на приоритетное развитие индивидуально значимых для профессиональной деятельности двигательных умений и навыков. Исходя из результатов анкетирования, вариативность возможных форм физической активности, с учетом гендерных различий и потребностей, позволяет преодолевать отсутствие мотивации у студентов к занятиям физической культурой в период обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пахолкова Н. В., Сомкин А. А., Зиновьев Н. А., Смирнов А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS IN A CREATIVE UNIVERSITY, TAKING INTO ACCOUNT THE ASSESSMENT OF THEIR HEALTH STATUS

Objective of the study was to determine the content of professionally applied physical training of students in a creative university, taking into account the assessment of their health status. Methods and structure of the study. The analysis of the state of health of 1st year students of the specialty "Film and Television Directing" of the St. Petersburg State University of Film and Television was carried out on the basis of the results of an in-depth medical examination. The level of physical fitness was determined by the results of test tests according to seven control standards. Also, a survey of students was conducted to determine their attitude to physical education and, in particular, to professional-applied physical training. Taking into account the results of students' health assessment and questioning, complexes of professional-applied physical training were developed and introduced into the educational process. Results and conclusions. Taking into account the results of the analysis of the state of health of students of a creative university, as well as their preferences in the means of physical activity, the content of professionally applied physical training was determined, which is aimed at achieving the required level of physical fitness based on the priority development of motor skills and abilities that are individually significant for professional activity. Based on the results of the survey, the variability of possible forms of physical activity, taking into account gender differences and needs, makes it possible to overcome the lack of motivation among students to engage in physical education during their studies at the university.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ТВОРЧЕСКОМ ВУЗЕ С УЧЕТОМ ОЦЕНКИ ИХ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ТВОРЧЕСКОМ ВУЗЕ С УЧЕТОМ ОЦЕНКИ ИХ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 19.01.2023 г.

Информация для связи с автором: somkin.van@yandex.ru

Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Пахолкова1 Доктор педагогических наук, профессор А.А. Сомкин2 Кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Зиновьев3 А.С. Смирнов3 1Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург 2Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, Санкт-Петербург

3Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» имени Д.Ф. Устинова, Санкт-Петербург

IMPROVING THE PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS IN A CREATIVE UNIVERSITY, TAKING INTO ACCOUNT THE ASSESSMENT OF THEIR HEALTH STATUS

PhD, Associate Professor N.V. Pakholkova1 Dr. Hab., Professor A.A. Somkin2 PhD, Associate Professor N.A. Zinoviev3 A.S. Smirnov3

1Saint Petersburg Mining University, Saint Petersburg

2St. Petersburg State University of Film and Television, St. Petersburg

3Baltic State Technical University "VOENMEH" named after D.F. Ustinov, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - определить содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов в творческом вузе с учетом оценки их состояния здоровья.

Методика и организация исследования. Проведен анализ состояния здоровья студентов 1-го курса специальности «Режиссура кино и телевидения» Санкт-Петербургского института кино и телевидения (СПбГИКиТ) на основе результатов углубленного медицинского обследования (УМО). Уровень физической подготовленности определялся по результатам тестовых испытаний по семи контрольным нормативам. Также проведено анкетирование студентов для определения их отношения к занятиям физической культурой и, в частности, к профессионально-прикладной физической подготовке. С учетом результатов оценки состояния здоровья студентов и анкетирования были разработаны и внедрены в учебный процесс комплексы профессионально-прикладной физической подготовки. Результаты исследования и выводы. С учетом результатов анализа состояния здоровья студентов творческого вуза, а также их предпочтений в средствах физической активности определено содержание профессионально-прикладной физической подготовки, которое направлено на достижение необходимого уровня физической подготовленности с опорой на приоритетное развитие индивидуально значимых для профессиональной деятельности двигательных умений и навыков. Исходя из результатов анкетирования, вариативность возможных форм физической активности, с учетом гендерных различий и потребностей, позволяет преодолевать отсутствие мотивации у студентов к занятиям физической культурой в период обучения в вузе.

Ключевые слова: студенты первого курса, медицинское обследование, тестовые испытания, профессионально-прикладная физическая подготовка.

Abstract

Objective of the study was to determine the content of professionally applied physical training of students in a creative university, taking into account the assessment of their health status.

Methods and structure of the study. The analysis of the state of health of 1st year students of the specialty "Film and Television Directing" of the St. Petersburg State University of Film and Television was carried out on the basis of the results of an in-depth medical examination. The level of physical fitness was determined by the results of test tests according to seven control standards. Also, a survey of students was conducted to determine their attitude to physical education and, in particular, to professional-applied physical training. Taking into account the results of students' health assessment and questioning, complexes of professional-applied physical training were developed and introduced into the educational process.

Results and conclusions. Taking into account the results of the analysis of the state of health of students of a creative university, as well as their preferences in the means of physical activity, the content of professionally applied physical training was determined, which is aimed at achieving the required level of physical fitness based on the priority development of motor skills and abilities that are individually significant for professional activity. Based on the results of the survey, the variability of possible forms of physical activity, taking into account gender differences and needs, makes it possible to overcome the lack of motivation among students to engage in physical education during their studies at the university.

Keywords: first-year students, medical examination, tests, professional-applied physical training.

Введение. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов вузов к их будущей про-

фессиональной деятельности должна опираться в настоящее время на разработку конкретных требований,

Таблица 1. Результаты тестирования юношей (п=32) и девушек (п=38) 1-го курса специальности «Режиссура кино и телевидения»

№ Контрольные тестирования Пол КН М m а ВКН, %

1. Сгибание и разгибание рук (отжимания) в упоре лежа (количество) Юноши 28 31,03 2,08 11,74 59,4

Девушки 10 11,73 1,48 9,11 57,9

2. Прыжок в длину с места (см) Юноши 210 218,8 3,77 21,33 68,8

Девушки 170 170,9 3,93 24,23 47,4

3. Подтягивания (количество): юноши - в висе; девушки - в висе лежа Юноши 10 8,47 0,64 3,60 43,8

Девушки 10 3,82 0,24 1,50 0

4. Наклон вперед из положения стоя ноги вместе на скамейке (см) Юноши 6 6,41 0,79 4,48 46,9

Девушки 8 13,73 1,13 6,94 76,3

5. Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество за 1 мин) Юноши 33 37,75 1,41 7,98 71,9

Девушки 32 33,11 1,08 6,68 47,4

6. Приседания (количество за 1 мин) Юноши 55 48,56 1,58 8,92 34,4

Девушки 45 43,32 1,07 6,58 44,7

7. Проба Ромберга (с) Юноши 30 21,00 1,91 10,78 12,5

Девушки 30 22,39 2,13 13,16 26,3

Примечание: КН - контрольный норматив; М - средний арифметический результат; т - средняя ошибка среднего арифметического результата; а - среднее квадратичное отклонение; ВКН - количество студентов, выполнивших контрольный норматив, в %.

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

которые будут соответствовать запросам к уровню физического развития, владению специфическими двигательными умениям и навыками, состоянию здоровья в избранной специальности. Важное место ППФП занимает в тех отраслях, где работа выпускников вузов может быть связана с тяжелыми условиями труда и большими физическими нагрузками, например, «Горное дело», «Технология сварочного производства», ряд сельскохозяйственных специальностей - полеводы, животноводы, механизаторы [1-7]. Вместе с тем, в творческих направлениях подготовки разрабатываются целевые виды ППФП, например, для музыкантов - пианистов, струнников, духовиков [8].

Цель исследования - определить содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов в творческом вузе с учетом оценки их состояния здоровья.

Методика и организация исследования. Проведен анализ состояния здоровья студентов 1-го курса специальности «Режиссура кино и телевидения» Санкт-Петербургского института кино и телевидения (СПбГИКиТ) на основе результатов углубленного медицинского обследования (УМО). Уровень физической подготовленности определялся по результатам тестовых испытаний по семи контрольным нормативам. Проведено анкетирование студентов для определения их отношения к занятиям физической культурой и, в частности, к профессионально-прикладной физической подготовке.

С учетом результатов оценки состояния здоровья студентов и анкетирования были разработаны и внедрены в учебный процесс комплексы профессионально-прикладной физической подготовки.

Результаты исследования и их обсуждение. На первом этапе был проведен анализ результатов УМО, которое проходили студенты (п=76), поступившие на 1-й курс СПбГИ-КиТ по специальности «Режиссура кино и телевидения» в 2021/2022 учебном году. Подавляющее большинство из них было отнесено к подготовительной группе - ПГ (90%). Равное количество было отнесено к основной и специальной медицинской группе «А» (по 4%) и к специальной медицинской группе «Б» - 2%. Достаточно существенный рост числа студентов-первокурсников СПбГИКиТ, отнесенных к ПГ, часто связан с отсутствием мотивации к занятиям физической культурой в целях своего физического совершенствования

и подготовки к профессиональной деятельности. Вместе с тем следует отметить, что большинство студентов ПГ имеют все же незначительные отклонения от нормы в состоянии здоровья либо недостаточный уровень физического развития для своего возраста.

На втором этапе - в процессе практических занятий по физической культуре в течение 1-го семестра - определялся базовый уровень физической подготовленности студентов. Были проведены тестовые испытания по семи нормативам. Пять нормативов из этой «батареи тестов» аналогичны нормам ВФСК ГТО для их возраста. При этом контрольным нормативом (КН) был выбран результат, соответствующий бронзовому значку. Кроме того, были предложены для выполнения еще два норматива, которые, на наш взгляд, могли бы наиболее отражать выявление физических качеств, необходимых студентам для будущей профессиональной деятельности, - количество приседаний за 1 мин и проба Ромберга усложненная (на одной ноге, глаза закрыты). Результаты представлены в табл. 1.

Результаты тестовых испытаний показали, что девушки наиболее успешно прошли тест на проявление гибкости (наклон), однако ни одна из них не смогла выполнить КН в подтягиваниях. У юношей лучшие показатели были в поднимании туловища, худшие в тестовом испытании на проявление статической координации - проба Ромберга.

Третий этап - анкетирование по определению отношения студентов к занятиям физической культурой в период обучения и их значимости в будущей профессиональной деятельности. Большинство опрошенных 57% считают, что занятия физической культурой являются важной или очень важной составляющей в процессе обучения. Практически столько же из них (57,5%) считают, что хорошая физическая подготовка положительно влияет на успешное освоение будущей профессии. При этом меньше половины из опрошенных студентов (47,5%) считают, что ППФП нужна им для лучшего освоения профессии режиссера. По значимости физических качеств в общем развитии и будущей профессиональной деятельности как юноши, так и девушки на первое место в списке приоритетных поставили спортивные и подвижные игры - соответственно 56% и 31%. Кроме того, столько же девушек (31%) изъявили желание заниматься восточными оздоровительными упражнениями и 23% - различными направлениями

64

http://www.teoriya.ru

№3 • 2023 Март | МагсГ:

фитнеса. Задание в анкете «Представить упражнение, имитирующие профессиональные движения» никто из всех опрошенных студентов (юношей и девушек) не выполнил.

Четвертый этап - определение средств ППФП и их реализация для студентов специализации «Режиссура кино и телевидения». По результатам анализа состояния здоровья студентов 1-го курса, а также их анкетирования были разработаны и внедрены в учебный процесс: для юношей -комплексы круговой тренировки, направленные на развитие основных мышечных групп и функциональных систем организма (по 10-12 упражнений в каждом); для девушек - два комплекса упражнений (по 8-10 в каждом) на основе систем стретчинг и пилатес. Кроме того, были организованы секционные занятия по наиболее популярным среди студентов спортивным играм - футболу, баскетболу, бадминтону, настольному теннису. Для желающих заниматься восточными оздоровительными упражнениями - секция «Психофизическая релаксация» с элементами йоги.

Выводы. С учетом результатов анализа состояния здоровья студентов творческого вуза, а также их предпочтений в средствах физической активности определено содержание профессионально-прикладной физической подготовки, которое направлено на достижение необходимого уровня физической подготовленности с опорой на приоритетное развитие индивидуально значимых для профессиональной деятельности двигательных умений и навыков. Исходя из результатов анкетирования, вариативность возможных форм физической активности, с учетом гендерных различий и потребностей, позволяет преодолевать отсутствие мотивации у студентов к занятиям физической культурой в период обучения в вузе.

Литература

1. Воротова М.С. Развитие профессионально важных качеств на занятиях по физической культуре у бакалавров сельскохозяйственного вуза (на примере ИжГСХА) / М.С. Воротова, Л.В. Рубцова, И.М. Мануров // Культура физическая и здоровье. - 2019. - № 3. - С. 125-127.

2. Дубровская Ю.А. Формирование профессионально значимых качеств горноспасателей средствами физической культуры / Ю.А. Дубровская, Г.В. Руденко, Е.А. Изотов // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 3. - С. 82-83.

3. Дубровская Ю.А. Формирование профессиональных компетенций будущих горноспасателей средствами физической подготовки / Ю.А. Дубровская, Г.В. Руденко, Л.В. Пихконен // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 4. - С. 41-44.

4. Костромин О.В. Профессионально прикладная подготовка студентов горных специальностей на основе избранного вида спорта / О.В. Костромин, Г.В. Руденко, В.А. Дорофеев // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 4. - С. 37-39.

5. Михайловский С.П. Спортивное ориентирование в системе профессиональной подготовки студентов-геологов / С.П. Михайловский, М.М. Громов, А.И. Коваленко // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 4. - С. 39-40.

6. Руденко Г.В. Физическая подготовка студентов полевых специальностей / Г.В. Руденко, О.В. Костромин, В.А. Дорофеев // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 3. - С. 12-15.

7. Славнова М.Ю. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов специальности «Технология сварочного дела» в вузе / М.Ю. Славнова, Л.Ю. Павлютина, О.В. Мараховская, В.В. Сумина // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2021. - № 12. - С. 46-51.

8. Трунин В.В. Особенности влияния прикладной физической подготовки на эффективность обучения профессии музыканта / В.В. Трунин, А.С. Иванов // Физическая культура и спорт в образовательном пространстве: инновации и перспективы развития: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Герценовские чтения»: в 2 т. Секции 1, 2. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. - С. 378-382.

References

1. Vorotova M.S., Rubtsova L.V., Manurov I.M. Razvitiye professionalno vazhnykh kachestv na zanyatiyakh po fizicheskoy kulture u bakalav-rov selskokhozyaystvennogo vuza (na primere IzGSA) [Development of professionally important qualities in physical education classes for bachelors of an agricultural university (on the example of the Izhevsk State Agricultural Academy)]. Kultura fizicheskaya i zdorovye. 2019. No. 3. pp. 125-127.

2. Dubrovskaya Yu.A., Rudenko G.V., Izotov E.A. Formirovaniye profes-sionalno znachimykh kachestv gornospasateley sredstvami fiziches-koy kultury [Physical education means to build Key skills of mountain rescue]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2022. No. 3. pp. 82-83.

3. Dubrovskaya Yu.A., Rudenko G.V., Pikhkonen L.V. Formirovaniye pro-fessionalnykh kompetentsiy budushchikh gornospasateley sredstvami fizicheskoy podgotovki [Physical education to build professional competency of future mine-rescuers]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2021. No. 4. pp. 41-44.

4. Kostromin O.V., Rudenko G.V., Dorofeev V.A. Professionalno priklad-naya podgotovka studentov gornykh spetsialnostey na osnove izbran-nogo vida sporta [Vocational-sports-driven professional training model for university students specialties based on the chosen type of sport]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2018. No. 4. pp. 37-39.

5. Mikhailovsky S.P., Gromov M.M., Kovalenko A.I. Sportivnoye oriyen-tirovaniye v sisteme professionalnoy podgotovki studentov-geologov [Orienteering in the system of professional training of students-geologists]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2020. No. 4. pp. 39-40.

6. Rudenko G.V., Kostromin O.V., Dorofeev V.A. Fizicheskaya podgo-tovka studentov polevykh spetsialnostey [Academic physical training service for field specialists]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2019. No. 3. pp. 12-15.

7. Slavnova M.Yu., Pavlyutina L.Yu., Marakhovskaya O.V., Sumina V.V. Professionalno-prikladnaya fizicheskaya podgotovka studentov spetsi-alnosti «Tekhnologiya svarochnogo dela» v vuze [Professional-applied physical training of students of the specialty "Technology of welding business" at the university]. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Fizicheskaya kultura. Sport. 2021. No. 12. pp. 46-51.

8. Trunin V.V., Ivanov A.S. Osobennosti vliyaniya prikladnoy fizicheskoy podgotovki na effektivnost obucheniya professii muzykanta [Features of the influence of applied physical training on the effectiveness of teaching the profession of a musician]. Fizicheskaya kultura i sport v obrazovatelnom prostranstve: innovatsii i perspektivy razvitiya [Physical culture and sport in the educational space: innovations and development prospects]. Proceedings national scientific-practical conference "Herzen Readings": in 2 vol. St. Petersburg: RGPu im. A.I. Gertsena publ., 2021. pp. 378-382.

НОВЫЕ КНИГИ

МИХАЛИНА Г.М. НАЧАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА СРЕДСТВАМИ ГИМНАСТИКИ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / Г.М. МИХАЛИНА, Е.С. ИГОНОВА. - МОСКВА: СПОРТ-ЧЕЛОВЕК, 2022. - 172 С.

- ISBN 978-5-907225-97-8.

В учебном пособии обобщен материал, относящийся к программному содержанию занятий детей 4-7 лет с учетом возрастных особенностей их физического и психического развития на основе использования гимнастических упражнений, являющихся одним из основных средств физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста. Рекомендуется студентам высших учебных заведений физической культуры и спорта, а также специалистам, осуществляющим спортивную подготовку в области детско-юношеского спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.