Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ БАКАЛАВРИАТА ВУЗА'

АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ БАКАЛАВРИАТА ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ОБУЧАЮЩИЕСЯ БАКАЛАВРИАТА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Катцин Олег Андреевич

В последние годы в научном сообществе широко обсуждаются вопросы поиска эффективных инновационных подходов к организации физкультурно-спортивных занятий в системе вуза. В учебных программах по физической культуре в системе высшего образования одной из составляющих является профессионально-прикладная физическая подготовка, ценность которой станет значимой, если средства и методы будут ориентированы на проектирование учебного процесса как одной из важных составляющих педагогической деятельности. В статье обобщаются различные точки зрения ведущих учёных по проблеме проектирования учебного процесса по физической культуре и результаты проведенных автором исследований по проектированию физической нагрузки обучающихся бакалавриата с учетом уровня их физической подготовленности, что на сегодняшний день имеет как теоретическое, так и практическое значение. Обосновано, что проектирование физкультурно-оздоровительной деятельности студентов следует рассматривать не только как целенаправленную деятельность, но и как фактор формирования здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Катцин Олег Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE DESIGN OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN PHYSICAL CULTURE FOR BACHELOR’S STUDENTS

In recent years, the scientific community has been widely discussing the search for effective, innovative approaches to the organization of physical culture and sports classes in the university system. In physical education curricula in the higher education system, one of the components is professionally applied physical training, the value of which will become significant if the means and methods are focused on designing the educational process as one of the important components of pedagogical activity. The paper summarizes the various points of view of leading scientists on the problem of the design of the educational process in physical culture and the results of the research conducted by the author on the design of physical activity for bachelor’s students, taking into account the level of their physical fitness, which today has both theoretical and practical significance. It is substantiated that the design of physical culture and health-improving activity for students should be considered not only as a purposeful activity but also as a factor in the formation of a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ БАКАЛАВРИАТА ВУЗА»

Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 3. С. 130-134. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2023. No. 3. P. 130-134.

Научная статья УДК 372.879.6

https://doi.org/10.24158/spp.2023.3.20

Анализ методологических подходов к проектированию учебного процесса по физической культуре для обучающихся бакалавриата вуза

Олег Андреевич Катцин

Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия, olegkatcin@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-2720-3767

Аннотация. В последние годы в научном сообществе широко обсуждаются вопросы поиска эффективных инновационных подходов к организации физкультурно-спортивных занятий в системе вуза. В учебных программах по физической культуре в системе высшего образования одной из составляющих является профессионально-прикладная физическая подготовка, ценность которой станет значимой, если средства и методы будут ориентированы на проектирование учебного процесса как одной из важных составляющих педагогической деятельности. В статье обобщаются различные точки зрения ведущих учёных по проблеме проектирования учебного процесса по физической культуре и результаты проведенных автором исследований по проектированию физической нагрузки обучающихся бакалавриата с учетом уровня их физической подготовленности, что на сегодняшний день имеет как теоретическое, так и практическое значение. Обосновано, что проектирование физкультурно-оздоровительной деятельности студентов следует рассматривать не только как целенаправленную деятельность, но и как фактор формирования здорового образа жизни.

Ключевые слова: методологический подход, обучающиеся бакалавриата, проектирование, процесс физического воспитания, физическая подготовка

Для цитирования: Катцин О.А. Анализ методологических подходов к проектированию учебного процесса по физической культуре для обучающихся бакалавриата вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 3. С. 130-134. https://doi.org/10.24158/spp.2023.3.20.

Original article

The Analysis of Methodological Approaches to the Design of the Educational Process in Physical Culture for Bachelor's Students

Oleg A. Kattsin

Krasnoyarsk State Agricultural University, Krasnoyarsk, Russia, olegkatcin@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-2720-3767

Abstract. In recent years, the scientific community has been widely discussing the search for effective, innovative approaches to the organization of physical culture and sports classes in the university system. In physical education curricula in the higher education system, one of the components is professionally applied physical training, the value of which will become significant if the means and methods are focused on designing the educational process as one of the important components of pedagogical activity. The paper summarizes the various points of view of leading scientists on the problem of the design of the educational process in physical culture and the results of the research conducted by the author on the design of physical activity for bachelor's students, taking into account the level of their physical fitness, which today has both theoretical and practical significance. It is substantiated that the design of physical culture and health-improving activity for students should be considered not only as a purposeful activity but also as a factor in the formation of a healthy lifestyle.

Keywords: methodological approach, bachelor's students, design, process of physical education, physical training

For citation: Kattsin, O.A. (2023) The Analysis of Methodological Approaches to the Design of the Educational Process in Physical Culture for Bachelor's Students. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (3), 130-134. Available from: doi:10.24158/spp.2023.3.20 (In Russian).

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании развития научного направления по вопросам проектирования профессионально ориентированного физического воспитания обучающихся бакалавриата экономических специальностей с учетом особенностей их физической подготовленности в системе физической культуры в вузе и экспериментальной проверке его результативности.

Проблема воспитания здорового поколения является одной из главных задач государства, в связи с чем во всех сферах жизнедеятельности активно пропагандируются и обсуждаются вопросы ведения здорового образа жизни через формирование двигательной активности. Как ранее нами указывалось, современные тенденции социальной политики предъявляют требования

© Катцин О.А., 2023

к молодому человеку как субъекту не только творческому, но мотивированному на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих через формирование нравственных установок и физической культуры и организацию спортивной деятельности (Московченко, Катцин, 2013). Это значит, что мотивация обучающихся должна быть направлена не только на двигательную активность, но и на овладение знаниями и умениями организовывать занятия физическими упражнениями самостоятельно.

Проведенный ретроспективный анализ показал, что основоположниками проектирования в отечественной педагогике являются А.С. Макаренко и Ю.К. Бабанский. А.С. Макаренко (1983), разрабатывая советскую систему воспитания, в большей степени уделил внимание развитию теории и практики в русле дидактики, использованию дидактических принципов в конкретных случаях нарушения дисциплины, наказания, воспитательной беседы с воспитанником. Он подчеркивал, что в выборе средств воспитания необходимо опираться на самоуправление. По Ю.К. Бабанскому (1989), педагогическая технология - это последовательная, взаимосвязанная и спроектированная система действий педагога, ориентированная на решение педагогических задач, которая способствует развитию мышления обучающихся, направленного не только на применение полученных знаний, но и на приобретение новых.

В системе физического воспитания вопросы проектирования учебного процесса на сегодняшний день являются дискуссионными. В теории и практике спорта проектирование тренировочного процесса подробно рассматривается в работах К.С. Дунаева, Л.П. Матвеева, О.Н. Московченко, М.В. Сахаровой и др.

К.С. Дунаев (2007) обосновывает общие положения проектирования тренировочной нагрузки и указывает конкретные пути проектирования тренировок в годичном цикле подготовки квалифицированных биатлонистов для успешной соревновательной деятельности.

Л.П. Матвеев (2000 а, б) предложил использовать модельно-целевой подход к проектированию спортивных макроциклов, что позволило детализировать физическую нагрузку по объему и интенсивности, обеспечив тем самым более эффективный и результативный подход к планированию спортивной подготовки.

По мнению О.Н. Московченко, проблема проектирования тренировочного процесса студентов-спортсменов является наиболее актуальной в настоящее время. Во-первых, предоставляется возможность значительно повысить результаты спортивных достижений за счет оптимизации тренировочного процесса посредством проектирования макроциклов в годичном цикле подготовки. Во-вторых, проектирование связанно с квалификацией тренера-педагога, от которого требуется умело планировать физическую нагрузку, применяя различные педагогические технологии, и дифференцировать её в зависимости от физических и функциональных возможностей организма, опираясь на профессиональные компетенции (Московченко, 2019; Московченко, Захарова, 2019).

М.В. Сахарова считает, что в основе проектирования макроциклов в игровых видах спорта лежит многоуровневая система факторов, характеризующихся динамикой их воздействия на каждом из этапов многолетней подготовки. Следовательно, проектирование является одним из наиболее перспективных методов, так как направлено на оптимизацию тренировочного процесса на каждом этапе подготовки (Сахарова, 2005: 28).

С.В. Савин предлагает рассматривать организацию оздоровительной фитнес-тренировки женщин на основе технологии проектирования макроциклов, что обеспечивает более качественный уровень тренировочного процесса (Савин, Степанова, 2007).

Следовательно, обобщая результаты исследований вышеуказанных авторов, можно под проектированием тренировочного процесса понимать технологически обоснованную систему управления физической нагрузкой в системе тренировочного процесса и массовой физической культуры, что обеспечивает повышение спортивных результатов у спортсменов и уровня физической подготовленности у занимающихся физической культурой.

Уровень физической подготовки обучающихся бакалавриата вуза во многом зависит от организационно-педагогических условий и эффективных подходов к разработке учебной программы по физической культуре на основе проектирования. В системе высшей школы рядом авторов (Московченко, Катцин, 2013; Московченко, 2019; Московченко, Захарова, 2019; Использование аппаратно-программного комплекса для индивидуализации физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности студентов ..., 2019; Пилипей, 2009; Внедрение современных средств обучения по дисциплине «Физическая культура» для студентов специальности «Экономическая безопасность» ..., 2017) предложено осуществлять проектирование учебного процесса по физическому воспитанию на основе физической подготовки, где по обобщенным данным компонентами проектирования являются:

- последовательность изучения учебного материала, для чего необходимо применять рациональные формы организации учебного занятия, выбирать эффективные средства и методы физической нагрузки для его осуществления;

- проектирование физической нагрузки на учебный год, семестр, период экзаменационной сессии и каникул, одно занятие.

Планирование на учебный год определяет тактические цели, содержание, требования к обучающимся. План на семестр содержит оперативные цели, конкретизацию по разделам программы, систему контроля. План на занятие составляется с текущей целью для реализации обозначенных задач. Планирование на период экзаменационной сессии и каникул предусматривает индивидуальную программу для самостоятельных занятий по совершенствования двигательных умений и навыков, которые обозначены как рекреационные занятия.

По мнению Л.В. Захаровой и О.Н. Московченко, совершенствование двигательных умений и навыков будет эффективным, если спроектировать и обосновать учебную нагрузку студентов вуза на основе модульно-рейтинговой системы обучения (Захарова, Московченко, 2020; Московченко, Захарова, 2019; Использование аппаратно-программного комплекса для индивидуализации физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности студентов ..., 2019). Интересно отметить тот факт, что предложенная ими модульно-рейтинговая система обучения имеет оздоровительно-тренировочную направленность, обеспечивает индивидуально-ориентированную траекторию обучения здоровьесбережению и ведению здорового образа жизни.

Л.П. Пилипей считает, что система проектирования на основе профессионально-прикладной физической подготовки студентов является инновационной деятельностью в сфере физического воспитания (Пилипей, 2009: 57).

Г.Н. Пономарев и его соавторы также полагают, что перспективы развития физической культуры и спорта в вузах должны определяться составляющими профессиональной подготовки, что обеспечит необходимый уровень физической подготовленности обучающихся (Пономарев и др., 2019: 13).

Если подходить к сущности проектирования в рамках профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) как прикладной деятельности с точки зрения совершенствования физической подготовки специалистов в соответствии с современными требованиями к их будущей профессиональной деятельности, то проектирование физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся бакалавриата рассматривается нами, с одной стороны, как целенаправленная деятельность, обеспечивающая повышение уровня физической подготовленности и функционального состояния организма, с другой - как фактор формирования здорового образа жизни, где двигательная активность является критерием оценки физического состояния.

Краткий обзор методологических подходов по рассматриваемой проблеме позволил предположить, что исследования по вопросам проектирования в сфере физического воспитания обучающихся бакалавриата вузов практически отсутствуют.

Для определения физической подготовленности обучающихся бакалавриата экономических специальностей в течение семестра проводился эксперимент в двух группах (количество испытуемых - 70 чел.). Выполнение профессиональных обязанностей специалистов экономического профиля связано не только с интенсивной мыслительной деятельностью, что влияет на психические процессы, но и с длительным пребыванием в малоподвижной позе, способствующем развитию гиподинамии. При такой организации труда возрастает значимость определенного уровня физической подготовленности, который необходим будущему специалисту.

Ранее на основе проведенного анкетирования были выявлены необходимые физические качества, развитие которых обусловлено профессиональной деятельностью. На вопрос «Какие физические качества Вы считаете необходимыми в вашей трудовой деятельности?» были получены следующие ответы. Из 83 респондентов 65 % назвали выносливость, 56 % - собственно силовые способности, 47 % - быстроту, 30 % - гибкость, 25 % - силу. Учитывая, что учебной программой для вузов по дисциплине «Физическая культура» введены обязательные контрольные и зачётные тесты по определению физической подготовленности, которые направлены на определение общей выносливости, скоростно-силовой и силовой подготовленности как для женщин, так и для мужчин, мы использовали стандартные тестовые упражнения. Полученные результаты представлены в табл. 1, 2.

Таблица 1 - Изменение показателей физической подготовленности девушек (n = 35)

Контрольные упражнения по физической подготовке Результаты М ± m Прирост показателей, %

в начале эксперимента в конце эксперимента

Гибкость, см 12,5 ± 0,52 17, 5 ± 0,66 40,0

Бег 30 м, с 7,4 ± 0,02 6,2 ± 0,03 15,50

Прыжок в длину с места, см 140 ± 3,28 170 ± 4,02 21,42

Бег 1000 м, с 336 ± 3,15 325 ± 3,09 3,38

Сила правой кисти, кг 20 ± 0,03 24,8 ± 0,04 24,0

Сила левой кисти, кг 18 ± 0,02 22 ± 0,05 18,19

Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены, количество раз 18 ± 0,04 34 ± 1,05 88,8

Примечание: к концу учебного года отмечен прирост результатов по всем показателям с достоверной вероятностью Р < 0,05.

Таблица 2 - Изменение показателей физической подготовленности юношей (п = 35)

Контрольные упражнения по физической подготовке Результаты М ± т Прирост показателей, %

в начале эксперимента в конце эксперимента

Гибкость, см 10 ± 0,87 16 ± 1,02 62,5

Бег 30 м, с 5,22 ± 0,08 5,15 ± 0,15 1,35

Прыжок в длину с места, см 200,5 ±1,34 226,5 ± 1,32 12,96

Бег 3000 м, с 920 ± 3,80 843 ± 5,02 9,13

Сила правой кисти, кг 36 ± 0,08 42,5 ± 0,05 18,5

Сила левой кисти, кг 34 ± 0,05 40 ± 0,03 17,64

Поднимание туловища в вис на перекладине, количество раз 8 ± 0,23 12 ± 0,26 50,0

Примечание: к концу учебного года отмечен прирост результатов по всем показателям с достоверной вероятностью Р < 0,05.

С учетом показанных результатов по тестовым упражнениям, предусмотренным учебной программой, в начале семестрового эксперимента было осуществлено проектирование физической нагрузки. В зависимости от уровня физической подготовленности осуществлялся подбор тех или иных средств и методов, направленных на развитие общей и специальной выносливости, гибкости и силовых способностей, которые не столько носили профессионально ориентированный характер, сколько были направлены на общую физическую подготовку. С этой целью были использованы различные педагогические технологии и индивидуально-дифференцированный подход. Это позволило целенаправленно развивать обозначенные физические качества, что положительно повлияло на улучшение выполнения контрольных нормативов в конце эксперимента.

Достоверное улучшение (Р < 0,05) всех показателей, характеризующих уровень физической подготовленности обучающихся бакалавриата, было отмечено в конце проведенного нами эксперимента. Показатель гибкости возрос у девушек на 5 см, у юношей - на 6 см. Результаты в беге на 30 м улучшились соответственно у девушек на 1,2 с, у юношей - на 0,7 с (показатель скоростно-силовой выносливости), в беге на 1000 и 3000 м - на 11 и 77 с (показатель общей выносливости), в прыжке в длину с места - на 30 и 26 см (показатель скоростно-силовых качеств). Кистевая динамометрия, характеризующая собственно силовые способности, возросла соответственно на 4-4,8 и 6-6,5 кг. Положительная динамика наблюдалась в упражнениях «поднимание туловища из положения лежа на спине» у девушек - увеличение количества раз на 16, «подтягивание на перекладине» у юношей - на 4. Наиболее достоверный прирост исследуемых показателей в процентном отношении зафиксирован в тестах, характеризующих собственно силовые способности и гибкость: результаты возросли у девушек на 88,8 и 50,0 %, у юношей - соответственно на 62,5 и 40 %.

Кроме того, предположительно, качественный прирост показателей у девушек можно объяснить тем, что они в большей степени были мотивированы на сохранение стройности фигуры и поэтому отдавали предпочтение двигательной активности и сбалансированному питанию, то есть более ответственно отнеслись к учебному процессу по физическому воспитанию.

Таким образом, рассмотренные в статье методологические и экспериментальные исследования позволяют сделать следующие выводы.

Анализ различных методологических подходов к проектированию показал, что вопросы проектирования наиболее подробно рассмотрены в системе общей педагогики и спортивной подготовки, а в системе физического воспитания вуза данным вопросам не уделяют должного внимания. Вместе с тем проектирование следует рассматривать как необходимое условие, компонентами которого являются идеи, педагогические технологии, управление педагогическим процессом, планирование и контроль.

Результаты проведенного нами педагогического эксперимента подтвердили эффективность проектирования физической нагрузки как важной составляющей физической подготовки будущих специалистов. Зафиксирован прирост показателей физической подготовки к концу учебного года по всем показателям с достоверной вероятностью Р < 0,05.

По нашему мнению, проектирование содержательного наполнения учебной программы станет эффективным только в том случае, если оно будет осуществляться на основе индивидуально-дифференцированного подхода к физической нагрузке и рассматриваться с учетом профессионально-прикладной физической подготовки, направленной на развитие профессионально-прикладных умений и навыков обучающихся, а также на всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни.

Список источников:

Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989. 560 с.

Внедрение современных средств обучения по дисциплине «Физическая культура» для студентов специальности «Экономическая безопасность» / Ю.В. Подоруев [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. № 3. С. 63-70.

Дунаев К.С. Проектирование динамики нагрузки в годичном цикле тренировки квалифицированных биатлонистов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2007. № 10 (32). С. 32-34.

Захарова Л.В., Московченко О.Н. Сопровождение в процессе физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья. М., 2020. 207 с.

Использование аппаратно-программного комплекса для индивидуализации физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности студентов / О.Н. Московченко [и др.] // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 1. С. 124-149. https: doi.org/10.17853/1994-5639-2019-1 -124-149.

Макаренко А.С. Педагогические сочинения : в 8 т. М., 1983. Т. 1. 365 c.

Матвеев Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки (статья первая) // Теория и практика физической культуры. 2000а. № 2. С. 28-37.

Матвеев Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки (статья вторая) // Теория и практика физической культуры. 20006. № 3. С. 25-37.

Московченко О.Н. Оптимизация физических и тренировочных нагрузок на основе индивидуального адаптивного состояния человека. М., 2019. 310 с.

Московченко О.Н., Захарова Л.В. Валео-акмеологические аспекты оздоровительной физической культуры в вопросах и ответах. Красноярск, 2019. 314 с.

Московченко О.Н., Катцин О.А. Модель ориентирования студента вуза на формирование здорового образа жизни // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 3-1 (55). С. 90-94.

Пилипей Л.П. Профеайно-прикладна фiзична подготовка студенев. Суми, 2009. 312 с.

Пономарев Г.Н., Куванов Я.В., Селюкин Д.Б. Физическая культура в высшем образовании - важная составляющая подготовки будущих специалистов // Теория и практика физической культуры. 2019. № 3. С. 12-14.

Савин С.В., Степанова О.Н. Технологии проектирования макроциклов оздоровительной (фитнес-) тренировки женщин 35-45 лет с излишней массой тела // Вестник спортивной науки. 2007. № 4. С. 43-47.

Сахарова М.В. Проектирование макроциклов юных спортсменов игровых видов спорта на стадии базовой подготовки: условия, варианты и формы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. № 1. С. 28-32.

References:

Babansky, Yu. K. (1989) Izbrannye pedagogicheskie trudy [Selected Pedagogical Works]. Moscow. 560 p. (In Russian) Dunaev, K. S. (2007) Proektirovanie dinamiki nagruzki v godichnom tsikle trenirovki kvalifitsirovannykh biatlonistov [Designing the Dynamics of the Load in the Annual Training Cycle of Qualified Biathletes] Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta. (10 (32)), 32-34. (In Russian)

Makarenko, A. S. (1983) Pedagogicheskie sochineniya [Pedagogical Works]. Vol. 1. Moscow. 365 p. (In Russian) Matveyev, L. P. (2000) Matveev L.P. Model'no-tselevoi podkhod k postroeniyu sportivnoi podgotovki (stat'ya vtoraya) [Modeling and Axiological Approach to Sport Training Building (article two)]. Teoriya ipractika fizicheskoy kultury. (3), 25-37. (In Russian)

Matveyev, L. P. (2000) Model'no-tselevoi podkhod k postroeniyu sportivnoi podgotovki (stat'ya pervaya) [Modeling and Axiological Approach to Sport Training Building (article one)]. Teoriya i practika fizicheskoy kultury. (2), 28-37. (In Russian)

Moskovchenko, O. N. (2019) Physical and Training Loads Optimization on the Basis of the Individual Adaptive Human Condition. Moscow. 310 p. (In Russian)

Moskovchenko, O. N. & Kattsin, O. A. (2013) The Model of Orienting Higher School Students at Forming a Healthy Lifestyle. Bulletin of Kemerovo State University. (3-1 (55)), 90-94. (In Russian)

Moskovchenko, O. N. & Zakharova, L. V. (2019) Valeo-akmeologicheskie aspekty ozdorovitel'noi fizicheskoi kul'tury v vo-prosakh i otvetakh [Valeo-Acmeological Aspects of Health-Improving Physical Culture in Questions and Answers]. Krasnoyarsk. 314 p. (In Russian)

Moskovchenko, O. N., Zakharova, L. V., Tretyakova, N. V., Lyulina, N. V., Kattsin, O. A. & Savolaynen, G.S. (2019) Application of Hardware and Software Complex for Individualisation of Students' Sport and Recreational Physical Activities. Education and Science Journal. 21 (1), 124-149. Available from: doi:10.17853/1994-5639-2019-1-124-149. (In Russian)

Pilipey, L. P. (2009) Profesiino-prikladna fizichna pidgotovka studentiv [Professional and Applied Physical Training of Students]. Sumy. 312 p. (In Ukranian)

Podoruev, Ju. V., Vitko, S. Yu., Pihayev, R. R. & Gadzhiev, D. M. (2017) Introduction of Modern Means of Training in the Discipline «Physical Culture» for Students of the Specialty «Economic Safety». Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. (3), 63-70. (In Russian)

Ponomarev, G. N., Kuvanov, Ya. V. & Selyukin, D. B. (2019) Role of Academic Physical Education in Higher Education System. Teoriya i pracktika fizicheskoy kultury. (3), 12-14. (In Russian)

Sаkhаrоvа, М. V. (2005) Projection of Macrocycles in Young Athletes of Game Kinds of Sports on Stage of Basic Training: Conditions, Variants and Forms. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. (1), 28-32. (In Russian)

Savina, S. V. & Stepanova, O. N. (2007) Tekhnologii proektirovaniya makrotsiklov ozdorovitel'noi (fitness-) trenirovki zhenshchin 35-45 let s izlishnei massoi tela [Technologies for Designing Macrocycles of Wellness (Fitness) Training for Women 35-45 Years Old with the Excess Body Weight]. Vestnik sportivnoi nauki. (4), 43-47. (In Russian)

Zakharova, L. V. & Moskovchenko, O. N. (2020) Soprovozhdenie v protsesse fizicheskogo vospitaniya studentov s ograni-chennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [The support in the Process of Physical Education of Students with Disabilities]. Moscow. 207 p. (In Russian)

Информация об авторе О.А. Катцин - аспирант, старший преподаватель кафедры физической культуры, Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия.

Information about the author O.A. Kattsin - PhD student, Senior Lecturer, Physical Culture Department, Krasnoyarsk State Agricultural University, Krasnoyarsk, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was subm itted 14.12.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 23.01.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 28.03.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.