Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
61
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лутков В.Ф., Егоренко Л.А., Зайцев А.А., Комиссарчик К.М.

Цель исследования - апробация программы акцентированной физической тренировки прикладной направленности в рамках элективных курсов по физической культуре и спорту для будущих специалистов инженерно-технического профиля. Методика и организация исследования. Исследование проводилось в течение 2018-2019 учебного года на спортивной базе СПб ГАСУ по темам НИР кафедры: первый этап - сентябрь 2018 г., второй этап - июнь 2019 г. В ходе исследования были сформированы контрольная (42 обучающихся) и экспериментальная (41 обучающийся) группы из состава студентов-юношей первого курса автодорожного факультета. Для занимающихся КГ использовалась рабочая программа элективного курса, для занимающихся ЭГ - программа акцентированной физической тренировки с включением физических упражнений для развития силы мышц рук и плечевого пояса, специальных видов выносливости, выполняемых с постепенным повышением интенсивности от занятия к занятию с использованием интервального метода в ходе круговой тренировки. Результаты исследования и выводы. В ходе изучения проблемы определено, что наиболее требующими дальнейшей разработки организационно-педагогических средств успешной реализации программы являются: значимость направленной физической подготовки для специалиста; осознание необходимости физической подготовленности для формирования профессиональной готовности; обеспечение программы специальными дидактическими средствами обучения. Результаты исследования могут служить одним из критериев обоснования ранней направленности профессиональной физической подготовки студентов, адаптированной к современным требованиям профессиональной деятельности специалистов-инженеров технического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лутков В.Ф., Егоренко Л.А., Зайцев А.А., Комиссарчик К.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCATIONAL SERVICE CENTERED PHYSICAL TRAINING MODEL FOR ENGINEERING STUDENTS

Objective of the study was to test and analyze benefits of vocational service centered elective physical education and sport system for engineering students. Methods and structure of the study. The vocational-service-centered elective physical education and sports model was piloted in 2018-2019 academic year at the Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering Sports Center under the Physical Education and Sport Department Research Project in September 2018 (stage 1) and June 2019 (stage 2). We sampled for the study the first-year Road Transport Department students to form Control (n =42) and Experimental (n=41) Groups. The Control Group training was traditional for the academic elective physical education and sports, whilst the Experimental Group training was dominated by the vocational-service-centered elective physical education and sports model with special controlled-intensity exercises to build up strength of the arms and shoulder girdle and develop special endurance by controlled-intensity interval circuit workouts. Results and conclusion. The vocational-service-centered elective physical education and sports model efficiency was found determined by the following prudent institutional and training provisions: trainee’s need for the service-specific physical fitness; determination in the physical fitness building process with full awareness of the professional service benefits of the trainings; and special didactic toolkit applied by the model. The tests and analyses found the vocational-service-centered elective physical education and sports model being beneficial, and we recommend it for the early vocational physical training service for engineering students to make them fit for the professional service responsibilities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

УДК/UDC 796/799

Поступила в редакцию 11.05.2021 г.

Информация для связи с автором: dementevkn2013@yandex.ru

Кандидат медицинских наук, доцент В.Ф. Лутков1

Кандидат педагогических наук, профессор Л.А. Егоренко1

Доктор педагогических наук, профессор А.А. Зайцев2

Кандидат педагогических наук, доцент К.М. Комиссарчик3

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

калининградский государственный технический университет, Калининград 3Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Санкт-Петербург

VOCATIONAL SERVICE CENTERED PHYSICAL TRAINING MODEL FOR ENGINEERING STUDENTS

PhD, Associate Professor V.F. Lutkov1 PhD, Professor L.A. Egorenko1 Dr. Hab., Professor A.A. Zaitsev2 PhD, Associate Professor K.M. Komissarchik3

1 Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Youth, St. Petersburg

2 Kaliningrad State Technical University, Kaliningrad

3 St. Petersburg State Pediatric Medical University, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - апробация программы акцентированной физической тренировки прикладной направленности в рамках элективных курсов по физической культуре и спорту для будущих специалистов инженерно-технического профиля.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось в течение 2018-2019 учебного года на спортивной базе СПб ГАСУ по темам НИР кафедры: первый этап - сентябрь 2018 г., второй этап - июнь 2019 г. В ходе исследования были сформированы контрольная (42 обучающихся) и экспериментальная (41 обучающийся) группы из состава студентов-юношей первого курса автодорожного факультета. Для занимающихся КГ использовалась рабочая программа элективного курса, для занимающихся ЭГ - программа акцентированной физической тренировки с включением физических упражнений для развития силы мышц рук и плечевого пояса, специальных видов выносливости, выполняемых с постепенным повышением интенсивности от занятия к занятию с использованием интервального метода в ходе круговой тренировки.

Результаты исследования и выводы. В ходе изучения проблемы определено, что наиболее требующими дальнейшей разработки организационно-педагогических средств успешной реализации программы являются: значимость направленной физической подготовки для специалиста; осознание необходимости физической подготовленности для формирования профессиональной готовности; обеспечение программы специальными дидактическими средствами обучения. Результаты исследования могут служить одним из критериев обоснования ранней направленности профессиональной физической подготовки студентов, адаптированной к современным требованиям профессиональной деятельности специалистов-инженеров технического профиля.

Ключевые слова: профессионально-прикладная направленность физической подготовки, профессиональная деятельность, физическая подготовленность.

Abstract

Objective of the study was to test and analyze benefits of vocational service centered elective physical education and sport system for engineering students. Methods and structure of the study. The vocational-service-centered elective physical education and sports model was piloted in 2018-2019 academic year at the Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering Sports Center under the Physical Education and Sport Department Research Project in September 2018 (stage 1) and June 2019 (stage 2). We sampled for the study the first-year Road Transport Department students to form Control (n =42) and Experimental (n=41) Groups. The Control Group training was traditional for the academic elective physical education and sports, whilst the Experimental Group training was dominated by the vocational-service-centered elective physical education and sports model with special controlled-intensity exercises to build up strength of the arms and shoulder girdle and develop special endurance by controlled-intensity interval circuit workouts.

Results and conclusion. The vocational-service-centered elective physical education and sports model efficiency was found determined by the following prudent institutional and training provisions: trainee's need for the service-specific physical fitness; determination in the physical fitness building process with full awareness of the professional service benefits of the trainings; and special didactic toolkit applied by the model. The tests and analyses found the vocational-service-centered elective physical education and sports model being beneficial, and we recommend it for the early vocational physical training service for engineering students to make them fit for the professional service responsibilities.

Keywords: vocational service orientation of physical training, professional activity, physical fitness.

Введение. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов инженерно-технического вуза является естественной составной частью всей системы подготовки специалиста к будущей профессиональной деятельности [1, 2].

Специфика труда инженера-механика такова, что он должен обладать такими качествами, как сила мышц рук и плечевого пояса, скоростно-силовая и силовая выносливость, координационные способности, способность к длительному выполнению профессиональных действий в неудобном положении, устойчивость к нервному напряжению, высокая концентрация внимания, быстрота реакции, хорошо развитое пространственное воображение, устойчивость к воздействию неблагоприятных метеофакторов.

Прикладная направленность занятий физическими упражнениями имеет немаловажные преимущества по сравнению с общефизической. Во-первых, отрабатываются группы мышц и определенные двигательные способности, наиболее адекватные требованиям профессии будущего специалиста инженерно-технического профиля, независимо от того, что практические умения и навыки при ППФП полностью основываются на общефизических умениях и навыках, которые являются базовыми для физического совершенства. Во-вторых, прикладные умения и навыки более приближены к профессиональным потребностям личности и поэтому занимающиеся становятся более мотивированными, а приобретаемые формируемые умения и навыки способствуют развитию интереса к физическому самосовершенствованию. Также прикладные умения и навыки, специальные знания повышают конкурентоспособность специалиста (работоспособность, закаленность организма, знание основ и методик формирования и поддержания здорового образа жизни для профессиональной успешности и т. п.), формируют нравственность и волю, способствуют систематическому поддержанию организма в хорошей физической форме после обучения в вузе.

В настоящее время актуализируются вопросы использования средств ППФП в быстром и качественном освоении определенных трудовых умений и навыков, повышении производительности труда, профилактике профессиональных заболеваний, предупреждении травматизма и т. д. [1-4].

Цель исследования - апробация программы акцентированной физической тренировки прикладной направленности в рамках элективных курсов по физической культуре и спорту для будущих специалистов инженерно-технического профиля.

Таблица 1. Показатели функционального состояния студентов (х±m)

Методика и организация исследования. В связи с проведением на первом курсе учебных занятий по расписанию базовой и элективной дисциплины еженедельно, то есть 4 ч в неделю, было предложено использовать средства профессионально-прикладной физической подготовки на начальном этапе образовательного процесса. Исследование проводилось в течение 2018-2019 учебного года на спортивной базе СПб ГАСУ по темам НИР кафедры: первый этап - сентябрь 2018 г., второй этап - июнь 2019 г. В ходе исследования были сформированы контрольная (42 обучающихся) и экспериментальная (41 обучающийся) группы из состава студентов-юношей первого курса автодорожного факультета.

Для занимающихся в контрольной группе (КГ) использовалась рабочая программа элективного курса, для занимающихся в экспериментальной группе (ЭГ) - программа акцентированной физической тренировки с включением физических упражнений для развития силы мышц рук и плечевого пояса, специальных видов выносливости, выполняемых с постепенным повышением интенсивности от занятия к занятию с использованием интервального метода в ходе круговой тренировки.

В содержание экспериментальной программы были включены комбинации упражнений на брусьях, прыжки, акробатические упражнения (в том числе с использованием разновесовых гантелей, медицинболов) с акцентом на развитие силы мышц рук и плечевого пояса, скоростно-силовой выносливости, координационной выносливости, выполняемых методом круговой тренировки. Все координационные упражнения проводились на фоне утомления. При проведении комплексного упражнения особое внимание уделялось координационной точности выполняемых движений и удержанию темпа движений (выполнение проводится под счет или с помощью метронома).

На всех занятиях, после проведения упражнений на развитие силы или скоростно-силовой выносливости (для создания фона утомления), в фазе отдыха проводились стрет-чинг-упражнения.

Для проверки эффективности программы был проведен анализ показателей овладения практическими навыками и специальными знаниями студентами ЭГ и КГ 1-го курса по теоретическому и практическому разделам учебных дисциплин профилирующей кафедры автодорожного факультета.

Результаты исследования и их обсуждение. При сравнении показателей функционального состояния студентов в ходе эксперимента были получены статистически досто-

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Показатели Этапы КГ ЭГ Уровень достоверности различий

t р

Оценка уровня физического состояния (УФС) 1 0,640±0,019 0,635±0,03 0.571 >0,05

2 0,653±0,02 0,833±0,031 2.01 <0,05

Оценка адаптационного потенциала (АП) 1 2,3±0,2 2,2±0,2 0.641 >0,05

2 2,1±0,3 -1,06±0,03 2.41 <0,05

Оценка резервных возможностей системы дыхания - РД (проба Штанге-Генчи) 1 83,0±13,1 99,1±11,60 2.11 >0,05

2 86±18,1 172,9±16,7 2.682 <0,01

Оценка уровня восстановления (проба Руфье) 1 84,1±3,14 87,2±1,94 1.74 >0,05

2 85,4±1,06 139,6±1,02 2.745 <0,05

Таблица 2. Показатели физического развития студентов (х±m)

Показатели Этапы КГ ЭГ Уровень достоверности различий

t р

ЖЕЛ, л 1 3,03±0,12 3,10±0,60 1.58 >0,05

2 3,14±0,12 3,69±0,07 2.03 <0,05

Динамометрия правой кисти, кг 1 42,14±2,21 44,3±2,28 1.04 >0,05

2 45,69±1,85 58,3±2,0 2.47 <0,05

Динамометрия левой кисти, кг 1 38,4±2,3 40,1±2,1 1.62 >0,05

2 40,1±1,0 50,3±1,0 2.58 <0,05

Таблица 3. Показатели двигательной подготовленности студентов (х±m)

Показатели Этапы КГ ЭГ Уровень достоверности различий

t р

Ловкость 1 8,3±0,3 8,3±0,3 0.521 >0,05

Челночный бег 3х10 м, с 2 8,1±0,2 7,9±0,3 0.952 >0,05

Сила Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, количество раз 1 12,4±0,7 13,65±0,4 1.85 >0,05

2 12,7±0,3 19,9±0,72 2.61 <0,05

Быстрота 1 14,8±0,05 14,3±0,06 0.912 >0,05

Бег на 100 м, с 2 14,9±0,05 13,83±0,05 2.31 <0,05

Выносливость 1 2330±42,0 2268±35,2 1.22 >0,05

Тест Купера, м 2 2316±39,1 2921±45,8 2.15 <0,05

Скоростно-силовая выносливость 1 3,13±0,13 3,25±0,14 1.09 >0,05

Комплексное упражнение, балл 2 3,1±0,13 4,0±0,13 2.34 <0,05

Таблица 4. Показатели овладения знаниями (в баллах) студентами по теоретическому разделу профессиональных знаний

Разделы специальных знаний КГ ЭГ Уровень достоверности различий

t р

Технология технического обслуживания и ремонта транспортных и транс-портно-технологических машин и оборудования (практическое задание), балл 2,9±0,35 3,5±0,19 2.54 <0,05

Технологии восстановления агрегатов и деталей транспортных и транс-портно-технологических машин и оборудования (практическое задание), балл 2,9±0,35 3,6±0,17 2.71 <0,05

Техническая эксплуатация газомоторных автотранспортных средств (практическое задание), балл 2,7±0,26 2,8±0,19 1.16 >0,05

Организация производства и управление предприятием автомобильного транспорта (теоретическое задание), балл 2,4±0,40 4,4±0,21 2.98 <0,01

Производственно-технологическая инфраструктура предприятий автомобильного транспорта (теоретическое задание), балл 3,2±0,41 3,8±0,36 1.82 >0,05

верные различия, подтверждающие улучшение изменении у студентов экспериментальной группы, особенно в оценке адаптационного потенциала (более, чем на 3 усл. ед.) и в оценке уровня восстановления (более, чем на 60 усл. ед.) (табл. 1).

Результаты, представленные в табл. 2, доказывают, что у студентов экспериментальной группы, по отношению к контрольной, улучшились показатели физического развития, особенно при определении силы кистей рук.

Представленные в табл. 3 показатели двигательной подготовленности свидетельствуют о более успешном их развитии у студентов экспериментальной группы при проверке силовых (более чем в семь раз), скоростных (на 1,0 с), скоростно-силовых (на 0,9 балла) способностей, общей выносливости (на 600 метров) под воздействием средств ППФП, реализованных в нашей программе. По показателям проверки упражнения на развитие ловкости результаты были практически одинаковыми.

Критерием эффективности разработанной программы являлись позитивные результаты в обучении, достигнутые студентами экспериментальной группы, по сравнению со студентами контрольной группы. В таблице 4 представлены показатели овладения специальными знаниями и практическими навыками студентами по теоретическому и практическому разделам учебных дисциплин кафедр автодорожного факультета, которые определены по анализу выполнения контрольных заданий: по двум из трех практических заданий студенты ЭГ показали статистически достоверные высокие результаты по сравнению со студентами КГ. Наиболее высокие результаты студенты ЭГ показали по экзаменационной дисциплине с разницей показателей на 2,0 балла. Выполнение зачетных требований определялось по шкале, разработанной на профильной кафедре, где минимальное значение - при наборе 2,5 условных баллов, максимальное - при наборе более 4,0 условных баллов.

Выводы. В ходе изучения проблемы определено, что наиболее требующими дальнейшей разработки организационно-

педагогическими условиями успешной реализации программы являются: значимость направленной физической подготовки для специалиста; осознание будущими специалистами необходимости физической подготовленности для формирования профессиональной готовности; обеспечение программы специальными дидактическими средствами обучения.

По мнению авторов, внедрение профессионально-прикладной направленности в содержание элективного курса учебной дисциплины «Физическая культура и спорт» с первых занятий окажет положительное влияние на качественные изменения в физической и психофизиологической подготовке студентов:

- практические занятия с профессионально-прикладной направленностью являются более эффективными по сравнению с общефизической подготовкой, так как формируют специальные навыки, умения, соответствующие требованиям профессии инженера технического производства;

- ППФП является более важным социально-психологическим явлением - она отвечает потребностям личности и повышает работоспособность специалиста, что немаловажно в современных социально-экономических условиях;

- ППФП не противоречит физиологическому развитию организма и базируется на общефизической подготовке;

- прикладная направленность занятий способствует привитию навыков здорового образа жизни студента как будущего специалиста, что позволяет изменить мировоззрение человека, в котором здоровье является важнейшей ценностью и основой профессионального долголетия.

Результаты исследования могут служить одним из критериев обоснования ранней направленности профессиональной физической подготовки студентов, адаптированной к современным требованиям профессиональной деятельности специалистов-инженеров технического профиля. Исследованные параметры применения ППФП студентов в условиях вуза не исчерпывают всех аспектов данной проблемы. Требуются специальные исследования влияния ППФП на взаимодействие

со специальными и общетехническими дисциплинами и, на основе этого, разработка комплекса средств физической культуры для профессионального самосовершенствования личности. Литература

1. Дементьев К.Н. Мотивационная обусловленность занятий физической культурой учащейся молодежи // Теория и практика физ. культуры. 2017. № 11. С. 33-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Дементьев К.Н., Голубев А.А., Рысев Ю.Л. Современные тенденции повышения эффективности занятий физической культурой студентов вузах // Международный журнал «Путь науки». 2015. № 2 (12). С. 95-97.

3. Проектные возможности физической культуры студентов в новых условиях / О.В. Пристав, К.Н. Дементьев, О.В. Миронова и др. // Теория и практика физ. культуры. 2015. № 10. С. 56-58.

4. Шаронова А.В., Миронова О.В., Дементьев К.Н. Использование элементов дистанционного обучения в процессе освоения дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» // В сборнике: Педагогические параллели. Материалы VI Международной науч.-практ. конференции. 2018. С. 931-934.

3.

References

Dementyev K.N. Motivatsionnaya obuslovlennost zanyatiy fizicheskoy kulturoy uchascheysya molodezhi [Motivational basis for youth physical education process]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. no. 11. pp. 33-35.

Dementyev K.N., Golubev A.A., Rysev Yu.L. Sovremennye tendentsii povyisheniya effektivnosti zanyatiy fizicheskoy kulturoy studentov vuzakh [Modern trends in increasing efficiency of physical education classes for university students]. Put nauki. 2015 . no. 2 (12). pp. 9597.

Pristav O.V., Dementev K.N., Mironova O.V. et al. Proektnye vozmozhnosti fizicheskoy kultury studentov v novykh usloviyakh [Design capabilities of academic physical culture in new conditions]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2015. No. 10. pp. 56-58. Sharonova A.V., Mironova O.V., Dementev K.N. Ispolzovanie elementov distantsionnogo obucheniya v protsesse osvoeniya distsipliny «Elektivnye kursy po fizicheskoy kulture i sportu» [Elements of distance learning in mastering of Elective physical education and sports courses discipline]. In: Pedagogicheskie paralleli [Pedagogical Parallels]. Proc. VI International research-practical conference. 2018. pp. 931-934.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

О (U .с Н

влияние регулярной физическои Активности на функциональный статус при астении

Доктор педагогических наук, доцент А.С. Махов1 Доктор медицинских наук, доктор биологических наук, профессор И.Н. Медведев1

"'Российский государственный социальный университет, Москва

УДМ^С 796.01: 612

Ключевые слова: астения, физиология, оздоровление, мышечная деятельность, физическая активность.

Введение. Астеническое состояние, приводящее к значительному снижению общей жизнеспособности организма, весьма распространено среди современной молодежи, особенно у девушек, нередко сопровождаясь вегетососудистой дистонией и прочими нарушениями работы сердечно-сосудистой системы [1]. По этой причине актуальным остается поиск вариантов оздоровления людей, имеющих астению.

Цель исследования - определить результативность авторского варианта оздоровления подростков, имеющих признаки астении.

Методика и организация исследования. Наблюдались 54 девушки-подростка (13-14 лет), которых разделили на три группы по 18 человек в каждой. Девушки первой группы имели оптимум здоровья и образовали группу контроля. Лица, составившие вторую и третью группы, имели явления астении в течение последних четырех месяцев. Для реабилитации во второй группе девушек применен традиционный вариант оздоровления, состоящий из водных процедур в бассейне два раза в неделю по 30 мин, ежедневных прогулок на свежем воздухе по 1,5 км в ритме 1 км за 5 мин, проведения утром и вечером гимнастических упражнений в сумме 20 мин в день. В третьей группе применяли авторскую методику реабилитации, состоящую из ежедневной оздоровительной ходьбы по 2,5 км в свободном режиме, ежедневных йогических упражнений (вытянутый угол, собака вниз мордой, вытянутый треугольник, воин, треугольник, наклоны с раздвинутыми конечностями, плуг в течение 2 мин на каждое упражнение), ежедневные упражнения на развитие гибкости по 30 мин в день. Оздоровление во второй и третьей группах велось четыре месяца. В начале и в конце наблюдения оценивали результаты пробы Штанге, ортостатической пробы, пробы Генчи, регистрировали артериальное давление, величину пульса. Полученные данные обрабатывались критерием Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение. Изначально в обеих группах с астенией отмечены сходные

EFFECT OF REGULAR PHYSICAL ACTIVITY ON FUNCTIONAL STATUS IN ASTHENIA

Dr. Hab., Associate Professor A.S. Makhov1 Dr. Med., Dr. Biol., Professor I.N. Medvedev1 'Russian State Social University, Moscow

Поступила в редакцию 22.07.2021 г.

нарушения учтенных показателей с уровнем контроля. Во второй наблюдаемой группе на фоне традиционной реабилитации к концу наблюдения несколько улучшались учитываемые показатели, что не обеспечило их выход на уровень контроля. В конце исследования во второй группе также отмечен рост артериального давления систолического на 14,6 %, диастолического артериального давления на 15,6 % и повышение значения пульса на 9,9 %. Значение показателя пробы Штанге во второй группе возросло на 15,7 0% показателя пробы Генчи - на 16,1 %. Более предпочтительная динамика учитываемых параметров была достигнута к концу наблюдения в третьей группе. Это было возможно за счет выраженной стимуляции резистентности организма девушек с повышением у них уровня артериального давления верхнего на 32,2 0% нижнего -на 24,7 % и с увеличением частоты пульса на 26,1 %. При этом в третьей группе уровень показателя пробы Штанге повысился на 39,6 0%, а пробы Генчи возрос на 35,4 %.

Вывод. На фоне применения традиционной схемы физической реабилитации у девушек с астенией получается добиться лишь некоторого повышения резервных возможностей сердца и легких и в некоторой степени уменьшить признаки астении, не обеспечив достижения значений группы контроля. Применение авторской методики реабилитации обеспечило наступление более ярких положительных изменений в организме этой категории девушек с купированием у них признаков астении в результате сильной активации механизмов их жизнеобеспечения. Только на фоне авторской реабилитации удалось достичь по всем учитываемым показателям уровня контроля, что указывало на большой оздоровительный потенциал данного способа реабилитации.

References

1. Kachenkova E.S., Zavalishina S.Y., Makurina O.N., Kulkova I.V., Tkacheva E.S. Physiological Reaction of the Cardiovascular System of Men 50-59 Years to Feasible Regular Physical Activity. Biomedical & Pharmacology Journal. 2020; 13(4): 1719-1727. DOI : https:// dx.doi.org/10.13005/bpj/2046.

Информация для связи с автором: alexm-77@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.