Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ КОМПЬЮТЕРНОГО КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ЭЛЕКТИВНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ'

ТЕХНОЛОГИИ КОМПЬЮТЕРНОГО КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ЭЛЕКТИВНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENT / ELECTIVE DISCIPLINES / PHYSICAL HEALTH / MONITORING AND RATIN / ACADEMIC RATING / СТУДЕНТ / ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА / РЕЙТИНГ УСПЕВАЕМОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хаупшев М.Х., Бажев А.З., Хежев А.А., Яхутлова Э.Б.

Цель исследования - экспериментально обосновать технологии компьютерного контроля и оценки успеваемости студентов по элективным дисцип-линам по физической культуре и спорту. Методика и организация исследования. Научная работа проводилась в вузах Кабардино-Балкарской Республики с участием 536 студентов 1-3-го курсов (210 юношей и 326 девушек), занимающихся разными элективными видами: баскетболом, волейболом и плаванием. Для оценивания студентов по освоению элективных курсов по физической культуре и спорту была внедрена специально разработанная компьютерная программа. Студенты самостоятельно регистрировались в программе, участвовали в устном и электронном опросе, провели исходное тестирование показателей физического развития, функциональных возможностей и физической подготовленности, создали базу персональных данных обследуемых. В дальнейшем вместе с преподавателем студенты ввели показатели ещё пяти контрольных испытаний. Компьютерная программа рассчитала соответствие исходных данных нормам, установленным нормативам физического развития, функциональной и физической подготовленности, и показала динамику изменений результатов (эффектов) на оперативном, текущем и кумулятивном уровнях. До начала эксперимента и по его окончании проводился опрос участников по выявлению мотивов, которые были сгруппированы по их направленности: оздоровительные, эстетические и спортивные. Результаты исследования и выводы. Разработанная на основе применения информационных технологий методика контроля и оценки успеваемости студентов позволила изменить направленность мотивов в пользу физического развития и функциональных возможностей, улучшить динамику показателей функций организма и ростовесовых параметров, способствовать систематическим занятиям и повысить посещаемость на 28,5% (при р<0,05). Для оценки успешности обучения студентов по элективным дисциплинам нужно вводить в систему контроля параметры функциональных возможностей и физического развития, которые для студентов становятся ведущими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technologies of computer-based monitoring and rating of students' academic progress in elective disciplines

Objective of the study was is to experimentally substantiate the technology of computer-based monitoring and rating of students’ academic progress in elective physical education and sport disciplines. Methods and structure of the study. The experiment was carried out on the basis of the universities of the Kabardino-Balkarian Republic and involved 536 students of the 1st-3rd years of study (210 young males and 326 females) engaged in various elective activities: basketball, volleyball, swimming. To evaluate the students’ academic progress in the elective physical education and sport disciplines, a specially designed computer program was introduced. The students independently registered in the program, participated in the oral and electronic surveys, conducted initial testing of the levels of physical development, functional and physical fitness, created a database of personal data. Further on, together with the teacher, the students filled in the indicators of the remaining five control tests. The computer program calculated the compliance of the source data with the established standards of physical development, functional and physical fitness, and showed the dynamics of changes in the results (effects) at the operational, current and cumulative levels. Before and after the experiment, we conducted a survey among the participants to identify their motives, which were then grouped by their orientation: wellness, aesthetic and sports. Results of the study and conclusions. The methodology for monitoring and rating students’ academic progress, developed on the basis of the use of information technologies, helped shift their motivation towards physical development and functional capabilities, improve the dynamics of indicators of body functions and weight parameters, promote systematic studies and increase attendance by 28.5% (at p<0.05). To rate students’ academic progress in elective disciplines, it is necessary monitor the parameters of functional capabilities and physical development, which get prioritized by students.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ КОМПЬЮТЕРНОГО КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ЭЛЕКТИВНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ»

технологии компьютерного контроля и оценки успеваемости студентов по элективным дисциплинам

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 15.06.2019 г.

Информация для связи с автором: haupshev-m@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент М.Х. Хаупшев1 Кандидат педагогических наук, доцент А.З. Бажев1 Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Хежев1 Кандидат педагогических наук, доцент Э.Б. Яхутлова2

1 Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Нальчик

2 Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова, Нальчик

TECHNOLOGIES OF COMPUTER-BASED MONITORING AND RATING OF STUDENTS' ACADEMIC PROGRESS IN ELECTIVE DISCIPLINES

PhD, Associate Professor M.Kh. Khaupshev1 PhD, Associate Professor A.Z. Bazhev1 PhD, Associate Professor A.A. Khezhev1 PhD, Associate Professor E.B. Yakhutlova2

1 Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik

2 Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokov, Nalchik

Аннотация

Цель исследования - экспериментально обосновать технологии компьютерного контроля и оценки успеваемости студентов по элективным дисциплинам по физической культуре и спорту.

Методика и организация исследования. Научная работа проводилась в вузах Кабардино-Балкарской Республики с участием 536 студентов 1-3-го курсов (210 юношей и 326 девушек), занимающихся разными элективными видами: баскетболом, волейболом и плаванием. Для оценивания студентов по освоению элективных курсов по физической культуре и спорту была внедрена специально разработанная компьютерная программа. Студенты самостоятельно регистрировались в программе, участвовали в устном и электронном опросе, провели исходное тестирование показателей физического развития, функциональных возможностей и физической подготовленности, создали базу персональных данных обследуемых. В дальнейшем вместе с преподавателем студенты ввели показатели ещё пяти контрольных испытаний. Компьютерная программа рассчитала соответствие исходных данных нормам, установленным нормативам физического развития, функциональной и физической подготовленности, и показала динамику изменений результатов (эффектов) на оперативном, текущем и кумулятивном уровнях.

До начала эксперимента и по его окончании проводился опрос участников по выявлению мотивов, которые были сгруппированы по их направленности: оздоровительные, эстетические и спортивные. Результаты исследования и выводы. Разработанная на основе применения информационных технологий методика контроля и оценки успеваемости студентов позволила изменить направленность мотивов в пользу физического развития и функциональных возможностей, улучшить динамику показателей функций организма и ростовесовых параметров, способствовать систематическим занятиям и повысить посещаемость на 28,5% (при р<0,05).

Для оценки успешности обучения студентов по элективным дисциплинам нужно вводить в систему контроля параметры функциональных возможностей и физического развития, которые для студентов становятся ведущими.

Ключевые слова: студент, элективные дисциплины, физическое здоровье, контроль и оценка, рейтинг успеваемости.

Annotation

Objective of the study was is to experimentally substantiate the technology of computer-based monitoring and rating of students' academic progress in elective physical education and sport disciplines.

Methods and structure of the study. The experiment was carried out on the

basis of the universities of the Kabardino-Balkarian Republic and involved 536 students of the 1st-3rd years of study (210 young males and 326 females) engaged in various elective activities: basketball, volleyball, swimming. To evaluate the students' academic progress in the elective physical education and sport disciplines, a specially designed computer program was introduced. The students independently registered in the program, participated in the oral and electronic surveys, conducted initial testing of the levels of physical development, functional and physical fitness, created a database of personal data. Further on, together with the teacher, the students filled in the indicators of the remaining five control tests. The computer program calculated the compliance of the source data with the established standards of physical development, functional and physical fitness, and showed the dynamics of changes in the results (effects) at the operational, current and cumulative levels.

Before and after the experiment, we conducted a survey among the participants to identify their motives, which were then grouped by their orientation: wellness, aesthetic and sports.

Results of the study and conclusions. The methodology for monitoring and rating students' academic progress, developed on the basis of the use of information technologies, helped shift their motivation towards physical development and functional capabilities, improve the dynamics of indicators of body functions and weight parameters, promote systematic studies and increase attendance by 28.5% (at p<0.05).

To rate students' academic progress in elective disciplines, it is necessary monitor the parameters of functional capabilities and physical development, which get prioritized by students.

Keywords: student, elective disciplines, physical health, monitoring and ratin, academic rating.

Введение. Важным фактором физического здоровья и успешной учёбы студентов является двигательная активность, управление которой реализуется через контроль и оценку достигнутых и требуемых результатов. Это существенно влияет на развитие ценностных аспектов поведения, организованность, интерес к предмету, трудолюбие, самостоятельность и на качество обучения студентов [1, 3]. Оценочная функция контроля - это источник переживаний и носитель большой воспитательной нагрузки [4, 8].

К сожалению, вследствие неправильного контроля и оценки студентов по дисциплине «Физическая культура и спорт» их значимость снизилась и потеряла объективность. Для снижения роли субъективного суждения в практике оценки физических качеств студентов и формирования мотивов деятельности, направленных на достижение оптимального результата по элективным дисциплинам, нужно активнее применять технологии компьютерного контроля, оценки и получения объективной информации [2, 5, 9].

Цель исследования - экспериментально обосновать эффективность технологии компьютерного контроля и оценки успеваемости студентов по элективным дисциплинам по физической культуре и спорту.

Методика и организация исследования. Научная работа проводилась в вузах Кабардино-Балкарской Республики с участием 536 студентов 1-3-го курсов (210 юношей и 326 девушек), занимающихся разными элективными видами: баскетболом (28,4 %, 152-64 юн., 88 дев.), волейболом (33,0 %, 177-68 юн., 109 дев.) и плаванием (38,6 %, 207-78 юн., 129 дев.).

Для оценивания студентов по освоению элективных курсов по физической культуре и спорту была внедрена специально разработанная компьютерная программа. Студенты самостоятельно регистрировались в программе, участвовали в устном и электронном опросе, проводили исходное тестирование показателей физического развития, функциональных возможностей и физической подготовленности, создали базу персональных данных обследуемых.

В дальнейшем вместе с преподавателем студенты ввели в программу показатели ещё пяти контрольных испытаний, каждые 1/3 (5-6 недель) семестра, согласно графику. Ком-

пьютерная программа рассчитала соответствие исходных данных нормативам физического развития, функциональной и физической подготовленности и показала динамику изменений результатов (эффектов) на оперативном, текущем и кумулятивном уровнях.

Для контроля были подобраны и введены в программу три блока тестов: 1) физическое развитие: рост стоя, сидя (см); вес (кг); обхват грудной клетки (см); ростовесовой индекс Брока; ростовесовой индекс Ливи; 2) функциональная подготовленность: а) сердечно-сосудистой системы: ЧСС и АД, разность до и после нагрузки; проба Мартине-Кушелевского: время восстановления АД и ЧСС после нагрузки; комбинированная проба Летунова - время восстановления АД и ЧСС после нагрузки; б) дыхательной системы: ЖЁЛ (мл); ЧД, число дыхательных движений; проба Штанге и проба Генча с задержкой дыхания на вдохе и на выдохе (с); жизненный индекс, ЖИ=ЖЁЛ, мл/вес тела в кг, (мл/кг); 3) физическая подготовленность: общая: а) скоростно-силовая - бег на 100 м/с, юноши и девушки; б) силовая выносливость - подтягивание на перекладине, юноши; поднимание и опускание туловища лежа, девушки; в) общая выносливость - бег на 3000 м (мин, с), юноши; бег на 2000 м (мин, с), девушки; плавание 50 м, 100 м (мин с), юноши и девушки; специальная: 5-7 нормативов по элективному виду [1, 2, 7, 8].

В ходе исследования изучалась реакция организма на физическую нагрузку в течение учебного года, а студенты могли самостоятельно контролировать результаты тестирования. Оценивание результатов осуществлялось по 4 уровням: «2 - неудовлетворительно - плохой», «3 - удовлетворительно - низкий», «4 - хорошо - средний», «5 - отлично - высокий» [1,4, 8].

До начала эксперимента и по его окончании проводился опрос участников по выявлению мотивов, которые были сгруппированы по их направленности: оздоровительные, эстетические и спортивные.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты, представленные в табл. 1, показывают, что в процессе внедрения экспериментальной программы оценивания успеваемости студентов по элективным дисциплинам 61,4 % (329), рост 15,7 % (84), студентов (в том числе 46,0 % (247)

Таблица 1. Направленность мотивов студентов 1-3-го курсов на занятиях элективными дисциплинами

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Контингент испытуемых / мотивы Студенты 1-3-го курсов, % (т = 536) Достоверность, р1

Баскетбол, т=152 Волейбол, т=177 Плавание, т=207

М1 ±т1 М2 ±т2 М1 ±т1 М2 ±т2 М1 ±т1 М2 ±т2

Оздоровительные 43,6±0,9 59,5±1,6 46,2±1,1 61,6±1,8 47,4±1,2 63,1±1,9 <0,05

Эстетические 31,8±0,6 34,2±0,7 31,2±0,5 32,6±0,6 32,3±0,6 33,4±0,7 >0,05

Спортивные 27,6±0,5 6,3±0,1 22,6±0,4 5,8±0,1 20,3±0,3 3,5±0,1 <0,05

Таблица 2. Результаты успеваемости студентов 1-3-го курсов по элективным дисциплинам

Контингент испытуемых / подготовленность Студенты 1-3-го курсов, % (т = 536) Достоверность, р1

Баскетбол, т=152 Волейбол, т=177 Плавание, т=207

М1 ±т1 М2 ±т2 М1 ±т1 М2 ±т2 М1 ±т1 М2 ±т2

Посещаемость занятий 47,6±1,2 74,5±1,8 54,7±1,4 81,6±1,9 49,2±1,3 79,5±1,9 <0,05

Функциональная подготовленность 23,5±0,4 45,8±1,1 26,8±0,5 49,1±1,3 25,9±0,5 48,2±1,2 <0,05

Физическое развитие 21,4±0,3 44,2±0,7 23,6±0,4 47,6±1,2 22,3±0,3 45,4±1,1 <0,05

Физическая подготовленность 16,3±0,1 17,6±0,2 19,8±0,2 22,6±0,3 18,6±0,2 20,3±0,3 >0,05

54

http://www.teoriya.ru

№ 4 • 2020 Апрель | Арп!

участников предыдущего обследования) высказали приоритет «оздоровительных» мотивов и отвели им 1-е место. «Эстетические» мотивы выделили 33,4 % (179), рост 1,6 % (9), студентов - 2-е место. «Спортивные» мотивы значительно потеряли внимание студентов - с 23,5 % (126) до 5,2 % (28), на 18,3 % (98), и сохранили 3-е место.

В конце года по результатам нормативов компьютерная программа рассчитала успеваемость - по физической подготовке в нормы уложились только 20,2 % (109), рост 2,0 % (12), студентов (р>0,05), по функциональным показателям она составила 47,7 % (256), рост на 22,3 % (120), и физическому развитию - 45,7 % (245), рост на 23,3 % (125) (р<0,05). В этом числе оказались и неуспевающие по физической подготовленности 24,7 % (132) студентов, которые получили положительную отметку по результатам функциональных возможностей и физического развития. Такая методика контроля и оценки успеваемости студентов способствовала изменению направленности мотивов в пользу физического развития и функциональных возможностей, улучшению динамики показателей функций организма и ростовесовых параметров, систематических занятий и повышению посещаемости на 28,5 % (при р<0,05) (табл. 2).

Выводы. Традиционные средства и методы контроля и оценки успеваемости студентов по уровню развития физических качеств не учитывают индивидуальных возможностей и мотивов студентов к занятиям и практически потеряли свою значимость в педагогическом процессе физического воспитания. Они могут носить функцию дополнительного контроля для оценки успешности освоения элективного вида.

Установлено, что более информативны для студентов показатели функциональной подготовленности и физического развития. Методы самоконтроля на занятиях показали улучшение ростовесовых показателей, ответной реакции организма на нагрузку и развитие физических качеств в меру необходимого. Это означает, что для оценки успешности обучения студентов по элективным дисциплинам нужно вводить в систему контроля параметры функциональных возможностей и физического развития, которые для студентов становятся ведущими.

В силу высокой динамичности и изменчивости мотивов деятельности и достижения полезного результата необходимо разрабатывать и внедрять в процесс обучения элективным дисциплинам инновационные технологии контроля и оценки, соответствующие интересам студентов.

Литература

1. Бака Р. Оценка уровня физической подготовленности как фактор формирования положительной мотивации студентов к физической активности / Р. Бака // Теория и практика физ. культуры. -2006. - № 5. - С. 52-55.

2. Белов В.И. Нормирование нагрузки при различной направленности оздоровительных тренировочных средств / В.И. Белов

// Моделирование и комплексное тестирование в оздоровительной физической культуре. - М., 1991. - С. 87-103.

3. Валетов М.Р. Формирование здоровьеориентированной направленности личности студентов в процессе физического воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.Р. Валетов. - Челябинск, 2006. - 24 с.

4. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроляиоценкиучеб-ной деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова / А.Б. Воронцов. - М., 2007. - С. 8-23.

5. Горелов А.А. К вопросу об использовании самостоятельной физической тренировки в образовательном пространстве современного вуза / А.А. Горелов, В.Л. Кондаков, А.Н. Усатов // Физическое воспитание студентов. - 2013. - № 1. - С. 3-4.

6. Кондаков В.Л. Системные механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном пространстве современного вуза: монография / В.Л. Кондаков. - Белгород: ЛитКара-Ван, 2013. - 454 с.

7. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие / Б.Х. Ланда. -М.: Советский спорт, 2006. - 208 с.

8. Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов с использованием личностно-ориентированного содержания технологий избранных видов спорта: учеб. пособие / В.Г. Шилько. - Томск: ТГУ, 2005. - 173 с.

References

1. Baka R. Otsenka urovnya fizicheskoy podgotovlennosti kak faktor formirovaniya polozhitelnoy motivatsii studentov k fizicheskoy ak-tivnosti [Assessment of physical fitness level as a factor in formation of positive students' motivation for physical activity]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2006. # 5. pp. 52-55.

2. Belov V.I. Normirovanie nagruzki pri razlichnoy napravlennosti ozdorovitelnyih trenirovochnyih sredstv [Load adapted to various health improving training needs]. Modelirovanie i kompleksnoe testirovanie v ozdorovitelnoy fizicheskoy kulture [Modeling and complex testing in health-improving physical culture]. M., 1991. pp. 87-103.

3. Valetov M.R. Formirovanie zdoroveorientirovannoy napravlennosti lichnosti studentov v protsesse fizicheskogo vospitaniya [Formation of health motivation in students' personality in physical education process]. PhD diss.. abstr.. Chelyabinsk, 2006. 24 p.

4. Vorontsov A.B. Pedagogicheskaya tehnologiya kontrolya i otsenki uchebnoy deyatelnosti. Obrazovatelnaya sistema D.B.Elkonina-V.V. Davydova [Educational technology for monitoring and evaluating educational activities. Educational system by Elkonin-V.V. Davydov]. M., 2007. pp. 8-23.

5. Gorelov A.A., V.L. Kondakov, A.N. Usatov K voprosu ob ispolzovanii samostoyatelnoy fizicheskoy trenirovki v obrazovatelnom prostran-stve sovremennogo vuza [Independent physical training in educational space of modern university]. Fizicheskoe vospitanie studentov. 2013. # 1. pp. 3-4.

6. Kondakov V.L. Sistemnye mekhanizmy konstruirovaniya fizkulturno-ozdorovitelnykh tekhnologiy v obrazovatelnom prostranstve sovremennogo vuza [System mechanisms for health and fitness technology design in modern university educational space]. Belgorod: LitKaraVan publ., 2013. 454 p.

7. Landa B.H. Metodika kompleksnoy otsenki fizicheskogo razvitiya i fizicheskoy podgotovlennosti. Ucheb. posobie [Methodology of comprehensive evaluation of physical development and fitness. Study guide]. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2006, 208 p.

8. Shilko V.G. Fizicheskoe vospitanie studentov na osnove lichnostno-orientirovannogo soderzhaniya fizkulturno-sportivnoy deyatelnosti [Physical education of students based on personality-centered physical culture and sports activity]. Tomsk: Tomsk State University, 2003, 173 p.

НОВЫЕ КНИГИ

понкин и.в. методология научных исследовании и прикладном аналитики: учебник / и.в. понкин, а.и. редькина / роо «институт государственно-конфессиональных отношении и права». - м.: буки веди,

2020. - 365 с.

Настоящий учебник посвящён тематическому горизонту методологии научных исследований и прикладной аналитики. В учебнике представлены объяснения сути, природы и онтологии аналитики как рода специфической мыслительной деятельности и как её продукта. Авторами детализированно описан и объяснён целый ряд методов научных исследований и прикладной аналитики, ряд значимых концептов в основе их организации и осуществления.

Издание предназначено для руководителей и сотрудников научных организаций, руководителей и сотрудников аналитических центров (организаций, подразделений), научных работников и профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, заказчиков и потребителей прикладных аналитических и научных произведений (продуктов), для аспирантов и докторантов, студентов вузов, а также всех других, кто интересуется обозначенным тематическим горизонтом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.