холистичЕскии экопроЕкт «физическая культура и спорт для всех»
УДК/UDC 75.662
Поступила в редакцию 20.01.2020 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Доктор педагогических наук, профессор В.И. Григорьев1 Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Моха2 Аспирант В.О. Пискун2
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург
2 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург
HOLISTIC ECOLOGICAL PROJECT "PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS FOR ALL"
Dr. Hab., Professor V.I. Grigoryev1 PhD, Associate Professor A.A. Mokha2 Postgraduate student V.O. Piskun2
1 St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg
2 Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg
Аннотация
Цель исследования - экспериментальное обоснование эффективности элективных курсов по физической культуре, построенной на основе холистического подхода.
Методика и организация исследования. По результатам наукометрического анализа на первом этапе разработан холистический проект «Физическая культура и спорт для всех». Ориентирован на диверсификацию средств и форм занятий, информатизацию подготовки и доступ к технологическим ресурсам. На втором этапе проведено тестирование физического развития и подготовленности 620 студентов первого курса: основного (п=490 чел.), подготовительного (п=82 чел.), специального (п=42 чел.) отделения, группы ОВЗ (п=6 чел.), юношей и девушек в возрасте 18,1±0,4 года. В рамках проекта студентам предлагались программы занятий плаванием, спортивными играми, легкой атлетикой и фитнесом. В подготовке студентов специального отделения и ОВЗ использовались программы по скандинавской и дозированной ходьбе. Занятия соответствовали учебным планам 2 раза в неделю по 90 мин.
Результаты исследования и выводы. В структуре и операционном составе холистического проекта «Физическая культура для всех» выделены три сегмента: программный, ресурсный и операционный, сосредоточенных на трансформации функций целеполагания, планирования, организации и контроля. Реализация проекта меняет предметную модальность дисциплины, стимулирует рост качества физкультурных услуг, обеспечивает сингулярность обучения, пиковые тренды физического развития.
Ключевые слова: дорожная карта, инклюзия, инновации, конкурентоспособность, креативность, парадигма, холистический проект.
Annotation
Objective of the study was to experimentally substantiate effectiveness of the elective physical education course, built on the basis of a holistic approach. Methods and structure of the study. Based on the scientometric indices obtained at the first stage of the study, we developed a holistic project "Sport for All". It aims to diversify the means and forms of training, provide its informatization and access to technological resources. At the second stage, 620 first-year students were tested for physical development and fitness: basic (n=490), preparatory (n=82), special (n=42) training departments, students with health limitations (n=6), boys and girls aged 18.1±0.4 years. Within the framework of the project, the students were offered swimming, sport game, athletics and fitness programs. The students of the special training department and those with health limitations were involved in Nordic and dosed walking. The classes were held according to the academic schedule: 2 times a week for 90 minutes. Results and discussion. Three segments are identified in the structure and operational contents of the holistic project "Sport for All": program, resource and operational ones, focused on the transformation of the goal setting, planning, organization, and control functions. The project implementation changes the objective modality of the discipline, increases the quality of physical education services, and ensures the singularity of the training process, peak trends in the athletes' physical development.
Keywords:roadmap, inclusion, innovation, competitiveness, creativity, paradigm, holistic project.
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
Введение. В последние годы понятие холистического подхода стало употребляться в контексте формирования экосистемы: взаимосвязи человека и вселенной. Холизм как учение базируется на непосредственной целостной вза-имосвязи материального и духовного. Это теория о нераздельной взаимосвязи всего, что нас окружает, о постоянном обновлении и преобразовании всех видов живой материи в их неразрывном торжестве всеединства. Экосистема рассматривается как сложная самоорганизующаяся, саморегулирующаяся и саморазвивающаяся структура.
Актуальность разработки холистической экосистемы элективных курсов по физической культуре (ЭКФК) радикально меняет потребительский подход к использованию экосистемы человека и природы.
Для ее реализации был разработан холистический проект «Физическая культура и спорт для всех» на основе инклюзивной экосистемы, формирующей предпосылки для развития человеческого капитала. Концептуальные основы проекта встроены в «Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года» [1]. Его внедрение требует расширения высокотехнологичного ядра
ЭКФК, использования принципиально новых креативных решений.
Холистический вектор реализации проекта объясняется переплетением множества смысловых полей, генерирующих целевые приоритеты физической подготовки студентов. В генерализующем дискурсе проекта: знания ^ креативность ^ инновации - проявляется аффилированность к овладению компетенциями ФГОС ВО 3++ [2]. Смена контекста достигается благодаря кросс-отраслевой трансформации сервильных программ, изменению траектории овладения компетенциями ФГОС ВО 3++ в фиксированных спринт-коротких циклах.
Цель исследования - экспериментальное обоснование эффективности ЭКФК, построенной на основе холистического подхода.
Методика и организация исследования. По результатам наукометрического анализа, включающего обобщение теоретических данных, собственного многолетнего опыта работы разработан холистический проект «Физическая культура и спорт для всех». Движущими факторами развития проекта являются диверсификация средств, многообразие организационных форм занятий, информатизация подготовки и обеспечение доступа к технологическим ресурсам.
Следующий этап исследования ориентирован на решение задач по снижению стохастичности подготовки, развитию базовых качеств и овладению компетенциями ФГОС ВО 3++. Наблюдалось 620 первокурсников основного (n=490 чел.), подготовительного (n=82 чел.), специального (n=42 чел.) отделений, группы ОВЗ (n=6 чел.), юношей и девушек в возрасте 18,1±0,4 года. Студентам предлагался выбор занятий плаванием, спортивными играми, легкой атлетикой, скандинавской ходьбой и фитнесом. В женских группах наиболее востребованы программы Discorobics, Dance Latino. Мужская группа предпочла занятия атлетизмом Barbell Workout, LB + Stretch, Crossfit. У студентов специального отделения и ОВЗ интерес вызвали программы скандинавской и дозированной ходьбы, advanced control, cardio-step, flex. Модуляция параметров нагрузки по темпу, амплитуде, мощности, силе и скорости проводилась с целью оптимизации функций регу-ляторных систем. Занятия соответствовали учебным планам 2 раза в неделю по 90 мин. Общий объём - 144 академических часа. Оценка подготовленности проводилась по результатам в беге на 100 м, 500 м и 1000 м, плавании на 50 м, прыжке в длину с места, сгибании рук в упоре лежа, подтягивании из виса на перекладине. Полученные результаты подвергнуты корреляционному анализу.
Результаты исследования и их обсуждение. Структура и операционный состав экосистемы холистического проекта «Физическая культура для всех» ориентированы на целостное развитие личности. В базовой конфигурации пилота выделены три сегмента: программный ^ ресурсный ^ операционный, обеспечивающие непрерывность обучения, достижение пиковых трендов физического развития.
Критериальная логика программного сегмента проекта транслируется И. В. Манжелей на уровне граничных значений и условий физического развития «поля трендов», кластеров компетенций в границах, заданных ФГОС ВО 3++ состояний [4, 6]
Типологическая общность вариативных целей-интроекций образовательных программ основного, подготовительного, специального отделений и студентов с ОВЗ выражена в итерационном росте энергетической напряженности тренировки. Диверсификация средств урочных, внеурочных и самостоятельных (рекреационных) занятий сосредоточена на качественной трансформации ЭКФК, удовлетворении двигательных потребностей.
Ресурсный сегмент сосредоточен на параметризации информационного и материально-технического обеспече-
ния проекта. Его функционал раскрывается в УМКД, фондах оценочных средств (ФОС), контрольно-измерительных материалах (КИМ) и БРК. Навигация учебным процессом с помощью биогаджетов, девайсов, трекеров оказывает заметное влияние на параметры подготовки. Предлагаемый функциональный подход дополняет исследования А. Махова, утверждающего, что наиболее перспективным инструментом роста структурно-функциональной упорядоченности итераций проекта является идентификация скользящих эффектов адаптации организма к нагрузке, эндемических затрат, эргогенных эффектов и энергетической напряженности тренировки [2].
В частности, у студентов всех отделений выявлена тесная связь между объёмом времени, затраченным на двигательную активность, и реализацией структурных и энергетических резервов (0,502). Среднесуточная активность студентов основного отделения составляет 6-8 тыс. локомоций (2,5-3 ч), 3482-3637 какал. Объём двигательной активности студентов подготовительного отделения находится в границах 6-7 тыс. локомоций (1,5-2 ч), 3182-3261 ккал. У студентов специального отделения и ОВЗ соответственно 4-5,5 тыс. локомоций (1-1,5 ч), 2642-2790 ккал. Получаемая информация определяет границы объёма и направленность нагрузки, задает целевые ориентиры подготовки, соответствующие онтогенетическим и морфофункциональным особенностям студентов.
Операционный сегмент сосредоточен на синхронизации основных и вспомогательных процессов тренировки по целенаправленности, организованности и комплексности. Сингулярность процессов выражена в сочетании нагрузок разной мощности, достигается за счет синхронизации темпа и амплитуды движений с ритмом сердца на треках cardio-step, ABT, combo-step, flex. Тесная связь проявляется на треках Discorobics (0,641), Crossfit (0,502), скандинавской ходьбы (0,472) с основным обменом (0,466), работоспособностью PWC170 (0,501) при p<0,05, состоянием гемодинамической системы (0,500) и жировой массой тела (gmt) (-0,402) при p<0,05.
Очевидна показательная картина роста фоновой (спонтанной) двигательной активности на треках Discorobics, Dance Latino в женских группах основного и подготовительного отделений. В каденциях треков эмулированы кейсы, необходимые для стимуляции пластических и метаболических перестроек. Положительный тренд формализуется по снижению жировой массы тела (gmt) с 28,1±0,1 % на 4,7 % и росту мышечного компонента (mmt) с 32,4±0,1 % на 6,9 %. Прирост об-хватных параметров составил: в области груди с 83,12±0,2 см
- на 6,1 %, бедер с 50,3±0,2 см - на 4,0 %, голени с 31,2±0,3 см
- на 3,2 % и плеча с 26,5±0,3 см - на 2,1 % (+0,682). Реальное в силу повышения объёма нагрузки увеличение среднесуточных энерготрат в женской группе с 2780,0±201,0 до 3094,0±14 0,0 ккакл (t=2,1, p<0,05) повышает автокатализ энергообмена. Установлено, что репликация резистентных резервов обеспечивает рост результатов в беге на 100 м с 17,1±1,1 с на 5,4 % и в прыжках в длину с места со 154±2,1 см на 4,6 % (+0,544).
Параметрическая алгоритмизация силовых нагрузок на треках Barbell Workout и LB + Stretch и Crossfit, опирающаяся на регуляцию «скользящих» адаптивных эффектов, приводит к функциональным сдвигам глубинного порядка, в частности к росту мощности и метаболизирующей массы тканей у студентов основного и подготовительного отделений. Анализ позволяет утверждать, что динамический характер улучшения физиологических и биоэнергетических систем повышает результативность: в беге на 100 м с 14,1±0,1 с -на 12,1 % (-0,708); в прыжках в длину с места с 215,3±4,1 см
- на 12,7 % (+0,645). Очевидно, что увеличение числа подтягиваний из виса на перекладине с 8,2±0,3 раза на 12,3 %
№ 4 • 2020 Апрель | April
http://www.teoriya.ru
(+0,621), сгибаний рук в упоре лежа с 18,1±0,9 раза на 14,1 % коррелирует с ростом становой тяги с 64,5±0,4 кг на 8,6±1,1 % и кистевой динамометрии Дтах с 39,7±0,2 кг на 6,8±1,1 %. Технологические драйверы роста функциональности управления, структуризации подготовки обеспечивают переход 32 % студентов из подготовительного отделения в основное в конце года.
Позитивные итерации треков скандинавской и дозированной ходьбы на специальном отделении и у студентов с ОВЗ проявляются в синхронизации двигательного ритма и ге-модинамических функций. Акцент делается на параметрической настройке основных факторов влияния - скорости, темпа, длины шага и ЧСС. Полученные результаты дополняют исследования О. В. Мироновой о детерминации функциональных систем, устойчивости регуляторных функций при ходьбе с фиксированной структурой связей [3].
Экспонентный рост инклюзии студентов подтверждает правоту позиционирования антропоцентрической интенции проекта. Встроенность в проект новых операционных инструментов управления транслируется как научная «проекция» достижения целевых требований ФГОС ВО 3++ в контексте сбалансированности, целесообразности и рациональности. Соответственно, положительные результаты требуют научного развития методической базы инновационного потенциала проекта, осмысления целостности ЭФК, здоровья и гармонии студенческой молодежи.
Выводы. Научный потенциал развития холистического проекта «Физическая культура для всех» сосредоточен на обосновании механизмов, обеспечивающих устойчивое положение ЭКФК в системе высшего образования. Успешность реализации проекта выражена динамикой телесного развития и функционального состояния студентов разных учебных отделений. индивидуальных маршрутов подготовки, запускает процессы автокатализа развития, стимулирует посещаемость занятий.
Литература
1. Бакулев С.Е. О приоритетных направлениях развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года в контексте разработки документов стратегического планирования / С.Е. Бакулев, В.А. Таймазов, С.М. Ашкинази и др. // Человек в мире физической культуры и спорта: проблемы и перспективы развития университетского образования в области физической культуры и спорта: монография / под. ред. С.Е. Бакулева. - СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. - С. 53-69.
2. Венгерова Н.Н. Реализация ФГОС «3+» по физической культуре в высшей школе / Н.Н. Венгерова, Л.В. Люйк, О.Е. Пискун // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 6. - С. 12-14.
3. Григорьев В.И. Антропоцентризм проектного управления элективной физической культурой / В.И. Григорьев, О.В. Миронова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 9 (160). - С. 54-58.
4. Манжелей И.В. Педагогический потенциал физкультурно-спортивной среды вуза / И.В. Манжелей, О.С. Ставер // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - № 6. - С. 58-61.
5. Махов А.С. Теория и практика управления развитием адаптивного спорта в России: монография / А.С. Махов. - Шуя: Изд-во Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет. 2013. - 185 с.
6. Пискун О.Е. Условия реализации компетентностного подхода в построении учебного процесса по физической культуре в вузе / О.Е. Пискун, С.Н. Погодин, В.И. Григорьев // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 7. - С. 12-14.
References
1. Bakulev S.E., Tajmazov V.A., Ashkinazi S.M. et al.O prioritetnyih napravleniyah razvitiya fizicheskoy kulturyi i sporta v Rossiyskoy Fed-eratsii na period do 2030 goda v kontekste razrabotki dokumentov strategicheskogo planirovaniya [On priority areas for development of physical education and sports in the Russian Federation for the period until 2030 in context of development of strategic planning documents]. Chelovek v mire fizicheskoy kulturyi i sporta: problemyi i per-spektivyi razvitiya universitetskogo obrazovaniya v oblasti fizicheskoy kulturyi i sporta [Man in the world of physical education and sports: problems and prospects for development of university education in physical education and sport sector]. St. Petersburg: POLITECH-PRESS, 2019. pp. 53-69.
2. Vengerova N.N., Lyuik L.V., Piskun O.E. Realizatsiya FGOS «3 » po fizicheskoy kulture v vyisshey shkole [University implementation of «3+» FSES for physical education]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2016, no. 6, pp. 12-14.
3. Grigoryev V.I., Mironova O.V. Antropotsentrizm proektnogo upravleni-ya elektivnoy fizicheskoy kulturoy [Anthropocentrism of project management of elective physical education]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2019. # 9 (160). pp. 54-58.
4. Manzheley I.V., Staver O.S. Pedagogicheskiy potentsial fizkulturno-sportivnoy sredy vuza [Pedagogical potential of physical culture and sports environment in universirty]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2011, no. 6, pp. 58-61.
5. Makhov A.S. Teoriya i praktika upravleniya razvitiem adaptivnogo sporta v Rossii [Theory and practice of management of development of adaptive sports in Russia]. Shuya: Shuya branch of Ivanovo State University publ., 2013, 185 p.
6. Piskun O.E., Pogodin S.N., Grigoriev V.I. Usloviya realizatsii kom-petentnostnogo podkhoda v postroenii uchebnogo protsessa po fizicheskoy kulture v vuze [Competency building approach implementation conditions in design of university physical education process]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2016, no. 7, pp. 12-14.
ВЕСТИ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с га
О (U .с Н
18 февраля 2020 г. в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма (Москва) состоялась защита кандидатской диссертации Бобковым Виталием Викторовичем на тему: «Рациональный подбор состава испытаний при подготовке обучающихся к сдаче нормативов комплекса ГТО V и VI ступеней» по специальности 13.00.04 - «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной адаптивной физической культуры».
Научный руководитель - д. п.н., профессор Рыжкова Лариса Геннадьевна
Официальные оппоненты - д. п.н., профессор Болотин Александр Эдуардович и д. п.н., профессор Филимонова Светлана Ивановна.
Научная новизна исследования состоит в том, что по результатам диагностики функционального состояния и физической подготовленности старших школьников (16-17 лет) и студентов 1-2-го курсов (18-19 лет) дана всесторонняя оценка резервных функциональных возможностей организма, позволяющая построить процесс эффективной подготовки к выполнению требований комплекса ГТО V и VI ступени; сформулирована и решена проблема разработки комплекса тестов из девяти испытаний, включающая в себя помимо обязательных рационально подобранные испытания (тесты) по выбору, успешное выполнение которых обеспечивает получение обучающимися золотого знака отличия; экспериментально апробирована методика подготовки обучающихся, основанная на принципах «круговой тренировки», включающая в себя комплекс упражнений, направленных на развитие необходимых двигательных и функциональных возможностей занимающихся и их подготовку к выполнению девяти испытаний (тестов) комплекса ГТО, позволившая успешно
реализовать поставленные задачи в рамках учебных занятий по физической культуре.
Поздравляем с успешной защитой!