комплексное применение средств физической культуры студентов в преодолении энтропии SARS-C0V-2
УДК/UDC 796.011.3
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 29.12.2020 г.
Доктор педагогических наук, профессор В.И. Григорьев1 М.М. Громов2 А.И. Коваленко2
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург
2 Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург
multiple use of pHYsiOAL EDuOATiüN MEANs AND METHÜDs TÜ REDuOE entropy of sars-oov-2
Dr. Hab., Professor V.I. Grigoriev1 M.M. Gromov2 A.I. Kovalenko2
1 Saint Petersburg State University of Economics, Saint Petersburg
2 Saint Petersburg Mining University, Saint Petersburg
Аннотация
Цель исследования - улучшение качества жизни, здоровья и активности студентов в разные фазы пандемии SARS-CoV-2 на основе реабилитационной программы модульного типа, реализованной в рамках занятий элективной физической культурой.
Методика и организация исследования. Комплексное исследование, наряду с анализом образовательных порталов, интернет-сайтов и методической литературы включало оценку физического развития, здоровья и двигательной активности студентов, а также применение на занятиях элективной физической культурой реабилитационной программы модульного типа. В разные фазы пандемии наблюдались 620 студентов, юношей и девушек в возрасте 18,1±0,4 года. Выборка разделена на 4 группы. В первую группу (n=490 чел.) вошли студенты основного отделения. Во вторую группу (n=82 чел.) - подготовительного отделения; в третью группу (n=42 чел.) - специального медицинского отделения и в четвертую - студенты с ОВЗ (n=6 чел.). Мониторинг здоровья проводился по шкалам «Качество жизни» - sf-36 [5]. Резистентность к нагрузкам определялась по динамике PWC170, МОК, СОК, ЧСС, АД, длительности сердечного цикла R-R, ИНМ общего обмена веществ (ООВ). По динамике зрительно-моторных реакций ВОД, РДО, SAN, Т-ттах оценивалось психомоторное состояние и общая алертность. Исследования проведены на базе Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Статистическая обработка данных проведена с помощью программного пакета STATISTICA 6,0.
Результаты исследования и выводы. Выявлена связь между занятиями элективной физической культурой, увеличением суточного объема двигательной активности и энерготрат, ростом качества жизни в разные фазы пандемии SARS-CoV-2. Доказано, что пошаговое овладение контентом реабилитационной программы модульного типа обеспечивает защиту студентов от непредсказуемых ситуаций, вызванных пандемией. На эффективность реабилитационной программы указывает достижение верифицируемого уровня функционального состояния, активности и результатов в двигательных тестах.
Ключевые слова: алертность, гипокинезия, кризис, локдаун, флуктуации.
Annotation
Objective of the study was to improve the quality of life, health and activity of students in different phases of the SARS-CoV-2 pandemic through a modular program of physical rehabilitation implemented within the elective physical education course.
Methods and structure of the study. The comprehensive analysis, along with the analysis of the educational portals, Internet sites and methodical literature, included the assessment of the students' physical development, health and motor activity, as well as the application of the modular physical rehabilitation program during the elective physical education classes. In different phases of the pandemic, 620 students were examined (boys and girls aged 18.1±0.4 years). The sample was divided into four groups: Group 1 (n=490) was made of the students from the main department; Group 2 (n=82) - those from the preparatory department; Group 3 (n=42) - those from the special health group; Group 4 -those with health limitations (n=6). The "Life Quality" scales - SF-36 were used to monitor the state of health. Load tolerance was determined by the dynamics of PWC170, MBV, SV, HR, BP, basic cycle length R-R, overall metabolism. The psychomotor state and general alertness were rated based on the dynamics of changes in such visual-motor reactions as SMT, RMO, WAM, T-tmax. The studies were carried out on the basis of St. Petersburg State University of Eco nomics. The statistical data processing was made using the STATISTICA 6.0 software package.
Results and conclusions. The study found a correlation relationship between the elective physical education courses, increased daily motor activity and energy consumption, and improved life quality in different phases of the SARS-CoV-2 pandemic. Step-by-step mastery of the content of the modular program of physical rehabilitation protects students from unpredictable situations caused by the pandemic. The efficiency of the rehabilitation program was proved by the achievement of the verified level of the functional state, activity and motor test results.
Keywords: alertness, hypokinesia, crisis, lockdown, fluctuations.
Введение. Навигация физической подготовки студентов вузов в разные фазы пандемии SARS-CoV-2 требует оценки системных рисков для здоровья. Острота выдвигаемой проблемы становится очевидной в условиях нарастания скорости социокультурных изменений, вызванных пандемией. Это
абсолютно не изученный феномен, поскольку педагогическая наука просто не успевает его осмыслить. Предпринятые Е. Ач-касовым, Р. Белютиным, В. Губой, А. Карасевым попытки выделения факторов, повышающих устойчивость студентов к фактору пандемии, наряду с гармонизацией режима труда
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с I-
и отдыха, питания и сна, на первый план выдвигают фактор двигательной активности [2, 3]. Наиболее убедительными представляются схожие по внутренней логике разработки Н. Усачева, Д. Сурнина, доказывающие перспективы использования ресурсов физической культуры для поддержания соматического здоровья студентов [6]. Авторские позиции вполне согласуются с результатами исследования Л. Волковой, выдвигающей инструменты перенастройки средств элективной физической культуры на регуляцию здоровья и активности студентов [1].
Цель исследования - улучшение качества жизни, здоровья и активности студентов в разные фазы пандемии SARS-CoV-2 на основе реабилитационной программы модульного типа, реализованной в рамках занятий элективной физической культурой.
Методика и организация исследования. Комплексное исследование наряду с анализом образовательных порталов, интернет-сайтов и методической литературы включало оценку физического развития, здоровья и двигательной активности студентов, а также применение на занятиях элективной физической культурой реабилитационной программы модульного типа. В разные фазы пандемии наблюдались 620 студентов, юношей и девушек в возрасте 18,1±0,4 лет. Выборка разделена на 4 группы. В первую группу (n=490 чел.) вошли студенты основного отделения. Во вторую группу (n=82 чел.) - подготовительного отделения; в третью группу (n=42 чел.) - специального медицинского отделения и в четвертую - студенты с ОВЗ (n=6 чел.). Мониторинг здоровья проводился по шкалам «Качество жизни» - sf-36 [5]. Резистентность к нагрузкам определялась по динамике PWC170, МОК, СОК, ЧСС, АД, длительности сердечного цикла R-R, ИНМ общего обмена веществ (ООВ). По динамике зрительно-моторных реакций ВОД, РДО, SAN, Т-ттах оценивалось психомоторное состояние и общая алертность. Исследования проведены на базе Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Статистическая обработка данных проведена с помощью программного пакета STATISTICA 6,0.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исходного тестирования, проведенного в весеннюю фазу пандемии, выявили специфичную условиям гиподинамии вариабельность изменения центральных, двигательных и вегетативных функций. Самый разрушительный фактор в оценках 81 % студентов - вынужденная гиподинамия, экстремально влияющая на психофизическое здоровье, коммуникации и жизненную стратегию (-0,702). Избыточная стресс-реакция на риск заражения вирусом, выявленная у 72 %% студентов, сопровождается снижением двигательной активности (ДА) и адаптационных возможностей (-0,631). Зафиксированное по шкале «физическое здоровье» снижение качества жизни (+0,591) у 60 % респондентов коррелирует с сокращением фоновой двигательной активности до 3,5-4,1 тыс. локомоций (1,0-1,1 ч) и соответственно суточных энерготрат 2512-2630 ккал.
По итогам дискриминантного анализа 72 агрегированных переменных синтезирована реабилитационная программа модульного типа, сосредоточенная на преодоление последствий пандемии. Контент программы сфокусирован на мобилизации стимулов развития, максимально ориентированных на результат. В «компенсаторном» модуле реализованы итерации средств и методов, формирующих позитивные установки на повышение жизненной энергии. Выбор итерационного подхода обусловлен дефицитом ДА. Поляризованное использование аэробных нагрузок (АП) обеспечивает синхронизацию ритмических функций систем организма в границах «оптимума эффективности» [4]. Гибкость коммуникационных контактов ^К) проявляется при росте активности обратных связей (KV), реализуемых в итерациях развивающего (RK),
поддерживающего (PK) или реализационного (KM) кейсов, оцениваемой студентами в 37,1 ±0,3 балла:
JK =^KVx (RK + PK+KM).
■т
В антропоцентрической структуре модуля «Измени свое тело» транслируются кейсы, ориентированные на устранение макрофлуктуаций пандемии. Позитивные оценки модуля студентами связаны возможностью свободного выбора вида занятий в 31,2±0,1 балла. С точки зрения Н. Усачева, оценка эргогенных эффектов и потребления О2 снижает волатиль-ность комбинирования нагрузок разной мощности в границах «поля трендов» (+0,560) [6]. Контент модуля сосредоточен на диверсификации средств, методов и организационных форм занятий как наиболее перспективный инструмент повышения эффективности занятий. Сегментация нагрузок в границах 65-70 % МПК (ЧСС 150-160 уд/мин) обусловлена потребностью в стимулировании ООВ, повышении функциональных возможностей и мощности энергетических систем.
Аффилированные ресурсы модуля «Прорыв к телесной гармонии» расширяют возможности воспроизводства энергетических ресурсов и улучшения физических кондиций. При решении задачи допускается использование технологий «Body & Mind», стретчинг, пилатес, Discorobics. Методически стратификация аэробных нагрузок ПО2 70-75 %% МПК (ЧСС 170-180 уд/мин) сосредоточена на расширении двигательных пределов, повышении телесных кондиций и энергетических ресурсов. Использование инструментов «feedback» обеспечивает быструю реакцию на качественные сдвиги адаптационных процессов по «слабым сигналам» изменения ритма функциональных систем (+0,653). Обнаружено, что увеличение объёма аэробных и смешанных нагрузок приводит к улучшению функциональных показателей. На валидность модуля в достижении синергетического эффекта указывает рост адаптационных резервов, постураль-ных и функциональных преобразований, общего тонуса SAN с 4,1±0,02 до 6,5±0,01 балла и ЖЕЛ до 3,1±0,2 л (+0,602).
В базовой конфигурации модуля «Физкультура - для всех» просматриваются возможности самоорганизации системы. Конвергенция ресурсов расширяет метаболический диапазон устойчивости к пандемии, в пределах которого реализуются целевые установки. Индивидуализация параметров ДА стимулирует рост работоспособности (PWC170), гемодинамики и энергетического обмена (+0,511). Полученные результаты отвечают вызовам пандемии и диктуют необходимость пересмотра управленческих функций в системе: «ценности физической культуры - качество жизни - стимулы соматического развития» [4]. В модуле просматривается связь между ростом мощности физиологических и биоэнергетических систем, развитием мышечного аппарата и ростом результатов в беге на 100 м в женской группе с 16,2±0,2 с на 8,1 %%, в мужской - с 15,1±0,1 с на 9,2 % (-0,521).
Имплементация задач, связанных с преодолением последствий пандемии, сосредоточена на стимулировании состязательных аддикций в модуле «Спорт - норма жизни». Управление качеством подготовки переходит от традиционного управления результатами занятий к управлению самим процессом. Синтезированный в модуле алгоритм «лестница достижений» индуцирует рост энергетической напряженности тренировок, обеспечивает улучшение координационной структуры, морфофункциональные перестройки и метаболические процессы (+0,654). Привлекательность занятий оценивается студентами в 31,1±0,1 балла.
Выводы. Апробированный подход к реализации возможностей физической культуры в повышении безопасности
22
http://www.teoriya.ru
№3^ 2021 Март | March
и стандартов жизни студенческой молодежи в новых условиях выстраивается в контексте мировых трендов. Предложенные методические решения улучшают базисные характеристики управления: обеспечивают рост адаптивности, динамичности, вариативности и целостности. Полученные результаты исследования доказывают эффективность программы модульного типа в улучшении качества жизни, соматического здоровья и активности студентов в разные фазы пандемии.
Литература
1. Волкова Л.М. Особенности дистанционного обучения в онлайн-режиме конференций студентов авиационного вуза / Л.М. Волкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 7 (185). - С. 58-60.
2. Губа В.П. Коронавирус как новая реальность спортивного дискурса / В.П. Губа, Р.В. Белютин, Е.Е. Ачкасов // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 7. - С. 72-75.
3. Карасев А.Г. Роль самостоятельных занятий физической культурой и спортом в условиях пандемии / А.Г. Карасев, О.А. Казакова, Л.А. Иванова и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 5 (183). - С. 195-199.
4. Лубышева Л.И. Философские этюды к современному пониманию физической культуры и спорта / Л.И. Лубышева // Физическая культура и здоровье молодежи: XVI Всероссийская научно-практическая конференция, 27 марта 2020 г. - Санкт-Петербург: СПбГУП, 2020. - С. 15-17.
5. Опросник «Качество жизни» - sf-36. - URL: https: //massage-sport. ru/sf_36 (дата обращения: 12.10.2020).
6. Усачев Н.А. Организация дистанционного обучения в вузах по циклам дисциплин «Физическая культура и спорт» / Н.А. Усачев,
Д.И. Сурнин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 7 (185). - С. 414-422.
References
Volkova L.M. Osobennosti distantsionnogo obucheniya v onlayn-rezhime konferentsiy studentov aviatsionnogo vuza [Features of distance learning in online mode of conferences of aviation university students]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2020. No. 7 (185). pp. 58-60.
Guba V.P., Belyutin R.V., Achkasov E.E. Koronavirus kak novaya realnost sportivnogo diskursa [Coronavirus as new reality of sports-specific discourse]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 7. pp. 72-75.
Karasev A.G., Kazakova O.A., Ivanova L.A. et al. Rol samostoyatelnykh zanyatiy fizicheskoy kulturoy i sportom v usloviyakh pandemii [Role of independent physical education and sports in pandemic]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2020. No. 5 (183). pp. 195199.
Lubysheva L.I. Filosofskie etyudy k sovremennomu ponimaniyu fizicheskoy kultury i sporta [Philosophical studies for modern understanding of physical education and sports]. Fizicheskaya kultura i zdorovye molodezhi [Philosophical studies to modern understanding of physical education and sports]. XVI national research and practical conference, 27 March 27, 2020. St. Petersburg: SPbGUP publ., 2020. pp. 15-17.
Oprosnik «Kachestvo zhizni» - sf-36 [Questionnaire "Quality of Life" -sf-36.]. Available at: https: //massage-sport.ru/sf_36 (date of access: 12.10.2020).
Usachev N.A., Surnin D.I. Organizatsiya distantsionnogo obucheniya v vuzakh po tsiklam distsiplin «Fizicheskaya kultura i sport» [Organization of distance learning in universities in cycles of disciplines "Physical education and sports"]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2020. No. 7 (185). pp. 414-422.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
ИНТЕГРАЦИЯ ВИРТУАЛЬНО-РЕАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА «ЛЕТОК» В ТРЕНИРОВКУ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ СМГ
Кандидат биологических наук, доцент А.В. Турманидзе1 Кандидат технических наук А.В. Титов1 А.А. Фоменко1, Е.А. Виноградова1
1Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омск
УДК/UDC 796/799/612
Ключевые слова: бадминтон, зрение, миопия, студенты СМГ.
Введение. Напряжение и расслабление мышечных структур в организме человека выполняют важную роль в процессе обмена веществ, насыщают питательными веществами окружающие их органы. При этом зрительный анализатор нуждается в регулярном стимулировании цилиарной мышечной группы, отвечающей за рефракционные и аккомодационные способности глаза. Тренировка зрительного аппарата оптимальна при моделировании элементов бадминтона [1, 2].
Цель исследования - экспериментально проверить эффективность применения игровых специальных упражнений на виртуально-реальном аппаратном комплексе «Леток» при профилактике миопии лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Методика и организация исследования. Экспериментальная и контрольная группы сформированы из 32 студентов СМГ с миопией первой степени в возрасте 18,8±1,2 года. Диагностика остроты зрения выполнена с помощью офтальмологических таблиц Д. А. Сивцева и педагогического тестирования. Статистический анализ и интерпретация результатов произведены с использованием программы IBM SPSS Statistics 25.
Результаты исследования и их обсуждение. Исходные показатели визометрии зафиксировали средние значения остроты зрения у исследуемых групп на уровне V=0,516±0,06 при расстоянии наилучшего видения d=130 см для обоих глаз. Педагогическое тестирование, направленное на тренировку рефракционных и аккомодационных способностей зрительного аппарата, при реализации специальных упражнений [3] на аппаратном
INTEGRATION of VIRTUAL-REAL COMPLEX "LETÜK" INTO VisUAL ACUITY TRAINING FOR sPECIAL HEALTH GROUP sTUDENTs
PhD, Associate Professor A.V. Turmanidze1 PhD A.V. Titov1 A.A. Fomenko1, E.A. Vinogradova1
1Omsk State University named after F.M. Dostoevsky, Omsk
Поступила в редакцию 01.02.2021 г.
виртуально-реальном комплексе (АВРК) «Леток» установили успешные маркеры на уровне 32,38±2,43 % с уровнем мощности корреляции в 2,11±0,35. Итоговый результат продемонстрировал достоверный прирост изучаемых показателей визометрии на уровне V=0,589±0,14 при расстоянии наилучшего видения d=140 см для обоих глаз. Также повышены параметры педагогического тестирования на АВРК «Леток» до 56,22±1,27 %% при значительном росте мощности корреляции до 3,20±0,15 (r>0,7).
Вывод. Коррекционные занятия на основе специальных упражнений на АВРК «Леток» с периодичностью 2 раза в неделю по 45 мин в течение 3 месяцев способствуют тренировке цилиарной мышцы, позволяющей улучшить остроту зрения студентов СМГ и, как следствие, повысить качество их жизни в образовательной среде.
Литература
1. Стратегически ориентированная концепция оптической профилактики возникновения и прогрессирования миопии / Е.П. Та-рутта и др. // Российский офтальмологический журнал. - 2020. - Т. 13. - № 4. - С. 7-16.
2. Турманидзе В.Г. Бадминтон против близорукости / В.Г. Турманидзе, Е.П. Тарутта, С.М. Шахрай. - М.: Кучково поле, 2017. - 88 с.: ил.
3. Турманидзе А.В. Профилактика миопии у студентов в условиях повышенной гиподинамии, связанной с пандемией COVID-19 / А.В. Турманидзе и др. // Стратегия формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры и спорта: актуальные вызовы и ответы: сб. матер. междунар. науч.-практ. конф., г. Тюмень, 29-30 октября 2020 г. - Тюмень: ТюмГУ, 2020. - С. 243-246.
Информация для связи с авторами: [email protected]