Научная статья на тему 'ЗНАЧИМОСТЬ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ'

ЗНАЧИМОСТЬ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / STUDENT / PHYSICAL EDUCATION / ELECTIVE SUBJECTS / PHYSICAL FITNESS / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьянова Людмила Михайловна

В процессе обновления современного общества все больше возрастают требования к студенту не только в профессиональной подготовке в вузе, но и к его здоровью, физическим кондициям. В статье рассматривается вопрос значимости занятий элективными дисциплинами по физической культуре и спорту для физической подготовленности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукьянова Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF ELECTIVE SUBJECTS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS FOR STUDENTS ' PHYSICAL FITNESS

In the process of updating the modern society, the requirements to the student not only in professional training at the University, but also to their physical condition and health are increasing. The article considers the importance of elective courses in physical culture and sports for the physical fitness of students.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧИМОСТЬ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ»

ЗНАЧИМОСТЬ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

THE IMPORTANCE OF ELECTIVE SUBJECTS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

FOR STUDENTS ' PHYSICAL FITNESS

Лукьянова Людмила Михайловна

старший преподаватель кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Lukyanova Lyudmila Mikhailovna senior lecturer department of physical culture Volgograd State Social and Pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. В процессе обновления современного общества все больше возрастают требования к студенту не только в профессиональной подготовке в вузе, но и к его здоровью, физическим кондициям. В статье рассматривается вопрос значи-мости занятий элективными дисциплинами по физической культуре и спорту для физи-ческой подготовленности студентов.

Abstract. In the process of updating the modern society, the requirements to the student not only in professional training at the University, but also to their physical condition and health are increasing. The article considers the importance of elective courses in physical culture and sports for the physical fitness of students.

Ключевые слова: студент, физическая культура, элективные дисциплины, физическая подготовленность, здоровье.

Keywords: student, physical education, elective subjects, physical fitness, health.

На сегодняшний день повышение эффективности системы физического воспитания студенческой молодежи является актуальной. Причины этого очевидны. Это, в первую очередь, колоссальное снижение здоровья не только возрастного, но и молодого поколения страны. Развитие научно-технического прогресса привело к малоподвижности населения всех возрастных категорий, отсутствие понимания значимости физической активности для здоровья, отсутствие у большинства людей устойчивой потребности в занятиях физической культурой и спортом, отсутствие элементарных знаний о правильном питании, лишний вес, наличие вредных привычек.

Дошкольные учреждения, школы, колледжи пытаются решить вопросы физического развития детей, привить любовь и потребность к занятиям физической культурой, улучшить физическую подготовленность детей, но не всегда успешно по ряду причин материально-технического и кадрового обеспечения образовательных учреждений.

Оканчивая школу, большинство учеников имеют отличную оценку в аттестате по физической культуре, которая предполагает хорошие показатели физической подготовленности и хорошие знания предмета на уровне школьной программы. На самом деле, это не так. Уровень физической подготовленности и знаний студентов, поступивших на 1-ый курс ВГСПУ, не соответствует данным школьной оценки, он намного завышен. Это выявляется при анкетировании студентов перед началом освоения элективных дисциплин по физической культуре и спорту и сдаче тестовых нормативов. Результаты анкетирования выявили тот факт, что студенты не понимают значения физической культуры и спорта для личного развития, укрепления здоровья. У многих нет потребности в совершенствовании своих физических качеств и повышении физической подготовленности.

Перед педагогами возникает проблема. С одной стороны, вузовская программа по физической культуре и элективным дисциплинам нацелена на дальнейшее развитие физических качеств и совершенствование приобретенных навыков и умений, повышение физической подготовленности студентов с применением более высоких нагрузок, чем в школе. Это связано и с увеличением времени занятий с 45 минут до 1,5 часов, разнообразием двигательной активности, с повышением уровня контрольных тестов. С другой стороны, выполнение нагрузки по физической культуре, доступно чуть более половины занимающихся студентов (сюда не входят студенты, отнесенные к СМГ и освобожденные от практических занятий) из-за очень низкой физической подготовленности, ограниченного арсенала движений, отсутствия элементарных знаний по физической культуре.

Анализируя анкетный опрос студентов института иностранных языков (239 человек), поступивших на первый курс ВГСПУ, выявлены наиболее значимые причины их слабой физической подготовленности после окончания школы:

1) отсутствие интереса к физкультурно-спортивной деятельности;

2) пропуск уроков физической культуры в школе без уважительных причин;

3) инфантилизм в отношении к своему здоровью, внешнему виду, массе тела;

4) отсутствие элементарных знаний о современных оздоровительных технологиях;

5) слабый потенциал школьных педагогов;

6) устаревшие методы и форма организации уроков в школе;

7) недостаточная оснащенность современным оборудованием и инвентарем спортивных залов.

Учитывая эти причины, работа кафедры ФК ВГСПУ строится таким образом, чтобы ликвидировать упущенные возможности обучающихся студентов в повышении физической подготовленности в короткие сроки и приступить к освоению программного материала. Ведение нового ФГОС ВО 3++ в вузе и выделение в блоке 1 - базовая часть «Дисциплины (модули)» - предмета «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» позволило перейти от традиционных форм проведения практических занятий по физической культуре к личностно ориентированной оздоровительной программе [1, с. 156]. Для этого занятия проводятся на открытом воздухе в периоды сентября - ноября в первом семестре и апреля-июня во втором семестре. На занятиях по физической культуре и элективным дисциплинам исполь-

зуются методики индивидуального подхода, корригирующего и контролирующего воздействия. Данные методики подтвердили свою успешность, так как показатели физической подготовленности студентов по многим параметрам меняются в лучшую сторону, в среднем, в пределах 5 - 7%. Одной из задач, в этот период для преподавателей кафедры, является повышение интереса студентов к занятиям физической культурой и элективным дисциплинам по физической культуре и спорту, формирование устойчивых мотивов к физическому самосовершенствованию через приобретение знаний и умений, транслируемых педагогами на занятиях.

Путем решения повышения заинтересованности студентов в занятиях физической культурой и совершенствования физической подготовленности студентов является деятельность преподавателей кафедры физической культуры, обеспечивающих необходимый уровень специальных знаний, двигательных умений и физических кондиций студентов через освоение элективных дисциплин по физической культуре и спорту. Чтобы добиться хороших результатов в освоении студентами программного материала по физической культуре и элективным дисциплинам преподаватели предлагают новые, нетрадиционные средства проведения занятий, с учетом мотивационной сферы занимающихся. Учитывая индивидуальные возможности каждого студента, используют новые методы организации учебного процесса по физической культуре. В настоящее время востребованы новые подходы организации учебного процесса по ФК, средства дифференциации физической нагрузки, методики физического воспитания студентов с особыми образовательными потребностями, методики контролируемого и корректируемого воздействия [2, с. 58]. Актуальна диверсификация комплексов упражнений для определенных групп мышц, для определенного уровня физической подготовки, индивидуальных предпочтений. Учитывая это, учебный материал по физической культуре и элективным дисциплинам в ВГСПУ разработан таким образом, что дает возможность студенту с первых дней занятий выбрать интересующее его направление двигательной деятельности. Это позволит студентам улучшить свои физические качества с наименьшими страхами и эмоциональными переживаниями, добиться хороших показателей физической подготовленности, выполнить контрольные тесты и сдать нормативы комплекса ГТО, выступить на соревнованиях различного уровня. Элективные дисциплины по физической культуре и спорту в ВГСПУ включают такие виды двигательной активности и спорта, как фитнес-аэробику, бадминтон, волейбол, футбол, баскетбол, настольный теннис, тег-регби плавание, аквафитнес, пауэр-лифтинг, спортивное ориентирование, тяжелую атлетику, легкую атлетику. Кроме того, за период обучения, студенты приобретают обширные знания основ физической культуры, избранного вида спорта, основ ЗОЖ, современных оздоровительных технологий, туризма, спортивных и подвижных игр, плавания, что немаловажно для прохождения педагогических практик, как в школах, так и в летних оздоровительных лагерях.

Но не только от преподавателя зависит успех студента в учебном процессе. Успехи в образовательном процессе по элективным дисциплинам по физической культуре и спорту в вузе, в значительной мере, зависят от активного и сознательного включения студентов в учебный процесс, от их отношения к физкультурно - спор-

тивной деятельности. Учебные занятия по физической культуре и элективным дисциплинам для многих студентов являются единственной возможностью получить физическую нагрузку и развить свои физические качества, улучшая физическую подготовленность [3]. Физическая подготовленность только один из социально значимых результатов занятий физической культурой и элективными дисциплинами по физической культуре и спорту. Она быстро утрачивается после завершения учебы, если не поддерживается самостоятельно. Возникает необходимость привить студенту потребность к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой и спортом, так как большинство студентов не имеют интереса к самостоятельным занятиям. Вовлечению студентов в процесс регулярных занятий физическими упражнениями способствует выбор той элективной дисциплины, которая его заинтересует. Это осознанный, самостоятельный выбор студента на весь период обучения, где он может достигнуть хороших результатов физической подготовленности, так как занятия проводятся по видам спорта и приближены к тренировочному процессу. Преимуществом такой формы организации занятий является возможность учета интересов студентов, соответственно, высокая работоспособность и положительный эмоциональный фон на занятиях. Такой подход обеспечивает решение нескольких задач:

- усиливается интерес студента к физической культуре и данному виду спорта;

- повышается дисциплинированность, ответственность на занятиях, самоконтроль;

- поддерживается способность к восприятию и изучению новой информации;

- формируется и расширяется арсенал двигательных навыков, умений;

- равнозначно развиваются все физические качества, улучшаются показатели физической подготовленности;

- возникает потребность в увеличении количества занятий, и как следствие, возникает потребность заниматься самостоятельно в не учебное время;

- повышается самооценка, появляется уверенность в своих возможностях, что приводит к хорошим показателям физической подготовленности и появляется стремление к более высоким достижениям.

Средствами физической культуры и элективных дисциплин обеспечивается дальнейшая общая и специальная физическая подготовка применительно к условиям будущей профессии. Моделирование ситуаций профессиональной деятельности на занятиях предъявляет к будущему специалисту требования по развитию способностей принимать решения, самостоятельно действовать в сложных ситуациях, иметь высокий уровень работоспособности. Хорошая физическая подготовленность, в совокупности с высоким профессиональным уровнем знаний, дает студенту перспективы устроиться на работу в ведущие промышленные и научные корпорации страны, дабы здоровые и профессионализм приветствуется везде. Любой вид профессиональной деятельности (обучение, умственный труд, физический труд и т.д.) представляет собой структуру трудовых процессов различной степени сложности, особенности двигательной активности, требующий от специалиста строго определенных профессионально важных качеств, диктует свой уровень

развития психофизических качеств и разносторонний уровень физической подготовленности^].

Делая вывод, можно с уверенностью констатировать, что элективные дисциплины по физической культуре и спорту позволяют организовать учебный процесс наиболее эффективно, что помогает решить комплекс проблем, связанных с физическим развитием и здоровьем студентов, создает условия познания собственных возможностей.

Литература

1. Головинова, И. Ю. Элективные дисциплины по физической культуре и спорту как мотивационно - ценностный компонент на занятиях студентов в вузе / И. Ю. Головинова, Т. А Андреенко, М. Ю. Савельев, Л. М.Лукьянова, М. Н. Нестерова, Е. В. Тесел-кина // Проблемы современного педагогического образования. Сер: Педагогика и психо-логия. 2017. - Вып.55. - Ч 4. - 380 с.

2. Белецкий, С. В. Адаптация контролирующих программ по теории физической культуры в вузе к условиям дестабилизирующих воздействий / С. В Белецкий, Е. Ю. Внукова, Е. Ю. Сысоева// Теория и практика физической культуры. 2016. - №5. - С. 58.

3. Носова, Н. С. Методика совершенствования физической подготовки студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - Режим доступа : http://science-education.ru/ru/article/view?id=25693 (дата обращения: 03.09.2020).

References

1. Golovinova I. Yu., Andreenko T. A., Savelev M. Yu., Lukyanova L. M., Nesterova M. N., Teselkina E. V. Elektivnye distsipliny po fizicheskoy kul'ture i sportu kak motivatsi0nno -tsennostnyy komponent na zanyatiyakh studentov v vuze [Elective disciplines in physical culture and sport as a motivational-value component in the classroom of students at the University]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Ser: Pedagogika i psikhologiya -Problems of modern pedagogical education. Ser.: Pedagogy and psychology, Vol. 55, part 4, 380 p.

2. Beletsky S. V., Vnukova E. Yu., Sysoeva E. Yu. Adaptatsiya kontroliruyushchikh programm po teorii fizicheskoy kul'tury v vuze k usloviyam destabiliziruyushchikh vozdeystviy [Adaptation of control programs on the theory of physical culture in higher education to the conditions of destabilizing influences]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury - Theory and practice of physical culture, 2016, no. 5, pp. 58.

3. Nosova N. S. Metodika sovershenstvovaniya fizicheskoy podgotovki studentov vuza [Methods of improving physical training of University students]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education, 2016, no 6. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25693 (accessed: 03.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.