Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДЗЮДО'

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДЗЮДО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЗЮДО / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ / СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарагин Виктор Иванович, Жалилов Александр Викторович, Мартыновский Владислав Иванович, Иванов Дмитрий Анатольевич

Одной из важнейших проблем физической подготовки студентов в рамках секционных занятий по дзюдо является проблема поиска эффективных средств и методов воспитания и развития скоростно-силовых качеств, в частности взрывной силы. Скоростно-силовой подготовке в дзюдо уделяется недостаточное внимание в связи с ограниченными средствами, которые могут быть использованы для этой цели. Цель исследования - повысить эффективность скоростно-силовой подготовки студентов первого курса на секционных занятиях по дзюдо. Задачи исследования: 1 Разработать комплекс упражнений скоростно-силовой направленности для секционных занятий по дзюдо для студентов первого курса. 2 Определить эффективность разработанного комплекса упражнений. Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Организация исследования. Проведение исследования осуществлялось на базе Российского государственного социального университета. Разработаны тренировочные комплексы упражнений скоростно-силовой направленности для студентов-первокурсников по дзюдо для: мышц плечевого пояса и верхних конечностей; мышц ног; мышц спины. Секционные занятия проводились на протяжении 24 недель, время, отводимое на упражнения скоростно-силовой направленности за период педагогического эксперимента - 36 часов. Результаты исследования. Занятия по дзюдо в рамках элективного курса с учетом разработанного комплекса упражнений позволили повысить эффективность подготовки студентов-первокурсников. По окончании педагогического эксперимента у студентов ЭГ отмечена более позитивная и статистически значимая динамика в скоростно-силовых параметрах, чем у студентов КГ (p < 0,05). Выводы. Разработанные комплексы упражнений для секционных занятий по дзюдо для студентов первого курса способствуют общей и специальной подготовленности студентов, оказывая акцентированное воздействие на скоростно-силовые способности занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарагин Виктор Иванович, Жалилов Александр Викторович, Мартыновский Владислав Иванович, Иванов Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENTS' SPEEDPOWER QUALITIES AT THE JUDO SECTIONAL CLASSES

One of the most important problems of physical training of students in the framework of sectional judo classes is the problem of finding effective means and methods of education and development of speed-strength qualities, in particular, the explosive strength. Insufficient attention is paid to speed-strength training in judo due to the limited means that can be used for this purpose. The purpose of the research is to increase the efficiency of speed-strength training of the first-year students in sectional judo lessons. Research objectives: 1. To develop a set of exercises of speed-strength orientation for sectional judo lessons for first-year students. 2. Determine the effectiveness of the developed set of exercises. Research methods: theoretical analysis of scientific and methodological literature, pedagogical testing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. Organization of the research. The research was carried out based on the Russian State Social University. The training complexes of speed-strength exercises have been developed for first-year judo students for: muscles of the shoulder girdle and upper limbs; leg muscles; back muscles. Sectional classes were held for 24 weeks, the time allotted for speed-strength exercises during the period of the pedagogical experiment was 36 hours. Research results. Judo lessons as part of the elective course, considering the developed set of exercises, made it possible to increase the effectiveness of training the first-year students. At the end of the pedagogical experiment, the students from the EG showed more positive and statistically significant dynamics in speed-power parameters than students from the CG (p <0.05). Conclusions. The developed complexes of exercises for sectional judo classes for first-year students contribute to the general and special readiness of students, providing an accentuated effect on the speed-strength abilities of the students.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДЗЮДО»

2. Наибольшие величины мощности спортсмены развивают при выталкивании штанги от груди по сравнению с подъемом на грудь. Величины этого показателя в лучших попытках у атлетов, занявших первое, второе и третье места были равны 8943 Вт, 7563 Вт и 6328 Вт, соответственно.

3. Выявлены индивидуальные закономерности изменения кинематических и динамических показателей движения штанги в толчке у атлетов тяжелой весовой категории, победителей чемпионата Европы 2021 года.

- При подъеме штанги на грудь в толчке закономерно снижается максимальная относительная высота подъема штанги. Например, максимальная высота штанги у победителя в толчке уменьшается с 56,7 до 53,9%. Максимальная вертикальная скорость снаряда в конце фазы предварительного разгона уменьшается.

- Абсолютные показатели вертикальной составляющей силы, приложенной к штанге, в большинстве случаев имеют тенденцию к увеличению с ростом веса снаряда.

- Абсолютные величины максимальной мощности в фазах предварительного и финального разгона у сравниваемых спортсменов в лучших попытках имеют существенные различия. Победитель в толчке развивает большую мощность в предварительном разгоне, но меньшую в финальном разгоне. Это связано с различиями в динамике скорости штанги при подъеме на грудь.

- У всех спортсменов с увеличением веса штанги длительность фазы выталкивания увеличивается, а высота выталкивания снаряда уменьшается, особенно в неудачных попытках. Максимум вертикальной скорости штанги во время выталкивания также уменьшается.

4. Величины кинематических и динамических показателей движения штанги тяжелоатлетов абсолютной весовой категории могут служить модельными характеристиками для оценки технической и скоростно-силовой подготовленности атлетов более низкой квалификации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шалманов А. А. Биомеханический контроль технической и скоростно-силовой подготовленности спортсменов в тяжелой атлетике / А.А. Шалманов, В.Ф. Скотников // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 2. - С. 103-106.

2. Шалманов А.А. Кинематические и динамические показатели движения штанги в рывке у победителей чемпионата Европы по тяжелой атлетике в тяжелом весе / А.А. Шалманов, В.Ф. Скотников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. -№.5 (195). - С. 443-51.

REFERENCES

1. Shalmanov, A.A. and Skotnikov, V.F. (2013), "Biomechanical control of technical and speed-strength fitness of athletes in weightlifting", Theory and practice ofphysical cultures, No. 2, pp. 103-106.

2. Shalmanov, A.A. and Skotnikov, V.F. (2021), "Kinematic and dynamic indicators of the barbell movement in the snatch among the winners of the 2021 European Heavyweight Championship", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (195), pp. 443-451.

Контактная информация: shalmanov_bio@bk.ru

Статья поступила в редакцию 26.10.2021

УДК 796.853.23:378.18

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДЗЮДО

Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет; Александр Викторович Жалилов, кандидат педагогических наук, Российский государственный социальный университет;

Владислав Иванович Мартыновский, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (Самарский университет); Дмитрий Анатольевич Иванов, преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический

университет

Аннотация

Одной из важнейших проблем физической подготовки студентов в рамках секционных занятий по дзюдо является проблема поиска эффективных средств и методов воспитания и развития скоростно-силовых качеств, в частности взрывной силы. Скоростно-силовой подготовке в дзюдо уделяется недостаточное внимание в связи с ограниченными средствами, которые могут быть использованы для этой цели. Цель исследования - повысить эффективность скоростно-силовой подготовки студентов первого курса на секционных занятиях по дзюдо. Задачи исследования: 1 Разработать комплекс упражнений скоростно-силовой направленности для секционных занятий по дзюдо для студентов первого курса. 2 Определить эффективность разработанного комплекса упражнений. Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Организация исследования. Проведение исследования осуществлялось на базе Российского государственного социального университета. Разработаны тренировочные комплексы упражнений скоростно-силовой направленности для студентов-первокурсников по дзюдо для: мышц плечевого пояса и верхних конечностей; мышц ног; мышц спины. Секционные занятия проводились на протяжении 24 недель, время, отводимое на упражнения скоростно-силовой направленности за период педагогического эксперимента - 36 часов. Результаты исследования. Занятия по дзюдо в рамках элективного курса с учетом разработанного комплекса упражнений позволили повысить эффективность подготовки студентов-первокурсников. По окончании педагогического эксперимента у студентов ЭГ отмечена более позитивная и статистически значимая динамика в скоростно-силовых параметрах, чем у студентов КГ (p < 0,05). Выводы. Разработанные комплексы упражнений для секционных занятий по дзюдо для студентов первого курса способствуют общей и специальной подготовленности студентов, оказывая акцентированное воздействие на скоростно-силовые способности занимающихся.

Ключевые слова: дзюдо, физическая подготовка студентов, физическое воспитание, развитие физических качеств, скоростно-силовая подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p418-423

DEVELOPMENT OF STUDENTS' SPEED-POWER QUALITIES AT THE JUDO

SECTIONAL CLASSES Viktor Ivanovich Sharagin, the candidate of military sciencebi, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow; Alexander Viktorovich Zhalilov, the candidate of pedagogical science, Russian State Social University, Moscow; Vladislav Ivanovich Martynovsky, Samara University, Samara; Dmitry Anatolievich Ivanov, the teacher, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow

Abstract

One of the most important problems of physical training of students in the framework of sectional judo classes is the problem of finding effective means and methods of education and development of speed-strength qualities, in particular, the explosive strength. Insufficient attention is paid to speed-strength training in judo due to the limited means that can be used for this purpose. The purpose of the research is to increase the efficiency of speed-strength training of the first-year students in sectional judo lessons. Research objectives: 1. To develop a set of exercises of speed-strength orientation for sectional judo lessons for first-year students. 2. Determine the effectiveness of the developed set of exercises. Research methods: theoretical analysis of scientific and methodological literature, pedagogical testing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. Organization of the research. The research was carried out based on the Russian State Social University. The training complexes of speed-strength exercises have been developed for first-year judo students for: muscles of the shoulder girdle and upper limbs; leg muscles; back muscles. Sectional classes were held for 24 weeks, the time allotted for speed-strength

exercises during the period of the pedagogical experiment was 36 hours. Research results. Judo lessons as part of the elective course, considering the developed set of exercises, made it possible to increase the effectiveness of training the first-year students. At the end of the pedagogical experiment, the students from the EG showed more positive and statistically significant dynamics in speed-power parameters than students from the CG (p <0.05). Conclusions. The developed complexes of exercises for sectional judo classes for first-year students contribute to the general and special readiness of students, providing an accentuated effect on the speed-strength abilities of the students.

Keywords: judo, physical training of students, physical education, development of physical qualities, speed-strength training.

ВВЕДЕНИЕ

В практике научно-методического подхода к секционным занятиям по различным видам единоборств возникают дискуссионные вопросы, которые требуют своего разрешения [1, 2, 4, 7]. Например, нет однозначного ответа на вопрос о планировании скорост-но-силовой подготовки студентов. Проблемным является и вопрос выбора той или иной методики применения отягощений интенсивного характера для развития взрывной силы в тренировке студентов вуза не физкультурно-спортивной специализации.

Изучение и анализ теоретического и эмпирического материала, накопленного в педагогической науке, позволяет обнаружить противоречие, обуславливающее актуальность исследования между высокой значимостью средств и методов скоростно-силовой подготовки студентов на секционных занятиях по виду спорта «дзюдо» и недостаточным, либо разрозненным методическим обеспечением этого процесса [3, 5, 6].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью проверки эффективности разработанного тренировочного комплекса упражнений для студентов, занимающихся в секции дзюдо, проводился педагогический эксперимент. Участники педагогического эксперимента в количестве 20 человек были разделены на две группы - контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) - по 10 студентов в каждой. Секционные занятия проводились в обеих группах 3 раза в неделю.

Участники контрольной группы занимались по стандартной системе подготовки согласно методическим рекомендациям. В тренировочный процесс студентов-дзюдоистов экспериментальной группы был включен разработанный комплекс тренировочных средств, который применялся в начале основной части каждого секционного занятия в течение 30 минут.

Статистическая обработка полученных в ходе эксперимента данных, осуществлялась посредством методов математической статистики с обработкой Microsoft Excel 2020.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Апробация комплекса упражнений скоростно-силовой направленности для секционных занятий по дзюдо для студентов первого курса проходила на протяжении 6 месяцев. На исходном тестировании результаты скоростно-силовой подготовленности студентов ЭГ и КГ достоверных различий не имели (р > 0,05) (таблица 1). Регистрация контрольных испытаний проводились в стандартных условиях.

Разработанные экспериментальные упражнения - круговая тренировка с комплексом специально подобранных упражнений, ориентированных на развитие скоростно-силовых качеств и силовой выносливости студентов, занимающихся секционными занятиями дзюдо представлены в таблице 1.

В целом все эти упражнения направлены на развитие основных групп мышц, участвующих в выполнении большинства технических действий в борьбе дзюдо. С помощью этих комплексов упражнений круговой тренировки можно вывести студента на новый двигательный режим, тем самым способствовать развитию необходимых скорост-но-силовых качеств. Рассмотрим сравнение показателей скоростно-силовой подготовлен-

ности студентов КГ и ЭГ, занимающихся дзюдо, до и после проведения педагогического эксперимента (таблица 2).

Таблица 1 - Комплексы упражнений скоростно-силовой подготовки студентов на секционных занятиях по дзюдо_

№ п/п Комплекс направлен на развитие: Методика выполнения Нагрузка

1 Упражнения на развитие мышц (ног, рук, туловища)

1.1 мышц плечевого пояса и верхних конечностей (3 раза, перерыв на отдых между повторениями комплекса 1:00-1:30 мин.) лазание по канату без помощи ног 2 раза

1.2 сгибание разгибания рук в упоре на брусьях с отягощением 5 кг 15 повторений

1.3 из исходного положения стоя, захватив двумя руками конец грифа штанги перемещение ее в левую и правую стороны по 10 повторов в каждую сторону

1.4 сгибание разгибания рук в висе на перекладине 12 повторений

1.5 жим штанги лежа на горизонтальной скамье, вес 50% от максимальной 8-10 повторений

1.6 отведение рук влево, вправо со жгутами по 20 отведений в каждую сторону

1.7 сгибание разгибания туловища лежа 50 повторений

2 Упражнения по структуре приближенные к техническим действиям

2.1 мышц ног (3 раза, отдых между комплексами 1:00-1:30 мин.) приседания со штангой, вес 50% от максимальной 8-10 повторений

2.2 напрыгивание на высоту (на скамью 70 см) 15 повторений

2.3 челночный бег - 4 х 9 2 повторения, время отдыха между повторами 10 с

выпрыгивание из полуприседа с отягощением в 30% от веса спортсмена 6-8 раз

2.4 фронтальные приседания с сэндбэг, вес 15 кг 20 повторений

2.5 выпады с гантелями в руках весом по 10 кг по 10 выпадов на каждую ногу

2.6 учикоми броска задняя подножка с партнером более тяжелой категории по 10 повторений на каждую сторону

2.6 отрыв тазом манекена разного веса 10 повторений

2.7 подъемы ног до положения 90° в висе на перекладине 12 раз

3 Упражнения, которые наиболее полно соответствуют движениям технических действий

3.1 мышц спины (2 раза, перерыв на отдых составляет 1:30-2:00 мин.) ИП стойка ноги врозь, круги диском от штанги, вес 10 кг по 10 кругов в каждую сторону

3.2 наклоны с грифом штанги 20 кг 12 повторений

3.3 ИП стойка ноги врозь, наклон вперед, тяга штанги, вес 50% от максимальной 6-8 раз

3.4 махи гири 8 кг 10 повторений

3.5 учикоми броска через бедро с партнерами более тяжелой категории по 10 раз в каждую сторону

3.6 из ИП стоя, тяга гири к подбородку, вес 16 кг 8-10 повторений

3.6 броски манекена прогибом (вес манекена 2/3 от веса спортсмена) 10 повторений

3.7 сгибание разгибания туловища лежа лицом вниз на гимнастическом «козле», ноги закреплены 20 повторений

Таблица 2 - Сравнение показателей подготовленности студентов до и после проведения педагогического эксперимента_

Показатель Группа Период эксперимента

исходный итоговый

Х о Дот, % Р Х о Дот, % Р

Прыжок в длину с места (см) КГ 190,1 2,5 1,1 >0,05 195,2 2,2 8,0 <0,05

ЭГ 192,1 2,1 210,9 3,2

Подтягивание из виса на перекладине за 15 с (раз) КГ 6,3 1,2 4,8 >0,05 6,0 1,1 78,3 <0,05

ЭГ 6,6 0,9 10,7 0,8

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (раз) КГ 20,6 2,2 -1,0 >0,05 22,4 1,7 19,6 <0,05

ЭГ 20,4 3,2 26,8 2,7

Количество бросков манекена «прогибом» за 30 с (раз) КГ 11,2 0,9 2,7 >0,05 12,5 1,1 23,2 <0,05

ЭГ 11,5 1,1 15,4 1,3

По окончании педагогического эксперимента у студентов ЭГ отмечена более позитивная динамика в скоростно-силовых параметрах, чем у спортсменов КГ, причем отличия по всем результатам тестирования ЭГ от КГ являются статистически значимыми. Так, максимальный относительный прирост отмечен в тесте на скоростно-силовую выносливость мышц рук и плечевого пояса - 78,3% (при р < 0,05). В тесте на скорость выполнения бросков манекена прогибом за 30 с студенты ЭГ достоверно превзошли испытуемых из контрольной группы на 23,2% (при р < 0,05).

ВЫВОДЫ

Разработанный комплекс упражнений для секционных занятий по дзюдо у студентов первого курса способствует развитию быстроты, скорости, силы у студентов-единоборцев, а также повышению их общей и специальной физической подготовленности в рамках проводимого элективного курса по физическому воспитанию.

Все различия между показателями тестирования до и после у студентов-дзюдоистов ЭГ оказались статистически значимыми (p < 0,05). За время педагогического эксперимента более чем на треть достоверно увеличились показатели таких тестов, как «Подтягивание из виса на перекладине за 15 с», «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу» и «Количество бросков манекена прогибом».

ЛИТЕРАТУРА

1. Горшков, А. Г. Элективные курсы по физической культуре и спорту: учебник (Бакалавриат) / А. Г. Горшков, А. Л. Волобуев, М. В. Еремин. - Москва: КНОРУС, 2021. - 318 с.

2. Дерябина, Г.И. Анализ организации, средств и методов общей физической подготовки в олимпийских видах спорта / Г.И. Дерябина, О.С. Терентьева, В.Л. Лернер // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2019. - Т. 18, № 4 (42). - С. 40-52.

3. Карпов, В.Ю. Здоровый образ жизни как глобальная проблема современности / В.Ю. Карпов, В.А. Околелова, Г.А. Абрамишвили // Известия Сочинского государственного университета. - 2009. - № 2 (8). - С. 161-169.

4. Матвеев, А.С. Воспитание скоростно-силовых качеств в дзюдо / А.С. Матвеев, С.С. Матвеев, Д.Д. Туко // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях. Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа, 2020. - С. 45-46.

5. Мониторинг физического состояния студентов психолого-педагогического вуза / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, Ф.Р. Сибгатулина, Е.В. Ногина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - No. 10 (164). - С. 43-52.

6. Повышение качества учебного процесса по физической культуре на основе обучения техники двигательных действий / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов, А.С. Болдов, Н.Н. Маринина // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 7. - С. 61-63.

7. The State of Cardiac Activity in Greco-Roman Wrestlers on the Background of Different Options for Weight Loss / V.Yu. Karpov, I.N. Medvedev, A.V. Dorontsev, A.A. Svetlichkina, A.S. Boldov // Bioscience Biotechnology Research Communications. - 2020. - No. 13 (4). - P. 1842-1846.

REFERENCES

1. Gorshkov, A.G., Volobuev, A.L. and Eremin, M.V. (2021) Elective courses in physical culture and sports: textbook (Bachelor's degree), Publishing house "KNORUS", Moscow.

2. Deryabina, G.I., Terentyeva, O.S. and Lerner, V.L. (2019) "The organization, means and methods of general physical training in Olympic sports analysis", Psychology and educational journal "Gaudeamus", Vol. 42, No. 4, pp. 40-52.

3. Karpov, V.Yu., Okolelova, V.A. and Abramishvili, G.A. (2009), "Healthy lifestyle as global problem of the present", News of Sochi State University, No. 2 (8), pp. 161-169.

4. Matveev, A.S., Matveev, S.S. and Tuko, D.D. (2020), "Education of speed-strength qualities in judo", Problems and prospects of development ofphysical culture and sports in educational institutions. Collection of materials of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference, Ufa, pp.45-46.

5. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Karpov, V.Yu., Sibgatulina, F.R. and Nogina, E.V. (2018), "Physical condition monitoring of psychology and pedagogical higher education institution's student", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 164, No. 10, pp. 43-52.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kudinova, V.A., Karpov, V.Yu., Boldov, A.S. and Marinina, N.N. (2021) "Motor skills training model to improve schools' physical education service quality", Theory and practice of physical culture and sport, No. 7, pp. 61-63.

7. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Dorontsev, A.V., Svetlichkina, A.A. and Boldov, A.S. "The State of Cardiac Activity in Greco-Roman Wrestlers on the Background of Different Options for Weight Loss", Bioscience Biotechnology Research Communications, No.13 (4), pp. 1842-1846.

Контактная информация: vu2014@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.10.2021

УДК 796.431.1

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ФАЗЕ ОТТАЛКИВАНИЯ У СОВРЕМЕННЫХ ПРЫГУНОВ В ВЫСОТУ

Елена Викторовна Шустова, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Андреевич Шустов, заслуженный мастер спорта, доцент, Московский государственный

областной университет, Мытищи

Аннотация

В статье приведены результаты опроса восьми ведущих тренеров России, осуществляющих подготовку победителей и призеров национальных чемпионатов в прыжках в высоту по вопросу эффективной техники отталкивания. Анкетирование проводилось в ходе 100 Чемпионата России по легкой атлетике (24-27.07.2019г., Чебоксары). Цель исследования заключалась в определении эффективных двигательных действий прыгунов в высоту при постановке стопы на отталкивание и специальных упражнений для обучения и совершенствования изучаемой фазы. В результате опроса были рассмотрены варианты, оптимальные углы, расположение и расстояние до проекции планки постановки стопы на отталкивание, рекомендуемые специальные упражнения для обучения и совершенствования техники отталкивания.

Ключевые слова: прыжки в высоту с разбега, фаза отталкивания, техника, постановка стопы на отталкивание, опрос, тренеры, упражнения технической подготовки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p423-428

ORGANIZATION OF MOTOR ACTIONS IN THE TAKE-OFF PHASE OF MODERN

HIGH JUMPERS

Elena Viktorovna Shustova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexandr

Andreevich Shustov, the Honored Master of Sport, senior lecturer, Moscow State Regional University, Mytishchi, Moscow Region

Abstract

The article presents the results of the survey of eight leading coaches of Russia, who train the winners and prizewinners of national championships in high jump on the issue of effective repulsion technique. The survey was conducted during the 100th Russian Athletics Championship (24-27. 07. 2019, Cheboksary). The aim of the study was to determine the effective motor actions of high jumpers when setting the foot on the take-off and special exercises for training and improving the studied phase. As a result of the survey, the options, optimal angles, location and distance to the projection of the bar of placing the foot of the supporting leg on the take-off, recommended special exercises for training and improving the technique of the take-off were considered.

Keywords: high jump, take-off phase, technique, setting the foot for take-off, survey, coaches, technical training exercises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.