Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРИСТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ'

К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРИСТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЦЕЛЬ / ЗАДАЧИ / ПРИНЦИПЫ / СОДЕРЖАНИЕ / МЕТОДЫ / ФОРМЫ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Проскурин Сергей Юрьевич, Драндров Герольд Леонидович, Врублевский Евгений Павлович

Цель работы заключалась в уточнении сущностно-содержательной характеристики профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) современных военнослужащих. В статье на основе анализа и обобщения программно-нормативных документов, научно-методической литературы и собственного педагогического опыта сформулировано авторское понимание целевой направленности ППФП современных военнослужащих на формирование физической и психической готовности к военной службе. Достижение этой цели обеспечивается через решение четырех взаимосвязанных задач: развитие профессионально-значимых физических и психических качеств; формирование и совершенствование прикладных двигательных умений и навыков; совершенствование функциональной устойчивости организма к содержанию и условиям профессиональной деятельности; вооружение знаниями и умениями успешного освоения практического раздела ППФП. Основными средствами ППФП выступают прикладные физические упражнения и элементы отдельных видов спорта; прикладные виды спорта, вспомогательные средства; естественные оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Критерии и показатели измерения и оценивания результатов ППФП регламентируются «Наставлением по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Проскурин Сергей Юрьевич, Драндров Герольд Леонидович, Врублевский Евгений Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CHARACTERISTICS OF MODERN PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING OF MILITARY PERSONNEL

The purpose of the work was to clarify the essential and substantive characteristics of professional and applied physical training (PAPT) of modern military personnel. Based on the analysis and generalization of program and regulatory documents, scientific and methodological literature and authors’ pedagogical experience, the article presents the authors’ understanding of the target orientation of the PAPT of modern military personnel on the formation of physical and mental readiness for military service activities is formulated. The achievement of this goal is ensured through the solution of four interrelated tasks: development of professionally significant physical and mental qualities; formation and improvement of applied motor skills and abilities; improvement of the functional stability of the body to the content and conditions of professional activity; knowledge and skills of successful mastering of the practical section of the PAPT. The main means of PAPT are applied physical exercises and elements of individual sports; applied sports, auxiliary means; natural healing forces of nature and hygienic factors. The criteria and indicators for measuring and evaluating the results of the PAPT are regulated by the “Manual on Physical Training in the Armed Forces of the Russian Federation”.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРИСТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

УДК 796.015.132-057.36 DOI 10.26293/chgpu.2022.114.1.025

'С. Ю. Проскурин, 'Г. Л. Драндров, 2Е. П. Врублевский

К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРИСТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

2Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, г. Гомель, Беларусь

Аннотация. Цель работы заключалась в уточнении сущностно-содержательной характеристики профессионально-прикладной физической подготовки (ГТПФП) современных военнослужащих. В статье на основе анализа и обобщения программно-нормативных документов, научно-методической литературы и собственного педагогического опыта сформулировано авторское понимание целевой направленности ГТПФП современных военнослужащих на формирование физической и психической готовности к военной службе. Достижение этой цели обеспечивается через решение четырех взаимосвязанных задач: развитие профессионально-значимых физических и психических качеств; формирование и совершенствование прикладных двигательных умений и навыков; совершенствование функциональной устойчивости организма к содержанию и условиям профессиональной деятельности; вооружение знаниями и умениями успешного освоения практического раздела ГТПФП. Основными средствами ГТПФП выступают прикладные физические упражнения и элементы отдельных видов спорта; прикладные виды спорта, вспомогательные средства; естественные оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Критерии и показатели измерения и оценивания результатов ГТПФП регламентируются «Наставлением по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Ключевые слова: военнослужащие, профессионально-прикладная физическая подготовка, цель, задачи, принципы, содержание, методы, формы, критерии и показатели

S. Yu. Proskurin, G. Г. Drandrov, Е. P. Vrublevskiy

ON THE CHARACTERISTICS OF MODERN PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING OF MILITARY PERSONNEL

11. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia 2Gomel State University named afler F. Skorina, Gomel, Belarus

Abstract. The purpose of the work was to clarify the essential and substantive characteristics of professional and applied physical training (PAPT) of modern military personnel. Based on the analysis and generalization of program and regulatory documents, scientific and methodological literature and authors' pedagogical experience, the article presents the authors' understanding of the target orientation of the PAPT of modern military personnel on the formation of physical and mental readiness for military service activities is formulated. The achievement of this goal is ensured through the solution of four interrelated tasks: development of professionally significant physical and mental qualities; formation and improvement of applied motor skills and abilities; improvement of the functional stability of the body to the content and conditions of professional activity; knowledge and skills of successful mastering of the practical

section of the PAPT. The main means of PAPT are applied physical exercises and elements of individual sports; applied sports, auxiliary means; natural healing forces of nature and hygienic factors. The criteria and indicators for measuring and evaluating the results of the PAPT are regulated by the "Manual on Physical Training in the Armed Forces of the Russian Federation".

Keywords: military personnel, professional and applied physical training, purpose, tasks, principles, content, methods, forms, criteria and indicators

Введение. Анализ современной практики профессионально-прикладной физической подготовки (1И1ФП) показал, что люди, приходящие на военную службу по контракту, имеют разный уровень развития физических качеств и обладают различным уровнем сформированности опыта решения двигательных задач. Наблюдается тенденция поступления на контрактную службу людей разного возраста. В то же время изменяются содержание и условия профессиональной деятельности военнослужащих, проходит модернизация тактических приемов ведения военных действий, совершенствуется вооружение. Эти субъективные и объективные факторы существенно изменили требования к содержанию и процессу 1И1ФП военнослужащих и поставили тем самым проблему ее дальнейшего совершенствования.

Существенный теоретический вклад в решение этой задачи внес Л. П. Матвеев [12], разработавший понятийный аппарат 1И1ФП и раскрывший ее место в физической культуре. В докторской диссертации В. П. Полянского раскрыты теоретико-методические основы совершенствования прикладной физической культуры (ее содержание и формы) в современном обществе [19]. И. А. Кузнецовым [9] были рассмотрены вопросы подготовки военнослужащих к боевым действиям. А. Б. Куделиным, В. В. Титовым [8] была разработана методика профессионально прикладной физической подготовки курсантов военного вуза.

Необходимым шагом успешного решения проблемы совершенствования ППФП военнослужащих выступает уточнение ее сущности, содержания и технологии ее осуществления в современных условиях служебной деятельности. В связи с этим цель нашей работы заключалась в сущностно-содержательной характеристике ППФП военнослужащих в современных условиях.

Актуальность исследуемой проблемы. На сегодняшний день наблюдается усиление присутствия войск блока НАТО у границ Российской Федерации. Такое положение дел заставляет Россию удерживать и повышать уровень обороноспособности. Наряду с этим в нашей стране наблюдается высокий интерес к военной службе. Молодые люди охотно идут служить по призыву в Вооруженные Силы, подписывают контракты о прохождении военной службы, поступают в военные учебные заведения. Во время прохождения службы военнослужащие сталкиваются с необходимостью осуществления различных видов подготовки: теоретической, тактической, огневой и физической. Основным элементом в содержании физической подготовки является ППФП.

Решение стратегической задачи повышения обороноспособности нашей страны невозможно без высокого уровня ППФП военнослужащих как предпосылки эффективной профессиональной деятельности в любое время и в любых условиях. Поэтому потребность современных военнослужащих в повышении физической подготовленности и в совершенствовании умений и навыков военной деятельности не только сохранилась, но и стала более выраженной.

Материал и методы исследования. Материалом для решения проблемы исследования по служили современные знания в рассматриваемой предметной области, представленные в диссертационных работах, монографиях, научных статьях, программно-нормативные

документы, регламентирующие содержание и процесс 1И1ФП военнослужащих, а также собственный опыт ее организации и проведения. Основными способами работы с этим материалом стали методы теоретического анализа, обобщения и систематизации накопленного в настоящее время опыта 1И1ФП военнослужащих.

Результаты исследования и их обсуждение. В Энциклопедическом словаре отмечается, что 1И1ФП - «это специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии» [6]. Ее специфичность обусловлена качественным своеобразием решаемых задач, к которым, по единодушному мнению большинства ученых и специалистов, принимавших участие во Всероссийской научно-практической конференции «Научные исследования в сфере физической подготовки и спорта в Вооруженных Силах: опыт и перспективы», относятся: формирование профессионально значимых двигательных умений и навыков, повышение специальной работоспособности на основе совершенствования функциональных возможностей организма, адаптация к неблагоприятным факторам военной службы [15].

По мнению Д. А. Осокина, «основное назначение ППФП - направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляет повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда» [17, с. 347].

Д. А. Сурков и Л. В. Капилевич дают следующую формулировку: «ППФП - это одно из основных направлений системы физического воспитания, призванное развить физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие формированию готовности специалиста к успешной профессиональной деятельности» [22, с. 144].

Л. П. Матвеев [13] считает, что ППФП - это физическая подготовка, прикладно-профилированная по отношению к трудовой деятельности, избранной индивидом в качестве профессии. Он подчеркивает, что множество современных профессий уже не требуют высокого уровня мышечного воздействия, как труд прошлого времени. Но данное обстоятельство не устранило значимости высокого внимания к определённым видам труда. К ним можно отнести такие сферы деятельности, как освоение новых природных и географических открытий человеком, а также современная военная служба.

Е. В. Матухно подчеркивает: «Цель ППФП - психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Чтобы эта цель была достигнута, необходимо создать у будущих специалистов психофизические предпосылки и готовность: к ускорению профессионального обучения; достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии; предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия; использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время; выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе» [14].

Ж. К. Холодов и В. С. Кузнецов в качестве цели ППФП определяют формирование психофизической готовности к эффективной и безопасной профессиональной деятельности. Достижение этой цели обеспечивается через решение ряда взаимосвязанных «задач:

1) развитие профессионально значимых физических и психических качеств;

2) формирование и совершенствование профессионально-прикладных двигательных умений и навыков;

3) повышение функциональной устойчивости организма к воздействию негативных условий и факторов профессиональной деятельности;

4) вооружение знаниями и умениями успешного освоения практического раздела ППФП» [24].

Каждая профессиональная деятельность, в том числе и деятельность военнослужащих, характеризуется качественным своеобразием требований к развитию определенных физических и психических способностей, уровню владения определенными профессионально значимыми двигательными умениями и навыками [16], [20].

Очевидно, что военнослужащему необходима 1И1ФП, связанная с постоянным передвижением и применением силовых качеств. Военнослужащему, выполняющему служебные задачи стационарно, свойственно применение выносливости и силы.

К основным задачам 1И1ФП, решение которых обеспечивает успешность профессиональной деятельности военнослужащих, относятся:

1) формирование основных прикладных компетенций;

2) овладение необходимыми прикладными знаниями, умениями и навыками;

3) развитие прикладных психофизических качеств и психофизиологических функций;

4) развитие профессионально значимых физических и психических качеств;

5) развитие других специальных прикладных качеств;

5) 6) укрепление здоровья и профилактика профессиональных заболеваний и травматизма [1], [2], [3], [4], [5], [23], [10].

В процессе 1И1ФП (сотрудников) военнослужащих помимо решения этих задач осуществляется формирование организационно-методических умений и навыков, воспитание морально-волевых и духовно-нравственных качеств [21].

Л. П. Матвеев [12] в связи с этим обращает внимание на необходимость осуществления 1И1ФП с учетом принципа всестороннего или всемерного содействия всестороннему гармоничному развитию индивида. Еще П. Ф. Лесгафт писал: «Только при гармоничном развитии всех органов организма человек в состоянии совершенствоваться и производить наибольшую работу при наименьшей трате материала и силы» [11, с. 261].

В процессе реализации этого принципа с использованием ценностей физической культуры создаются условия для формирования как общей культуры военнослужащих, так и умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, повышения уровня развития необходимых физических качеств, а также резервов адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности. Данный принцип говорит о том, что военнослужащий (сотрудник), получая специальную подготовку за время прохождения службы, должен развиваться и в духовном, и в нравственном отношении, понимать, какую ответственность он несет по защите государства и общества.

Эффективность 1И1ФП предполагает ориентацию на принцип прикладности, отражающий связь занятий физическими упражнениями с содержанием военной службы. Например, цель ППФП сотрудников, несущих службу стационарного характера (на посту), предполагает организацию тренировочного процесса с применением длительных статических упражнений и моделированием внезапного нападения и защиты [19].

Принцип оздоровительной направленности содействует оптимизации развивающего эффекта физкультурной деятельности [12]. Важными моментами реализации данного принципа выступают рационально нормированные нагрузки и интервалы отдыха, гигиенические условия здорового образа жизни, нормированное использование благоприятных условий внешней среды и закаливания.

Принцип взаимосвязи средств ОФП и ППФП предполагает использование тренировочных и соревновательных упражнений из различных видов спорта и прежде всего занятий профессионально-прикладными видами спорта (армейским рукопашным боем, боевым самбо, автоспортом, стрелковым спортом и т. п.).

Принцип доступности и индивидуализации нагрузки подразумевает соответствие средств и методов организации физической подготовки индивидуальному своеобразию ППФП военнослужащих.

Большое значение в практике 1И1ФП приобретает реализация принципа сознательности и активности. Это достигается за счет введения в программу 1И1ФП моти-вационного компонента, представляющего собой раскрытие перед занимающимися значения ППФП, ее целей и задач, оглашение результатов тестирования профессионально важных способностей, динамики их развития. А. А. Глазырин считает, что «основным механизмом организации ППФП курсантов должно стать создание условий, направленных на активизацию мотивов профессиональных достижений, развития потребности в самоопределении, необходимых для физического совершенствования личности будущего специалиста, способного к саморазвитию в процессе образования» [7, с. 133].

К основным средствам ППФП военнослужащих относятся прикладные физические упражнения и элементы отдельных видов спорта; прикладные виды спорта, вспомогательные средства; естественные оздоровительные силы природы и гигиенические факторы [18].

Для решения задач ППФП принято применять общепедагогические (словесные методы и методы обеспечения наглядности) и специфические (игровой метод; соревновательный метод; методы строго регламентированного упражнения) методы.

Методы строго регламентированного упражнения представлены методами развития физических качеств (методы избирательного, комплексного и сопряженного воздействия); методами формирования двигательных умений и навыков.

ППФП военнослужащих осуществляется в следующих организационных формах: учебные занятия, утренняя физическая зарядка, физическая тренировка в процессе служебной деятельности, самостоятельная физическая тренировка.

Учебные занятия и утренняя физическая зарядка являются обязательными формами проведения физической подготовки.

Физическая тренировка в процессе служебной деятельности организуется в целях поддержания профессиональной работоспособности военнослужащих. Она организуется и проводится при передвижениях подразделений к местам занятий, а также в ходе практических занятий по другим предметам обучения.

Самостоятельная физическая тренировка осуществляется самостоятельно или под присмотром инструктора. Данная работа направлена на самосовершенствование и улучшение общей и специальной физической подготовленности военнослужащего [16].

Критерии и показатели измерения и оценивания результатов ППФП регламентируются «Наставлением по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации», введенным в действие приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 200 с изменениями в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 июля 2013 г. № 560 «О внесении изменений в Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах» [16]. При этом учитываются общие положения, создаваемые специалистами по направлению деятельности военнослужащих.

На основе данных положений создается годовой план занятий по физическому воспитанию. В течение года организуется ряд проверочных мероприятий по физической подготовке. В их содержание входят проверка по ОФП (по всем физическим качествам), а также по специальной физической подготовке (ППФП), в состав которой входит демонстрация приемов защитно-атакующих действий и рукопашный бой.

Оценка результатов осуществляется соответствующими подразделениями, в чью компетенцию входит проверка и оценивание качества физической подготовленности (сотрудников) военнослужащих.

Выводы. Завершая реферативный обзор литературных данных, можно заключить, что целью ППФП современных военнослужащих выступает формирование физической и психической готовности к военной службе. Достижение этой цели обеспечивается через решение четырех задач: развитие профессионально-значимых физических и психических

качеств; формирование и совершенствование прикладных двигательных умений и навыков; совершенствование функциональной устойчивости организма к содержанию и условиям профессиональной деятельности; вооружение знаниями и умениями успешного освоения практического раздела ППФП.

Решение поставленных задач осуществляется с учетом качественного своеобразия реализации принципов: содействия всестороннему гармоничному развитию личности; прикладности; оздоровительной направленности; взаимосвязи средств общей и профессионально-прикладной физической подготовки; доступности и индивидуализации; сознательности и активности.

В содержание ППФП военнослужащих включаются прикладные физические упражнения и элементы отдельных видов спорта, прикладные виды спорта, вспомогательные средства, естественные оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Для решения задач ППФП используются общепедагогические (словесные методы и методы обеспечения наглядности) и специфические методы (игровой; соревновательный; методы строго регламентированного упражнения).

Основными формами организации ППФП военнослужащих являются учебные занятия, утренняя физическая зарядка, физическая тренировка в процессе служебной деятельности, самостоятельная физическая тренировка.

Критерии и показатели измерения и оценивания результатов ППФП регламентируются «Наставлением по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации». В их содержание наряду с показателями развития основных физических качеств входят и показатели по специальной физической подготовке, в том числе демонстрация приемов защитно-атакующих действий и рукопашный бой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенов К. В. Понятие военно-профессиональной подготовки, ее сущность и содержание / К. В. Аксенов // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - Т. 2, № 4. - С. 169-174.

2. Аксенов К. В. Пути повышения качества профессиональной подготовки выпускника военного вуза // Актуальные проблемы совершенствования подготовки специалистов в вузе : материалы облает, науч.-практ. конф. - Ярославль, 2001. - С. 112-114.

3. Аксенов К. В. Формирование содержания военно-профессиональной подготовки в вузе // Молодежь и экономика : тез. докл. VI межрегион, науч. конф. - Ярославль, 2002. - С. 93-94.

4. Астафьев К. А., Радченко О. В., Гниломедов Р. А. Зависимости развития основных физических качеств у курсантов с различным уровнем физической подготовленности // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. - Воронеж, 2015. - С. 746-749.

5. Ахметгареев Р. А., Вараксин В. Е., Иванов В. Г. Основные направления повышения качества военно-профессиональной подготовки будущих офицеров в системе военного вуза [Электронный ресурс]. - URL : https://cyberlenirLka.rU/article/n/osnovnye-napravleniya-povysheniya-kachestva-voemo-professionato buduschih-ofitserov-v-sisteme-voennogo-vuza 251-256, свободный (дата обращения : 20.12.2017).

6. Вайнер Э. Н. Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь. - М. : Флинта, 2012.-74 с.

7. Глазырин А. А. Методологические подходы к организации профессионально-прикладной физической подготовки курсантов академии МВД Республики Беларусь // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия «Педагогические науки. Физическая культура и спорт». - 2010. -№ 11. - С. 130-133.

8. Куделин А. Б., Титов В. В. Профессионально-прикладная физическая культура в системе физического воспитания курсантов военных вузов // Физическая культура и спорт в современном обществе : материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Смоленск, 2010. - С. 297-301.

9. Кузнецов И. А. Подготовка военнослужащих к боевым действиям в условиях горно-пустынной местности / И. А. Кузнецов. - СПб. : Военный институт физической культуры, 2005. - 287 с.

10. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры : учебник. - М. : Советский спорт, 2010.-464 с.

11. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. - СПб., 1905.-291 с.

12. Матвеев Л. П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 7. - С. 42^7.

13. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Физкультура и спорт : СпортАкадемПроцесс, 2008. - 544 с.

14. Матухно Е. В. Профессионально-прикладная физическая подготовка : учеб. пособие. - Комсомольск-на-Амуре : КнАГТУ, 2013. - 97 с.

15. Научные исследования в сфере физической подготовки и спорта в Вооруженных Силах: опыт и перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф., поев. 95-летию Тиграна Тиграновича Джамгарова (19211980) / под ред. А. Г. Щурова, О. Г. Румба, А. А. Горелова (Санкт-Петербург, 30 ноября 2016 г.). - СПб., 2017.

16. Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации: приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 200 с изм., внесенными приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 июля 2013 г. № 560 / Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

17. Осокин Д. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка как один из основных предметов, обеспечивающих формирование необходимых навыков и умений курсантов СПСА - филиала СПБУ ГПС МЧС России // Science Time. - 2015. - № 1. - С. 347-355.

18. Пархаева О. В., Судакова Ю. Е. Необходимость профессиональной прикладной физической подготовки студентов технологического института // Вестник Димитровградского инженерно-технологического института. -2014. -№ 1(3). - С. 196-202.

19. Полянский В. П. Теоретико-методические основы совершенствования прикладной физической культуры (ее содержание и формы) в современном обществе : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04. - М. : РГАФК, 1999.-368 с.

20. Построение и основы методики профессионально-прикладной физической подготовки. Теория и методика физического воспитания. - 2016 [Электронный ресурс]. - URL : http://xn-80aqqdgddhbMi.xn— plai/postroenie-i-osnovy-metodM-professionalno-prikladnoj-fizicheskoj- podgotovki/ (дата обращения : 10.02.2022).

21. Рубан А. В. Психолого-педагогические условия формирования аксиологической компетентности курсантов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. -2016.-№3(183).-С. 74-80.

22. Сурков Д. А., Капилевич Л. В. Специфика организации физического воспитания в вузах силовых ведомств // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 346. - С. 144-148.

23. Физическая подготовка : учебник / В. А. Кудин, В. А. Торопов, А. И. Ушенин, M. JI. Куликов. -СПб. : Изд-во СПб ун-та МВД России, 2010. - 312 с.

24. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Академия, 2000. - 457 с.

Статья поступила в редакцию 22.02.2022

REFERENCES

1. Aksenov К. V. Ponyatie voenno-professional'noj podgotovki, ее sushchnost' i soderzhanie / К. V. Aksenov // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2010. - T. 2, № 4. - S. 169-174.

2. Aksenov К. V. Puti povysheniya kachestva professional'noj podgotovki vypusknika voennogo vuza // Aktual'nye problemy sovershenstvovaniya podgotovki specialistov v vuze : materialy oblast. nauch.-prakt. konf. -Yaroslavl', 2001.-S. 112-114.

3. Aksenov К. V. Formirovanie soderzhaniya voenno-professional'noj podgotovki v vuze // Molodezh' i ekonomika : tez. dokl. VI mezhregion. nauch. konf. - Yaroslavl', 2002. - S. 93-94.

4. Astafev K. A., Radchenko О. V., Gnilomedov R. A. Zavisimosti razvitiya osnovnyh fizicheskih kachestv u kursantov s razlichnym urovnem fizicheskoj podgotovlennosti // Aktual'nye problemy deyatel'nosti podrazdelenij UIS : sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. - Voronezh, 2015. - S. 746-749.

5. Ahmetgareev R. A., Varaksin V. E., Ivanov V. G. Osnovnye napravleniya povysheniya kachestva voenno-professional'noj podgotovki budushchih oficerov v sisteme voennogo vuza [Elektronnyj resurs], - URL : https://cyberlemnka.ru/article/ri/osnovnye-napravleniya-povyshe

buduschih-ofitserov-v-sisteme-voennogo-vuza 251-256, svobodnyj (data obrashcheniya : 20.12.2017).

6. Vajner E. N. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura. Kratkij enciklopedicheskij slovar1. - M. : Flinta, 2012. - 74 s.

7. Glazyrin A. A. Metodologicheskie podhody k organizacii professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki kursantov akademii MVD Respubliki Belarus' // Vestnik Polockogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Peda-gogicheskie nauki. Fizicheskaya kul'tura i sport». -2010. -№ 11. - S. 130-133.

8. Kudelin А. В., Titov V. V. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya kul'tura v sisteme fizicheskogo vospi-taniya kursantov voennyh vuzov // Fizicheskaya kul'tura i sport v sovremennom obshchestve : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Smolensk, 2010. - S. 297-301.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Kuznecov I. A. Podgotovka voennosluzhashchih k boevym dejstviyam v usloviyah gorno-pustynnoj mest-nosti /1. A. Kuznecov. - SPb. : Voennyj institut fizicheskoj kul'tury, 2005. - 287 s.

10. Kuramshin Yu. F. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury : uchebnik. - M. : Sovetskij sport, 2010. - 464 s.

11. Lesgaft P. F. Rukovodstvo po fizicheskomu obrazovaniyu detej shkol'nogo vozrasta. - SPb., 1905. - 291 s.

12. Matveev L. P. Prikladnost' fizicheskoj kul'tury: ponyatijnye osnovy i ih konkretizaciya v sovremennyh usloviyah // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. - 1996. - № 7. - S. 42^7.

13. Matveev L. P. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury. - 3-е izd., pererab. i dop. - M. : Fizkul'tura i sport: SportAkademProcess, 2008. - 544 s.

14. Matuhno E. V. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka : ucheb. posobie. - Komsomol'sk-na-Amure : KnAGTU, 2013. - 97 s.

15. Nauchnye issledovaniya v sfere fizicheskoj podgotovki i sporta v Vooruzhennyh Silah: opyt i perspektivy : materialy Vseros. nauch.-prakt. konf., posv. 95-letiyu Tigrana Tigranovicha Dzhamgarova (1921-1980) / pod red. A. G. Shchurova, O. G. Rumba, A. A. Gorelova (Sankt-Peterburg, 30 noyabrya 2016 g.). - SPb., 2017.

16. Ob utverzhdenii Nastavleniya po fizicheskoj podgotovke v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii: pri-kaz Ministra oborony Rossijskoj Federacii ot 21 aprelya 2009 g. № 200 s izm., vnesennymi prikazom Ministra obo-rony Rossijskoj Federacii ot 31 iyulya 2013 g. № 560 / Dostup iz sprav.-pravovoj si-stemy «Garant».

17. Osokin D. A. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka как odin iz osnovnyh predmetov, obespechivayushchih formirovanie neobhodimyh navykov i umenij kursantov SPSA - filiala SPBU GPS MChS Ros-sii // Science Time. - 2015. - № 1. - S. 347-3 5 5.

18. Parhaeva О. V., Sudakova Yu. E. Neobhodimost' professional'noj prikladnoj fizicheskoj podgotovki stu-dentov tekhnologicheskogo instituta // Vestnik Dimitrovgradskogo inzhenerno-tekhnologicheskogo instituta. - 2014. -№1(3).-S. 196-202.

19. Polyanskij V. P. Teoretiko-metodicheskie osnovy sovershenstvovaniya prikladnoj fizicheskoj kul'tury (ее soderzhanie i formy) v sovremennom obshchestve : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.04. - M. : RGAFK, 1999. - 368 s.

20. Postroenie i osnovy metodiki professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki. Teoriya i metodika fizi-cheskogo vospitaniya. - 2016 [Elektronnyj resurs], - URL : http://xn--80aqqdgddhbb4i.xn-- plai/postroenie-i-osnovy-metodiki-professionalno-prikladnoj-fizicheskoj- podgotovki/ (data obrashcheniya : 10.02.2022).

21. Ruban A. V. Psihologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya aksiologicheskoj kompetentnosti kursantov // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. - 2016. - № 3(183). -S. 74-80.

22. Surkov D. A., Kapilevich L. V. Specifika organizacii fizicheskogo vospitaniya v vuzah silovyh vedomstv // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2011. - № 346. - S. 144-148.

23. Fizicheskaya podgotovka : uchebnik / V. A. Kudin, V. A. Toropov, A. I. Ushenin, M. L. Kulikov. - SPb. : Izd-vo SPb un-ta MVD Rossii, 2010. - 312 s.

24. Holodov Zh. K., Kuznecov V. S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta : ucheb. posobie dlya stud, vyssh. ucheb. zavedenij. - M. : Akademiya, 2000. - 457 s.

The article was contributed on February 22, 2022

Сведения об авторах

Проскурин Сергей Юрьевич - аспирант кафедры спортивных дисциплин Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0002-1252-5766, se-prosk@yandex.ru

Драндров Герольд Леонидович - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой спортивных дисциплин Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0002-2214-270Х, gerold49@mail.ru

Врублевский Евгений Павлович - доктор педагогических наук, профессор кафедры спортивных дисциплин Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины, г. Гомель, Беларусь, https://orcid.org/0000-0001-5053-7090, vru-evg@yandex.ru

Author Information

Proskurin, Sergey Yuryevich - Post-graduate Student, Department of Sports Disciplines, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0000-0002-1252-5766, se-prosk@yandex.ru

Drandrov, Ceroid Peonidovich - Doctor of Pedagogics, Professor, Head of the Department of Sports Disciplines, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0000-0002-2214-270X, gerold49@mail.ru

Vrublevskiy, Evgeniy Pavlovich - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Sports Disciplines, Gomel State University named after F. Skorina, Gomel, Belarus, https://orcid.org/0000-0001-5053-7090, vru-evg@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.