Научная статья на тему 'Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел: уточнение понятий и конкретизация задач'

Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел: уточнение понятий и конкретизация задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1733
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / СОТРУДНИК ОВД / GENERAL PHYSICAL TRAINING / SPECIAL PHYSICAL TRAINING / PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING / PURPOSE AND PROBLEMS OF PHYSICAL TRAINING / STAFF OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баркалов Сергей Николаевич

В статье проанализирован и уточнен понятийный аппарат, с учетом которого конкретизированы общие, специальные и профессионально прикладные задачи физической подготовки сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баркалов Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical training of staff of bodies of internal affairs: specification of concepts and specification of tasks

In article the conceptual framework taking into account which the general, special and professional and applied problems of physical training of staff of bodies of internal affairs are concretized is analysed and specified.

Текст научной работы на тему «Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел: уточнение понятий и конкретизация задач»

УДК 796.011.3

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: УТОЧНЕНИЕ ПОНЯТИЙ И КОНКРЕТИЗАЦИЯ ЗАДАЧ

PHYSICAL TRAINING OF STAFF OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS: SPECIFICATION OF CONCEPTS AND SPECIFICATION OF TASKS

Баркалов Сергей Николаевич

кандидат педагогических наук, доцент начальник кафедры физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова

г. Орел, Россия Barkalov Sergey Nikolaevich Ph. D., assistant professor head of the chair of physical training and sports Lukyanov orel law institute of the ministry of the interior of russia

Orel, Russia

Аннотация. В статье проанализирован и уточнен понятийный аппарат, с учетом которого конкретизированы общие, специальные и профессионально-прикладные задачи физической подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Abstract. In article the conceptual framework taking into account which the general, special and professional and applied problems of physical training of staff of bodies of internal affairs are concretized is analysed and specified.

Ключевые слова: общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка, цель и задачи физической подготовки, сотрудник ОВД.

Keywords: general physical training, special physical training, professional and applied physical training, purpose and problems of physical training, staff of bodies of internal affairs.

Теория и методика физической подготовки сотрудников органов внутренних дел (ОВД) является производной от научной дисциплины «Теория и методика физической культуры» и поэтому ей присущи все основные закономерности процесса физического воспитания, теоретические и методи-ческие знания о рациональных средствах, методах и формах физического совершенства человека, а также методики их использования в практической деятельности, раскрывающей в структуре и содержании этой деятельности пути успешной реализации задач физической подготовки, которые помимо прочего учитывают особенности условий и характера служебной деятельности сотрудников правопорядка. В этой связи в разработке специфических проблем теории и методики физической подготовки

сотрудников ОВД все специалисты опираются на основные положения теории и методики физической культуры, включая и ее понятий аппарат.

В настоящее время в нормативных правовых актах, регламентирующих физическую подготовку в системе Министерства внутренних дел (МВД) России, не представлено определение, что собой представляет физическая подготовка в органах внутренних дел Российской Федерации. Основой для такого определения должен быть Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», где установлено, что физическая подготовка - это процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик. Результатом такого процесса является физическая подготовленность, воплощенная в уровнях сформированности физкультурных знаний, двигательных умений и навыков, развитии физических качеств и работоспособности, необходимых для эффективной целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка) или вообще в жизни. В этой связи принято различать общую физическую подготовку, специальную и профессионально-прикладную.

Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности [1; 2].

Специальная физическая подготовка - специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности, предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека [1; 2]. Например, в спортивной практике термин «специальная физическая подготовка» применяют относительно специфики тренировочного процесса спортсмена в виде спорта, избранном им в качестве дисциплины специали-зации.

Профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой специализированный вид физической подготовки, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями той или иной профессии. Термин «прикладность» подчеркивает сугубо утилитарную профилированность части физической культуры применительно к основной в жизни человека и общества деятельности - к профессиональному труду. Основное назначение профессионально-прикладной физической подготовки - направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психофизических качеств человека, к которым предъявляет повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям (в том числе неблагоприятным) этой деятельности и формирование двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особым характером труда [2; 3].

В теории и методики физической подготовки сотрудников ОВД понятия «специальная физическая подготовка» и «профессионально-прикладная физическая подготовка» четкого различия не имеют, авторы, как правило, используют их в равнозначной степени. Нами предлагается эти понятия разделить по следующему принципу:

- к специальной физической подготовке отнести процесс, содействующий успеху в экстремальной служебной деятельности, связанной с самозащитой, силовым пресечением противоправных действий, преследованием право-нарушителей и их задержанием с применением физической силы (боевых приемов борьбы);

- к профессионально-прикладной физической подготовке отнести процесс по целенаправленному формированию профессионально значимых знаний, умений, навыков и качеств в конкретном направлении (специальности, специализации, профили, должности) повседневной службы.

Такое деление вызвано тем, что наряду с общей, присущей органам внутренних дел, спецификой, связанной с силовым противодействием нарушителям закона, «... служебная деятельность специалистов различного профиля в системе МВД также отличается между собой по содержанию, структуре, энергетическим тратам, по предъявляемым требованиям к общей и специальной работоспособности, к развитию профессионально значимых качеств, умений и навыков.» [4, с.1].

Таким образом, физическая подготовка сотрудников ОВД - это педагогический процесс, направленный на:

- совершенствование основного фонда базовых физкультурных знаний и организационно-методических умений, двигательных умений и навыков, физических качеств до уровня соответствующего требованиям различных сфер жизнедеятельности (общая физическая подготовка);

- формирование специальных знаний, двигательных умений и навыков и развитие физических, интеллектуальных и других психических качеств, имеющих ключевое значение при самозащите, силовом пресечении противо-правных действий и задержании лиц, их совершивших (специальная физическая подготовка);

- формирование прикладных физкультурных знаний и органи-заторско-методических умений, двигательных умений и навыков, развитие физических качеств и психофизических функций, психических качеств и личностных свойств, профессионально значимых в конкретном направлении повседневной служебной деятельности (профессионально-прикладная физическая подготовка).

Исходя из того, что собой представляет физическая подготовка сотрудников ОВД, формулируется ее цель (конкретный, ожидаемый результат) и задачи (средства для его достижения), которые детализируются в аспектах выделенных нами практических

профилирующих направлений педагогического процесса: общий (базовый) аспект, специальный и профессионально-прикладной аспекты.

Так, целью физической подготовки сотрудников ОВД является обеспечение необходимого уровня их психофизической подготовленности для эффективного выполнения оперативно-служебных задач, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, которая достигается решением следующих общих, специальных и профессионально-прикладных задач.

Общие задачи физической подготовки сотрудников ОВД:

1) освоение основ теории и методики физического воспитания, спорта и здорового образа жизни;

2) формирование фонда двигательных умений и навыков, развитие основных физических качеств до уровня соответствующего требованиям профессиональной и других сфер жизнедеятельности;

3) содействие поддержанию и укреплению здоровья, сохранению продуктивного уровня общей работоспособности, воспитание сознательного отношения к систематическим занятиям физическими упражнениями и другим компонентам здорового образа жизни;

4) приобретение умений организации самостоятельных занятий физической культурой и спортом, овладение приемами самоконтроля за состоянием здоровья и физической подготовленностью.

Специальные задачи физической подготовки сотрудников ОВД:

1) освоение нормативно-правовых и организационно-методических основ физической подготовки в системе МВД России;

2) преимущественное развитие и совершенствование ключевых физических качеств, обеспечивающих эффективное силовое противодействие правонарушителям:

- абсолютной силы основных мышечных групп ног, туловища и рук (двигательная способность противостоять внешнему сопротив-лению или перемещать грузы, в том числе свое тело, в пространстве);

- скоростных способностей и взрывной силы мышц рук и ног (двигательная способность выполнять скоростную работу в виде спринта, прыжков, ударов и т.п.);

- специальной (скоростной и силовой) выносливости (двигательная способность выполнять интенсивную работу в скоростном или силовом режиме, характерном для ситуаций преследования правонарушителя или ведения с ним силового единоборства);

- ловкости (двигательная способность быстро, оперативно, целесообразно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях, характеризующихся неожиданностью и внезапностью, что может возникнуть при преследовании правонарушителя на различных участках местности и непосредственном его задержании на городских улицах, в общественном транспорте, в помещении и других ситуациях);

3) совершенствование двигательных действий в преодолении естественных и искусственных препятствий городского и полевого типа, формирование специальных знаний и навыков в применении боевых приемов борьбы, обеспечивающих самозащиту, обезоруживание, силовое задержание и сопро-вождение правонарушителей как индивидуально, так и во взаимодействии с напарником (или в группе);

4) формирование целостной готовности личного состава к перенесению высоких физических и психических нагрузок в период подготовки и выполнения экстремальных задач, воспитание психоэмоциональной устойчивости, уверенности в своих силах, смелости и решительности, самодисциплины, инициативности и находчивости, выдержки и самообладания;

5) приобретение умений самостоятельно поддерживать и контролировать собственную специальную подготовленность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Профессионально-прикладные задачи физической подготовки сотрудников ОВД:

1) овладение прикладными физкультурными знаниями о сущности профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) и индивидуальной профессионально-прикладной физической культуре сотрудника ОВД, ее функциях, формах, структуре и возможностях в оптимизации служебной деятельности;

2) создание у сотрудников полного представления об особенностях характера и условий их служебной деятельности и требованиях, которые она предъявляет к профессионалу;

3) формирование практических и методических умений применения физических упражнений и других факторов физической культуры для:

а) совершенствования необходимых в службе двигательных навыков;

б) самовоспитания профессионально значимых физических качеств и психофизических функций, психических способностей, деловых и других личностных свойств;

в) повышения, сохранения и восстановления профессиональной работоспособности, коррекции воздействий на организм неблагоприятных факторов служебной деятельности (профес-сиональных вредностей) и профилактики сопутствующих заболеваний;

4) овладение приемами самоконтроля за своим психофизическим состоянием и способами его саморегулирования; методикой подбора физических упражнений, психологических, гигиенических и естественных факторов природы, составления комплексов и планов проведения занятий в рамках различных форм ППФП;

5) воспитание потребности в занятиях различными формами ППФП с последующим включением их в личный режим жизне-

деятельности, обучение основам организации и методики проведения самостоятельных занятий в режиме рабочего дня (производственная гимнастика) и вне его рамок (утренняя физическая зарядка, занятия физической культурой и спортом в послерабочее время, выходные дни и отпуске с элементами профес-сиональной направленности).

Перечисленные профессионально-прикладные задачи должны быть конкретизированы с учетом особенностей службы в соответ -ствующем подразделении и должности. Так, например, в ранее проведенных исследованиях нами были определены следующие требующие учета в процессе ППФП специ-фические особенности службы эксперта-криминалиста: «... напряженный в психическом и биофункциональном отношениях режим труда (средняя продолжительность рабочего дня - 9 ч. 17 мин., максимальная продолжительность - до 13 ч., число суточных дежурств в месяц - 45); большой объем аналитических операций и точных микродвижений кистями и пальцами рук во время проведения криминалистических экспертиз,. на что затрачивается до 70% рабочего времени; малоподвижность (в среднем за рабочий день эксперт-криминалист проходит 792 м, во время выезда - 1-2 км); длительное нахождение в положении сидя (до 80% рабочего дня); напряжение зрительного анализатора и психоэмоциональная напряженность (длительность сосредоточенного наблюдения 50-75% рабочего времени, монотонность - число элементов рабочих операций 6-3, большой объем точной работы с повышенной ответственностью в условиях дефицита времени); возможность интоксикации при работе в баллистических лабораториях, фотолабораториях и др.; частое несоблюдение требований к организации рабочего места (недостаточная освещенность и вентиляция воздуха, излучение от компьютеров, работа на которых составляет в среднем 51% рабочего времени); ...» [4, с.19-20]. Приведенные результаты позволили сформулировать ряд профессионально-прикладных задач физической подготовки экспертов-криминалистов, направленных на повышение профессиональной работоспособности и устойчивости их организма к воздействию выявленных неблагоприятных факторов служебной деятельности. В частности, развитие и совершенствование таких психофизических качеств, способностей и личностных свойств, как: «... общая выносливость, статическая выносливость мышц спины, шеи и плечевого пояса, динамическая выносливость мышц предплечий и кистей, координация (согласованность) движений кистей и пальцев рук, точность движений и способность дозировать силовые напряжения, быстрота зрительного различения, выносливость зрительного анализатора, устойчивость к гиподинамии, монотонии и интоксикации;. концентрация, распределение, переключение и устойчивость внимания, психоэмоциональная устойчивость, аналитические способности, терпение и выдержка, инициативность и дисци-плинированность...»

[4, с.20-21].

Резюмируя, отметим, что решение профессионально-прикладных задач физической подготовки призвано адаптировать и готовить сотрудника ОВД к избранному виду профессиональной деятельности. Поэтому эти задачи можно назвать специфическими и направленность их определяется требованиями конкретной занимаемой должности. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в процессе ППФП обеспечивается наряду со специфическим тренировочным эффектом в известной степени и генерализованный эффект -параллельно происходит общее укрепление организма и здоровья сотрудника, повышается уровень его всестороннего физического развития, обогащается фонд двига-тельных умений и навыков [5], что гарантирует предпосылки продуктивности любой деятельности, в том числе и профессиональной.

Литература

1. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта [Электронный ресурс]. иhttp://samzan.ru/95619 (дата обращения: 06.03.2019).

2. Баркалов С. Н. Профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников ОВД: основные понятия, направления совершенствования, образовательные технологии // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2016. С. 31-46.

3. Каштанова И. И., Князева Т. И., Кочанов Б. Н., Михайлина О. А., Чалова Л. В. Роль профессионально-прикладной физической подготовки в формировании навыков специалистов различных профессий // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни : сборник научных статей Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. Воронеж : Научная книга, 2015. С. 544-552.

4. Баркалов С. Н. Методика служебно-боевой подготовки курсантов вузов МВД России с учетом специфики профессиональной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москваб 2005. 24 с.

5. Поздняков Г. П., Пакетин Д. А., Иванов Т. А. Направленность и содержание профессионально-прикладной физической подготовки курсантов-штурманов // Военный научно-практический вестник. 2016. № 2(5). С. 100-103.

References

1. Holodov Zh. K., Kuznecov B. C. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta [Theory and methodology of physical education and sport]. Available at: http://samzan.ru/95619 (accessed 06.03.2019).

2. Barkalov S. N. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka sotrudnikov OVD: osnovnye ponyatiya, napravleniya sovershenstvovaniya, obrazovatel'nye tekhnologii [Professionally-applied physical training of police officers: basic concepts, areas of improvement, educational technologies]. Sovershenstvovanie fizicheskoj podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov. Sbornik statej [Improving the physical training of law enforcement officers: collection of articles]. Orel, OrYUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov Publ., 2016, pp. 31-46.

3. Kashtanova I. I., Knyazeva T. I., Kochanov B. N., Mihajlina O. A., Chalova L. V. Rol' professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki v formirovanii navykov specialistov razlichnyh professij [The role of professionally-applied physical training in the formation of skills of specialists in various professions]. Mediko-biologicheskie i pedagogicheskie osnovy adaptacii, sportivnoj deyatel'nosti i zdorovogo obraza zhizni. Sbornik nauchnyh statej Vserossijskoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem [Biomedical and Pedagogical the basics of adaptation, sports and a healthy lifestyle. A collection of scientific articles of the All-Russian correspondence scientific-practical conference with international participation]. Voronezh, Scientific Book Publ., 2015, pp. 544552.

4. Barkalov S. N. Metodika sluzhebno-boevoj podgotovki kursantov vuzov MVD Rossii s uchetom specifiki professional'noj deyatel'nosti. Avtoref. dis. kand. ped. Nauk [Methods of military-service training of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, taking into account the specifics of professional activity. Abstract diss. cand. ped. sci. Moscow, 2005, 24 p.

5. Pozdnyakov G. P., Paketin D. A., Ivanov T. A. Napravlennost' i soderzhanie professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki kursantov-shturmanov [Orientation and content of professionally-applied physical training of navigating cadets]. Voennyj nauchno-prakticheskij vestnik - Military Scientific and Practical Bulletin, 2016, no. 2(5), pp. 100-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.