УДК 796.011.3
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ
СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
Герасимов Игорь Викторович кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры «Физическая подготовка и спорт» Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова
Орел, Россия
Моськин Сергей Александрович старший преподаватель кафедры «(Физическая подготовка и спорт Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова
Орел, Россия
Подрезов Игорь Николаевич преподаватель кафедры «Физическая подготовка и спорт» Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова
Орел, Россия
INDEPENDENT OCCUPATIONS IN SYSTEM OF PREPARATION
POLICE OFFICERS
Gerasimov Igor Viktorovich candidate of sciences (pedagogical), assistant professor of the chair of physical training and sports Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after V. V. Lukyanov
Orel, Russia
Moskin Sergey Aleksandrovich Lecturer of the chair of Physical training and sports. Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named V. V. Lukyanov.
Orel, Russia
Podrezov Igor Nikolaevich Lecturer of the chair of Physical training and sports Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named V. V. Lukyanov
Orel, Russia
Аннотация В статье рассматривается возможности самостоятельных занятий для целенаправленного решения задач физической подготовленности сотрудников полиции.
Summary. In article is considered possibilities of independent occupations for the purposeful solution of problems of physical fitness of police officers.
Ключевые слова. Самостоятельные занятия, физическая подготовка сотрудников полиции, физические упражнения, физические качества.
Keywords. Ndependent occupations, physical training of police officers, physical exercises, physical qualities.
Оперативно-служебная деятельность сотрудников полиции находится под постоянным воздействием целого комплекса факторов, не имеющих места в повседневной жизни человека. Они нередко оказывается в ситуациях, опасных для жизни, как их самих, так и окружающих в данный момент людей [3].
Профессиональная подготовленность сотрудников органов внутренних дел включает в себя специальные знания, умения и навыки, обеспечивающие высокую эффективность служебной деятельности. Их психическая подготовленность представляет собой умение управлять своими психическими процессами для выполнения намеченной программы действий сообразно сложившейся оперативной обстановки.
Разнообразие решаемых в процессе служебной деятельности профессиональных задач предъявляет высокие требования к уровню физической подготовленности сотрудников полиции
Физическая подготовленность определяется как физическое состояние, позволяющее успешно решать оперативно-служебные задачи. Она дает возможность переносить большие физические нагрузки и действовать на фоне утомления, в условиях высокого нервно-эмоционального напряжения, воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды.
Однако, результаты проведенных проверок показывают, что далеко не все сотрудники имеют необходимый уровень физической подготовленности, что в свою очередь неблагоприятно влияет на профессиональную работоспособность и состояние здоровья. Проведенные исследования свидетельствуют и о невысоком уровне личной физической культуры у большинства сотрудников. Что, на наш взгляд, объясняется отсутствием необходимой теоретической и методической подготовки, способствующей формированию мотивационного компонента процесса физического самосовершенствования.
Полученные данные определяют необходимость поиска путей совершенствования процесса обучения по физической подготовке, прежде всего у сотрудников, не имеющих возможности регулярно посещать занятия по профессиональной служебной и физической подготовке ввиду их занятости на службе.
На практике образовательный процесс по физической подготовке имеет ярко выраженную тренировочную направленность, решая задачи повышения двигательного потенциала сотрудников различных подразделений полиции.
К одной из причин, обусловливающих малоэффективное обучение, следует отнести низкий уровень сформированности у них специализированных знаний и умений в области теории и методики физической подготовки, на основе которых должен базироваться весь процесс совершенствования профессионального мастерства квалифицированных специалистов. Кроме того, важно отметить, что специальные знания по физической подготовке необходимы не только ее непосредственным руководителям, но и каждому сотруднику в отдельности. Имеющая место не систематичность в обучении, могла бы заполниться эффективной самостоятельной тренировкой, для чего сотрудникам необходимы соответствующие знания. Необходимость этого усиливается еще и тем, что каждый
сотрудник полиции несет личную ответственность за уровень своей физической подготовленности.
К основным средствам самостоятельных занятий физической подготовкой, как правило, относятся физические упражнения, естественные факторы внешней среды и гигиенические факторы.
Основным средством являются:
- физические упражнения из арсенала лечебной и оздоровительной физической культуры, которые используются для улучшения функционирования отдельных органов и систем организма, задействованных в конкретном рабочем процессе и на которые приходится основное воздействие неблагоприятных факторов профессиональной деятельности;
- физические упражнения общей и специальной физической подготовки (для развития профессионально значимых физических качеств и двигательных навыков);
- занятия профилированными видами спорта (для комплексного развития профессионально важных двигательных умений, навыков, качеств, способностей и функций органов и систем организма) [1].
Повышению, сохранению и восстановлению физической и умственной работоспособности, улучшению общей устойчивости организма и переносимости воздействий профессиональных «вредностей» активно способствуют природные факторы (солнце, воздух и вода), гигиенические и психологические факторы (санитарно-гигиеническая обстановка мест занятий и оборудования, режим дня и рацион питания, вспомогательные гигиенические и психологические средства повышения и восстановления работоспособности, такие как массаж и самомассаж, холодный, теплый или контрастный душ, парная баня или сауна, аутотренинг и т.п.). Правильное применение таких мероприятий усиливает эффект использования физических упражнений и вместе с тем может служить относительно самостоятельным средством физической подготовки [4].
При подборе средств и методов самостоятельных занятий физической подготовкой необходимо руководствоваться следующими условиями: во-первых, выбранные средства и методы должны максимально обеспечивать решение задач физической подготовки сотрудников ОВД. Во-вторых, предусматривать использование таких воздействий, которые в наибольшей степени улучшают качества и навыки, необходимые в дальнейшей служебной деятельности. В-третьих, применяемые приемы для формирования конкретного физического качества, должны параллельно улучшать и другие жизненно и профессионально важные способности, содействовать решению основных задач физической подготовки, не вести к отрицательным последствиям. В-четвертых, предусматривать подбор средств, которые доступны как с точки зрения функциональных возможностей и интереса к ним занимающихся, так и с точки зрения материально-технического обеспечения занятий [2].
Современный уровень знаний в области физической культуры и спорта позволяют подобрать необходимые средства и методы в виде специальной типовой методики для целенаправленного решения задач физической сотрудников полиции в самостоятельных занятиях.
Развитие профессионально значимых физических, психических качеств и психофизических функций происходит с помощью воздействий на соответствующие
механизмы, обеспечивающие эти качества, специальными физическими упражнениями и другими факторами физической культуры.
Выносливость - необходимое качество для сотрудников ОВД, т.к. является базовым компонентом в обеспечении высокой профессиональной работоспособности. Развитие и совершенствование общей выносливости обеспечивается длительным выполнением тренировочной нагрузки умеренной и большой интенсивности. Для этого используются разнообразные физические упражнения, вовлекающие в работу не менее 70 % мышц тела. Наиболее эффективны в этом смысле различные циклические упражнения. При этом используются методы:
- непрерывного упражнения с нагрузкой 60-70%, продолжительностью от 5-10 мин. до 30-50 мин., при частоте сердечных сокращений (ЧСС) 160-180 уд/мин;
- повторно-интервального упражнения (для подготовленных занимающихся): интенсивность - 75-85%, по ЧСС от 120-140 уд/мин до 170-180 уд/мин; количество повторений - от 3-4 до 6-8 раз.
Рекомендуемые упражнения: длительный бег, передвижение на лыжах, плавание, езда на велосипеде, бег на коньках, гребля, продолжительные спортивные и подвижные игры, марш-броски и т.п.
Сила - для ее развития используются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц.
Для воспитания собственно силовых способностей, как правило, применяют упражнения, выполняемые в среднем темпе с непредельными отягощениями: в зависимости от уровня подготовленности 40-70 % от максимума, 3-6 подходов по 10-12 повторений, интервалы отдыха между подходами практически до восстановления (2-5 мин). Отягощение следует увеличивать по мере того, как количество повторений в одном подходе начинает превосходить заданное. В дальнейшем вес отягощения постепенно увеличивают до возможного числа повторений 5-6 в одном подходе.
Для развития скоростно-силовых способностей используются силовые упражнения с непредельными отягощениями, выполняемые с максимально возможной скоростью. Отягощение берется в пределах 30-60 % от максимума, число повторений 6-10 (в зависимости от веса отягощения), интервалы отдыха между подходами 3-4 мин.
Воспитание силовой выносливости заключается в многократном повторении упражнения с отягощением небольшого веса (30-60 % от максимума) с числом повторений от 20 до 70. Там, где специализируемое упражнение связано с длительным проявлением умеренных усилий, целесообразна работа с легким весом в повторных упражнениях «до отказа» (30-40 % от максимума). Эффективным также является метод круговой тренировки с общим количеством станций от 5 до 15-20 и с отягощением 40-50 % от максимума. Упражнения выполняются «до отказа». Количество серий и время отдыха между сериями и после каждого упражнения может быть разным, в зависимости от задач, решаемых в тренировочном процессе.
Ловкость - основным средством воспитания ловкости являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность упражнений можно увеличить за счет изменения временных, пространственных и динамических параметров, комбинируя двигательные навыки;
сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченный промежуток времени.
Наиболее широкую и доступную группу средств для развития ловкости составляют гимнастические упражнения динамического характера. Это упражнения с мячами, гимнастическими палками, скакалками, и др., выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела в разные стороны, а также кувырки, различные перекаты и упражнения в равновесии.
Для развития способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой эффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт.
Быстрота. Под быстротой понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени.
Средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения).
Для развития быстроты отдельных движений применяются те же упражнения, что и для развития взрывной силы, но без отягощения или с таким отягощением, которое не снижает скорости движении. Кроме этого используются такие упражнения, которые выполняют с неполным размахом, с максимальной скоростью и с резкой остановкой движений, а также старты и спурты.
Основными методами воспитания скоростных способностей являются:
- методы строго регламентированного упражнения;
- соревновательный метод;
- игровой метод.
Методы строго регламентированного упражнения включают в себя: а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения; б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.
При использовании метода вариативного упражнения чередуют движения с высокой интенсивностью (в течение 4-5 с) и движения с меньшей интенсивностью -вначале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз подряд.
Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, - уравнительные соревнования).
Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера».
Гибкость - важное физическое качество, которое обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении служебно-прикладных двигательных действий.
В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание.
Основными упражнениями для развития гибкости служат движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем). Упражнения, выполняемые с помощью партнера; движения, выполняемые с помощью резинового эспандера или амортизатора; пассивные движения с использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой и т.п.); движения, выполняемые на снарядах (в качестве отягощения используют вес собственного тела). Статические упражнения, выполняемые с помощью партнера, собственного веса тела или силы, требуют сохранения неподвижного положения с предельной амплитудой в течение определенного времени.
Психоэмоциональная устойчивость обеспечивается путем приобретения опыта волевого поведения в условиях эмоциональной напряженности, совершенствования физиологических процессов адаптации к стресс-факторам. Для этого используются упражнения, моделирующие различные стрессовые ситуации (ограничение времени или пространства; создания элементов внезапности, риска и соревнования; действия на фоне усталости и т.п.) и требующие мобилизации всех сил занимающихся для эффективного выполнения поставленной двигательной задачи в заданных условиях. Естественно, применение соревновательного метода ускоряет развитие этого качества, а чтобы упражнения способствовали эффективному закреплению волевых качеств. Сложность заданий должна возрастать постепенно.
Для воспитания психоэмоциональной устойчивости можно рекомендовать спуск на лыжах с горы, бег с барьерами, выполнение гимнастических упражнений, поединки по различным видам единоборств, преодоление полос препятствий, спортивные и подвижные игры.
В заключении необходимо отметить, что систематическое и комплексное использование элементов физической культуры и спорта с включением их в распорядок дня и образ жизни поможет сотруднику полиции высококвалифицированно выполнять должностные обязанности на протяжении всей профессиональной деятельности без ущерба для здоровья, иметь моральное удовлетворение результатами своего труда.
_й
Список литературы
V-/
1. Алдошин А. В. Спорт в профессиональной физической подготовке сотрудников ОВД / А. В. Алдошин // Наука и практика: журнал. - Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова. - 2014. - №3(60). - С. 126-129.
2. Баркалов С. Н. Особенности проектирования физической подготовки сотрудников органов внутренних дел / С. Н. Баркалов // Наука и практика: журнал. - Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова. - 2015. - №1(62). - С. 117-119.
3. Герасимов И. В. Формирование у сотрудников полиции практических навыков правомерного применения боевых приемов борьбы на занятиях по физической подготовке / И. В. Герасимов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»: научный журнал. - Орел: изд-во ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет». - 2014. - №4(60). - С. 232-235.
4. Еремин Р. В. Физическая подготовка как фактор, определяющий качество профессиональной деятельности и развития личности / Р. В. Еремин // Наука и практика: журнал. - Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова. - 2014. -№2(59). - С. 167-170.
_Q
References
1. Aldoshin A. V. Sport in vocational physical training of staff of Department of Internal Affairs // Science and practice: magazine. - Eagle: OrYuI Ministry of Internal Affairs of Russia of V. V. Lukyanov. - 2014. - No. 3(60). - Page 126-129.
2. Barkalov S. N. Features of design of physical training of staff of law-enforcement bodies // Science and practice: magazine. - Eagle: OrYuI Ministry of Internal Affairs of Russia of V V Lukyanov. - 2015. - No. 1(62). - Page 117-119.
3. Gerasimov I. V. Formation at police officers of practical skills of lawful application of fighting methods of fight on classes in physical training // Scientific notes of the Oryol state university. "Humanitarian and Social Sciences" series: scientific magazine. - Eagle: FGBOU VPO'S publishing house "Oryol state university". - 2014. - No. 4(60). - Page 232-235.
4. Eremin R. V. Physical training as the factor defining quality of professional activity and development of the personality // Science and practice: magazine. - Eagle: OrYuI Ministry of Internal Affairs of Russia of V. V. Lukyanov. - 2014. - No. 2(59). - Page 167170.