Научная статья на тему 'Модель физического воспитания курсантов морского вуза'

Модель физического воспитания курсантов морского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL TRAINING / КУРСАНТЫ / CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Букша С. Б.

В статье представлена структурно-содержательная модель процесса физического воспитания курсантов морского вуза. Модель позволяет графически изобразить связи и описать основные характеристики процесса профессионально-прикладной физической подготовки курсантов. Организационно-целевой блок конкретизирует задачи и принципы достижения цели; содержательный блок модели включает описание основных компонентов физической подготовки; процессуальный блок отражает взаимодействие субъектов процесса физического воспитания на всех этапах его осуществления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION MODEL OF MARITIME UNIVERSITY CADETS

The paper presents the structurally-substantial model of the physical education process of marine high school cadets. The model allows to graphically describe the connections and describe the main characteristics of the process of professionally-applied physical training of cadets. The organizational and target unit concretizes the problems and principles of achieving the goal; The content block of the model includes a description of the main components of physical training; the procedural block reflects the interaction of the subjects of the physical education process at all stages of its implementation.

Текст научной работы на тему «Модель физического воспитания курсантов морского вуза»

psihologija: aktual'nye problemy issledovanij na sovremennom jetape» [Information package of IV International research and practice conference "Pedagogy and psychology: actual problems of researches at the present stage]. - 2014. - P. 58-60. [in Russian]

4. Volkov A. A.Bilingvizm i ego klassifikacii [Bilingualism and its classification] [Electronic resource] / A.A.Volkov// Fond znanij «Lomonosov». - URL: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0127453:article (accessed:15.04.2016). [in Russian]

5. Zakon Respubliki Saha (Jakutija) «O jazykah v Respublike Saha (Jakutija)»//Sajt informacionno - pravovogo portala «Garant.ru» [Law of the Republic of Sakha (Yakutia) "About languages in the Republic of Sakha (Yakutia)"[Accepted by Supreme Soviet of the Republic of Sakha (Yakutia) on October 16, 1992, №1171-XII//Website of data and juridical portal "Garant.ru"].-[Electronic resource].- URL: www.garant.ru/hotlaw/yakut/1121875 (accesed:19.10.2017). [in Russian]

6. Mahmudova A.Zh. Javlenija interferencii i perenosa v izuchenii inostrannyh jazykov v uslovijah subordinativnoj triglossii uchashhihsja srednih shkol respubliki Dagestan [Interference and transferring phenomena in foreign language learning in conditions of pupils' subordinate trilingualism at the Repulblic of Dagestan secondary schools] [Electronic resource] / A.Zh. Mahmudova. - URL: http://docs.cntd.ru/document/473509401 (accessed:13.10.2017). [in Russian]

7. Gosudarstvennaja programma Respubliki Saha (Jakutija) «Razvitie sel'skogo hozjajstva i regulirovanie rynkov sel'skohozjajstvennoj produkcii, syr'ja i prodovol'stvija na 2012-2016 goda» [State Program of the Republic of Sakha (Yakutia) "Agricultural development and market regulations of farm products, raw materials and foods between 2012 and 2016]:[Accepted by president of the Republic of Sakha (Yakutia) on October 7, 2011].-[Electronic resource].- URL: http://docs.cntd.ru/document/473509401 (accessed: 22.10.2017). [in Russian]

8. Pticyna O.N. Osobennosti samoorganizacii jakutskih studentov v uchebnoj dejatel'nosti [Features of yakut students' self-organization in learning activities] : thesis. dis. ...PhD in Pedagogy / O.N. Pticyna; Yakut state university named after M.K. Ammosov. - Yakutsk, 1995. - 22 p. [in Russian]

9. Utkin K.D. Pedagogika mudrosti [Pedagogy of wisdom] / K.D. Utkin. - Yakutsk : Bichik, 2010 - 352 p. [in Russian]

10. UNESCO Guidelines on Intercultural Education, 2006 [Electronic resource] URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001478/147878e.pdf (accessed :11.10.2017).

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.66.071 Букша С.Б.

ORCID: 0000-0002-1976-5455, кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет» МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА

Аннотация

В статье представлена структурно-содержательная модель процесса физического воспитания курсантов морского вуза. Модель позволяет графически изобразить связи и описать основные характеристики процесса профессионально-прикладной физической подготовки курсантов. Организационно-целевой блок конкретизирует задачи и принципы достижения цели; содержательный блок модели включает описание основных компонентов физической подготовки; процессуальный блок отражает взаимодействие субъектов процесса физического воспитания на всех этапах его осуществления.

Ключевые слова: физическое воспитание, профессионально-прикладная физическая подготовка, курсанты.

Buksha S.B.

ORCID: 0000-0002-1976-5455, PhD in Pedagogy, FSBEI of HE "Kerch State Maritime Technological University PHYSICAL EDUCATION MODEL OF MARITIME UNIVERSITY CADETS

Abstract

The paper presents the structurally-substantial model of the physical education process of marine high school cadets. The model allows to graphically describe the connections and describe the main characteristics of the process of professionally-applied physical training of cadets. The organizational and target unit concretizes the problems and principles of achieving the goal; The content block of the model includes a description of the main components of physical training; the procedural block reflects the interaction of the subjects of the physical education process at all stages of its implementation.

Keywords: physical education, professionally-applied physical training, cadets.

В современных условиях физическое воспитание курсантов морских специальностей осуществляется в вузе в процессе изучения базовой дисциплины «Физическая культура» в виде аудиторных и внеаудиторных форм работы, а также в процессе спортивной подготовки в секциях по избранным элективным направлениям. Важнейшее значение приобретает раздел физического воспитания, относящийся к профессионально-прикладной физической подготовке моряков. Различные аспекты совершенствования физической подготовки морских специалистов изучали А.Б. Борисов [1], И.В. Кулекин [6], Ю.С. Сивакова [8], Е.Б. Скачков [9], Е.П. Шарина [10] и другие. Ученые отмечают, что современная программа не выделяет специального раздела по физической подготовке морских курсантов, не содержит разъяснений по методике организации и содержанию профессионально-прикладной физической подготовки. При проведении исследования нами ставится задача повысить эффективность физической подготовки курсантов морского вуза, в особенности той ее части, которая определяется как профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Для создания представлений о структурных связях и четкой визуализации всего процесса физического воспитания курсантов, с включением специального раздела профессионально-прикладной физической

подготовки, мы применили метод моделирования, который позволяет графически представить и обосновать систему теоретических и практических аспектов, реализуемых в оптимальных педагогических условиях.

Цель статьи - представить модель организации физического воспитания курсантов морского вуза. В достижении цели необходимо представить графическое изображение связей внутри модели, описать основные характеристики блоков модели, уделить внимание особенностям организации профессионально-прикладной физической подготовки курсантов морского вуза.

Мы понимаем процесс моделирования, как мысленно представляемую и материально реализуемую систему, которая отображает и воспроизводит наиболее существенные для нашего исследования свойства и отношения изучаемого объекта и способствует расширению знаний об объекте [4, с. 2]. Модель в педагогических исследованиях позволяет переносить основные характеристики изучаемого сложного объекта на другой объект, специально созданный для изучения первого. Модель физического воспитания курсантов морского вуза включает организационно-целевой, содержательный, процессуальный и оценочный блоки (рис. 1). Организационно-целевой блок включает цели, задачи, основные принципы физического воспитания курсантов морского вуза. Цель подкрепляется объективными потребностями общества в подготовке высокопрофессиональных морских специалистов, готовых к высокопроизводительному труду в сложных

условиях.

Рис. 1 - Модель физического воспитания курсантов морского вуза

Достижение цели конкретизируется в следующих задачах: овладение теоретическим и практическими знаниями, умениями и навыками по физической культуре; повышение общей и специальной физической работоспособности и подготовленности; формирование мотивации к занятиям и высокой психологической устойчивости к стрессовым воздействиям; проявление самостоятельности в освоении ценностей физической культуры. Рассматривая особенности физического воспитания курсантов морского вуза, мы особо выделяем профессионально -прикладную физическую подготовку, ориентированную на формирование определенных кондиций (компетенций) моряка, прописанных в Конвенции по дипломированию моряков и несению вахты (ПДМНВ-78/95) [7]. Мы руководствуемся базовыми принципами в физическом воспитании курсантов, и это общепедагогические принципы гуманизации, индивидуализации, дифференциации, систематичности, последовательности, сознательности и активности; а также принцип упражняемости, главенствующий в физическом воспитании.

Содержательный блок модели представляет структуру и направленность физического воспитания курсантов морского вуза.

Физическое воспитание курсантов включает период обучения в морском вузе, а также период плавательных практик (всего около 12 месяцев), когда физическая подготовка организуется и проводится на судах. В содержании физического воспитания курсантов мы определяем следующую направленность: повышение уровня общей физической подготовленности; развитие физической работоспособности, совершенствование профессионально-значимых психомоторных способностей; коррекционная направленность (профилактика профессиональных заболеваний и травм); мотивационная направленность (формирование активного стремления к физическому самосовершенствованию).

Мы провели анализ общей и профессионально-прикладной физической подготовки [2] и выделили следующие ее компоненты: когнитивно-знаниевый (полученные курсантом знания на теоретических занятиях); деятельностно-операциональный (уровень освоения умений и навыков по физической культуре и ППФП; способность к самосовершенствованию); мотивационно-волевой (ценностное отношение к здоровью и физическому развитию).

Процессуальный блок модели, представленный на рисунке 1, отражает взаимодействие субъектов процесса физического воспитания (педагогов, тренеров и курсантов) на всех этапах учебно-тренировочной деятельности. Субъектное взаимодействие направлено на формирование мотивационно-ценностного отношения курсантов к процессу физической подготовки, на повышение самостоятельности в освоении ценностей физической культуры, а также на повышение уровня общей и специальной физической подготовленности.

Процессуальный блок содержит основные методы, средства и формы организации занятий по общей и профессионально-прикладной физической подготовке курсантов. Аудиторная работа включает теоретические и практические занятия по прикладному плаванию, легкой атлетике, футболу, волейболу и баскетболу, согласно учебной программе по физической культуре, а также тренировки в секциях по мини-футболу, баскетболу, волейболу, теннису и легкой атлетике, проводимые в рамках секционной работы с курсантами. Дополнительно мы включили в учебный процесс: специальный раздел по профессионально-прикладной физической подготовке курсантов (разработанная кафедрой методика развития профессионально-значимых психомоторных способностей курсантов: точности воспроизведения пространственных параметров движения; целевой точности; точности передвижения и др.) [7].

ППФП курсантов морского вуза содержит следующие средства и формы физического воспитания: специальные и общеразвивающие упражнения с использованием методов круговой тренировки (занятия со специальным оборудованием: координационные лестницы, балансировочные платформы и полусферы, подвесные системы и т.п.); прикладное плавание с выполнением специальных упражнений (сочетания стилей плавания, вращения, ныряния и др.); специальная кроссовая подготовка (развитие общей и специальной выносливости, умения дозировать усилия и сочетать технику бега); методика развития профессионально-значимых психомоторных способностей (специальные упражнения для развития вестибулярной устойчивости, равновесия и координации); спортивные игры; методическая подготовка (умение самостоятельно провести разминку, выполнить комплекс профессионально-ориентированных и профилактических упражнений). Также, в рамках проводимой работы, мы внедряем систему психомоторных и психотехнических игр для совершенствования рациональных способов управления движениями и приобретения оптимального фонда двигательных умений и навыков моряков.

Педагогические условия повышения эффективности ППФП курсантов морского вуза содержат следующие организационные аспекты: создание предпосылок для повышения общей и специальной физической работоспособности; освоение специальных заданий и тестов для совершенствования профессионально-значимых психомоторных способностей курсантов; организация самоконтроля для коррекции и профилактики производственного утомления и профессиональных заболеваний.

Оценочный блок модели содержит критерии и показатели эффективности физического воспитания курсантов морского вуза. Кратко контрольно-оценочные методы представлены в табл. 1.

Таблица 1 - Критерии, показатели и методики оценивания эффективности ППФП курсантов морского вуза

Критерий Показатель Методика

Когнитивный критерий Знания теории физической культуры и ППФП Тестовые задания по оцениванию знаний курсантов по разделам программы

Операциональный критерий Овладение практическим материалом; осуществление самоконтроля и самокоррекции Тесты и методики оценки физической подготовленности, работоспособности и уровня развития психомоторных способностей

Мотивационный критерий Сформированность моральных и волевых качеств Анкеты и тесты по оценке мотивации и психологической устойчивости курсантов

Мы предлагаем оценивать эффективность физической подготовки курсантов морского вуза по следующим уровням: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень физической подготовленности означает, что курсант имеет прочные знания по физической культуре; стремится к самосовершенствованию; проявляет настойчивость в процессе развития психомоторных способностей; умеет четко определять цель и выбирать средства и методы ее достижения; имеет высокий и выше среднего уровень развития основных двигательных качеств и психомоторных способностей; владеет методическими приемами по использованию основных средств ППФП.

Средний уровень физической подготовленности означает, что курсант усвоил некоторые знания по физической культуре и профессионально-прикладной физической подготовке; имеет начальные методические знания по организации процесса физического воспитания; требует периодического контроля со стороны преподавателя; проявляет неустойчивый интерес к самосовершенствованию и невысокую мотивацию к практической подготовке по ППФП; выполняя задания, не всегда правильно подбирает средства и методы физической подготовки, а проявления инициативы связаны лишь с внешними требованиями; имеет средний и ниже среднего уровень развития основных двигательных качеств и психомоторных способностей.

Низкий уровень физической подготовленности курсантов характеризуют следующие показатели: курсант не имеет знаний по теории и практике физической культуры, не стремится к усвоению знаний по профессионально-прикладной физической подготовке; не имеет методических навыков по самостоятельной организации процесса физической подготовки; постоянно требует контроля со стороны преподавателя; не видит необходимости развития профессиональных психомоторных способностей; имеет низкий уровень мотивации и не выполняет задания преподавателя; не осуществляет самоконтроль собственного физического состояния; имеет недостаточный уровень развития основных двигательных качеств и психомоторных способностей.

Описанные уровни эффективности физической подготовки курсантов морского вуза взяты за основу во время проведения экспериментальной работы. Апробация модели организации физического воспитания курсантов осуществляется кафедрой физического воспитания и спорта ФГБОУ ВО «КГМТУ» в процессе проведения инициативной научно-исследовательской работы.

Таким образом, в виде структурно-содержательной модели представлена программа эффективной физической подготовки курсантов морского вуза, которая рассчитана на поэтапное развитие и совершенствование профессионально важных физических качеств и навыков будущих моряков.

На первом этапе необходимо совершенствовать условия общей физической подготовки; на втором -стимулировать освоение специальных технических умений и навыков и развитие психомоторных способностей; на третьем этапе - направить усилия на повышение мотивации к самостоятельной подготовке, на повышение общего уровня работоспособности и освоение методических навыков организации самоподготовки курсантов. Визуализировать и охватить вниманием весь сложный процесс организации физической подготовки курсантов морского вуза, своевременно корректировать его условия, подбирать оптимальные методы и средства работы позволяет модель процесса, представленная выше.

Список литературы / References

1. Борисов, А.Б. Формирование профессионально-прикладной физической культуры курсантов морских колледжей, обучающихся по направлению «Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования»: автореф. дис...к. п. н.: 13.00.04 / А.Б. Борисов. - Краснодар, 2012. - 23 с.

2. Букша, С.Б. Компоненты профессионально-прикладной физической подготовки курсантов морского вуза / С.Б. Букша // Научный альманах. - 2016. - № 11 (3) 25. - с. 34-37.

3. Букша, С.Б. Критерии профессиональной физической подготовки моряков / С.Б. Букша, Е.С. Мартыненко, С.П. Васильченко // Наука и инновации: сб. матер. Междунар. научно-практической конференции, Пшемысль, Польша, 2014. - С.66-68.

4. Глинский, Б.Г. Моделирование как метод научных исследований: гносеологический анализ / Б.Г. Глинский. -М.: изд-во МГУ, 1965. - 247 с.

5. Демидова, Т.В. Факторы условий труда и их влияние на заболеваемость моряков / Т.В. Демидова, Э.М. Псядло, Е.В. Антошина, И.В. Плетос // Вестник морской медицины. - 2001. - № 1. - С. 25-30.

6. Кулекин, И.В. Состав приоритетных физических упражнения для курсантов-судоводителей в условиях длительной плавательной практики / И.В. Кулекин // Ученые записки. - 2011. - № 74 (4). - С. 109 - 113.

7. Платонова, Н.О. Особенности физической подготовки курсантов морского вуза / Н.О. Платонова // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в образовательных организациях: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 11 декабря 2015 г., г. Екатеринбург. - С. 294-296.

8. Сивакова, Ю.С. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов морских вузов [текст] / Ю.С. Сивакова // Молодежь-наука-инновации: материалы 55-й международной молодежной научно-технической конференции, 28-30 ноября 2007г. - Владивосток:, 2007. - С. 298-300.

9. Скачков, Е.Б. Формирование физической культуры как профессиональной компетентности будущих морских специалистов в профориентированном комплексе «морской лицей - морской вуз»: автреф. дис.к. п. н.: 13.00.04 / Е.Б. Скачков. - Калининград, 2011. - 28 с.

10. Шарина, Е.П. Факторы, оказывающие влияние на успешность психофизической подготовки курсантов морских вузов к прохождению плавательной практики на учебном парусном судне / Е.П. Шарина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2011. - № 3(73). - С. 207 - 210.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Borisov A.B. Formirovanie professional'no-prikladnoj fizicheskoj kul'tury kursantov morskih kolledzhej, obuchajushhihsja po napravleniju «Jekspluatacija vodnogo transporta i transportnogo oborudovanija» [The formation of professional-applied physical culture of cadets of the Maritime College of the direction "Exploitation of water transport and

transport equipment"]: dis. ... of PhD in pedagogical science: 13.00.04 / A.B. Borisov. - Krasnodar, 2012. - 237 p. [in Russian]

2. Buksha S.B. Komponenty professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki kursantov morskogo vuza [The components of professional-applied physical training of cadets of the Maritime University] / S.B. Buksha // Nauchnyj al'manah [Scientific Anthology]. - 2016. - № 11 (3) 25. - P. 34-37. [in Russian]

3. Buksha S.B. Kriterii professional'noj fizicheskoj podgotovki morjakov [The criteria of professional physical training of seafarers] / S.B. Buksha, E.S. Martynenko, S.P. Vasil'chenko // Nauka i innovacii: sb. mater. Mezhdunar. nauchno-prakticheskoj konferencii 7-15 oktyabrya, 2014 g. [Science and innovation: Materials of International scientific-practical conference 7-15 October, 2014]. - Pshemysl', 2014. - pp. 66-68. [in Russian]

4. Glinskij B.G. Modelirovanie kak metod nauchnyh issledovanij: gnoseologicheskij analiz [Modelling as a method of scientific research: epistemological analysis] / B.G. Glinskij. - M.: izd-vo MGU, 1965. - 247 p. [in Russian]

5. Demidova T.V. Faktory uslovij truda i ih vlijanie na zabolevaemost' morjakov [Factors of working conditions and their impact on the morbidity of seamen] / T.V. Demidova, Je.M. Psjadlo, E.V. Antoshina, I.V. Pletos // Vestnik morskoj mediciny [Bulletin of marine medicine]. - 2001. - № 1. - P. 25-30. [in Russian]

6. Kulekin I.V. Sostav prioritetnyh fizicheskih uprazhnenija dlja kursantov-sudovoditelej v uslovijah dlitel'noj plavatel'noj praktiki [The composition of the priority of physical exercises by cadets-navigators in the conditions of long swimming practice] / I.V. Kulekin // Uchenye zapiski [ Scientific notes]. - 2011. - № 74 (4). - P. 109 - 113. [in Russian]

7. Platonova N.O. Osobennosti fizicheskoj podgotovki kursantov morskogo vuza [Features of physical training of cadets of the Maritime University] / N.O. Platonova // Aktual'nye problemy fizicheskoj kul'tury i sporta v obrazovatel'nyh organizacijah: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, 11 dekabrja 2015 g. [Actual problems of physical culture and sports in educational institutions: materials of all-Russian scientific-practical conference with international participation, December, 11, 2015]. - Ekaterinburg, 2015. - pp. 294-296. [in Russian]

8. Sivakova Ju.S. Professional'no-prikladnaja fizicheskaja podgotovka kursantov morskih vuzov [Professionally-applied physical training of cadets of Maritime higher education institutions] / Ju.S. Sivakova // Molodezh'-nauka-innovacii: materialy 55-j mezhdunarodnoj molodezhnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii, 28-30 nojabrja 2007g. [Youth-science-innovation: proceedings of the 55th international scientific and technical youth conference, 28-30 November, 2007]. - Vladivostok, 2007. - pp. 298-300. [in Russian]

9. Skachkov E.B. Formirovanie fizicheskoj kul'tury kak professional'noj kompetentnosti budushhih morskih specialistov v proforientirovannom komplekse «morskoj licej - morskoj vuz» [The formation of physical culture as a professional competence of future marine specialists of career complex "The Marine Lyceum - marine high school"]: dis. ... of PhD in pedagogical science: 13.00.04 / E.B. Skachkov. - Kaliningrad, 2011. - 28 p. [in Russian]

10. Sharina E.P. Faktory, okazyvajushhie vlijanie na uspeshnost' psihofizicheskoj podgotovki kursantov morskih vuzov k prohozhdeniju plavatel'noj praktiki na uchebnom parusnom sudne [Factors influencing the successful psychophysical preparation of the cadets of Maritime higher education institutions with having practice at the training sailing ship] / E.P. Sharina // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes University P.F. Lesgaft]. - 2011. - № 3(73). - P. 207 - 210. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.