Научная статья на тему 'АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА'

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
акмеология / акмеологический подход / профессионализм педагога / профессиональная деятельность / профессиональное мастерство / профессиональные компетенции / профессиональное становление / acmeology / acmeological approach / professionalism of a teacher / professional activity / professional skills / professional competencies / professional development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Коняева Елена Александровна, Петровский Александр Михайлович

В статье рассматривается влияние акмеологического подхода на формирование профессионализма педагога. Выделены специфические особенности науки «акмеология», предусматривающая комплексное развитие взрослого человека. Обозначены стратегические элементы акмеологического подхода, составляющие основополагающие параметры становления личности педагога ка профессионала. Обосновывается понятие «педагогический профессионализм» как профессионально-педагогическая творческо-личностная самореализация педагога. Разработаны психолого-педагогические условия формирования педагогического профессионализма, способствующие качественному полноценному развитию личности педагога. Обозначены акмеологичсекие факторы, обеспечивающие оптимизацию процесса формирования профессионализма педагога. Выделена организационная структура моделирования педагогического профессионализма, включающая в себя свойства и личностные особенности педагога. Акмеологическая закономерность формирования профессионализма педагога заключается в функциональной готовности педагога к саморазвитию и самореализации себя в профессии. Педагогическая акмеология подразумевает формирование профессионального мастерства не только педагога, но и достижение учебно-практических умений обучающихся. Развитие и повышение уровня педагогического профессионализма способствует совершенствованию творческой самоактуализации личности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Коняева Елена Александровна, Петровский Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the influence of the acmeological approach on the formation of a teacher's professionalism. The specific features of the science "acmeology", which provides for the integrated development of an adult, are highlighted. The strategic elements of the acmeological approach are outlined, which are the fundamental parameters for the formation of the personality of a teacher as a professional. The concept of "pedagogical professionalism" is substantiated as a professional and pedagogical creative and personal self-realization of a teacher. Psychological and pedagogical conditions for the formation of pedagogical professionalism are developed, which contribute to the high-quality full development of the teacher's personality. The acmeological factors that ensure the optimization of the process of formation of the teacher's professionalism are indicated. The organizational structure of the modeling of pedagogical professionalism, which includes the properties and personal characteristics of the teacher, is singled out. The acmeological regularity of the formation of the teacher's professionalism lies in the functional readiness of the teacher for self-development and self-realization in the profession. Pedagogical acmeology implies the formation of professional skills not only of a teacher, but also the achievement of educational and practical skills of students. The development and improvement of the level of pedagogical professionalism contributes to the improvement of the creative self-actualization of the personality of the teacher.

Текст научной работы на тему «АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА»

6. Клестова, O.A. Анализ трудоустройства выпускников университета в отрасли физической культуры и спорта / O.A. Клестова, Т.Ю. Тихонова // Международный исследовательский журнал. - 2021. - №7-4 (109). - С. 49-57

7. Кузекевич, В.Р. Изучение профессиональной направленности студентов профиля «физическая культура» на основе мотивов / В.Р. Кузекевич, A.A. Русаков // Педагогический ИМИДЖ. -2021. - № 1 (50). - С. 78-87

8. Национальный проект «Образование». - URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 14.06.2023)

9. Пак, Л.Г. Психолого-педагогические аспекты формирования личностно-профессионального имиджа студента / Л.Г. Пак, О.Н. Валеева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - С. 475-481

10. Плетников, Ю.К. Место категории деятельности в теоретической системе исторического материализма / Ю.К. Плетников // Деятельность: теории, методология, проблемы. - М.: Политиздат. - 1990. - С. 83-97

11. Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74866492/ (дата обращения: 14.06.2023)

12. Шадрина, И.М. Об опыте ценностно-ориентационной деятельности учителя / И.М. Шадрина // Вестник ОГУ. -2014. - №11 (172). - С. 212-216

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Коняева Елена Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск); старший преподаватель Петровский Александр Михайлович

Дзержинский политехнический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного высшего образования «Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева» (г. Дзержинск)

АКМЕОЛОГИЧЕСКПЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Аннотация. В статье рассматривается влияние акмеологического подхода на формирование профессионализма педагога. Выделены специфические особенности науки «акмеология», предусматривающая комплексное развитие взрослого человека. Обозначены стратегические элементы акмеологического подхода, составляющие основополагающие параметры становления личности педагога ка профессионала. Обосновывается понятие «педагогический профессионализм» как профессионально-педагогическая творческо-личностная самореализация педагога. Разработаны психолого-педагогические условия формирования педагогического профессионализма, способствующие качественному полноценному развитию личности педагога. Обозначены акмеологичсекие факторы, обеспечивающие оптимизацию процесса формирования профессионализма педагога. Выделена организационная структура моделирования педагогического профессионализма, включающая в себя свойства и личностные особенности педагога. Акмеологическая закономерность формирования профессионализма педагога заключается в функциональной готовности педагога к саморазвитию и самореализации себя в профессии. Педагогическая акмеология подразумевает формирование профессионального мастерства не только педагога, но и достижение учебно-практических умений обучающихся. Развитие и повышение уровня педагогического профессионализма способствует совершенствованию творческой самоактуализации личности педагога.

Ключевые слова: акмеология, акмеологический подход, профессионализм педагога, профессиональная деятельность, профессиональное мастерство, профессиональные компетенции, профессиональное становление.

Annotation. The article discusses the influence of the acmeological approach on the formation of a teacher's professionalism. The specific features of the science "acmeology", which provides for the integrated development of an adult, are highlighted. The strategic elements of the acmeological approach are outlined, which are the fundamental parameters for the formation of the personality of a teacher as a professional. The concept of "pedagogical professionalism" is substantiated as a professional and pedagogical creative and personal self-realization of a teacher. Psychological and pedagogical conditions for the formation of pedagogical professionalism are developed, which contribute to the high-quality full development of the teacher's personality. The acmeological factors that ensure the optimization of the process of formation of the teacher's professionalism are indicated. The organizational structure of the modeling of pedagogical professionalism, which includes the properties and personal characteristics of the teacher, is singled out. The acmeological regularity of the formation of the teacher's professionalism lies in the functional readiness of the teacher for self-development and self-realization in the profession. Pedagogical acmeology implies the formation of professional skills not only of a teacher, but also the achievement of educational and practical skills of students. The development and improvement of the level of pedagogical professionalism contributes to the improvement of the creative self-actualization of the personality of the teacher.

Key words: acmeology, acmeological approach, professionalism of a teacher, professional activity, professional skills, professional competencies, professional development.

Введение. Современная система высшего образования реализуется через ряд методологических принципов и основательных подходов. Акмеологический подход в системе профессионального образования один из многочисленных и важных подходов, определяющий профессиональную мотивацию, профессиональное стимулирование педагога для осуществления профессиональной деятельности нестандартно и творчески.

Акмеологичсекий подход характеризуется переосмыслением существующих понятий о развитии зрелого человека-педагога, его совершенствовании и достижении вершин профессионального успеха и мастерства [3, 6]. Педагогический профессионализм в этом аспекте представляется нам как профессионально-педагогическая творческо-личностная самореализация педагога. Важность использования акмеологичсекого подхода при формировании педагогического профессионализма заключается в отличительных индивидуально-личностных характеристиках педагога: стиль общения и деятельности, саморегуляция, прогнозирование и проектирование личностных идеалов и смыслов.

Акмеологический подход не предполагает осознанных жестких рамок и ограничений для совершенствования профессионально-педагогической деятельности педагога, но обеспечивает необходимые условия для сопровождения профессионально-личностного развития педагога-профессионала.

Актуальными специфическими проблемами акмеологического подхода в педагогике заключается в исследовании и изучении основополагающих параметров становление личности педагога как профессионала. Понимание акмеологии с такой точки зрения педагогической науки предусматривает формирование педагогического профессионализма через следующие принципиальные человеческие ценности: самоотношение, самопринятие, самоуважение, самоорганизация и культурности.

Следует учитывать в этом случае и желание педагога саморазвиваться в условиях гуманитаризации профессионально-педагогической деятельности, предполагающая обязательный учет социокультурных и личностно-духовных аспектов развития личности.

Изложение основного материала статьи. Акмеология - наука о достижении вершин и как самостоятельное понятие было введено в 1928 году. Наука акмеология, которая комплексно изучающая развитие взрослого человека получила свое дальнейшее развитие в трудах Б.Г. Ананьева, A.A. Бодалева, A.A. Деркач, Н.В. Кузьминой и т.д. [1].

Акмеология - это результат успешных разработанных стратегий и технологий по формированию профессионалов высшего уровня в различных сферах профессиональной деятельности. В педагогической науке акмеология изучает развитие личности педагога как субъекта профессиональной деятельности - становление профессионала. Поэтому акмеологичсекий подход в педагогике обеспечивает условия и пути достижения профессионализма и компетентности педагога.

Формирование основ педагогического профессионализма в акмеологической концепции обеспечивается через следующие составляющие: индивидуальность, педагогическое мастерство, здоровый образ жизни, практико-ориентированный инструментарий, психологическое сопровождение и профессиональное консультирование.

Основные стратегические элементы акмеологического подхода составляют:

• исследование внутренних психофизиологических возможностей и потенциалов личностных особенностей профессионала;

• использование неосознаваемых психических приемов саморегуляции и самосовершенствования через резервные возможности личности;

• активизация комплексных творческих коллективных приемов применения игровых форм развития личности профессионала.

Важно отметить, что акмеология в педагогической науке развивается в социокультурном направлении и предполагает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, а также сам процесс образования. Такое понимание формирования педагогического профессионализма наиболее прогрессивно и современно.

Детерминированность акмеологического подхода к формированию педагогического профессионализма обеспечивает развитие творческой профессионально-личностной устойчивости педагога [4].

Акмеологический подход тесно связан с психологическими изменениями в личности специалиста-профессионала, в связи с чем процесс формирования профессионализма педагога реализуется через значимые психолого-педагогические условия:

• увеличение значимости и повышение престижности профессиональной деятельности педагога в социальном пространстве жизни общества;

• социолизированность и гуманизированность социального статуса педагога;

• организация развивающей профессионально-педагогической среды в образовательном процессе учебного заведения;

• предоставление возможности взаимодействия педагога с профессионалом и осуществление передачи современного актуального передового опыта деятельности;

• обеспечение конкурентоспособных профессионалов-педагогов популярностью и значимостью в общественной жизни социума;

• достойная оплата труда, отражающая реальную профессиональную мотивацию педагога к деятельности;

• отражение перспектив профессионального роста педагога-профессионала;

• создание приоритетных приемов личностно-ориентированного и субъективного взаимодействия в образовании.

Реализация психолого-педагогических условий способствует качественному полноценному развитию педагогического

профессионализма.

Оптимизацию процесса формирования профессионализма педагога обеспечивают акмеологические факторы:

• самосознание педагога своего профессионального статуса;

• самоизменение педагога через готовность и желание реализоваться в профессиональной деятельности;

• формирование общечеловеческих ценностей и нацеленность на результат;

• ориентированность на личностно-творческую практическую самореализацию в профессии;

• формирование знаний возрастной психологии для успешного развития обучающихся;

• развитие обратной связи; качественный двусторонний процесс обучения и воспитания.

Важным моментом к исследованию педагогического профессионализма в условиях акмеологии является процесс моделирования. Необходимо отметить, что моделирование способствует как организованности формирования профессионализма педагога, так и управление этим процессом.

Моделирование формирования педагогического профессионализма опирается в первую очередь на профессионально-личностное развитие самого педагога-профессионала.

Организационная структура моделирования профессионализма педагога включает в себя свойства и личностные особенности педагога:

• Индивидуальная направленность, эмоционально-профессиональные ожидания и мотивированность, особенности креативного мышления и отношения к внешнему миру, представительность и обозначенность в профессионально-педагогическом статусе.

• Специально-индивидуальные черты характера, умения демонстрировать собственные действия на практике.

• Информационно-интеллектуальные умения - принятие, переработка и обработка информационного потока, применение гностических умений.

• Культурная ориентированность в области профессионально-педагогической науке.

• Эмоционально-динамическая особенность решения задач и преодоление трудностей в профессиональной области педагога.

• Осознание ролевых функций возрастно-половой принадлежности, связанной с условиями педагогической профессии.

Учитывая эту организацию, можно говорить о качественных преобразованиях в профессиональном труде и развитии личности педагога-профессионала.

Эффективная реализация акмеологичеекого подхода к формированию педагогического профессионализма обеспечивается многообразием психолого-педагогических условий: применение принципов акмеологии и андрогогики в образовательном процессе; динамический взгляд и отношение на собственную профессиональную деятельность; профессиональное целеполагание.

Акмеологическая закономерность формирования профессионализма педагога заключается в функциональной готовности педагога к саморазвитию и самореализации себя в профессии.

Выводы. Исследование применения акмеологичеекого подхода в развитии педагогического профессионализма предполагает повышение уровня профессионально-педагогических взаимоотношений в образовательном процессе. Практико-акмеологический анализ исследования профессионализма педагога позволяет учитывать стратегии осуществления профессиональной деятельности и профессиональное становление личности преподавателя.

Необходимо уточнить, что педагогическая акмеология подразумевает формирование профессионального мастерства не только педагога, но и достижение учебно-практических умений обучающихся.

Развитие и повышение уровня педагогического профессионализма способствует совершенствованию творческой самоактуализации личности педагога, тем самым обеспечивает устойчивость, стабильность и продуктивность профессионально-педагогической деятельности.

Проведенный исследовательский анализ влияния акмеологичеекого подхода на формирование педагогического профессионализма позволяет судить о многофункциональности и критериальности этого процесса.

В работе обозначена структурированность развития профессионализма педагога через моделирование педагогического профессионализма с учетом акмеологии. Такой подход предполагает оптимизировать систему профессионального становления личности педагога как профессионала.

Литература:

1. Акмеологические аспекты сетевого взаимодействия в системе профессионально-педагогического образования: монография / О.Б. Акимова [и др.]; под ред. О.Б. Акимовой. - Екатеринбург: ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». -2017.- 157 с.

2. Ефремова-Шершукова, H.A. Акмеологические принципы педагогической деятельности / H.A. Ефремова-Шершукова, Н.С. Шмакова, Г.М. Исмаилов, В.Е. Минеев-Ли, A.B. Пивоварова // Современные наукоемкие технологии. -2019. -№ 11-1.-С. 156-160. -URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37783

3. Дедовская, T.B. Представления о ценностях и смыслах профессии «учитель» на разных уровнях педагогического образования / Т.В. Дедовская // Вестник Мининского университета. - 2022. - Том 10. - №1. - https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-7

4. Медведев, В.П. О роли акмеологии в современном профессиональном образовании / В.П. Медведев // Фундаментальные исследования. -2011. - С. 32-34

5. Фролова, C.B. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / C.B. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Том 10. - №2. -https://doi. org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-3

6. Хамидова, Н.Т. Акмеология как продуктивный метод формирования профессиональной карьеры будущего учителя / Н.Т. Хамидова, З.М. Миркамилова. // Молодой ученый. - 2017. - № 2 (136). - С. 637-639. - URL: https://moluch.ru/archive/136/38207/

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Булаева Марина Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Воронина Ирина Романовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматривается актуальная задача модернизации содержания высшего образования через формирование профессионально-технологической компетентности будущих педагогов. Раскрывается значимость влияния компетентностного подхода на профессиональное становление будущих педагогов. Обосновывается актуальность современного цифрового общества как доминирующий фактор жизнедеятельности будущего педагога. Выделено понятие «профессионально-технологическая компетентность», отражающее деятельностную структуру педагогической профессии. Разработаны этапы процесса развития профессионально-технологической компетентности будущих педагогов в вузе. Обозначены показатели успешности формирования профессионально-технологической компетентности будущих педагогов. Обоснован структурированный аспект формирования профессионально-технологической компетентности будущего педагога в вузе, включающий в себя совокупность дидактико-технологической, организационно-технологической, предметно-технологической и личностно-индивидуальной технологической компетенций. Условия применения технологического подхода в образовании представляет собой организационно-динамическую систему взаимосвязанных составляющих развития профессиональной компетентности. Формирование профессиональных компетенций специалиста -это процесс неоднозначный, сложный и многообразный, зависящий от специальной подготовки по конкретному профилю. Рассматривая технологичность в развитии профессиональной компетенции будущего педагога выделяется обоснованная, перспектива повысить уровень профессионализма.

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная компетентность, технологическая компетентность, специалист-педагог, система высшего образования, профессионализм.

Annotation. The article deals with the urgent task of modernizing the content of higher education through the formation of professional and technological competence of future teachers. The significance of the influence of the competence-based approach on the professional development of future teachers is revealed. The relevance of the modern digital society as a dominant factor in the life of the future teacher is substantiated. The concept of "professional and technological competence", reflecting the activity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.