Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудакова Ольга Александровна

Статья посвящена изучению особенностей развития профессионализма педагога начальной школы как акмеологической категории. В статье представлена структура акмеологической культуры профессионализма: акмеологический менталитет, акмеологическая креативность и ценностные ориентиры. В работе акцентируется внимание не только на профессиональных качествах педагога, которые развиваются при повышении профессионализма, но и его личностные качества. Автор статьи приходит к выводу, что именно формирование акмеологической компетентности, повышение нравственных качеств педагога, овладение профессиональными навыками являются результатом повышения профессионализма. Акцент делается именно на развитии нравственности и ценностных ориентиров педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONALISM OF PRIMARY EDUCATION TEACHER AS AN ACMEOLOGICAL CATEGORY

The article is devoted to the study of the peculiarities of the development of the professionalism of an elementary school teacher as an acmeological category. The article presents the structure of the acmeological culture of professionalism: acmeological mentality, acmeological creativity and value orientations. The work focuses not only on the professional qualities of the teacher, which develop with increasing professionalism, but also his personal qualities. The author of the article comes to the conclusion that it is the formation of acmeological competence, the improvement of moral qualities of a teacher, the acquisition of professional skills that are the result of increasing professionalism. The emphasis is on the development of morality and value orientations of the teacher.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ»

На основе анализа материалов исследования нами сделана попытка определить факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций студенческой молодёжи. Рассмотрены основные процессы, протекающие в процессе ценностного самоосознания личности в вузе. Ценностное самоопределение студента вуза может быть успешным в том случае, если будет:

- активно проводится анализ ценностного самоопределения студентов в контексте современной медиасреды;

- определена роль медиаобразования в процессе ценностного самоопределения студента;

- изучены особенности ценностных установок студентов, их отношение к профессиональной деятельности;

- определены ценности как основа жизнедеятельности человека, общества и государства.

Современные условия развития медиакоммуникационной сферы предполагают необходимость формирования у студентов медиакомпетентностей, в частности ценностного самоопределения. На основе проведённого исследования выявлено, что в настоящее время ценностное самоопределение нуждается в активном формировании, особенно в студенческой среде.

Литература:

1. Григорьева, И.В. Философско-педагогический анализ категорий медиакультуры (на примере понятия «Медиаобразовательное пространство») / И.В. Григорьева, Л.А. Иванова // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2013. - № 369. -С. 141-146

2. Иванова, О.А. Формирование медиакультурных навыков студентов в период профессиональной подготовки / О.А. Иванова // Вестник НВГУ. - 2019. - № 4. - С. 3-8

3. Мельничук, А.А. Медиа-клубы как средство формирования ценностного самоопределения студентов / А.А. Мельничук, М.Ю. Малкина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 133. - С. 45-51

4. Николаева, Е.М. Медиапространственная коммуникация: проблема аксиологических ориентаций / Е.М. Николаева, П.С. Котляр // Вестник БГУ. - 2016. - № 3. - С. 30-38

5. Ольховая, Т.А. Развитие ценностно-смыслового отношения студентов к медиапространству: анализ образовательного опыта / Т.А. Ольховая, Т.И. Мясникова // Вестник ЧелГУ. - 2013. - № 22 (313). - С. 73-81

6. Пак, Л.Г. Социализация студентов вуза в эпоху цифрового общества / Л.Г. Пак // Вестник ОГУ. - 2020. - № 5 (228). - С. 66-72

7. Палей, Е.В. Формирование образа вуза в медиапространстве и проблема самоидентификации / Е.В. Палей // Вестник ИвГУ. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - № 2. - С. 70-79

8. Пфетцер, А.А. Цифровая образовательная среда как новое пространство становления профессиональной идентичности / А.А. Пфетцер // Вестник КемГУ. - 2021. -№ 4 (88). - С. 985-994

9. Салганова, Е.И. Влияние медиапространства на досуговую деятельность современной молодёжи / Е.И. Салганова, Л.И. Белова, Н.А. Гафнер, // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2022. - № 1. - С. 70-77

10. Селезнева, А.В. Гражданское самосознание российской молодёжи и медиапространство: «Нескладывающийся пазл» / А.В. Селезнева, А.Ф. Яковлева, Э.С. Ибрагимов // Galactica Media: Journal of Media Studies . - 2021. - № 4. -С. 109-138

11. Сиврикова, Н.В. Взаимосвязь ценностей со стилем медиапотребления студентов / Н.В. Сиврикова, Д.Ю. Бережная // СПЖ. - 2016. - № 60. - С. 166-180

12. Троянская, С.Л. Медиакомпетентность личности в процессе образования / С.Л. Троянская // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2014. - № 1. - С. 173-176

13. Троянская, С.Л. Развитие медиакомпетентности студентов / С.Л. Троянская // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - № 1 (23). - С. 144-147

14. Шиканова, А.Н. Социолого-педагогический аспект формирования ценностно-смысловой компетенции как интеграционного процесса в высшем образовании / А.Н. Шиканова, О.Ф. Киреева // Коммуникология: электронный научный журнал. - 2020. - № 4. - С. 70-80

15. Южанинова, Е.Р. Ценностное самоопределение студента университета в аксиосфере интернета: автореф. дисс. ... канд. пед. наук 13.00.01 / Екатерина Рафаэлевна Южанинова. - 2015. - Оренбург. - 45 с.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Рудакова Ольга Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей развития профессионализма педагога начальной школы как акмеологической категории. В статье представлена структура акмеологической культуры профессионализма: акмеологический менталитет, акмеологическая креативность и ценностные ориентиры. В работе акцентируется внимание не только на профессиональных качествах педагога, которые развиваются при повышении профессионализма, но и его личностные качества. Автор статьи приходит к выводу, что именно формирование акмеологической компетентности, повышение нравственных качеств педагога, овладение профессиональными навыками являются результатом повышения профессионализма. Акцент делается именно на развитии нравственности и ценностных ориентиров педагога. Ключевые слова: профессионализм педагога, акмеологическая категория, начальное образование, развитие. Annotation. The article is devoted to the study of the peculiarities of the development of the professionalism of an elementary school teacher as an acmeological category. The article presents the structure of the acmeological culture of professionalism: acmeological mentality, acmeological creativity and value orientations. The work focuses not only on the professional qualities of the teacher, which develop with increasing professionalism, but also his personal qualities. The author of the article comes to the conclusion that it is the formation of acmeological competence, the improvement of moral qualities of a teacher, the acquisition of professional skills that are the result of increasing professionalism. The emphasis is on the development of morality and value orientations of the teacher.

Key words: teacher's professionalism, acmeological category, primary education, development.

Введение. В современном мире большое внимание уделяется развитию профессионализма и повышению квалификации педагога. Это обусловлено тем, что жизнь очень быстро меняется и усложняется, и педагог должен отвечать требованиям современных реалий. В связи с этим регулярно разрабатываются новые модели и теории подготовки педагогов и повышение их профессионализма, от которого зависит не только успеваемость младших школьников, но и формирование у них познавательного интереса и мотивации к учебе, положительного отношения к процессу обучения, школе и педагогам. В связи с этим необходимо уделять особое внимание повышению профессионализма педагогов младшей школы.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим понятие профессионализма. Под этим термином понимают возможности и навыки человека выполнять профессиональные обязанности в заданных условиях [8].

Профессионализм педагога представляет собой способность педагога осуществлять свои профессиональные обязанности и функции по обучению и воспитанию обучающихся. Важной составляющей профессионализма педагога является овладение профессиональными компетенциями. К ним относятся: психолого-педагогическая компетенция, коммуникативная, научно-предметная, методическая, языковая [5].

Профессионализм педагога начальной школы характеризуется рядом параметров. Опишем некоторые требования и параметры, по которым современное общество оценивает профессионализм педагога начальных классов.

В современном образовательном и воспитательном процессе очень важна личность педагога начальных классов. Это обусловлено тем, что он работает с учениками, личность которых только начинает формироваться. Личный пример педагога оказывает на них огромное влияние и влияет на их поведение. В связи с этим педагог начальных классов должен быть для учеников примером для подражания, авторитетом.

Педагог начальных классов должен быть современным. Он должен идти в ногу со временем, быть в курсе последних новостей, знать, чем интересуются его ученики. Ученики начальной школы являются детьми, а дети тянутся ко всему красивому, современному, доброму [10].

Педагог начальной школы должен регулярно самосовершенствоваться и повышать свою квалификацию. Меняется не только мир вокруг нас, обновляются не только технологии, но и сознание человека, его мировосприятие. В связи с этим необходимо корректировать подход к обучению младших школьников, адаптировать существующие методы и приемы преподавания под новые условия и новую образовательную среду. Повышая свою квалификацию, педагог начальной школы повышает уровень знаний, улучшает их качество, становится компетентней [6].

Педагог должен быть чутким, внимательным, понимающим. Это особенно важно при работе с учениками. В классе бывают разные дети: открытые и закрытые, трудные, активные и пассивные, гиперактивные, целеустремленные и т.д. К каждому ученику педагог начальной школы должен найти свой подход для достижения необходимого результата, как в образовательном процессе, так и воспитательном. Для современного педагога важно научиться избегать конфликтов, уметь сглаживать спорные ситуации и понимать обучающихся. Обучение на первых порах представляет собой стресс для учеников начальной школы, поэтому педагог должен помочь им адаптироваться к новой социальной и обучающей среде, привить им новые навыки.

Педагог начальной школы должен привить ученикам интерес к знаниям, заинтересовать их учебой. Если педагог хорошо ведет урок, то ученики с интересом ходят к нему на занятия, выполняют домашнее задание. Если педагог не может увлечь обучающихся своим предметом или формально относится к развитию обучающихся, то ученикам будет скучно на занятиях, они не будут развиваться как личности, а, следовательно, и эффективность от такого образовательно-воспитательного процесса будет минимальной [4]. Важно повышать свой уровень, а не довольствоваться достигнутыми результатами. Для этого существуют курсы повышения квалификации, программы по саморазвитию и т.д.

Профессионализм педагога как акмеологическая категория представляет собой ресурс, способ осуществления деятельности. Проанализируем понятие «профессионализм педагога» с позиции педагогической акмеологии:

• способность педагога начальной школы к развитию у обучающихся мотивации и ценностно-смысловой направленности с точки зрения продуктивности их труда;

• образованность, самергуляция и мотивация педагога начальной школы;

• способ профессиональной деятельности педагога как «ведущий способ искусства жить».

Акмеологическое понимание профессионализма основывается на целостных составляющих личности педагога, как с профессиональной, так и с личностной позиции. Повышение профессионализма педагога начальных классов невозможно без развития познавательного интереса. Эт важно не только для повышения профессионализма педагога, но и для формирования познавательного интереса и мотивации к обучению у младших школьников. Благодаря личностному и одновременно профессиональному росту педагога будут развиваться и его ученики, педагог сможет помочь им раскрыть их потенциал [2].

В определенный момент перед педагогом встает вопрос о повышении компетенции и профессионализма. Это происходит, когда педагог ставит перед собой новые цели, стремится к достижению результатов, хочет реализовать свои амбиции, внедрить в свою профессиональную деятельность достижения науки и техники, чтобы сделать процесс обучения интереснее. Для этого необходимо пройти курсы повышения квалификации, другие виды обучения, научиться новому, в том числе и работе с ИКТ. Повышение профессионализма предполагает переход профессиональной личности от состояния осмысленности к состоянию осознанности, накоплению новых знаний и освоению новых умений, углублению в профессию.

Сегодня наиболее популярны 2 модели повышения профессионализма педагога: деонтологическая и акмеологическая. В данной работе мы рассмотрим повышение профессионализма педагога начальных классов в контексте акмеологического аспекта.

Профессионализм педагога начальной школы включает в себя следующие компоненты:

• задатки и способности к обучению младших школьников;

• специальные знания;

• умение наблюдать и сравнивать качество самообразовательных и самоконтролирующих функций учеников при освоении ими предметного и развивающего содержания разных областей знаний;

• профессиональные позиции педагога относительно приоритетов мыслительного и речевого развития младшего школьника;

• умение диагностировать младших школьников с целью выявления у них способностей и задатков к изучению разных предметов [8].

С позиции педагогической акмеологии профессионализм педагога начальной школы ориентирован на формирование высокого уровня овладения профессиональными компетенциями и педагогическим мастерством. Изменения в современном образе жизни требуют от педагога не просто овладения знаниями своего предмета и методами обучения, но и креативного и инновационного мышления, владения практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем.

Повышение профессионализма педагога начальных классов на основе акмеологического подхода решает фундаментальную проблему личностного и профессионального развития. Суть акмеологического подхода в повышении профессионализма заключается в том, чтобы усилить профессиональную мотивацию, стимулировать раскрытие потенциала педагога, научить рационально использовать свои ресурсы для достижения целей. Акмеологическая направленность развития профессионализма педагога начальной школы включает в себя следующие компоненты:

• профессионально-ценностные ориентации, которые представляют собой ценности работы педагога;

• профессиональное целеполагание, т.е. осознание необходимости постановки новых профессиональных целей и достижение новых результатов;

• профессиональная мотивация, т.е. повышение интереса к процессу обучения;

• стремление к профессиональному успеху: работа над саморазвитием, развитие творческого потенциала и мотивация к собственным достижениям [1].

Для повышения профессионализма педагога начальных классов необходимо сформировать у него акмеологическую культуру. Исследователь Деркач А.А. считает, что акмеологическая культура выступает в качестве личностного новообразования. Это возможно только при условии, если педагог целенаправленно работает над своим развитием [3].

Выделяют несколько компонентов акмелогической культуры личности: ментальный, ценностный, креативный. Рассмотрим их более подробно.

Акмеологическая ментальность отвечает за осознанное поведение педагога как профессионала, который ориентирован на саморазвитие, рефлексию, развитие интеллекта, духовных и нравственных ценностей. Менталитет педагога не статичен, он должен меняться по мере развития профессиональной личности.

Ценностный компонент отвечает за формирование ценностных ориентаций, формирование положительного имиджа педагога. Формируется ценностный компонент с момента определения нравственных ценностей и решения следовать им, установления ценностных ориентаций.

Акмеологическая креативность представляет собой не только умение творчески мыслить, но и нестандартно подходить к организации учебного процесса, готовить для учеников творческие задания, помогать им развивать свои таланты и раскрывать творческий потенциал [7].

Учеными определены следующие факторы, которые являются показателем профессионализма педагога начальной школы с точки зрения акмеологического аспекта:

1) Фактор сопереживания. Педагог должен быть дружелюбным, сопереживать обучающимся, не быть равнодушным к их трудностям.

2) Фактор деловитости. Педагог должен подходить к своей работе системно, быть ответственным, отвечать за свои действия.

3) Фактор «ведения уроков, стимулирующих творческие возможности обучающихся». В современном мире в образовательной сфере делается акцент именно на развитие творческих навыков обучающихся, обучению их мыслить самостоятельно и критически. Педагог должен строить занятия таким образом, чтобы ученикам было интересно заниматься, а не превращать занятие в монотонную работу.

4) Фактор доброжелательного отношения к ученикам. Педагог должен любить детей и относиться к ним доброжелательно. Это обязательное условие для людей этой профессии. Если педагог относится к обучающимся доброжелательно, они отвечают ему тем же, прилагают больше усилий для овладения знаниями по конкретному предмету.

5) Фактор принятия демократического типа преподавания. Система образования отходит от авторитарного типа отношений между педагогом и учениками. Сейчас роль ученика признается практически равнозначной роли педагога, т.е. участники педагогического процесса становятся партнерами, что повышает эффективность их взаимодействия и положительно отражается на качестве успеваемости.

6) Фактор доброжелательного отношения к администрации и другому персоналу учебного заведения. Для эффективной трудовой деятельности отношения в коллективе должны быть доброжелательными, коллеги должны относиться друг к другу с уважением, поддерживать друг друга. Допустима здоровая конкуренция, которая не должна переходить в соперничество или вражду.

7) Фактор склонности к традиционному типу преподавания. Инновационные технологии положительно влияют на эффективность педагогического процесса, но не стоит ими чрезмерно увлекаться.

8) Фактор эмоциональной стабильности. Педагог должен быть стрессоустойчивым, должен уметь контролировать свои эмоции (положительные и отрицательные).

9) Фактор хорошего словесного понимания. Педагог должен четко и ясно выражать свою мысль, понимать то, что ученики пытаются до него донести [12].

При повышении профессионализма по акмеологической модели развиваются не только профессиональные компетенции педагога начальной школы, но и его личностные качества. Следовательно, педагог начальных классов с высоким уровнем профессионализма должен обладать эмпатией и уметь сопереживать коллегам и ученикам, должен быть образцом для подражания, вдохновлять словами и делами учеников на самосовершенствование.

Таким образом, личностные качества и профессиональные навыки являются неразрывным звеном и являются важной частью профессиональной личностью современного педагога. Повышение профессионализма в рамках акмеологической модели предполагает не только развитие профессиональных навыков и умений педагога начальных классов, повышение профессиональных компетенций, но и личностный рост педагога, раскрытие своего потенциала. Повышение профессионализма осуществляется в рамках теории гуманизма, т.е. с основой на постулатах человеколюбия и ненасилия, что очень важно для работы педагога.

Выводы. Подводя итог вышеизложенному, отметим, что одним из результатов повышения профессионализма педагога начальных классов является формирование акмеологической культуры и акмеологических компетенций. При повышении профессионализма педагога начальной школы важно уделять внимание не только улучшению его профессиональных навыков, но и личностному росту. Повышение профессионализма педагога начальных классов в рамках акмеологического подхода отличается развитием нравственного самосознания и ценностных ориентиров у педагогов, раскрытием потенциала и рациональным использованием внутренних ресурсов.

Литература:

1. Величко, Е.В. Акмеологический подход к профессиональной подготовке будущих педагогов в условиях колледжа / Е.В. Величко // Социосфера. - 2011. - № 3. - С. 28-35

2. Виноградова, Н.И. Развитие профессионализма педагогов дошкольного и начального образования как акмеологическая категория / Н.И. Виноградова. - URL: https://educ.wikireading.ru/huUtpd46OP (Дата обращения: 30.01.2022)

3. Деркач, А.А. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности механизма развития / А.А. Деркач, Е.В. Селезнева. - М., 2006. - 496 с.

4. Кодирова, Ф. Профессиональные компетенции учителей / Ф. Кодирова // Общество и инновации. - 2021. - №8. -С. 160-166

5. Курлыгина, О.Е. Профессиональная компетентность педагога: теоретический аспект / О.Е. Курлыгина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5.

6. Максимова, Е.А. Развитие представлений о педагогическом профессионализме / Е.А. Максимова // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. - 2021. - С. 285.290

7. Перекрестова, В.С. Акмеологические аспекты профессионально-педагогической подготовки будущего учителя начальных классов / В.С. Перекрестова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2013. - С. 295-300

8. Рогов, Е.И. Психология становления профессионализма (В социономических профессиях) / Е.И. Рогов. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2016. - 266 с.

9. Сластенин, В.А. Профессионализм педагога: акмеологический подход / В.А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - С. 13-23

10. Тожибаева, Г.Р. Роль педагогической компетентности в становлении профессионализма учителя начальной школы / Г.Р. Тожибаева, К. Алтаева // Academic research in educational sciences. - 2021. - С. 641-646

11. Халилова, Х.М. Педагогические требования к учителю современной общеобразовательной школы / Х.М. Халилова // Образование и воспитание. - 2015. - №3. - С. 16-17

12. Шодмонова, М.Б. Личностно-профессиональное развитие учителя в процессе повышения квалификации / М.Б. Шодмонова // Вестник науки и образования. - 2021. - № 9(112). Часть 1. - С. 63-67

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор Сорокопуд Юнна Валерьевна

НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»» (г. Москва); ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); старший преподаватель учебного центра Трунов Николай Николаевич Краснодарское высшее военное училище имени Генерала армии С.М. Штеменко (г. Краснодар); доктор педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Анкваб Марина Фёдоровна Абхазский государственный университет (г. Сухум)

КАЧЕСТВО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПО ПОКАЗАТЕЛЮ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. Качество образовательной деятельности вуза может определяться по степени воздействия образовательной среды на развитие конкурентоспособности обучающихся, зависящего от реализации конкуренто-развивающих функций, наличия соответствующих условий. Предметом исследования стало представление студентов о качестве практической реализации образовательной средой вуза своих конкуренто-развивающих возможностей. Задачи исследования включали: систематизацию функций и компонентного содержания образовательной среды; организацию экспертного оценивания; обобщение мнений студентов относительно конкуренто-развивающего влияния образовательной среды. По результатам экспертной оценки сделан вывод о недостаточном конкуренто-развивающим влиянии образовательной среды вуза на студентов и определены ведущие направления совершенствования образовательной деятельности.

Ключевые слова: качество образования в вузе, конкурентоспособность обучающихся, образовательная среда, функции образовательной среды, компоненты образовательной среды, конкуренто-развивающее наполнение среды, условия развития конкурентоспособности, экспертиза, студенты, направления совершенствования.

Annotation. The quality of the educational activities of the university can be determined by the degree of influence of the educational environment on the development of the competitiveness of students, depending on the implementation of competitive development functions, the availability of appropriate conditions. The subject of the study was the students' perception of the quality of the practical implementation by the educational environment of the university of its competitive development opportunities. The objectives of the study included: systematization of the functions and component content of the educational environment; organization of expert evaluation; generalization of students' opinions regarding the competitive-developing influence of the educational environment. Based on the results of the expert assessment, a conclusion was made about the insufficient competitive and developing influence of the educational environment of the university on students and the leading directions for improving educational activities were identified.

Key words: quality of education at a university, competitiveness of students, educational environment, functions of the educational environment, components of the educational environment, competitive development environment content, conditions for the development of competitiveness, expertise, students, areas of improvement.

Введение. Воспитание конкурентоспособной личности - важнейший социальный заказ к системе образования, обусловленный объективными характеристиками и тенденциями дальнейшего развития общества, экономических отношений. Выполнение данного заказа начинается на уровне общего образования, когда закладывается фундамент для дальнейшего развития конкурентных характеристик личности, и продолжается в вузах [4, 6, 7]. При этом на уровне высшего образования указанная задача становится двуединой, включающей два взаимосвязанных вектора: общесоциальный (совершенствование уже сформированных внутренних детерминантов конкурентоспособности, обладающих признаками всеобщности относительно сфер профессиональной деятельности) и профессиональный (формирование профессиональных качеств, способностей, компетенций, детерминирующих конкурентоспособность личности в заданной сфере деятельности) [6, 7].

Очевидно, что в учебных заведениях именно образовательная среда объединяет ведущие внешние факторы и условия, которые необходимы для воспитания конкурентоспособной личности. Также ясно, что на практике в учебных заведениях необходимый ресурсный потенциал образовательной среды может либо быть не сформированным, либо не использоваться в полной мере. В связи с этим зелью исследования стало эмпирическое определение практической реализации образовательной средой вуза своих конкуренто-развивающих возможностей. Для ее достижения была решена последовательность следующих задач: уточнение и систематизация функций и содержания образовательной среды, педагогических условий ее конкуренто-развивающих воздействий на студентов; организация эмпирического изучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.