Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К РЕШЕНИЮ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ'

РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К РЕШЕНИЮ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудакова Ольга Александровна

В настоящей работе обобщены результаты актуальных научных исследований в области готовности будущего педагога начальных классов к решению акмеологических задач, проанализированы их воздействия на сферу образования с точки зрения развития акмеологической компетентности педагога начальных классов. Акмеологический подход признаётся одной из ведущих тенденцией последних лет. Акцентируется внимание на возможных проблемах в образовательном пространстве в связи со спецификой подготовки будущего педагога начальных классов с позиции акмеологического подхода. Проявление готовности педагога к познавательному саморазвитию ребёнка как акмеологического ориентира профессиональной деятельности рассматривается как важная составляющая работы педагогов начального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рудакова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE READINESS OF THE FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHER TO SOLVE ACMEOLOGICAL PROBLEMS

This paper summarizes the results of current scientific research in the field of readiness of a future primary school teacher to solve acmeological problems, analyzes their impact on the field of education from the point of view of the development of acmeological competence of a primary school teacher. The acmeological approach is recognized as one of the leading trends of recent years. Attention is focused on possible problems in the educational space in connection with the specifics of the training of the future primary school teacher from the position of the acmeological approach. The manifestation of the teacher's readiness for the cognitive self-development of the child as an acmeological reference point of professional activity is considered as an important component of the work of primary education teachers.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К РЕШЕНИЮ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

способности. А декоративно-прикладное творчество раскрывает еще и кругозор, дает учащемуся уверенность, радость творчества, т.е. играет самую важную роль.

Литература:

1. Бромлей, Ю.В. Современные проблемы этнографии: очерки теории и истории / Ю.В. Бромлей. - М.: Наука, 1981. - 390 с.

2. Гетцельс, Дж.В. Creativity and Intelligence / Дж.В. Гетцельс, Ф.В. Джексон. - John Wiley & Sons; Fourth Printing edition, 1963.

3. Дорогавцева, Е.В. Эстетическое воспитание и художественное образование студентов ХГФ средствами создания серии иллюстраций на тему «Растительный мир»: автореф. маг. дис. - М., 2019. - 21 с.

4. Кандаева, H.A. Краеведение как средство эстетического воспитания школьников: пособие / H.A. Кандаева, И.М. Раджабов. - Махачкала: ДГПУ, 2005. - 52 с.

5. Раджабов, И.М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования / И.М. Раджабов. -М.: Прометей, 1998. - 100 с.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Рудакова Ольга Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К РЕШЕНИЮ

АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Аннотация. В настоящей работе обобщены результаты актуальных научных исследований в области готовности будущего педагога начальных классов к решению акмеологических задач, проанализированы их воздействия на сферу образования с точки зрения развития акмеологической компетентности педагога начальных классов. Акмеологический подход признаётся одной из ведущих тенденцией последних лет. Акцентируется внимание на возможных проблемах в образовательном пространстве в связи со спецификой подготовки будущего педагога начальных классов с позиции акмеологического подхода. Проявление готовности педагога к познавательному саморазвитию ребёнка как акмеологического ориентира профессиональной деятельности рассматривается как важная составляющая работы педагогов начального образования.

Ключевые слова: акмеологический подход, акмеологическая компетентность, обучение, образовательное пространство, начальные классы.

Annotation. This paper summarizes the results of current scientific research in the field of readiness of a future primary school teacher to solve acmeological problems, analyzes their impact on the field of education from the point of view of the development of acmeological competence of a primary school teacher. The acmeological approach is recognized as one of the leading trends of recent years. Attention is focused on possible problems in the educational space in connection with the specifics of the training of the future primary school teacher from the position of the acmeological approach. The manifestation of the teacher's readiness for the cognitive self-development of the child as an acmeological reference point of professional activity is considered as an important component of the work of primary education teachers.

Key words: acmeological approach, acmeological competence, training, educational space, primary classes.

Введение. Акмеология - направление в системе наук о человеке и педагогике, в связи с чем, уже само по себе обращение к исследуемой теме является актуальным. А, учитывая то, что акмеология изучает целостность объектов, рассматривая их как продуктивную систему, актуальным представляется и обращение к сущности самих задач, акмеологических подходов и методов в раннем школьном образовании. Акмеология - это широкая область знаний, имеющая в наши дни самые разнообразные направления применения: педагогика, военное дело, медицина, социология, акмеология управления, креативная, синергетическая, коррекционная, этнологическая акмеология и др.

Объектами изучения акмеологии в образовательном пространстве являются: сами образовательные организации и системы, типы образовательного процесса, стратегии и технологии достижения результата, факторы развития творческого потенциала личности и продуктивности деятельности обучающихся. Предметами исследований становятся педагогический профессионализм, педагогические системы, продуктивность учебной деятельности, собственно акмеологические задачи, креативность личности, структура педагогического сознания молодого учителя и пути его развития и формирования в процессе профессиональной подготовки.

Изложение основного материала статьи. В основу современных работ по исследуемой проблеме положены концепции и подходы отечественных учёных-исследователей с мировым именем: Л.С. Выготский (концепция высших психических функций), А.Н. Леонтьев (общепсихологическая концепция деятельности), С.Л. Рубинштейн (деятельностный подход в психологии и педагогике), Н.В. Кузьмин (теория профессионально-педагогической деятельности), Б.Г. Ананьев (концепция системного подхода) и другие.

Понятия педагогических и акмеологических задач, а также их структура, типология и технологии решения были подробно рассмотрены в диссертационном исследовании И.Б. Бодровой [2]. Ею же была предложена и оформлена система подготовки педагогов начальных классов к решению акмеологических задач в массовой школе. Акмеологические проблемы коррекционно-развивающего обучения составляют отдельную ветвь исследований в современной науке. Так, И.В. Агдадашевой [1] были научно сформулированы основные проблемы в этом направлении, а акмеологический подход явился методологической основой исследования. Выявленные исследователем факторы, обеспечивающие продуктивность системы коррекционно-развивающего образования, выстроенного на акмеологическом подходе, показали свою эффективность.

Среди современных исследований отметим работы по изучению акмеологических закономерностей развития профессионализма педагога начальной школы И.И. Виноградовой [3; 4], в том числе, в соавторстве в Н.В. Кузьминой, ею были рассмотрены закономерности акмеологоориентированного становления профессионализма педагога [5]. Акмеологическое проектирование образовательных систем анализирует В.Н. Максимова [6]; проблему формирования акмеологической компетентности педагога и условия её реализации в образовательных организациях рассматривает И.Г. Матузова [7]. Одно из последних исследований - работа Л.Е. Паутовой и Е.Н. Жариновой, посвящённая изучению

оценки продуктивности профессионально-образовательной деятельности с точки зрения акмеологических технологий развития [8]. Акмеологические аспекты проблемы помощи и поддержки детей, подготовки будущего педагога начальных классов проанализированы в работах Т.С. Перекрестовой [9], А.Н. Смолонской [10]. Важный вопрос об акмеологических основах преемственности начального и дошкольного образования поднимается в исследованиях коллектива авторов (И.Р. Хагажеева, Б.Б. Нагоев, С.Ю. Апшева, Л.М. Кумахова) [11].

Начальная школа является первой ступенью общего образования. Готовность будущего педагога начальных классов к решению акмеологических задач будет зависеть от его понимания и постановки самих задач обучения в начальной школе. Работа педагога состоит организации учебного процесса таким образом, чтобы помочь обучающимся развиваться и учиться, чтобы они могли стать успешными во взрослой жизни.

Конечная цель обучения и воспитания человека - помочь ему найти своё место в мире. Для этого образование должно вооружить обучающихся интеллектуальными и физическими качествами, необходимыми для жизни. Большинство детей определяются со своим предназначением достаточно поздно и в итоге не делают ничего близкого к запланированному. Педагогам нужно уметь помочь обучающимся понять, в каком направлении двигаться по жизни, чтобы они могли принимать обоснованные решения. Одна из тактик состоит в том, чтобы апеллировать к чувству логики, самоопределения и творческого поиска обучающегося, вводя эти понятия в раннем школьном возрасте, которые помогут ему с самоидентефикацией. Этот подход, как раз, известен как акмеологический.

Акмеологические аспекты профессионально-педагогической подготовки будущего педагога начальных классов должны рассматриваться, по мнению Т.С. Перекрестовой [9], со следующих основных трёх позиций:

- профессионально-ценностные ориентации;

- профессиональное целеполагание;

- профессиональная мотивация, стремление к профессиональному успеху.

Такова, по мнению исследователя, структурная организация акмеологической направленности личности будущего педагога. А «мононаправленность и полинаправленность» признаются как уровневые характеристики и типы педагогической направленности [9]. Рефлексия, целеполагание и творчество признаются структурными компонентами акмеологической системы.

Рассматривая процесс обучения в начальной школе как акмеологическую категорию, исследователи выделяют профессионализм педагога как отдельный предмет, включающий закономерные связи между уровнями индивидуальной продуктивной деятельности педагога и детерминирующими факторами. Анализ таких связей выявляет проблемы, измеряемые показателями готовности школьников к обучению на следующих уровнях образования. Педагоги должны установить чёткие требования к своим занятиям, чтобы обучающиеся точно понимали, что должно происходить в классе и почему. Педагоги также должны поощрять своих обучающихся, когда это возможно, и следить за тем, чтобы все понимали то, чему их учат. Это помогает обучающимся укрепить уверенность в себе, а также повысить их мотивацию к достижению целей обучения. Акмеологическое понимание профессионализма становится здесь решающим.

Одной из сложнейших проблем подготовки школьных педагогов является формирование потребности (а также умений и навыков) в постоянной актуализации профессиональных знаний, творческого подхода к самостоятельной работе, самообразовании и саморазвитии, в направленности на достижение высот профессионализма. Акмеологический подход является одним из наиболее эффективных современных подходов, позволяющим целенаправленно и комплексно решать эти задачи.

Исследователями выделяется суть внедрения акмеологического подхода в методику школьного обучения в актуализации творческого потенциала детей. Особо отмечается направленность исследовательских и формирующих воздействий на повышение у них профессиональной мотивации и мотивации достижения успеха в деятельности. Для этого необходимо создание специальных условий и технологий обучения и воспитания, самовоспитания и саморазвития. Целью реализации акмеологического подхода в системе подготовки педагогов является формирование акмеологической направленности личности как ведущий профессиональный признак и профессиональное свойство.

Методы профессиональной акмелологоориентированной подготовки будущих педагогов начального общего образования имеют свою специфику по сравнению с собственно педагогическими методами. Они направлены на поиск собственных методов и приёмов эффективного личностно-ориентированного профессионального самообразования. К таким методам относятся:

- изучение моделей развития самообразовательных потенциалов обучающихся начальной школы общего образования в рамках освоения профессиональных компетенций основных образовательных программ;

- методы определения особых состояний, направляющих обучающегося к активному освоению окружающей действительности, к действиям личностно-значимого понимания самообразования и самоконтроля;

- овладение диагностическими методиками определения качества усвоения в начальной школе учебной информации;

- способы отслеживания и анализа критического объёма усваиваемой школьниками учебной информации;

- способы отслеживания и анализа эффективности содержания и форм работы;

- методики проектирования коллективных и групповых форм учебной деятельности, учитывающие направленность на специфику творческого потенциала обучающихся;

- методы актуализации комплекса учебных самообразовательных действий в течение всего образовательного цикла в начальной школе.

Начальная школа - это первый уровень образования, через который проходят все дети. Помимо обучения непосредственным знаниям по предметам, педагог помогает обучающимся с их социальными и творческими навыками, чтобы они могли успешно функционировать в обществе. По сути, он учит своих учеников на начальном уровне стать равноправными членами общества. Обучающихся первых лет обучения в начальной школе учат более фундаментальным понятиям - знания, полученные в старшей школе, служат лишь основой для будущего обучения. Это фундаментальное знание необходимо, но оно неполно и не может само по себе вооружить обучающихся багажом, необходимым для принятия обоснованных решений относительно своего будущего. Это чувство должно быть вдохновлено и мотивировано (идеей, целью или ценностью), а ребёнок сможет связать это со своей собственной дальнейшей жизнью.

Одна из главных характеристик будущего педагога начальной школы - это его способность и готовность к развитию элементов познавательного саморазвития обучающегося. Такие качества становятся одной из его (педагога) интегративных характеристик, отражающей векторы и этапы профессиональной зрелости, способствующей достижению им определённых уровней развития во всех областях жизнедеятельности. Это является своего рода «лакмусовой бумажкой» для определения готовности реализации творческих потенциалов в образовательном пространстве.

Известно, что развитие творческого потенциала обучающихся является одним из основных условий их социализации. При этом в качестве основного критерия выступает формирование у обучающихся интереса к творческой деятельности, к поиску новых технологий, оригинальных решений. Данный подход является одним из путей формирования творческой

личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию. В ходе реализации учебной программы в течение учебного года важно запланировать проведение нескольких творческих мероприятий: мастер-классы по изготовлению изделий; конкурсы и выставки творческих работ и т.п. Развитие творческих способностей обучающихся предполагает овладение различными способами умственной деятельности, развитие умения самостоятельно приобретать, применять и расширять знания, умения и навыки в различных областях, формирование у детей умения учиться, быть успешными, а также воспитание нравственно-патриотических чувств.

Акмеологический подход к определению качества и уровня развития профессионализма педагога начального общего образования предполагает выделение нескольких аспектов профессионализма:

- стадиально-возрастного;

- функционально-деятельностного;

- личностно-профессионального.

Их совокупность позволяет увидеть в целостности сам процесс профессионального развития педагога, когда его индивидные, личностные и деятельностные характеристики интегрируются в комплексные характеристики, способствующие достижению педагогического мастерства в области становления элементов готовности младших школьников к познавательному саморазвитию на всех этапах развития и обучения.

На современном этапе можно выделить несколько основных элементов структуры акмеологических технологий в образовании:

- игры и игромоделирование;

- тренинги;

- технологии развивающего обучения;

- технология личностно-ориентированного обучения;

- проектные методы.

Психолого-педагогические условия формирования акмеологической культуры будущего педагога должны учитывать особенности подготовки таких специалистов. Так, основой должна являться гуманизация образования, основанная на личностно-ориентированном подходе. Суть этого подхода состоит в самореализации личности будущего педагога, в выявлении и развитии его творческих способностей, собственных педагогических убеждений, уникальной специфики деятельности. Ведь образование - это универсальная человеческая потребность и стремление, которое воплощается на всех уровнях образования. Так, в последнее время появляется все больше исследований, в которых говорится о гуманизации образования. При этом под гуманизацией понимается изменение содержания образования, методов и средств обучения, а также образовательных технологий. Эти изменения направлены на усиление в содержании образования таких черт, как:

- гуманитаризация;

- культуросообразность;

- личностно-ориентированность;

- ориентация на процесс, а не на результат обучения.

Гуманизация образования подразумевает наличие у педагога чувства ответственности за своих учеников, заботу о них, стремление к тому, чтобы дети чувствовали себя комфортно и уверенно в стенах школы и вне её. Гуманное отношение к детям - это уважение их прав, внимание к их интересам, потребностям, чувствам. В современных условиях развития российского общества, когда формируется переоценка ценностей, происходит поиск новых целей и ценностей для жизни, формирование мировоззрения молодого поколения, возникает необходимость в более ответственном подходе к личностному и профессиональному самоопределению обучающихся. В педагогическом процессе необходимо иметь в виду не только требования, которые должны предъявляться к ребенку, но и его индивидуальные качества.

Особенности и уровни сформированности профессионально-педагогического мышления, само формирование профессионально-педагогических умений в современных условиях уже не может не учитывать акмеологический ракурс. Профессиональное становление личности будущего педагога определяют в дальнейшем сущность и содержание профессионально-педагогических знаний, умений и навыков.

Выводы. Таким образом, образование в школе должно помочь обучающимся найти своё место в мире, а развитие готовности будущего педагога начальных классов к решению акмеологических задач должно иметь профессионально-ценностные ориентации, целеполагание и мотивацию. Проявление готовности педагога к познавательному саморазвитию ребёнка как акмеологического ориентира профессиональной деятельности должно стать важной составляющей работы педагогов начального общего образования. Ставшие новым компонентом учебно-воспитательного процесса, акмеологические принципы открывают перспективы по формированию современной модели взаимодействия и конечного результата деятельности педагога и обучающегося.

Известно, что педагог должен иметь глубокие знания в области преподаваемого предмета, чтобы эффективно обучать своих учеников. Но он также должен обладать навыками воспитательной и нравственной работы, чтобы эффективно справляться с эмоциональными и поведенческими особенностями обучающихся. Педагог должен быть этическим и нравственным ориентиром и образцом поведения, чтобы эффективно обучать их. Эти непреложные правила должны сочетаться с синтетическими принципами акмеологического подхода, что обеспечит становление профессионализма педагога начального общего образования в современных условиях в рамках акмеологической парадигмы.

Литература:

1. Агдадашева, И.В. Акмеологические проблемы коррекционно-развивающего обучения: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.13 / Ирина Викторовна Агдашева. - Шуя, 2001. - 223 с.

2. Бодрова, И.Б. Развитие готовности будущего учителя начальных классов к решению акмеологических задач: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.13 / Ирина Борисовна Бодрова. - СПб., 2000. - 279 с.

3. Виноградова, Н.И. Акмеологические закономерности развития профессионализма педагога начальной школы / Н.И. Виноградова // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. - 2009. - № 5. - С. 6-11

4. Виноградова, Н.И. Психологические основания выделения акмеологических закономерностей становления профессионализма учителя начальной школы / Н.И. Виноградова // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. -2011. - № 1. - С. 100-103

5. Кузьмина, Н.В. Закономерности акмеологоориентированного становления профессионализма учителя / Н.В. Кузьмина, Н.И. Виноградова // Акмеология. - 2003. - № 4. - С. 50-54

6. Максимова, В.Н. Акмеологическое проектирование образовательных систем / В.Н. Максимова // Акмеология. -2002. - № 1. - С. 36-41

7. Матузова, И.Г. Проблема формирования акмеологической компетентности педагога и условия ее реализации в образовательных организациях / И.Г. Матузова // Вестник Донецкого педагогического института. - 2018. - №4. - С. 11-18

8. Паутова, Л.Е. Акмеологические технологии развития и оценки продуктивности профессионально-образовательной деятельности / Л.Е. Паутова, Е.Н. Жаринова // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2021. - № 3 (39). - С. 197-208

9. Перекрестова, Т.С. Акмеологические аспекты профессионально-педагогической подготовки будущего учителя начальных классов / Т.С. Перекрестова // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. -2013. - № 3. - С. 295-291

10. Смолонская, А.Н. Акмеологические аспекты проблемы помощи и поддержки детей / А.Н. Смолонская // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2014. - №7 (60). - С. 134-138

11. Хагажеева, И.Р. Акмеологические основы преемственности начального и дошкольного образования / И.Р. Хагажеева, Б.Б. Нагоев, С.Ю. Апшева, Л.М. Кумахова // МНКО. - 2016. - №2 (57). - С. 176-179

Педагогика

УДК 37.02

доктор филологических наук, профессор Савченко Любовь Васильевна

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного

автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД В КОНТЕКСТЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос медиаобразования в контексте коммуникативного образования, а также коммуникативный подход как подход, который направлен на формирование у обучаемых смыслового восприятия и понимания иностранного языка, а также овладение языковым материалом для построения речевых высказываний. Понятие «медиаобразование» рассматриваем как часть образовательного процесса, направленная на формирование в обществе медиакультуры, подготовку личности к безопасному и эффективному взаимодействию с современной системой массмедиа, включая традиционные и новейшие медиа с учетом развития информационных технологий. Также проведено исследование ключевых понятий, которые сопряжены с термином «медиаобразование». Медиаграмотность производна и результатом медиаобразования, это способность адекватно воспринимать и интерпретировать медиатексты. Под «медиапедагогикой» подразумевается особый вид образовательной теория с упором на обучение медиа и обучение работе с медиа.

Ключевые слова: медиаобразование, высшее образование, коммуникативное образование, гуманитаризация, информационные технологии.

Annotation. This article discusses the issue of media education in the context of communicative education, as well as a communicative approach as an approach that is aimed at forming students' semantic perception and understanding of a foreign language, as well as mastering the language material for constructing speech statements. The concept of "media education" is considered as part of the educational process aimed at forming a media culture in society, preparing an individual for safe and effective interaction with the modern mass media system, including traditional and new media, taking into account the development of information technologies. A study of the key concepts that are associated with the term "media education" was also carried out. Media literacy is a derivative and result of media education, it is the ability to adequately perceive and interpret media texts. By "media pedagogy" is meant a special kind of educational theory with an emphasis on media education and media training.

Key words: media education, higher education, communicative education, humanitarization, information technologies.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет-2030» № 075-15-2021-1323

Введение. Глобальные перемены, происходящие в мире в целом и в России в частности, предъявляют новые, серьёзные требования к подготовке специалиста с высшим образованием. Профессионализм в современном мире предполагает не только владение на высоком уровне профессиональными технологиями, но глубокое осознание ответственности за свою деятельность, способность к прогнозированию последствий, которые она может за собой повлечь, предполагает взгляд на человека как цель любой деятельности и меру всех вещей, причастность к ключевым проблемам человечества. Специалист с высшим образованием, представляя собой в лучшем смысле слова культурную элиту общества, должен отдавать себе полный отчёт в назначении своей деятельности, её социальной ценности и целях. В этом и состоит суть гуманитаризации высшего образования, которая предполагает воспитание у студента культуры научного и практического мышления, критического отношения к окружающим его многочисленным текстам культуры, в том числе и медиатекстам, преобразующего созидательного отношения к миру на основе глубокого усвоения им ценностей мировой и отечественной культуры [6].

Однако, стоит отметить, что выпускается большое число специалистов разных профессий, хорошо владеющих средствами решения многочисленных профессиональных проблем, однако не имеющих почти никакого представления о конечном смысле своей деятельности как определённого служения людям. Отсутствие этой ценностной осмысленности не только делает для человека невозможным полноценное выполнение своих профессиональных функций, но и наносит вред ему самому, препятствуя личностному развитию [2]. Развивается профессиональная деформация личности, влекущая за собой различные нарушения этики профессионального поведения.

Изложение основного материала статьи. Исследование данной проблематики основывается на структурировании ключевых понятий. Рассмотрим термин «медиаобразование» как обучение теории и практическим умениям для овладения современными масс-медиа. Медиаобразование - один из устоявшихся и апробированных способов формирования спроса на качественный контент [9]. «Медиаграмотность» рассматриваем как производную и результатом медиаобразования, это способность адекватно воспринимать и интерпретировать медиатексты [9]. Однако все выше указанные понятия реализовываются в рамках коммуникативного подхода, который направлен на формирование у обучаемых смыслового восприятия и понимания иностранного языка, а также овладение языковым материалом для построения речевых высказываний. По нашему мнению, общество нуждается в этих навыках именно сейчас, когда наблюдается новый виток сильного политического и корпоративного контроля над основными медиаресурсами.

Согласно определению, данному в документах ЮНЕСКО, СМИ: «Образование - имеет дело со всеми средствами коммуникации и включает в себя такие значения как «печатное слово» и «графика, звук»; позволяет людям получить представление о средствах коммуникации, используемых в их обществе и то, как они действуют, и приобретать навыки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.